Рабочая программа ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Рабочая программа по ИЗО 1-4 класс УМК "Планета знаний" малокомплектная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_rabochaya_programma.docx95.88 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 по изобразительному искусству

1- 4 класс

УМК «Планета знаний»

                                                                                                             Составила учитель МОУ ООШ с. Смышляевка

                                                                                 Страхова Галина Алексеевна

Пояснительная записка

Рабочая программа    по изобразительному искусству составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  авторской программы       Н.М. Сокольниковой  по курсу «Изобразительное искусство» для  1- 4  классов.

      Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости  ребёнка.

    Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это дает возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей детей на доступном для них уровне.

Основные виды изобразительной деятельности (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.         

Изучение народного искусства включает: знакомство с традиционными художественными промыслами, выявление характерных особенностей видового образа, умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).

Изучение декоративного искусства предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; декорирование поверхности, имитация технологий художественной обработки материалов, создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объемных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

    На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять c  помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.

   Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.

Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1-4  классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник. и такие тела, как призма, цилиндр, конус, пирамида и др. Кроме этого учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.

Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна) и создание объёмно - пространственных композиций (архитектурное макетирование). Если форма имеет отверстия и пустоты, то можно рассматривать особенности создания пространства внутри неё.

    Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.

   На изучение предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане      школы отводится  33 часа в первом классе и по 35 часов  во 2 - 4 классах.

   

Цель обучения:

  • воспитание эстетических чувств, интереса  к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;  воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения,  желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески;  способности к восприятию искусства и окружающего мира;  умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности,  разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса

Задачи обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.)
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Учебный материал сконцентрирован  в сквозные методические линии курса :

«Мир изобразительного искусства»;

«Мир народного искусства»;

«Мир декоративного искусства»;

«Мир дизайна и архитектуры».

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;

в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;

в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;

г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это  довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

  • Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  • Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  • Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
  • Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
  • Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

В результате изучения изобразительного искусства

учащиеся должны:

знать/понимать или узнавать:

- цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные цвета, контрастные и нюансные цвета;

- известные народные художественные промыслы Севера России (Каргополь, Мезень, Пермогорье, Архангельск), произведения из этих центров;

уметь:

- работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а также выполнение заданий по лепке, архитектуре и дизайну;

- выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

- элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при удалении, расположение их в верхней части листа);

- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

- составлять дополнительные цвета из основных цветов;

- подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

- выполнять некоторые декоративные приёмы (печать разнообразными материалами, набрызг краски и др.);

- определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (каргопольская игрушка, мезенские, борецкие и пермогорские прялки, архангельская щепная птица, тетёрки);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- развития представлений о роли искусства в жизни человека; обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- анализа результатов собственной и коллективной работы;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

- самостоятельной творческой деятельности (изобразительной, декоративной и конструктивной);

- приобретения опыта коллективной творческой работы;

    Для достижения  указанных образовательных результатов  используется  технология коллективного взаимообучения.

    В результате совместной деятельности учителя и учащихся разных классов

 по освоению системы знаний сквозной методической линии, овладению универсальными учебными действиями:

- совершенствуются  навыки логического мышления и понимания изучаемого материала;

- в процессе речи развиваются навыки  мыследеятельности, включается работа памяти, идет мобилизация и  актуализация предшествующего опыта;

- каждый работает в индивидуальном темпе;

- формируется адекватная  самооценка личности.

   Для выявления уровня достижения учащимися образовательных результатов используется учительский контроль, само- и взваимо-контроль учащихся (как внутриклассный  так и между учащимися разных классов).

Учебно-тематический план

№    

       Раздел, тема (сквозная линия)

                        Класс,    количество часов

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

1.

Мир  изобразительного искусства

18

15

15

15

2.

Мир декоративного искусства

10

8

8

8

3.

Мир народного искусства

7

7

7

4.

