Рабочая программа по ИЗО "Перспектива"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) по теме

Игнатова Любовь Александровна

Пояснительная записка, содержание программы, учебно-тематический и календарно-тематический план, требования к знаниям и умениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo.doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Дьячинский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Алгасовская средняя общеобразовательная школа Моршанского района Тамбовской области

Рекомендована                                                                                                                                                              Утверждаю

_____________________

методическим объединением                                                                                                                             Директор школы

учителей                                                                                                                                                                И.И.Степанникова    

начальных классов                                                                       Приказ №_____от

Протокол №___ от 23 августа 2012 года.                                                                                                          «__»______2012г.

                 

Рабочая учебная программа

по  изобразительному искусству.

2 класс

Срок реализации 1 год

Составлена на основе  авторской программы по изобразительному искусству Т.Я.Шпикаловой.

                                        

                         Игнатова Л.А.

Алгасово

2012.

Пояснительная записка по  изобразительному искусству.

                   Рабочая программа по  изобразительному искусству  разработана на основе примерной программы основного общего образования по   изобразительному искусству    с учётом требований федерального компонента государственного стандарта  общего образования и на основе авторской программы   Т.Я.Шпикаловой.

                  Данная рабочая программа разработана в соответствии с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ (приказ № 152 от 20.08. 09) согласно федеральному базисному учебному плану. Данная рабочая программа предполагает обучение базового уровня в объёме 34 часа,  1 час  в неделю.

                 Обучение изобразительному искусству, будучи целенаправленным процессом формирования у учащихся развитого эстетического сознания и художественного вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное в общественной жизни, природе, искусстве, потребности и способности творить «по законам красоты», непрерывно связано с эстетическим воспитанием и как бы «пронизывает» его, во многом предопределяя его эффективность.

    Цели и задачи  программы направлены на реализацию приоритетных направлений художественного образования:

  1. Приобщения к искусству как духовному опыту поколений;
  2. Овладение способами художественной деятельности;
  3. Развитие творческой одарённости ребёнка.

               Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.

              Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности

                   Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром (Россия - наша Родина, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объёмы), технологией (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).  

                      Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для учащихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирования у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями учащихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе.

    Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

  1. Приобщение школьников к миру изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
  2. Развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;
  3. Воспитание духовной культуры учащихся, нравственных и эстетических чувств: любви к природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

                    Именно изобразительное искусство помогает школьнику ощутить себя частью современного мира и наследником традиций предшествующих поколений.

                    Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета «Изобразительное искусство»:

  1. Эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;
  2. Ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде  по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;
  3. Арт-терапевтическая функция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении учащихся в процессе организации их художественной деятельности;
  4. Информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве ( в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

               Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:  

  1. Ознакомить детей с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

Сформировать у детей:

  1. -интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;
  2. -эстетическое восприятие произведений искусства;
  3. -представление о видах и жанрах изобразительного искусства;
  4. -представление об  архитектуре как виде искусства;
  5. - представление о  дизайне как виде искусства;
  6. -представление о основных видах народного и декоративно-прикладного искусства.

 Обучить детей: 

  1. Пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;
  2. Теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;
  3. Способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;
  4. Основам народного и декоративно-прикладного искусства;
  5. Основам дизайна( азбуке форм, элементам проектирования и конструирования, чувству стиля);
  6. Основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
  7. Элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

Развить у школьников:

  1. Способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;
  2. Творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;
  3. Эмоционально - эстетическую и нравственные сферы личности.

                    В программе выделены следующие содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа:

  1. «Мир изобразительного искусства»;
  2. «Мир народного и декоративного искусства»;
  3. «Мир дизайна и архитектуры».

                   Эти содержательные линии в каждом классе реализуются через конкретные, взаимосвязанные темы блоков уроков.

                 В процессе обучения рассматриваются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы содержательных линий формулируются таким образом, чтобы избежать излишней детализации фактов и событий.

                  Уроки изобразительного искусства, проводимые по данной программе, можно интегрировать с уроками музыки на основе:

  1. Сквозного тематического планирования;
  2. Выявления общего и особенного в языке разных видов искусства;
  3. Общности художественно-образного содержания произведений различных видов искусства;
  4. Общности духовно-нравственных смыслов произведений искусства.

                На каждом уроке осуществляется изучение основ художественного языка (рисунка, цвета, композиции, объёма, пропорций и т.д.). Большое внимание в программе уделяется освоению закономерностей конструктивного строения формы, способом передачи пространства на плоскости, основам цветоведения.

