Рабочая программа для 4 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов по изобразительному искусству ( Авторы программы В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев), опубликованной в сборнике Министерства образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва Просвещение. 2002год
Сроки освоения программы: 4класс- 35часов.
Программа реализуется 4-й год.
Программа " Изобразительное искусство" соответствует образовательной области " Искусство" обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности- изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно- прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основные задачи:
1) Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
2) Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Виды деятельности: рисование с натуры ( рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование ( композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
К концу года учащиеся должны уметь:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб, коробка и т. д.;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, падающую тень;
использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемого предмета;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков;
- передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека;
- составлять аппликационные композиции из разных материалов.
Темы года лучше сгруппировать по видам деятельности, изучаемым темам, чтобы систематизировать, закреплять знания и навыки в течение нескольких уроков подряд.
Виды занятий должны быть тесно связаны и дополнять друг друга. Занятия должны также проводиться с учетом времени года, состояния погодных условий, событий в жизни общества, а главное, интересов учащихся.
Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы. Наряду с выполнением обязательной программы учащиеся привлекаются к выполнению определенных тем в виде домашних заданий. При выполнении домашних заданий учащиеся самостоятельно выбирают технику художественной выразительности. При самостоятельном подходе к выполняемой работе учащиеся имеют возможность развивать творческое воображение, совершенствовать умения и навыки в изучении изобразительного искусства.
Учебно-тематическое планирование
по изобразительному искусству 4 класс
Класс 4
Учитель: Гизатуллина
Количество часов
Всего 35 часов; в неделю 1 час
Плановых контрольных уроков нет , зачётов нет, тестов нет ч;
Планирование составлено на основепрограммы «Школа России» по программе В.С. Кузина.
Методическое пособие:
С. И. Доля « Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе В. С. Кузина» Волгоград «Учитель» 2008г.
Тематическое планирование по изобразительному искусству
на 2011/2012 учебный год
№ п/п | Наименование раздела программы. Вид искусства | Тема учебного занятия | Способы учебной деят. уч - ся | Вид деятельности учащихся на уроке. | Планируемые результаты освоения материала | Формы контроля | Дом. задание | план | факт |
| |
Кол-во часов | внутренние |
|
|
|
| ||||||
1 | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Летний пейзаж» | 1 | Введение в тему. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | Самостоятельная работа | Наблюдать за красотой природы, изменением цвета в природе. |
|
|
|
2 | Составление мозаичного панно. | Парусные лодки на реке. | 1 | Введение в тему. | Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию, наблюдательность к окружающему миру. | Уметь работать цветной бумагой, формировать эстетическое отношение к искусству. | Самостоятельная работа | Принести на урок овощи и фрукты |
|
|
|
3-4 | Рисование с натуры | Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Беседа о натюрморте как жанре | 2 | Введение в тему. | Развивать чувство композиции, ознакомить с произведениями художников П. Кончаловского и Анри Матисса. | Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов. | Самостоятельная работа | Написать загадки про овощей и фруктов. |
|
|
|
5-6 | Искусство натюрморта. | Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками. | 2 | Введение в тему. |
| Уметь чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении, использовать тоновые и цветовые контрасты; гармоничное сочетание цветов | Самостоятельная работа | Что такое натюрморт? |
|
|
|
7 | Беседы об изобразительном искусствен красоте вокруг нас | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки | 1 | Введение в тему. | Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, конструкции.Выявление размеров частей | Уметь использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры | Самостоятельная работа | Сделать сообщение о художнике Ф. Васильеве. |
|
|
|
8 | Рисование с натуры | Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры шара. | 1 | Введение в тему | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, конструкции.Выявление размеров частей | Уметь использовать художественные материалы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры | Самостоятельная работа | Сделать сообщение о И.Шишкине. |
|
|
|
9 | Рисование на тему (композиция) | Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор». | 1 | Введение в тему | Передать в изделиях объемность формы, | Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды. | Самостоятельная работа | Назовите виды пейзажного жанра. |
|
|
|
10-11 | Рисование с натуры | Рисование с натуры фигуры человека | 2 | Комбинированный | Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек) | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | Выполнить карандашную зарисовку фигуры человека в различных позах. |
