Психолого-педагогические условия раннего обучения иностранным языкам.
методическая разработка по иностранному языку по теме

Маринина Елена Владимировна

Процесс раннего обучения иностранным языкам сложен и проблематичен. Раннее обучение иностранным языкам должно пониматься как приобретение языковых умений и  навыков через естественную для данного возраста деятельность. Это значит, что обучение должно проходить в соответствии с потребностями младших школьников, такими, как играть, двигаться, петь, фантазировать, воображать, действовать с предметами и т. п.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процесс раннего обучения иностранным языкам сложен и проблематичен. Раннее обучение иностранным языкам должно пониматься как приобретение языковых умений и  навыков через естественную для данного возраста деятельность. Это значит, что обучение должно проходить в соответствии с потребностями младших школьников, такими, как играть, двигаться, петь, фантазировать, воображать, действовать с предметами и т. п.

   Строя процесс обучения иностранным языкам в младшем школьном возрасте, очень важно учитывать психологические функции начального обучения.

    А. А. Леонтьев выделил следующие психологические функции начального обучения:

1). Формирование навыков и умений учебной деятельности. Эта функция считается одной из самых важных, т. к. именно  в младшем школьном возрасте идёт овладение системой операций, которые необходимы для успешной учебной деятельности на следующих этапах. Очень важно, чтобы предлагаемая система обучения способствовала развитию ребенка, была бы направлена на формировании е исследовательских действий. Это важно учитывать и  в процессе обучения иностранным языкам.

2). Овладение учебным материалом и формирование умений свободно переходить от учебной деятельности к неучебной. Эта функция предполагает, что обучение иностранным языкам должно быть направлено на формирование активной, творческой и полноценной личности, участвующей в социальной деятельности. Т.к. конечной целью обучения должна быть реальная жизнь. Поэтому очень важно, чтобы обучение иностранным языкам носило бы не только теоретический характер, но и обеспечивало бы практическое овладение речью на высоком уровне.

3). Личностно-образующая функция обучения.

Именно в младшем школьном возрасте начинают закладываться основы личности, и ошибки, которые допускают учителя отзовутся затем в обострённой форме.

4). Опора на материал в поэтапном развитии ребёнка.

Как отмечал Леонтьев: «Мало дать ребёнку некоторую систему знаний, передать ему социальный опыт: это необходимо делать в такой последовательности, в такой дозировке, чтобы узловые, поворотные точки развития высших психических функций        , соответствующие особой предрасположенности (сензитивности) ребёнка к усвоению воздействий, были обеспечены необходимым и достаточным материалом.»А это требование нередко нарушается при обучении иностранным языкам.

5). Социальная и социально-психологическая ориентация в человеческой деятельности.

Эта функция предполагает непосредственную связь обучения и воспитания.

6). Поддержка, закрепление и развитие усвоенных в дошкольном периоде культурных и социальных ценностей.

Как считает Амонашвили, очень важно в процессе обучения иностранным языкам обеспечить успех, радость познания. Младший школьник стремится удовлетворить свои интересы и утвердиться в обществе. Он должен чувствовать одобрение, положительную оценку своей работы со стороны окружающих его людей. Общественная оценка является ведущим фактором в обеспечении успешной деятельности. Ребёнок должен верить в свои способности. Поэтому учителю необходимо создать условия, которые способствовали бы снятию личностных психологических барьеров, таких, как стеснительность, боязнь допустить ошибки в ре6чи, неуверенность и т. д. Одним из условий может стать – усиление роли стимулирующих оценок.Т. к. боязнь получить плохую отметку «сковывает» ребёнка, то лучше в процессе обучения использовать не отметки, а стимулирующие оценки. Причём, важно подчёркивать успех ребёнка, а не его неудачи.