          Основы изобразительного языка осваиваются как в процессе анализа произведений искусств, так и в процессе творчества учащихся.

Задания по созданию тематических композиций и иллюстраций выполняются разнообразными художественными материалами (карандаш, акварель, гуашь, пастель и т.д.). Рекомендуется широко использовать смешение художественной техники (акварель с белилами, акварель с цветными карандашами), а также коллаж, лепку, моделирование из бумаги и других материалов.

         Обучение основам дизайна ведётся во взаимодействии с освоением художественного языка – как средства выражения проектной идеи, художественного образа. Основы дизайна включают в себя задания по проектированию и моделированию предметов быта (мебель, посуда, светильники и др.). Также учащиеся выполняют ряд практических заданий по проектированию и декорированию объектов дизайна на основе геометрических форм.

         Другой особенностью данной программы является проектная деятельность. Одной из форм проектов может выступить тематическая выставка по какой либо теме.

        Программой также предусмотрены индивидуальные и коллективные формы выполнения заданий. В индивидуальной работе осваиваются новые виды и техники работы, изобразительную грамоту. Возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных произведений обеспечивает развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также видеть отдельную вещь с позиций других людей. Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность,

договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.

         .

Универсальные учебные действия:  

Личностные УУД:

- осознанность учения;

- учебная мотивация;

- самооценка;

- адекватное реагирование на трудности;

- развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

- развитие доброжелательности к людям.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

- осознанное построение речевого высказывания;

- смысловое чтение;

- поиск и выделение необходимой информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- установление причинно-следственных связей;

- структурирование знаний;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные УУД:

-речевая деятельность;

-слушать и понимать речь других;

- учёт разных мнений и умение обосновать собственное;

 - учиться работать в группе;

-выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

- проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

Содержание рабочей программы.

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ .

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений изобразительного искусства. Произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающие состояния цветовой палитры в пейзажах золотой осени, разноцветной весны, солнечного лета, белоснежной зимы; наблюдение цветовых переливов в драгоценных камнях, яркости цвета в народных игрушках; ощущение теплоты цвета глины и изделий из нее; познание тайны цветов спектра.
      Расширение знаний  о цвете как о главном выразительном средстве живописи, декоративной композиции. Эмоциональная характеристика цвета. Знакомство с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Приемы превращения основных цветов (синий, красный, желтый) в многоцветную мозаику (цветовой круг). Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов, с правилами смешения цветов (добавление белой или черной краски к основным цветам). Приемы работы раздельным удлиненным мазком. Знакомство с техникой монотипии; о графических средствах выразительности (линия, контур, штрихи, кривые и ломаные линии, пятно, силуэт), об их использовании в рисовании с натуры, по представлению (натюрморт, цветы, животные, орнамент и т. д.). Приемы работы графическими материалами: черным по белому и белым по черному (простой карандаш, черная и белая гуашь, тушь, перо). Способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.
      Расширение эстетических представлений: о станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выделение главного в композиции (с помощью размеров, расположения на листе, цвета). Передача пространства (соотношение ближних и дальних предметов, их расположение в рисунке: ближе — ниже, дальше — выше). Передача смысловой связи между субъектами композиции; о декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиции). Средства декоративной композиции: условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм, условность цвета. Создание декоративных образов на основе переработки природных форм, использование приема уподобления в аппликации, народной росписи.
      Опыт художественно-творческой деятельности в изображении с натуры, по памяти и представлению в описании:
      природы живописными и графическими средствами. Передача состояния природы в разное время года и суток (зимний день утром или вечером, солнечный или пасмурный день, мороз или оттепель и т. д.). Выявление эмоциональной роли цвета в передаче определенного состояния природы, в цветовом строе предметного мира: красного (прекрасного), зеленого (муравленого), синего (гжельского), черного и белого. Использование в рисунках точек, линий (цветной, черной и белой), мазков, пятен. Экспериментирование с цветовой палитрой (как направление мазка выявляет форму предмета, превращение раздельных удлиненных мазков в изображения старого дерева, солнечных лучей и т. д.; получение разных оттенков одного цвета — красный, малиновый, розовый; растяжение цвета — неоднотонный гжельский мазок синего кобальта и т. д.). Чтение композиционных схем пейзажа, сопоставление их с произведениями известных живописцев. Выбор вариантов построения пейзажа и выполнение собственных композиций («Краски родной земли», «Чародейкою зимою...», «Какого цвета снег», «Весна разноцветная»). Выполнение зарисовок по представлению архитектурных построек с передачей красоты пропорций, ритма конструктивных элементов («Русь белокаменная»);
      натюрморта из природных и рукотворных форм. Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров. Передача в рисунке живописными материалами разнообразия форм, размеров, окраски плодов, овощей («Натюрморт на праздничном столе» — на основе контрастных цветов). Графическими средствами выявление многообразия форм, силуэтов бытовой утвари («Сосуды» — рисование по представлению приемом замкнутого контура, «Тайны черного и белого» — рисование хрустальной вазы белой линией по черному фону). Рисование с натуры натюрморта с предметом старинного быта («Золотым рукам цены нет») — графические или живописные материалы на выбор;
      человека, животных. Выполнение набросков с натуры и представлению фигуры человека в движении. Использование их в составлении сюжетно-тематических композиций. Создание образов сказочных героев в народных костюмах («Красна девица и добрый молодец»). Разработка эскиза новогодней маски с последующим изготовлением на уроках художественного труда. Изображение домашних животных с передачей характерных особенностей формы, шерсти, движения (черной линией с белой оживкой, с использованием графических разделок разной конфигурации — завитки, штрихи, точки и т. д.);
      в станковой и декоративной композициях (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Выполнение композиций с использованием вариантов композиционных схем («Мой отдых летом», «Зимние забавы», «Русское поле»). Выполнение композиции «Печь-помощница» (эпизод из народной сказки), иллюстрации к «Сказке о царе Салтане...» А. С. Пушкина с передачей смысловой связи между персонажами. Составление декоративных композиций с передачей яркости, звучности цвета в соответствии с замыслом («Увидал грача — весну встречай», «Космические фантазии»).