Мир дизайна и архитектуры

5

5

5

5

Содержание программы

1 класс

   2 класс

3 класс

4 класс

1. Тема  «Мир изобразительного искусства» ( 15 ч.)

«Путешествие в мир искусства» (1ч.)

Картинная галерея

«Королевство волшебных красок» (8 ч).

Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство.

Зелёное королевство. Сине -голубое королевство. Фиолетовое королевство.

«В мире сказок» (10 ч). Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок Золотой гребешок. Красная Шапочка. Буратино. Снегурочка.

 «Путешествие в мир искусства» (1 ч.)

Знакомство с ведущими художественными музеями России (Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных

искусств им. А.С. Пушкина).

«Виды

изобразительного искусства» (13 ч.)

Живопись. В мастерской художника-живописца»

Что может кисть. Гуашь. Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди». Акварель.

Тёплый цвет. Небо на закате. Холодный цвет. Облака.

Зимнее окно. Краски и настроение.

Графика. В мастерской

художника-графика»

Выразительные средства графики. Ветвистое дерево.

Что может карандаш. Тушь и перо. Нарядные ёлочки.

Кувшин и яблоко. Осенний листок. Сказочное окошко.

Скульптура.  В мастерской

художника-скульптора»

Лепка декоративной чаши.

Лепка рельефа «Птичка».

Котик и медвежонок.

Компьютерная графика.

«Путешествие в мир искусства» (1 ч.)

Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма

(Нью-Йорк)

«Жанры изобразительного искусства» (13 ч).

Натюрморт. Школа живописи. Натюрморт с кувшином. Школа графики. Светотень. Пейзаж. Воздушная перспектива. Портрет.  Автопортрет. Портрет девочки. Школа лепки. Лепка портрета дедушки.

Портреты сказочных героев. Силуэт. Необычные портреты. Школа коллажа. Компьютерная графика.

 «Путешествие в мир искусства» (1 ч.)

Знакомство с необычными художественными музеями.

«Виды и жанры изобразительного искусства» (13 ч.)  

Анималистический жанр. Школа  лепки. Школа графики . Школа  живописи.«Храбрый  лев». Исторический жанр. Батальный жанр. Тульский  государственный  музей  оружия. «Богатырское  сражение». Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Рисование фигуры человека. Рисуем автопортрет. Натюрморт с двумя книгами. Рассвет. Лунная ночь. Иллюстрирование басни «Стрекоза и Муравей». Чудо-звери. Книжная графика.

Компьютерная графика. Игрушечный мишка.

2.Тема. «Мир народного и декоративного искусства» ( 10 ч.)

2.Тема. «Мир декоративного искусства» ( 8 ч.)

Дымковские игрушки. Филимоновские игрушки. Матрёшки. Городец.

Хохлома. Гжель.

Декоративное рисование. Грибы и ёлочки. Азбука декора. Контрастные

цвета. Линейный орнамент. Монотипия. Бабочка. «Волшебные ладошки». Декоративные эффекты. Печать  предметами. Печать листьями. Рисование кляксами. Рисование солью. Коллаж « Грибы». Аппликация из листьев «Лесные человечки». Декоративная бумага для подарков. Декоративные ракушки. Коллаж «Море».

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет. Маски из папье-маше.

Писанки.

Художественная керамика и фарфор. Девочка с птицей. Художественное стекло и хрусталь. Музей хрусталя. декоративные звери и птицы. Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Чугунное кружево.

Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Музей валенок.Орнамент.

3. Тема. «Мир народного искусства» ( 7 ч.)

Росписи Северной Двины.

Пермогорская роспись.

Птица сирин. Пермогорские узоры. Борецкая роспись.

Прялки. Мезенская роспись.

Олени. Кони. Птицы.

Каргопольская  игрушка.

Полкан. Тетёрки. Птица счастья.

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские

платки. Скопинская керамика.

Лаковая миниатюра ( Палех, Мстёра, Холуй ). Палехские деревья. Русское кружево. Вологодские узоры. Резьба по кости.  Холмогорские узоры. Тульские самовары и пряники. Народные костюмы. Ансамбль женского костюма. Мужской костюм.

