Урок изобразительного искусства "Материнство".
методическая разработка (изобразительное искусство, 3 класс) на тему

 

«Больше чем когда бы то ни было мы обязаны думать сейчас о том, что вкла­дываем в душу человека». 

                                                                                                                     В.А. Сухомлинский.

 

Актуальность опыта.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни являются важнейшей составляющей развития общества и государства. Формирование личности детей и подростков в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» внесла свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.

            А каков должен быть плод нашего воспитания?  Каким мы видим нашего ученика?  Это человек, отличающийся высокой образованностью,  представляющий собой духовно-нравственную личность, подготовленную к полноценной жизнедеятельности, социально-активную, знающую свои способности и возможности для самоопределения и самореализации.    

  Духовно-нравственное  воспитание учащихся  - сложный и многогранный процесс. Приоритетным направлением на пути духовно-нравственного просвещения и воспитания является приобщение учащихся к духовному потенциалу русской культуры, включение учащихся в общественную, патриотическую, учебную, трудовую деятельность.

         В системе воспитания школьников в мире возникает противоречие между  традиционными методами и формами работы по формированию духовно-нравственных качеств учащихся и современной системой обучения, которая сводит самостоятельность ребёнка к нулю. Если в предыдущие десятилетия перед подрастающим поколением стояли определённые цели, поставленные государством, то в современном мире  детям трудно определить чёткую грань между добром и злом, между истинными, непреходящими человеческими ценностями и навязываемой иностранной идеологией.  Поэтому задача педагога сводится к тому, чтобы помочь детям выбрать правильный жизненный путь, помочь в выборе  духовно-нравственных ориентиров, которые не смогут отменить ни широкий размах науки и техники, ни современные технологии.

  Помочь школьнику увидеть прекрасное в природе, во взаимоотношениях людей, их трудовой деятельности, воспитать, прежде всего, Человека – главная задача педагога. Многостороннее развитие личности на современном этапе предусматривает гармоническое, пропорциональное становление всех духовных сил и способностей человека (моральных, нравственных, духовных), а также национального самосознания, высокого гражданского сознания, цельного научного мировоззрения. Духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в процессе обучения и воспитания постоянно, как в учебном заведении, так и в семье.

 На школьной практике не могло не сказаться и то, что в современном обществе почти отсутствуют важнейшие механизмы  отношений человека к окружающему миру и к самому себе: представления о добродетели, чувстве совести, стыда, самооценке, приоритете семьи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по изобразительному искусству в 2 классе.

Тема: «Материнство»

Цель для учителя: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию.

Цели: ученики должны:

- уметь рисовать портрет;

- знать, что такое портрет, типы портретов;

- учиться быть милосердными, любить и уважать своих близких;

Оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор, экран, таблицы.

                                                      Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

І. Организационный момент.

Слайд №1.

- С каким настроением вы сегодня шли в школу?

- Я тоже сегодня шла на работу с хорошим настроением.

- Сегодня на уроке изобразительного искусства я желаю вам новых и интересных открытий.



Проверяют готовность к уроку

ІІ. Тема урока.

Есть в природе знак святой и вещий,

Ярко обозначенный  в веках!

Самая прекрасная из женщин –

Женщина с ребёнком на руках.

- В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства близка каждому человеку.

 - Сегодня наш урок изобразительного искусства пройдёт по теме: «Материнство».

Слайд №2.












ІІІ. Беседа.

- Кто знает, кто является символом материнства у христиан?

-Как вы думаете, а нужна ли человечеству вера в Бога?

- Когда мы заходим в храм, мы видим множество красивых икон. А знаете ли вы, что каждая икона написана по строгим правилам, а каждый цвет, используемый кистью художника, имеет особое значение. У меня на доске шесть цветов, на обратной стороне написано, что символизирует каждый цвет.

Синий цвет – цвет неба и печали.

Золото – символ святости, Божественный цвет.

Белый – цвет рая, чистоты.

Зелёный – цвет весны, жизни и надежды.

Голубой – цвет неба и вечной истины.

Красный – цвет крови, подвига.

Слайд №3.

-Перед вами один из самых древних и прекрасных образов материнства – икона «Владимирская Богоматерь», написанная в XІІ веке.

(Звучит песнь Богородице Дева)

Слайд №4.

«Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!»

Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. Богородица является символом материнства на Земле и духовной матерью каждого из нас.

Слайд №5

Существует великое множество икон Пресвятой Богородицы, через которые она и раньше, и поныне являла и являет великие чудеса и милости. Церковь чтит около 800 образов Пресвятой Девы Марии.

