Рабочая программа "Основы религиозных культур", 4 класс.
рабочая программа по истории (4 класс) на тему

Фархуллина Гульнара Залиловна

Рабочая программа для 4 класса по Основам религиозных культур и светской этики составлена на основе ФГОС НОО. автор учебника: М.Т.Студеникин.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_4_klass.docx64.29 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»        «Согласовано»        «Утверждаю»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

Тюлячинская средняя общеобразовательная школа

Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

Рабочая программа

по основам религиозных культур и светской этики

для 4 класса

Составитель: Фархуллина Гульнара Залиловна - учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ – Тюлячинская СОШ Тюлячинского муниципального района Республики Татарстан

Рассмотрено на заседании

педсовета школы

от «___»__________201_ г., Протокол № 1

II.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 года №84-р «Об утверждении плана мероприятий по введению с 2012/13 учебного года во всех субъектах РФ комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

- Приказ Минобрнауки России от 31 января 2012г. №69 о внесении изменений в стандарт начального общего образования по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики».

- Приказ Минобрнауки России от 1 февраля 2012г. №74 О введении курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех общеобразовательных учреждениях с 1 сентября 2012 года.

         -  Федерального  компонента  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку  2009 г., утвержденный  Приказом Минобразования РФ от 06.10.2009 года № 373;

         - Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

         - Федеральный  компонент государственного стандарта (основного) общего образования, учебной программы курса «Основы религиозных культур и светской этики» (автор А.Я.Данилюк).

         Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

         Задачами учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» являются:

- обеспечение условий для усвоения обучающимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;

- знакомство обучающихся с культурно-историческими основами традиционных религий и светской этики в России;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственности и морали в жизни личности, семьи, общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовности, нравственности, морали, полученных обучающимися в младшей школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

      Задачи реализации модуля «Основы светской этики»:

- знакомство учащихся с содержанием модуля «Основы светской этики»;

- развитие представлений младшего подростка о значении норм морали, общечеловеческих ценностей в жизни людей;

- обобщение знаний, представлений о духовной культуре и морали, полученных в начальной школе;

- формирование у младших школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

 Освоение учебного содержания модуля «Основы светской этики», входящего  в учебный курс, должно обеспечить:

- понимание значения духовности, нравственности, морали, морально ответственного поведения в жизни человека, семьи, общества;

- знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

-  формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий и светской этики в России;

- формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

- формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России; - знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление веры в Россию;

- укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

 

    Обучение детей по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.  

Требования к личностным результатам:

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;                                                

 - становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной  деятельности и формирование личностного смысла учения;

-  развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиска средств ее осуществления;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и учета характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

-  овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог;                                                                                     - готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;                                                                                                                                         - излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;                                           - готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

- определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

- общие представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального  многоконфессионального народа России;

- осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «ОРКСЭ» к концу 4-го года обучения

       В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
       
знать/понимать: 
     -  основные понятия религиозных культур;
     - историю возникновения религиозных культур;
     - историю развития различных религиозных культур в истории России;
     -  особенности и традиции религий;
     -   описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;

        уметь: 
      - описывать различные явления религиозных традиций и культур;
      - устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
      - излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
      - соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
      - строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
       -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах:      

- слушать собеседника и излагать свое мнение;
-  готовить сообщения по выбранным темам

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей:  «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно
в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

III. Учебно-тематическое планирование

Учебно-методическое планирование по основам религиозных культур и светской этики

Класс- 4

Количество часов:

всего _34__  часов в неделю  1__ час

Учебник: А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс: Учебник.-М.: «Русское слово»,2013г. М.Т.Студеникин. Основы светской этики. 4 класс: Учебник.- М.: «Русское слово»,2013г.

    Учебная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», Москва, 2009г.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся,

УУД

Планируемые результаты освоения материала

Вид
контроля. Измерители

Домашнее задание

Дата
проведения

Примечание

план

факт

1

Введение. Древние предания христиан.

1

Введение новых знаний

Участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета.

