Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Задыхайло Галина Ивановна

"Школа 2100" с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc211.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с законом «Об образовании», требованиями ФГОС НОО (приказ от 06 октября 2009г. №373), основной образовательной программой начального общего образования МБОУ средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №6, утвержденной приказом от 31.08.2011г №392 на основе программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы».

Рабочая программа предназначена для реализации в 1 классе общеобразовательной четырёхлетней начальной школы.

Срок реализации программы – 1 год.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

•  развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

•  способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

•  способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

•  воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программы формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – запланировано проведение экскурсий в музей, на выставки работ учащихся школы искусств, ЦДОД ЦТЮ; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В рабочей программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

•  Изобразительная деятельность (рисование с натуры и рисование на темы – живопись, графика, скульптура).

•  Декоративно - прикладная деятельность (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий и дизайн).

•  Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка, архитектура).

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы). Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн) осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов – листьев, цветов, бабочек, жуков и т.д., дети начинают рисовать карандашом, а затем продолжают работу кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

Во время практических работ важно использование школьниками самых разнообразных художественных материалов и техник: графических карандашей, акварели, гуаши, пастели, цветных мелков, цветной тонированной бумаги, ретуши, линогравюры и т.д.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Дизайн, в отличие от других видов художественного творчества органично соединяет эстетическое и трудовое воспитание, так как это процесс создания вещи (от замысла до изготовления в материале).

Дизайн вещей занимает в жизни детей важнейшее место, особенно в наше время, когда мир детей перенасыщен промышленной продукцией.

Детское дизайнерское творчество способствует появлению вещей, придуманных и изготовленных самими детьми, которые особо ценятся ими, становятся любимыми. В этом процессе учащиеся познают радость созидания и приобретенного опыта, получают удовольствие от использования собственных изделий. Также этот процесс стимулирует художественные и творческие таланты.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

В содержание предмета входит эстетическое восприятие действительности и искусства (ученик - зритель), практическая художественно-творческая деятельность учащихся (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

В основе программы лежит тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового, эстетического и патриотического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности.

Блоки объединяют конкретные темы уроков, учебных заданий независимо от вида занятий (рисование с натуры, на тему, лепка, беседа по картинам художников, бумагопластика и т.д.), что позволяет более полно отразить в изобразительной деятельности времена года, более обстоятельно построить межпредметные связи с другими уроками, учесть возрастные особенности детей, их познавательные и эстетические интересы.

В процессе учебной работы дети должны получить сведения о наиболее выдающихся произведениях отечественных и зарубежных художников, познакомиться с отличительными особенностями видов и жанров изобразительного искусства, сформировать представление о художественно-выразительных средствах изобразительного искусства (композиция, рисунок, цвет, колорит, светотень и т.п.), получить простейшие теоретические основы изобразительной грамоты.

В первом классе дети знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образцы народного искусства и произведения мастеров, учитель воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, иллюстрации в книгах, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В федеральном базисном учебном плане на изучение «Изобразительного искусства» отводится 1 час в неделю с I по VII класс. Всего в начальной школе – 135 час. Из них 20% – резерв свободного учебного времени, который может быть использован по своему усмотрению для наполнения указанных содержательных линий.

ОТЛИЧИЕ ДАННОЙ ПРОГРАММЫ

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы В. С. Кузина «Изобразительное искусство. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе три раздела: «Мир изобразительных (пластических) искусств», «Художественный язык изобразительного искусства», «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам; работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Дети учатся решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявлять оригинальность при их решении, создавать творческие работы на основе собственного замысла. У младших школьников формируются навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат).

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты

В результате изучения изобразительного искусства ученик 1 класса к концу учебного года должен

знать/понимать

•  о деятельности художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);

•  основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно- прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

•  известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Городец, дымковская игрушка);

  уметь

  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, голубой, фиолетовый) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала;

  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
  • овладения практическими навыками выразительного использования линии и штриха, пятна, цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«Художественный язык изобразительного искусства» (9 часов: 9 – практ. работ)

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактуры); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Задачи художественного развития обучающихся раздела 1. «Художественный язык изобразительного искусства»

Формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения в 1 классе учащиеся должны знать:

- основы художественного языка в изобразительном искусстве: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции;

- элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция);

- элементарные основы живописи (основные и составные цвета, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета);

- основы скульптуры (объем, ритм, фактура);

- основы архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт);

- основы декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета).

