Конспект урока
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Гриневская Елена Владимировна

Конспект урока ИЗО в 4 классе

Тема: «Красота родной природы в творчестве русских художников».

                       «Рисунок «Летний пейзаж»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_k_prezentacii_izo.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Урок изобразительного искусства  в 4 классе,

                      проведённый учителем начальных классов

                              ГОУ СОШ № 1980 города Москвы

                            Гриневской Еленой Владимировной.

Тема урока: «Красота родной природы в творчестве русских художников».

                       «Рисунок «Летний пейзаж»

Цель урока: ознакомить с творчеством И.И.Шишкина и с видами пейзажей

Задачи  обучения:  совершенствовать умения и навыки отражения в тематическом

                                   рисунке природных явлений; закрепление знаний учащихся о законах

                                   построения рисунка (план, горизонт, колорит).;

                                   обогащать словарный запас

               развития:  развивать творческое воображение

          воспитания:  воспитывать любовь к природе; формировать эстетическое

                                  отношение к произведениям искусства

Оборудование:  экран, видеопроектор, компьютер; бумага, акварельные и гуашевые краски, кисти, карандаши, стакан с водой   

Зрительный ряд: пейзажи русских художников в виде презентации Microsoft PowerPoint

Структура урока:  

I.  Организационный момент – 3мин.

II. Актуализация знаний -5мин.

III.Сообщение новых знаний -12мин.

IV.Практическая деятельность – 15мин.

V. Итог урока -5мин.

                                             Ход урока

I.Организационный момент

Приветствие; проверка готовности класса к уроку; напоминание о порядке работы и поведении на уроке; инструктаж по технике безопасности.

II. Актуализация знаний

 Презентация

 Тема нашего урока – «Красота родной природы в творчестве русских художников»

                                                 «Рисунок «Летний пейзаж» (слайд № 2)

“Много есть на свете кроме России всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него родина…”

                                                          К.Д.Ушинский             (слайд № 5)

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Речной поток от жажды исцеляет,
А степь родная хлебушек родит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим нам путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем.
Как много изучить нам предстоит.    

                                         И.Мордовина                                  (слайд № 6)

 Загадка:

 Если видишь, на картине нарисована река,

 Или ель и белый иней или сад и облака,

 Или снежная равнина или поле и шалаш

 Обязательно картина называется …  (пейзаж)

- Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве жанр, называемый пейзажем.                                               (слайд № 7)

Каждый пейзаж художник трактует по своему, вкладывая в него определённый смысл. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажи лирическую окраску, то есть художники отражают в пейзаже настроение: чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости. В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.

III.1. Сообщение новых знаний

- В изобразительном искусстве можно выделить различные виды пейзажного жанра

                                                                                                        (слайд № 8)

Сельский пейзаж привлекает художника поэзией деревенского быта, его естественной связью с окружающей природой.                                                (слайд № 9)

Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.                                                                                    (слайд № 10)

Парковый пейзаж – изображаются  уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей                    (слайд № 11)

Морской пейзаж – марина (от лат. Marinus – морской) – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря, об изумрудных гребнях волн, отороченных белоснежным кружевом пены, или об исступлении разбушевавшейся морской стихии.

                                                                                                            (слайд № 12)

Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Разница между ними заключается лишь в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

                                                                                                             (слайд № 13)

Индустриальный пейзаж – стремление художника показать роль и значение человека-созидателя, строителя заводов, фабрик, ажурных конструкций вокзалов, паутины железнодорожных линий.                                                                 (слайд № 14)

Героический пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В ней изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги.                   (слайд № 15)

Декоративный пейзаж – пейзаж-картина, предназначенный для украшения здания, дополняет архитектуру, делает ее выразительнее, Цветовой строй такой композиции условный, отвечающий целям украшения.                                       (слайд № 16)

Пейзаж настроения – это непосредственный отклик души человека, зеркало его внутреннего мира. Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску, чувства тоски, грусти, безнадёжности или тихой радости.             (слайд № 17)

Эпический пейзаж – величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия.                                        (слайд № 18) 

Исторический пейзаж – косвенное воплощение исторических событий, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями.                                                                                            (слайд №19)

Романтический пейзаж – запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его: грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра.        (слайд № 20)

Космический пейзаж – изображение неземных пространств и природы в других условиях.                                                                                                  (слайд № 21)

2. Закрепление новых знаний

- Какие бывают виды пейзажей?