Понимать, что поведенческая модель- одна из равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно-конфессиональные принципы. Уметь общаться в полиэтничной, разномиро-воззренческой и многокон-фессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Фронтальный опрос

с. 10-16 прочитать.

3.09

2

Возникновение христианства.

1

комбинированный

Воспринимать учебный текст, определять цель.

Знать  православную духовную традицию, особенности восточного христианства,  культуры  и религии.

Фронтальный опрос

с.17-26 прочитать, ответить на в-сы

10.09

3

Христианская церковь.

1

комбинированный

Конструировать алгоритм выполнения учеб. задания.

Знать описание основных содержательных составляющих священных сооружений.

Фронтальный опрос

с.27-34, ответить на вопросы

17.09

4

Христианство на Руси и в России.

1

комбинированный

Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте.

Знать историю возникновения христианства. Описывать различные явления религиозных традиций и культур.

Фронтальный опрос

с.35-42 прочитать, вопросы

24.09

5

Христианские святыни.

1

комбинированный

Формулировать главную мысль, отби-рать дока-зательства.

Знать описание основных содержательных составляющих священных святынь.

Фронтальный опрос

с.43-53 прочитать.

1.10

6

Христианские праздники и таинства. Тест.

1

комбинированный

Устанавливать причинно-следственных связей

Знать описание основных содержательных составляющих священных праздников.

Фронтальный опрос

с.54-62 проч-ть, презентация

8.10

7

Пророк Мухаммад.

1

комбинированный

Понимать и преобразовывать информацию.

Знать основные понятия религиозных культур, историю возникновения религиозных культур.

Фронтальный опрос

с.63-68 прочитать, вопросы

15.10

22.10

8

Первое откровение пророка и распространение ислама.

1

комбинированный

Высказывать своё мнение с учётом норм этикета.

Знать историю возникновения ислама. Описывать различные явления религиозных традиций и культур.

Фронтальный опрос

с.69-76 прочитаь.

22.10

22.10

9

Священная книга мусульман.

1

комбинированный

Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте.

Знать описание основных содержательных составляющих священных святынь.

Фронтальный опрос

с.77-82 вопросы

29.10

29.10

10

Пять правил жизни мусульманина.

1

комбинированный

Понимать и преобразовывать полученную информацию.

Знать особенности и традиции исламской религии.

Фронтальный опрос

с.83-88 прочитать.

12.11

11

Во что верят мусульмане.

1

комбинированный

Участвовать в диалоге.

Уметь описывать различные явления религиозных традиций и культур.

Фронтальный опрос

с.89-92 прочитать.

19.11

12

Мусульманские праздники и памятные дни. Тест.

1

комбинированный

Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте.

Знать описание основных содержательных составляющих священных праздников.

Фронтальный опрос

с.93-104 вопросыпрезентация.

26.11

13

Иудаизм – древняя религия евреев.

1

комбинированный

Участвовать в диалоге.

Знать историю возникновения иудаизма. Описывать различные явления религиозных традиций и культур.

Фронтальный опрос

с.105-113 прочитать.

3.12

14

Во что верят иудеи.

1

комбинированный

Высказывать своё мнение с учётом норм этикета.

Знать особенности и традиции   иудейской  религии.

Фронтальный опрос

с.114-116, вопросы

10.12

15

Обычаи и обряды иудеев. Тест.

1

комбинированный

Понимать и преобразовывать полученную информацию.

Знать описание основных содержательных составляющих священных праздников.

Фронтальный опрос

с.117-123, презентация.

17.12

16

Кто такой Будда.

1

комбинированный

Участвовать в диалоге.

Знать историю возникновения буддизма. Описывать различные явления религиозных традиций и культур.

Фронтальный опрос

с.124-127 прочитать.

24.12

17

Во что верят буддисты.

1

комбинированный

Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте.

Знать особенности и традиции буддийской  религии.

Фронтальный опрос

с.128-133, вопросы

14.01

18

Направления и обряды буддизма. Тест.

1

комбинированный

Понимать и преобразовывать полученную информацию.

Знать описание основных содержательных составляющих священных святынь.

Фронтальный опрос

с.134-142, презентация.