Должны уметь:

- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, ритма, объема;

- воплощать собственный замысел с помощью основ художественного языка (рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции);

- реализовывать полученные знания и умения в процессе восприятия и учебно-творческой деятельности.

1. Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами. (1 час – практ. работа)

Инструменты и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства. Из истории изобразительного искусства.

Задание: окрасить бумагу белого цвета в разные цвета, используя различные способы (акварель и соль, зубная щетка, целлофановый пакет, восковой карандаш, пастель).

Материалы: краски, кисточки, карандаши восковые, бумага разных видов, пастельные мелки, зубные щетки, целлофановые пакеты, баночки с водой.

Зрительный ряд: рисунок Карандаша - Знайки, иллюстрации с изображением древних художников и их рисунков на стенах пещеры, репродукции картин Леонардо да Винчи «Джоконда», «Тайная вечеря», варианты окрашивания фона на бумаге.

Литературный ряд: загадки о материалах и принадлежностях для рисования.

  2. Учимся рисовать кистью. (1 час – практ. работа)

Различные способы исполнения произведений живописи; техника нанесения мазков, их виды. Различные виды мазков разными типами кистей, техника работы кистью.

Задание: выполнение упражнений по проведению линий разной толщины, с разным нажимом, рисованию точки, лепестков.

Материал: краски (гуашь или акварель), кисти разных типов, бумага, баночки с водой.

Зрительный ряд: слайды или репродукции картин Ван - Гога «Подсолнухи», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», М. С. Сарьяна «Ереванские цветы», образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение «Аист» для физкультминутки.

  3. Линия и штрих – основа рисунка. (1 час – практ. работа)

Элементарные основы рисунка (характер линий, штрих); Прямые и кривые линии, деление отрезка на равные части; техника работы карандашом.

Задание: нарисовать простым карандашом линии, овалы и круги. Выполнить штриховку карандашом одного или двух овалов и кругов.

Материалы: простой карандаш, бумага.

Зрительный ряд: слайды или репродукции рисунков В. А. Серова «Портрет балерины Т. П. Карсавиной», И. Е. Репина «Портрет Л. Н. Толстого, пишущего за круглым столом», М. А. Врубеля «Портрет врача-психиатра Ф. А. Усольцева», таблицы «Виды линий», «Нанесение штрихов для выявления формы предмета».

  4. Форма предметов. (1 час – практ. работа)

Первичные представления о форме предметов; из простых геометрических фигур конструирование более сложных, простые геометрические фигуры в предметах сложной формы.

Задание: нарисовать как можно больше предметов, имеющих очертания только одной фигуры – круга. Например: солнце, яблоко, тыква, снеговик, колобок, чайник и т.д.

Материалы: простой карандаш. Ластик, бумага, восковые карандаши или цветные карандаши (фломастеры).

Зрительный ряд: геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник); предметы (или их рисунки) различной формы.

Литературный ряд: загадки о предметах, имеющих какую-нибудь форму (о картофеле, об арбузе, о сосульке, о телевизоре, о кубиках).

  5. Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга». (1 час – практ. работа)

Понятие основных и составных цветов; цветовой круг. Получение составных цветов путем смешения двух основных цветов.

Задание: Нарисовать радугу красками, используя основные цвета и составные, самостоятельно получив на палитре оранжевый, зеленый, фиолетовый.

Материал: краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой.

Зрительный ряд: таблица «Цветовой круг», репродукции картин с изображением радуги (И. Левитана, В. Серова, Б. Кустодиева), образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: загадки, стихотворения Е. Измайлова, Н. Толоконникова.

Музыкальный ряд: фортепианная пьеса «Прогулка» - пролог к музыкальному циклу «Картинки с выставки» М. П. Мусоргского.

  6. Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. Рисование на тему «Фантастический лес» (1 час – практ. работа).

