Рабочая программа по ИЗО 2 класс "Школа 2100"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Рабочая программа по ИЗО 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_2_klass.docx | 35.22 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор ГБОУ СОШ №650
_______________Кульгина Р.Я
«___» ___________ 2013г
Календарно-тематическое планирование
ИЗО
2 Б класс
34 часа, 1 час в неделю
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Авторы программы О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы /Под научн.ред. Д.И.Фельдштеина М.: Баласс, 2011.
Учебник. для 2-го класса. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012» ( авторы О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская)
Учитель : Игнатьева С.А.
2013-2014 уч.год
ГБОУ СОШ №650
г. Москва
- Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Авторы программы О.А.Куревина, Е.Д. Ковалевская. Образовательная система «Школа 2100». Примерная основная образовательная программа. Книга 2. Программы отдельных предметов, курсов для начальной школы /Под научн.ред. Д.И.Фельдштеина М.: Баласс, 2011.
В процессе обучения детей в начальной школе решаются важнейшие задачи образования (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции). Безусловно, каждый предмет имеет свою специфику. Очень важную роль в процессе развития и воспитания личности играет предмет «Изобразительное искусство», так как он нацелен на формирование образного мышления и творческого потенциала детей, на развитие у них эмоционально-ценностного отношения к миру.
Одной из важнейших задач образования в начальной школе является формирование функционально грамотной личности, обладающей не только предметными, но и универсальными знаниями и умениями. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, в том числе и через приобщение детей к художественной культуре, обучение их умению видеть прекрасное в жизни и искусстве, эмоционально воспринимать произведения искусства и грамотно формулировать своё мнение о них, а так-же умению пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни и в проектной деятельности (как индивидуальной, так и коллективной). Эти навыки и умения, безусловно, обогащают внутренний мир учащихся, существенно расширяют их кругозор и дают им возможность более осознанно и цельно постигать окружающий мир. Теория искусства изучается в учебниках с позиции возможности её последующего применения в творческих работах, которые могут быть выполнены различными материалами, на разных уровнях сложности, в группах или индивидуально.
II. Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати - двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
Особенности курса
1) Сочетание иллюстративного материала с познавательным и с ориентированным на практические занятия в области овладения первичными навыками художественной и изобразительной деятельности.
2) Последовательность, единство и взаимосвязь теоретических и практических заданий.
Основной способ получения знаний – деятельностный подход.
Чрезвычайно важно, чтобы ребёнок понимал значение технологии выполнения творческих работ, мог в дальнейшем самостоятельно построить алгоритм выполнения аналогичных заданий. Это способствует возникновению навыка осмысления и закрепления своего опыта. Таким образом школьник может научиться делать любое новое дело, самостоятельно осваивая его.
В результате изучения предлагаемого курса у учащихся складывается представление о структуре изобразительного искусства и его месте в жизни современного человека, одновременно развивается эмоционально-образное восприятие мира и предметов искусства, возникает потребность в творческой деятельности и уверенность в своих силах, воспитывается эстетический вкус и понимание гармонии.
3) Творческая направленность заданий, их разнообразие, учёт индивидуальности ученика, дифференциация по уровням выполнения, опора на проектную деятельность.
4) Практическая значимость, жизненная востребованность результата деятельности.
5) Воспитание в детях умения согласованно работать в коллективе.
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса
В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается 1 час в неделю (34 часа в год).
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в начальной школе
Личностные результаты освоения курса ИЗО:
а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
• понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура,рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;• уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
• учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• аппликации;
• гравюры;
• построения растительного орнамента с использованием различных видов его композиции;
• различных приёмов работы акварельными красками;
• работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительногоискусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
VI. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса, осуществляемого по курсу «Изобразительное искусство».
Для реализации целей и задач обучения по данной программе используется УМК по изобразительному искусству издательства «Баласс».
Для ученика:
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Учебники для 2-го класса. Изобразительное искусство. «Разноцветный мир». – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
- О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская. Рабочая тетрадь к учебнику «Изобразительное искусство» для 2-го класса. – М.: Баласс; Издательство Школьный дом, 2012.