21.01

19

Введение в курс «Основы светской этики». Россия – Родина моя.

1

комбинированный

Знаково-символическое моделирование.

Знать, понимать и принимать ценности: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.

Фронтальный опрос

Подготовить презентацию, с.4-22

28.01

20

Этика и этикет.

1

комбинированный

Сравнивать и выделять общее и различное.

Иметь представления о светской этике и её роли в истории и современности России.

Фронтальный опрос

с.23-33 прочитать.

4.02

21

Вежливость.

1

комбинированный

Анализировать ситуации.

Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

Фронтальный опрос

с.34-46, вопросы

11.02

22

Добро и зло.

1

комбинированный

Планировать решение поставленной задачи.

Понимать и сопереживать чувствам других людей. 

Фронтальный опрос

с.47-61 прочитать.

18.02

23

Дружба и порядочность.

1

комбинированный

Постановка и решение проблемы

Уметь уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Фронтальный опрос

с.62-76 прочитать.

25.02

24

Честность и искренность.

1

комбинированный

Высказывать своё мнение с учётом норм этикета.

Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Фронтальный опрос

с.77-88 прочитать.

4.03

25

Гордость и гордыня.

1

комбинированный

Учет позиции собеседника.

Осознавать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Фронтальный опрос

с.89-100, вопросы

11.03

26

Обычаи и обряды.

1

комбинированный

Работа с разн-ыми видами ин формации,с со-седом попарте.

Уметь защищать свой проект, высказывать своё мнение.

Фронтальный опрос

с.101-111, презентация.

18.03

27

Терпение и труд.

1

комбинированный

Моделировать ситуации, иллюстрирующие тему урока.

Уметь общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения, иметь уважение и толерантное отношение.

Фронтальный опрос

с.112-124 прочитать.

1.04

28

Семья.

1

комбинированный

Высказывать своё мнение с учётом норм этикета.

   Формировать чувство гордости за свою семью,

бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода.

Фронтальный опрос

с.125-134, вопросы

8.04

29

Семейные традиции.

1

комбинированный

Моделировать ситуации, иллюстрирующие тему урока.

Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека.

Фронтальный опрос

с.135-143 прочитать.

15.04

30

Сердце матери.

1

комбинированный

Понимать и преобразовывать полученную информацию.

Фронтальный опрос

с.144-155, вопросы

22.04

31

Правила твоей жизни.

1

комбинированный

Планировать решение поставленной задачи.

Осознание ценности других людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности, умение им противодействовать.

Фронтальный опрос

с.156-165, вопросы

29.04

32

Праздники народов России

1

комбинированный

Работа с разными вида-ми информа-ции,с соседом по парте.

Фронтальный опрос

с.166-180 прочитать.

6.05

33

Защитники Отечества. Тест.

1

комбинированный

Формировать чувство гордости за свою Родину, развитость чувства патриотизма и гражданской солидарности.

Фронтальный опрос

с.181-194 прочитать.

13.05

34

Обобщение пройденных тем.

1

комбинированный

Высказывать своё мнение с учётом норм этикета.

Уметь осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи.

Фронтальный опрос

Интересоваться религиями разных народов.

20.05

 IV.   ПРИЛОЖЕНИЯ

№1 КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

        Система оценки достижений планируемых результатов освоения курса ОРКСЭ должна ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся, предусматривать использование разнообразных методов и форм. Формализованные требования (отметка) по оценке успеваемости по результатам освоения курса не предусматривается. Уроки по курсу ОРКСЭ – уроки безотметочные, объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание и возможности потребности к духовному развитию. Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащихся.  Так как этот процесс индивидуален, поэтому необходимы формы контроля, позволяющие предусмотреть проверку, во-первых, достижения каждым учеником уровня обязательной подготовки по предмету, во-вторых, глубину сформированности учебных умений. Оценка должна решать как минимум две основные задачи:

- подведение итогов работы;

- сравнение (с самим с собой и другим).