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА .

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного искусства. Оптимизм, мажорность, привлекательность образов народного творчества. Связь произведений народного творчества с родной природой, с бытовыми, праздничными, трудовыми событиями, с яркими событиями народного календаря (на примере керамики Древней Греции, Балхар, Гжели, изразцов, филимоновской игрушки, произведений народных мастеров Городца и Полховского Майдана).
      Формирование представлений о символике народного орнамента. Отражение родной природы в орнаментах вышивки, росписи по дереву, керамики. Образы-символы в орнаментальном искусстве: символы плодородия, благопожелания, природных стихий; обереги. Закономерности построения орнамента на замкнутой поверхности (круг, квадрат), ленточного орнамента («меандр», «пальметта», «лотос», «перец»). Знакомство со схемами ритмического построения орнамента (на примере орнаментов балхарской и древнегреческой керамики, русской народной вышивки). Выявление роли красного цвета в народном искусстве.
      Опыт художественно-творческой деятельности:
      упражнения по освоению приемов выполнения орнаментов на основе повтора и вариаций (зарисовки символов традиционных орнаментов — птицы-павы, матери сырой земли, засеянного поля); в процессе самостоятельного выполнения росписей по мотивам традиционных народных орнаментов на основе вариаций и импровизаций (роспись балхарских, древнегреческих керамических сосудов, роспись саночек для катания на Масленицу, составление орнамента для муравленого изразца, составление эскиза резной доски для печатного пряника); на воинских доспехах (шлем, кольчуга, щит, меч). Изображение воинов в полном боевом снаряжении, на боевых конях (на примере орнаментального украшения воинских доспехов в лаковой миниатюре Палеха); ознакомление с филимоновской глиняной игрушкой. Особенности формы, пропорций (удлиненность, стройность). Своеобразие росписи: цветовая палитра (красный, желтый, зеленый); символичность элементов орнамента (знаки солнца, древо жизни, земли); геометрический характер начертания элементов (линии, круги, квадраты, елочки). Приемы выполнения орнаментальных элементов кистью. Упражнения на повтор филимоновских узоров. Составление композиции «Хозяйство деда Филимона» (на основе вариаций и импровизаций); ознакомление с полхово-майданской деревянной игрушкой. Разнообразие и специфика точеных форм. Цветовой строй росписи — яркость, контрастность чистого цвета (желтый, розовый, алый, красный, голубой, зеленый, фиолетовый), наводка черным цветом. Упражнения на освоение последовательности и приемов выполнения орнаментальных мотивов (большой цветок роза, листок, ягоды и яблочки на ветке). Рисование полхово-майданской игрушки по выбору и ее роспись. На уроках труда изготовление игрушки по мотивам работ полхово-майданских мастеров;  ознакомление с искусством гжельской керамики. Необычность форм, названий сосудов (квасник, кумган с прилепами, налепами, фигурными растительными и животными элементами). Своеобразие одноцветной синей росписи (мазок с растяжением, мазок с тенями). Приемы кистевого письма (примакивание, живописный мазок). Выполнение упражнений на повтор элементов гжельской росписи (точки, капельки, сеточка, трехлопастный листок, усики и т. д.). Украшение узором силуэтов и моделей гжельских сосудов, изготовленных на уроках труда (на основе вариаций и импровизаций);  ознакомление с народным костюмом. Продолжение знакомства с основными элементами женского и мужского костюма (рубаха, сарафан, душегрея, головной убор — корона, венец, кокошник). Традиции украшения головного убора драгоценными камнями («Самоцветы земли и мастеров-ювелиров»), бисером, а рубахи, сарафана — вышивкой. Изображение женской и мужской фигуры в народном костюме («Красна девица и добрый молодец»).

