Проектные технологии на уроках английского языка
статья по иностранному языку по теме

Грачева Алла Викторовна

Описание личного опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pr_t.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

В своей работе (на уроках английского языка и во внеурочной деятельности) я часто обращаюсь к проектным технологиям.

Проект – организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта.

В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент образовательных систем.

Классификационные параметры технологии:

Уровень и характер применения: метатехнология, охватывающая не только среднюю, но и высшую школу, а также (в различных вариантах) - производство, социальную сферу, политику.

Философская основа: зависит от позиции субъекта.

Методологический подход: исследовательский + деятельностный.

Ведущие факторы развития: психогенные + социогенные.

Научная концепция освоения опыта: деятельности + развития.

Ориентация на личностные сферы и структуры: 1) ЗУН + 2) СДП.

Характер содержания: различной ориентации, адаптивно-вариативный.

Вид социально-педагогической деятельности: управления.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: «консультант» + самоуправление.

Преобладающие методы: проблемные.

Организационные формы: альтернативные.

Преобладающие средства: вербальные + программированные +практические.

Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.

Направление модернизации: на основе активизации.

Категория объектов: все категории.

Целевые ориентации

•        Формирование проектной деятельности, проектного мышления.

•        Стимулирование мотивации детей на приобретение знаний.

•        Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.

•        Самостоятельное приобретение недостающих знаний из разных источников.

•        Развитие умений пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач.

•        Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.

•        Развитие способностей к аналитическому , критическому и творческому мышлению учеников (воспитанников) и педагога (учителя, воспитателя).

•        Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

— способности брать на себя ответственность;

— участвовать в совместном принятии решения;

— регулировать конфликты ненасильственным путём;

— оценивать и анализировать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой;

— делать свой выбор;

— владеть устным и письменным общением;

— способности учиться всю жизнь как основы непрерывной

подготовки в профессиональной и общественной деятельности, а также в личной жизни.

•        Развитие исследовательских умений : анализа (выявления проблем, сбора информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

Этап планирования списка проектов на учебный год начинается с изучения содержания УМК и включения тем проектов в календарно-тематическое планирование. Помимо актуальности тематики проектов для начальной школы, места этих проектов в плане, я учитываю и интересы самих обучающихся, их физиологическую и психологическую готовность. Дети 7-10 лет способны выполнять несложные проекты и рассчитывать свою работу на день или даже только на несколько часов. Следует вывод: проекты на первой ступени обучения характеризуются простотой выполнения, краткосрочностью,  доступностью материала для обработки, а также четкостью и лаконичностью презентации.  Обучающиеся должны отчетливо представлять задачу, стоящую перед ними и способы её решения. Они также должны обладать умением составления плана работы по созданию проекта (не без помощи учителя на начальном этапе).

1. Организационно-подготовительная стадия.

Приступая к созданию учебного проекта, я соблюдаю ряд условий:

- изучаю интересы детей, их желание творить (беседы);

- выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю учащимся идею, обсуждаю ее с учениками.

Как правило, о теме проекта мы начинаем беседовать еще в начале изучения темы, так как проектом мы тему будем завершать и детям нужно понимать, к чему мы придем, как они смогут применить полученные знания в недалеком будущем.

2. Разработка проекта (планирование).

Этот этап зависит от характера проекта: групповой или индивидуальный.

Для групповой работы над проектом формируются группы учащихся, где у каждого есть своя задача. При распределении обязанностей, учитываю способности учащихся к логичным рассуждениям, к умению делать выводы, оформительские способности, уровень креативности.

При создании индивидуальных проектов все эти задачи ложатся на каждого участника-творца.

3. Технологическая стадия.

На этом этапе обучающиеся занимаются поиском новой, дополнительной информации, обсуждают, документируют её и выбирают способы реализации проекта. Мне всегда радостно, когда у детей появляется потребность в словаре без моего напоминания: на таких уроках они свободно двигаются по классу (к стеллажу за словарями или к другим членам рабочей группы). Продуктом совместного или индивидуального труда будут книжки-малышки, рисунки, поделки, плакаты, открытки, письма и т.д. Главное в этой технологии - создание ситуации успеха, поддержка инициативы детей, уважение к ребенку-творцу и оратору. Я считаю это очень важным моментом.

