Рабочая программа по предмету «ИЗО» в 4 классе. УМК Школа России
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией  Б. М. Неменского.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.

Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Авторы: Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Л.А. Немецкая и др.

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству и программы «Изобразительное искусство 1-4 классы» под редакцией  Б. М. Неменского.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.

Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

      Преподавание предмета  «Изобразительное искусство» осуществляется в соответствии с Базисном планом  для 3-4  классов общеобразовательных учреждении РТ, утвержденным приказом   МО и Н РТ от 9 июля 2012 года. Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений РТ, реализующих программы начального общего и основного общего образования и утвержденный приказом по МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули №39 от 28.08.2013г.

Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.

Для реализации программного содержания используются:

Горяева, Н. А. Искусство вокруг нас: учебник для 4 класса / Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских. – М.: Просвещение, 2009.

Горяева, Н. А. Методические рекомендации к учебнику «Искусство вокруг нас. 4 класс» / Н. А. Горяева; под ред. Б. М. Неменского. – М. : Просвещение, 2005.

Моя мастерская: рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: Просвещение, 2005.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные - живопись, графика, скульптура; конструктивные - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.

 Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров,

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно"прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических  повторов, поднимаясь год за годом, урок за уроком по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные  знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе. В игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структур но членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно иметь в виду ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.  

ПРОГРАММА

IV класс (34 ч)

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ,

 ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ЗЕМЛИ)

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в IV классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно - оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны, они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую - в этом основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур создает богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядка в этом хаосе образов. Каждую культуру поэтому нужно доносить как «целостную художественную личность».

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению, но им присуще стремление к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь должна господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатств человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы гуашью, пастелью, а также с пластилином и бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В IV классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе IV класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

ИСТОКИ ИСКУССТВА ТВОЕГО НАРОДА (8 ч)

Практическая работа на уроках должна совмещать индивидуальные и коллективные формы творчества.

Пейзаж родной земли

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей средней полосы, выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, мелки, бумага.

Зрительный ряд: слайды природы, репродукции картин русских художников-пейзажистов.

Музыкальный ряд: русские народные песни.

 Образ традиционного русского дома (избы)

Знакомство с конструкцией избы, значение ее частей. Задание: моделирование из бумаги (или лепка) избы. Индивидуально-коллективная работа.

Материалы: бумага, картон, ножницы; пластилин, стеки.

Зрительный ряд: слайды деревянных ансамблей из этнографических музеев.

Задание на дом: найти изображения русской деревни, ее построек.

Украшения деревянных построек и их значение

Единство в работе трех мастеров. Магические представления как поэтические образы мира. Изба - образ лица человека; окно, очи дома, украшались наличниками; фасад - лобной доской, причелинами. Украшение «деревянных» построек, созданных на прошлом уроке (индивидуально или коллективно). Дополнительно - изображение избы (гуашь, кисти).

Материалы: белая тонированная или оберточная бумага, ножницы, клей или пластилин для объемных построек.

Зрительный ряд: слайды из серий «Этнографические музеи», «Русское народное искусство», «Деревянное зодчество Руси».

Литературный ряд: В. Белов. «Лад».

Деревня - деревянный мир

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы ... Деревянное церковное зодчество. Изображение деревни - коллективное панно или индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте - «добрый молодец». В образе женской красоты всегда выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны с образом птицы счастья («лебедушка» ).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника». Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии дополнительных уроков - изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды материалов этнографических музеев, книги о народном искусстве, работы художников И. Билибина, И. Аргунова, А. Венецианова, М. Врубеля и других.

Литературный ряд: фрагменты былин, русских сказок, отрывки из поэм Н. Некрасова.

Музыкальный ряд: народные песни.

Народные праздники

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник - это образ идеальной, счастливой жизни.

    Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: работы Б. Кустодиева, К. Юона, Ф. Малявина; произведения народного декоративного искусства.

    Литературный ряд: И. Токмакова. «Ярмарка». Музыкальный ряд: Р. Щедрин. «Озорные частушки»; Н. Римский- Корсаков. «Снегурочка».

ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч)

 Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких городов больше нигде нет.

Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

Древнерусский город-крепость

Изучение конструкций и пропорций крепостных башен городов. Постройка крепостных стен и башен из бумаги или пластилина. Возможен изобразительный вариант выполнения задания.

Материал: согласно выбранному варианту задания.

 Древние соборы

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были святыни города.  

 Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги. Коллективная работа.

Материалы: бумага, ножницы, клей или пластилин, стеки.

Зрительный ряд: репродукции произведений А. Васнецова, И. Билибина, Н. Рериха; слайды на темы «Прогулка по Кремлю», «Соборы Московского Кремля».

Древний город и его жители

Моделирование всего жилого наполнения города. Завершение «постройки» древнего города. Возможный вариант: изображение древнерусского города.

Материалы: тушь, перо (пастель), бумага.

Зрительный ряд: произведения А. Васнецова; книги, слайды с видами древних русских городов.

Древнерусские воины-защитники

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. Одежда и оружие воинов.

Материалы: гуашь, бумага.

Зрительный ряд: репродукции работ И. Билибина, В. Васнецова; иллюстрации детских книг.

Древние города Русской земли

Знакомство с своеобразием разных городов - Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

Узорочье теремов

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты - подготовка фона для следующего задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Зрительный ряд: слайды «древние палаты Московского Кремля»; В. Васнецов. «Палаты царя Берендея»; произведения И. Билибина, А. Рябушкина.

Праздничный пир в теремных палатах

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

Зрительный ряд: слайды палат Московского Кремля, иллюстрации к русским сказкам В. Васнецова.

Литературный ряд: А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Музыкальный ряд: произведения Ф. Глинки, Н. Римского-Корсакова.

КАЖДЫЙ НАРОД - ХУДОЖНИК (11 ч)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры  к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно  «прожить» их  с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их связей с культурой современного мира: это культура древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии Как пример культуры Востока. Но учитель может взять для изучения, например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, К душе разных народов, сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира - это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, Н которых выражается душа народа.

Есть удобный методический игровой прием, чтобы увидеть Целостно образ культуры: путешествие сказочного героя по разным странам (Садко, Синдбад-мореход, Одиссей, аргонавты и т. д.).

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Древней Греции.

 Древнегреческое понимание красоты человека - мужской и женской - на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия (человек является «мерой всех вещей»).  Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение гармоничным, спортивно развитым человеком - особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической («женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов (полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Материалы: гуашь, ножницы, клей, бумага.

Зрительный ряд: слайды современного облика Греции, произведений древнегреческих скульпторов.

Литературный ряд: мифы Древней Греции.

Образ художественной культуры Японии

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хокусай - женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.

Литературный ряд: традиционная японская поэзия.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, ·свои знаки отличия, гербы, и члены его гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды городов Западной Европы, средневековой скульптуры и одежд.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ - художник» как ведущей темы года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием памятников, а пониманием разности (своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у разных народов очень разные.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч)

Последняя тема завершает программу начальной школы, заканчивается первый этап обучения. Педагогу необходимо завершить основные линии осознания искусства ребенком.

Темы года раскрывали богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все - и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники - разное. Дети и должны были осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разными художественными культурами и что они не случайно разные.

Теперь задачи принципиально меняются, они как бы противоположны - от представлений о великом многообразии к представлениям о единстве для всех народов понимания красоты (или безобразия) коренных явлений жизни. Дети должны увидеть, что при любых различиях люди остаются людьми и есть нечто воспринимаемое всеми народами Земли как одинаково прекрасное.

Мы единое племя Земли, несмотря на всю непохожесть, мы братья. Общими для всех народов являются представления не о внешних проявлениях, а о самых глубинных, не подчиненных внешним условиям природы и истории.

Все народы воспевают материнство

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери, дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд: икона «Владимирская Богоматерь»; Рафаэль».«Сикстинская мадонна»; М. Савицкий. «Партизанская мадонна»; Б. Неменский. «Тишина» и др.

Музыкальный ряд: колыбельная песня.