Календарно – тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство»
2 класс
№ | Дата | Ч | ТЕМА | Стр. учебника | Стр. тетради | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне |
1 | 1 | Основные художественно-эстетические понятия Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика. «Бабочка – красавица». | 4-7 | 2,3 | Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях (Н). | |
2 | 1 | Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов. «Цветочный луг». Работа с симметричной фигурой. Перенос рисунка по клеточкам. Рисуем цветными карандашами. | 8-9 | 4,5 | Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П). Знать основные приёмы работы цветными карандашами и уметь применять их на практике (Н). Продолжить изучение свойств тёплых и холодных цветов. Получить представление о взаимодействии тёплых и холодных цветов на практике (П). Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения. | |
3 | 1 | Аппликация. Панно «Цветочный луг». Работа с симметричной фигурой. | 10-11 | 4,5 | ||
4 | 1 | Музей искусств. Обрамление картины. «Портрет в подарок». Оформление портрета. | 12-13 | 5,7 | ||
5 | 1 | Т р е т ь я к о в с к а я галерея «Портрет в подарок». Оформление портрета. | 14-15 | 5,7 | ||
6 | 1 | Иллюстрация. «Портрет класса». Работа с симметричной фигурой. | 16 | 8,9 | ||
7 | 1 | Набросок. Композиция. «Наши меньшие друзья». Рисование животных. | 17 | 10,11 | ||
8 | 1 | Иллюстрация к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Рисование животных. | 18,19 | 12,13 | ||
9 | 1 | «Гравюра». Изучение различных способов передачи фактуры в графике. | 20 | 14 | Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Выполнить графическую иллюстрацию. Понимать важность зарисовок с натуры (Н). Проанализировать натурные рисунки В. Ватагина и А. Дюрера (П). Сделать несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры. Продумать композицию своей работы и выполнить задание «Мой пушистый друг» (П). | |
10 | 1 | «Гравюра». Изучение различных способов передачи фактуры в графике. Из истории гравюры. | 21 | 15 | ||
11 | 1 | Русский лубок и его выразительные средства. Рисунок. Штриховка. Иллюстрация. «Карандаш – волшебник». Работа простым карандашом. | 22- 25 | 16,17 | ||
12 | 1 | «Натюрморт». Рисунок простого натюрморта с натуры. | 26,27 | 18 | ||
13 | 1 | «Натюрморт». Рисунок простого натюрморта с натуры. | 28,29 | 19 | ||
14 | 1 | Развиваем наблюдательность. «Мой пушистый друг». Рисование животных. | ||||
15 | 1 | Основы композиции «Мой пушистый друг». Рисование животных. Коллективная работа. | 28,29 | 19 | ||
16 | 1 | «Украшаем ёлку». Изготовление ёлочных игрушек. | - | 22,23 | ||
17 | 1 | «Новогодняя открытка». Изготовление фигур Деда Мороза и Снегурочки. | - | 24,25 | ||
18 | 1 | Растительный орнамент. «Городецкая роспись». Выполнение элементов городецкой росписи. | 36, 37 | 26,27 | Изучить особенности городецкой росписи и уметь её отличать (Н). Ответить на вопросы на стр. 32–33 учебника (Н). Уметь выполнять элементы городецкой росписи. Уметь создавать из элементов городецкой росписи. | |
19 | 1 | Композиция орнамента. «Расписная тарелка». Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи. | 34,35 | 28,29 | ||
20 | 1 | «Расписная тарелка». Составление орнаментальной композиции в круге из элементов городецкой росписи. | 34,35 | 28,29 | ||
21 | 1 | «Поздравляем мужчин». Изготовление открытки-сувенира. | - | 30,31 | ||
22 | 1 | «Рождение орнамента». Создание элементов растительного орнамента на основе любого растения. | 38-39 | 32,33 | ||
23 | 1 | «Лоскутное одеяло». Повторение темы «Орнамент». | 38,39 | 34,35 | ||
24 | 1 | «Чудеса акварели». Изучение возможностей акварели. | 42 | 36,37 | Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи А. Саврасова и В. Борисова - Мусатова. Продолжить овладение техникой акварели (заливка и набрызг). | |
25 | 1 | «Чудеса акварели». Акварельный пейзаж. | 43 | 36,37 | ||
26 | 1 | Колорит – душа живописи. «Цветущий сад». Использование смешанной техники: акварель, гуашь, фломастеры, аппликация. | 44-47 | 38,39 | Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н) Написать натюрморт с цветами (в технике по сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П). Расширить представление о бытовой живописи. Исследовать работы И. Владимирова и З. Серебряковой (Н). Рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий. Составить рассказ по картине Ф. Решетникова (Н). По желанию учащихся можно предложить им нарисовать сюжетную картинку (П). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему. | |
27 | 1 | «Морские жители». Углубление опыта использования смешанной техники. | - | 40,41 | ||
28 | 1 | «Весна пришла». Знакомство с живописным пейзажем. Бытовая живопись. | 48-51 | 42,43 | ||
29 | 1 | «С Днём Победы!» праздничная открытка. | - | 44,45 | ||
30 | 1 | «С Днём Победы!» праздничная открытка. | - | 44,45 | ||
31 | 1 | Из истории развития искусства «В долине Нила». Знакомство с элементами культуры Древнего Египта. | 52,53 | 46,47 | Продолжить изучение истории мирового искусства. Иметь представление об искусстве Древнего Египта (Н). Нарисовать фигуру человека в стиле древнеегипетского рельефа. | |
32 | 1 | «В долине Нила». Древнеегипетский рельеф. | 54,55 | 46,47 | ||
33 | 1 | «Египетские письмена». Коллективная работа. | 54,55 | 48,49 | ||
34 | 1 | Обобщение материала. Выставка лучших работ. | 56,57 | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике УМК 2100 2 класс.
Рабочая программа по математике разработана для 2 класса в соответствии с новыми стандартами. Программа создана по учебнику Л.Г. Петерсон....
Рабочая программа по математике (Школа-2100)
В Рабочую программу входит Пояснительныя записка, тематическое, поурочное планирование, планируемые предметные результаты....
Рабочие программы по УМК "Школа 2100"
Рабочие программы по основным предметам по УМК "2100" для 1 класса...
Рабочие программы по УМК "Школа 2100"
Представлены рабочие программы по УМК "Школа2100" по труду,русскому языку(обучение грамоте и р.я)...
Рабочие программы 1 класс Школа 2100
УМК Школа 2100 рабочие программы...
Рабочая программа по чтению ШКОЛА 2100 2 КЛАСС
Полная рабочая программа...
Рабочая программа по математике ШКОЛА 2100 2 КЛАСС
Полная рабочая программа...