Отдельные произведения живописи, понятие теплого и холодного цвета. Составление гармонии теплого и холодного цвета; вариативные возможности цвета ограниченной палитрой.

Задание: выполнить рисунок на тему «Фантастический лес» ограниченной палитрой (акварелью или гуашью).

Материал : простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд : слайды или репродукции картин К. Ф. Юона «Мартовское солнце», М. А. Врубеля «Демон поверженный», А. П. Рябушкина «Свадебный поезд в Москве», А. Е. Архипова «Девушка с кувшином», Р. Кента «Ноябрь в северной Гренландии», цветовой круг, образец педагогического рисунка.

  7. Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень». (1 час – практ. работа).

Акварельные краски, разные техники работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом.

Задание: выполнить рисунок на тему «Осень», используя смешанную технику работы акварелью.

Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: репродукции картин И. И. Левитана «Золотая осень», И. С. Остроухова «Золотая осень», И. Шишкина «Осень», И. Грабаря «Рябинка», образцы педагогического рисунка, выполненные в разных техниках акварелью.

Литературный ряд: стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора!»

Музыкальный ряд: запись фортепианной миниатюры П. И. Чайковского «Осенняя песня».

  8. Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу. (1 час – практ. работа).

Особенности гуашевых красок, способы и техника работы с ними. Приемы работы с гуашью.

Задание: выполнить рисунок на произвольную тему (карандаш, гуашь).

Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: образцы рисунков, выполненных гуашью и акварелью; образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение В. Маяковского «Одинокий маяк»

  9. Композиция рисунка. Рисование по представлению «Бабочка». (1 час – практ. работа).

Понятие «композиция», правила компоновки рисунка на листе. Размещение рисунка на листе так, чтобы он выглядел выразительно; правильный выбор формата листа.

Задание: нарисовать бабочку.

Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.

Зрительный ряд: таблицы «Компоновка на листе»; «Последовательность компоновки простейшего рисунка»; репродукция картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: загадки о бабочках.

«Мир изобразительных искусств» (14 часов: 12 – практ. работа, 1 – обобщение темы, 1- экскурсия)

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений И. Е. Репина, В. И. Сурикова, В. А. Серова, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Рембрандта Ван Рейна); пейзаж (на примере произведений А. К. Саврасова, И. А. Шишкина, И. Э. Грабаря, И. И. Левитана, К. Ф. Юона, К. Моне, В. Ван Гога); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры России (образы архитектуры, живописи, декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи). Патриотическая тема в произведениях отечественных художников (на примере произведений В. М. Васнецова, А. А. Дейнеки, А. А. Пластова и др.).

Задачи художественного развития обучающихся раздела 2. «Мир изобразительных (пластических) искусств»

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве

Дети должны:

- проявлять интерес к произведениям отечественных и зарубежных художников, уважительно относиться к патриотическим темам в произведениях отечественных художников;

- видеть черты неповторимого своеобразия в художественной культуре России и мира.

Формирование творческой активности

Дети должны:

- активно включаться в анализ произведений отечественных и зарубежных художников.

Формирование художественных знаний, умений, навыков

Дети должны:

- знать общее представление о видах изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, их связь с жизнью;

- знать жанры изобразительных искусств: портрет, пейзаж, натюрморт и анималистический жанр;

- уметь выявлять в произведениях художников связь изобразительных, декоративных, конструктивных элементов.

  10. Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» - рисование на тему. (1 час – практ. работа)

Понятие «вид изобразительного искусства - живопись». Красота русской осени в живописи на примере произведений И. Левитана и В. Поленова.

Задание: рисование на тему «Сказка про осень»

Материалы: простой карандаш, ластик, акварель или гуашь, цветная бумага, баночки с водой, кисти, палитра.

Зрительный ряд: репродукции картин И. Левитана и В. Поленова, образец поэтапного выполнения рисунка на тему «Поздняя осень», образцы осеннего пейзажа в разную погоду.

Музыкальный ряд: запись «Осенней песенки», музыка Д. Васильева – Буглая, слова А. Плещеева.

