Использование ИКТ в коррекционно- речевой развивающей среде
презентация к уроку по информатике

Кравченко Антон Сергеевич

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющий вектор развития мирового сообщества XXI века. Цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания.

 В последнее время наблюдается активный поиск приёмов и средств повышения эффективности обучения в школе. Модернизация образования требует внедрения информационно-коммуникационных технологий в обучение.

Информационно-коммуникационные технологии – это новые педагогические технологии, которые позволяют не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, активизировать ученика, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных  особенностей  каждого ученика.

 Сегодня, на фоне информатизации школьного образования и разнообразного использования компьютерной техники в учебно-воспитательном процессе, вопросы применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках стали особо актуальными. Они повышают мотивацию к обучению, развивают интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации, расширяют объём предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач, осуществляют индивидуальный подход в обучении, повышают качество контроля знаний учащихся, обеспечивают гибкость управления учебным процессом, что повышает эффективность обучения.

Применение ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности обучающихся, в совокупности с другими инновационными технологиями позволяет создать принципиально иную информационно-коммуникационную среду, которая повышает мотивацию обучающихся на самообразование, интенсифицирует самостоятельную работу, оптимизирует учебную информацию, сокращая время её получения, а главное делает её доступной в любое удобное время.

 Использование ИКТ в учебном процессе предполагает повышение качества образования, т. е. решение одной  из  насущных  проблем  для современного общества.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование ИКТ в коррекционно - речевой развивающей среде. (сообщение из опыта работы учителя- дефектолога Кравченко Антона Сергеевича)

Слайд 2

Основной целью учителя-дефектолога в школе является коррекция психических и речевых нарушений. Овладению правильной речью имеет важное значение для формирования личности ребенка с проблемами в психическом развитии, для обучения его в школе или специализированном учреждении, а также для его дальнейшей трудовой деятельности . В настоящее время одной из основных задач учителя-дефектолога является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), которые прочно входят во все сферы жизни человека.

Слайд 3

Использование ИКТ в коррекционно- развивающем процессе – это одно из современных направлений в образовании . Считаю, что применение компьютерных технологий позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

Слайд 4

Актуальными направлениями внедрения информационных технологий в работу учителя-дефектолога являются : использование интерактивной доски, создание собственных мультимедийных проектов с помощью программы Power Point , использование Интернет-ресурсов, использование компьютерных программ . У большинства детей отмечается нарушение многих компонентов речевой системы: звукопроизношения, звуконаполняемости слов , у кого-то недоразвитие фонематического слуха, выраженное отставание в формировании словарного запаса и грамматического строя речи.

Слайд 5

Поэтому использование в образовательной деятельности с детьми информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с проблемами в психическом и речевом развитии. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. На своих занятиях по КПП, познавательно-речевому развитию я часто использую видеопрезентации , самостоятельно разработанные в программе Power Point по изучаемой теме. Например: при изучении темы «Весна» использую наглядную презентацию на компьютере. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, ученики имеют возможность изучать что происходит весной, более внимательно и в полном объеме, слушают звуки. Использование видеопрезентаций делает коррекционный процесс интересным и выразительным.

Слайд 6

На каждую тему в отдельной папке у меня собран материал из интернетресурсов : конспекты игр и занятий по данной теме, наглядный материал, аудио, видео, видеопрезентации . Данный материал помогает мне сделать занятия для детей интересными и полезными. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций, разработанных в программе Power Point , позволяет существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений. Презентация является полифункциональным средством коррекции речи . В презентации решаются задачи по автоматизации звука, активизации и уточнению словаря, формированию различных грамматических категорий, развитию зрительного внимания, логического мышления. При использовании информационных технологий осуществляются принципы наглядности,активности и полифункциональности обучения.

Слайд 7

Так как санитарно-гигиенические нормы строго регламентируют время, проводимое детьми перед монитором, считаю целесообразным использовать компьютерные технологии порционно: возможен показ видеопрезентаций при ознакомлении с новой лексической темой, включение в индивидуальные занятия игр по формированию речевого дыхания, развитию слухового внимания. Очень эффективно применение программы создания презентаций Power Point при подготовке к подгрупповым и индивидуальным дефектологическим и логопедическим занятиям. Положительно оцениваю и считаю, что необходимо приобрести для использования в школе такие готовые программы, как «Видимая речь», «Игры для Тигры», «Говори правильно», логопедический тренажер «Дельфа-142», уроки тетушки Совы и тд .

Слайд 8

Коротко остановлюсь на компьютерной технологии логопедической коррекции «Игры для Тигры» (автор Л.Р. Лизунова) , которая включает СD-диск со специализированной компьютерной программой «Игры для Тигры» и учебно-методическое пособие с подробными рекомендациями. Эта программа предназначена для коррекции ФФНР, ОНР у детей младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии , ринолалии , заикании, а также при вторичных речевых на рушениях. Отличные рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселый ведущий Тигренок делают программу привлекательной, способствуют повышению мотивационной готовности детей к логопедическим занятиям, индивидуализации и повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. В программе более 50 упражнений, объединенных в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: « Фонематика », «Просодика», «Лексика» и «Звукопроизношение».

Слайд 9

Программа содержит различные по сложности или объему варианты заданий. Также рекомендую провести в школе систему Wi-Fi , чтобы учителя –дефектологи и учителя- логопеды могли использовать в своей работе с детьми обучающие компьютерные игры . Например : игры с озорной Бабой-Ягой компании « МедиаХауз », в основе которых положена методика опережающего обучения . Игра «Баба-Яга учиться читать» - предназначена для того, чтобы ребенок легко и естественно приобщился к чтению, а буквы и слова стали для него добрыми приятелями в играх и забавах. Игры «Баба-Яга учится считать», «Школа на курьих ножках», «Баба-Яга в плену врага» можно порекомендовать родителям для занятий с детьми дома. Если руководство школы будет иметь возможность приобрести обучающие программы, то необходимо ориентироваться на определенные требования .

Слайд 10

Требования, предъявляемые к развивающим и обучающим программам, применяемым на дефектологических и логопедических занятиях: Программа должна иметь указание на возраст ребенка; Программа должна быть яркой, красочной, со звуковым оформлением; Объекты , отображенные на экране, не должны быть мелкими или непонятными детям; Программа должна быть на русском языке; Текст заданий, если он имеется, желательно должен быть озвучен диктором; Задания - интересные, понятные ребёнку, простые для выполнения; Периоды и эпизоды игры должны быть не более 5-7 минут; Желательно , чтобы ребенок работал с клавиатурой и с мышкой; Программа должна развивать детей, давать им знания, обучать навыкам в незатейливой игровой форме;

Слайд 11

Таким образом , новые технологии делают коррекционную работу более интересной для школьников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как «панацея», а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции психических процессов и предупреждению речевых дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Создание коррекционно-развивающей среды - залог успеха в обучении младших школьников"

Методические рекомендации по коррекционно-развивающему обучению....

Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

Выступление на педсовете учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения»

Выступление на педсовете  учителя начальных классов Дерезиной С.В. по проблеме: «Создание коррекционно–развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобра...

Уланова Л.С. Создание предметно-развивающей среды для развития ребенка с задержкой речевого развития: рекомендации родителям.

В статье рассматриваются вопросы организации предмено-развивающей среды для детей двух-трех лет с задержкой речевого развития....

«Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»

Выступление на ШМО "Использование ИКТ на коррекционно-развивающих занятиях, как средства оптимизации коррекционно-педагогического процесса в работе учителя-дефектолога»...