4. Заключительная стадия (Презентация проекта, обсуждение, рефлексия.)

Когда весь материал отработан, оформлен, его нужно представить одноклассникам, публично защитить свой проект. Презентация проекта – это праздник для ребят. Это выставки, соревнования между группами, викторины, ролевые игры. Мы коллективно обсуждаем, что удалось лучше всего, а что требует доработки.

Результаты работы оцениваются с точки зрения самостоятельности работы над проектом, уровня креативности и индивидуального вклада в групповую деятельность.

Критерии оценок проектной работы:

-языковая грамотность;

-полнота раскрытия темы;

-самостоятельность работы над проектом;

-выразительность, лаконичность, четкость и артистизм выступления;

-художественное оформление проекта.

Использование данной технологии на уроках английского языка позволяет учителю  формировать навыки самостоятельной работы учащихся с учебным и дополнительным материалом; навыки самоконтроля; коммуникативные, поисковые, ораторские умения, навыки работы в сотрудничестве.

Мои ученики к концу этого учебного года выполнили различные проекты  (на базе УМК«Enjoy English», авторы: М.З.Биболетова и др.): "Книжка-малышка о друге"(2 класс), "Письмо в Англию" (3 класс), "Магазин одежды" (4 класс). За год накапливается до 6-8 проектов у каждого ребенка.

Ниже пример одного из творческих проектов:

Тема: Магазин одежды/модный приговор. (4 класс)

Цель: развитие творческих способностей, формирование навыков устной и письменной речи.

Продукт: рекламный проспект

Ход проекта

1. Повторение лексики по теме. Работа в группах по вопросам, записанным на доске или на карточках.

Do you like going shopping? (Нравится ли вам ходить по магазинам?)

What is you favourite colour? (Какой у вас любимый цвет?)

What clothes do you usually buy? (Какую одежду вы обычно покупаете?)

Who do you usually go shopping with? (С кем вы обычно ходите по магазинам?

2. Составление образца рекомендаций для друга

Dear Alice!

You may try a yellow dress, a yellow hat and white shoes on. (Дорогая Алиса! Ты можешь померять желтое платье, желтую шляпу и белые туфли.)

3. Собственно рисунок магазина с товарами и ярлыками.

4. Презентация своего рекламного проспекта с рекомендациями другу (устно перед классом). Все проекты крепятся на магнитной доске. Создается атмосфера пребывания в торговом центре.

Каждый ребёнок обладает разного рода дарованиями. Не все умеют сочинять, воображать, придумывать, но таланты каждого человека можно развивать. Для их развития нужны стимулы.

Чтобы стимулировать творческие способности детей, применяются следующие способы:

• создание благоприятной атмосферы на уроке;

• доброжелательное отношение учителя, отсутствие критики в адрес ребёнка;

• наличие в окружающей ребёнка среде разнообразных новых для него предметов и стимулов для развития его любознательности;

• поощрение высказывания оригинальных идей;

• обеспечение возможностей для деятельности, практики;

• возможность активно задавать вопросы;

• личный пример учителя творческого подхода к выполнению поставленных задач.

Применение метода проектов способствует всестороннему развитию ребёнка, мотивирует к получению знаний. Главная задача педагога – заинтересовать ребёнка, и тогда будет достигнут результат. Ученик, работая на уроке, построенном по этой технологии, получает знания не только из уст учителя, а путём самостоятельной работы. Учитель же, как дирижёр, лишь управляет процессом получения знаний, умений, навыков. Проектная деятельность - это также реальная возможность использовать знания, полученные на других уроках средствами иностранного языка.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе. Игры на уроках английского языка во 2 -5 классах.

Главным элементом игры является игровая роль, не столь важна какая; важно, чтобы она помогала воспроизводить разнообразные человеческие отношения, существующие в жизни. Только если вычленить и п...

Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе

Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным, поэтому более эффективным. Ребята с различными способностями становятс...

Использование проектной технологии на уроках английского языка в начальной школе

Проектная технология стимулирует интересы младших школьников и развивает  их желание учиться. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для...

Статья "Лексические игры как элемент игровой технологии на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС" (Из опыта работы учителей английского языка Железняковой З.И. и Жидковой О.В.)

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) является одним из ключевых элементов модернизации современного образования. Изменения, произошедшие в системе образования, привели к переосм...