   Одним из способов организации педагогического процесса, в котором возможно создание условий для свободного движения внутренних сил ребёнка, является игра. Игра является ведущим видом деятельности для ребёнка от трёх до шести лет, но её значение не утрачивается позже. Ребёнок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый, так как обучение идёт в процессе общения, которое жизненно необходимо для ребёнка и создаётся в процессе обучающей игры. Обучающие возможности игры на иностранном языке изучали Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. Многие противники игры ссылаются на её несерьёзность. Но ещё Фрейд говорил: «Несправедливо думать, что ребёнок смотрит на созданный им мир несерьёзно. Противоположение игре не серьёзность, но действительность. Ребёнок прекрасно отличает созданный им мир от действительного.»

   Е. И. Негневицкая отмечает, что игра позволяет сделать «коммуникативно ценными практически любые языковые единицы, в том числе звуки, слоги, слова.» И это является уникальной возможностью для коммуникативного обучения иностранному языку с использованием языковых средств, и чем точнее будут соблюдаться законы игры, тем эффективнее будет иноязычное общение.

   Негневицкая выделяет следующие требования к игре, как к приёму обучения иностранным языкам:

  1. для учителя игра – упражнение, действие, в котором дети учатся произносить звуки, слоги, слова, понимать слова, находить различия между звуками и т. п.; для ребёнка игра должна быть интересным, увлекательным взаимодействием с педагогом и одноклассниками, в котором построение высказываний должно диктоваться потребностями игры.
  2. Для игры обязательно наличие воображаемой ситуации и плана, по которому будут действовать дети, играя. Также необходимо наличие ролей, игровых предметов как обязательных компонентов игры.
  3. Детям важно осознавать наличие игрового результата.
  4. Ребята должны понимать, что только соблюдая правила, можно достичь данного результата.
  5. За детьми должно сохраняться право выбора действия в игре, что обеспечивает активность каждого ребёнка при коллективной форме организации игры.
  6. Учителю, организуя игру, нужно знать, какие навыки, умения будут тренироваться в игре; что ребёнок не умел делать до проведения игры и чему он научится в процессе игры.
  7. Ребёнок должен совершать мыслительные операции.
  8. Не использовать систему оценок.

 Колесникова отмечает ещё следующие требования, которым должна удовлетворять игра:

  1. Игра должна проводиться на основе ситуации, которая адекватна реальной ситуации общения.
  2. Игра должна быть хорошо подготовлена и организована.
  3. Важно, чтобы игра была принята всей группой.
  4. Игру следует проводить в доброжелательной обстановке, чтобы она смогла вызвать у школьника чувство радости, уверенности в своих силах.
  5. Учитель сам должен верить в эффективность игры. Учитель должен контролировать деятельность детей, но постепенно он должен становиться наблюдателем. Активная деятельность учителя смещается  на активную деятельность учащихся. Важно, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы, где руководит учитель. Учитель может лишь корректировать процесс общения, помогая тем ребятам, которые нуждаются в помощи.
  6. Обсуждая игру, учителю следует тактично оценивать результаты игры. Начинать обсуждение результатов с удачных моментов, а лишь затем указать на недостатки. Важно, чтобы отрицательная оценка не привела бы к снижению активности. Можно использовать магнитофон для записи хода игры. Прослушивание фонограммы вместе с учащимися поможет получить чёткое представление об удачах и недостатках, которые следует учесть при организации следующих игр.

Какие же игры можно использовать на уроках иностранного языка? Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр. Это могут быть дидактические игры, творческие, подвижные, ролевые и другие. Дидактические игры могут быть использованы на уроках и при самостоятельной работе детей. Особенность этих игр заключается в том, что усвоение языкового материала осуществляется при манипулировании детей с предметами через практическую деятельность. Внимание и запоминание детей непроизвольно. Дети очень любят играть в лото, собирать календарики, открытки, значки, всё это можно использовать при обучении иностранному языку.

Например, цветные фантики можно использовать при изучении цветов.