Для оперативного контроля знаний и умений по курсу можно использовать систематизированные упражнения, тестовые задания разных типов. Подходы к оцениванию могут быть представлены следующим образом: оценивание по системе «зачёт – незачёт»; вербальное поощрение, похвала, одобрение, интерес одноклассников и членов семьи к результатам собственной деятельности.

Основная цель контроля – проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятий несущественной;
  • нарушение последовательности в описании объекта в тех случаях, когда она является существенной;
  • неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
  • ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
  • незнание фактического материала, неумение привести самостоятельно примеры, подтверждающие высказанное суждение;
  • отсутствие умения выполнить рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; неумение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
  • ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
  • неумение ориентироваться на карте и плане, затруднение в правильном показе изученных объектов.

Недочеты:

  • преобладание при описание объекта несущественных признаков;
  • неточность при выполнении схем, рисунков, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
  • отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
  • неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
  • неточность при нахождении объекта на карте.

Тест.

Тестовые задания – динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения  использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  Power Point.

Критерии

оценивания

Параметры

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

№2 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

1. Притча о талантах

Мудрец 1 – В давние времена, когда Иисус Христос ходил по земле, он рассказал своим                  ученикам притчу против лени нашей и небрежности. Хотите ее услышать?...Один богатый человек перед отъездом в другую страну на долгое время призвал к себе своих слуг и поручил им управлять имением.

Мудрец 2 – Одному слуге хозяин дал пять талантов (талант – крупная денежная единица),                   другому – два таланта, третьему – один талант. И тотчас отправился в путь.

Мудрец 3 – Получивший 5 талантов пошел, употребил их в дело и приобрел на них еще                     пять талантов. Точно так же и получивший два таланта приобрел на них другие                    два. Получивший же один талант не захотел трудиться, пошел и закопал его в                     землю.

Мудрец 4 – Прошло много времени. Возвратился господин и потребовал у своих слуг                    отчета о их работе. Первый слуга, получивший пять талантов принес еще пять                    талантов, и подойдя к господину, говорит:

1 слуга – Господин! Пять талантов ты мне дал. Я на них приобрел для тебя землю, на                которой пахал и сеял, собирал урожаи, продавал людям и получил другие пять                 талантов, вот они.

Господин – Очень хорошо! Ты трудолюбивый, добрый и хороший человек! Ты верен мне.                    Я  многое тебе дам. Ты будешь жить в моем царстве, и не будет у тебя ни                      горестей, ни нужды.

Мудрец 5 – Подошел к Господину и второй слуга, получивший два таланта, и сказал:

2 слуга – Господин! Два таланта ты дал мне. На них я приобрел домашний скот, я                 ухаживал за ним, молоко, сыр  продавал людям и приобрел еще два таланта.Вот они.

Мудрец 5 – Господин слушал второго слугу с улыбкой на устах. И сказал:

Господин – Молодец. Ты хорошо поработал. Ты добрый и верный слуга. Ты тоже будешь                     жить в моем царстве, и не будет у тебя никаких горестей.

Мудрец 6 – Подошел к Господину и третий слуга, который получил один талант и сказал:

3 слуга – Господин! Я знаю, что ты жестокий и несправедливый. Ты собираешь урожаи                там, где не сеял. И чего я буду стараться увеличивать таланты? Я отдыхал. Я тебе                ничего не должен, вот твой один талант, забери его, мне он не нужен.

Мудрец 6 – Господин с опечаленным лицом сказал в ответ:

Господин – Лукавый и ленивый раб! Твоими устами буду судить тебя. Ты должен был не                      лениться, а работать и увеличивать талант. И я наградил бы тебя. Но ты сам                      отказываешься от награды. Имеющий 10 талантов! Подойди ко мне и возьми еще один талант. Слуги! Возьмите этого ленивого раба и отведите в темницу!

Мудрец7 – Эта притча означает: все люди получают от Бога различные дары: жизнь,                здоровье, способности, ученье, житейские блага и многое другое. Чтобы этими                   дарованиями приносить пользу себе и людям.

Мудрец 8 – Все эти дары Божьи и разумеются в притче под именем талантов. Господь                     знает, сколько нужно дать каждому, по его трудолюбию и старанию. Поэтому                    люди получают, кто-то больше, а кто-то и меньше.

