"Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме

 Презентация и конспект   интегрированного урока - музыка и ИЗО !Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки и изобразительного искусства"

Цели урока:
—образовательные — знакомство учащихся с творчеством художников В. Васнецова, П. Корина и композиторов А. П. Бородина и С. С. Прокофьева;
—развивающие — развивать творческое мышление и воображение учащихся; 
—воспитательные — воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок / изобразительное искусство — музыка / 6 класс

Тема урока: «Героическое прошлое нашей Родины в произведениях музыки

и изобразительного искусства».

Цели урока: образовательные — знакомство учащихся с творчеством художников В. Васнецова, П. Корина и композиторов А. П. Бородина и С. С. Прокофьева; развивающие — развивать творческое мышление и воображение учащихся;  воспитательные — воспитывать нравственные качества личности: любовь к Родине, патриотизм, любовь к прекрасному.

                                                «Звать через прошлое к настоящему».

                                                                                                  М. П. Мусоргский

                                           

                                                     Ход урока:

Учитель : Объявляет тему и эпиграф урока.

— Как вы понимаете слова русского композитора М. П. Мусоргского?

Ничто не показывает нам так наглядно связь прошлого с настоящим, неразрывную связь времен, как искусство.

— К какому жанру изобразительного искусства относятся произведения художников, в которых отражены страницы истории? (исторический жанр)

— Мы с вами знаем, что с самого начала образования русского государства, Русь постоянно подвергалась нападению врагов. И русичам приходилось защищать свои земли.

— Вспомните, от кого приходилось защищать Древнюю Русь нашему народу? (половцы, татаро-монголы)

 -  Именно в те далекие времена, в народном творчестве начали воспевать подвиги русских богатырей. Образ богатыря родился в искусстве, как образ могучего защитника Родины.

— Вспомните, в каких жанрах русской народной песни воспевались подвиги богатырей? (былины)

— Какие вы помните былины о русских богатырях? («Про Добрыню», «Про Вольгу и Микулу»)

— Каких богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич)

 -  Сегодня в нашей картинной классной галерее репродукция картины В. М. Васнецова «Богатыри». Картины В. М. Васнецова нам знакомы с детства, это произведения на сюжеты русских сказок, былин.

— Назовите их. («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке»)

Картина «Богатыри» написана на былинно-историческую тему. В 1898г. она появилась в Третьяковской галерее.

— Что изображает художник на картине?

 — Охарактеризуйте образ богатырей. Какими вы их себе представляете?

— Какой характер у главных героев?

Три воина выстроились в ряд, самые любимые народные защитники — Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Сам Васнецов так определил замысел картины: «...картина моя «Богатыри» — Добрыня, Илья, и Алеша на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?». Художнику удалось создать действительно яркий былинный образ народной богатырской силы, способной защитить родную землю от любого врага.

  Однажды русский композитор Александр Порфирьевич Бородин посетил крупнейший музей русского искусства — Третьяковскую галерею. Его просто поразила красота и мощь полотна В. Васнецова «Богатыри». Под впечатлением увиденного, он сочиняет симфонию «Богатырская». Музыка «Богатырской» симфонии насыщена могучим дыханием русской земли.

— Почему он дал такое название симфонии?

— Какой характер этого произведения?

— Какие средства музыкальной выразительности использует композитор для создания музыкального образа?

(Слушание «Богатырской» симфонии А.П.Бородина.)

Силой и величием веет от этой музыки. Она звучит как могучий призыв, боевой клич.

Словно ощущается тяжелая поступь исполина-богатыря, о котором можно сказать словами Пушкина:                                     На нем одежда славянина

                                                                   И на бедре славянский меч.

 - Следующее произведение в нашей галерее — картина работы могучего советского живописца Павла Корина «Александр Невский». Это произведение П. Корин нарисовал в годы. Великой Отечественной войны в 1942—1943 гг. Велика была вера художника в мужество и стойкость советского народа. Именно поэтому в самые тяжелые годы войны обратился он к образу великого воителя Древней Руси.

— Каким предстает перед нами Александр Невский?

Посмотрите на собранную, подтянутую, грозную и величественную фигуру князя! Он опирается на меч, готовый в любую минуту нанести удар тому, кто нападет на родную землю. Известны слова А. Невского: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

— Как вы понимаете эти слова?

