Рабочая программа для 4 класса
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

 

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данная программа разработана на основе  Программы общеобразовательных учреждений для начальных классов по изобразительному искусству  ( Авторы программы В. С. Кузин, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина, С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев), опубликованной в сборнике Министерства образования Российской Федерации. Программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации. Москва Просвещение. 2002год

Сроки освоения программы: 4класс- 35часов.

Программа реализуется 4-й год.

Программа " Изобразительное искусство" соответствует образовательной области " Искусство" обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности- изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно- прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основные задачи:

1) Овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно- прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

2)   Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

 

Виды деятельности: рисование с натуры ( рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование ( композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

 

К концу года учащиеся должны уметь:

  • рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
  • чувствовать и определять красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
  • выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб, ко­робка и т. д.;
  • передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, падающую тень;

использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемого предмета;

  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределения светотени на поверхности пред­мета;
  • использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттен­ков;
  • передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение животных, фигуры человека;
  • составлять аппликационные композиции из разных материа­лов.

Темы года лучше сгруппировать по видам деятельности, изу­чаемым темам, чтобы систематизировать, закреплять знания и на­выки в течение нескольких уроков подряд.

Виды занятий должны быть тесно связаны и дополнять друг друга. Занятия должны также проводиться с учетом времени года, состояния погодных условий, событий в жизни общества, а глав­ное, интересов учащихся.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы. Наряду с выполнением обязательной программы учащиеся привлекаются к выполнению определенных тем в виде домашних заданий. При выполнении до­машних заданий учащиеся самостоятельно выбирают технику ху­дожественной выразительности. При самостоятельном подходе к выполняемой работе учащиеся имеют возможность развивать творческое воображение, совершенствовать умения и навыки в изучении изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование

по  изобразительному искусству     4 класс

 

Класс

Учитель:  Гизатуллина

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю  1 час

Плановых контрольных уроков  нет , зачётов     нет,  тестов нет   ч;

Планирование составлено на основепрограммы «Школа России»  по программе В.С. Кузина.

 

Методическое пособие:

С. И. Доля « Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе В. С. Кузина» Волгоград «Учитель» 2008г.

 


Тематическое планирование по изобразительному искусству

на 2011/2012 учебный год

№ п/п

Наиме­нование раздела про­граммы. Вид ис­кусства

Тема учебного занятия

Способы учебной  деят. 

уч - ся

Вид деятельности учащихся на уроке.

Планируемые результаты освоения материала

Формы      контроля

Дом. задание

план

факт

 

Кол-во часов

внутренние

 

 

 

 

1

Рисо­вание на тему (компо­зиция)

Рисование на тему «Летний пейзаж»

1

Введение в тему.

Выбор и применение вы­разительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Уча­стие в обсуждении содер­жания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь различать основные и составные, теплые и хо­лодные цвета; использовать художественные материа­лы: гуашь, цветные каран­даши, акварель, бумага; применять основные сред­ства художественной выра­зительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Само­стоя­тельная работа

Наблюдать за красотой природы, изменением цвета в  природе.

 

 

 

2

Составление мозаичного панно.

Парусные лодки на реке.

1

Введение в тему.

Развивать творческое воображение, пространственное мышление и умение образно передать задуманную композицию, наблюдательность к окружающему миру.

Уметь работать цветной бумагой, формировать эстетическое отношение к искусству.

Само­стоя­тельная работа

Принести на урок овощи и фрукты

 

 

 

3-4

Рисование с натуры

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Беседа о натюрморте как жанре

2

Введение в тему.

Развивать чувство композиции, ознакомить с произведениями художников П. Кончаловского и Анри Матисса.

Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов.

Само­стоя­тельная работа

Написать загадки про овощей и фруктов.

 

 

 

5-6

Искусство натюрморта.

Искусство натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко; ваза с яблоками.

2

Введение в тему.

 

Уметь чувствовать и пере­давать красоту линий, фор­мы, цветовых оттенков объектов в действительно­сти и в изображении, ис­пользовать тоновые и цве­товые контрасты; гармоничное сочетание цветов

Само­стоя­тельная работа

Что такое натюрморт?

 

 

 

7

Беседы об изо­брази­тельном искус­ствен красоте вокруг нас

Изучаем азбуку изобразительно­го искусства. Рисование с на­туры коробки

1

Введение в тему.

