Рабочая программа по предмету «Информатика» 4 класс (УМК «Школа России)
рабочая программа по информатике (4 класс) на тему

Замалутдинова Гузель Рашидовна

Рабочая программа  по предмету «Информатика» 4 класс (УМК «Школа России)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika.docx81.56 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по информатике разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт), а также основной образовательной программой начального общего образования (далее — ООП). Программа разработана с учётом особенностей первой ступени общего образования, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника. При разработке программы учитывались разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, моторике и т. п.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего образования, поэтому важнейшая цель начального образования — сформировать у учащихся комплекс универсальных учебных действий (далее — УУД), обеспечивающих способность к самостоятельной учебной деятельноcти, т. е. умение учиться. В соответствии со Стандартом целью реализации ООП является обеспечение планируемых образовательных результатов трёх групп: личностных, метапредметных и предметных. Программа по информатике нацелена на достижение результатов всех этих трёх групп. При этом в силу специфики учебного предмета особое место в программе занимает достижение результатов, касающихся работы с информацией. Важнейшей целью(ориентиром изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (далее — ИКТ(компетентности). Многие составляющие ИКТ компетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким образом, часть предметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру мета( предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. При этом в содержании курса информатики для начальной школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. В результате удельный вес метапредметной части содержания курса начальной школы оказывается довольно большим (гораздо больше, чем у любого другого курса в начальной школе. Поэтому курс информатики в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ компетентности и универсальных учебных действий.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);

основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);

основные информационные методы  (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в учебную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания образования, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно- деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Информатика в курсе для 1—4 классов изучается по одному часу в неделю. При изучении информатики во 2—4 классах и в 3—4 классах можно выделить на курс от одного до двух часов в неделю (как показано в вариантах примерного планирования).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

Как говорилось выше, основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ(компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения  метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

основы  информационной  грамотности,  в  частности  овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

основы ИКТ квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

В результате работы по программе учащимися должны быть достигнуты следующие результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования:

личностные:

1)овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2)развитие мотивов учебной деятельности;

3)развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

2)формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

3)использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

4)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

5)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии

С коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст

С помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио(, видео( и графическим сопровождением;

6)осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

7)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

8)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

9)готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

10)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

11) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

(значок * относится только к компьютерным вариантам изучения курса)

1) владение базовым понятийным аппаратом:

цепочка (конечная последовательность); мешок (неупорядоченная совокупность); одномерная и двумерная таблицы; круговая и столбчатая диаграммы;

утверждения, логические значения утверждений; исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения; дерево, понятия, связанные со структурой дерева;

игра с полной информацией для двух игроков, понятия:

правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;

2) владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:

выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;

проведение полного перебора объектов; определение значения истинности утверждений для данного  объекта;  понимание  описания  объекта  с  помощью  истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;

использование имён для указания нужных объектов; использование справочного материала для поиска нужной  информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.)  и        энциклопедий; сортировка и упорядочивание объектов по некоторому  признаку, в том числе расположение слов в словарном по( рядке;

выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;

достраивание, построение и выполнение программ для исполнителя, в том числе включающих конструкцию повторения;

использование дерева для перебора, в том числе всех вариантов партий игры, классификации, описания структуры;

построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;

построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;

построение и использование круговых и столбчатых ди( аграмм, в том числе для представления информации;

использование  метода  разбиения  задачи  на  подзадачи  в        задачах большого объёма;

ИКТ_квалификация:

сканирование изображения; запись аудиовизуальной информации об объекте;

подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;

создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;

заполнение учебной базы данных; создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Правила игры

Понятие о правилах игры. Правила работы с учебником (листами определений и задачами) и рабочей тетрадью, а так  же тетрадью проектов. *Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером. *Правила работы с компьютерными составляющими курса: работа с собственным портфолио на

сайте, с компьютерными уроками. Базисные объекты и их свойства. Допустимые действия.

Основные объекты курса: фигурки, бусины, буквы и цифры. Свойства основных объектов: цвет, форма, ориентация на листе. Одинаковые и разные объекты (одинаковость и различие для каждого вида объектов: фигурок, букв и цифр, бусин). Сравнение фигурок наложением.

Допустимые действия с основными объектами в бумажном учебнике: раскрась, обведи, соедини, нарисуй в окне, вырежи и наклей в окно, пометь галочкой. *Допустимые действия с основными объектами в компьютерных задачах: раскрась, обведи, соедини, положи в окно, напечатай в окне, пометь галочкой. *Сравнение фигурок наложением в компьютерных задачах.