Мудрец 9 – Кто употребил дары Божьи на пользу себе и другим людям, тот получит                    похвалу от Господа и вечные небесные радости, а ленивые люди будут страдать.

Притча  о  мытаре  и фарисее

Мудрец 1 – 2000 лет назад Иисус Христос рассказал ученикам эту притчу о мытаре и                    фарисее. Для чего?  Чтобы мы не были хвастливыми, горделивыми. Не унижали                    других людей. Чтобы уважали своих родителей, учителей, всех ближних.

Мудрец 2 – Эта притча о том, что мы должны учиться видеть свои ошибки и стараться                     исправлять их.

Мудрец 3 – Смысл этой притчи также и в том, чтобы мы не осуждали других людей, а                    искали недостатки в себе и исправляли их.

Мудрец 4 – Только добрый, смиренный человек возвышается душой к Богу. Итак,                     послушайте притчу. Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей                   (начальник), а другой – мытарь (слуга, сборщик налогов).

Мудрец 5 – Фарисей встал впереди с гордо поднятой головой и молился так:

Фарисей: - Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как другие! Ведь вокруг меня грабители,                    тупицы, беспутные, коварные, злодеи,  как позади меня мытарь. Я такой                    положительный! Работаю лучше всех. Даже пост соблюдаю, не то, что другие. В храм деньги даю. Я очень собою доволен.

Мудрец 6 – Мытарь же стоял в конце храма. Он не смел поднять глаз своих к небу.                    Он молился так:

Мытарь – Боже! Я так виноват. Я обижал людей. Я грешник! Прости меня. Будь милостив                   ко мне.

Мудрец 7 – Мытарь вышел из храма домой более оправданным, нежели фарисей. Иисус                     Христос сказал, что возвышающий сам себя, унижен будет. А унижающий себя – возвысится.

Соломоново  решение

Ведущий 1 – Царь Соломон при вступлении на царский престол так молился Богу:                       Господи! Ты поставил меня царем. Даруй же мне разум, чтобы управлять                       народом Твоим. И Бог дал Соломону великую мудрость.

Ведущий 2 – Мудрость свою Соломон показал на суде. Пришли к нему на суд две                        женщины. Они жили в одном доме, и у каждой родился младенец. Ночью одна из женщин во сне придавила младенца. Когда она увидела ребенка мертвым, то от горя обезумела.

Ведущий 3 - Она пошла к другой женщине, подложила ей  своего мертвого младенца, а                        живого унесла. Утром женщины стали спорить.

1 Женщина – Этот мертвый ребенок не мой. Мой ребенок живой, это ты украла моего                         ребенка. Отдай мне моего малыша.

2 Женщина – Этот живой младенец мой! Никому его не отдам.

1 Женщина – Побойся Бога. Отдай моего ребенка.

2 Женщина – Не отдам. Этот ребенок мой.

Ведущий 3-    Так спорили он пред царем. Выслушав их, Соломон сказал:

Соломон -    «Рассеките живого ребенка пополам и отдайте половину одной и половину                        другой»

Ведущий 4 –  Женщины при этих словах сказали:

2 Женщина – Ну, и пусть не достанется никому.

1 Женщина -  Нет! Не убивайте ребенка. Отдайте лучше ей. Пускай мне будет плохо,                         лишь бы ребенку было хорошо.

Соломон -  Отдайте ребенка вот этой женщине, она его настоящая мать.

Ведущий 4 -  Мудрость свою царь Соломон выражал и в управлении народом и во всех                        царских делах. И разнеслась о нам слава за пределы еврейской страны, в другие соседние народы.

Ведущий 5 – Царствование Соломона было мирным и счастливым. Но под конец своей                       жизни Соломон стал грешить пред Богом. У него было много жен, среди них                       были язычницы, для которых он построил языческие капища. Тогда Господь                       отнял свое благословение от Соломона, и против него начались бунты и                       возмущения в народе. А после смерти Соломона царство его ослабело                       разделилось на два: иудейское и израильское.