- Попробуйте определить, к какому виду пейзажей относятся данные картины. Обоснуйте свой ответ (слайд № 22).

3.Анализ образца

- Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях.

В русской пейзажной живописи есть произведения, значение которых в истории нашей культуры необычайно велико. Например картины великого русского художника И.И. Шишкина.                                                                                                 (слайд № 23)

Обратите внимание на его картины «Утро в сосновом бору» (слайд № 24). В глубине картины вы видите, что лес как бы окутан туманом. Это так называемая воздушная перспектива. Воздух – прозрачная среда. Обволакивает предмет, воздух меняет его внешний вид. Воздушная перспектива отражена на всех пейзажах.

На картине «Рожь» (слайд № 25) Шишкин четко  прорисовал каждый колосок, а на линии горизонта только золотое море ржи. Все ближние предметы воспринимаются подробно, а удаленные обобщенно и покрыты легкой дымкой.

Картина «Дубовая роща» (слайд №26). Шишкинские сосны – это классический образ русского леса. Обратите внимание, как переданы свет и тень.

Картина «Лесные дали» (слайд № 27). Удивительно, как художник сумел так четко передать дальность расстояния, этот простор. На этой картине очень хорошо видны ближняя и дальняя перспективы.

- Какое настроение вам навевают эти пейзажи?

- Как вы считаете, какой цвет вызывает радость?

- В чем состоит идея пейзажей, передавших раздолье родных мест?

- Какими изобразительными средствами и материалами пользуется художник для    

   воплощения своего замысла?

- Почему все пейзажи такие разные, хотя посвящены одной теме – изображению природы?

При создании пейзажа особенно важна работа над его композицией. На одних композициях дерево выступает в качестве единственного героя и располагается в центре композиции. В этом случае выразительность пейзажа зависит от характера образа этого дерева. На других композициях пейзаж образует лесные массивы и группы деревьев. При такой композиции важно продумать решение пространства: передний, средний, дальний план.

IV. Практическая деятельность

1. Обдумайте мотивы своего пейзажа, что конкретно будет на нем изображено. Определите средства выразительности. Постарайтесь акцентировать наиболее характерные признаки картины родных мест, знакомой и близкой вам (слайд № 28)

2. Начинаем рисунок с разметки уровня горизонта примерно в середине листа.

3. Тёмно-коричневой краской нарисуйте изгибающийся ствол дерева и несколько коротких веток (слайд № 29).

4. С помощью зеленой краски нанесите много коротких диагональных штрихов, накладывая их поверх линий ветвей (слайд № 30).

5. Используя краски цвета лайма и светло-зеленого тона, нарисуйте множество диагональных линий, обозначающих листья (слайд № 31).

6. Размещаем на дальнем плане деревья мельче и бледнее, на ближнем плане крупнее и чётче.

Дети выполняют рисунки

V. Итог урока.

Анализ и эстетическая оценка работ

- С творчеством какого русского художника мы сегодня познакомились?

- О каких его работах вы сегодня узнали?

-  Рассмотрите выполненные вами рисунки и подумайте, в каких работах наиболее

   удалось  передать красоту родной природы?

- Давайте выберем наиболее удачные композиции, хорошую заполненность листа,

   удачный колорит (слайд № 32)

Домашнее задание:

   Подобрать репродукции с различными видами пейзажей. Наблюдать за красотой природы, изменением цвета в природе (слайд № 33)

Список используемой литературы:

1. «Я умею рисовать» изд-во РОСМЭН 2003г.

2. «Энциклопедия живописи для детей.100 русских художников»                                           

3. «Энциклопедический словарь живописи»                                                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...