Рабочая программа по изобразительному искусству с 1-4кл.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству с 1-4 кл. по школе "России", соответствует требованиям ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo.docx80.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Ялымская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено:               Согласовано:                            Утверждено:

На педсовете               Зам.дир.по УВР                        Директор школы

Протокол №__            ______С.А.Семенова                 __________Н.И.Ерофеева

«___»___2012г            «___»___2012г                         «___»___2012г

Рабочая программа

по изобразительному искусству

1 -  4 класс

Учитель: Гладыш Ольга Юрьевна

с.Ялым 2012

.

Пояснительная записка

       Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство и художественный труд составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного 6 октября 2009 года №373, приказом ГлавУО Курганской области от 11.06.2008 № 1052 «Об утверждении новой редакции регионального базисного учебного плана для общебразовательных учреждений Курганской области, реализующих общеобразовательные программы общего образования» №1297 от 01.07.2009 года, планируемых результатов начального общего образования, авторской примерной программы по  изобразительному искусству и художественному труду и на основе УМК по изобразительному искусству и художественному труду, разработанным Б.М.Неменским, В.Г. Горяевым, Г.Е. Гуровой и др. 

   Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    

Общая характеристика учебного предмета

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место учебного предмета  в учебном плане

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, всего на курс — 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год (при 1 ч в неделю).

 

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

    Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

-уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

-понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

-сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

-сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

-умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

-умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

-овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

-овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

-использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

-знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

-знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

-понимание образной природы искусства;

-эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

-применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

-способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

-умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 

-усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

-умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

-способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  

-способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;

-умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

-освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

-овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 

-умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

-умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

-изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

-умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

-способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

-умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

-выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

-умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Учебно-тематический план

1 класс (33 ч)

Наименование разделов и тем

всего часов

1

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

8

2

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

3

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

11

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

5

Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе

1

Итого

33

2 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Чем и как работают художники

8

2

Реальность и фантазия

7

3

О чём говорит искусство

11

4

Как говорит искусство

8

Итого

34

3 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Искусство в твоём доме

8

2

Искусство на улицах твоего города

7

3

Художник и зрелище

10

4

Художник и музей

9

Итого

34

4 класс (34 ч)

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Истоки родного искусства

8

2

Древние города нашей Земли

7

3

Каждый народ — художник

11

4

Искусство объединяет народы

8

Итого

34

Содержание учебного курса

ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ

Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

Изображения всюду вокруг нас.

Мастер Изображения учит видеть.

Изображать можно пятном.

Изображать можно в объеме.

Изображать можно линией.

Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо.

Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

Мир полон украшений.

Красоту надо уметь замечать.

Узоры, которые создали люди.

Как украшает себя человек.

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

Постройки в нашей жизни.

Дома бывают разными.

Домики, которые построила природа.

Дом снаружи и внутри.

Строим город.

Все имеет свое строение.

Строим вещи.

Город, в котором мы живем (обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.

«Сказочная страна». Создание панно.

«Праздник весны». Конструирование из бумаги.

Урок любования. Умение видеть.

Здравствуй, лето!  (обобщение темы).

ИСКУССТВО И ТЫ

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

О чём говорит искусство

Выражение характера изображаемых животных.

Выражение характера человека в изображении: мужской образ.

Выражение характера человека в изображении: женский образ.

Образ человека и его характер, выраженный в объеме.

Изображение природы в различных состояниях.

Выражение характера человека через украшение.

Выражение намерений через украшение.

В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

Как говорит искусство

Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета.

Линия как средство выражения: ритм линий.

Линия как средство выражения: характер линий.

Ритм пятен как средство выражения.

Пропорции выражают характер.

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

Обобщающий урок года.

ИСКУССТВО  ВОКРУГ  НАС

Искусство в твоем доме

Твои игрушки придумал художник.

Посуда у тебя дома.

Мамин платок.

Обои и шторы в твоем доме.

Твои книжки.

Поздравительная открытка.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры — наследие веков.

Парки, скверы, бульвары.

Ажурные ограды.

Фонари на улицах и в парках.

Витрины магазинов.

Транспорт в городе.

Что делал художник на улицах моего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище

Художник в цирке.

Художник в театре.

Маски.

Театр кукол.

Афиша и плакат.

