«Песенный материал как средство развития продуктивных лексических и грамматических навыков в начальной школе»
учебно-методический материал по иностранному языку (4 класс) на тему

Соловей Наталья Викторовна

В программе по иностранному языку выделяют следующие базовые цели обучения: развитие языковой компетенции – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке.Использование песенного материала при формировании активного лексического запаса позволяет учителю выстроить своеобразный ассоциативный ряд, что является эффективным способом запоминания новой информации. Опираясь на песенный материал, на построенную когда-то ассоциацию, в дальнейшем учащимся будет легче вспомнить изученные слова и словосочетания, т.к. они будут иметь смысловую, тематическую опору. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соловей Н.В.
ГБОУ СОШ № 294
учитель англ. яз.

«Песенный материал как средство развития продуктивных лексических и грамматических навыков в начальной школе» 

Идея использовать песни в преподавании иностранного языка не нова. Во многих зарубежных учебниках песня представлена как дополнительный развлекательно-познавательный материал страноведческого характера, однако, их образовательный потенциал во много раз глубже, значительнее и разнообразнее.

Аудиоматериалы давно применяются на уроках иностранного языка в виде профессиональных аудиозаписей диалогов, стихов, текстов, упражнений и заданий для фонетической зарядки. Особое место среди аудиоматериалов занимают песни, они используются при обучении иностранному языку детей, начиная с дошкольного возраста.

В процессе обучения иностранному языку принято говорить не просто о песнях, а о песенных материалах. Термин «песенные материалы» более корректен при использовании песни в качестве учебного материала для овладения различными аспектами языка и видами речевой деятельности.

Песни в качестве учебного материала при обучении иностранному языку реализуют обучающую, образовательную и развивающую функции.

Песни реализуют обучающую функцию, поскольку они являются средством более прочного усвоения лексического материала и расширения потенциального словаря учащихся.

В песнях часто встречается безэквивалентная лексика (имена собственные и реалии стран изучаемого языка), что способствует реализации образовательной функции в процессе обучения и формированию социокультурной компетенции обучаемых.

Песни выполняют развивающую функцию, так как пропевание иноязычного текста позволяет развить речемоторный навык.

В песне можно выделить различные аспекты и компоненты, с учетом требований, которые должны учитываться при отборе песенного материала для занятий:

музыка (мелодия, аранжировка, ритм, музыкальный жанр, инструменты);

слова (поэтический текст, содержание, лингвистические особенности);

исполнение (вокальные данные и манера презентации песни исполнителем, кто исполняет: дети или взрослые);

«легенда» (история создания песни, сведения об исполнителе и об авторах музыки и слов).

Можно отметить ряд методических преимуществ использования песенного материала на уроке английского языка.

Песенные материалы разнообразны не только по содержанию, но и с точки зрения содержащейся в них лингвистической информации. Песни представляют все речевые жанры (рассказ, описание, рассуждение), они демонстрируют образцы разных функциональных стилей речи от разговорного до возвышенного. В зависимости от жанра песенного материала и стиля речи подбирается лексический материал.

Один и тот же песенный материал может применяться для достижения различных целей обучения в зависимости от выполняемых на его основе заданий, то есть песни обладают свойством комплексного многоцелевого использования.

В отличие от других аудиоматериалов, предполагающих максимум трехкратное прослушивание, песни, как правило, впоследствии разучиваются обучаемыми наизусть, что позволяет закрепить новый лексический материал.

Используя аутентичные песенные материалы в процессе обучения иностранным языкам необходимо помнить, что их нужно выбирать в соответствии с возрастом обучаемых, этапом обучения, тематикой других учебных материалов и сопровождать учебными заданиями. При этом, под аутентичными материалами понимаются тексты, которые написаны носителями языка и  не предназначены для учебных целей.