(В этих словах заключена сила и правда мужественных защитников Родины.)

— Какие черты характера и поступки присущи русскому воину?

(Любовь к Родине, своему народу, героизм, доблесть, честь, уважение к старшим.)

— Как вы считаете это нравственные поступки?

Действительно, русский человек во все времена обладал нравственной силой,и в подтверждение этому события нашей истории, когда в годы Великой Отечественной войны русский народ проявлял мужество и героизм на полях сражений. И именно события 40-х годов  XX века вызвали к жизни это произведение, а не события XIII века.

 - А теперь я назову еще два не менее выдающихся произведения советского искусства, посвященных той же теме и носящих то же название: «Александр Невский» — кинофильм Сергея Эйзенштейна и «Александр Невский» — кантата для солистки, хора и большого симфонического оркестра Сергея Прокофьева.

Два гениальных русских мастера создали свои произведения в ту пору, когда гитлеровский фашизм уже начал свое варварское вторжение в страны Европы. Фильм был создан в 1938 г., а кантата в 1939 г. Они прозвучали, как решительное предостережение, как грозное напоминание о том, что ждет врага, который решится напасть на нашу Родину.

Вы сейчас прослушаете один эпизод из кантаты С. С. Прокофьева — хоровую песню «Вставайте, люди русские!» Это уже открытый, действенный зов к защите родной земли.

(Слушание хора «Вставайте, люди русские!» С. С. Прокофьева.)

Чувствуется, как в сюжетной оболочке начала XIII века кантата эта рождена дыханием нашей эпохи. И что уже совсем поразительно получилось: песню, характеризующую воинов Александра Невского, пели наши, советские солдаты, шедшие на бой с гитлеровскими фашистами. И чуть не ежедневно мощные репродукторы по всей стране несли призывные звуки этой прокофьевской песни: «Вставайте, люди русские! На смертный бой, на правый бой!», перекликаясь со словами другой могучей песни, созданной впервые же дни после начала войны композитором Александром Васильевичем Александровым: «Идет война народная, священная война!»

          Ком в горле и мурашки по коже — так обычно описывают воздействие великой музыки, тем более когда она является живой иллюстрацией целой героической эпохи в жизни страны. И уж, наверное, немного найдется людей, способных оставаться равнодушными при звуках одной из самых главных песен Великой Отечественной войны, «гимна мести и проклятья гитлеризму», как определил ее значение для советских воинов и всего народа композитор А. Александров. В. Кожинов, пожалуй, верно подметил, что «Священная война» является тем военным гимном, который скорее слушают, чем поют. По свидетельству Александрова, «когда военная группа Краснознаменного ансамбля выступала на вокзалах и в других местах перед бойцами, идущими непосредственно на фронт, то эту песню всегда слушали стоя, с каким-то особенным порывом, святым настроением и не только бойцы, но и мы — исполнители нередко плакали...». СВЯЩЕННАЯ  

Положенная на музыку композитором А. В. Александровым, эта песня приобрела звучание военного гимна.

Воинский подвиг раскрывался поэтами как готовность переносить любые трудности, идти на любые лишения и жертвы во имя Родины, проявить железную стойкость. Знаменательно, что образ Победы во многих произведениях наделялся обычно такими чертами, которые свидетельствуют о долгой, трудной, кровопролитной борьбе, о великих испытаниях, перенесенных народом.

2.Слушание

Священная война” А. Александрова, сл. В. Лебедева - Кумача (1 куплет)

Анализ. - Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Проанализируйте характер этой песни: как она может воздействовать на человека?

(призыв на борьбу, отзывалась в сердцах людей, выражала всенародный гнев)

Учитель: Это песня-призыв, зовущая в бой, поднимающая за собой бойцов: мужчин, женщин, стариков, детей.  

24 июня 1941 года в газетах “Известия” и “Красная звезда” опубликовали стихотворение “Священная война” Василия Лебедева-Кумача, а уже на следующий день руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии композитор Александр Васильевич Александров принес на репетицию ансамбля уже новую песню.

        - Внимательно всмотритесь в картины, найдите созвучную песне “Священная война”, которая бы выражала такое же настроение. Какие краски использовали художники для выражения настроения народа в дни войны?