Праздник в городе.

Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).

Художник и музей

Музеи в жизни города.

Изобразительное искусство. Картина-пейзаж.

Картина-портрет.

Картина-натюрморт.

Картины исторические и бытовые.

Скульптура в музее и на улице.

Художественная выставка (обобщение темы).

КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли.

Гармония жилья с природой. Деревня — деревянный мир.

Образ красоты человека.

Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей Земли

Древнерусский город-крепость.

Древние соборы.

Древний город и его жители.

Древнерусские воины-защитники.

Города Русской земли.

Узорочье теремов.

Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна Восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.

Искусство народов гор и степей.

Образ художественной культуры Средней Азии.

Образ художественной культуры Древней Греции.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

Все народы воспевают материнство.

Все народы воспевают мудрость старости.

Сопереживание — великая тема искусства.

Герои, борцы и защитники.

Юность и надежды.

Искусство народов мира (обобщение темы).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

1 класс

№ п/п

Дата

Тема

Элементы

содержания

Виды учебной деятельности

Ты изобража

ешь. Знакомство с Мастером Изображе

ния (9 ч).

1.

Изображения всюду вокруг нас.

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».

Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.

Кабинет искусства — художественная мастерская. Мастер Изображения. Предмет «Изобразительное искусство». Художественная мастерская

Научится: составлять описательный рассказ; находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками

Познавательные:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

 

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2.

Мастер Изображения учит видеть.

Красота и разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма». Форма предмета. Гербарий

Научится: видеть различия в строении деревьев, форме листьев, цвете; собирать материал для гербария

3.

Изображать можно пятном.

 

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии при изображении на основе пятна.

Метафорический образ пятна в реальной жизни (мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и т. д.).

Пятно, иллюстрация.

Научится: определять линию горизонта; выявлять цветовое соотношение неба, земли; наблюдать за объектами живой и неживой природы

4.

Изображать можно в объеме. 

Объемные изображения.

Отличие изображения в пространстве от изображения на плоскости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объекты в природе. Пропорция

Научится: определять основные пропорции, характерные формы деревьев, жилых построек; обобщать наблюдения

5.

Изображать можно линией.

Знакомство с понятиями «линия» и «плоскость». Линии в природе. Линейные изображения на плоскости. Повествовательные возможности линии (линия — рассказчица). Линия.

Линейные иллюстрации. Графика. Фотография

Научится превращать произвольно сделанное краской и кистью пятно в изображение зверюшки

 Познавательные:

- находить и наблюдать линии и их ритм в природе;

- сравнивать цвет с вызываемыми им предметными ассоциациями (что бывает красным, желтым и т. д.),

-приводить примеры,

- осуществлять

возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков; объективно оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Коммуникативные:

последовательно и полно передавать партнерам информацию с помощью линейных изображений;

рефлексия своих действий; формулировать собственное мнение и позицию при изображении радости и грусти; учитывать разные мнения при обсуждении выставки, задавать вопросы по содержанию произведений художников (В. Васнецов, М. Врубель, Н. Рерих, В. Ван Гог и др.).

Регулятивные:

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий;

ориентация на образец и правило выполнения задания; формулировать и удерживать учебную задачу.

 Адекватная мотивация учебной деятельности.

Умение использовать адекватные выразит. средства при общении.

Умение участвовать в диалоге, вступать в общение с произведениями искусства, адекватно воспринимать произведения художников.

6.

Разноцветные краски.

 

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?). Краски.

Гуашь. Цвет

Научится превращать комок пластилина в птицу или зверушку способами вытягивания и вдавливания (работа  с пластилином)

7.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета. 

Цвет и краски

в произведениях художников

Научится делать линией рисунок на тему «Расскажи нам о себе»

8.

Разноцветные краски

Первоначальный опыт художественного творчества и опыт восприятия искусства. Восприятие детской изобразительной деятельности.

Цвет и краски в картинах художников.

Художественный музей. Произведение искусства. Картина. Скульптура.

Научится: рисовать то, что каждая краска напоминает; радоваться общению 
с красками

Художники и зрители (обобщение темы).

Научится: воспринимать произведения искусства; оценивать работы товарищей

                 Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)

1

Мир полон украшений.  Цветы.

