«Раннее обучение иностранному языку»
статья по иностранному языку (1 класс)

Тарасенкова Марина Александровна

Раннее обучение иностранным языкам становится все более актуальной задачей для преподавателей и родителей. Во многом это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и трендами среди родителей. Если еще несколько лет назад знание языка требовалось лишь в работе некоторых сфер, то сейчас владение хотя бы одним иностранным языком является обязательным.

Любой учитель, хоть раз работавший в группах дошкольников или младших школьников скажет, что это необыкновенно благодарный труд, но этот педагог также отметит, что без соответствующей теоретической и практической подготовки не обойтись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya.docx29.85 КБ

Предварительный просмотр:

«Раннее обучение иностранному языку»

Тарасенкова Марина Александровна

Санкт - Петербург 2019 год

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3

1. Проблемы раннего обучения иностранным языкам……………………………………………………………………………..4

2. Цели обучения иностранным языкам на раннем этапе………………………………………………………………………..………5

3. Содержание и специфика обучения иностранным языкам на раннем этапе………………………………………………………………………………..7

Заключение………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………………….…14

Введение

 Раннее обучение иностранным языкам становится все более актуальной задачей для преподавателей и родителей. Во многом это связано не столько с развитием педагогики и методики преподавания различных дисциплин и предметов, сколько с модными тенденциями и трендами среди родителей. Если еще несколько лет назад знание языка требовалось лишь в работе некоторых сфер, то сейчас владение хотя бы одним иностранным языком является обязательным.

Любой учитель, хоть раз работавший в группах дошкольников или младших школьников скажет, что это необыкновенно благодарный труд, но этот педагог также отметит, что без соответствующей теоретической и практической подготовки не обойтись.

Теоретическими вопросами раннего обучения иностранным языкам занимались в своих трудах отечественные и зарубежные исследователи и методисты, такие как В.Н. Мещерякова, И.Н. Павленко, И.Л. Шолпо, З.Я. Футерман, Н.А.Горловой, Н.В. Семенова М.А., Carol Read, Cristiana Bruni и другие.

Одни под ранним обучением иностранному языку понимают такое обучение, которое осуществляется на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его поступления в школу. Другие полагают, что раннее обучение иностранному языку - это обучение детей младшего школьного возраста. Н.Д. Гальскова и З.Н. Никитенко предлагают различать раннее дошкольное обучение и раннее школьное обучение. Первое осуществляется в детском дошкольном учреждении с 4-5 лет до поступления ребенка в школу. Раннее школьное обучение - это первая ступень обучения младших школьников (с 1 или 2 по 4 класс).

  1. Проблемы раннего обучения иностранным языкам 

Когда родители впервые сталкиваются с проблемой раннего обучения, то у них может возникнуть множество вопросов, например: «Насколько необходимо раннее обучение ребенка в целом? Когда лучше начинать изучать иностранный язык? Не будут ли это занятия слишком утомительными? Будет ли от них польза?». Как отечественная, так и зарубежная психология  считает, что в целом ребенок овладевает иностранным языком легче, чем взрослый. Длительность сенситивного периода характеризуется разными учеными по-разному Робертс и Пенфильд определяют его с 4 до 8 лет, Элиот — с 1,5 до 7 лет. Большинство исследователей сходится во мнении, начинать занятия по иностранному языку можно с детьми 3–10 лет, до 3 — бессмысленно, после 10 — бесполезно. Мы считаем, что «золотая середина» представляет собой промежуток от 5 до 8 лет, когда система родного языка уже достаточно хорошо усвоена ребенком, а к новому языку он может относиться сознательно. Естественно, что в данном возрасте именно решения родителей являются «векторными» в будущей жизни их детей. Для большинства родителей ведущими являются следующие мотивы:

-        перспективность с точки зрения будущей профессии ребенка, его месте в обществе;

 -        социализация: изучая иностранный язык, ребенок общается с детьми, иностранный язык даст ему бòльшие возможности для общения в будущем, расширит его горизонты;

-        желание родителей реализовать свои не сбывшие желания и мечты. В данном случае родители ограничивают своего ребенка, не всегда учитывают его реальные возможности, мешают реализации его настоящего интереса и таланта, например, в рисовании или в музыке.

