Главные вкладки

    Урок истории, «Мир древности: далекий и близкий».
    план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

    Гулакова Ирина Александровна

    Цели урока:

    1.Создать условия для изучения истории древнего Египта, древней Греции, древнего Рима ;

    2.Развивать устную речь;

    3.Воспитывать интерес к предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_po_istorii_na_16.09.15_novyy.odt29.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Школа:                                                                                                                                                                        Методист: Сачкова Т.А

    Класс:  4                                                                                                                                                                     Студент: Гулакова Ирина

    Кабинет:                                                                                                                                                                    Александровна 36 группа

    Учитель:

    Тема: «Мир древности: далекий и близкий».

    Тип урока:  комбинированный урок.

    Цели урока:

    1.Создать условия для изучения истории древнего Египта, древней Греции, древнего Рима ;

    2.Развивать устную речь;

    3.Воспитывать интерес к предмету.

    Планируемые результаты:

    • Личностные:  сформированность мотивации к обучению и познанию,  готовность и способность к  саморазвитию; 
    • Предметные: развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире; 
    • Метапредметные:освоение способов  решения проблем творческого и поискового характера, формирование  умения планировать, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

    Понятия: Иероглиф, Фараон, Парфенон, Пантеон.

    Оборудование: Учебник (Школа России 4 класс 2 часть), презентация, мяч, кроссворд, карточки, рабочая тетрадь к учебнику, цветные карандаши, жетоны.

    Этап урока

    Время

    Содержание

    Деятельность

    учителя

    Деятельность

    детей

    УУД

    Организация начало занятия

    2 мин.

    -Долгожданный дан звонок-

    Начинается урок.

    Великая радость- работа!

    В полях, за столом, за станком!

    Работай до жаркого пота

    Работай без лишнего счета-

    Все счастье земли – за трудом! (Слайд № 1)

    Потрудиться нам стоит немало:

    Чтоб историю узнать,

    Книги надо нам читать,

    На экран всем посмотреть,

    Только вот не надо петь.

    Ведь сегодня очень важно

    Снова многое узнать,

    Смело, четко говорим

    И тихонечко сидим. (Слайд № 2)

    -Ребята, я желаю вам творческих успехов, удачи, терпения, взаимоуважения при работе в группах и непременно прийти к намеченной цели. Поэтому мне, сегодня, приятно представить группы: «Историки», «Археологи», «Архивариусы» и капитанов: …................... В течение этого урока нам предстоит путешествие по станциям:

    1) «Кроссвордическая»;

    2) «Отчетная»;

    3) «Игровая»;

    4) «Конечная».

    Проверяет готовность обучающихся к уроку.

    Создает эмоциональное настроение на урок.

    Словесный метод.

    Приемы:

    Зачитывает текст.

    Выдвигает проблему.

    Формулирует задание.

    Практический метод.

    Прием: Делит детей на группы для работы на уроке.

    Слушают текст.

    Делятся на группы.

    Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

    Смыслообразование(Л).

    Проверка выполнения домашнего задания

    5 мин.

    - Итак, давайте поворошим наши знания, проверим домашнее задание. Но прежде скажите какой блок мы начали изучать на уроках окружающего мира. (блок история).

    Ребята для начала давайте перечислим занятия древнего человека;

    Теперь давайте опишем древнего человека;

    - Молодцы! К какому же времени относятся ответы на вопросы? (Они относятся к древнему миру)

    - А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

    - Зачем, как вы думаете? ( Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

    - Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время. (Слайд № 3).

    Словесный метод.

    Приемы:

    Осуществляет выборочный контроль.

    Организует коллективную проверку.

    Задает вопросы.

    Формулирует задания.

    Выдвигает проблему.

    Озвучивает  тему урока.

    Отвечают на вопросы.

    Высказывают свое мнение.

    Формулируют тему и цель урока.

    Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П).

    Подведение под понятие (П).

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

    Аргументация своего мнения и позиции (К).

    Учет разных мнений (К).