Области.Понятие области. Выделение и раскрашивание областей картинки. Подсчёт областей в картинке.

Цепочка.Понятие о цепочке как о конечной последовательности элементов. Одинаковые и разные цепочки. Общий порядок элементов в цепочке — понятия: первый, второй, третий и т. п., последний, предпоследний. Частичный порядок элементов цепочки — понятия: следующий и предыдущий. Понятие о числовом ряде (числовой линейке) как о цепочке, в которой числа стоят в порядке предметного счёта. Понятия, связанные с порядком элементов от конца цепочки:  первый

С конца, второй с конца, третий с конца и т. д. Понятия

раньше/позже для  элементов  цепочки.  Понятия,  связанные

с отсчётом элементов от любого элемента цепочки: второй после, третий после, первый перед, четвёртый перед и т. д.

Цепочки в окружающем мире: цепочка дней недели, цепочка месяцев. Календарь как цепочка дней года. Понятия перед каждым и после каждого для элементов цепочки. Длина цепочки как число объектов в ней. Цепочка цепочек — цепочка, состоящая из цепочек. Цепочка слов, цепочка чисел. Операция склеивания цепочек. Шифрование как замена каждого элемента цепочки на другой элемент или цепочку из нескольких элементов.

*Использование инструмента «цепочка» для построения цепочек в компьютерных задачах.

Мешок. Понятие мешка как неупорядоченного конечного мультимножества. Пустой мешок. Одинаковые и разные мешки. Классификация объектов мешка по одному и по двум при( знакам. Мешок бусин цепочки. Операция склеивания мешков цепочек.

Основы логики высказываний

Понятия  все/каждый для  элементов  цепочки  и  мешка.

Полный перебор элементов при поиске всех объектов, удовлетворяющих условию. Понятия есть/нет для элементов цепочки и мешка. Понятие все разные. Истинные и ложные утверждения. Утверждения, истинность которых невозможно определить для данного объекта. Утверждения, которые для данного объекта не имеют смысла.

Язык. Латинские буквы. Алфавитная цепочка (русский и латинский алфавиты), алфавитная линейка. Слово как цепочка букв. Именование, имя как цепочка букв и цифр. Буквы и знаки в русском тексте: прописные и строчные буквы, дефис и апостроф, знаки препинания. Словарный порядок слов. Поиск слов в учебном словаре и в настоящих словарях. Толковый словарь. Понятие толкования слова. Полное, не( полное и избыточное толкования. Решение лингвистических задач.

Основы теории алгоритмов.Понятия инструкция и описание. Различия инструкции и описания. Выполнение простых инструкций. Построение объекта (фигурки, цепочки, мешка) по инструкции и описанию. Выполнение простых алгоритмов для решения практических и учебных задач: алгоритма подсчёта областей картинки, алгоритма подсчёта букв в тексте, алгоритма поиска слова в учебном словаре. Исполнитель Робик. Поле и команды (вверх, вниз, вправо, влево) Робика. Программа как цепочка команд. Выполнение программ Робиком. Построение и восстановление программы по результату её выполнения. Использование конструкции повторения в программах для Робика. Цепочка выполнения программы Робиком. Дерево выполнения программ Робиком. *Использование инструмента «Робик» для поиска начального положения Робика.

Дерево.Понятие дерева как конечного направленного графа. Понятия следующий и предыдущий для вершин дерева. Понятие корневая вершина. Понятие лист дерева. Понятие уровень вершин дерева. Понятие путь дерева. Мешок всех путей дерева. Дерево потомков. Дерево всех вариантов (дерево перебора). Дерево вычисления арифметического выражения.*Использование инструмента «дерево» для построения деревьев в компьютерных задачах.

Игры с полной информацией. Турниры и соревнования — правила кругового и кубкового турниров. Игры с полной информацией. Понятия: прав ла игры, ход и позиция игры. Цепочка позиций игры. Примеры игр с полной информацией: «Крестики(нолики», «Ка( мешки», «Ползунок», «Сим». Выигрышные и проигрышные позиции в игре. Существование, построение и использование выигрышных стратегий в реальной игре. Дерево игры, ветка из дерева игры.