   Овладение иноязычной речью связано с музыкальным воспитанием, поэтому в процессе обучения следует использовать музыкально-дидактические игры. Как известно, восприятие музыки требует от учащихся сосредоточенности, внимания, сообразительности, а это очень важно для формирования навыков иноязычного произношения, интонации. Музыкально-дидактические игры способствуют формированию и совершенствованию фонематического слуха.

   Одна из важнейших потребностей детского организма – движение. Подвижные игры способствуют развитию двигательной активности детей, укрепляют их здоровье и помогают решать учебно-воспитательные задачи по обучению иностранным языкам. Подвижные игры можно организовать при решении учебных задач или во время разминок. Подвижные игры, в которых сочетаются движение и общение на иностранном языке, позволяют формировать умения и навыки в использовании речевого материала.

   Также на уроках иностранного языка следует использовать игры-драматизации, которые развивают речь ребёнка, помогают усвоить слова и выражения.

   Особенно привлекательными для детей младшего школьного возраста являются ролевые игры. Принимая на себя роль, ребёнок сопереживает, реализуе6т заложенные в ней творческие возможности. При подборе содержания ролевых игр следует  у4читывать возможности детей, их словарный запас. Важно включать в игру различных персонажей из сказок, которые говорят только по-английски. Замечено, что в естественной обстановке ребёнок любит много говорить, любит учить кого-то чему-нибудь. Это желание ребёнка можно реализовать в ролевых играх.

Например, играя в игру «Школа кукол», дети обучают кукол нужным речевым действиям. Когда играют в «Цирк», дети могут принимать на себя роль дрессировщиков и обучать животных говорить на иностранном языке.

   Дети очень любят рассказывать о себе, когда их слушают с интересом. Играя с детьми, можно организовать телепередачи по заявкам зрителей.

   В процессе игр, должны быть использованы стимулы. Ими могут быть куклы с постоянно заданной речевой характеристикой: кукла Never-say (Никогда не скажу), которая позволяет ребенку дать инструкцию и прокомментировать несостоявшийся ответ; кукла I-Can-Do ( Умейка), позволяющая детям быстро и правильно выполнить все задания, кукла Polly (Попугай), повторяющая в неизменном виде все инструкции учителя, а кукла Mr Loud (Громкий) и  Mr Soft ( Тихий) позволяют воспитывать у детей выразительность речи. Куклы: рассеянная кукла Up-Down, ленивая кукла Lazy-Bones, помогают охарактеризовать деятельность детей на уроке. Для увелдичения времени речевой практики, проигравших детей можно помещать в специальные «штрафные страны» : I-Can Not-Speak-English-Land (Страна неумеющих говорить по-английски). Ask-Me-More-Questions-Land (Страна задающих много вопросов), Give-Me-More-Answers-Land (Страна дающих много ответов). В этих странах на ребёнка налагается штраф, который связан с характером допущенной  ошибкой в речи.

   Т. о. игра является сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребности младших школьников в новизне изучаемого материала, в различных упражнениях. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность, а игра способствует созданию реальных  жизненных ситуаций и благоприятных условий для общения. Игра мотивирует речевую деятельность. Центром внимания играющих становится содержание беседы, в которой актуализируются потребности: сказать что-то, доказать или поделиться чем-то с собеседником. А язык используется как средство общения.

   Игра помогает создать условия равенства в речевом общении, помогает организовать обучение иностранному языку как коммуникацию в коллективной деятельности с учётом личностно-межличностных связей : преподаватель-группа, учитель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик. Такая игра помогает ребятам преодолеть неуверенность в себе, робость. Каждый ребёнок участвует в игре, выполняет определённые задания и является активным участником в общении.

   Играя, дети овладевают компонентами общения: учатся начинать беседу, поддерживать её, согласиться или опровергнуть мнение собеседника, отстоять свою точку зрения, учатся слушать собеседника, задавать вопросы и т. п.

   Игра учит социальному употреблению иностранного языка. Это значит, что ребята учатся чётко распознавать ситуацию, учитывать известную информацию и выбрать наиболее эффективные лингвистические средства.