ОРНАМЕНТ В ИСКУССТВЕ НАРОДОВ МИРА.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ, РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ.

в I четверти:

      Произведения профессионального искусства: А. Дейнека. Клубника. На юге; А. Мыльников. Лето; Т. Маврина. По дороге в Александровскую слободу; Б. Шаманов. Васильки. Зеленая рожь; З. Попов. Осенняя уборка; Ю. Земсков. Сибирская деревня; М. Малютин. Обезово (фрагмент); В. Васнецов. Три царевны подземного царства; Н. Рерих. Сокровище гор; Д. Митрохин. Болгарский перец. Яблоки и груши; А. Коняшин. Пироги с калиной; Д. Рожкали. Соколик ржи; В. Фаворский. Пролетающие птицы; Г. Кроллис. Дерево солнца; П. Филонов. Цветы; С. Никиреев. Яблоня цветет; Н. Щеглов. Натюрморт; Л. Одайник. Праздник. Ткачество; Э. Розенбергс. Танец. Ткачество; Т. Маврина. Гладиолус. Букет под липой; И. Машков. Натюрморт с ананасом;
произведения народного искусства: И. Баканов. Пастушок. Палех; Н. Смирнова. Осень. Шкатулка; ювелирные украшения — бармы, самоцветы Урала; дагестанская (Балхар), узбекская керамика; древнегреческие чернофигурные вазы; филимоновские игрушки; расписные изделия мастеров Хохломы; инкрустированные соломкой шкатулки и пластины кировских и белорусских мастеров; народная керамическая посуда; традиционные ветряки.

во II четверти:

      Произведения профессионального искусства: К. Петров-Водкин. Купание красного коня; Ю. Кугач. Семья; А. Лентулов. Небосвод; Д. Левицкий. Портрет дочери Агаши в русском костюме; А. Дейнека. Цветы на ковре; П. Кончаловский. Натюрморт с красным подносом; Р. Шах. Блюдо; Л. Нагорный. Декоративные вазы; В. Лебедев. Иллюстрация к стихотворению С. Маршака «Багаж»; А. Житнева. Белый Бим Черное Ухо; Н. Ромадин. Лесная деревня; Т. Маврина. Зимний день; Л. Фроленкова. Новый год; В. Смирнов. Праздник. XIX в.;  произведения народного искусства: вологодское кружево; Т. Беспалова. Родительский дом. Панно «Городец»; изделия гжельских мастеров — А. Федотова, А. Азаровой, З. Окуловой, Н. Бидак; изделия городецких мастеров; маски народов мира — Япония, Монголия, Северная Америка; народные тканые коврики; половички различных регионов России; щепные птицы мастера А. И. Петухова.

в III четверти:

      Произведения профессионального искусства: А. Косоков. Церковь Покрова на Нерли; И. Сандырев. А. Рублев; К. Юон. Купола и ласточки; Т. Маврина. Юрьев-Польский; Н. Рерих. Звенигород; А. Остроумова-Лебедева. Зимний день; Н. Ромадин. Ночная тоска; А. Рылов. Трактор на лесных просторах; В. Гаврилов. Солнечный денек; А. Куинджи. Солнечные пятна на инее; Закат в лесу; И. Шишкин. На севере диком...; Т. Маврина. Чесноково; А. Дейнека. Лыжники; А. Дейнека. Коньки; В. Васнецов. Богатыри; В. Васнецов. Фронтиспис к «Слову о полку Игореве»; Б. Кустодиев. Масленица; Б. Стожаров. Братина и чеснок; В. Шумилов. Натюрморт с клюквой; К. Юон. Конец зимы; произведения народного искусства: старинные муравленые изразцы; А. Куландин. Александр Невский. Панно. Финифть; Т. Рукина. Ледовое побоище на Чудском озере. Городец; Т. Рукина. Три богатыря в дозоре. Городец; И. Билибин. Вологодская девушка в праздничном наряде; А. Котухина. Березка. Пластина. Палех; И. Зубков. Сказка о рыбаке и рыбке. Палех; Д. Буторин. У Лукоморья. Палех; А. Котухин. Сказка о царе Салтане... Палех; Н. Голиков. Добрыня. Палех; В. Миронов. Песни России. Палех; М. Грузинский. Катание на тройках. Федоскино; А. Тихов. Масленица. Плашка. Финифть; старинные расписные саночки. Архангельская область; традиционные лоскутные изделия с орнаментом из квадратов, треугольников; традиционные украшения из бересты.