    Подготовка к основному этапу занятия

    6 мин

    Учитель:

    - Итак, в путь! Ребята, в нашем путешествии нам непременно пригодится Шар Времени, который перенесет нас в далекое прошлое, в различные страны. Но, чтобы он принес пользу, нам необходимо произнести на каждой станции слова:

    «Раз, два, три,

    Шар времени,

    Нас унеси!» (Слайд № 4).

    Итак, потренируемся (повтор слов).

    Я поздравляю вас – вы оказались на станции «Кроссвордическая»(Слайд № 5) и я предлагаю вам отгадать кроссворды по ранее изученным темам: «Растениеводство», «Животноводство», «Незаметные защитники урожая», «Мир древности» в группах. За правильно угаданный кроссворд- 5 баллов, с 1 ошибкой-4 балла, с ошибками- 3 балла.

    Кроссворд для Историков.

    Вопросы к кроссворду:

    1.Одно из занятий, которым человек овладел к концу первобытной истории.

    2. Люди научились ….. глиняную посуду.

    3. Этим занимались и женщины и дети в далекой древности.

    4. Как по-другому назвать древнейшего человека.

    5.Освещение первобытных художников.

    6.Основное занятие древнейшего человека.

    (Ответы: 1.Земледелие. 2.Изготовлять. 3. Собирательство. 4. Первобытный. 5. Факел.

    6. Охота.

    Ключевое слово: Египет.)

    Кроссворд для Археологов.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Из зерен этого растения варят гречневую кашу.
    2. Полевая культура, в народе называется «второй хлеб».
    3. Маленький горький овощ, обладающий противомикробным действием.
    4. Враги гусеницы серой бабочки.
    5. Какое насекомое портит яблоко снаружи и внутри?
    6. Название насекомого, которое высасывает соки из растений.

    ( Ответы: 1. Гречиха. 2. Картофель. 3. Чеснок. 4. Птицы. 5. Гусеница. 6. Тля.

    Ключевое слово: Греция.)

    Кроссворд для Архивариусов.

    Вопросы к кроссворду:

    1.Посреди двора

    Стоит копна

    Спереди вилы

    Сзади копна.

    2.Пятак есть, а ничего не купит.

    3. За кудрявый хохолок

    Лису из норки поволок,

    На ощупь очень гладкая,

    Как сахар сладкая.

    ( Ответы: 1. Корова. 2. Свинья. 3. Морковь.

    Ключевое слово: Рим.)

    Словесный метод.

    Приемы:

    Создает эмоциональный настрой.

    Рассказывает текст.

    Формулирует задание.

    Организует групповую работу.

    Наглядный метод.

    Выдвигает проблемное задание с ситуацией неопределенности.

    Побуждает к высказыванию своего мнения.

    Слушают учителя.

    Повторяют за учителем.

    Высказывают свое мнение.

    Высказывают свои предложения в группе.

     Дают определение понятиям.

    Решают поставленную проблему.

    Выполнение пробного учебного действия (Р).

    Подведение под понятие (П).

    Структурирование знаний (П).

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

    Аргументация своего мнения и позиции (К).

    Учет разных мнений (К).

    Координирование в сотрудничестве разных позиций (К).

    Усвоение новых знаний и способов действий

    14 мин.

    Учитель:

    -Ребята, давайте произнесем слова для запуска Шара времени.

    Я поздравляю вас - вы оказались на станции «Отчетная». (Слайд № 6).Для того, чтобы решить все задачи на уроке, необходимо поработать в группах, выполняя задания на карточках.

    Капитан группы распределяет задания членам группы, следит за их выполнением в доброжелательной форме. В случае затруднения вы можете обратиться к учителю за советом. Помните Правила общения в группе, они помогут вам при выполнении заданий. Время выполнения заданий -7 минут.

    Карточка для Историков. 

    1.Прочитайте текст на странице 8 учебника «Окружающий мир 2 часть». Пользуясь опорными словами Египет, боги, Бог солнца Ра, Бог воды и разлива Нила Себек, Бог мудрости и счета Тот (Слайд № 7), подготовьтесь к пересказу текста по теме: «Египет. Боги египтян». 