Украшения в окружающей действительности. Разнообразие украшений (декор). Мастер Украшения учит любоваться красотой, развивать наблюдательность; он помогает сделать жизнь красивей; он учится у природы.

Цветы — украшение Земли. Разнообразие цветов, их форм, окраски, узорчатых деталей.

Научится: видеть украшения в окружающих предметах; украшать – разрисовывать цветы-заготовки 

Познавательные :

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2

Красоту надо уметь замечать

Научится: видеть красоту природы, многообразие узоров в природе; использовать новые художественные техники и материалы

3

Узоры на крыльях.

(Украшение крыльев бабочек)

Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть ее красоту. Яркая и неброская, тихая и неожиданная красота в природе.

Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе.

Симметрия, фантазийный узор.

Графические материалы, фантазийный графический узор (на крыльях бабочек, чешуйки рыбок и т. д.).

Выразительность фактуры. Соотношение пятна и линии.

Научится: рисовать бабочку крупно, на весь лист; делать симметричный узор на крыльях, передавая узорчатую красоту

Научится: видеть красоту разнообразных поверхностей; украшать рыбок узорами чешуи в технике монотипии Материал разной фактуры. Коллаж

4

Красивые рыбы.

5

Украшение птиц.

 

6

Узоры, которые создали люди.

Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орнаментов и их применение в предметном окружении человека.

Природные и изобразительные мотивы в орнаменте.

Образные и эмоциональные впечатления от орнаментов.

Научится: придумывать свой орнамент; образно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

7

Как украшает себя человек.

Украшения человека рассказывают о своем хозяине.

Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения.

Научится узнавать и изображать сказочных персонажей по свойственным им украшениям

 Регулятивные:

выделение и сохранение цели, заданной в виде образца, преобразование практической задачи в познавательную, в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи.

Познавательные:

построение рассуждений и

осуществления   поиска необходимой информации при создании несложных

новогодних

украшений из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы);

выделить и

выделить и соотнести деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений.

Коммуникативные:

адекватно использовать речь для планирования своей деятельности.

 Развитие этических чувств.

Умение участвовать в диалоге.

8

Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы)

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей темы.

Научится создавать праздничные украшения из цветной бумаги для новогодней елки

Ты стро

ишь Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)

1-2

Постройки в нашей жизни.

Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни.

Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую

Научится придумывать и изображать сказочный дом для себя

и своих друзей или сказочные дома героев детских книг

Познавательные УУД:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

Регулятивные: 

определять последовательность действий.

Познавательные: 

использовать знаково-символические средства для решения задачи. Коммуникативные: 

обращаться 
за помощью к учителю, одноклассникам

Регулятивные: 

концентрировать волю.

Познавательные:

 использовать общие приемы решения задач.

Коммуникативные:

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Регулятивные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

осуществлять поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

формировать собственное мнение

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Уважительное отношение к иному мнению

Навыки сотрудничества

Уважительное отношение к культуре, доброжелательность

Навыки сотрудничества

3

Дома бывают разными

Многообразие архитектурных построек и их назначение.

Соотношение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.

Научится: видеть домики в любом предмете; изображать сказочные домики 
в форме различных предметов

4

Домики, которые построила природа.

Природные постройки и конструкции.

Многообразие природных построек, их формы и конструкции.

Мастер Постройки учится у природы, постигая формы и конструкции природных домиков.

Соотношение форм и их пропорций.

Научится изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри

5

Какие можно придумать дома.

Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей

6

Дом снаружи и внутри.

Соотношение и взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

Назначение дома и его внешний вид.

Внутреннее устройство дома, его наполнение. Красота и удобство дома.

Обучающиеся научатся Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома.

 

7

Строим город

Конструирование игрового города.

Мастер Постройки помогает придумать город. Архитектор.

Роль конструктивной фантазии и наблюдательности в работе архитектора. Архитектура. Архитектор. Художник-архитектор

Научится строить домик путем складывания бумажного цилиндра, его сгибания и добавления необходимых частей

8

Все имеет свое строение.

Конструкция предмета.

Любое изображение —  взаимодействие нескольких простых геометрических форм. Конструкция

(построение) предмета

Научится создавать из простых геометрических форм изображения животных

в технике аппликации.

9

Строим вещи.

Конструирование предметов быта.