  11. Вид изобразительного искусства – графика. Рисунок по замыслу. (1 час – практ. работа)

Понятие «графика». Сравнение графики с живописью и их отличия. Графика – это рисунки карандашом, пером и тушью, углем, сангиной, соусом. Гравюра, линогравюра, офорт.

Задание: выполнить рисунок на произвольную тему, используя графические художественные материалы.

Материалы: простой карандаш, ластик, уголь, тушь и перо, сангина, соус, бумага.

Зрительный ряд: репродукции картин В. Серова «Мальчик с курицей», И. Репина «автопортрет», образцы педагогического рисунка.

Литературный ряд: загадки о карандаше, ластике, бумаге

  12. Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных. (1 час – практ. работа)

Понятия «скульптура», «объем», «фактура», «ритм».

Объект лепки. Последовательность лепки животных конструктивным и пластическим способами, приемы декорирования (украшения) лепного изделия.

Задание: лепка из пластилина животных по памяти или представлению, с натуры.

Материалы: пластилин, дощечка, стеки, салфетки.

Зрительный ряд: иллюстрации или фото скульптуры, иллюстрации животных, образцы педагогической лепки.

Литературный ряд: литературные отрывки, посвященные домашним и диким животным.

  13. Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство». (1 час – практ. работа).

Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.

Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.

Задание: образец, с которого дети должны срисовать узор в полосе.

Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, восковые мелки.

Зрительный ряд: образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического ор 

14. Вид изобразительного искусства - архитектура. Графическое изображение архитектурных объектов. (1 час – практ. работа).

Понятие «архитектура», ее история.

Задание: предлагается побыть в роли архитектора и нарисовать здание, жилище, башню и т.д.

Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: слайды с изображением различных архитектурных сооружений, образец педагогического рисунка.

  15. Дизайн в нашей жизни. Рисование на тему «Веселый Новый год» - коллективная работа. (1 час – практ. работа).

Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в современном мире. Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогоднего стола, использование законов композиции.

Задание: изготовить украшение для новогоднего стола.

Материалы: свечи, коряги, шишки, искусственные цветы, вазы, корзины, новогодние шары, бусы, пластилин.

Зрительный ряд: фотографии с журналов по дизайну, образец педагогического изделия.

Литературный ряд: стихотворения о Новом годе, зиме.

Музыкальный ряд: музыкальные произведения о зиме, новогодние песни.

  16. Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры (виртуальная экскурсия). (1 час – практ. работа).

Понятие «архитектура», ее история. Информация об архитектурном ансамбле Московского Кремля, его особенностях.

Задание: предлагается побыть в роли архитектора и нарисовать крепостное сооружение или его фрагменты: стены, башни и т.д.

Материалы: простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: слайды или репродукции картин А. М. Васнецова «московский Кремль при Иване Калите», «Московский Кремль при Дмитрии Донском», «Московский Кремль при Иване III »; фотографии, рисунки с изображением зданий, входящих в ансамбль Московского Кремля, образец педагогического рисунка.

Литературный ряд : стихотворение М. Лермонтова «Москва»

Музыкальный ряд: звон колоколов, песни о Москве, о Кремле.

 

17. Дизайн в нашей жизни. Аппликация. Геометрический орнамент в полосе. (1 час – практ. работа).

Составление из геометрического материала украшения для закладки, использование законов композиции.

Задание: изготовить украшение для закладки из геометрического атериала.

Материалы: бумага, картон.

Зрительный ряд: фотографии с журналов, образец педагогического изделия.

18. Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей. (1 час – практ. работа)

Натюрморт как жанр изобразительного искусства, изображение с натуры. Различие оттенков красок.

Задание: выполнить рисунок фруктов и овощей с натуры.

Материал: простой карандаш, ластик, палитра, кисти, краски, баночки с водой, салфетки, бумага.

Зрительный ряд : репродукции картин И. И. Машкова «Фрукты на блюде», И. Е. Репина «Яблоки и листья», И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды», муляжи или натуральные овощи и фрукты, образец педагогического рисунка, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник).

Литературный ряд: русские народные загадки

Музыкальный ряд: запись русской народной песни «Во саду ли, в огороде».