   

2. Цели обучения иностранным языкам на раннем этапе

Ведущей целью раннего обучения иностранным языкам является, прежде всего, развивающая цель. Обучение иностранным языкам детей-дошкольников призвано содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, развитию их индивидуальных способностей. Поэтому, в качестве основной цели обучения выступает личностное развитие ребенка средствами предмета. Данная цель является стратегической, она позволяет органично включать иностранный язык в контекст жизнедеятельности дошкольника и определять конкретные пути осуществления интегративных связей предмета с другими видами и формами деятельности ребенка дошкольного возраста.

Реализация указанной цели предусматривает:

1) Развитие языковых способностей ребенка (памяти, речевого слуха, внимания и др.), которые могут стать основой для дальнейшего изучения иностранных языков;

2) Приобщение ребенка к языку и культуре другого народа и формирование позитивного отношения к ним; осознание детьми родной культуры;

3) Воспитание у ребенка чувства осознания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, развитие внимательного отношения и интереса к языкам, с которыми ребенок может встретиться в повседневной жизни;

4) Развитие психических, эмоциональных, творческих качеств ребенка, его фантазии, способности к социальному взаимодействию (умения играть, работать вместе, находить и устанавливать контакт с партнером), радости познания и любознательности;

Разучивая стихи, песни на иностранном языке, слушая и инсценируя сказки другого народа, знакомясь с играми, в которые играют их сверстники за рубежом, осуществляя ту или иную деятельность, дети овладевают коммуникативным минимумом, достаточным для осуществления иноязычного общения на элементарном уровне. Речь идет о формировании практических умений устной иноязычной речи, а именно:

- умений в типичных ситуациях повседневного общения и в рамках лексико-грамматического материала, обозначенного программой, понимать устную иноязычную речь и реагировать на нее как вербально, так и не вербально;

- умений в условиях непосредственного общения с человеком, говорящем на иностранном языке, в том числе носителем этого языка, понимать обращенные к нему высказывания и адекватно реагировать на них вербально;

- осуществлять свое речевое и неречевое поведение в соответствии с правилами общения и национально-культурными особенностями страны изучаемого языка.

Основные воспитательно-развивающие и образовательные цели состоят в следующем:

- в формировании у детей положительного отношения к выполняемой деятельности и интереса к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке;

- в воспитании нравственных качеств учащихся: чувства долга, ответственности, коллективизма, терпимости и уважения друг к другу;

- в развитии у дошкольников психических функций (памяти, внимания, воображения, произвольности действий), познавательных способностей (словесного логического мышления, осознания языковых явлений), эмоциональной сферы;

- в расширении общеобразовательного кругозора детей.

Учебно-образовательные цели состоят в следующем:

- в формировании навыков и умений самостоятельного решения элементарных коммуникативных задач на иностранном языке;

- в формировании навыков межличностного общения и навыков самоконтроля;

- в приобретении элементарных лингвострановедческих знаний.

Кроме того, одной из важнейших психологических задач раннего обучения иностранным языкам является формирование положительного отношения к изучению нового языка, а также создание внутренней заинтересованности у детей в каждый момент обучения.

3. Содержание обучения иностранным языкам на раннем этапе

Содержание раннего обучения иностранным языкам включает:

- языковой материал: лексический и грамматический;

- коммуникативные умения, характеризующие уровень практического владения изучаемым языком;

- сведения о некоторых национально-культурных особенностях стран изучаемого языка.

Содержание обучения должно отвечать следующим требованиям:

Во-первых, оно должно вызывать интерес у детей и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях и так далее.

Во-вторых, содержание обучения и его предметная сторона (о чем говорить, слушать, что делать), должно учитывать личный опыт ребенка, который он приобретает, общаясь на родном языке, и соотноситься с тем опытом, который они должны приобрести на занятиях по иностранному языку.

