Связь трех поколений
материал по истории

Летом   я отдыхала в лагере «Иволга» города Бавлы. Моим вожатым был Габделов Ильяс, сын моей первой учительницы. Я удивилась: как такой молодой вожатый может завлечь детей в жизнь лагеря, и сделать это очень интересно, содержательно. Не только я, но и мои друзья в один голос говорили: «Ильяс самый лучший». Я внимательно   присматривалась к его деятельности и поняла, оказывается, эти качества у него от ген.

    И у меня появилось желание рассказать об этой удивительной педагогической династии. Исследовала работу нескольких поколений педагогов, чтобы узнать, есть ли разница между содержанием, целями и работой с детьми в разные годы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_treh_pokoleniy.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №4»

Межрегиональная гуманитарно-просветительская конференция

«История моей семьи»

Научно-исследовательская работа на тему:

«Связь трёх поколений»

                           Выполнила:

                                                     Садыкова Элина Ранисовна,

                                   ученица 9 класса

      МБОУ «Гимназия №4» Бавлинского

                                                      муниципального района РТ;

                                                Научный руководитель:

                                                           Габделова Ландыш Марсовна

                                                      учитель начальных классов

Бавлы, 2019 год.

Оглавление:

1. Введение………………………………………………………………………...4

2. Цель моей научно-исследовательской работы (гипотеза)……………..…….5

3. Задачи исследования………………………………………………..………….6

4. Объекты и ход исследования…………………………......……………………7

5. История связи трёх поколений педагогов:

    а) Труд педагога 50 – 60-х годов...............…………………………...……...8-9

    б) Труд педагога 80-х годов………………......………………………...........10

    в) Анкетирование        ……………………………………………………...        .10-11

    г) Работа современного педагога.. ……………………………......………...12

6. Заключение, выводы……………………..........……………………………...13

7. Использованная литература…………………………………….....…………14

1. Введение.

    Летом   я отдыхала в лагере «Иволга» города Бавлы. Моим вожатым был Габделов Ильяс, сын моей первой учительницы. Я удивилась: как такой молодой вожатый может завлечь детей в жизнь лагеря, и сделать это очень интересно, содержательно. Не только я, но и мои друзья в один голос говорили: «Ильяс самый лучший». Я внимательно   присматривалась к его деятельности и поняла, оказывается, эти качества у него от ген.

    И у меня появилось желание рассказать об этой удивительной педагогической династии. Исследовала работу нескольких поколений педагогов, чтобы узнать, есть ли разница между содержанием, целями и работой с детьми в разные годы.

2. Цель моей научно-исследовательской работы.

Раскрыть основополагающие составляющих в воспитании детей.

Гипотезой является девиз «Светить всегда, светить везде!».

3. Задачи исследования.

1. Опросить педагогов трёх поколений.

2. Сравнить особенности работы с детьми в разное время.

3. Доказать, что воспитание детей, подростков, молодёжи – это огромный, интересный труд, требующий много сил и внимания.

4. Объекты и ход исследования.

Объекты:

Учителя 50 – 60-х годов, 80-х годов, современные педагоги.

Ход исследования:

- Труд педагога 50 – 60-х годов;

- Труд педагога 80-х годов;

- Работа современного педагога.

5. История связи трёх поколений педагогов.

а) Труд педагога 50 – 60-х годов (начало династии).

    Бабушка Ильяса, Галия Муллаяновна, получив диплом учителя начальных классов в Белебеевском педагогическом училище в 1957 году, была направлена в Чишминский район Башкирии. Из её воспоминаний: «Меня назначили старшей пионервожатой Черниговской средней школы.  Я головой ушла в эту интересную работу. Я поняла: вовлечение детей в общественно – полезные дела является мощным средством их воспитания.  Школа была русская, учились дети из 8 деревень разных национальностей. Среди подростков были и трудные, даже неуправляемые (пили, курили, даже занимались кражей). Мне не было ещё и 18 лет. Я решила подружиться с детьми. Хотя и побаивалась их, но виду не подавала. Держалась наравне, как старший друг. Поверили, потянулись. После уроков стали активно участвовать во всех общественно – полезных делах: это подготовка и проведение революционных праздников, сбор лекарственных трав, металлолома, посадка деревьев и многое другое.