  «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (10 часов: 8 – практ. работа, 2 - обобщение)

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика, лепка) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение навыками бумагопластики. Моделирование предметов бытового окружения человека (игровой площадки, микрорайона, города, мебели для пластилиновых человечков, елочных игрушек, посуды, машин и др.) – связь с «Технологией»

Задачи художественного развития обучающихся раздела 3. «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью»

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве

Учащиеся должны:

- проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и выразительных средств в творческих работах (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна); видеть в произведениях социальную окрашенность;

- передавать настроения в творческих работах с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, орнамента, конструирования, материала.

Формирование творческой активности

Учащиеся должны:

- постигнуть практический опыт через художественный язык изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности;

- творчески работать в различных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура);

- выполнять проекты в различных видах декоративно-прикладной деятельности (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий);

- работать в различных видах художественно-конструктивной деятельности (бумагопластика, лепка).

Формирование художественных знаний, умений и навыков

В результате обучения в данном разделе учащиеся должны понимать:

- роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.)

Знать:

- произведения народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа;

- уметь владеть первичными навыками рисования с натуры, по памяти и воображению;

- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, подручные и природные материалы;

- владеть навыками бумагопластики.

  19. Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца (1 час – практ. работа)

Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).

Задание: 1. Выполнение элементов городецкого узора

2. Самостоятельное составление узора из элементов городецкой росписи.

Материал: гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тонированная бумага (золотисто-желтый фон).

Зрительный ряд: 3-4 изделия с городецкой росписью, фотографии и иллюстрации городецких изделий, последовательное рисование элементов городецкой росписи.

 20. Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе (1 час – практ. работа) 

Изделия мастеров современной Городецкой росписи. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров из Городца (цветы, листья, бутоны).

Задание: 1. Выполнение элементов городецкого узора

2. Самостоятельное составление узора из элементов городецкой росписи в полосе.

Материал: гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тонированная бумага (золотисто-желтый фон).

Зрительный ряд: 3-4 изделия с городецкой росписью, фотографии и иллюстрации городецких изделий, последовательное рисование элементов городецкой росписи.

 21. Декоративное рисование. Растительный орнамент в круге (1 час – практ. работа)

Изделия мастеров центров декоративно-прикладного творчества. Элементы цветочного узора, украшающего изделия мастеров народных промыслов (цветы, листья, бутоны).

Задание: 1. Выполнение элементов цветочного узора в одной из техник народного промысла.

2. Самостоятельное составление узора из растительных элементов в круге.

Материал: гуашь, кисти, палитра, баночки с водой, тонированная бумага.

Зрительный ряд: 3-4 изделия различных промыслов, фотографии и иллюстрации изделий различных народных промыслов, последовательное рисование элементов городецкой росписи.

 22. Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей (1 час – практ. работа)

Анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений.

Задание: нарисовать по памяти или с натуры игрушечного зверя.

Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: игрушки животных, слайды с изображением игрушек зверей.

Литературный ряд: народные и авторские загадки о животных.

«Мир изобразительных искусств» (продолжение).

23. Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». Экскурсия в музей.

Цветовое богатство зимнего пейзажа на примере картин русских художников. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Задание: рассмотреть работы учеников детской школы искусств, урайских художников, подметить особенности изображения сибирской зимы.

Зрительный ряд: репродукции картин К. Коровина «Зимой», А. Рябушкина «Зимнее утро», И. Грабаря «Февральская лазурь», А. Пластова «Первый снег», работы учеников детской школы искусств, урайских художников

 Литературный ряд: отрывок из романа «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, отрывки из стихотворений о зиме И. Никитина и Ф. Тютчева.

Музыкальный ряд: музыкальное произведение «Зима» Вивальди.

 24. Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование птицы. (1 час – практ. работа)

Творчество художников-анималистов, анималистический жанр. Формирование графических навыков и умений.

Задание: нарисовать по памяти или с натуры снегиря.

Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.

Зрительный ряд: слайды или репродукции картин художников с изображением животных и птиц, книги Е. И. Чарушина, таблица последовательного рисования птицы снегиря.

Литературный ряд: народные и авторские загадки, стихотворение «Покормите птиц» А. Яшина.

25. Портрет. Рисование по памяти портрета друга. (1 час – практ. работа).

