Урок на тему "Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря"
методическая разработка (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

 

Педагогический проект  «Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря» построен на инновационных формах учебной деятельности, содержит структуру современного урока, что даёт ему возможность получить качественный результат в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_poyasnitelnaya_zapiska.docx13.23 КБ
Файл konspekt.docx297.6 КБ
Binary Data prezentaciya_yabloki_na_snegu.2.31 МБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Номинация: « Инновационные  формы учебной деятельности в рамках ФГОС».

        Актуальность данной номинации обусловлена  изменениями в современном начальном образовании  и внедрением ФГОС второго поколения в систему Российского образования. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт  предполагает активное использование современных форм учебной деятельности. Данный педагогический проект включает в себя следующие инновационные формы:

Технологии:

-технология личностно-ориентированного образования

-технология  развивающего обучения

-педагогика сотрудничества

-информационная коммуникационная технология

Методы:

-метод проблемного изложения в обучении

Способы:

-индивидуальное

-групповые

        

        Данные современные формы  позволяют сделать процесс обучения в начальной школе более продуктивным и  интересным, в результате которого формируется активная и творческая личность современного ученика. Педагогический проект  «Яблоки на снегу, рисование по памяти и представлению снегиря» построен на инновационных формах учебной деятельности, содержит структуру современного урока, что даёт ему возможность получить качественный результат в процессе обучения.



Предварительный просмотр:

Тема: Яблоки на снегу. Рисование по памяти и представлению снегиря.

Филиппова Ю.С., Малышева В.С., Семикова Н.Л.

учителя начальных классов

МБОУ «Усть-Цилемская» СОШ

1 класс

Проект урока по изобразительному искусству для начальной школы.

Цель занятия: формировать умение передавать характерные особенности снегиря и оценивать свою работу. 

Задачи:

Образовательные: учить изображать снегиря в определённой последовательности, знакомить с жанром анималистики.

Развивающие: научить видеть красоту природы; развивать у детей потребность в творчестве; развивать психические процессы: воображение, эмоции, внимание, память; формировать умение анализировать.                                                                                                                          Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе (НРК), эстетический вкус; бережное отношение к природе,; формирование эстетических чувств; формирование аккуратности в процессе работы, укрепление межпредметных связей ( литература, естествознание, музыка).

Планируемый результат:

Метапредметные:

1. Познавательные УУД:                                                                                                                                                                                                                      - овладеть умением творческого видения с позиций художника-анималиста, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;     - стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

2. Коммуникативные УУД:                                                                                                                                                                                                                  - овладеть умением вести диалог;                                                                                                                                                                                                       - использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи;                                                                                   - владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

3. Регулятивные УУД:                                                                                                                                                                                                                         - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;                                                                             - находить варианты решения различных художественно-творческих задач;                                                                                                                                - уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность.

Личностные:

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;                                                                                                                                                - иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;                                                                                                                                                                                                                                       - уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;                                           - уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Предметные:                                                                                                                                                                                                                                          -видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы;                                                   -обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения; -воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ одноклассников;                                                                                                           -участвовать в обсуждении выставки.

Формы работы: фронтальная, в малых группах,  индивидуальная.

Оборудование: презентация «Яблоки на снегу», рисунок с изображением кормушки, акварель, альбом, палитра, жетоны (ягоды)

Информационные источники:

  1. http://0lik.ru/cliparts/clipartvector/134439-back-to-school-vector.html  Оформление презентации для образовательных целей. Якушевская Юлия Сергеевна
  2. http://images.yandex.ru фото птиц
  3. http://www.helenmusselwhite.com панно
  4. http://vasilec.ru/children/learn-to-draw/bullfinch.html  последовательность рисования снегиря
  5. http://www.eco-hotel.ru/museum/poems.html информация о снегирях
  6. http://www.torrentino.tv фоновая музыка

Этапы урока,

цели

Используемые средства

(слайды презентации, оформление доски)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1.Оранизационный этап.

Цель: подготовить учащихся к работе.