Все народы воспевают мудрость старости

Есть красота внешняя и внутренняя - красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное - это стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Зрительный ряд: портреты работы Рембрандта, автопортрет В. Тропинина, автопортрет Леонардо да Винчи, автопортрет Эль Греко.

Сопереживание - великая тема искусства

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погиб шее дерево и т. д.).

Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти. Зрительный ряд: С. Боттичелли. «Покинутая»; П. Пикассо. «Нищие»; Рембрандт. «Возвращение блудного сына».

Литературный ряд: Н. Некрасов. «Плач детей».

Герои, борцы и защитники

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. у каждого народа многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве разных народов.

Эскиз памятника герою, выбранному автором (ребенком).

Материалы: пластилин, стеки.

Зрительный ряд: памятники героям разных народов, памятники эпохи Возрождения, скульптурные произведения XIX и ХХ веков.

Юность и надежды

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.  

Материалы: гуашь или пастель, бумага. 

Зрительный ряд: В. Тропинин. «Портрет сына»; З. Серебрякова. «Девочки у рояля» и т.д.  

Искусство народов мира (обобщение темы)

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.

Зрительный ряд: лучшие работы за год или за всю начальную школу, коллективные панно, собранный детьми по темам искусствоведческий материал.

Литературно-музыкальный ряд: по усмотрению учителя как иллюстрация к сообщениям экскурсоводов.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

В итоге освоения программы учащиеся должны:

- освоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства;

- развить по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

- приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образз1101'0 языка разных видов искусства и их социальной роли, '1'. е. значение в жизни человека и общества;

- научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;

- овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного Мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости  и в объеме;

- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли художника в различных сферах Жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, в создании среды жизни и предметного мира.

                                                                                            Учебно- тематическое планирование

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Элементы
содержания стандарта

Планируемый результат освоения материала

Вид контроля

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Домашнее задание

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

11

I четверть – 9 часов

Истоки родного искусства – 6 ч.

1

Пейзаж родной земли.И.И.Левитан «Золотая осень», И.И.Шишкин «Осень»

1

Изучение нового материала

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников:(И.И.Левитана, И.И.Шишкина).

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

Самостоя-
тельная работа

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников:(И.И.Левитана, И.И.Шишкина).

Завершить работу в цвете.

2

Образ традиционного русского дома.

1

Изучение нового материала

Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения  в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей

Уметь использовать художественные материалы;
различать основные
и составные, теплые
и холодные цвета.

Самостоя-
тельная работа

Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти

Создать образ русской избы.

3

Декор деревянного русского дома.

1

Изучение нового материала

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь передавать красоту линий, формы, цветовых  оттенков объектов в действительности и в изображении

Самостоя-
тельная работа

Принести изображе-ния деревя-нных построек

4

Деревня – деревянный мир (ворота, амбары, колодцы).

1

Изучение нового материала

Определение формы, размера предмета.

Уметь чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых  оттенков  объектов в действительности  и  в изображении, использовать тоновые
и цветовые контрасты;

гармоничное сочетание 
цветов

Самостоя-
тельная работа

Определение формы, размера предмета.

Завершить работу в цвете. Найти портреты русских крестьянок в народных костюмах.

5

Красота человека. Образ красоты человека (мужской и женской образы).М.В Васнецова «Аленушка»

1

Изучение нового материала

Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств (общее представление), их связь  с жизнью. Жанры изобразительного  искусства (пейзаж, натюрморт).
 Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Знать основные жанры
и виды произведений
изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры
изобразительного искусства (графики, живописи,
декоративно-прикладного искусства); различать

основные и составные,
теплые и холодные цвета; использовать знания
для оценки произведений искусства (выражения собственного мнения)

Самостоя-
тельная работа

Общее представление о роли изобразительных искусств их связь  с жизнью

Создать портрет – образ русской красавицы. Найти изображение народных праздников

6

Народные праздники.А.Г.Венецианов «На пашне»

1

Изучение нового материала

Использование различных художественных
материалов: гуашь,
акварель, карандаш.
Выполнение композиционного
 центра:
расположение группы
 предметов на плоскости листа бумаги

Уметь выполнять наброски  фруктов и овощей с натуры акварелью приемом вливания цвета в цвет
без предварительного рисунка карандашом; использовать
 новые и цветовые контрасты

Самостоя-
тельная работа

Выполнение композиционного центра:
расположение группы
 предметов на плоскости листа бумаги

Изобразить народный праздник «Осенняя ярмарка»

Древние города твоей земли - 6 ч.