    2.Прочитайте текст на странице 9 учебника «Окружающий мир 2 часть». Пользуясь опорными словами иероглифы, храмы Карнак, Луксор, пирамиды (Слайд № 8), подготовьтесь

    к пересказу текста по теме: «Иероглифы. Постройки древних египтян».

    3.Прочитайте текст с.8-9 учебника «Окружающий мир» и подготовьтесь к ответам на вопросы:

    1. На берегах, какой реки возникло Египетское государство?

    2. Что такое иероглиф?

    3. Кто такой фараон?

    4. Как называется самая большая пирамида в Египте?

    Карточка для Археологов. 

    1.Прочитайте текст на странице 10-11 учебника «Окружающий мир 2 часть». Пользуясь опорными словами Афины, Акрополь, подготовьтесь к пересказу текста по теме: «Древняя Греция. Афины. Акрополь»(Слайд № 9).

    2.Прочитайте текст на странице 11 учебника «Окружающий мир 2 часть». Пользуясь, опорными словами Парфенон, скульптор Фидий, богиня Афина (Слайд № 10) подготовьтесь к пересказу текста по теме: «Храм Парфенон Скульптура богини Афины».

    3.Прочитайте текст на странице 10-11 учебника и подготовьтесь к ответу на вопросы:

    1.Назовите столицу Греции.

    2.Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенными на нем архитектурным ансамблем?

    3.Назовите самый знаменитый храм Акрополя.

    4.Назовите знаменитую статую скульптора Фидия.

    Карточка для Архивариусов. 

    1.Прочитайте текст на странице 12-13 учебника «Окружающий мир 2 часть». Пользуясь опорными словами Рим, Римский форум, Пантеон, Помпеи  (Слайд № 11) подготовьтесь к пересказу по теме: «Древний Рим. Знаменитые постройки древнего Рима». 

    2.Прочитайте текст на страницах 12-13 учебника «Окружающий мир 2 часть» и подготовьтесь к ответам на вопросы:

    1.Как назывался храм в древнем Риме всех богов?

    1. Как назывался амфитеатр, служащий для гладиаторских боев и других зрелищ?
    2. Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

    Назовите фамилию художника, написавшего картину « Последний день Помпеи».

    Учитель:

    -Ребята, а теперь настало время для отчета каждой группы. За лучшую работу группа получает- 5 баллов, если есть маленькие недоработки- 4 балла, есть ошибки- 3 балла.

    Слушаем отчет группы «Историки».

    Пересказывают текст с.8-9 с использованием слайдов .

    Учитель:

    -Ребята, а теперь настало время для отчета группы «Археологи».

    Дети  пересказывают текст с.10-11 с использованием слайдов.

    Учитель:

    -Ребята, а теперь настало время для отчета группы «Архивариусы».

    Дети  пересказывают текст с.12-13 с использованием слайдов.

    Словесный и наглядный методы.

    Приемы:

    Выдвигает проблему.

    Практический метод.

    Контролирует выполнение работы.

    Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

    Практический метод.

    Приемы:

    Организует коллективную проверку.

    Организует ответ группы с помощью презентации.

    Слушают учителя.

    Повторяют за учителем.

    Выполняют задание на карточках.

    Анализируют.

    Сравнивают.

    Читают текст.

    Отвечают на вопросы.

    Находят в тексте информацию, понятия.

    Высказывают свое мнение.

    Осуществляют: взаимопроверку.

    Дают определение понятиям: иероглиф, фараон.

    Формулируют выводы.

    Комментируют.

    Дают определение понятию Парфенон.

    Дают определение понятию Пантеон.

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

    Аргументация своего мнения и позиции (К).

    Учет разных мнений (К).

    Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

    Выполнение действий по алгоритму (П).

    Построение логической цепи рассуждений, доказательств (П).

    Использование критериев для обоснования своего суждения (К).

    Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

    Осознания ответственности за общее дело (Л).

    Извлечение из текста необходимой информации (П).

    Физкультминутка

    2 мин.