    Помню, весной увела в лес одна всю дружину собирать берёзовые почки. Журчат ручейки. Поют птицы. И подпевают дети:

                       «Опять свой наряд обновили

                       В зелёных побегах леса,

          И нас на заре разбудили

          Весёлых скворцов голоса».

    Возвращались довольные, счастливые. Посмотрев на эти лица, я думала: «Как хорошо, что я вовремя встретила этих ребят, после таких добрых дел никто из них не станет правонарушителем». Или возьмём лыжные прогулки. Стоило в субботу объявить о воскресной лыжной вылазке – дети всех возрастов собирались у ворот моей квартиры. Конечно, не было у меня ни семьи, ни детей – можно было с ними проводить и долгие вечера, и короткие зимние дни.

    Это было время, когда я была убеждена: надо честно жить, много трудиться и крепко любить свою страну. И ещё: этими качествами заражать всех окружающих.

    Летом 1958 года работала старшей пионервожатой районного пионерского лагеря, расположенного на берегу реки Дёмы.

    Здесь нельзя было обходиться без линеек: утром поднимали флаг лагеря на торжественной линейке, где знакомили пионеров с распорядком дня и день заканчивали итогом проделанных работ и спуском флага. В этом лагере была вся атрибутика: горн, барабан, рапорт и многое другое. Это тоже скрашивало жизнь лагеря, подтягивало дисциплину. По-моему, всё должно быть в меру.

    Когда работала в пионерском лагере, самым сильным средством сплочения детского коллектива была песня. Все помнят, наверное, ночные костры с песней «Взвейтесь кострами!» Не зря говорится: «Нам песня жить и строить помогает».

    Когда пели песню:

«Мы кузнецы, и дух наш молод,

Куем мы счастья ключи;

Вздымайся выше, наш молот,

          В стальную грудь сильней стучи», - мне казалось, сердца всех поющих детей

бьются в одном ритме.

    Отправляясь в поход, мы брали с собой песню:

             «Эй, шагай, вышагивай,

             Песенку затягивай,

             Звонкую, весёлую, праздничную».

    Эти годы научили меня работать с детьми разных возрастов, быть всегда в ответе за всё.»                    

    В 1959 году вернулась в родное село Исергапово. Поступив на заочное отделение пединститута, стала работать учителем русского языка и литературы. Получив высшее образование, стала заместителем директора Исергаповской средней школы. Проработала 15 лет завучем, 11 лет директором родной школы.

    Все эти годы она отличалась чуткостью к людям, удивительной работоспособностью и добросовестным отношением к своим обязанностям, принципиальностью и требовательностью к себе и окружающим, чем снискала глубокое уважение своих коллег, учащихся, родителей и односельчан.

    За заслуги в трудовой и общественной деятельности она была награждена многими Почётными грамотами, значками «Отличник народного просвещения» и «Отличник просвещения СССР».

                                     

б) Труд педагога 80-х годов.

    А Ландыш Марсовне посчастливилось делать первые шаги на педагогическом поприще в своей родной Исергаповской школе под руководством своей матери. Обычно говорят: «Красота спасёт мир». Я бы добавила «И доброта». Потому что, когда я пришла в первый класс, меня встретила Ландыш Марсовна со своей доброй улыбкой. И эта доброжелательная улыбка сопровождает мой каждый шаг. Все свои поступки хочется сверять с пожеланиями моей учительницы. Ведь так много сил она вложила для нашего обучения и воспитания. Поражаешься её чуткости, внимательности к каждому ребёнку: талантливым и не очень.

    Я ещё раз с гордость говорю: «Повезло мне с первой учительницей!».

    Ландыш Марсовна является учителем высшей категории; она награждена Почётной грамотой Министерства Образования и Науки Республики Татарстан. Была победительницей конкурса «Учитель года» в номинации «Учитель будущего» и «Мастерство в профессии».