- Объясните свой выбор.

 плакат “Родина-мать зовет!”

Чтение стихотворения на фоне минусовой фонограммы песни “Священная война”

41-й… Июнь…

Год и месяц борьбы всенародной

Даже пылью времен

Затянуть эту дату нельзя.

Поднималась страна

И на фронт уходила поротно

Кумачовые звезды

На полотнах знамен унося.

                                                                    22.06.1940-9.05.1945

 запись на доске.

 Учитель: Обратите внимание на цифры. Что они обозначают? (Дата начала и окончания войны)

Между этими цифрами всего лишь маленькая черточка, но что за ней скрывается? Боль, горечь, голод, разруха, смерть, более 20млн. человеческих жизней.

  — Какие качества человеческой души воспитывают все произведения музыканта и живописца, с которыми вы познакомились сегодня на уроке? (Любовь к своей земле, доблесть, честь, лагородство, мужество.) И мы бы хотели, чтобы вы, ребята, росли достойными защитниками своей Родины.

Кто сыграл решающую роль в освобождении России?

- Почему они победили?

Решающую роль в освобождении России сыграл народ. Любовь к Родине, смелость, героизм позволили им освободить страну. В ходе освободительной борьбы возросло национальное самосознание русского народа.

 - Хотелось бы закончить сегодняшний урок на высокой патриотической ноте. Сейчас прозвучит «Патриотическая песнь» М. И. Глинки, которая некоторое время была гимном нашей Родины, гимном России.

(Звучит «Патриотическая песнь» М. И. Глинки

Учитель:  Мы постарались проанализировать отражение в искусстве темы ВОв, слушая музыку,   рассматривая репродукции картин (произведений живописи) Можем ли мы сказать, что это тоже Богатырская тема или нет.

ВЫВОД: Музыка и живопись два искусства, которые неразрывно связаны друг с другом.

                 Глядя, на произведения В. Васнецова и П. Корина мы можем сделать вывод, что сами  

                 художники обладали огромными нравственными качествами. Это, прежде всего, любовь и      

                 уважение к своей Родине, народу

Учитель: Самостоятельная работа учащихся.

— Я думаю, в процессе урока у каждого из вас сложился своей образ русского богатыря, воина-защитника.

— Можно ли в наши дни встретить «богатыря»?

Нарисуйте образ богатыря, таким, каким вы его себе представляете.

Подведение итогов: Выставка работ учащихся на доске.

 

 

 

       

                      Интегрированный урок  

             

              по изобразительному искусству

                    и музыке в 6 классе по теме

              «Героическое прошлое

                                     

                                 нашей Родины»

         

                                                                                                                                                   

                                                                                             Провела учитель                                                                                                                                      

                                                                                             музыки и ИЗО                                                                                                                                      

                                                                                             Михайлова Л.М.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие чувств в музыке и изобразительном искусстве

Интегрованный урок по музыке и ИЗО в 3 классе...

Интегрированный урок чтения, музыки и изобразительного искусства по произведениям К.Г.Паустовского и Э.Грига.

Надеюсь, что данная разработка заинтересует всех, кто обращается к проблеме интеграции в начальной школе....

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства для первого класса, посвященный дню Матери «Ты на свете лучше всех, Мама»

Цели:Познавательная:Почему каждому человеку нужна семья, мама. Раскрыть смысл слов: «нежность», «доброта», «ласка», «забота», «верность», «прекрасные чувства», «отношения».Разобрать музыкальные поняти...

Игра "Поле чудес" "Из прошлого нашей Родины"

Внеклассное мероприятие к 23 февраля....

Интегрированный урок творчества в 4 классе ( музыки, технологии, изобразительного искусства ). Тема: « Мы встречаем Новый год».

Интегрированный урок творчества в 4 классе ( музыки, технологии, изобразительного искусства )  Тема: « Мы встречаем Новый год».        ...

Героические страницы нашей Родины.

Презентация к уроку окружающего мира 4 класса УМК "Начальная школа ХХI века"....

методическая разработка - технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве»

технологическая карта урока музыки в 3 классе по теме «Образ матери в музыке и изобразительном искусстве» составлена согласно образцу для проведения открытого урока для участия педагога в ...