Чтение стихотворения

В день, когда в саду метели пели,

На рябине яблоки поспели…

Только я сорвать одно хотела,

Яблоко вспорхнуло, улетело.

И уселось веточкой повыше!

Ты об этом чуде раньше слышал?

Слушание стихотворения.

2. Этап всесторонней проверки знаний.

Цель: выяснить степень усвоения простейших знаний о птицах, определить типичные недостатки в знаниях.

Слайд 3

Проблемная ситуация:

- О каких  яблоках идёт речь в стихотворении.

Выслушиваются варианты ответов.

-Как вы догадались?

-Кто такой снегирь?

-Докажите, что эта птица?

По щелчку слайд 3.

-Найдите снегиря среди птиц на слайде?

Выслушиваются варианты ответов. (Птица. Тело покрыто перьями.)

-Почему эту птицу так назвали?

Так их назвали потому, что они прилетают вместе с первым снегом.

-Как вы думаете, откуда пошло название  СНЕГИРЬ?

 -Есть такая примета. Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.

 Выслушиваются варианты ответов.(Название связано со словом снег.)

3. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Цель: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Слайд 4

По щелчку слайд 4.

-Ребята, что вы знаете о снегирях?

Работа в группах: ученики рассматривают слайд 4 и готовят варианты ответов.

За окном зима, всё замело. И вдруг – как будто на новогодней ёлке вспыхнули красные яркие игрушки! Это стайка снегирей уселась на рябину и, тихо посвистывая, клюют замёрзшую ягоду. Перелетая с дерева на дерево, они оживляют своей красотой однообразную снежную белизну и тихо насвистывают грустную мелодичную песенку. Давайте послушаем её.

По щелчку звук (тригер)

Выслушиваются варианты ответов.

Проблемная ситуация:

-Как вы думаете, где они живут?

Работа в группах:

Выслушиваются варианты ответов.

Проблемная ситуация:

Живут снегири в хвойных лесах, глухих и тихих.

-Почему?

Работа в группах:

Выслушиваются варианты ответов.

Сообщение ученика: гнездо своё устраивают на ёлках невысоко над землёй. Снегириное гнёздышко свито из тонких прутиков, внутри заботливо выстлано травой и мхом. С наступлением зимней стужи снегири улетают из родных лесов в сады и парки, поближе к человеку. Здесь им легче найти себе корм.

Снегири – спокойные птицы, они неторопливы, несуетливы, держат себя с достоинством. Как бы не был голоден снегирь, но лучшую гроздь рябины он всегда уступит своей подружке-самочке.

Ученики рассматривают слайд 4 и слушают информацию.

Воспитательный момент.

Проблемная ситуация:

-О чём это говорит?

-Снегирь, хоть и птица, а нам людям есть чему у них поучиться.

Работа в группах:

ученики рассматривают слайд 4 и готовят варианты ответов.

4. Этап усвоения новых знаний.

Цель: Определение темы и цели урока; дать учащимся конкретное представление об

изучаемых фактах.

Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний.

-Назовите тему урока?

Тема урока: Рисование снегирей.

-Чему должны научиться?

Цель урока: Научиться рисовать птиц.

-А зачем нам это надо?

Выслушиваются варианты по формулированию темы урока.

НРК

-Да, снегири – северяне, они появляются в наших краях с первым снегом. Поэтому мы должны знать о них и уметь их рисовать.

Прослушивание информации.

- А кто их видел в нашем крае? Какие они? Расскажите?

-Сегодня мы будем художниками и научимся рисовать снегирей.

Выслушиваются варианты ответов.

Слайд 5

Проблемная ситуация:

-А кто знает, как называются художники, которые рисуют животных?

Выдвижение гипотез и их обоснование учащимися.

Художники, которые в своих картинах рисуют животных (а также птиц, насекомых, рыб) называются анималистами.

-Мои выпускники уже побывали в роли анималистов. Давайте посмотрим что у них получилось.

По щелчку слайд 5.