В-третьих, содержание обучения должно давать возможность органично интегрировать в учебный процесс по иностранному языку различные виды деятельности, типичные для детей дошкольного возраста: изобразительную, музыкальную, трудовую и другие, и тем самым создавать условия для гармоничного развития личности ребенка.

Обучение английскому языку дошкольников рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе. Иначе говоря, происходит постепенное развитие основ коммуникативной компетенции, которая на ранней стадии изучения английского языка включает в себя следующие аспекты:

а) умение правильно с фонетической точки зрения повторить английские слова за преподавателем, носителем языка или диктором (имеется в виду работа с фонозаписью), то есть поэтапное формирование слухового внимания, фонетического слуха и правильного произношения;

б) накопление, закрепление и активизация словаря, без которого невозможно совершенствование речевого общения;

в) овладение определенным количеством несложных грамматических структур; построение связного высказывания, при котором речь должна строиться преднамеренно, так как ребенок использует ограниченный словарный запас, и планироваться, поскольку даже в пределах ограниченного словарного запаса нужно выражать свои мысли;

г) умение связно высказываться в пределах тематики и ситуаций общения (базируется на усвоении звуковой стороны иностранного языка, определенного словарного запаса и грамматических структур);

Можно сделать вывод, что конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе видится в достижении учениками умения общаться, применяя иностранный язык как средство непосредственного живого контакта, умение слушать собеседника, реагировать на его вопросы, выражать свою точку зрения.

Важным принципом обучения иностранным языкам на раннем этапе является обеспечение абсолютной понятности для ребенка того, что происходит и говорится на занятии педагогом и другими детьми.

Учет родного языка играет исключительно большую роль в овладении детьми как средствами общения, так и деятельностью общения. Перевод с родного на иностранный и с иностранного на родной язык рассматривается как важное средство обучения, которым дети пользуются с первых шагов обучения иностранному языку. С помощью родного языка дети осознают значение новых слов и речевых образцов. Поскольку дети заучивают много рифмовок, считалок, стихотворений и песен, с их содержанием знакомятся лишь с помощью перевода на родной язык.

Желательно сочетание разных организационных форм работы: индивидуальных, парных, групповых, коллективных.

Приведем несколько принципов, способствующих успешному обучению иностранным языкам на раннем этапе.

Обучение в течение первых двух лет должно вестись только устным путем, без чтения и письма, с тем чтобы, во-первых, избежать множества трудностей в начале обучения, а во-вторых, чтобы английская графика не интерферировала с русской и не затрудняла обучение чтению и письму на родном языке.

Тематика для устной речи должна быть близка жизненному опыту детей.

Наглядность является как одним их способов, помогающих схематизация материала, так и опорой для построения собственных высказываний детей.

Перевод на родной язык является основным способом семантизации и контроля.

Обучение диалогической и монологической формам высказывания осуществляется параллельно.

При отсутствии опоры на чтение и письмо повторяемость материала в течение первого полугодия должна осуществляться из урока в урок с последующей частотой повторяемости не реже одного раза в неделю.

Активность учащихся на уроке обеспечивается следующими приемами: хоровой и фронтальной работой, поощрениями учителями речевой деятельности учащихся, введением элементов игры (песни, зарядка, подвижные игры с использованием английского языка, обеспечивающие снятие утомляемости и дающие возможность переключения произвольного внимания детей на непроизвольное).

Необходимо различать обучение дошкольников в детском саду и обучение детей в начальной школе, так как существуют некоторые психологические возрастные особенности, которые необходимо учитывать. Вот некоторые из них:

1. Ребенок в возрасте 5-6 лет легко заучивает слова и предложения на иностранном языке и напрямую связывает их с предметами и действиями. Более того, для ребенка выучить предложение легче, чем изолированное слово. Очень часто ребенок использует иностранные слова в родной речи, не замечая этого. Он употребляет то слово, которое первым приходит ему на ум. Поэтому, обучая детей иностранному языку, необходимо давать слово в определенном речевом клише.

