Урок по ОРКСЭ "Православие"
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Любимова Леся Павловна

Урок по теме "Правослдавие", модуль "Основы мировых религиозных культур"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетное общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа  №9  г. Нефтеюганск

ТЕМА: «Православие»

Модуль «Основы мировых религиозных культур»

  Любимова Леся Павловна

учитель начальных классов

 

город Нефтеюганск

2013 год

Тема: Православие ( модуль ОМРК)

Цель: знакомство  учащихся с понятием православие.

Задача:

  • Расширить представления детей о православной культуре.
  • Формировать у обучающихся комплексное представление об иконах, православных праздниках, молитве.
  • Способствовать  развитию речи, живого образного мышления. Развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.

Ключевые понятия: православие, молитва, икона, религиозные  праздники.

 Ключевой  вопрос для детей: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру?

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, выставка книг, рабочая тетрадь для учащихся; толковые словари Даля, Ожегова, пазлы , карточки, учебник «Основы духовно- нравственной культуры  народов России. Основы  религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур»  4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Р.Б.Амиров,  О.В.Воскресенский, Т.М.Горбачёва; под редакцией Т.Д.Шапошниковой»

Средства обучения на уроке:

Словесные ( рассказ учителя и учащихся)

Художественно-словесные (использование произведений поэтов, звон колоколов)

Наглядные (репродукции, презентации, таблица, кроссворд, пазлы)

Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа в группах, работа со словарями, работа с источником информации, участие в диалоге,

Планируемые результаты:

Личностные – понимать точки зрения других людей, действовать в условиях конфликта мнений, планировать совместную деятельность, принимать совместные решения.

Метапредметные – познавательные и регулятивные действия, целеполагание на уровне принятия практической задачи и постановки учебной задачи,  моделирование понятия, умение использовать   текст , структурировать знания по теме урока .

Предметные, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с заданиями освоение знаний по теме «Православие»

Примечание: По ходу урока выступают специально подготовленные учителем учащиеся с толкованием понятий, не вошедших в текст учебного пособия («православие», «храм», «молитва»), а также с рассказом об первых конах и об иконе А. Рублёва «Троица» Выступления детей сопровождаются иллюстративным материалом, подготовленным учителем.

Ход урока.

I.Организационный  момент.

Эмоциональный настрой на урок

  Улыбкой дверь отворите в пути,

  Улыбку нельзя удержать взаперти

  Улыбка цветёт, растёт на устах.

  Улыбка прогонит и злобу и страх.

   Давайте подарим улыбку друг другу.  

II. Актуализация знаний.

Учитель: Назовите основные    религии.

Д.- Христианство, ислам, буддизм, иудаизм  (Слайд)

Учитель: Прочитайте слова и скажите, их значение? ( Тора, Библия, Трипитака , Коран)

Д. Священные книги религий

Учитель: Соедините религии и священные книги.

 Учитель: Что  объединяет людей всех  религиозных культур?

Д.- Обращение к  Богу  через молитву.

2. Работа в группах.

Учитель: Сейчас в группах разгадайте кроссворд. (Приложение 1)

Прочитайте, какое слово получилось.

Как вы думаете, какая тема  урока?

Д. – Православие

Учитель: Назовите слова ассоциации, которые у вас вызывает слово православие.

Учитель: Как вы думаете какие задачи нашего урока?

III. Изучение нового материала.

а) Выход на определение (понимание детьми этих определений)

1.Работа в тетради

Учитель: Давайте запишем тему урока. Обозначьте корни в слове «православие». Подумайте, что может означать слово «православие»?
Д. -Слово православие означает  «правильное, истинное мнение, правильно славящее Бога». 

2.Работа с учебником

Учитель: Давайте посмотрим, какое определение православия в учебнике на с. 100? Д:Православие – это умение правильно обращаться к Богу, то есть умение молиться. 