    Важным в игре является то, что обеспечивается доминирование речевой практики, где и говорящий и слушающие активны, т. к. в  общении является существенно важным не только умение передать информацию, но и умение понять и запомнить реплику партнёра, проанализировать её с точки зрения соответствия цели и задаче общения и правильно отреагировать на реплику.

   Игра помогает формировать познавательные интересы школьников, развивает самостоятельность и инициативность.

   Т.о. раннее обучение иностранным языкам ставит задачу овладения иностранным языком как средством общения, и все компоненты обучения (отбор и подача языкового материала, содержание действий по его реализации) должны подчиняться коммуникативной цели. Но обучение иностранным языкам не может сводиться только к коммуникативным целям.

    Иноязычная культура это часть мировой культуры. Нужно передавать иноязычную культуру, знакомить с традициями, с историей, с современной жизнью страны, язык которой изучается, для разностороннего развития детей.

    Сторонники лингвострановедческого преподавания считают, что и для детей младшего школьного возраста иностранный язык может быть не только средством выражения мысли, но и источником сведений о культуре народа-носителя языка. По мнению психологов, дети особенно впечатлительны и чутки к чужой культуре, с интересом овладевают новыми знаниями, умениями, навыками. Т. е. мы можем говорить о наличии явления импритинга, впечатления материала языка при условии необходимой мотивации, стимула. Психологи определяют время, возможное для импритинга, до 8 лет. Т. о., уже с первых занятий иностранным языком, нужно давать детям в доступной форме элементарные страноведческие знания. Это может быть встреча со сказочными героями; «полёт» в страну изучаемого языка. Е. И. Матецкая предлагает создавать на уроке фантастические обстановки за счёт перенесения места действия в страны детского воображения, типичные для английского фольклора: Up-Down Land – Страна Навыворт,

         Sleeping Land – Страна Снов,

         Fairy Land – Страна Чудес,

         Hopping Land – Страна Прыгунов,

          Running  Land – Страна Бегунов.

              Информация носит занимательный характер, что                                               может послужить отличным стимулом к учению.

Очень важно, чтобы дети поняли образ мыслей, отношение к миру, особенности поведения людей той страны, язык которой изучается.

   Для каждой страны характерны свои особенности невербального языка, с которыми целесообразно ознакомить детей.

   Итак, обучение иностранным языкам целесообразно начинать в младшем школьном возрасте с опорой на психологические предпосылки, присущие детям младшего школьного возраста. И в процессе обучения следует соблюдать психолого-педагогические условия, которые помогут сделать обучение иностранным языкам более эффективными.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительные стороны раннего обучения иностранному языку

Статья адресована родителям семи-, восьмилетних детей,которым предстоит изучать иностранный язык со 2 класса общеобразовательной школы. В статье раскрываются причины изучения иностранного языка в нача...

Раннее обучение иностранному языку в школе

Выступление на мастер-классе по теме раннего обучения иностранному языку. Содержит основные принципы преподавания иноязычного обучения в школе и результаты их использования в деятельности педагога....

Место компьютера в раннем обучении иностранному языку.

Статья посвещена вопросам обучения детей иностанному языку главным, образом старших дошкольников, с привлечением комьютерных обучающих программ....

«Раннее обучение иностранному языку»

Раннее обучение иностранным языкам становится все более актуальной задачей для преподавателей и родителей. Во многом это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дис...

Раннее обучение иностранным языкам: особенности и методики

Идеальные сроки для начала изучения иностранных языков: различные мнения,  методы, используемые для работы с малышами, доступные материалы и способы их использования в обучении...

Раннее обучение иностранному языку - успешная практика.

Взгляд учителя на проблемы раннего обучения иностранному языку....

статья "проблемы и перспективы раннего обучения иностранному языку "

статья посвящена проблемам и перспективам раннего обучения иностранному языку...