В зависимости от целей использования в процессе обучения различают следующие виды песенных материалов:

учебные песни, специально написанные для определенного учебного комплекса, содержащие определенный лексический материал и служащие средством его более прочного закрепления;

аутентичный песенный материал, специально подбираемый преподавателем для определенных целей обучения и организованный в виде упражнений (например, для работы над лексикой по определенной теме);

аутентичный песенный материал, спонтанно выбираемый преподавателем или учащимися, не адаптированный для определенных целей обучения, но который можно использовать для создания положительного психологического фона на уроке, для развития лексического навыка процесса аудирования и для других целей обучения.

Песенные материалы, подобранные специально для обучения иностранному языку и лексическому материалу в частности должны отвечать целям урока, которые ставит учитель, и содержать необходимую лексику. Подобный песенный материал может содержать в себе дополнительную страноведческую информацию (о праздниках и традициях, быте народа, сказках и легендах, исторических событиях), а также могут передавать чувства и эмоции, которые испытывают люди в разные периоды своей жизни и т. д.. При работе с песенным материалом учащиеся не только познакомятся с ценностями народа и его культурой языка, но также будут иметь возможность сопоставить родную речь, культуру с иностранной.

Таким образом, необходимо отметить, что песня обогащает лексический запас учащегося, развивает речемоторный навык, помогает закрепить графический и звуковой образ слова, так как в процессе разучивания преподаватель не только разбирает все слова и выражения, которые в стихотворной форме и на мелодии запоминаются легче и вернее.

Формирование лексического запаса путем использования песенного материала

Активный лексический запас (словарь) формируется в результате тренировки при помощи упражнений.

Формирование активного словарного запаса происходит в процессе чтения с опорой на графический образ слова (при использовании песенного материала – текст песни). Здесь особую роль выделяют для упражнений связанных с развитием механизма прогнозирования, т. е. развитие умения языкового прогнозирования. Основным источником потенциального словаря является языковая догадка. Гальперин П. Я., выделил три группы подсказок:

внутриязыковые подсказки, вытекающие из отнесения слов к определенной грамматической категории, выявляющей ее функции в предложении;

внеязыковые подсказки, которые вытекают из знания явлений и фактов действительности;

межъязыковые, содержащиеся в словах образованных в результате заимствования из другого языка (интернациональные слова).

Работа над языковой догадкой расширяет лингвистический и общий кругозор.

Также активный лексический запас формируется при помощи упражнений, направленных на запоминание слова, его семантики в единстве с фонетической и грамматической формой слова (это позволяет обеспечить операцию выбора слов из долговременной памяти), и упражнений, которые позволяют упрочнить синтагматические и парадигматические связи данной лексической единицы.

Чаще всего для отработки новой лексики применяют условно-речевые упражнения (упражнения на имитацию, подстановку, трансформацию, репродукцию) в специально организованных условиях общения (дополните, продолжите высказывание; опишите данный предмет; согласитесь со мной или возразите). Такие упражнения позволяют создать у учащихся на основе ощущений слуховой и зрительный образ слова, который связывается с речедвигательным образом, что обеспечивает прочность запоминания формальных признаков слова.

Также широко применяются языковые упражнения (они выполняются вне контекста). К ним относятся кроссворды, заполнение пропусков в предложениях, составление слов из букв и мн. др. Эффективны в процессе обучения игровые моменты (соотнесение картинки и слова, “домино” и т. д.). Составление ассоциативных связей при помощи составления ментальных карт, коллажирования, ассоциограммы, а также использование слуховой наглядности: звуковых сигналов, музыкальных фрагментов, которые помогают вызывать из памяти отдельные лексические единицы, группы слов к определенной теме или ситуации.

Аутентичные песенные материалы (неадаптированные песни) и их применение на уроках ИЯ можно отнести к разряду языковых упражнений и упражнений, направленных на развитие языковой догадки. Применение аутентичного песенного материала имеет большее распространение по сравнению с применением учебных песен. Аутентичные записи могут использоваться на всех стадиях урока.

В начале урока их чаще всего применяют при проведении фонетической зарядки и для создания благоприятного эмоционального настроя, а также осуществляется тренировка речемоторного навыка. В середине и в конце урока они используются в процессе закрепления лексического материала, в ходе работы над развитием речевых навыков и умений, в качестве средства релаксации.

