«Создание коллективного панно как прием стимулирования творческой деятельности школьников»
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Кириллова Василиса Михайловна

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель

изобразительного искусства с методикой преподавания

Кириллова В.М.

Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Они лучше всего выражаются в играх детей. Но причём здесь упоминание об играх?

Здесь имеется в виду игра как переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой реальности, отвечающей запросам и увлечениям самого ребёнка.

Педагог может вмешиваться в этот процесс, стимулировать и направлять творческую реакцию детей. Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация школьной жизни и среды, которая создаёт потребности и возможности детского творчества.

Психологами установлены приёмы, с помощью которых можно вызвать или корректировать творческую реакцию ребёнка. Для этого может быть предложен ряд впечатлений (музыкальных, живописных, литературных), - определённые задания или темы (возможно, темы традиционной культуры).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_3.docx22.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Создание коллективного панно как прием стимулирования творческой деятельности школьников»

г.о. Самара, ГБОУ СПО ССПК, преподаватель

изобразительного искусства с методикой преподавания

Кириллова В.М.

Творческие процессы обнаруживаются во всей силе уже в самом раннем детстве. Они лучше всего выражаются в играх детей. Но причём здесь упоминание об играх?

Здесь имеется в виду игра как переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой реальности, отвечающей запросам и увлечениям самого ребёнка.

Педагог может вмешиваться в этот процесс, стимулировать и направлять творческую реакцию детей. Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация школьной жизни и среды, которая создаёт потребности и возможности детского творчества.

Психологами установлены приёмы, с помощью которых можно вызвать или корректировать творческую реакцию ребёнка. Для этого может быть предложен ряд впечатлений (музыкальных, живописных, литературных), - определённые задания или темы (возможно, темы традиционной культуры).

Работа, которую дети делают с интересом и добровольно, приносит гораздо большие результаты, чем та же работа по принуждению. Для этого важно отбирать объекты восприятия, которые интересны и близки детям. Домики-избушки, их различные варианты попадаются детям почти в каждой сказке, они. им очень знакомы. (Эти же «домики» по счастливому совпадению являются объектами рассмотрения традиционной культуры).

Нужно помнить, что первичной формой детского творчества является творчество синкретичное, т.е. такое, в котором отдельные виды искусства ещё не расчленены, а соединяются в одном целом художественном действии. Ребёнок сочиняет: рисует и одновременно рассказывает о том, что он рисует, драматизируя, разговаривая от лица разных персонажей одновременно, подпевая, приплясывая и т.д. (т.е. сопереживая).

Причём ребёнок редко работает над своим произведением долго, большей частью он творит его в один приём - это игра - быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам. Комбинирующее (или творческое воображение видно в сюжетах приведённых ниже коллективных панно) ведь, согласно Выготскому, творчество существует не только там, где человек воображает что-то.

Было бы неверно и несправедливо рассматривать ребёнка как художника и предъявлять к его произведениям те требования, которые мы предъявляем к произведению художника - ведь пока он ещё подчинён двигательно-осязательной форме восприятия и ориентировки. Тогда какой же смысл в этом творчестве, если оно не может воспитать в ребёнке будущего художника?

Смысл и значение этого творчества в том, что оно позволяет ребёнку проделать крутой перевал в развитии творческого воображения, который даёт новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии, углубляет и расширяет его эмоциональную жизнь - ведь в такой игре самое важное даже не то удовольствие, которое получает ребёнок, но та объективная польза, которая бессознательно для самого ребёнка усваивается им. «Игра- это жизненная школа ребёнка» (по выражению Выготского).

Но нельзя всё обучение строить на одном интересе - дети должны понять и почувствовать, что учение - это труд и свои дома они буквально «строят» из отдельных брёвен собственного изготовления, развивая мелкие мышцы и моторику руки, необходимые в этом возрасте. Кроме того, это нейтрализует интенсивную двигательную активность, развивает навыки самоорганизации и самоконтроля.

Кроме того, в этом возрасте необходимо воспитывать навыки общественного поведения - работа над коллективным панно способствует этому: здесь находят себе применение самые разнообразные детские склонности, а распределение ролей ( «главный художник», «столяр», «зодчий», «садовник» и др.) происходит естественным путём по таланту и способностям, находясь при этом под контролем педагога.

В средних классах с усилением активности умственной наступает полоса аналитически - рассудочной деятельности с осознанием собственного достоинства и стремлением к самостоятельности. Подросток становится всё более зрителем, созерцающим мир со стороны. Он стремится к иллюзорно - натуралистической форме, хочет сделать так, чтобы было « как на самом деле», овладевая методиками перспективного изображения.

С рисованием в переходном возрасте связаны две проблемы: подростка не удовлетворяет рисунок, сделанный как-нибудь; ему необходимо приобрести специальные художественные навыки и умения (иначе возможно охлаждение к художественному творчеству навсегда).

В этом возрасте необходимо культивировать творческое воображение (способствует этому новый богатый и разнообразный материал по родной) культуре, фольклору - это целый открывающийся новый мир. При этом в особой культуре нуждается процесс воплощения образов. Удачным педагогическим приёмом будет привлечение подростков к какому-то новому художественному процессу или способу изображения (карандаш, пластилин и краски как будто прискучили им). Новым материал - картон простой и рифлёный и новый способ изображения - макетирование, новые утилитарные задачи дают толчок их творчеству.

Если в младшем возрасте преодоление технических трудностей гасило и тормозило их творческие порывы, то сейчас наоборот: определённые ограничения, технические трудности, необходимость применить свою изобретательность в определённых рамках задания поднимают их творческую трудовую дисциплину. Отсюда очень легко найти выход в область художественного ремесла.

В 15-18 лет (возраст девушек нашего колледжа) когда ведущим видом деятельности  является  учебно-профессиональная, когда они проявляют громадный интерес к собственному «я», к способности самовыражения, с жаждой чувствовать себя нужным в группе и в то же время иметь в ней свой престиж и авторитет - всему перечисленному помогают реализоваться темы традиционной культуры (той же русской архитектуры, выполненной в технике коллективного панно), очень подходящей свойственной возрасту деятельности общения. С любовью и в то же время согласованностью выполняется студентами даже антураж панно, осуществляется стилизация отдельных деталей.

На последних курсах, когда студентки стоят на пороге самостоятельной жизни, самоопределения, показательным является тот факт, что многие из них берут для своих курсовых работ темы по искусству, традиционной культуре, самарской резьбе в частности. Практические части таких курсовых представляют собой самодостаточные и профессионально сделанные вещи, эстетичные сточки зрения архитектурного макетирования и декоративной композиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОЙ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ."

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах,если у ученика нет желания учиться.             В. А.  Сухомлинский...

МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

С тех пор, как учение в нашем обществе стало не только общедоступным, но и обязательным, в глазах многих учащихся оно перестало быть благом, больше того, для многих оно стало бременем, а иногда наказа...

«Стимулирование творческой деятельности младших школьников на уроках русского языка»

Выбор темы связан с актуальной проблемой начального образования – переходом на новые государственные образовательные стандарты....

Классный час по теме стимулирование творческой деятельности учащихся учителя начальных классов МБОУ "Хучельская ООШ" д. Хучель Канашского Района Чувашской Республики Григорьевой Ренаты Валерьевны.

Классный час по теме " шляпочный турнир". Знакомство детей с головными уборами, частями шляпы, с национальными головными уборами, головными уборами разных профессий. Развитие творческих способностей д...

Творческая деятельность школьников

Краткое описание творческой деятельности школьников....