     Православие – это русский перевод греческого слова ортодоксия ( «орто»- прямой, правильный, «доксия» - мнение, учение, слава ) (Слайд)

       Православие - наиболее распространенная и укоренившаяся христианская традиция  в культуре большинства народов нашей страны. Православие  является  неотъемлемой  частью  истории и культуры России. (Слайд)

б) Постановка проблемы  урока. 

Чем русское православие обогатило русскую и мировую     культуру? 

в)Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний

 3.Прием «Чтение с пометками INSERT».

Учитель: Достаньте с конверта №2 текст. (Приложение 2)

 Читаете его и на полях ставьте значки.

V

+

-

?

Я это знал

Новое для меня

Я думал иначе

Непонятно

   Учитель: Подымите, руки кто поставил первый значок – я это знал.

Учитель: Что вы знали?

Учитель: Что для вас было новым?

Учитель:  У кого есть значок  - ?

Учитель:  О чем ты думал иначе.

    Учитель:  Было ли непонятно?

Учитель: Чем русское православие обогатило русскую и мировую культуру? (Слайд)

Д: иконами, архитектурными памятниками (храмами), колокольным звоном. летописями, развитием художественных ремёсел.

Учитель: В православии люди называют Бога своим Господом (Господином). Поэтому к Богу они обращаются не с требованиями, а с мольбой (просьбой) Представим себе ситуацию, что вдруг появился добрый волшебник, который мог бы исполнить по одному вашему желанию. Что бы вы попросили? Волшебники существуют только в сказках. Но верующие люди убеждены в том, что все наши желания, все наши просьбы слышит Бог.

 Учитель: Как называется обращение к богу в православии? Так что такое молитва?

     4.Молитва (работа с текстом учебника)

  Учитель: Как вы думаете, все ли молитвы одинаковы?

  У православных людей есть три вида молитвы.

  Самая распространенная молитва – это просьба.

 Учитель:  Как вы думаете, что представляет собой молитва просьба?

 А теперь   прочитайте определение молитвы-просьбы в учебнике  с. 103.

 Д.- Молитва-просьба – это прошение у Бога помощи и разных благ. Чаще всего начинают с житейских благ: здоровья или успеха. Но, мудрее, человек начинает просить у Бога иных, духовных благ. Он просит избавить от трусости, уныния, лени, раздражительности... Это просьба о защите.

Учитель: Наши предположения о молитве - просьбе подтвердились?

Учитель:  О каких молитвах вы еще слышали?

Более редкая молитва – благодарение.

 Учитель: Как вы думаете, почему  эта молитва редкая?

 Редкая, потому, что люди чаще просят, чем благодарят.

Да, получив желаемое, мы часто забываем поблагодарить. Так и в отношениях людей между собой, и в отношениях людей с Богом.

Самая высокая молитва - славословие. В такой молитве человек просто переживает радость от своей встречи с Богом, ликует. Произнося такую молитву, человек не думает о своих интересах. Именно бескорыстная радость – самая сильная и чистая.      ( слайд)

5.Задание в группах.

Прочитай стихотворения. Найдите, в каком стихотворении автор использует стиль- молитва? ( Приложение3)

Проверка. ( Сигнальные карточки).Зачитайте этот отрывок  стихотворения.

 Учитель:  Мы увидели,  как молитва стала стилем обращения в художественной литературе.

6.Храм

Учитель: В каких местах люди  могут молиться? (в храме, церкви)

   Попробуйте  дать определение слову «храм». 

Храм – это место, куда приходит каждый христианин для молитвы.

 А чтобы быть точнее, давайте посмотрим определение храма по словарю (работа со словарями В.И.Даля и С.И. Ожегова, в группах)

   Ученик 1: Храм-это здание, посвящённое Богу и предназначенное для богослужений.

    Учитель: Полина подготовила  нам стихотворения о храме. ( Слайды)

  Стихотворение о храме (Приложение 4)

В храме происходят обряды венчания, крещения, отпевания.

На Руси всегда было много храмов и сейчас православные традиции возрождаются. Восстанавливаются, реставрируются старые и  строятся новые церкви.