Математическое представление информации. Одномерная и двумерная таблицы для мешка — использование таблицы для классификации объектов по одному и двум признакам. Использование таблиц (рабочей и основной) для подсчёта букв и знаков в русском тексте. Использование таблицы для склеивания мешков. Сбор и представление информации, связанной со счётом (пересчётом), измерением величин (температуры); фиксирование результатов. Чтение таблицы, столбчатой и круговой диаграмм, заполнение таблицы, построение диаграмм.

Решение практических задач. Поиск двух одинаковых объектов в большой совокупности объектов с использованием разбиения задачи на подзадачи и группового разделения труда (проект «Разделяй и властвуй»).Изготовление телесной модели цепочки бусин и числового ряда (изготовление бусин из бумаги, нанизывание их в цепочку  (проект «Вырезаем бусины»).Решение проектных задач на анализ текста и выделение из него нужной информации, в частности задач на сопоставление объекта с его описанием (мини(проекты «Работа с текстом»).Исследование частотности использования букв и знаков в русских текстах (проект «Буквы и знаки в русском тексте»).Поиск двух одинаковых мешков среди большого количества мешков с большим числом объектов путём построения сводной таблицы (проект «Одинаковые мешки»).Работа с большими словарями, поиск слов в больших словарях (проект «Лексикографический порядок»).

Сортировка большого количества слов в словарном порядке силами группы с использованием алгоритма сортировки слиянием, сортировочного дерева, классификации (проект «Сортировка слиянием»).Изучение способов проведения спортивных соревнований, записи результатов и выявления победителя в ходе решения серии проектных задач и проведения кругового и кубкового турниров в классе (проект «Турниры и соревнования»).Сбор информации о погоде за месяц, представление информации о погоде в виде таблиц, а также круговых и столбчатых диаграмм (проект «Дневник наблюдения за погодой»).Построение полного дерева игры, исследование всех позиций, построение выигрышной стратегии (проект «Стратегия победы»).

*Решение практических задач. ИКТ_квалификация. Изготовление при помощи компьютерного ресурса нагрудной карточки (беджа) (проект «Моё имя»).Изготовление при помощи компьютерного ресурса изображения фантастического животного составлением его из готовых частей (проект «Фантастический зверь»).Совместное заполнение базы данных о всех учениках класса при помощи компьютерного ресурса, изготовление бумажной записной книжки (проект «Записная книжка»).Изготовление графического изображения (новогодней открытки) с использованием набора готовых изображений средствами стандартного графического редактора (проект «Новогодняя открытка»).

Изготовление в стандартном редакторе и демонстрация презентации, включающей текст и фотографии (как снятые непосредственно, так и сканированные) (проект «Мой лучший друг»/«Мой любимец»).Оформление и распечатка собственного текста с помощью стандартного текстового редактора (проект «Наши рецепты»).Определение дерева по веточкам и почкам с использованием электронного определителя (проект «Определение дерева по веточкам и почкам»).Изготовление графического изображения с элементами анимации (включающее хотя бы один движущийся объект) с использованием программирования исполнителя (в среде ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации) (проект «Живая картина»).Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования исполни( теля в программе ПервоЛого/ЛогоМиры или в программе компьютерной анимации (проект «Наша сказка»).Наблюдение и регистрация данных, в частности числовых, при помощи компьютерного ресурса; обобщение итогов наблюдения и оформление результатов в виде презентации (проект «Дневник наблюдения за погодой»).Поиск информации на заданную тему в Интернете, под( бор и структурирование найденной информации, оформление информации в виде текстового документа с иллюстрациями, распечатка готового документа (проект «Мой доклад»).

Рабочая программа рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю в соответствии с учебным планом школы.

Особенности, предпочтительные методы обучения: проблемно-поисковые методы, фронтальная беседа, самостоятельная работа с учебником, методы обобщения и систематизации: словесные, наглядные, игровые, практические, здововьесберегающие технологии.

К компьютерной части курса относятся:

- Компьютерные уроки – содержат наборы задач к каждой теме курса, а также задания, предназначенные для последовательного знакомства с компьютерными инструментами, необходимыми для решения задач на компьютере («заливка», «лапка», «карандаш» и пр.).

- Компьютерные проекты – содержат специальную программную поддержку для проведения некоторых проектов курса.

- Клавиатурный тренажер – содержит серию тренировочных упражнений на знакомство с клавиатурой и обучение слепому десятипальцевому методу клавиатурного письма.

