Конспект урока по истории на тему: "Старинные города"
план-конспект урока по истории (3 класс) по теме

Барыбина Валентина Александровна

В данном материале содержится конспект урока по истории и презентация, соответствующая данному конспекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_istorii.docx21.17 КБ
Файл prezentaciya_starinnye_goroda.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока, проведенный в 3 «А» классе по истории по теме: «Старинные города»

Цели урока:

Образовательные:  сформировать представления о старинном городе и способах его защиты, о старинных городских постройках; сформировать понятие «исторический центр», показать его значение и необходимость сохранения старинных построек и памятников.

Развивающие: развивать умение добывать информацию из иллюстраций и учебного текста, проводить сравнительный анализ, умение представлять информацию в разных видах; продолжить развитие наглядно-образного, логического мышления, воображения, творческих способностей; развивать интерес к прошлому, к истории родного города (села, края)

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к культурному наследию наших предков, желание охранять памятники старины и принимать активное участие в благоустройстве исторических мест.

Ход урока:

- Организационный момент

- Здравствуйте, ребята, сегодня урок истории проведу у вас я. Меня зовут Валентина Александровна.

- Проверка домашнего задания

- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте повторим материал предыдущих уроков.

- Ребята, из чего строили жилища народы севера? (из костей крупных животных и укрывали шкурами)

- А  жители лесов? (из дерева)

- Из чего строили жилища степные народы? (из войлока)

- Ребята, в чем заключалось мастерство плотника при складывании сруба? (складывалось без единого гвоздя)

- Что находилось рядом с избой? (огород, изгородь)

- Что в старину означали слова: улица ( дорога между домами), окно (глаза).

- Как со временем менялось устройство освещения избы? (сначала была лучина, затем керосиновая лампа, позднее электрическая лампочка)

- Чем в старину украшали окна и крышу?  (резьбой и оберегом)

- Изучение новой темы

- Ребята,  тема нашего урока: «Старинные города» Сегодня вы сможете почувствовать  себя жителями древнего города.

- Ребята, предположите, что означало слово «город». Для этого подберите однокоренные слова. ( Огород, огораживать)

- Молодцы, ребята,  теперь не трудно догадаться, что городом становилось селение, которое огораживали защитной стеной.  

- Славянские города строились на высоких холмах. Холм выбирали такой, чтобы рядом была река, а лучше две реки, которые сливались бы у подножия холма. Тогда  с двух сторон получалась водная преграда для врагов. Стена вокруг города в те времена, когда появилось слово «город», была деревянной (как изгородь вокруг огорода). Огораживали поселение частоколом – стволами деревьев, заостренными вверху, срубами с землей, рвами с водой, земляными валами. Колья частокола ставили рядом друг с другом – «городили стену». Отсюда и произошло старинное название поселения – «городище» . Город – укрепленное, огороженное поселение.

Богатые города для защиты от врагов нанимали опытных воинов – дружинников. Командовал дружиной князь. Для содержания дружины со всех жителей собиралась дань – продукты, меха или деньги. Сбором дани занимались сами дружинники и постепенно становились богатыми жителями городов.

 Наши предки ходили на врага с мечом из стали. Он был длиной около метра и заострен с двух сторон. Меч князя украшался серебряным узором. Защищались воины боевыми  топорами, булавой, секирой. На голову надевали округлой формы металлический шлем, чтобы смягчать удары. Кроме обшитого кожей деревянного  щита, носили на поясе лук в налучье и колчан со стрелами.  Лук делали из твердой и гибкой древесины ясеня или вяза, тетиву лука – из жил животных. На стрелы с одной стороны насаживали острые металлические наконечники, а с другого приклеивали окрашенные перья птиц.  Кольчугу – тяжелую рубаху – кузнецы ковали из металлических колец. Кольчугу носили богатые воины. На ее изготовление шло до 20 тысяч колец.

- Ребята, откройте свои учебники на странице 127. Давайте рассмотрим воинов на иллюстрации, какие воины изображены на ней? (дружинник с луком – лучник, ополченец с топором, дружинник со знаменем – знаменосец, дружинник со щитом, князь в плаще с мечом)

- Для правителей в центре города стали сооружать мощную крепость – кремль, сначала с деревянными, а затем и с каменными стенами и башнями. Таким образом, знать была под двойной защитой. Во время военных действий здесь укрывалось население города и окрестных деревень. Чтобы выдержать длительные осады, в кремле хранились запасы продовольствия, воды и военного снаряжения. К кремлю примыкали поселения ремесленников. Ремесленная часть города называлась посадом, а отдельные ее районы,  населенные ремесленниками определенной специальностями, - слободами. За рвом обычно располагался торг.

-  Ребята, учебники на странице 129. Рассмотрите иллюстрации и сравните крепостные стены и смотровые башни на странице 129 и 105.

- Ребята, монастыри всегда ставились как защищенные фортпосты на подъезде к крупным городам и участвовали в первых боевых действиях. Поэтому они тщательно укреплялись и имели арсеналы вооружения.

- Ребята, а знаете ли вы историю нашего города? (ответы детей)

- Как называется наш город? (Астрахань)

- В каком году он был основан? ( в 1558 году)

- Сколько лет нашему городу? (454 года)

- Закрепление изученного

- Ребята, а теперь откройте свои рабочие тетради на странице  …   №19. Ребята, в таблицу вам необходимо будет записать название нашего города  в первой колонке, во второй – год основания, а в третьей – сколько лет уже стоит наш город.

(выполнение задания)

- Ребята, посмотрите на №20. Прочитайте задание. Что необходимо сделать? (Описать снаряжение воина)

- Ребята, теперь, давайте, разгадаем кроссворд по пройденной теме.

По горизонтали: 1. Опытные воины (дружинники), 2. Стальное оружие воина (меч), 3. Натуральный или денежный побор с населения (дань)

По вертикали: 1. Укрепленное, огороженное поселение (город), 2. Командир дружины (князь), 3. Центральная часть города, защищенная стеной (кремль).

- Итог урока

- Ребята, где и почему селились наши предки? (на крутых берегах для защиты от воинственных соседей)

- Как использовали наши предки воду для своей защиты? (селились на месте слияния двух рек)

- Какие укрепления сооружали для защиты городов?  (смотровые башни, кремль)

- Поясните, какие воинские доспехи послужили основой слов: защита (щит), ошеломить (лом), копейка (копье)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Старинные города

Слайд 3

Частокол

Слайд 4

Городище

Слайд 5

Дружинники

Слайд 7

Сбор дани


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова

Урок обучения грамоте по теме: Старинные имена. Решение ребусов и кроссвордов. Сказка «Паук-капитан» 1 класс по системе Л.В. Занкова. Данный урок знакомит детей со старинными именами и историей своих ...

Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс

Конспект урока по истории на тему :"Страна городов"Школа России 4 класс...

Конспект + презентация урока изобразительного искусства по теме: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)» 4 класс.

Тема четверти: «Искусство русского народа»Тема урока: «Старинная русская изба (начало композиции избы из гофрокартона)».Цели деятельности учителя: знакомство с красотой русског...

Конспект урока по ИЗО (3 класс). Тема: "Город чудный, город славный" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: развитие у учащихся композиционного видения на примерах художественных произведений, изображающих памятники народного зодчества; формирование у детей образное...

Конспект урока изобразительного искусства «Музей в жизни города. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование общего представления о музеях в жизни города; о музеях – хранилищах произведений искусствПланируемые результаты·...