Народное творчество трех поколений
творческая работа учащихся (4 класс) по теме

Гаврилкова Татьяна Викторвна

               Предметом исследования моей работы является детский фольклор. На уроках литературы меня очень заинтересовала тема фольклора. Мне захотелось побольше узнать именно о детском фольклоре. Исследуя эту тему, я был удивлён тем, что детский фольклор – одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нём одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рождённые. И те, и другие постоянно обновляются и переделываются.

                Объектом исследования работы является знание и использование дразнилок людьми разных возрастов.

                Я предполагаю, что дразнилка, как жанр детского фольклора, по-прежнему активно используется моими сверстниками.

               Поэтому, я решил выяснить, используют ли мои сверстники дразнилки, и каковы их особенности в сравнении с людьми старших поколений. А так же выяснить, являются ли дразнилки одним из способов общения в детском обществе.

               Я поставил перед собой следующие задачи:

Ознакомиться с литературой и Интернет-ресурсами по теме моего проекта.

Собрать необходимые для этого материалы.

Провести анкетирование учащихся своего 4 «Б» класса, их родителей, бабушек и дедушек.

Определить наиболее актуальное для школьников направление в сравнении со взрослыми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                           Тезисы из работы

                      «Живы ли детские дразнилки в современном мире?»

                                                                             Автор работы:  Пахатнов Артем,

                                                                             ученик кадетской школы  № 95.

               Предметом исследования моей работы является детский фольклор. На уроках литературы меня очень заинтересовала тема фольклора. Мне захотелось побольше узнать именно о детском фольклоре. Исследуя эту тему, я был удивлён тем, что детский фольклор – одно из самых живых и богатых явлений современной культуры. В нём одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рождённые. И те, и другие постоянно обновляются и переделываются.

                Объектом исследования работы является знание и использование дразнилок людьми разных возрастов.

                Я предполагаю, что дразнилка, как жанр детского фольклора, по-прежнему активно используется моими сверстниками.

               Поэтому, я решил выяснить, используют ли мои сверстники дразнилки, и каковы их особенности в сравнении с людьми старших поколений. А так же выяснить, являются ли дразнилки одним из способов общения в детском обществе.

               Я поставил перед собой следующие задачи:

Ознакомиться с литературой и Интернет-ресурсами по теме моего проекта.

Собрать необходимые для этого материалы.

Провести анкетирование учащихся своего 4 «Б» класса, их родителей, бабушек и дедушек.

Определить наиболее актуальное для школьников направление в сравнении со взрослыми.

Подвести итоги моей работы над проектом.

               Фольклор – по-английски означает: народная мудрость, народное знание. Детский фольклор – это произведения, которые исполняются взрослыми для детей, а так же составленные самими детьми. Детский фольклор составляет обширную область народного творчества.

              К детскому фольклору относятся:

              Колыбельные – это лирические, задумчивые песни, сопровождающие укачивание ребенка. Например: Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький волчок и укусит за бочок.

               Пестушки и потешки – это ритмичные и мелодичные весёлые стишки, которыми сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Например: Мы проснулись, потянулись, вместе солнцу улыбнулись, здравствуй, солнышко – колоколнышко!

                 Скороговорки – это сочетание слов с таким подбором звуков, что их трудно произнести быстрым темпом, не запинаясь. Например: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

                 Заклички – это стихотворные обращения детей к явлениям природы, растениям и животным. Например: Дождик, дождик, поливай, будет хлеба каравай.

                 Считалки – это рифмованные или нерифмованные игровые прелюдии, задачей которых является распределение ролей в предстоящей игре. Например: Раз, два, три, четыре, пять, девять, десять, двадцать пять. Сашка правильно считай, не умеешь? Вылетай!

                 Нелепицы – это выдуманные стихотворные нелепости. Например: Над лесом солнца луч потух, крадётся царь зверей – петух.

                  Дразнилки. О них я хотел бы рассказать поподробнее.

                  Дразнилка – это короткое стихотворение, которое высмеивает дурной поступок или качество, дает словесный отпор своему противнику.          

                 Существуют различные виды дразнилок – смешные и обидные стишки на каждое имя, на любой порок. Многие люди относятся к дразнилкам негативно, причисляют их к низкому жанру. То ли дело, нежная колыбельная или какая-нибудь милая считалка! Однако задача этих текстов – уязвить оппонента, выставив его в смешном свете.

                  С помощью дразнилок ребёнок дает выход отрицательным эмоциям.             Часто дразнилки сопровождаются гримасами и звукоподражанием. Дразнилка всегда произносится нараспев и всегда громко. Дразнилка – это не издевательство! Она учит детей умению подмечать плохое, несправедливое, некрасивое; выражать своё негативное отношение к какому-то явлению; развивает умение подбирать к словам рифму.

         Дразнилка – это тренировка в остроумии, в умении вести словесный поединок, развитие речи и чувства юмора.

         Для того, чтобы установить, используют ли мои сверстники дразнилки и каковы их особенности в сравнении с людьми старших поколений мною был проведён опрос, в котором принимали участие:

26 – учеников 4 «Б» класса

50 – родителей

28 – бабушек и дедушек

         Участникам задавались следующие вопросы:

Знаешь ли ты дразнилки? Какие?