Как наши вещи становятся красивыми и удобными? Дизайнер. Предметы дизайна

Научится конструировать из бумаги упаковки 
и украшать их, производя правильных порядок учебных действий

10-11

Город, в котором мы живем (обобщение темы)

Памятники архитектуры. Образ города

Создание образа города. Разнообразие городских построек. Малые архитектурные формы, деревья в городе.

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

Научится: создавать работу  по впечатлению после экскурсии; описывать архитектурные впечатления 

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)

1

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны».

Изображение. Украшение. Постройка

Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, последовательность создания  произведения; у каждого своя социальная функция.

В конкретной работе один из Мастеров всегда главный, он определяет назначение работы.

 Научатся смотреть и обсуждать рисунки, скульптуры, выделяя  в них работу каждого из Мастеров 

Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

Познавательные УУД:

овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные УУД:

- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

владеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

Регулятивные УУД:

уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

- уметь организовать место занятий.

- Уважительно относиться к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- понимать роли культуры и  искусства в жизни человека;

- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;

- иметь эстетическую потребность в общении с  природой, в творческом  отношении к окружающему миру,  в самостоятельной практической творческой деятельности;

- уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

- уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

2

«Сказочная страна». Создание панно.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. 

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

Научится: создавать изображение на заданную тему; самостоятельно подбирать материал для работы

3

Разноцветные жуки

Разновидности жуков

Научится: создавать коллективную работу; определять, что в работе было постройкой, украшением, изображением

4

 Времена года. Весенний пейзаж. Пейзаж. Настроение

в рисунке

Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты.

Научится: выявлять изменения  в природе с приходом весны; изображать пейзаж на заданную тему 

Научится: самостоятельно выделять этапы работы; определять художественные задачи и художественные средства

5.

Здравствуй, лето! (обобщение темы)

 

Красота природы восхищает людей, ее воспевают в своих произведениях художники.

Образ лета в творчестве российских художников.

Картина и скульптура. Репродукция.

Научится: рассматривать произведения известных художников: картины и скульптуры; создавать композицию по впечатлениям от летней природы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 класс

№ п/п

Система уроков

Педагогические средства

Вид

деятельности

учащихся

Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения

Информационно-методическое обеспечение

Компетенции

Учебно-познавательная

Информационно-коммуникативная

Базовый уровень

Продвинутый уровень

1

Три основные

краски,

строящие

многоцветие

мира

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра

Индивидуальная, изображение цветов(без предварительного рисунка) по памяти и впечатлению

Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета;

-        применять первичные живо
писные навыки;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по памяти и впе
чатлению.
Продуктивный (СП, К)

Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение

Стихотворения и загадки о цветах; игра-упражнение «Два в одном»

2

Пять красок -все богатство цвета и тона

Рассказ, беседа, демонстрация наглядных пособий, цветовой круг, игра

Индивидуальная, изображение природных стихий крупными кистями без предварительного рисунка

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:

-        различать основные и состав
ные цвета и смешивать их с бе
лой и черной краской;

-        использовать художественные
материалы (гуашь) и применять
их в живописи по воображению;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(И. И. Левитан).

Творческий (ЛС, СП, К)

Развитие композиционного мышления и воображения, навыков построения композиции. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников

Стихотворения И. Бунина; игра-упражнение «Осенняя палитра»

Продолжение табл.

3

Пастель и цветные мелки, акварель; их выразительные возможности

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ, беседа, показ презентации, демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуальная, изображение осеннего леса (по памяти и впечатлению)

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж.

Уметь использовать художественные материалы (акварель) в живописи по памяти и впечат- . лению. Творческий (ЛС, СП, К)

Овладение навыками построения композиции, создания творческих работ на основе собственного замысла, использования художественных материалов (пастель, мелки). Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, адекватно воспринимать произведения художников

Игра-упражнение «Живая клякса»

4

Выразительные возможности аппликации

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, показ презентации демонстрация наглядных пособий, игра

Парная, создание    аппликации  «Осенний листопад»    по памяти и впечатлению

Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись, декоратив
но-прикладное творчество);

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (К, СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать технику аппликации. Творческий (ЛС)

Ф. И. Тютчев «Листья»

5

Выразительные возможности графических материалов

Продуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа,

демонстрация наглядных пособий, игра

Индивидуально-коллективная, изображение зимнего леса (по памяти и впечатлению), коллективная композиция фриз

Знать вид изобразительного искусства - графика. Уметь:

-        сравнивать различные виды
изобразительного искусства
(графика, живопись);

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти и впечат
лению).