    Учитель:

    -После трудной работы необходимо отдохнуть.

    «Попишите, почитайте,

    Поднимитесь, пошагайте,

    Покричите, помолчите,

    Помашите, потянитесь,

    Поморгайте, улыбнитесь,

    Посидите, пошепчите,

    Успокойтесь, подремлите,

    А теперь все поднимайтесь,

    И за дело принимайтесь».

    (Слайд № 12)

    Словесный метод.

    Создает эмоциональный настрой.

    Первичная проверка понимания

    5 мин.

    Учитель:

    -Ребята, давайте произнесем слова для запуска Шара времени.

    Я поздравляю вас - вы оказались на станции

    « Игровая». (Слайд № 13)

    Я предлагаю вам игру с мячом. Каждой группе я предлагаю ответить на 4 вопроса, при этом передаю мяч, называя имя члена группы. В случае правильного ответа мяч передается в группе, неправильного - соседней группе. За каждый правильный ответ- 1 балл. Не ошибитесь, в конце игры я озвучу результаты.

    Вопросы для группы «Историки».

    1. На берегах, какой реки возникло Египетское государство?

    2. Что такое иероглиф?

    3. Кто такой фараон?

    4. Как называется самая большая пирамида в Египте?

    (Слайд № 14)

    Вопросы для группы «Археологи».

    1.Назовите столицу Греции.

    2.Как называется высокий холм с обрывистыми склонами и расположенными на нем архитектурным ансамблем?

    3.Назовите самый знаменитый храм Акрополя.

    4.Назовите знаменитую статую скульптора Фидия.

    (Слайд № 15)

    Вопросы для группы «Архивариусы».

    1.Как назывался храм в древнем Риме всех богов?

    2.Как назывался амфитеатр, служащий для гладиаторских боев и других зрелищ?

    3.Какой город был погребен под слоем пепла при извержении вулкана Везувий?

    4.Назовите фамилию художника, написавшего картину « Последний день Помпеи». (Слайд № 16)

    Учитель:

    -За выполненное задание на станции «Игровая» группа «Историки получает… баллов, группа «Археологи»… баллов, группа «Архивариусы» .. баллов.

    Словесный и наглядный методы.

    Приемы:

    Формулирует задание.

    Выдвигает проблему.

    Практический метод.

    Прием:

    Контролирует выполнение работы.

    Словесный метод.

    Прием:

    Зачитывает вопросы.

    Слушают учителя.

    Отвечают на вопросы.

    Анализируют.

    Комментируют.

    Высказывают свое мнение.

    Подводят итоги выполненного задания.

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

    Аргументация своего мнения и позиции (К).

    Учет разных мнений (К).

    Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П).

    Выполнение действий по алгоритму (П).

    Использование критериев для обоснования своего суждения (К).

    Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

    Осознания ответственности за общее дело (Л).

    Закрепление знаний и способов действий

    3 мин.

    Учитель:

    -Дети, выполните, пожалуйста, задание №2 страницы 5 в Рабочей тетради индивидуально.

    Дети выполняют задание.

    Учитель:

    -Дети, а теперь проверим выполнение задания.

    Проверка выполнения задания.

    - Поднимите, пожалуйста, красный карандаш те дети, кто выполнил задание без ошибок;

    синий - те, кто выполнил задание с 1 ошибкой, зеленый - те, у кого допущены ошибки.

    Словесный и наглядный методы.

    Приемы:

    Предлагает индивидуальные задания.

    Организует коллективную проверку.

    Выполняют упражнения в рабочей тетради.

    Проверяют выполнение задания.

    Оценивают правильность выполнения задания.

    Анализ, синтез, обобщение (П).

    Выполнение действий по алгоритму (П).

    Контроль, коррекция,оценка (Р).

    Обобщение и систематизация знаний

    3 мин.

    Учитель:

    -Ребята, давайте произнесем слова для запуска Шара времени.

    Я поздравляю вас - вы оказались на станции « Конечная».(Слайд № 17)

    - Настало время для выполнения последнего задания в группах № 3, 4стр.6 Рабочей тетради.