- Компьютерная презентация «Знакомство с компьютером» – для демонстрации на самом первом уроке и поддержки обсуждения правил безопасности при работе в компьютерном классе.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

урока

в разделе

Дата

Тема урока

Цель урока

Тип урока

Вид или форма учебной деятельно-сти, прио-ритетные на уроке

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Приме-чание

Раздел «Игры»

1/1

Техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.

Познакомить детей с техникой безопасности и гигиеной при работе с компьютером.

Выяснение  правил и

особенностей игры в Крестики-нолики, которые  впоследствии

пригодятся при решении более сложных задач.

Создание как можно более

широкой базы данных птиц.

Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам,

наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения.

Комбин-рованный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы.

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Знать правила техника безопасности и гигиена при работе с компьютером.

Знать правила кругового и кубкового турнира.

Развитие логического мышления, внимания, наблюдательности, поскольку, стремясь к собственной победе, игрок после каждого хода обязан тщательно анализировать сложившуюся на поле ситуацию и мешать выиграть сопернику.

2/2

Игры двух игроков, цепочка позиций игры.

.

Определение начальной позиции, хода игры, мешка возможных позиций, заключительной позиции и победителя игры.

Ознаком-ление с новым материа-лом.

Урок-практикум

Работа в парах.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Умение определять позицию игры.

Знать понятие цепочка позиций игры.

Делать вывод об общих закономерностях в играх с полной информацией.

3/3

Игра Ползунок..

Знакомство и работа с игрой Ползунок, где место числовой интуиции занимает геометрическая.

Комбини-рованный урок.

Работа в парах.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Знать цепочечную лексику, в частности понятия «перед каждой/после каждой» и «раньше/позже».

Раздел «Проект»

4/1

04 нед. 09

Проект «Мой Интернет».

Приобретение ребятами начальных навыков работы в Сети.

Обучение пользоваться Поисковиком.

Урок примене-ния знаний и умений.

Практикум.

Знать какие возможности предоставляет нам работа в Сети.

Уметь использовать Сеть Интернет, пользоваться справочно-поисковой системой.

Раздел «Игры»

5/4

Игра Камешки.

Знакомство и работа с игрой Камешки.

Обучение записи цепочки, удовлетворяющей определенному условию.

Комбини-рованный урок.

Работа в парах.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Уметь провести полный анализ игры и понять, кто, когда выигрывает.

Уметь записывать цепочку, удовлетворяющую определенному условию (выигрышу конкретного игрока).

6/5

Игры в Слова и в Города..

Знакомство и работа (или вспоминание) с играми в Слова и в Города.

Дать понятие «бесконечная игра».

Работа с географической картой и толковым словарем.

Установление соотношений между одномерными и двумерной таблицами для одного мешка.

Примене-ние знаний и умений.

Коллектив-ная работа.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Уметь работать с географической картой и толковым словарем.

Уметь строить цепочки игры в Слова.

Уметь устанавливать  соотношения между

одномерными и двумерной таблицами для одного мешка.

Раздел «Проект»

7/2

Проект «Угадай задуманную букву».

Знакомство и работа с новой

игрой «Угадай букву».

Познакомить учащихся с методом деления пополам, научить их использовать данный  метод в играх на угадывание объекта (буквы, числа, ученика)  и при решении других жизненных и математических задач.

Урок примене-ния знаний и умений.

Урок-практикум

Практикум.

Групповая работа.

Выяснить, за какое

наименьшее число вопросов можно угадать наверняка (при любом

ходе игры) задуманную букву и научиться, действительно угадывать

задуманную букву за это число вопросов.

Раздел «Игры»

8/6

Контрольная № 1.

Проверить, насколько дети освоились с правилами игр Крестики-нолики, Ползунок, Камешки, Слова. Также проверяется умение детей работать с новой лексикой, например, с такими терминами, как партия, заключительная позиция, цепочка партии и пр.

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверочная работа.

Уметь применять полученные знания.

9/7

Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи.

Повторение пройденного материала.

Решение бумажных и компьютерных задач.

Знакомство с условием, при котором построение каждой цепочки требуется соблюдение двух условий.

Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений.

Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос.

Уметь выполнять задания на основе пройденного материала.

Раздел «Проект»

10/3

Проект «Птицы вокруг нас»,

Создание как можно более широкой базы данных птиц.

Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам,

наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения.

Урок примене-ния знаний и умений.

Практикум.

Иметь представление о сборе данных, о различных способах представления информации.

Раздел «Деревья»

11/1

Робот. Цепочка выполнения программы.

Познакомить с цепочкой выполнения программы.

Ознаком-ление с новым материа-лом.