      Издавна храмы строили в самых красивых местах. Посмотрите ещё раз на эти храмы. Они одинаковые или отличаются друг от друга?

  Учитель: Найдите в учебнике с.101, каким образом храм отличается от всех остальных зданий?

Д:- Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. У него есть купол, на котором находится крест. 

  Учитель: Почему на куполах крест?

 Д:Символ христианства.

  • Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. (Слайд )               
  • Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля. (Слайд)
  • Иногда храм устраивается в виде круга. (Слайд)

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо.  

     Учитель: Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол?

   Д: Купол напоминает пламя свечи, форму луковицы.

       Учитель: Часто на храме строят не одну, а несколько куполов.

    Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей)

1 купол – в честь единого Бога

3 – в честь святой троицы (Бог- отец, Бог – сын, Бог – дух святой)

5 - Иисус Христос и четыре евангелиста

7 - семь Таинств и семь Вселенских Соборов

13 - Иисус Христос и двенадцать апостолов

  А сейчас проведем виртуальную экскурсию по храму.

          Храм  разделяется на три части: притвор, среднюю часть, алтарь.

          В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению. ( Слайд)

  Средняя часть храма- место для прихожан собравшихся на церковную службу. Здесь расположен центр храма- пространство под куполом. Это символ неба, с которого Бог смотрит на молящихся.  

 Главнейшая часть храма — это алтарь. Самая священная часть храма:

 здесь совершается священнослужителями богослужение,  находится святой престол.

 Располагается  алтарь в самой восточной части храма. Стенка, отделяющая алтарь от храма, имеет «царские врата» в центре. Через них священник выходит к прихожанам из алтаря. Алтарь отделен от основного храма иконостасом – большая стена. Состоящая из нескольких рядов икон.(слайд8)

         Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

    Учитель:  Как вы думаете, зачем нужны колокола?

Д:- Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех. 

  Учитель: Верно. Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и  чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

  1. Физкультминутка

  Учитель: Ребята вы  прослушайте фрагмент  колокольных звонов и соберёте мозаику.

        Учитель: Что за изображения получились? Чем они отличаются от современных   зданий?

6.Икона

  Учитель: Кто  был в храме?

  Учитель:  Что запомнилось? (много икон)   

          Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

   Учитель:  А что такое икона?

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд )

       Рассказ ученика. (Приложение 5)

        Учитель: Иконопись зародилась в древние века. А как же появилась первая икона? Сейчас мы совершим путешествие в прошлое и узнаем об этом.                                                            Рассказ ученика. (Приложение 6).

Учитель: Ребята прочитайте притчу. ( Приложение 7).

Учитель: Как вы думаете, почему  названа  икона « Спас Нерукотворный»?

      Образы  Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их  можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный.

Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя

. В России выявлено более 470 именований Икон Божией Матери

Учитель: Как вы  думаете кому молятся православные христиане глядя на икону?

Дети: Не самой иконе, а тому, кто на ней изображён.

7.Праздники.

Большую роль в жизни православного человека играют церковные праздники.

Учитель: Какие православные праздники знаете?

Д: Праздник Рождества Христова,  Пасха (слайд).

V. Рефлексия. (Применение новых знаний)

Учитель: Сейчас я предлагаю вам соединить основные понятия урока с определениями. (Приложение 8)

Проверка. ( Слайд)

 Подведение итогов урока, возврат к  ключевому вопросу урока.

Учитель: Чем русское православие обогатило русскую и мировую     культуру? 

VI.Самооценка урока.

Учитель: Наш урок подходит к концу, мне хотелось, чтобы вы оценили   работу на уроке с помощью  условной карточки (        узнал много нового, интересного,                 возникло желание узнать больше,               остались вопросы.) с той отметкой, которая соответствует вашему самоощущению.

 VII. Домашнее задание (с. 107 учебника3-4 вопрос по выбору.)

  1. Найти информацию о православных монастырях. Подготовить краткое сообщение о них.
  2. Подготовить сообщение об одном из традиционных праздников Русской православной церкви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...