Ученики рассматривают слайд 5 и слушают информацию.

5. Этап планирования работы.

Цель: формировать умение планирования работы.

Планирование дальнейшей работы:

-Как расположим альбомный лист?

Выбор удобного расположения.

-Рисовать будем поэтапно.

- Но прежде чем рисовать, нужно рассмотреть снегиря.

Рассматривание строения птицы.

- Какой формы его тело?

Овальной.

- Что вы можете сказать про голову снегиря?

Круглая, черная, черноголовая

 - А что есть на голове?

Глаза, клюв – короткий и толстый.

- А что помогает птице лететь?

Хвост и крылья.

- Крыло, какого цвета?

Черного.

- Значит, птица – чернокрылая.

- Какой длины хвост?

Хвост немного короче туловища.

Работа со слайдом 6.

 Тело у снегиря округлое, недлинное. Крылья овальной формы, прижаты к телу. Посмотрите у снегиря не видно шеи, его голова сразу переходит в туловище. Клюв толстый, короткий, а хвост короче туловища. Лапки маленькие, коротенькие.

Рассматривание строения птицы с целью закрепления новых знаний.

6. Этап объяснения и показа последовательности.

Цель: научить поэтапно изображать  форму птицы (снегиря)

Слайд 6

Методические рекомендации:

Рисуем  простым карандашом, тогда вы сможете  легко поправлять свои  рисунки ластиком. Чтобы получилась уверенная линия, пробуйте  рисовать её на одном месте несколько раз, водя карандашом снова и снова.

Прослушивание информации  и её практическое применение.

По щелчку слайд 6.

Лишние линии сотри ластиком. Для этого  в центре листа нарисуй круг.

Прослушивание информации  и её практическое применение

Щелчок на слайде 6.

Нарисованный круг подели наискосок линией так, как – будто ты отрезаешь себе большую часть апельсина, а младшему братишке – поменьше .Это будет  линия спинки нашей птички.

Прослушивание информации  и её практическое применение

Щелчок на слайде 6.

В верхней части большой дольки скругли край. Это у нас голова птички. Спереди нарисуй клюв. Нижнюю часть наклонной линии спинки продли и  сделай из неё хвост так, как нарисовано на картинке.

Прослушивание информации  и её практическое применение

Щелчок на слайде 6.

Нарисуй снегирю глаз. От животика нарисуй две линии – это будут ножки.

Прослушивание информации  и её практическое применение

Щелчок на слайде 6.

Закрась глазик тёмным. Нарисуй птичке крылышко. Пририсуй на палочках – ножках  пальчики. Сотри линии построения рисунка ластиком. Ещё раз наведи рисунок карандашом чётче.

Прослушивание информации  и её практическое применение

Щелчок на слайде 6.

Анализ цветовой гаммы (рисунок в цвете)

-Какой цвет возьмём для грудки?

-А для головы, и хвостика?

-Когда будете рисовать крылышки, добавьте немного зелёного.

Анализ цветовой гаммы с целью выделения особенностей. Выслушиваются варианты ответов.

Физминутка «Снегири»

Вот на ветках, посмотри                                

                 

    4 хлопка руками по бокам

 В красных майках снегири                            

    4 наклона головы.

 Распушили пёрышки  

      Греются на солнышке.                                

    Частые потряхивания руками, опущенными вниз.

 Головой    вертят  

    Улететь хотят. —                                        

     2 поворота головы на каждую строку.

  Кыш! Кыш! Улетели!                            

За метелью, за метелью!

      Разбегаются по комнате,

     Взмахивая руками, как крыльями.

7. Этап выполнения практической части.

Цель: самостоятельная работа уч-ся.

Звучит музыка

(пение птиц)

-Работать будете под музыку, которая поднимет настроение и поможет создать образ снегиря , быть более аккуратными.

Учитель индивидуально помогает некоторым уч-ся ( уточняет форму, цвет).

Самостоятельная работа.

Практическое применение теоретических знаний.

8. Этап подведения итогов по самостоятельной работе.