|
|
|
12 | Лепка
| Лепка тематической композиции на труд человека | 1 | Комбинированный | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека | Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | Написать загадки о животных |
|
|
|
13. | Рисование по представлению | Рисование животных с натуры или по представлению | 1 | Введение в тему
| Пропорции, объем, строение животных. | Уметь передавать пропорций, объемность фигуры, строения и цветовых оттенков шерсти. | Самостоятельная работа | написать загадки о птицах. |
|
|
|
14. |
| Рисование с натуры или по памяти птиц | 1 | Введение в тему
| Дать зрительное представление и зрительную память, выразительно передавать формы, строения, цветовой окрас птиц. | Уметь выполнять рисунки птиц по памяти или с натуры. | Самостоятельная работа | Нарисовать петуха. |
|
|
|
15-16 | Декоративно-прикладное искусство | Сказка в декоративном искусстве | 2 | Введение в тему
| Ознакомить с произведениями народного декоративного искусства. | Уметь воспринимать работы народных умельцев, учить применять навыки и умения в освоении художественной росписи. | Самостоятельная работа | Сделать сообщение о хохломе,, Палехе. |
|
|
|
17. | Рисование на тему (композиция) | Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина | 1 | Урок-путешествие | Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Самостоятельная работа | Выучить отрывок из сказки Пушкина. |
|
|
|
18-19 | Аппликация
| Сюжетная аппликация по мотивам сказки «По щучьему велению» | 2 | Введение в тему. | Предварительные наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с литературой | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации | Самостоятельная работа | Прочитать сказку Ершова. |
|
|
|
20. | Рисование по натуре или по представлению | Рисование народного праздника «Песни нашей Родины» | 1 | Введение в тему | Формирование эстетического отношения к народным обычаям. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; | Самостоятельная работа | Написать сообщение о праздниках. |
|
|
|
21 | Рисование по памяти | Рисование с натуры или по памяти современных машин | 1
| Введение в тему | Совершенствовать навыки линейного рисунка. | Уметь навыки рисования предметов, имеющих форму геометрических фигур. | Самостоятельная работа | Нарисовать игрушечный кран |
|
|
|
22. | Рисование на тему (композиция) | Рисование на тему «Песни нашей Родины» | 1 | Комбинированный | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | Написать мини-сочинение |
|
|
|
23-24 | Декоративная работа | Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия. |
2
| Введение в тему.
Систематизация знаний. | Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Самостоятельная работа | Слепить свой праздничный пряник. |
|
|
|
25 | Рисование животных и птиц. | Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц». | 1 | Систематизация знаний. | Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека | Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | Самостоятельная работа | Нарисовать любимую птицу или зверя. |
|
|
|
26-27 | Рисование на тему (композиция) | Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лисица» | 2 | Комбинированный | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы | Самостоятельная работа | Выучить басню Крылова. |
|
|
|
2829 | Тематическое рисование | Тематическое рисование»Закат солнца» | 2 | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Самостоятельная работа | Найти и прочитать стихотворения поэтов о закате солнца. |
|
|
|
30 | Творческое рисование | Люди труда в изобразительном искусстве | 1 | Комбинированный | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе | Уметь передать конструктивно-анатомическое строение животных; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры | Самостоятельная работа | Написать сочинение «Моя любимая профессия». |
|
|
|
31-32 | Аппликация | Составление мозаичного панно «Слава труду». | 2 | Комбинированный | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Самостоятельная работа | Написать пословицы о труде. |
|
|
|
33 34 | Аппликация | Орнаменты народов мира. | 2 | Комбинированный | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | Самостоятельная работа | Составить татарский нац. орнамент. |
|
|
|
35 | Творческое занятие. | Итого года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина | 1 | Комбинированный | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | Самостоятельная работа |
|
|
|
|
Всего: 35 часов
Список литературы для учителя:
1) Т. Я. Шпикалова « Изобразительное искусство в 4 классе. Пособие для учителей» Москва « Просвещение» 1984год.
2) В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина учебник « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2002год.
3) В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина рабочая тетрадь « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2002год.
4) В. С. Кузин методическое пособие « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2002год.
5)Журналы « Юный художник» 1985- 1990год.
6) В. С. Кузин, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина, И. М. Сокольникова, Г. И. Моисеева « Обучение в 4 классе (изобразительное искусство) пособие для учителя четырехлетней начальной школы» Москва «Просвещение» 1989год
7) С. И. Доля « Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе В. С. Кузина» Волгоград «Учитель» 2008г.