Рабочая программа по ИЗО 2 класс "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа по ИЗО 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_2_klass.docx35.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ №650

_______________Кульгина Р.Я

«___» ___________ 2013г

Календарно-тематическое планирование

ИЗО

2 Б класс

34 часа, 1 час в неделю

Рабочая программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

      Авторы программы О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы /Под научн.ред. Д.И.Фельдштеина М.: Баласс, 2011.

Учебник. для  2-го класса.   Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012» ( авторы О.А.Куревина,  Е.Д.Ковалевская)   

                             

Учитель : Игнатьева С.А.

2013-2014 уч.год

ГБОУ СОШ №650

г. Москва

  1. Пояснительная записка

      Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

      Авторы программы О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы /Под научн.ред. Д.И.Фельдштеина М.: Баласс, 2011.

В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.

Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так-же умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир. Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально.

II. Общая характеристика учебного предмета

Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.

Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.

Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.

Особенности курса

1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.

2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.

Основной способ получения знаний – деятельностный подход.

Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.

В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.

3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.

4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.

5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и  умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается  1 час в неделю (34 часа в год).

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

2-й класс

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

• понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура,рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;• уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:

• учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

• учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

• рисования цветными карандашами;

• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);

• аппликации;

• гравюры;

• построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными красками;

• работы гуашевыми красками.

4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:

• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

• графика (иллюстрация);

• народные промыслы (городецкая роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительногоискусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).

6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.

VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Изобразительное искусство».

Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по изобразительному искусству издательства «Баласс».

Для ученика:

  • О.А.Куревина,  Е.Д.Ковалевская. Учебники для  2-го класса.   Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
  • О.А.Куревина,  Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» для 2-го класса.  – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.

Календарно – тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство»

2 класс

Дата

Ч

ТЕМА

Стр.

учебника

Стр.

тетради

Основные виды учебной деятельности

учащихся: (Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне

1

1

Основные художественно-эстетические понятия

Виды изобразительной деятельности: архитектура,

скульптура, живопись, графика.

«Бабочка – красавица».

4-7

2,3

Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях (Н).

2

1

Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов.

«Цветочный луг». Работа с симметричной фигурой. Перенос рисунка по клеточкам.

 Рисуем  цветными карандашами.

8-9

4,5

Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н).

Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов.

Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П).

Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н).

Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов.

Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П).

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н).

Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения.

3

1

 Аппликация.

Панно «Цветочный луг». Работа с симметричной фигурой.

10-11

4,5

4

1

Музей искусств.  Обрамление картины.

«Портрет в подарок». Оформление портрета.

12-13

5,7

5

1

Т р е т ь я к о в с к а я галерея «Портрет в подарок». Оформление портрета.

14-15

5,7

6

1

Иллюстрация.

«Портрет класса».  Работа с симметричной фигурой.

16

8,9

7

1

Набросок. Композиция.

«Наши  меньшие друзья». Рисование животных.

17

10,11

8

1

Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Рисование животных.

18,19

12,13

9

1

«Гравюра». Изучение различных способов передачи фактуры в графике.

20

14

Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии.

Выполнить графическую иллюстрацию.

Понимать важность зарисовок с натуры (Н). Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера (П).

 Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию

своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг» (П).

10

1

«Гравюра». Изучение различных способов передачи фактуры в графике. Из истории гравюры.

21

15

11

1

Русский лубок и его выразительные средства.

 Рисунок. Штриховка. Иллюстрация.

«Карандаш – волшебник». Работа простым карандашом.

22- 25

16,17

12

1

«Натюрморт». Рисунок простого натюрморта с натуры.

26,27

18

13

1

«Натюрморт». Рисунок простого натюрморта с натуры.

28,29

19

14

1

Развиваем наблюдательность.

«Мой пушистый друг». Рисование животных.

15

1

Основы композиции

«Мой пушистый друг». Рисование животных. Коллективная работа.

28,29

19

16

1

«Украшаем ёлку».  Изготовление ёлочных игрушек.

-

22,23

17

1

«Новогодняя открытка». Изготовление фигур Деда Мороза и Снегурочки.

-

24,25

18

1

Растительный орнамент. «Городецкая роспись». Выполнение элементов городецкой росписи.

36, 37

26,27

Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать (Н). Ответить на вопросы на стр. 32–33 учебника (Н).

Уметь выполнять элементы городецкой росписи.

Уметь создавать из элементов городецкой росписи.

19

1

Композиция орнамента. «Расписная тарелка».  Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи.

34,35

28,29

20

1

«Расписная тарелка». Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи.

34,35

28,29

21

1

«Поздравляем мужчин».  

Изготовление открытки-сувенира.

-

30,31

22

1

«Рождение орнамента». Создание элементов растительного орнамента на основе любого растения.

38-39

32,33

23

1

«Лоскутное одеяло». Повторение темы «Орнамент».

38,39

34,35

24

1

«Чудеса акварели».  Изучение возможностей акварели.

42

36,37

Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова - Мусатова.

Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг).

25

1

«Чудеса акварели». Акварельный пейзаж.

43

36,37

26

1

Колорит – душа живописи. «Цветущий сад».  Использование смешанной техники: акварель, гуашь, фломастеры, аппликация.

44-47

38,39

Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н)

Написать натюрморт с цветами (в технике по сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П).

Расширить представление о бытовой

живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой (Н). Рассказывать о живописных работах с

использованием ранее изученных терминов и понятий.

Составить рассказ по картине Ф. Решетникова (Н).

По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку (П). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему.

27

1

«Морские жители». Углубление опыта использования смешанной техники.

-

40,41

28

1

«Весна пришла». Знакомство с живописным пейзажем.

Бытовая живопись.

48-51

42,43

29

1

«С Днём Победы!» праздничная открытка.

-

44,45

30

1

«С Днём Победы!» праздничная открытка.

-

44,45

31

1

Из истории развития искусства

«В долине Нила».

 Знакомство с элементами культуры Древнего Египта.

52,53

46,47

Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь  представление об искусстве Древнего Египта (Н).

Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа.

32

1

«В долине Нила».

 Древнеегипетский рельеф.

54,55

46,47

33

1

«Египетские письмена». Коллективная работа.

54,55

48,49

34

1

Обобщение материала. Выставка лучших работ.

56,57

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике УМК 2100 2 класс.

Рабочая программа по математике разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа создана по учебнику Л.Г. Петерсон....

Рабочая программа по математике (Школа-2100)

В Рабочую программу входит Пояснительныя записка, тематическое, поурочное планирование, планируемые предметные результаты....

Рабочие программы по УМК "Школа 2100"

Рабочие программы по основным предметам по УМК "2100" для 1 класса...

Рабочие программы по УМК "Школа 2100"

Представлены рабочие программы по УМК "Школа2100" по труду,русскому языку(обучение грамоте и р.я)...

Рабочие программы 1 класс Школа 2100

УМК Школа 2100 рабочие программы...