4. Тема. «Мир архитектуры и дизайна» ( 5 ч.)

«В сказочной стране Дизайн» (5 ч). Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Кубическое королевство.

Форма и цвет в дизайне и архитектуре. Дизайн и архитектура. Призмы.

Коробочки-сувениры.

Подставка для карандашей. Пирамиды. Конструирование

 упаковки. Игрушки-пирамидки. Конусы. Петушок.

Весёлая мышка. Цилиндры.

Весёлые зверята.  Гусеничка.

Подарочная упаковка.

Форма яйца. Мобиль. Форма спирали. Бумажная роза. Бусы. Барашек. Форма волны. Коробочка для печенья.

Бионическая архитектура. Мой первый автомобиль. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов.

Темы завершаются тренингами «Твои творческие достижения» и проектами, реализуемыми в различных формах дополнительного образования (концерт, праздник, ярмарка, викторина, выставка работ и рисунков, маскарад и пр.).

Требования к уровню подготовки учащихся

1 класс

Предметные знания и умения

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· называть расположение цветов радуги;

· различать, называть цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

· составлять дополнительные цвета из основных цветов;

· работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных, декоративных работ, а

также при выполнении заданий по лепке, архитектуре и

дизайну;

· использовать в работе разнообразные художественные

материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, графитный карандаш);

· элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов при

удалении, расположение их в верхней части листа).

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь

между объектами;

· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе

настроением;

· выполнять некоторые декоративные приёмы (печать

разнообразными материалами, набрызг краски и др.);

· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель и др.).

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Познавательные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· «читать» условные знаки, данные в учебнике;

· находить нужную информацию в словарях учебника;

· вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

· различать цвета и их оттенки,

· соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных

художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их

характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

  • Коммуникативные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения

непонятного;

· комментировать последовательность действий;

· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

· участвовать в коллективном обсуждении;

· выполнять совместные действия со сверстниками и

взрослыми при реализации творческой работы.

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая

в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

со сверстниками и взрослыми для реализации проектной

деятельности (под руководством учителя).

  • Регулятивные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· адекватно воспринимать содержательную оценку своей

работы учителем;

· выполнять работу по заданной инструкции;

· использовать изученные приёмы работы красками;

· осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· вносить коррективы в свою работу;

· понимать цель выполняемых действий,

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· анализировать результаты собственной и коллективной

работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную).

  • Личностные

      У учащихся будут сформированы:

Учащиеся получат возможность для формирования:

· положительное отношение к урокам изобразительного

искусства.

·познавательной мотивации к изобразительному искусству;

· осознания своей принадлежности народу, чувства уважения к народным художественным традициям России;

· внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностного отношения к произведениям

искусства и изображаемой действительности.

2 класс

Предметные знания и умения

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

· составлять разнообразные оттенки на основе смешения цветов с белым и чёрным;

· определять (узнавать) произведения традиционных народных художественных промыслов (Каргополь, Архангельск, Северная Двина, Мезень);

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

· подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

· использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке, а также иллюстрациях к произведениям литературы.

· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

· учитывать особенности формообразования и цветового решения при создании декоративных и дизайнерских работ;

· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (акварель, гуашь, графитный карандаш) и техники (по-сырому, раздельный мазок, от пятна, смешанные техники);

· изображать глубину пространства на плоскости с помощью загораживания, уменьшения удалённых объектов, расположения их ближе к верхнему краю листа;

· выстраивать в композиции последовательность событий, выделять композиционный центр;

· понимать выразительные возможности цвета в дизайне, единство функции и формы объекта дизайна, художественные особенности создания формы объектов дизайна на основе призмы, цилиндра, конуса, пирамиды и др.;

· выполнять тематические и декоративные композиции в определённом колорите;

· подбирать цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Познавательные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

  • Коммуникативные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам.