Например, a doll; Give me a doll. (There are some dolls on the table.); Give me the doll. (The teacher points out the doll she wants the child to give her.)

При таком условии дети не будут путать английские и русские слова в предложении. Этого не наблюдается в начальной школе. Дети начальных классов более аккуратны в речи. Они используют либо английские, либо русские предложения. Они не заучивают предложения только как смысловую единицу, а как модель, стереотип для построения других предложения по аналогии.

2. Способность к имитации у дошкольников лучше, чем у младших школьников. Они любят повторять звуки, слова и предложения. Они пытаются произносить их, имитируя учителя. Обучение произношению младших школьников так же основывается на имитативных способностях, хотя могут даваться некоторые объяснения. То есть, учитель может не только показать учащимся, как произносить тот или иной звук, но и как он образуется. Например, отодвиньте язык немного назад и произнесите звук [a:] –car.

 3. Ведущий вид деятельности детей в возрасте 5-6 лет – игра. Он живет в мире различных игр. Даже если он помогает взрослым по дому, поливать цветы, ухаживать за садом, он всего лишь играет, притворяясь взрослым. Этот фактор необходимо учитывать при обучении иностранному языку детей дошкольного возраста и предлагать им различные игры.

Что касается языкового материала, он дозируется по принципам, отличным от применяемых в обучении взрослых; здесь тематический подход соединяется с грамматическим и семантическим, а языковые конструкции постепенно усложняются. Одна и та же схема предложения используется в разных ситуациях, поскольку в общении с ребенком употребительны сказочные сюжеты, которые не препятствуют порождению большого числа аналогичных высказываний. Каждая новая для ребенка речевая единица должна включаться в уже знакомый контекст, так чтобы трудные для восприятия или воспроизведения в речи элементы не встречались рядом в одном отрезке текста.

Очень важно следить за ходом усвоения учебного материала всеми детьми, причем как поэтапный, так и итоговый контроль за маленькими детьми проводится в игровой форме, а оценки не выставляются.

С самого начала обучения воспитателю необходимо выработать определенный стиль или традицию общения с детьми на иностранном языке, ввести и соблюдать некоторые ритуалы: приветствие, прощание, короткая зарядка. Важнейшее условие успешности обучения – активизация речемыслительной деятельности детей и максимальное вовлечение их в иноязычное общение, побуждение к языковой догадке.

Принцип коммуникативной направленности реализуется созданием условий для общения: отбором языкового материала, созданием мотивов коммуникации, коммуникативной ценностью упражнений. Предлагаемые учащимся игровые формы работы соответствуют их возрастным особенностям, что вызывает у них желание общаться. Принцип коллективного взаимодействия дает возможность успешно формировать группу речевых партнеров, внимательно относящихся друг к другу. Принцип реализуется в специальных играх, игровых ситуациях, в которых дети обучаются соотносить свои речевые действия с действиями своих партнеров.

Изучение предпосылок раннего обучения иностранному языку представило нам возможность выявить наиболее характерные для данного возраста принципы обучения: наглядное обеспечение сенсорного восприятия детей, личностно ориентированное обучение и общение в условиях группового взаимодействия, игровая организация обучения ИЯ и музыкальное сопровождение занятий.

Изучение иностранного языка в раннем возрасте благотворно влияет на общее психическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора.

Обучение иностранному языку благотворно влияет на развитие речи ребенка и на родном языке; более половины детей, занимающихся иностранным языком, обладают высоким уровнем памяти; у них значительно повышается устойчивость внимания.

Исходя из функции языка быть средством познания и общения, конечная цель обучения иностранному языку на раннем этапе видится в достижении учениками умения общаться, применяя иностранный язык как средство непосредственного живого контакта, умения слушать собеседника, реагировать на его вопросы, начинать, поддерживать и завершать разговор, выражать свою точку зрения, извлекать нужную информацию при чтении и слушании.

Обучение иностранному языку дошкольников рассматривается как один из важных предварительных этапов, готовящих ребенка к обучению в школе, закладывающих правильное произношение, накопление лексического запаса, умение понимать иностранную речь на слух и участвовать в несложной беседе.