Овладение навыками штриховки различной тол­щины и силы нажима. Первичные навыки рисо­вания с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, кон­струкции.Выявление размеров частей

Уметь использовать худо­жественные материалы; различать основные и со­ставные, теплые и холод­ные цвета; рисовать с натуры

Само­стоя­тельная работа

Сделать сообщение о художнике Ф. Васильеве.

 

 

 

8

Рисование с натуры

Изучаем азбуку изобразительно­го искусства.

Рисование с натуры шара.

1

Введение в тему

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции. Определение формы, кон­струкции.Выявление размеров частей

Уметь использовать худо­жественные материалы; различать основные и со­ставные, теплые и холод­ные цвета; рисовать с натуры

Само­стоя­тельная работа

Сделать сообщение о И.Шишкине.

 

 

 

9

Рисование на тему (композиция)

Тематическое рисование: «Моя улица», «Мой двор».

1

Введение в тему

Передать в изделиях объ­емность формы,

Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов окружающей среды.

Само­стоя­тельная работа

Назовите виды пейзажного жанра.

 

 

 

10-11

Рисо­вание с натуры

Рисование с нату­ры фигуры чело­века

2

Комби­ниро­ванный

Первичные навыки рисо­вания с натуры, по памяти (человек)

Уметь передавать конст­руктивно-анатомическое строение фигуры человека

Само­стоя­тельная работа

Выполнить карандашную зарисовку фигуры человека в различных позах.

 

 

 

12

Лепка

 

 

 

 

 

Лепка тематиче­ской композиции на труд человека

1

Комби­ниро­ванный

Передать в изделиях объ­емность формы, строение, пропорции частей фигуры человека

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Само­стоя­тельная работа

Написать загадки о животных

 

 

 

13.

Рисование по представлению

Рисование животных с натуры или по представлению

1

Введение в тему

 

 

 

Пропорции, объем, строение животных.

Уметь передавать пропорций, объемность фигуры, строения и цветовых оттенков шерсти.

Само­стоя­тельная работа

написать загадки о птицах.

 

 

 

14.

 

Рисование с натуры или по памяти птиц

1

Введение в тему

 

Дать зрительное представление и зрительную память, выразительно передавать формы, строения, цветовой окрас птиц.

Уметь выполнять рисунки птиц по памяти или с натуры.

Само­стоя­тельная работа

Нарисовать петуха.

 

 

 

15-16

Декоративно-прикладное искусство

Сказка в декоративном искусстве

2

Введение в тему

 

Ознакомить с произведениями народного декоративного искусства.

Уметь воспринимать работы народных умельцев, учить применять навыки и умения в освоении художественной росписи.

Само­стоя­тельная работа

Сделать сообщение о хохломе,, Палехе.

 

 

 

17.

Рисо­вание на тему (компо­зиция)

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина

1

Урок-путеше­ствие

Взаимосвязь изобрази­тельного искусства с лите­ратурой

Уметь применять основ­ные средства художествен­ной выразительности в ил­люстрациях к произведени­ям литературы; различать основные и составные, теп­лые и холодные цвета

Само­стоя­тельная работа

Выучить отрывок из сказки Пушкина.

 

 

 

18-19

Аппли­кация

 

 

 

 

Сюжетная аппли­кация по мотивам сказки «По щучь­ему велению»

2

Введение в тему.

Предварительные набро­ски и первоначальный схематический эскиз ком­позиции. Взаимосвязи изобрази­тельного искусства с лите­ратурой

Уметь различать основные и составные, теплые и хо­лодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средст­ва в аппликации

Само­стоя­тельная работа

Прочитать сказку Ершова.

 

 

 

20.

Рисование по натуре или по представлению

Рисование народного праздника «Песни нашей Родины»

1

Введение в тему

Формирование эстетического отношения к народным обычаям.

Уметь различать основные и составные, теплые и хо­лодные цвета;

Само­стоя­тельная работа

Написать сообщение о праздниках.

 

 

 

21

Рисование по памяти

Рисование с натуры или по памяти современных машин

1

 

 

Введение в тему

Совершенствовать навыки линейного рисунка.

Уметь навыки рисования предметов, имеющих форму геометрических фигур.

Само­стоя­тельная работа

Нарисовать игрушечный кран

 

 

 

22.

Рисо­вание на тему (компо­зиция)

Рисование на тему «Песни нашей Ро­дины»

1

Комби­ниро­ванный

Передача настроения в творческой работе с по­мощью цвета, композиции

Уметь передавать конст­руктивно-анатомическое строение фигуры человека

Само­стоя­тельная работа

Написать мини-сочинение

 

 

 

23-24

Деко­ратив­ная ра­бота

Эскиз лепного пряника и рос­пись готового из­делия.