в IV четверти:

      Произведения профессионального искусства: И. Эльконин. Из серии «Стекло»; неизвестный художник. Портрет мальчика; И. Левитан. После дождя; А. Саврасов. Грачи прилетели; Н. Ромадин. Млечный путь; Е. Николаева. Бисер. Рисунок на ситец; К. Юон. Новая планета; К. Юон. Солнечный весенний денек; Е. Зверьков. Последний снег; Е. Зверьков. Голубой апрель; Т. Маврина. Весна на Истре; Н. Ромадин. Розовая весна; В. Бакшеев. Голубая весна; А. Васнецов. Новгородский торг; Б. Кустодиев. Ярмарка; К. Петров-Водкин. Фантазия; Г. Захаров. Ферапонтово; М. Кагаров. Текстильщицы; произведения народного искусства: игрушки и расписные пасхальные яйца Полховского Майдана; городецкие пряничные доски; М. Примаченко. Корова; декоративный фарфор. Китай; ваза. Индокитай; Набойная мастерская. Миниатюра. Палех.

Учебно-тематический план по ИЗО.

Тема.

Кол-во по учебной программе

Кол-во по типовой программе

Лабораторные и контрольные работы.

 1 четверть (9 часов).

1

Краски родной Земли.

9

9

Проект «Красна девица и добрый молодец»

Итоговое тестирование.

2 четверть (7 часов).

2

Секреты цветов радуги.

7

7

Проект «Русь белокаменная»

Итоговое тестирование.

3 четверть (10 часов).

3

Цвета радости и печали.

10

10

Проект «Тайны черного и белого»

Итоговое тестирование.

4 четверть (8 часов).

4

Разноцветные были и фантазии.

8

8

Проект «Хозяйство деда Фелимона»

Итоговое тестирование.

Итого: 34 часа.

Требования к уровню подготовки.

      В результате изучения изобразительного искусства и овладения навыками художественного труда ученик будет
      знать/понимать:
      • особенности материалов, используемых в художественно-трудовой деятельности (краски и кисти, пастель, тушь, перо, уголь, мел; бумага, текстильные, природные материалы);
      • цвета солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый);
      • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, элементарные правила смешения красок для получения составных цветов;
      • особенности орнаментальных мотивов древнегреческой, балкарской, гжельской керамики, филимоновской, полхово-майданской игрушки;
      • способы и приемы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань и др.);
      • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
      • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция);
      • о взаимосвязи красоты и пользы в образе художественной вещи;
      • о народном мастере как хранителе и носителе народных традиций;
      • правила безопасности при работе ручными инструментами;
      • значение слова «береста», понятия «вышитый и тканый орнамент»; названия ниток, тканей, их назначение;
      • условные обозначения, применяемые при художественной обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;
      • основы традиционной технологии художественной обработки природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (ткачество на рамке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование);
      • правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;
      уметь:
      • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      • верно передавать в рисунке симметричную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
      • правильно выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних предметов (ближе — крупнее и ниже, дальше — мельче и выше);
      • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые, сеточки, ломаные, волнистые линии, усики) и растительные (листок, усики, завиток); выполнять наводку, мазок с растяжением и мазок с тенями; пользоваться приемами кистевого письма в росписи изделий;
      • пользоваться различными приемами обработки бумаги (сгибание, скручивание, гофрирование, сминание и т. п.); выполнять работы в технике оригами, вырезанки, аппликации, папье-маше;
      • использовать различные приемы работы с тканью (шитье, вышивка, ткачество на рамке); выполнять швы петельный и стебельчатый; конструировать народный костюм (аппликация на силуэте фигурки человека);
      • лепить по заранее подготовленным эскизам и по собственному замыслу; лепить на основе традиционных приемов филимоновской игрушки, муравленого изразца; передавать в лепке выразительные формы; сочетать орнамент с формой предмета;
      • решать художественно-трудовые задачи при моделировании и конструировании (на основе имитации) изделий из бумаги, ткани, природных материалов по мотивам народного творчества; пользоваться технологической картой, техническим рисунком, эскизом;
      в процессе художественно-трудовой деятельности проявлять:
      • эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;
      • собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
      • нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;
      • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной среды в школе и дома.