Используешь ли ты дразнилки в своей речи?

Дразнят ли тебя? За что?

         При ответе на первый вопрос «Знаешь ли ты дразнилки?», все участники ответили утвердительно, но при ответе на вторую часть этого вопроса «Какие?» наблюдалась существенная разница.

         Выяснилось, что мои одноклассники знают несколько меньше дразнилок в категориях «На имена» и «На внешние признаки». Самыми знающими оказались бабушки и дедушки, кроме того они называли дразнилки, которые сейчас совсем не употребляются в детской речи.

           Дразнилки по именам являются самыми распространёнными во всех возрастных группах. Чаще всего назывались следующие:

Вовка, Вовка – спелая морковка.

Андрей – воробей, не гоняй голубей!

Инка – свинка.

Ленка – пенка. 

             Очень много дразнилок, характеризующих внешность, знают взрослые, в речи  детей их намного меньше. Родителями назывались такие дразнилки как:

Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!

Толстая бочка, родила сыночка, а сыночек говорит: "Ты не мама, а бандит". 

Дорогой, дорогой, почему такой худой? Приезжай ко мне в кишлак, будешь толстый, как ишак!

              Среди участников опроса очень часто упоминались дразнилки, высмеивающие дурные поступки или черты характера.

             Встречались дразнилки для ябед:

Ябеда солёная, на костре вареная! 

Ябеда-корябеда, турецкий барабан, кто на нём играет, тот противный таракан. 

             Так же дразнилки для воображал и хвастунов:

Воображала хвост поджала и под печку убежала, а под печкой крокодил воображалу проглотил. 

Воображуля высший сорт! Куда едешь? На курорт. На курорте пусто выросла капуста! 

    Дразнилки для жадин:

Жадина-говядина, соленый огурец, на полу валяется- никто его не ест, а муха прилетела – понюхала и съела!

Жадина, говядина, пустая шоколадина! 

     Дразнилки для хвастунов и задавал:

Командир полка – нос до потолка, уши до лампочки, а сам лезет к мамочке!

Кто хвалится, тот в яму провалится! 

     Дразнилки для плакс:

Плакса – вакса – гуталин, на носу горячий блин!

Рёва-корова, дай молока, сколько стоит – три пятака!

Чокли-мокли, Чокли-мокли! У тебя глаза намокли. 
Если долго будешь плакать, ты лягушкой будешь квакать.

    Дразнилки для любопытных:

Любопытному на рынке прищемили нос в корзинке.

Любопытной Варваре нос на рынке оторвали.

            Проанализировав услышанные дразнилки, я пришёл к мнению, что чаще всего дразнят  воображал, жадин, трусов и ябед. То есть, в них высмеиваются те черты детей и их поступки, которые больше всего вредят хорошим отношениям и мешают дружбе.

       При ответе на второй вопрос анкетирования «Используешь ли ты дразнилки в своей речи?», половина класса ответила, что использует их иногда и только 11 человек – часто. При этом, выяснилось, что большинство учеников нашего класса использует дразнилки в общении с другими детьми.

       На третий вопрос «Дразнят ли тебя?» и «За что?» практически все ученики отвечали, что их дразнят. Причём, обычно, дразнилки, связаны с какими-то плохими поступками – хвастовством, ябедничеством или связаны с именем ребёнка.

              В ходе исследования данной темы, я сделал следующие выводы:

Мои одноклассники сохраняют традицию их родителей, бабушек и дедушек в использовании в своей речи  дразнилок. То есть дразнилка как жанр детского фольклора сохранила своё предназначение – быть регулятором отношений в детском обществе.

Разнообразный характер дразнилок – показатель здоровых отношений в нашем классе. Применяя дразнилки, ребята умеют постоять за себя без помощи взрослых и драки.

Народная дразнилка предназначена для того, чтобы поставить на место обидчика и высказать своё отношение к нему.

            Дразнилки учат детей:

подмечать плохое

несправедливое

некрасивое

подбирать рифмы по созвучию и смыслу.

            Дразнилки развивают:

чувствительность к нелепым ситуациям в жизни и в словесном изображении.

               Во время работы над моим проектом я изготовил буклет – запоминалку. В нём я собрал различные дразнилки, с помощью которых можно все детские конфликты перевести в игру, защитить себя, поставить на место обидчика и высказать своё отношение к нему.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока музыки, проведенного в 3 «А» классе на тему «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской»

Тема: «Русское народное творчество». Разучивание русской народной песни «Посмотрите как у нас, да в мастерской».Цель урока:Познакомить учащихся с русскими народными песнями, их видами, оркестром ...

Воспитательное мероприятие на тему"Связь трех поколений"

Классный час может быть использован для детей начальной школы.Возраст: 1-4 класс. Актуальность: Мероприятие это можно проводить в любом классе начальной школы. Выбранная тема актуальна для их воз...

Народное творчество и народная мудрость

Классный час в 4 классе.Тема: «Народное творчество и народная мудрость»....

Связь трех поколений

Летом   я отдыхала в лагере «Иволга» города Бавлы. Моим вожатым был Габделов Ильяс, сын моей первой учительницы. Я удивилась: как такой молодой вожатый может завлечь детей в жизн...