Продуктивный (СП)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью линии, использовать художественные материалы (тушь, уголь). Творческий (ЛС)

Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства

М. Пришвин «Рассказы о природе», К. Паустовский «Первый снег», В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 67

Продолжение табл.

6

Выразительность материалов для работы в объеме

Репродуктивная, игровая

Беседа,

демонстрация,

игра

Индивидуальная, лепка животных родного края по впечатлению

Знать о скульптуре как виде изобразительного искусства, особенности ее восприятия. Уметь выполнять работы по лепке животных и птиц в объеме. Продуктивный (СП, К)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умение применять технологию лепки из одного куска путем вытягивания и вдавливания. Творческий (ЛС)

Умение адекватно воспринимать скульптурные произведения

В. Бианки. Рассказы о животных; игра-упражнение «Пластилиновая угадайка»

7

Выразительные возможности бумаги

Репродуктивная

Беседа,

демонстрация, технологические карты, макеты

Групповая, коллективная, конструирование игровой площадки

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, навыки конструктивной работы с бумагой, конструктивной фантазии и наблюдательности. Творческий (К, Р)

Умение использовать в индивидуальной и коллективной деятельности технику бумажной пластики. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, выполнять работы в смешанной технике (конструирование, аппликация, макетирование)

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

8

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы)

Репродуктивная, частично-поисковая

Беседа, демонстрация

Индивидуальная, изображение ночного праздничного города с помощью «неожиданных» материалов (серпантин, конфетти и т. д.) на фоне темной бумаги

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в творческих работах, навы
ки работы с «неожиданными»
материалами, конструктивной
фантазии и наблюдательности;

-        выполнять живописные
упражнения.
Творческий (К, Р)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью композиции и материала, использовать «неожиданные» материалы в декоративных работах. Творческий (СП, ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства в творческой работе

С. Баруздин «Салют»

Продолжение табл.

Р а з д е л 2. РЕАЛЬНОСТЬ И ФАНТАЗИЯ (7 часов)

Цель: ознакомить детей с тремя сферами художественной деятельности - изображением, украшением и постройкой.

9

Изображение и реальность

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Беседа, упражнения, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение животных или зверей

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи (по памяти).
Продуктивный (СП)

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий (Р)

Умение

использовать

адекватные

выразительные

средства

в творческой

работе

В. Бианки. Рассказы о животных; загадки

10

Изображение и фантазия

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение сказочных, несуществующих животных

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в рисунке (по воображению).
Продуктивный (СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства в рисунке

Мифы, сказки, былины

11

Украшение и реальность

Объясни-тельно-иллюст-ративная, продуктивная

Беседа, демонстрация, наглядные пособия

Индивидуальная, изображение паутинок с росой и веточками деревьев

Уметь:

-        применять средство художест
венной выразительности (линия)
в рисунке (по памяти);

-        понимать «язык» украшений.
Творческий (ЛС)

Умение строить композиции, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий (СП)

Умение участвовать в диалоге

12

Украшение и фантазия

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, наглядные пособия, игра

Индивидуальная, украшение закладки для книги узором заданной формы

Уметь применять основные средства художественной выразительности при изображении орнамента. Продуктивный (СП, К)

Умение применять знания об орнаменте: ритм, цвет, семантика элементов, использовать художественные материалы (ге-левая ручка). Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Игра-упражнение «Крестики-нолики»

Продолжение табл.

13

Постройка и реальность

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, рассказ, демонстрация

Индивидуально-коллективная, конструирование из бумаги подводного мира

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на-
бл юдател ьности.
Продуктивный (Р, К)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Различные пособия по бумаго-пластике. Н. Докучаева «Мастерим бумажный мир»

14

Постройка и фантазия

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, демонстрация, макеты

Индивидуальная, групповая, конструирование фантастического города

Уметь:

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах;

-        использовать навыки конст
руктивной работы с бумагой,
конструктивной фантазии и на
блюдательности.
Продуктивный (Р, К)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Фрагменты сказок с описанием фантастических зданий. В. И. Коляки-на «Методика организации уроков коллективного творчества», с. 116

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Репродуктивная, объясни-тельно-иллю-стратив-ная, игровая

Беседа, демонстрация, технологические карты, наглядные пособия

Индивидуальная, конструирование (моделирование) и украшение елочных игрушек

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага) и технику
бумагопластики;

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных и конструк
тивных работах.
Продуктивный (СП)

Умение выбрать и применить выразительные средства для реализации собственного замысла в художественном изделии. Творческий (ЛС)

Умение вступать в общение друг с другом

Стихотворения, посвященные новогоднему празднику, фрагменты из балета

П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Продолжение табл.