  • Регулятивные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

  • Личностные

      У учащихся будут сформированы:

Учащиеся получат возможность для формирования:

· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интереса к посещению художественных музеев, выставок;

· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

3 класс

Предметные знания и умения

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· называть и различать основные виды изобразительного

искусства;

· называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

· узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.);

· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по

памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;

· выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка,

раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

· лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

· изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь

между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

· различать основные и составные, тёплые и холодные

цвета;

· составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая

основные и составные цвета с чёрным и белым.

· узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

· сравнивать различные виды изобразительного искусства

(графики, живописи, декоративно%прикладного искусства);

· применять цветовой контраст и нюанс, выразительные

возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного,

синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

· правильно использовать выразительные возможности

графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые

мелки и др.) в передаче различной фактуры;

· моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

· подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Познавательные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

· анализировать, из каких деталей состоит объект;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных

художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· различать многообразие форм предметного мира;

· конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

· находить нужную информацию, используя словари

учебника, дополнительную познавательную литературу

справочного характера;

· наблюдать природу и природные явления, различать их

характер и эмоциональное состояние;

· использовать знаково-символические средства цветовой

гаммы в творческих работах;

· устанавливать и объяснять причину разного изображения

природы (время года, время суток, при различной погоде);

· классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

· конструировать по свободному замыслу;

· анализировать приёмы изображения объектов, средства

выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

· сравнивать произведения изобразительного искусства по

заданным критериям, классифицировать их по видам и

жанрам;

· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

· моделировать дизайнерские объекты.

  • Коммуникативные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и

смысловой связи между объектами;

· учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в

группе;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество

со сверстниками и взрослыми для реализации

· высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять,

отрицать суждение, приводить примеры.

  • Регулятивные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· следовать при выполнении художественно-творческой

работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы

в работе, как строилась работа;

· продумывать план действий при работе в паре;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность

(изобразительную, декоративную и конструктивную);

· анализировать и оценивать результаты собственной и

коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.

· самостоятельно выполнять художественно-творческую

работу;

· планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

· определять критерии оценки работы, анализировать и

оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

  • Личностные

      У учащихся будут сформированы:

Учащиеся получат возможность для формирования:

· внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

· понимание сопричастности к культуре своего народа,

уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

· понимание разнообразия и богатства художественных

средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интерес к посещению художественных музеев, выставок.

· осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

· представления о роли искусства в жизни человека;

· восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

· положительной мотивации и познавательного интереса

к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

· основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание

красоты как ценности.

4 класс

Предметные знания и умения

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· различать основные жанры (портрет, пейзаж. натюрморт, исторический, батальный , бытовой. анималистический ) произведений изобразительного искусства и его виды: графика ( книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

· называть ведущие художественные музеи России и мира;

· различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),

основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

применять эти цвета в творческой работе;

· применять основные средства художественной вырази

тельности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по - сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью, гратография и др.);

· выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

· изображать с натуры и по памяти отдельные предметы,

группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

· использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;

· изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

· определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов -Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

· изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

· выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;

· выражать в творческой деятельности своё отношение к

изображаемому через создание художественного образа.

· сравнивать различные виды изобразительного искусства

(графики, живописи, декоративно - прикладного искусства) с целью выявления средств художественной выразительности произведений;

· узнавать и называть отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников;

· использовать выразительные возможности выступающих и отступающих цветов; подбирать гармоничные цветовые сочетания из 2, 3 и 4 цветов по цветовому кругу, выразительно использовать их в творческой работе;

· использовать язык графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно - прикладного искусства в собственной художественно - творческой деятельности;

· передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;

· моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме;

· выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

· различать и называть центры традиционных народных

художественных промыслов России, художественные особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные

возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

· использовать стилизацию форм для создания орнамента;

· создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paint).

· оценивать произведения искусства (выражать собственное мнение) при рассмотрении репродукций, слайдов,

посещении декоративных и дизайнерских выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества

и др.