      Я хотела узнать, различаются ли способы проведения свободного времени современных учеников и   подростков 11-12 лет в 70-80-х годов ХХ в. и провела анкетирование. Мой младший брат учится в 5 классе. Поэтому взяла учеников 5 класса, которым сейчас по 11-12 лет, и их родителей, которым было по 11-12 лет в 1975-1988 годах. Для данного исследования была выбрана анкета в виде теста.  Были составлены две анкеты: для детей и родителей. Анкета для учеников стала более подробной, так как планировалось выявить и распределение свободного времени по дням.  Анкета для родителей оказалась меньшей по объему, потому что довольно сложно выявить точно, что человек делал 10-15 лет назад. Вопросы составлялись с учетом тех видов деятельности человека (и взрослого и подростка) в свободное время которые были выделены выше. Это три группы:

а) отдых: игры, развлечения;

б) просвещение: изучение чего-то нового, чтение, коллекционирование, посещение музеев и театров;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Исходя из этого, были заданы вопросы:

- Какие секции или клубы ты посещаешь?

- Какие поделки делаешь?

- В какие игры играешь с друзьями?

В анкетировании приняли участие 20 ученика и 18 родителей. Результаты исследования оказались очень интересными. Анализируя ответы детей и родителей кружках, клубах и секциях мы получили следующую картину.  Родители назвали 17 видов секций и клубов, которые они посещали, дети – 10. Среди родителей все указали какие-либо кружки или клубы. Среди детей 7 человек не посещают секций. 7 позиций совпали. Вот этот список и количество выбравших данные позиции (слайд 23)

        Есть позиции, которые присутствуют только в анкетах одной из групп. Вот список различий (слайд 24). Получилось, что родители, когда им было по 11-12 лет, более активно посещали секции и выбирали большее количество направлений деятельности, чем современные подростки. Похожие результаты получились и с вопросом о поделках. Родители указали в своих анкетах больше наименований поделок, которые они когда-то делали – 16 позиций, дети - 9. В этом пункте совпало всего 4 варианта ответов. При этом один из совпавших ответов звучал «Разные» (т.е. делаю разные поделки»).  Похожие позиции – игрушки, вышивка, открытки. (слайд 25)

    А вот позиции различные для обеих групп. Дети назвали в своих анкетах 4 оригинальных варианта поделок, родители – 8. При этом некоторые из них сложно сейчас представить. Например: «чеканка из тюбиков зубной пасты». Можно сделать вывод, что раньше подростки для своего творчества использовали подручные материалы, сейчас готовые творческие наборы. (слайд 26)

     Не меньше различий оказалось в вопросе о играх. И здесь, список игр, которые вспомнили родители оказался больше. Родители назвали 10 игр, в которые они играли с друзьями в детстве, дети – 6. Общих позиций оказалось 4(слайд 27)

    И список различных позиций. Список оказался довольно большой. Можно сделать вывод, что раньше дети больше времени проводили во дворе, играли в различные игры с другими ребятами.  В конечном счете больше общались со своими сверстниками (слайд 28)

    И еще один вопрос по которому проводилось сравнение. В нем предлагалось выбрать из предложенных вариантов времяпровождения, те которые наиболее привычны отвечающему (или были привычны в детстве – в анкете для родителей). Конечно, были выделены общие варианты ответов. (слайд 29)

Эти совпадения показывают, что в семьях существуют определенные традиции, которые передаются от родителей к детям, общие семейные дела.

Вот список занятий, которые различаются. (слайд30) Список отличий показывает изменения, которые произошли в обществе за последние 25-30 лет. В нашу жизнь прочно вошли компьютеры, интернет, сотовые телефоны. Эти новшества изменили и упростили не только рабочее и учебное время человека, они изменили и наш досуг. Не удивительно, что современные подростки не представляют свою жизнь без компьютера и телефонов.

в) Работа современного педагога.

    И сын Ландыш Марсовны, Ильяс, решил продолжить педагогическую династию, так как было сказано в начале выступления, он уже в 15 лет показал себя педагогом от Бога.