Цель: уметь обсуждать и анализировать выполненную работу.

Оформлена выставка работ на доске.

-Ребята, давайте посмотрим, что у нас получилось.

-Давайте найдём тех снегирей, которые имеют правильную форму.

-Есть ли среди наших снегирей такие, которые похожи на яблочки.

-Достигли ли мы поставленных целей?

Анализ  работ детьми.

Обсуждение деятельности с позиций творческих задач данной темы.

9. Этап формирования творческого воображения.

Цель: формировать стремление к усвоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Слайд 8

Проблемная ситуация:

-Как жаль, что эти птицы улетят сегодня с доски, и не будут украшать наш класс.

-Что могли бы мы с вами сделать, чтобы они задержались в нашем классе и радовали нас?

-Могли бы мы собрать этих птиц вместе?

-Я предлагаю посмотреть на проектную работу других учеников, которые тоже собрали птиц вместе.

По щелчку слайд 8.

Выслушиваются варианты ответов.

Просмотр изображения с целью знакомства.

Выход на проектную работу в перспективе через проблемную ситуацию:

-А как бы вы хотели их собрать?

Выслушиваются варианты ответов. Сделать выставку, проект, панно…

-Мы можем в будущем создать своё панно с нашими снегирями.

10. Этап коррекции новых знаний.

Цель: вызвать у детей сочувствие к птицам, привлечь семью к проблеме помощи птицам зимой.

Воспитательный момент:

НРК

-А вот в нашем селе с каждым годом птиц становиться всё меньше и меньше? Как вы можете помочь птицам?

Сделать кормушки и подкармливать птиц.

Давайте сделаем доброе дело. Дома, вместе с родителями, сделайте кормушку и повесьте её. Люди должны помогать птицам зимой,  подкармливать их.

Прослушивание информации с целью планирования дальнейших действий.

11.Подведение итогов работы (рефлексия).

Цель: дать оценку успешности.

Рисунок кормушки.

Наша кормушка, на рисунке пуста. Давайте наполним её. У каждого на парте лежит жетон в виде ягодки рябинки. Положите ягодку в кормушку те ребята, кому работа на уроке понравилась.

Дети выходят к кормушке с целью демонстрации настроения.

12. Этап информирования учащихся о возможном задании. Цель: формировать у учащихся способность к

самоорганизации .

Слайд 8

По щелчку слайд 8.

-Глядя на этих снегирей, какое у вас возникло желание?

Выслушиваются варианты ответов.

-В свободное время от уроков, вы можете смастерить таких красавцев. Старайтесь наблюдать за птицами в живой природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 1 классе по теме "Рисование по памяти осенних листьев"

На уроке учащиеся учатся работать акварельными красками техникой "по-сырому", смешивать краски. Применяются нестандартные формы проведения урока....

Конспект открытого интегрированного урока по изобразительному искусству на тему: «Домашние животные. Рисование по памяти или представлению. Иллюстрирование книги».

Данный материал будет интересен учителям начальной школы, которые сами ведут уроки изобразительного искусства....

Урок ИЗО 3 класс. Рисование по памяти и представлению. Лошадь.

В папке представлен план урока ИЗО и поэтапное рисование  лошади по учебнику Кузина "Изобразительное искусство, 3 класс". Поэтапное рисование помогает детям выполнить работу самостоятельно....

Урок-презентация "Рисование по памяти рыб"

Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе на тему «Рисование по памяти рыб», с использованием ИКТ....

Презентация к уроку ИЗО "Рисование кролика по памяти и представлению"

Презентация содержит поэтапное рисование кролика (несколько видов). Она поможет провести урок ИЗО в 3 классе по теме "Домашние животные в жизни людей"....

Городские и сельские стройки (карандаш, акварель).Рисование по памяти и по представлению.

Ознакомить с архитектурой Московского Кремля – исторического и архитектурного памятника России; формировать у детей навыки последовательной работы над тематическим рисунком; воспитывать любовь к Родин...