Воспитательные функции школы на уроках иностранного языка
учебно-методический материал по иностранному языку на тему

Терешкина Елена Николаевна

Воспитательные функции школы на уроках иностранного языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитательные функции школы на уроках иностранного языка.

Иностранный язык занимает особое место в процессе воспитания личности, как члена социума. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и способствует формированию неотъемлемых качеств личности (т.к. толерантность, внимательность, дисциплинированность, ответственность, коммуникабельность и т.д.).

Воспитательный потенциал является неотъемлемой чертой любого урока иностранного языка, цель которого заключена в:

-формировании у учеников уважения и интереса к культуре и народу страны изучаемого языка; ( В разделах «Страноведение» по каждому классу обучающиеся знакомятся с особенностями географического положения, достопримечательностями, знаменитыми людьми, традициями и обычаями страны изучаемого языка. Диалог культур: устные журналы, компьютерные презентации, аудиотексты.)

-в воспитании культуры общения; (Диалоги этикетного характера, которые начинаются уже со 2 класса «Знакомство», «Встреча на улице», «В незнакомом городе», «Как пройти…» и повторяются в старших классах способствуют воспитанию культуры общения и коммуникативных способностей, эмоциональной отзывчивости. Обучение происходит с помощью применения игровых технологий.)

-в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

-в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Согласно целям и содержанию обучения иностранному языку, мы делаем вывод что, воспитательный компонент цели является одним из главных аспектов обучения иностранному языку. Большинство отечественных и зарубежных методистов, (Е.И.Пассов, С.Ф.Шатилов, Р.В.Рогова, Ф.М.Рабинович, Б.Е.Сахарова) прежде всего, говорят о воспитательной специфике обучения иностранному языку, как о главной, основной функции иностранного языка. Процесс обучения иностранному языку, построенный на коммуникативной основе, расширяет возможности предмета в решении важной задачи развития личности. При коммуникативном подходе обучения ориентировано на личность и строится таким образом, что непосредственная деятельность обучающегося, их опыт, мировоззрение, учебные и не учебные интересы и склонности, их чувства не остаются в стороне, а учитываются при организации общения на занятии. Обучение, осуществляемое в атмосфере доброжелательности, помогает раскрыться разным сторонам личности, дает возможность преодолеть такие психологические барьеры, как скованность, застенчивость, неуверенность в себе.  

Так, содержание урока строится не на «прохождении учебных тем», изучении готовых текстов, а на обсуждении актуальных жизненных проблем. При этом ученики получают возможность обсуждать свои собственные дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, учатся высказывать свое отношение к происходящему; обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Ученик видит, что все общение не только ориентировано на личность, но и строится на уважении к ней.

В процессе обучения иностранному языку ученик находится в определенном социальном окружении: постоянно вступает в контакт со своим учителем и одноклассниками. Такое воздействие формирует у него умение изучать и оценивать качества других людей и коллектива в целом, способствует приобретению социального опыта общения с людьми. Этические нормы, которыми пользуются товарищи, учитель, их взгляды, отношение к труду, к учебе, дисциплинированность, целеустремленность, уважение друг к другу, вкусы - все это воспринимается учащимися как общественные нормы, усваивается ими и будет включено в структуру его поведения. Развивая познавательный интерес, в учебном труде закладываются основы заинтересованного отношения обучающегося к будущей профессии, основы творческого отношения к труду вообще.

         Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление, внимание, память и т.д.

Воспитание личности предполагает:

1. развитие психики личности в целом, т.е. мышления, памяти, чувств, воображения;

2. формирование мировоззрения, т.е. системы взглядов и убеждений;

3. формирование черт характера (настойчивости, трудолюбия, целеустремленности, любознательности, настойчивости, активности);

4. усвоение общепринятых норм поведения (вежливости, выдержанности, дисциплины, такта);

5. развитие эстетических взглядов;

6. развитие различных склонностей и способностей, нужных нашему обществу;

7. развитие потребностей в дальнейшем самообразовании.

Все эти задачи, в принципе, решаются учебным предметом «иностранный язык». Можно привести немало примеров, подтверждающих, что правильно поставленное обучение иностранному языку способствует развитию всех указанных выше черт личности. Таким образом, при обучении иностранному языку возникают безграничные воспитательные возможности, если иностранный язык используется, как средство для приобщения учеников к духовной культуре других народов и познание действительности путём иноязычного общения, как способ самопознания и самовыражения личности в процессе общения. Воспитание, как известно, осуществляется в труде, обучении, общении и игре. При обучении иностранному языку используются почти все способы воспитания, т.к. он является и предметом обучения, и средством общения и при этом хорошо используется игра.

          Воспитание чувства патриотизма и толерантности посредством иностранного языка

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности и культуры. Сегодня все большее распространение среди молодежи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семьи и в образовательные учреждения. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности. Обучение иностранным языкам дает большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Происходит это главным образом, путем сопоставления родной культуры и культуры страны изучаемого языка, начиная с младших классов (праздники, образование и оценки, литература, достопримечательности, традиции). Более конкретно на уроках в старших классах (субкультуры, чтение отрывков из литературных произведений авторов страны изучаемого языка, обсуждения и выражения мнения). Продолжается работа по развитию коммуникативных способностей и культуры общения и толерантности (терпимое отношение к культуре и традициям другой страны и мнению окружающих).

Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют огромное значение в социальном и духовном развитии личности, они выступают как составные элементы мировоззрения личности, отношения к родной стране, другим нациям и народам.

Диалог языков и культур не может быть продуктивным вне уважения культурной идентичности других людей и развитого национального самосознания.

Для осуществления успешной коммуникации, необходимо сформировать у учащихся интерес к культуре и традициям страны изучаемого языка и способность представлять собственную страну и культуру.

В настоящее время культуру рассматривают как состоящую из традиционных образов мышления и поведения, включая ценности, верования, правила этикета, экономическую деятельность и т.д., которые передаются от одного поколения к другому в процессе обучения и воспитания и отражены в языке в качестве национальных реалий.

В ходе курсов «Страноведение» на иностранном языке обучающиеся знакомятся с географическим положением, ландшафтом, особенностью флоры и фауны, населением, хозяйством, культурой и социальной организацией стран изучаемых языков и своей родины. Изучая данные дисциплины, дети, получают возможность расширить свое социокультурное пространство и культурно самоопределиться.

Например, знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путем сравнения и постоянной оценки, имевшихся ранее знаний и понятий с вновь полученными, сознаниями и понятиями о своей стране, о себе самих.

В результате происходит своеобразный диалог культур. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, дети выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, ее людям, традициям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект на тему: «Использование игровой технологии на уроках иностранного языка в начальной школе».

Цель: показать необходимость использования игровой  технологии на уроках иностранного языка (на примере английского языка) в начальной школе....

Роль игры на уроках иностранного языка в начальной школе.

Материал составлен на основе имеющегося опыта работы с учащимися начальной школы....

Обучение аудированию на уроках иностранного языка в начальной школе

 Тема данного исследования, «Аудирование на начальном этапе обучения», является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как б...

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Данная статья поможет начинающему учителю иностранного языка правильно спланировать воспитательную работу со школьниками на уроках....

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования (на примере занятий в кружке «Художественное слово»).

Мы должны помнить, что каждый ребенок интересен своей уникальностью, и личностно-ориентированное образование позволяет сберечь эту уникальность, вырастить самоценную личность, развить склонности и тал...


 

Комментарии

Полоскова Мария Дмитриевна

Замечательная статья!