    Он с 9 класса работал в детском оздоровительном лагере «Ласточка» города Бавлы. Вот мнение Ильяса о нынешних детях. «Дети нынче живут больше в виртуальном мире, иногда даже, кажется, что они оторваны от земли. Поэтому вначале приходится их научить стоять на земле, видеть окружающую жизнь. Потом начинаешь с помощью тренингов выявлять их интересы, склонности. Только после этого создаёшь условия для развития их способностей. Надо ещё больше внимания, больше разнообразных работ».

    Дети тянутся к тем педгогам, которые их понимают и любят. Вот некоторые отзывы ребят об Ильясе: «Ильяс, ты научил меня понимать главные ценности жизни», «Ильяс, благодаря тебе, я понял, что такое любовь». Многие ребята хотели попасть в его отряд. Как лучшего вожатого его отправили с группой ребят в Анапу.

    Он успешно окончил исторический факультет Казанского Федерального Университета. Можно надеяться: из него выйдет отличный педагог. Об этом говорят отзывы учителей Казанских школ, где Ильяс проходил педагогическую практику: его уроки, проведённые в старших классах, оценивались высшими баллами. В настоящее время Ильяс служит в армии. Надеюсь, после службы он придёт в школу и продолжит эту очень нужную деятельность.

6. Вывод.

    Я уверена в том, что моё исследование является актуальным, так как воспитание подрастающего поколения происходит в обстановке, с одной стороны, демократии и становления правового государства, с другой стороны, - в условиях политического и социально-экономического кризиса, отрицательно сказавшегося на материальном положении и моральном самочувствии всех слоёв общества и юных граждан. Я хотела узнать, есть ли разница в работе с подрастающим поколением через 25, 60 лет. Исследовала работу нескольких поколений педагогов, чтобы узнать, есть ли разница между содержанием, целями и работой с детьми. На самом деле оказалось, что работа учителя - это труд, который постижим каждому человеку, кто действительно любит общаться с детьми. И в подтверждение своих слов, я хотела бы процитировать слова, сказанные Ильясом: «Мне очень нравится проводить время с детьми, ведь ты знакомишься с новыми людьми, за какой-то промежуток времени ты уже настолько привыкаешь к этим людям, что в конце ты уже начинаешь чувствовать всё то, что чувствуют они. И это такие чувства и качества людей, которые передались мне и теперь сопутствуют на протяжении всей моей жизни».

    И ныне Галия Муллаяновна, хотя ей уже 74 года, уверена в том, что труд учителя очень важен и нужен сейчас, как никогда, в школах должны работать учителя с глубокими знаниями, воспитанные на добрых традициях, для которых честь, совесть, достоинство превыше всего. Я поняла, что во все времена работу с детьми надо организовать интересной, содержательной и захватывающей, надо уметь оставаться старшим другом и товарищем. Только целенаправленной, содержательной работой, учитывая возрастные особенности детей, можно добиться успеха. Так было, так есть, так будет. «Светить всегда, светить везде!»

                                       

7. Использованная литература:

1. Учитель и пионерская организация, М., 1963г.

2. Проблемы пионерского движения, М., 1985г.

3. Детская энциклопедия, Т-9, «Наша Родина», издательство «Педагогика», М., 1993г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения.

В статье рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии и предлагаются практические советы для их реализации....

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения".

Презентация к статье "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе в связи с внедрением ФГОС нового поколения". В презентации рассматриваются основные здоровьесберегающие технологии,...

Роль логопедической службы в реализации стандартов нового поколения. Связь УУД с учебными предметами.

Речевая готовность детей      к обучению проявляется прежде всегов их умении пользоватьсясловом для произвольного управленияповедением и познавательными процессами.Не ме...

Народное творчество трех поколений

Предметом исследования моей работы является детский фольклор. На уроках литературы меня очень заинтересовала тема ф...

Воспитательное мероприятие на тему"Связь трех поколений"

Классный час может быть использован для детей начальной школы.Возраст: 1-4 класс. Актуальность: Мероприятие это можно проводить в любом классе начальной школы. Выбранная тема актуальна для их воз...

Социально-педагогический проект "Связующая нить поколений"

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчаст...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. УМК «Начальная школа 2

Урок литературного чтения во 2 классе по теме «Английская народная сказка "Сказка про трех поросят"» разработан в соответствии с концепцией федеральных государственных образовате...