Из истории портрета как жанра изобразительного искусства, его отличительные особенности в творчестве художников-портретистов. Изображение головы человека с соблюдением основных пропорций.

Задание: нарисовать по памяти или с натуры портрет друга.

Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, бумага, баночки с водой, палитра.

Зрительный ряд: репродукции картин В. А. Серова «Девочка с персиками», «Мика Морозов», В. Тропинина «Портрет Арсения – сына художника», З. Серебряковой «За завтраком», таблица «Пропорции лица человека», образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: стихотворение о портрете А. Кушнера.

26. Викторина-обобщение «Этот удивительный, неповторимый мир живописи». (1 час - обобщение).

Обобщение знаний по видам изобразительного искусства, о жанрах изобразительного искусства в виде урока – игры. Из истории живописи. Жанры живописи. Особенности каждого жанра. Рассказ-описание любимой картины.

Выставка работ по жанрам, видам  изобразительного искусства.

27. Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (1 час – практ. работа).

Творчество художников, которые посвятили свое творчество изображению сказочных сюжетов (В. Васнецов, И. Билибин), а также известные художники-иллюстраторы детских книг (Ю. Васнецов и Е. Рачев). Сказочно-былинный жанр, роль фантазии в искусстве. Народное сказочное творчество.

Задание: иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь» (в карандаше, следующий урок в цвете).

Материал: простой карандаш, ластик, бумага, краски, кисти, палитра, баночки с водой.

Зрительный ряд: репродукции произведений М. Врубеля, В. Васнецова, И. Билибина, Ю. Васнецова и Е. Рачева, образец педагогического рисунка.

Литературный ряд: русская народная сказка «Маша и медведь».

  «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью» (продолжение)

  28. Мини-проект. Открытка как самостоятельное художественное произведение. (1 час – практ. работа).

Из истории открытки, виды открытки.

Задание: изготовить поздравительную открытку в одной из техник (живописи, коллажа).

Материал: простой карандаш, ластик, бумага, краски, кисти, баночки с водой, вырезки из журналов, искусственные цветы, бусинки, клей и т.д.

Зрительный ряд: образцы открыток различных видов; образец педагогического рисунка.

29. Техника граттаж. Графика.(1 час: 0,5 - практ. работа, 0,5 – обобщение по теме).

Графическая техника. «Граттаж». Техника, приемы выполнения граттажа: процарапывание пером, спицей или любым острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

Задание: выполнить рисунок по замыслу в технике граттаж.

Материал: обычный картон (не глянцевый) или акварельная шершавая бумага; восковые мелки (желательно такие, которые оставляют насыщенный, жирный след); гуашь, лучше темных тонов; широкая кисть; пластиковая вилка; деревянная зубочистка

Зрительный ряд: репродукции картин художников в жанре графика; слайды работ, выполненных в технике граттаж; образец педагогического рисунка.

  30. Рисовать можно пятном. (1 час: 0,5 практ. работа; 0, 5 – обобщение по теме)

Пятно как одно из главных художественно-выразительных средств живописи. Обобщение по теме «Живопись» в виде теста.

Задание: сделать пятно на листе бумаги и превратить его в изображение животного.

Материал: краски, кисти, баночки с водой, бумага, черный фломастер.

Зрительный ряд : репродукция картины И. Шишкина «На севере диком…», выставка книг с иллюстрациями Е. Чарушина, фотографии животных, образец педагогического рисунка

Литературный ряд: стихотворение М. Лермонтова «На севере диком…»

31. «Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы». (1 час – практ. работа)

Декоративно-прикладное искусство. Народная живопись, ее особенности, сюжеты росписи, из истории промысла Хохломы, техника хохломской росписи.

Задание: нарисовать элементы хохломской росписи.

Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, желтая тонированная бумага.

Зрительный ряд: 3-4 изделия с хохломской росписью, фотографии и иллюстрации хохломских изделий, последовательное рисование элементов хохломской росписи.

Литературный ряд: стихи о Хохломе И. С. Никитина, Б. Дубровина

  32. «Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте. (1 час – практ. работа)

Дымковская игрушка. Элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).