В процессе обучения песенные материалы могут использоваться на всех этапах формирования лексического запаса: рецепция – репродукция – продукция. Соответственно можно выделить следующие виды упражнений: рецептивные, реконструктивные, репродуктивные и продуктивные (творческие). Вот несколько примеров таких заданий:

Рецептивные упражнения: найдите определенные лексические единицы при прослушивании текста (во время прослушивания припева выпишите все имена собственные);

Реконструктивные упражнения: восстановите текст песни (впишите пропущенные слова, заполните пропуски словами из предыдущего упражнения);

Репродуктивные упражнения: включают в себя изложение содержания или запись текста песни, отдельных слов, фраз, целого текста по памяти (После прослушивания песни определите: о чем поется в песне, характер и образ человека поющего песню, его эмоции; выскажите предположения, дополняющие образ песни и ее характер, и сюжет, основываясь на содержании и мелодии песни);

Творческие упражнения: напишите сочинение на основе одной из фраз (по мотивам музыки, на базе “легенды”), составьте диалог, инсценируйте его, напишите статью или рассказ о песни с использованием новой лексики

Творческое использование аутентичных песенных материалов способствует успешному обучению лексике. Благодаря использованию аутентичных песенных материалов, произвольно или целенаправленно, но достаточно быстро и эмоционально происходит знакомство учащихся с элементами социальной и общей культуры Англии, а также с социокультурными и лингвострановедческими особенностями англо-говорящих стран.

Верещагина И. Н., Рогова Г. В., Шатилов С.Ф. и мн. др. выделяют разнообразные методы работы с песенным материалом:

Первый способ изучение материала песни в курсе обучения иностранному языку предполагает следующую последовательность: взять правильный текст песни, разобрать синтаксис и грамматику каждой строфы, проверить по словарю значение непонятных слов, далее перейти к анализу проблематики стихов.

Другой способ — более креативный. Учащийся сам должен на слух записать лирику, или заполнить пропущенные слова в выданном в качестве упражнения стихе. Этот метод требует многократного повторного прослушивания отдельных частей песни, в результате улучшается восприятие иностранной речи на слух. Проще всего заменить пробелами слова одной части речи — все существительные, глаголы, артикли или прилагательные. В конце упражнений всегда нужно переходить к обсуждению глобального смысла произведения, послания, заложенного в нем.

Джереми Хармер (Jeremy Harmer) в своем методическом пособии «The practice of English language teaching» («Практика обучения английскому языку») предлагает два пути использования песенного материала на уроках английского языка в средней школе.

Учащиеся по просьбе учителя сами выбирают и приносят свою любимую песню (ее запись) на урок. Учитель вне занятия прослушивает песни принесенные учащимися и определяет, о чем эта песня. Те песни, которые совпадают с темами, которые изучаются на уроке английского языка, учитель отбирает для последующей работы на уроках; подбирает задания на усвоение необходимого лексического материала. Таким образом, получается, что подготовку к работе с песенным материалом учитель осуществляет совместно с детьми

Учитель выбирает песни, предложенные УМК по данной теме, а также отбирает задания, которые также предусмотрены программой УМК.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что активный лексический запас можно формировать при помощи песенного материала, используя различные упражнения, которые помогут не только в изучении новой лексики, но так же позволят укрепить и развить другие навыки (навыки аудирования).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

Представление педагогического опыта учителя начальных классов Кичигиной Галины Григорьевны тема:"Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития позн...

Формирование лексических и грамматических навыков на уроках английского языка в начальной школе(согласно ФГОС)

В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенци...

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида

Формирование речи как средство развития коммуникативных умений и социальных навыков учащихся школы VIII вида...

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...

Работа с деформированным текстом, как средство развития речи на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье приведены примеры и виды работ с деформированным текстом на уроках русского языка в начальной школе....

Задания на развитие лексических и грамматических навыков по теме "Спортивные игры"

Задания на развитие лексических и грамматических навыков по теме  "Спортивные игры" - 2 класс...