Индивидуализация процесса обучения должна происходить исходя из интересов детей, их общеинтеллектуальной и речевой подготовки, а также возрастных особенностей.

Заключение

За последние годы учителя  получили значительную самостоятельность в выборе средств обучения, творческом осмыслении содержания и путей реализации программных требований. Однако обретенная свобода накладывает обязательства по глубокому знанию теории обучения, истории становления и развития методов обучения, гибкому владению методическим арсеналом приемов, методов, форм и средств обучения в зависимости от изучаемого материала, особенностей ученического коллектива и используемого учебного пособия. На каждом этапе развития общества и методики существовали различные взгляды по вопросам обучения.

При выборе методов учитель может руководствоваться:

- своим пониманием целей обучения;

- своими личностными особенностями;

- возрастными и индивидуальными особенностями своих учеников;

- условиями обучения и т.д.

Именно в этом и будут проявляться педагогическая зрелость учителя, инициатива и творческий подход к обучению.

Список литературы

1) Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2013. - 237 с.

2) Гальскова, Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: методическое пособие / Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко. - М.: Айрис-пресс, 2014. - 240 с.

3) Маслыко, Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка / Е.А. Маслыко, П.К. Бабинский. - М.: АРКТИ, 2015. - 425 с.

4) Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студентов вузов. 2-е изд. испр. и доп. / В.С. Мухина. - М.: Академия, 2014. - 378 с.

5) Песталоцци, И. Г. Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. Т.2. / И.Г. Петсалоцци. - М.: Педагогика, 2014. - 416 с.

6) Трофимова, Г.С. Педагогические основы обучения иностранным языкам (Предметная дидактика) / Г.С. Трофимова. - Ижевск: изд-во Удмуртского ун-та, 2013. - 346 с.

7) Амонашвили, Ш.А. Психологические особенности раннего усвоения иностранного языка / Ш.А. Амонашвили // Иностранные языки в школе. - 2015. - №2. - С. 35-38.

8) Витлин, Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранным языкам в ХХ веке / Ж.Л. Витлин // Иностранные языки в школе. - 2014. - №2. - С. 29.

9) Гейэз, С. Обучение иностранным языкам в начальной школе: современное состояние / С. Гейэз // Раннее обучение английскому языку: теория и практика. - СПб. : Детство-Пресс. - 2014. - № 6. - С. 15-21.

10) Ломакина, Г.Р. Раннее обучение иностранному языку: плюсы и минусы / Г.Р. Ломакина, А.А. Лаер // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 597-599.

http://xreferat.com/

http://otherreferats.allbest.ru/

http://referat.resurs.kz/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положительные стороны раннего обучения иностранному языку

Статья адресована родителям семи-, восьмилетних детей,которым предстоит изучать иностранный язык со 2 класса общеобразовательной школы. В статье раскрываются причины изучения иностранного языка в нача...

Психолого-педагогические условия раннего обучения иностранным языкам.

Процесс раннего обучения иностранным языкам сложен и проблематичен. Раннее обучение иностранным языкам должно пониматься как приобретение языковых умений и  навыков через естественную для данного...

Раннее обучение иностранному языку в школе

Выступление на мастер-классе по теме раннего обучения иностранному языку. Содержит основные принципы преподавания иноязычного обучения в школе и результаты их использования в деятельности педагога....

Место компьютера в раннем обучении иностранному языку.

Статья посвещена вопросам обучения детей иностанному языку главным, образом старших дошкольников, с привлечением комьютерных обучающих программ....

Раннее обучение иностранным языкам: особенности и методики

Идеальные сроки для начала изучения иностранных языков: различные мнения,  методы, используемые для работы с малышами, доступные материалы и способы их использования в обучении...

Раннее обучение иностранному языку - успешная практика.

Взгляд учителя на проблемы раннего обучения иностранному языку....

статья "проблемы и перспективы раннего обучения иностранному языку "

статья посвящена проблемам и перспективам раннего обучения иностранному языку...