Задание: нарисовать дымковскую игрушку с натуры, передавая ее особенности.

Материал: гуашь, кисти, простой карандаш, ластик, баночки с водой, бумага.

Зрительный ряд: дымковские игрушки (фотографии, репродукции, изделия), образец педагогического рисунка, таблица «Элементы дымковской игрушки».

Литературный ряд: стихи о дымковских игрушках.

  33. Искусство народных мастеров России. (1 час - обобщение).

Урок - путешествие в страну народных мастеров России. Повторение и закрепление знания о промыслах России.

Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник «Украсим школу своими руками».


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КУРСУ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 1 КЛАСС

Раздел Тема

Количество часов

В том числе:

УУД

Практические работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

 

Раздел 1. Художественный язык изобразительного искусства

9

9

-

  • Проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • Отличать верно выполненное задание от неверного;
  • Совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства;

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

1.

Чем и на чем рисует художник. Вводная беседа «Что мы будем делать на уроках изобразительного искусства». Окрашивание бумаги разными способами и художественными материалами.

1

1

-

2.

Учимся рисовать кистью.

1

1

-

3.

Линия и штрих – основа рисунка

1

1

-

4.

Форма предметов

1

1

-

5.

Волшебный мир красок. Основные и составные цвета. Рисунок на тему «Радуга».

1

1

-

6.

Волшебный мир красок. Теплые и холодные цвета. Рисование на тему «Фантастический лес».

1

1

-

7.

Техника работы акварелью. Рисование на тему «Осень».

1

1

-

8.

Техника работы гуашью. Рисунок по замыслу.

1

1

-

9.

Композиция рисунка. Рисование по представлению «Бабочка».

1

1

-

 

Раздел 2. Мир изобразительных искусств

9

9

-

10.

Вид изобразительного искусства – живопись. «Сказка про осень» - рисование на тему.

1

1

-

11.

Вид изобразительного искусства – графика. Рисунок по замыслу.

1

1

-

12.

Вид изобразительного искусства – скульптура. «В мире животных» - лепка животных

1

1

-

13.

Рисование узора в полосе с образца. Беседа «Что такое декоративно-прикладное искусство».

1

1

-

14.

Вид изобразительного искусства - архитектура. Графическое изображение архитектурных объектов.

1

1

15.

Дизайн в нашей жизни. Рисование на тему «Веселый Новый год».

1

1

-

16.

Архитектура. Московский Кремль – жемчужина мировой архитектуры. Виртуальная экскурсия.

1

1

-

17.

Дизайн в нашей жизни. Аппликация «Геометрический орнамент в полосе»

1

1

-

18.

Натюрморт. Рисование с натуры фруктов и овощей.

1

1

-

Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

4

4

-

19.

Декоративное рисование. Элементы цветочного узора Городца.

1

1

-

20.

Декоративное рисование. Растительный орнамент в полосе.

1

1

-

21.

Декоративное рисование. Растительный орнамент в круге.

1

1

-

22.

Рисование с натуры или по представлению игрушечных зверей.

1

1

-

Раздел 2. Мир изобразительных искусств

5

3

1

23.

Пейзаж. Беседа «Родная природа в творчестве русских художников». Экскурсия в музей.

1

-

24.

Анималистический жанр в изобразительном искусстве. Рисование птицы.

1

1

-

25.

Портрет. Рисование по памяти портрета друга

1

1

-

26.

Викторина – обобщение  «Этот удивительный, неповторимый мир живописи».

1

-

1

27.

Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «В гостях у сказки» - иллюстрирование русской народной сказки «Маша и медведь»

1

1

-

 

Раздел 3. Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

7

4

2

28.

Мини-проект «Открытка как самостоятельное художественное произведение».

1

1

-

29.

Техника граттаж. Графика.

1

0,5

0,5

30.

Рисовать можно пятном.

1

0,5

0,5

31.

«Волшебный узор». Знакомство с Золотой Хохломой. Беседа «Искусство народных мастеров. Русские народные промыслы».

1

1

-

32.

«Праздничные краски узоров». Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.

1

1

-

30.

Обобщение. Искусство народных мастеров России.

1

-

1

31

Резерв

1

 

Всего:

34

28

4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...