- А сейчас я хочу вам показать икону Богородицы, которую написала член творческого союза художников России Иваничкина Татьяна Георгиевна.



Богородица


ответы детей









дети выходят к доске и читают, что символизирует каждый цвет


































ІΥ. Постановка цели урока.

- Мы познакомились с символом материнства христиан, но у каждого человека есть самый дорогой и любимый человек – это мама.

- Сегодня на уроке мы с вами будем рисовать портрет мамы или бабушки.

Υ. Работа над новым материалом.

Давайте познакомимся с  видом изобразительного искусства - портрет. В этом мне помогут ребята, которые готовились к уроку заранее.

Что такое портрет? Рассказвает подготовленный ученик




- Где и когда зародился портретный жанр?


Какие бывают типы портретов?

Слайд№ 6,7,8,9.






Портрет – отдельное художественное произведение, изображающее конкретного человека или группу людей.


- Портретный жанр появился около 27 тыс. лет назад в Древнем Египте.

ΥІ. Постановка учебной задачи и практическая работа.

 - Задумайтесь и представьте себе лицо своей мамы, бабушки. Загляните в её глаза прямо сейчас, в своём воображении. Переверните альбомный лист и скажите, какой тип портрета мы с вами будем сегодня рисовать?

- Сегодня портрет будем рисовать карандашом, а на следующем уроке будем выполнять рисунок в цвете.

- Нарисовать портрет вам помогут таблицы, которые вы видите на доске.

- Теперь нарисуйте маму или бабушку. Главное не внешнее сходство. Главное – попытаться передать в рисунке свои чувства.

Слайд №10. (клипы «Мама», «Как прекрасен этот мир»)









портрет головы

ΥІІ. Итог урока.

(выставка детских работ)

- Что сегодня нового для себя открыли на уроке?

Мне бы хотелось закончить наш урок пятой Божьей заповедью, которая записана в священной книге – Библии.

Слайд №11.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…». Этой Заповедью Бог учит почитать своих родителей, уважать их и любить, помогать и заботиться о них. Неуважение к родителям есть великий грех.

На этом наш урок изобразительного искусства закончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок изобразительного искусства

Слайд 2

Тема урока: «Материнство»

Слайд 3

Икона «Владимирская Богоматерь» X ІІ век

Слайд 4

Так обращается каждая мама к Царице Небесной, Пресвятой Богородице, Матери Бога нашего Иисуса Христа. «Пресвятая, Богородица, защити моего ребёнка, помоги ему, молю Тебя!»

Слайд 5

Существует великое множество икон Пресвятой Богородицы, через которые Она и раньше, и поныне являла и являет великие чудеса и милости. Церковь чтит около 800 образов Пресвятой Девы Марии.

Слайд 6

Какие бывают типы портретов? Погрудный портрет.

Слайд 7

Какие бывают типы портретов? Портреты во весь рост

Слайд 8

Какие бывают типы портретов? Портреты головы.

Слайд 9

Какие бывают типы портретов? Портреты по пояс.

Слайд 10

Мама Мир

Слайд 11

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле…»

Слайд 12

Используемая литература: Картинки и клипы из ресурсов Интернета Поселянин Е. Земная жизнь Богоматери Стародубцев О.В. Церковное искусство Русской Церкви с крещения до наших дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства в 4 классе "Изучаем азбуку изобразительного искусства.Рисуем с натуры коробку".

Данная презентация содержит теоретический материал по теме и образцы поэтапного рисования коробки....

Презентация к уроку изобразительного искусства. "Жанр изобразительного искусства Портрет"

Портрет В изобразительном искусстве  — это самостоятельный жанр, целью которого является отображение визуальных характеристик модели. «На портрете изображается внешний облик...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Платок для мамы", 3 класс, (УМК "Изобразительное искусство", Б. М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Платок для мамы»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования у учащи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Старинное вышитое полотенце», 3 класс, УМК "Изобразительное искусство", автор Б.М. Неменский

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока «Старинное вышитое полотенце»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования п...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Музей в жизни в города", 3 класс (УМК "Изобразительное искусство" Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема урока: «Музеи в жизни города»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условия для формирования у обуча...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Весенний пейзаж", 1 урок, 3 класс (УМК "Изобразительное искусство", Б.М. Неменский)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВОТема урока: «Весенний пейзаж»Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: создание условий для раскрытия творческого поте...