7

Древнерусский город-крепость (крепостные стены и башни).

1

Изучение нового материала

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла.

Уметь использовать закономерности  линейной
и воздушной перспективы, светотени,
 цветоведения ; сравнивать различные виды
и жанры изобразительного искусства (графики,

живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоя-
тельная работа

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира

Запомнить что такое пропорции. Сделать макет старинного города.

8

Древние  соборы.

1

Изучение нового материала

Определение формы, конструкции предмета.

Соотношение размеров частей предмета

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы.

Самостоя-
тельная работа

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека ,его повседневной жизни

Нарисовать один из соборов.

9

 Города Русской земли. Новгород. Псков.

1

Изучение нового материала

Выделение композиционного центра. Передача светотени. Использование тоновых и цветовых  контрастов

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

Самостоя-
тельная работа

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира

Нарисовать древний город.

II четверть – 7 часов

10

(1)

Города русской земли. Владимир и Суздаль. И.Билибин «Сказка о царе Солтане»

1

Изучение нового материала

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников. 

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

Самостоя-
тельная работа

Форма, конструкция,
соотношение
 размеров частей

Завершить работу в цвете. Принести изображе-ния Москвы.

11 (2)

Города русской земли. Москва. В.Васнецов «Московский кремель»

1

Изучение нового материала

Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских и зарубежных художников. 

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы.

Самостоя-
тельная работа

Форма, конструкция,
соотношение
 размеров частей

Завершить работу в цвете. Принести изображе-ния узоров на теремах.

12 (3)

Узорочье теремов. Пир в теремных палатах.

1

Изучение нового материала

Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни.

Знать сведения о видах современного декоративно- прикладного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоя-
тельная работа

Создание моделей предметов бытового окружения человека

Нарисовать рисунок на тему «Пир в теремных палатах»

Каждый народ – художник. -  9 ч.

13 (4)

Образ художестве-нной культуры Японии. Панно «Пейжаз Японии». ХК.Хокуяса-репрадукции картин

1

Изучение нового материала

Взаимосвязь изобразительного искусства
с литературой

Уметь анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовать пейзаж Японии.

14 (5)

Образ художестве-нной культуры Японии. Деталь в пейзаже (ветка с птицей, цветок с бабочкой…)Хоринибу «Красавица»

1

Повторение

Предварительные 
н
аброски и первоначальный схематический эскиз композиции. 

Взаимосвязи изобразительного искусства
с литературой

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени.

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовать японский сад.

15 (6)

Образ художестве-нной культуры Японии. Национальная одежда.

1

Изучение нового материала

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь рассматривать
и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовть образ японки.

16 (7)

Образ художестве-нной культуры народов  гор и степей. Иллюстрация «Пустыня»

1

Изучение нового материала

Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Изобразить степной пейзаж.

III  четверть – 10 часов

17 (1)

Города в пустыне.

1

Изучение нового материала

. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоя-
тельная работа

Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях.

Создать свой образ древнего среднеазиатского города.

18 (2)

Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Архитектура.

1

Изучение нового материала

Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Создать панно «Олимпийские игры в Древней Греции»

19

(3)

Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Гармония человека с окружающей  природой и архитектурой.

1

Изучение нового материала

Первичные навыки
рисования с натуры,
по памяти (человек)

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовать вазу с росписью Древней Греции.

20 (4)

Образ художестве-нной культуры Древней Греции. Праздники.

1

Изучение нового материала

Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры человека

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовать «Праздник Панафи-неи»

21 (5)

Образ художестве-нной культуры средневековья. Архитектура.

1

Изучение нового материала

Элементарные основы
рисунка

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовать свой узор витражного стекла.

22 (6)

Образ художестве-нной культуры средневековья. Одежда.

1

Изучение нового материала

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовать портрет девушки в костюме.