Иудаистская притча  «По-человечески»

Мудрец 1 – В очень давние времена у одного уважаемого человека по имени Иоханана                     Заккая умер сын. Пришли к нему его ученики, чтобы утешить его. Первым вошел Элиэзер. Сел перед учителем и сказал:

Элиэзер – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.

Учитель – Говори.

Элиэзер – Прародитель Адам имел сына, и когда сын его пал мертвым, Адам утешился                  так, сказав: «Бог даровал мне другое дитя вместо Авеля».Утешься и ты, учитель.

Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Адама                   напоминаешь мне?

Мудрец 2 – Вошел другой ученик по имени Иошуа и сказал:

Иошуа – Разреши мне, учитель, сказать тебе слово утешения.

Учитель – Говори.

Иошуа – Иов имел сыновей и дочерей, и все погибли в один день. Но Иов сказал: «Бог  дал и Бог взял». Утешься и ты, учитель.

Учитель – Разве мало для меня моей собственной скорби, что ты еще про скорбь Иова   напоминаешь мне?

Мудрец 2 – От слов учеников учитель еще больше помрачнел и опечалился. Подошел    третий ученик по имени Симеон и сказал:

Симеон – Учитель, позволь мне утешить тебя….

Учитель – (кивает головой)

Симеон – Царь Давид имел сына, сын умер. Но Давид утешился другим младенцем,    которого назвал Соломон. Утешься и ты, учитель.

Учитель – У меня такое горе, умер мой любимый сын, а ты мне напоминаешь о горе царя    Давида? Никто не может утешить меня.

Мудрец 3 – В этот момент вошел мудрый человек по имени Элазар Азария и обратился к    учителю с такими словами:

Элазар – Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. Бог дал тебе   сына, который изучал Священное Писание, поучения мудрецов и чистым ушел  он из этого мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?

Учитель – Элазар! Благодарю тебя. По-человечески утешил ты меня.

Мудрец 3 – Очень поучительная история, не правда ли?

Исламская притча  «Мудрый маленький муслим»

 1)-Много лет назад, во времена Табиинов (следующее после сподвижников Пророка Мухаммеда поколение мусульман), Багдад  являлся центром исламского знания. Однажды в Багдад приехал язычник и сообщил, что у него есть к мусульманам три сложных вопроса, и он бросает им вызов: смогут ли они на них ответить?

2)-Тогда халиф приказал созвать к себе во дворец всех ученых города. Вестник взобрался на высокую трибуну, и изрек:

Язычник-- “Я пришел к вам с тремя вопросами. Если вы сумеете на них ответить, то мой владыка осыплет вас несметным количеством богатства. Вот мои вопросы: что было до Аллаха? Куда смотрит Аллах? Чем занят Аллах в настоящий момент?”

2)-Толпа мудрецов оставалась безмолвной... И вдруг среди толпы послышался тонкий голосок:

Мальчик - “О дорогой папа, можно я отвечу на них ?”

3)-Это был голос мальчика, который пришел на собрание со своим отцом -  халифом , и правитель дозволил ему говорить.

3)-Язычник обратился к молодому мусульманину и повторил свой первый вопрос:
Язычник --“Что было до Аллаха?”

Мальчик: “Умеешь ли ты считать?”

Язычник -- “Да”,

Мальчик -- “Тогда посчитай обратно с десяти!”

4) - Язычник начал считать: “десять, девять восемь,7,6,5,4,3,2, “один”………  

Мальчик - - “Ну,  а что дальше после единицы?”

Язычник  - “После единицы нет ничего, она самая последняя”

Мальчик  - “Если нет ничего после арифметической единицы, то как ты мог подумать, что что-то могло быть перед Единым, который является Абсолютной Истиной, Вездесущим, Бесконечным – Первым, Последним, Скрытым?”

4) - -Язычник не ожидал получить такой прямой ответ, который он не в силах был опровергнуть. Он задал свой второй вопрос:

Язычник - “Тогда скажи мне, в каком направлении смотрит Аллах?”

Мальчик - “Принеси свечу, зажги ее и скажи, в каком направлении смотрит ее свет”.