Р а з д е л 3. О ЧЕМ ГОВОРИТ ИСКУССТВО (11 часов)

Цель: развивать способности воспринимать оттенки чувств и выражать их в практической работе.

16

Выражение характера изображаемых животных

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная, игровая

Рассказ беседа, показ презентации наглядные пособия, игра

Индивидуальная, изображение животных веселых, стремительных, угрожающих

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти живописи (по воображению).
Продуктивный (К, СП)

Умение решать творческие задачи на уровне импровизаций. Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Фрагменты сказки Р. Киплинга «Маугли»; игра-пантомима «Чудесные превращения»

17

Выражение характера человека в изображении; мужской образ

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, наглядные материалы, демонстрация

Индивидуальная, изображение доброго и злого воина

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин) Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салта-не...»; отрывки из былин

18

i

Выражение характера человека в изображении; женский образ

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Индивидуальная, изображение противоположных по характеру сказочных образов

Знать жанры изобразительного искусства - портрет. Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, мелки);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в живописи;

-        узнавать отдельные произведе
ния выдающихся художников
(В. М. Васнецов).
Творческий (СП, ЦО)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использовать художественные материалы (мелки), узнавать отдельные произведения выдающихся художников (М. Врубель, И. Билибин). Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге, выбирать и использовать адекватные выразительные средства

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

Продолжение табл.

19

Образ человека и его характер, выраженный в объеме

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, упражнения, демонстрация

Индивидуальная, создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером

Знать вид произведений изобразительного искусства - скульптура.

Уметь сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, скульптуры). Продуктивный (СП)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления, умения использовать художественные материалы (пластилин). Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

20

Изображение природы в разных состояниях

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, показ презентации демонстрация

Индивидуальная, изображение контрастных состояний природы

Знать жанр произведений изобразительного искусства - пейзаж. Уметь:

-        различать и применять теплые
и холодные цвета,

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

Умение передавать настроение в творческой работе с помощью цвета и композиции, узнавать отдельные произведения выдающихся художников (И. Айвазовский). Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства, адекватно воспринимать художественные произведения

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; отрывки из произведения с описанием природы

21

Человек и его украшения. Выражение характера человека через украшения

Репродуктивная, объявитель но-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, наглядные пособия

Индивидуальная, украшение вырезанных из бумаги богатырских доспехов, кокошников заданной формы

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в декоративных работах.
Творческий (ЛС, СП)

Умение создавать творческие работы на основе собственного замысла. Исследовательский (ЦО)

Умение участвовать в диалоге, использовать источники информации

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; отрывки из былин

22

Выражение намерений через украшение. «Морской бой Сал-тана и пиратов»

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

наглядные

пособия

Коллективно-индивидуальная, украшение двух противоположных по намерениям сказочных флотов

Уметь

-        различать и применять теплые
и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Продуктивный (СП)

Умение построить композицию, формулировать собственный замысел. Творческий (К, ЛС)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»; Н. Рерих «Заморские гости»; другие иллюстрации

Продолжение табл.

23 - 24

Образ здания и его назначение

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, частично-поисковая

Рассказ, беседа, наглядные пособия, технологические карты, макеты

Индивидуальная, конструирование здания с определенным образом

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах. Продуктивный (СП)

Развитие художественного объемно-пространственного мышления. Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

25 - 26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение

Игровая

Ролевая игра «Мы художники и зрители»

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Исследовательский (ЦО, Р, К)

Умение вступать в общение друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге

Р а з д е л 4. КАК ГОВОРИТ ИСКУССТВО (8 часов)

Цель: ознакомить со средствами образной выразительности в изобразительном искусстве.