 23 (7)

Многообразие художестве-нных культур в мире (обобщение тем).

1

Урок-обобще-ние

Жанры изобразительного искусства (портреты). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной куль-
туры России и мира.
Ведущие художественные музеи России:
Государственная

Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж

Знать известные центры народных художественных ремесел России. 

Уметь узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.

Самостоя-
тельная работа

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к культуре,к  человеку и обществу.

Нарисовать татарский национа-льна костюм

Искусство объединяет народы – 10 ч.

24 (8)

Все народы воспевают материнство.

1

Изучение нового материала

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, конструктивно- анатомическое строение животных; уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоя-
тельная работа

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Нарисовать маму вместе с собой.

25 (9)

Все народы воспевают мудрость старости.

1

Урок-путе-шествие 

Взаимосвязь изобразительного искусства
с литературой.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Самостоя-
тельная работа

Различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Создать портрет близкого тебе пожилого человека – дедушки или бабушки.

26

(10)

Сопереживание – великая тема искусства.

1

Изучение нового материала

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды
и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоя-
тельная работа

сравнивать различные виды
и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Нарисовать сюжет рисунка на тему «сопере-живание»

IV четверть – 8 часов

27 (1)

Герои, борцы и защитники (воинские мамориалы).

1

Изучение нового материала

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоя-
тельная работа

Создать  эскиз памятника народному герою.

28 (2)

Рисование на тему «Праздник  9 мая – День Победы»

1

Изучение нового материала

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Знать термины «эмблема», «символ».

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Самостоя-
тельная работа

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Нарисовать салют

29 (3)

Рисование

на тему «Песни нашей

Родины»

1

Изучение нового материала

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные  цвета; рисовать с натуры

Самостоя-
тельная работа

Передача настроения
в творческой работе
с помощью цвета,
композиции

Придумать и нарисовать  образ песни.

30 (4)

Юность и надежды.

1

Изучение нового материала

Элементарные основы рисунка. Отражение
в произведениях
пластических искусств человеческих чувств

и идей; отношения
к природе

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Самостоя-
тельная работа

Отражение
в произведениях
пластических искусств человеческих чувств

и идей; отношения
к природе

Придумать и нарисовать образ радости детства и светлой юности.

31 (5)

Прославленные центры народных художестве-нных промыслов

1

Изучение нового материала

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

Знать известные центры  художественных ремесел  России. 

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

Самостоя-
тельная работа

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

32-33 (6-7)

Выполнение эскиза лепной свистульки

в виде сказочной птицы

и роспись готового
изделия

1

Изучение нового материала

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности

Знать известные центры  художественных ремесел  России. 

Уметь различать основные и составные, теплые
и холодные цвета;
 использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески
и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

Самостоя-
тельная работа

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности

Нарисовать любую игрушку.

34 (8)

Искусство народов мира. Обобщение тем четверти и года.

1

Урок-обобще-ние

Предварительные наброски и первоначальный  схематичный эскиз композиции. 
Взаимосвязи изобразительного искусства
с музыкой, литературой, театром, кино

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; 

Самостоя-
тельная работа

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира

Наблюдать за природой и делать зарисовки летом в отдельный альбом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Технология» 4 класс УМК «Школа России»

Пояснительная записка.Рабочая программа составлена на основании Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266-I (в последней редакции от 10.11.2009 г.  N 260-ФЗ), федерального компонента г...

Рабочая программа учебного предмета «Математика» 1 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования, примерной программы  и ...

Рабочая программа по предмету "Математика" 3 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка. Календарно-тематическое планирование по предмету "Математика" 3 класс УМК "Школа России....

Рабочая программа по предмету "Математика" 2 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Математика" 2 класс, УМК "Школа России"...

Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Технология" 2 класс, УМК "Школа России"...

Рабочая программа учебного предмета «Математика" 2 класс УМК "Школа России".

Календарно тематическое планирование по математике в соответствии с требованиями ФГОС, по УМК "Школа России". По темам уроков предусмотрено формирование универсальных учебных действий, контроль знаний...

Рабочая программа по предмету "Технология", 2 класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Технология", 2 класс, УМК "Школа России"...