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Иметь представление о цепочке выполнения программы исполнителем Робик. Знать элементы цепочки выполнения программы – позиции Робота.

Знать особенности

употребления конструкции «после каждой» для путей дерева.

Уметь осуществить полный перебор всех путей дерева и для каждого проверить истинность утверждения в окне.

12/2

Дерево выполнения программ.

Познакомить с понятием «дерево выполнения программ», которое отражает  сразу  все

варианты возможного развития событий от первого до последнего шага.

Комбини-рованный урок.

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Иметь представление о дереве выполнения всех возможных программ для Робика. Знать понятия: цепочка позиций, дерево позиций.

13/3

Игра Сим.

Знакомство и работа с игрой Сим. Понятие комбинаторной игры.

Комбини-рованный урок.

Работа в парах.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Уметь определять победителя по длине цепочки, если цепочка четной длины, то выигрывает Первый, если нечетной – Второй.

14/4

Дерево вычисления.

Дать понятие «дерево вычислений».

Отработка вычислительных навыков.

Комбини-рованный урок.

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Уметь с помощью деревьев изображать процесс вычисления значения арифметического выражения.

Раздел «Проект»

15/4

Проект «Инструкции к бытовой технике».

Научить ребят осваивать новую технику, опираясь на инструкцию.

Урок примене-ния знаний и умений.

Практикум.

Групповая работа.

Иметь представление об инструкциях и способах их применения.

Раздел «Деревья»

16/5

Контрольная № 2.

Проверить усвоение по теме «Дерево»: цепочка и дерево выполнения программ, дерево вычислений.

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверочная работа.

Уметь применять полученные знания.

17/6

Решение задач. Выравнивание, дополнительные и трудные задачи.

Повторение пройденного материала.

Решение бумажных и компьютерных задач.

Установление связи между древесной структурой и структурой арифметического выражения.

Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений.

Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос.

Уметь выполнять задания на основе пройденного материала.

Раздел «Проект»

18/5

Проект «Наш мультфильм».

Создание многостраничного произведения, включающего графику и мультипликацию.

Изготовление компьютерной анимации (с собственным озвучением) с использованием программирования Черепашки.

Урок примене-ния знаний и умений.

Урок-практикум

Практикум.

Групповая работа.

Уметь создавать компьютерную анимацию; создавать изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера; составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация).

Раздел «Деревья»

19/7

Дерево игры. Ветка из дерева игры.

Знакомство детей с деревом игры. Дать понятие: «ветка из дерева игры». Что это не любая часть дерева игры, а только такая, которая включает все возможные варианты завершения игры, начиная с некоторой позиции.

Комбин-ирован-ный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Представить себе дерево игры (спроектировать в уме) и разместить, нарисовать это дерево игры в окне.

20/8

Проект «Угадай задуманную букву».

Знакомство и работа с новой игрой «Угадай букву».

Познакомить учащихся с методом деления пополам, научить их использовать данный  метод в играх на угадывание объекта (буквы, числа, ученика)  и при решении других жизненных и математических задач.

Урок примене-ния знаний и умений.

Урок-практикум

Практикум.

Групповая работа.

Выяснить, за какое наименьшее число вопросов можно угадать наверняка (при любом ходе игры) задуманную букву и научиться, действительно угадывать задуманную букву за это число вопросов.

Раздел «Выигрышные и проигрышные стратегии»

21/1

Выигрышные и проигрышные позиции.

Изучение отдельных позиций: какие из них являются выигрышными, а какие проигрышными. Чем выигрышная позиция отличается от проигрышной.

Ознаком-ление с новым материа-лом.

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Уметь исследовать позиции игры.

Уметь раскрашивать позиции на числовой линейке и понимать, что в разумной партии игрок, у которого есть возможность, всегда должен делать такой ход,  который оставит противнику проигрышную позицию.

22/2

Выигрышные стратегии в игре Камешки.

Обучение анализировать ход игры в целом. Если начальная позиция выигрышная, то выигрышную стратегию имеет Первый, если проигрышная – Второй.

Урок закрепле-ния изу-ченного.

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Уметь строить выигрышные стратегии путем полного перебора и исследования всех возможных позиций игры.

23/3

Выигрышные стратегии и большие числа.

Сформулировать выигрышную стратегию не пошагово, описывая каждый ход игры, а в виде общего правила.

Комбини-рованный урок. Урок-лекция с элемента-ми беседы

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Умение следовать общему правилу, делать только разумные ходы и оставлять противнику только проигрышные позиции.