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Познавательные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

· использовать знаково - символические средства цветовой

гаммы в творческих работах;

· устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной

погоде);

· различать многообразие форм предметного мира;

· сравнивать произведения изобразительного искусства по

заданным критериям, классифицировать их по видам и

жанрам;

· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

· выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

· выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь

между объектами, последовательность событий;

· конструировать по свободному замыслу.

· осуществлять поиск необходимой информации по разным видам искусства, используя справочно - энциклопедическую литературу, учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

· анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

· моделировать образы животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских

объектов, архитектурных макетов;

· сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

· использовать знаково - символические средства цветовой гаммы, языка графики, живописи, скульптуры, дизайна, декоративно - прикладного искусства в собственной художественно - творческой деятельности;

· понимать роль художника в театре, понимать символический язык театральной декорации, созданной художником;

· узнавать и различать характерные черты некоторых культур мира (Древняя Греция, средневековая Европа,

Япония или Индия).

  • Коммуникативные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· высказывать собственное мнение о художественно - творческой работе;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно - выразительным средствам;

· учитывать разные мнения и стремиться к координации

различных позиций при создании художественно - творческой работы в группе;

· договариваться и приходить к общему решению;

· владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

· владеть диалогической формой речи, уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры.

· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

· задавать вопросы на понимание использования основных средств художественной выразительности, технических приёмов, способов; вопросы, необходимые для организации работы в группе;

· аргументировать собственную позицию и координировать её с позиций партнеров при выработке решений творческих задач.

  • Регулятивные

      Ученик научится

Ученик  получит возможность научиться

· самостоятельно выполнять художественно - творческую

работу;

· планировать свои действия при создании художественно - творческой работы;

· следовать при выполнении художественно - творческой

работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

· руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно - творческой работы;

· определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно - творческой работы по выбранным критериям.

· ставить собственные цели и задачи при создании творческой работы;

· осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении художественно - творческих задач;

· осуществлять самостоятельную художественно - творческую деятельность;

· осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результатам самостоятельной художественно - творческой деятельности;

· вносить необходимые коррективы в ходе выполнения художественно - творческих работ;

· анализировать и оценивать результаты собственной и

коллективной художественно - творческой работы с учётом разных критериев.

  • Личностные

      У учащихся будут сформированы:

Учащиеся получат возможность для формирования:

· осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

· представления о роли искусства в жизни человека;

· восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

· положительная мотивация и познавательный интерес к

изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

· понимание богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально - ценностного отношения к миру;

· основы эмоционально - ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

· устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

· понимания ценности искусства в сотворении гармонии

между человеком и окружающим миром;

· понимания героизма и нравственной красоты подвига защитников Отечества, запечатлённого в произведениях отечественной художественной культуры;

· потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

· эстетических чувств при восприятии произведений искусства и в процессе выполнения творческих работ (графических, живописных, декоративных и дизайнерских);

· восприятия и оценки произведений изобразительного, декоративного и народного искусства, дизайна и архитектуры

· художественного вкуса, развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

· способности выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

· понимания причин успеха в творческой деятельности;

способности к самооценке.

Учебно-методическое обеспечение

Литература

Литература, используемая учителем

Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. УМК  «Планета знаний». М.: АСТ, Астрель.

1 класс

Н.М. Сокольникова.  Обучение в 1 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

2 класс

Н.М. Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель

3 класс

Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

4 класс

Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

Литература, рекомендуемая для учащихся

1 класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 1 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

2 класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

3 класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

.

4 класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

Приложение 1

Состав и  характеристики универсальных учебных действий выпускников начальной школы

Виды УУД

Характеристика

1.

                                          Личностные

1.1.

Смыслообразование

Установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей,  мотивов, жизненных интересов.

Установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Определение того «какое значение, смысл имеет для меня учение»

1.2.