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Введение в тему.

 

 

Систематизация знаний.

Использование форм при­роды (листья, цветы, фи­гуры животных) и их сти­лизация в композициях. Участие в обсуждении со­держания и выразитель­ных средств произведений изобразительного искус­ства

Уметь использовать цвето­вой контраст и гармонию цветовых оттенков, творче­ски и разнообразно приме­нять приемы народной кис­тевой росписи

Само­стоя­тельная работа

Слепить свой праздничный пряник.

 

 

 

25

Рисование животных и птиц.

Изображение животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц».

1

Систематизация знаний.

Передать в изделиях объ­емность формы, строение, пропорции частей фигуры человека

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Само­стоя­тельная работа

Нарисовать любимую птицу или зверя.

 

 

 

26-27

Рисо­вание на тему (компо­зиция)

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и Лиси­ца»

2

Комби­ниро­ванный

Выбор и применение вы­разительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Уметь применять основ­ные средства художествен­ной выразительности в ил­люстрациях к произведени­ям литературы

Само­стоя­тельная работа

Выучить басню Крылова.

 

 

 

2829

Тематическое рисование

Тематическое рисование»Закат солнца»

2

Комби­ниро­ванный

Восприятие, эмоциональ­ная оценка изделий народ­ного искусства и выпол­нение работ по мотивам произведений художест­венных промыслов

Уметь использовать цвето­вой контраст и гармонию цветовых оттенков, творче­ски и разнообразно приме­нять приемы народной кис­тевой росписи

Само­стоя­тельная работа

Найти и прочитать стихотворения поэтов о закате солнца.

 

 

 

30

Творческое рисование

Люди труда в изобразительном искусстве

1

Комби­ниро­ванный

Элементарные основы ри­сунка. Отражение в произ­ведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе

Уметь передать конструк­тивно-анатомическое строение животных; разли­чать основные и составные, теплые и холодные цвета; рисовать с натуры

Само­стоя­тельная работа

Написать сочинение «Моя любимая профессия».

 

 

 

31-32

Аппликация

Составление мозаичного панно «Слава труду».

2

Комби­ниро­ванный

Отражение патриотиче­ской темы в произведени­ях отечественных худож­ников. Передача настрое­ния в творческой работе с помощью цвета, компо­зиции

Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конст­руктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и со­ставные, теплые и холод­ные цвета

Само­стоя­тельная работа

Написать пословицы о труде.

 

 

 

33

34

Аппликация

Орнаменты народов мира.

2

Комби­ниро­ванный

Знакомство с произведе­ниями народных художе­ственных промыслов Рос­сии, их связь с традицион­ной жизнью народа

Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различ­ные виды и жанры изобра­зительного искусства (гра­фики, живописи, декоратив­но-прикладного искусства)

Само­стоя­тельная работа

Составить татарский нац. орнамент.

 

 

 

35

Творческое занятие.

Итого года. Выставка рисунков. Искусствоведческая викторина

1

Комби­ниро­ванный

Восприятие, эмоциональ­ная оценка изделий народ­ного искусства и выпол­нение работ по мотивам произведений художест­венных промыслов. Уча­стие в различных видах изобразительной, декора­тивно-прикладной и худо­жественно-конструк­торской деятельности

Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь различать основные и составные, теплые и хо­лодные цвета; использовать цветовой контраст и гармо­нию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народ­ной кистевой росписи

Само­стоя­тельная работа

 

 

 

 

 

Всего: 35 часов

 

Список литературы для учителя:

1)   Т. Я. Шпикалова « Изобразительное искусство в 4 классе. Пособие для учителей» Москва « Просвещение» 1984год.

2)   В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина  учебник « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2002год.

3)   В. С. Кузин, Э. И. Кубышкина  рабочая тетрадь « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2002год.

4) В. С. Кузин методическое пособие « Изобразительное искусство 4 класс» ООО « Дрофа» 2002год.

5)Журналы « Юный художник» 1985- 1990год.

6)  В. С. Кузин, Т. Я. Шпикалова, Э. И. Кубышкина, И. М. Сокольникова,              Г. И. Моисеева « Обучение в 4 классе (изобразительное искусство) пособие     для учителя четырехлетней начальной школы» Москва «Просвещение» 1989год 

7) С. И. Доля « Изобразительное искусство 4 класс поурочные планы по программе В. С. Кузина» Волгоград «Учитель» 2008г.