Конспект урока по изобразительному искусству
план-конспект урока (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

Тема урока: «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Куликова Татьяна Николаевна

 учитель начальных классов МОУ АСОШ №2

Конспект урока по изобразительному искусству

Тема урока: «Городецкие узоры» - рисование кистью элементов городецкого растительного узора.

.

Вид занятий: декоративное рисование

Класс:1-а

Время работы: 1 урок                                                                                                                                                                                                                                                                          

Цель:

Формирование графических умений и навыков в рисовании кистью и декоративных элементов городецкой росписи.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи.

-познакомить с орнаментальной композицией городецкой росписи

- познакомить с цветочными мотивами: розан и купавка;

-научить рисовать кистью основные элементы цветочного узора (розан и купавка), выполнять оживку.

Развивающие:

-развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, самовыражения, самоанализа.

-отрабатывать навык работы с красками

Воспитывающие :

-воспитывать любовь  к народному искусству.

-воспитывать желание творить, эстетический вкус, аккуратность 

Формирование УУД

Познавательные УУД:

1) формируем  умение извлекать информацию из текста  и  иллюстраций;

2) формируем умение выявлять сущность высказывания на слух;

3) формируем умение на основе анализа текста делать выводы;

4) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД:

1) формируем умение слушать и понимать других;

2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Регулятивные УУД:

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение работать по плану.

Личностные УУД:

1) формирование образного мышления;

2) развитие фантазии;

3) формирование  мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование:

Зрительный ряд:

  1. таблицы, карточки для учащихся с изображением последовательности выполнения основных элементов городецкой росписи, схемы узоров;
  2. выставка изделий « Народные промыслы»
  3. фильм о Городце

Литературный ряд: стихи о городецкой росписи.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

ТСО: интерактивная доска, проектор

Материалы и инструменты:

  1. плотная бумага;
  2. акварель, кисти;
  3. белая гуашь
  4. силуэты тарелок(шаблоны)
  5. ватные палочки

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
  4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
  5. Постановка художественной задачи.
  6. Самостоятельная работа учащихся.
  7. Итог урока.

7.1. Выставка работ учащихся

7.2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие. (Положительный эмоциональный настрой на работу.)

2. Сообщение темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомимся  с народным промыслом, мастера которого создают дивные по красоте произведения декоративно-прикладного искусства. Это Городецкая роспись.

-Вы научитесь выполнять главные элементы цветочного узора этой росписи.

3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.

-Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили: «Что ни ремесло, то и промысел», «Не без ума, так и не без промысла». С некоторыми народными промыслами вы уже познакомились,  побывав на выставке, которая работает сегодня у нас в классе. Какие изделия вам больше всего понравились?

-Как они называются? (Дети подходят к выставке, показывают )

- Сегодня наше внимание- Городецким изделиям

Городецкая роспись -
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать,
Здесь такие сюжеты -
Ни пером описать.
Городецкая роспись -
Как ее нам не знать.

-Эти прекрасные вещи делают мастера Городца. Названия промысла идет от названия города. Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, которые создают красоту своими руками, поэтому этот город называется «городом мастеров».

Порой кажется, что каждый его житель – художник и мастер. Современные художественные изделия с городецкой росписью изготавливаются на фабрике города Городца. Это детская мебель, игрушки, посуда, шкатулки, прялки. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Посмотрите, как много на этих изделиях цветов. Цветы пишут фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется.

-Если присмотреться внимательнее, то можно узнать ромашки, ягоды, розы, купавки. Но главными элементами цветочной росписи являются розан и купавка.( на доске)                                                                                                                        

-Рассмотрите внимательно эти два цветка.

-Сравните их. Чем отличаются?

- Центр розана совпадает с центром розетки лепестков.

-У купавки центр цветка смещен влево или вправо. Они выполняются насыщенными цветами – красным и синим, и их оттенками – розовым, голубым.

-Пишут городецкие мастера, как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Особую выразительность городецкой росписи придает нарядная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дужки украшают цветы и фигуры. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками. Черным цветом тоже можно подчеркивать форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина – белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись. Глядя на эти изделия представляешь будто ты на ярмарке.

-Давайте представим, что мы с вами попали на городецкую ярмарку. Каждую неделю, по субботам сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И, как ни разнообразны были товары, выставленные на обозрение покупателей, они не могли затмить изделий местных мастеров – художественно оформленных игрушек, прялок, деревянной посуды из деревень, расположенных на берегах левого притока Волги – реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка невесте, без которого тогда не обходилась ни одна свадьба.

-Сказочные, летящие как птицы, кони, волшебные цветы и сцены из обычной жизни – все у городецких художников выглядит радостно и празднично. Создавая произведения, мастер подбирает его форму, продумывает рисунок, находит сюжет и сразу кисточкой выполняет роспись.

-Давайте и мы попробуем сразу кистью выполнить главные элементы цветочной росписи: розан и купавку

4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов Городецкой росписи.

Учитель демонстрирует выполнение розана и купавки на доске.

Работа с динамическими таблицами.

Существует 4 этапа выполнения Городецкой росписи:

. 1 этап: на этом этапе, мы делаем замалёвок или цветовое пятно.

2 этап: после того как сделали замалёвок, мы более темным цветом прорисовываем серединку и лепестки.

3 этап: делаем дужки. Обратим внимание на то, что дужки изящные, и выполняются кончиком кисти и нажимом всей кисти.

4 этап: делаем «оживку». Она наносится белой краской в виде точек разной величины, прямых и волнистых линий.

Физминутка.

-На наши красивые цветки прилетели бабочки.

«Бабочка»

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз- росой она умылась,

Два- изящно покружилась,

Три- нагнулась и присела,

На- четыре- улетела.

5. Постановка художественной задачи.

-А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера.

-Сегодня мы будет готовить товары для городецкой ярмарки. Это – праздничные тарелки... Постарайтесь расписать их, используя городецкие мотивы (розаны, купавки, листья).

.

И мое пожелание каждому из вас:

Ничего не бойтесь –
Ты делаешь для всех.
я  на вас надеюсь
И верю  в ваш успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Тарелочка здесь рядом,
Давай начнем с нее!

6. Самостоятельная работа учащихся.

Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней. Я думаю, что эти песни будут помогать вашей работе. (Звучат русские народные песни.)

7. Итог урока.

7.1. Выставка работ учащихся.

Учитель. На доске – выставка ваших работ. Я очень рада, что у вас получились такие красивые цветы, вы работали аккуратно. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая оживка! Прекрасные получились работы!

7.2. Обобщение материала, изученного на уроке.

  1. С каким замечательным народным промыслом вы познакомились?
  2. А где расположен этот промысел?
  3. Какие элементы цветочного узора Городца являются основными?

Рефлексия.

- Поднимите, пожалуйста, руку, кто считает, что с заданием справился полностью?

- Кто считает, что работу не успел завершить?

- Кто бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

Молодцы! Спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству "Из истории искусства. Древний мир."

Вам представлен подробный конспект урока по изобразительному искусству, который можно реализовать в 1 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...