Нравственно-этическое  оценивание

Выделение морально-этического содержания событий и действий.

Построение системы нравственных ценностей как основания морального выбора.

 Нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм.

Ориентировка в моральной дилемме и осуществление личностного морального выбора

1.3.

Самопознание и самоопределение

Построение образа Я  (Я-концепции), включая самоотношение и самооценку.

Формирование идентичности личности.

Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.

2.

                                             Регулятивные

2.1.

Целеполагание

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2.2.

Планирование

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий

2.3.

Прогнозирование

 – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

2.4.

Контроль

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

2.4.1.

Волевая саморегуляция

- способность:

   -  к мобилизации сил и энергии;

- к волевому усилию  - выбору в ситуации конфликта мотивов;

-  к преодолению препятствий;

-эмоциональная устойчивость к стрессам и фрустрации;

- эффективные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями

Коррекция

– внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

Оценка

 - выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3.

Познавательные

3.1.

Общеучебные

Самостоятельное выделение и формулирование учебной цели

Информационный поиск

Знаково-символические действия

Структурирование знаний

Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно и письменно)

Смысловое чтение текстов различных жанров; извлечение информации в соответствии с целью чтения

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

3.1.1.

Знаково-символические действия

 Знаково-символические действия выполняют функции:

- отображения учебного материала;

- выделения существенного;

- отрыва от конкретных ситуативных значений;

-  формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий:

- замещение;

- кодирование/декодирование;

- моделирование

3.2.

Логические

Анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков

Синтез как составление целого из частей, в том числе с восполнением недостающих компонентов

Выбор оснований и критериев для  сравнения, классификации, сериации объектов

Подведение под понятия, выведение следствий

Установление причинно-следственных связей

Построение логической цепи рассуждения

Выдвижение гипотез, их обоснование

Доказательство

3.3.

Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

4.

                                     Коммуникативные

4.1.

Планирование учебного сотрудничества

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

4.2.

Постановка вопросов

4.3.

Построение речевых  высказываний

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

4.4

Лидерство и согласование действий с

партнером

- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

·управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

                                                                                  Приложение 2

           Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2, 4 класс

(как вариант перспективного планирование учебного процесса на системно-деятельностной основе )

Тема: Мир изобразительного искусства

Требования к образовательным результатам :

Предметные

учащиеся должны:

    знать / понимать:

  - цветовой круг (12 цветов), основные и составные цвета, тёплые и холодные - цвета, насыщенные и ненасыщенные                                                                        цвета, контрастные и нюансные цвета;

- живопись является  одним из видов изобразительного искусства,  особенности материалов и инструментов для живописи,

    - приёмы работы акварельными красками, гуашью, тушью, пером

           уметь: 

         - работать с цветом, линией, пятном, формой при создании графических, живописных работ;

         -выразительно использовать в работе разнообразные художественные материалы (гуашь, акварель,                      цветные карандаши, графитный карандаш);

               - элементарно передавать глубину пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение объектов     при удалении, расположение их в верхней части листа);

         - передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами;

         - составлять дополнительные цвета из основных цветов;

              - подбирать цвет в соответствии с передаваемым в работе настроением;

                              - познавать мир через визуальный художественный образ, представлять место и роль изобразительного     искусства в жизни человека и общества).

Метапредметные :

  • познавательные :

-  находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

      - наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

      - использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

     - устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

      - сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и

жанрам;

     - сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· коммуникативные :

- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных и познавательных задач.

-  выражать эмоционально ценностное отношение к произведениям искусства. 

- планировать и реализовывать совместную работу, договариваться о результате.

  • регулятивные :

 - следовать при выполнении заданий инструкциям учителя.

- самостоятельно организовывать свое рабочее место.

- оценивать результаты своей работы.

- оценивать свои эмоциональные реакции.

- развивать самостоятельность в поиске решения различных изобразительных задач

- понимать цель выполняемых действий;

Личностные : 

- принимать учебные цели, проявлять желание учиться.