Язычник - “Но свет пламени свечи смотрит во все стороны: на север, юг, запад, восток...  Он не смотрит в каком-либо одном из них”

-Мальчик: “Если физический свет распространяется во все четыре стороны, и ты не можешь ответить, в каком конкретно направлении он смотрит, чего же ты ожидаешь от Аллаха – Света Небес и Земли? Свет над Светом, Аллах смотрит во всех направлениях во все времена”.
5) - Язычник не мог поверить своим глазам: перед ним  мальчик, отвечающий на его вопросы так, что ему нечего сказать в его опровержение... Тогда мужчина повторил свой последний вопрос:

Язычник - “Скажи мне, что Аллах делает сейчас?

Мальчик:- “ Всемогущий Аллах каждый день занят делом, и он все видит, и все слышит”.  5) -И язычнику ничего не оставалось делать, как поверженному  возвратиться в родной   город.

6) - Мальчик вырос и стал одним из самых выдающихся ученых Ислама. Всемогущий Аллах благословил его особой мудростью и глубоким пониманием религии. Ребенка звали Абу Ханифа, и он известен, как Аль-Имам Аль-Азам, великий имам и исламский ученый. Пусть Аллах ниспошлет хоть частицу такой мудрости на детей-мусульман, подрастающих сегодня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Учебная программа курса «Основы религиозных культур и светской этики», Москва, 2009г.

2. А.Н.Сахаров, К.А.Кочегаров. Основы религиозных культур народов России. 4 класс: Учебник.-М.: «Русское слово»,2013г. М.Т.Студеникин. Основы светской этики. 4 класс: Учебник.- М.: «Русское слово»,2013г.

   3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Электронное приложение к курсу «Основы религиозных культур и светской этики»  М. Просвещение. 2011

5. Презентации на электронном носителе.

Интернет - ресурсы

- http://fcior.edu.ru/ 

- http://school-collection.edu.ru/

- Интернет-портал «ProШколу.ru» - материалы, разработанные апробаторами курса ОРКСЭ

- Русская Православная Церковь (Официальный сайт Московского Патриархата) – http://www.patriarchia.ru 

- Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви - http://www.otdelro.ru 

- Миссионерский портал диака Андрея Кураева - http://kuraev.ru/ 

Конкурсы и фестивали Православного Свято-Тихоновского университета - http://pravolimp.ru/main/main 

- Официальный сайт Донского монастыря - http://donskoimonastyr.ru/ 

- Московская православная духовная академия (электронная библиотека) - http://www.mpda.ru/elib 

- Совет муфтиев России - http://www.muslim.ru

- Ежемесячный литературно-публицистический журнал и издательство - http://www.lechaim.ru/ 

- Российский исламский университет - http://www.e-riu.ru/ 

- Дневник Московского исламского университета - http://www.miu.su/?p=289 

- Образовательный портал РУДН - http://web-local.rudn.ru/web-local/prep/rj/index.php?id=2941&p=9968 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

Рабочая программа по предмету "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы мировых религиозных культур".

Рабочая программа к  учебнику Р.Б. Амиров, О.В.Воскресенский. Основы религиозных культур и светской этики: Основы мировых религиозных культур. 4 класс.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Р.Б. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс на 2016 - 2017 учебный год, автор Корчагина Т.А.

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль ОМРК для 4-х классов, реализуется в течение 4-х лет, претерпела видоизменения, удобна и понятна в работе....

Рабочая программа по курсу Основы религиозных культур и светской этики (модуль: Основы мировых религиозных культур) 4 класс

Пояснительная записка и КТП по учебнику Р.Б.Амирова "Основы мировых религиозных культур" 4 класс...

Конспект урока по «Основам религиозных культур и светской этике» (модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме «Искусство в религиозной культуре» (4 класс)

Конспект данного урока может быть использован на уроках ОРКСЭ (модуль "Основы мировых религиозных культур") в 4 классе...

Рабочая программа "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль «Основы мировых религиозных культур», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР» разработана для обучающихся 4 класса  в соответствии ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур»), класс - 4

Технологическая карта урока ОРКСЭ ( модуль «Основы мировых религиозных культур») по теме "Семейные традиции", 4 класс....