27

Цвет как средство выражения: «теплые» и «холодные» цвета

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, беседа, демонстрация, пособие по цветоведе-нию

Индивидуальная, изображение угасающего костра

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь).
Репродуктивный (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Э. Григ «Утро» (фрагмент из сюиты «Пер Гюнт»); А. Глазунов. Фантазии

28

Цвет как

средство

выражения:

«тихие»

(«глухие»)

и «звонкие»

цвета

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Рассказ, демонстрация, пособие по цветоведению

Индивидуальная, изображение Солнечного города или царства Снежной королевы

Уметь:

-        различать основные и состав
ные, теплые и холодные цвета;

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительности
в живописи (по воображению).
Творческий (СП, Р)

Развитие композиционного мышления и воображения. Творческий (ЛС)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Отрывки из сказок Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» и Г. X. Андерсена «Снежная королева»

29

Линия как средство выражения: ритм линий

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ,

беседа,

наглядные

пособия,

демонстрация

Индивидуальная, изображение весенних ручьев

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности (линия) в живописи. Продуктивный (СП)

Умение построения композиции. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

М. Пришвин «Лесной ручей»; А. Арен-ский «Лесной ручей», «Прелюдия»

Окончание табл.

30

Линия как средство выражения: характер линий

Объясни-тельно-иллюстра-тивная, продуктивная

Беседа,

наглядные

пособия

Индивидуальная, парная, изображение ветки с определенным характером и настроением

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти (линия) в живописи.
Продуктивный (К, СП)

Умение построения композиции. Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

Японские

трехстишия

(хокку)

31

Ритм пятен как средство выражения

Объясни-

тельно-

иллюстра-

тивная,

поисковая

Рассказ, упражнения, наглядные и методические пособия

Парная, ритмическое расположение летящих птиц на плоскости

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти (пятно) в творческой работе
Продуктивный (К, СП)

Умение построения композиции. Творческий (ЛС)

Фрагменты произведений с ярко выраженной ритмической организацией

32

Пропорции

выражают

характер

Репродуктивная, объясни-тельно-иллюстра-тивная

Рассказ, наглядные пособия, демонстрация

Индивидуальная, конструирование птиц с разным характером пропорций

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (бумага);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в конструктивных работах.
Продуктивный (К, СП)

Уметь передавать настроение в творческой работе с помощью конструирования. Творческий (ЛС, СП)

Умение выбирать и использовать адекватные выразительные средства

Пособия по

бумагопла-

стике.

Н. Докучаева

«Мастерим

бумажный

мир»

33

Ритм линий и пятен, цвет, пропорции -средства выразительности

Продуктивная

Беседа,

наглядные

пособия

Коллективная, создание панно «Весна. Шум птиц»

Уметь:

-        использовать художественные
материалы (гуашь, акварель);

-        применять основные средства
художественной выразительно
сти в творческой работе.
Творческий (К, СП)

Умение построения композиции, использования художественных материалов (восковых мелков). Творческий (ЛС)

Умение участвовать в диалоге

34

Обобщающий урок года

Игровая

Ролевая игра-беседа «Мы художники и зрители»

Выставка

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства). Творческий (СП, ЦО)

Умение анализировать результаты сравнения. Исследовательский (ЛС, К)

Умение участвовать в диалоге, вступать в общение друг с другом по поводу отношения к искусству

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция).

1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).

2. Методические пособия и книги для учителя.

3. Методические журналы по искусству.

4. Учебно-наглядные пособия.

5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

6. Альбомы по искусству.

7. Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

8. Научно-популярная литература по искусству.

2. Печатные пособия.

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

1. Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, обучающие программы по предмету.

2. Электронные библиотеки по искусству.

4. Технические средства обучения.

1. Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2. Экспозиционный экран.

3. Персональный ноутбук.

4. Образовательные ресурсы (диски).

5. Учебно-практическое оборудование.

1. Краски акварельные, гуашевые.

2. Тушь.

3. Бумага А4.

4. Бумага цветная.

5. Фломастеры.

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

9. Пластилин.

10. Клей.

11. Ножницы.

6. Модели и натурный фонд.

1. Муляжи фруктов и овощей.

2. Гербарии.

3. Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

4. Гипсовые геометрические тела.

5. Керамические изделия.

6. Предметы быта.

7. Оборудование класса.

1. Ученические столы двухместные с комплектом стульев.

2. Стол учительский с тумбой.

3. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

4. Стенды для вывешивания иллюстративного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...