- выполнять правила этикета

-осознавать роль  изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

         Класс, дата

Тема занятия

Содержание учебного материала по классам

Методы  обучения

Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Система контроля

Примечание

1четверть     Мир изобразительного искусства

1

2

4

Путешествие в мир искусства. Знакомство с ведущими художественными музеями

Необычные музеи.

Третьяковская галерея, русский музей. Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музей современного искусства в Москве, Музей изобразительных искусств в Казани.

Музей пряников, музей оружия, музей каллиграфии, музей мебели, музей огней, музей ретро автомобилей

демонстрация

Фронтально-индивидуальная работа.

.

2

3

2

4

2

4

Живопись. Основы цветоведения. В мастерской художника-живовписца.

Анималистический жанр. Школа лепки. Школа графики.

Что может кисть. Гуашь.

Иллюстрирование сказки «Гуси-лебеди»

Школа живописи. «Храбрый лев»

Живопись, картина холст,  цвет, спектр, цветовой круг, основные цвета, дополнительные цвета, контраст, нюанс, колорит, тёплый цвет, холодный цвет

Анималистический жанр. Художники-анималисты В.Ватагин, В.Серов, В.Суриков, А.Дюрер, И.Ефимов, Е.Чарушин

Иллюстрации Ю. Васнецова, Е. Рачёва, В.Конашевича к русским народным сказкам. Линии: замкнутые, незамкнутые, форма предметов, цветовая гамма, акварель; набросок, эскиз.

Живописная графика - гуашь

демонстрация

самостоятельная работа

самостоятельная работа

Фронтально-индивидуальная работа.

Фронтально-индивидуальная работа.

Взаимопроверка, самоконтроль

Взаимопроверка, самоконтроль

4

2

4

Гуашь. Иллюстри рование сказки «Гуси-лебеди» (продолже ние работы)

Исторический жанр

Картина В. Васнецова «Алёнушка» и «Иван царевич на сером волке»

Историческая живопись

самостоятельная работа

демонстрация

объяснение

Фронтально-индивидуальная работа

Взаимопроверка, самоконтроль

5

2

4

Акварель. Тёплый цвет.

Школа живописи.

«Небо на закате»

Батальный жанр.

Тульский государственный музей оружия.

Школа живописи и графики «Богатырское сражение»

Основы цветоведения

Музей оружия в Туле

самостоятельная работа

демонстрация

Фронтально-индивидуальная работа. Работа в парах.

Взаимопроверка, самоконтроль

6

2

4

Акварель. Холодный цвет. Школа графики и живописи. «Зимнее окно.»  «Облака.» Гуашь.

Бытовой жанр.

Основы цветоведения

Бытовой жанр. Б.Кустодиев, В. Перов, А Веницианов,  Н.Богданов-Бельский

самостоятельная работа

демонстрация

Индивидуальная работа

Самоконтроль

7

2

4

Школа живописи.

«Краски и настроение»

Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Знакомимся с пропорциями. Учимся у мастеров. Школа графики. Рисование фигуры человека.

Цветовосприятие. Приёмы работы красками.

Пропорции фигуры.

самостоятельная работа

беседа упражнения

Фронтально-индивидуальная работа.

Взаимопроверка

самоконтроль

8

2

4

Графика. В мастерской художника-графика. выразительные средства графики. Школа графики. «Ветвистое дерево».

Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. Рисуем автопортрет.

Графика. Материалы и инструменты для графики. Выразительные средства графики: линия, штрих, тон.Технические приёмы графики: штриховка, тонировка, растяжка, растушёвка.

Пропорции лица человека. Мимика.

упражнения

беседа

Фронтально-индивидуальная работа.

Взаимопроверка, самоконтроль

Пояснения к таблице:

СУМ - Содержание учебного материала: элементы системы знаний, подлежащие освоению (факты, понятия, явления, правила и т.п.)

МО- преобладающие методы обучения (МО).

ФОПД уч-ся - формы организации познавательной деятельности учащихся.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...