    Время выполнения-2 минуты.

    При проверке задания используйте ответ, начало которого звучит так: «Мы решили», «Мы думаем»  . Не забывайте о правилах общения в группе.

    Учитель:

    - Ребята, а теперь настало время для отчета каждой группы. За лучшую работу группа получает- 5 баллов, если есть маленькие недоработки- 4 балла, есть ошибки- 3 балла.

    - Заслушаем отчет группы «Историки».

    -Заслушаем отчет группы «Археологи».

    -Заслушаем отчет группы «Архивариусы».

    Словесный и наглядный методы.

    Приемы:

    Предлагает групповые задания.

    Практический метод.

    Приемы:

    Организует проверку .

    Акцентирует внимание на конечных результатах  учебной деятельности обучающихся на уроке.

    Повторяют за учителем.

    Выполняют упражнения в рабочей тетради.

    Осуществляют проверку задания.

    Формируют конечный результат своей работы на уроке.

    Анализ, синтез, обобщение (П).

    Выполнение действий по алгоритму (П).

    Контроль, коррекция, оценка (Р).

    Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

    Аргументация своего мнения и позиции (К).

    Учет разных мнений (К).

    Подведение итогов занятия

    1 мин.

    Учитель:

    - Что нового вы сегодня узнали на уроке?

    -Каким способом?

    -Оцените свою работу на уроке знаково: красный карандаш - отлично, синий - есть небольшие недостатки в работе, зеленый - есть над чем поработать.

    -Сегодня за работу на уроке многие из вас получат оценки. (Озвучивание оценок).

    - Какая группа на ваш взгляд работала лучше всех?

    - По итогам путешествия лучшей группой оказалась-……Оцените работу группы на уроке знаково: красный карандаш - отлично, синий - есть небольшие недостатки в работе, зеленый - есть над чем поработать.

    За что вы благодарны друг другу?

    Словесный метод.

    Приемы:

    Формулирует вопросы.

    Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

    Отвечают на вопросы.

    Оценивают работу на уроке.

    Оценивают работу группы на уроке.

    Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П).

    Планирование учебного сотрудничества (К).

    Рефлексия

    3 мин.

     А сейчас выберите жетон с изображением той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.

    Словесный метод.

    Подводит учащихся к выводу о изученной теме урока.

    Совершают рефлексию.

    Рефлексия способов и условий действий (П).

    Информация о домашнем задании

    1 мин.

    1. Запишите в словарик: Древний мир, иероглифы, пирамиды. (Слайд № 18)

    2. Попробуй придумать «Визитную карточку» одной из древних стран.

    Словесный метод.

    Прием:

    Дает комментарий к выполнению домашнего задания.

    Записывают и обсуждают домашнее задание.

    Кроссворды:

    Для Историков.                                                                                                Для Архивариусов.

    Для Археологов.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентация к уроку окружающего мира 4 класс по теме "Мир древности: далекий и близкий"

    Яркая и красочная презентация станет хорошим дополнением к уроку....

    Урок окружающего мира. Мир древности: далекий и близкий. 4 класс, А.А. Плешаков

    Урок изучение нового материала. Знакомство с древними государствами: Египет, Рим, Греция. ...

    Конспект урока "Мир древности: далекий и близкий". Окружающий мир. 4 класс.

    Урок-путешествие для учащихся 4 класса в Древнюю Грецию, Древний Египет и Древний Рим....

    План - конспект урока "Мир древности - далекий и близкий"

    конспект урока Окружающий мир 4 класс...

    Урок окружающего мира в 4 классе. "Мир древности: далекий и близкий".

    Методическая разработка содержит подробный конспект урока, карточки для индивидуальной работы, дополнительный материал по изучаемой теме для работы в группах....

    Технологическая карта урока "Мир древности далекий и близкий" (окружающий мир, 4 класс, "ШКОЛА РОССИИ")

    ЦелидеятельностиучителяСоздать условия для ознакомления учащихся с Древним Египтом, Древней Грецией и Древним Римом; определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию пер...