24/4

Стратегии в играх на шахматной доске.

Знакомство с серией игр, для которых так же, как и для игры в Камешки, можно строить выигрышные стратегии путем полного перебора исследования всех возможных позиций игры.

Комбини-рованный урок.

Парная работа.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Уметь строить выигрышные стратегии путем полного перебора и исследования всех возможных позиций игры на двумерном поле.

Раздел «Проект»

25/6

Проект «Птицы вокруг нас»,

Создание как можно более широкой базы данных птиц.

Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения.

Урок примене-ния знаний и умений.

Урок-практикум

Практикум.

Групповая работа.

Уметь создавать базы данных птиц, работать с базами данных, выделять  существенные признаки объекта, уметь описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения.

Раздел «Выигрышные и проигрышные стратегии»

26/5

Контрольная работа № 3.

Проверить усвоение по теме «Выигрышные и проигрышные стратегии».

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверочная работа.

Уметь применять полученные знания.

27/6

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

Повторение пройденного материала.

Решение бумажных и компьютерных задач.

Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений.

Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос.

Уметь выполнять задания на основе пройденного материала.

Раздел «Проект»

28/7

Проект «Мой реферат».

Знакомство с понятием «Реферат».

Создать и напечатать текст на заданную тему.

Урок примене-ния знаний и умений.

Урок-практикум

Практикум.

Уметь оформлять информацию в виде сводной таблицы, «реферата».

Создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора.

Раздел «Выигрышные и проигрышные стратегии»

29/7

Дерево всех слов данной длины.

Повторение построения мешка всех путей дерева и, наоборот, построение дерева по мешку его путей

Комбинаторика.

Комбини-рованный урок.

Фронтальный опрос.

Работа в тетрадях на печатной основе.

Знать построение мешка всех путей дерева и, наоборот, построение дерева по мешку его путей.

Уметь расположить буквы в алфавитном порядке сверху вниз.

30/8

Проект «Стратегия победы».

Обучение поиску выигрышной стратегии с помощью дерева игры на примере игры Ползунок на поле 3×3.

Урок примене-ния знаний и умений.

Урок-практикум

Практикум.

Групповая работа.

Уметь построить полное дерево игры, исследовав все позиции, построить выигрышную стратегию. Иметь представление о разбиении задачи на подзадачи и возможности ее коллективного решения.

31/9

Контрольная работа № 4.

Проверить усвоения материала полученного за год.

Урок проверки и коррекции знаний и умений.

Проверочная работа.

Уметь применять полученные знания.

Раздел «Проект»

32/8

Проект «Птицы вокруг нас»,

Создание как можно более широкой базы данных птиц.

Обучение работе с базами данных, обучение выделению существенных признаков объекта, умению описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения.

Урок примене-ния знаний и умений.

Практикум.

Уметь создавать базы данных птиц, работать с базами данных, выделять  существенные признаки объекта, уметь описывать объект, сравнивать объекты по существенным признакам, наблюдать объекты и фиксировать результаты наблюдения.

Раздел «Выигрышные и проигрышные стратегии»

33/10

Выравнивание, решение дополнительных и трудных задач.

Повторение пройденного материала.

Решение бумажных и компьютерных задач.

Урок обобще-ния и систематизации знаний и умений.

Работа в тетрадях на печатной основе. Индивидуальный опрос.

Уметь выполнять задания на основе пройденного материала.

Раздел «Проект»

34/9

Проект «Моя игра».

Обучение самостоятельному созданию компьютерной игры, изображающей движение по лабиринту. Получение в свое распоряжение компьютерную игру,  в которую можно играть самому или дать поиграть товарищу

Урок примене-ния знаний и умений.

Практикум.

Уметь создавать простую компьютерную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК Школа России

Раьбочие программы по предметам для 4 класса по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, физической культуре, азбуке Смоленского края с пояснительной запиской и ...

Рабочие программы по предметам 2 класс ФГОС "Школа России"

Рабочие программы и календарно тематическое планирование по предметам во 2 классе.Программа "Школа России".Есть цели уроков, формируемые УУД, оборудование....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...

Рабочие программы по предметам 3 класса УМК "Школа России"

Рабочая программа по русскому языку 3 класс к учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. Рабочая программа по математике 3 класс М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова. Рабочая программа по литературному...

Рабочие программы по предметам 4 класс УМК"Школа России"

Рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру  УМК "Школа России"...