Список литературы.

Программа, по которой ведется обучение: «Перспектива»

Программа «Изобразительное искусство». Сборник программ «Перспектива». - М.: Просвещение, 2011.

  1. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. 1 класс.  М.: «Просвещение», 2011г.
  2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Творческая  тетрадь. 1 класс. М.: «Просвещение», 2011 г.  
  3. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011 г.

Календарно-тематический план по ИЗО.


 

Тема урока.

 Кол-во

часов

Вид и формы

контроля

Дата проведения.

П

Л

А

Н

Ф

А

К

Т

1 четверть (9 часов)

Краски родной Земли.

1

Лето в произведениях художников

1

 Эмоциональная характеристика цвета.

3/09

2

Многоцветие земли в произведениях живописцев

1

Приемы создания нюансных и контрастных цветовых сочетаний.

10/09

3

Палитра и форма сокровищ земли.

1

Графические средства выразительности.

17/09

4

В мастерской мастера-гончара.

1

Техника монотипии.

24/09

5

Природные и рукотворные формы в натюрморте.

1

Знать способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.

1/10

6

Красота родной

земли в произведениях графиков.

1

Выделение главного в композиции.

8/10

7

Осень — пора цветовых контрастов.

1

Приёмы работа с акварелью.

15/10

8

Секрет филимоновских игрушек.

1

Приёмы росписи игрушек.

22/10

Секреты цветов радуги.

9

Красный-прекрасный.

1

Эмоциональная характеристика цвета.

29/10

2 четверть (7 часов).

10

Оттенки красного.

1

Правила смешания цветов.

12/11

11

Создание образа с помощью белого и черного цветов.

1

Приемы работы раздельным удлиненным мазком.

19/11

12

В мастерской художников Гжели.

1

Приёмы росписи.

26/11

13

В мастерской художников Гжели.

1

Приёмы росписи.

3/12

14

Маска, кто ты?

1

Техника монотипии.

10/12

15

Цвета радуги в новогоднем натюрморте.

1

Средства декоративной композиции.

17/12

16

Русь белокаменная.

1

Использование приема уподобления в аппликации, народной росписи

24/12

3 четверть (10 часов).

Цвета радости и печали.

17

Какого цвета снег?

1

Эмоциональная характеристика цвета.

14/01

18

Зимние забавы.

1

Приёмы работа с акварелью.

21/01

19

Искусство украшения изразцами русских храмов и печей.

1

Приёмы росписи.

28/01

20

Печка, печка расскажи сказку.

1

Приёмы росписи.

4/02

21

Русское поле.

1

Средства декоративной композиции.

11/02

22

  «А сама-то величава, выступает, будто пава...».

1

Средства декоративной композиции.

18/02

23

Сказки А. С. Пушкина в творчестве художников Палеха.

1

Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров.

25/02

24

Натюрморты с предметами старинного быта.

1

Средства декоративной композиции.

4/03

25

Передача радости и веселья в произведениях искусства.

1

Техника монотипии.

11/03

26

 Черный не только цвет печали

1

Эмоциональная характеристика цвета.

18/03

4 четверть (8 часов).

Разноцветные были и фантазии.

27

Космические фантазии.

1

1/04

28

 Весна разноцветная.

1

Техника монотипии.

8/04

29

 Игрушки- тарарушки/.

1

Приемы построения отдельных объектов и группы симметричных предметов с помощью оси симметрии и основных парных ориентиров.

15/04

30

Гостинец с весенней ярмарки.

1

Приемы работы раздельным удлиненным мазком.

22/04

31

Русское поле.

1

Средства декоративной композиции.

29/04

32

Братья наши меньшие.

1

Знать способы передачи в рисунке формы, пропорций, конструкции предмета.

6/05

33

Цветут цветы в орнаменте народов мира.

1

Приёмы росписи.

13/05

34

Город мастеров.

1

Приёмы росписи.

20/05

Итого: 34 часа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...