Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

В данном материале можно найти пояснительную записку, тематический план, нормы оценок, поурочное планирование по программе Неменского. УМК "Школа 21 века". 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._planirovanie.doc120 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Обучение в 4 классе стоится на приобщении детей к миру искусства через познание многообразия культур народов Земли. Основной целью художественного воспитания и обучения является формирование представлений о своеобразии национальных культур и их взаимосвязи.

Задачи курса:

1. Развитие способности передавать в творческих работах свое отношение к окружающему миру; развитие способности к творческому самовыражению;

 2. Освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительного, декоративно-прикладного, архитектуре, дизайне; формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

 3.Овладение умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине; знакомство с героическим прошлым России, ее культурой и историей.

Курс рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю.

Учебно-тематический план

Истоки родного искусства – 9ч.

Древние города нашей земли – 7ч.

Каждый народ – художник – 11ч.

Искусство объединяет народы – 8ч.

Содержание

 Авторской программы для общеобразовательной школы «Изобразительное искусство и художественный труд, 1 – 9 классы», созданной под руководством Б.М. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.

Одна из основных идей программы — «От родного порога — в мир культуры Земли», т. е. вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже культуре своей малой родины,— без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Детей подводят к пониманию того, что предметы не только имеют утилитарное назначение, но являются также носителями духовной культуры, и так было всегда — от древности до наших дней.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства.

Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

Программа построена так, чтобы дать школьникам  представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения действительности должно служить источником развития образного мышления.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, представленные в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности должны сопутствовать учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность

искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Требования к уровню подготовки

Учащиеся должны знать:

  • отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
  • особенности художественных средств различных видов и жанров изобразительного искусства;
  • закономерности конструктивного строения изображаемых предметов, основные закономерности наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
  • различные приемы работы карандашом, акварелью, гуашью;
  • деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
  • роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опытом предыдущих поколений.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках;
  • выбирать наиболее выразительный сюжет тематической композиции и проводить подготовительную работу (предварительные наблюдения, наброски и зарисовки, эскизы), с помощью изобразительных средств выражать свое отношение к персонажам изображаемого сюжета;
  • анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;
  • пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. в рисовании на темы и с натуры;
  • передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете;
  • применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности

Критерии оценки

  • Оценка "5"

·        учащийся  полностью справляется с поставленной целью урока;

·        правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные  знания на практике;

·        верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между  собой все компоненты изображения;

·        умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное

  • ·       Оценка "4"

·        учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

·        гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

·        умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее

          характерное.

  • Оценка "3"

·        учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

·        допускает неточность в изложении изученного материала.

  • Оценка "2"

·                    учащийся допускает грубые ошибки в ответе;

·                    не справляется с поставленной целью урока;

Ресурсное обеспечение программы

  • набор учебных таблиц по ИЗО и репродукций картин художников
  • «Изобразительное искусство 4 класс, поурочные планы по программе Неменского.», Волгоград, »Учитель»,  2010.
  • Павлова «Знакомство младших школьников с произведениями изобразительного искусства», «Начальная школа», 1997, №11.
  • Шорохов Е.В., «Тематическое рисование в школе», М., «Просвещение», 1980
  • иллюстрированная детская энциклопедия «Кирилл и Мефодий»;
  • Интернет-сайты:

– www.festival.ru

-  www.it-n.ru

      -  www.openclass.ru

  - разработки, предлагаемые учителями на NSпортале

Календарно-тематическое планирование

Тема

Тип урока

Формы контроля

Планируемые результаты

Оборудование, наглядность

Дата

1

Какого цвета Родина? Осенний пейзаж.

Комбини-рованный

Текущий

Рисунок детей по памяти и представлению, развитие эстетического восприятия, фантазии, умения работать с гуашью, воспитание бережного отношения к природе

Таблицы, репродукции картин Левитана, стихи Болонского, музыка «Времена года» Чайковского, презентация

«елка с березой п.рис.»

2

Пейзаж родной земли

Комбини-рованный

Текущий

Работа в технике бумажной пластики, знакомство с разнообразием пейзажных сюжетов развитие эстетического восприятия, фантазии воспитание бережного отношения к природе

Таблицы, репродукции картин Саврасова, Шишкина, стихи Тютчева, музыка Вивальди «Времена года»

3

Гармония жилья с природой

Комбини-рованный

Текущий

Конструирование,ознакомление с образом русского дома

Таблицы, фотографии, народная музыка, презентация

tema_byta_v_russkoy_zhivopisi

4

Деревня- деревянный мир

Комбини-рованный

Текущий

Создание коллективной работы, познакомиться с деревенской архитектурой, развивать графические навыки, определять средства художественной выразительности

Таблицы, фотографии, народная музыка, презентация

sobory

5

Образ русского человека (женский)

Комбини-рованный

Текущий

Создание тематического рисунка, познакомиться с жанром портрета, особенностями русского женского платья

Таблицы, репродукции картин Васнецова, Билибина, Серова, народная музыка, презентация

женский образ

6

Образ русского человека (мужской)

Комбини-рованный

Текущий

Создание тематического рисунка, познакомиться с изображениями богатыря

Таблицы, репродукции картин Васнецова, Билибина, Врубеля, музыка Бородина, презентация

bogatyri

7

Воспевание труда в искусстве

Комбини-рованный

Текущий

Создание тематического рисунка, совершенствовать навыки изображения человека в движении развивать графические навыки

Таблицы, репродукции картин Пластова, Яблонского, презентация

ornament

8

Народные праздники

Комбини-рованный

Текущий

Создание коллективной работы развивать графические навыки развитие эстетического восприятия, понимание традиций русского народа

репродукции картин Венецианова

народная музыка

9

Ярмарка. Обобщение по теме.

Повторительно-обобщающий

Текущий

Создание работы по декоративно-творческому конструированию,получить представление о русской ярмарке

Таблицы, запись музыки «Коробейники», презентация

защитники земли русской

10

Древнерусский город-крепость

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы по конструированиюузнать об архитектуре, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, любовь к родине,

Таблицы, репродукции картин Билибина,презентация

древнерусские города

11

Древние соборы

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы по конструированиюузнать об архитектуре, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, любовь к родине

Таблицы, репродукции картин Васнецова, Газманов «Золотые купола»

12

Древний город и его жители

Комбини-рованный

Текущий

Создание коллективной работы по конструированию узнать об архитектуре, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности, любовь к родине

Таблицы, репродукции картин Васнецова, презентация

prezentaciya_portret_-_kopiya

13

Древнерусские воины-защитники

Комбини-рованный

Текущий

Работа по тематическому рисованию, познакомиться с памятником Минину и Пожарскому, развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности

Таблицы, фото памятника

презентация

защитники земли русской

14

Города русской земли. Золотое кольцо

Комбини-рованный

Текущий

Создание рисунка по памяти, развивать композиционное мышление, получить знания о годах Руси

Таблицы, фото, презентация

медведь с медом п.рияс

15

Узорочье теремов

Комбини-рованный

Текущий

Создание декоративного рисунка развивать композиционное мышление

Таблицы, фото

16

Праздничный пир в палатах. Обобщение по теме.

Повторительно-обобщающий

Текущий

Создание коллективной работы по представлению, обобщить знания о постройках, украшениях, изображениях в создании образа древнерусского города и его обитателей

Таблицы, репродукции картин Билибина,

17

Образ японских построек

Комбини-рованный

Текущий

Создание рисунка по представлению, познакомиться с особенностями японского быта,

развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности

Таблицы, фото , запись японских инструментальных мелодий, презентация

yaponskaya_kultura

18

Отношение к красоте природы в японской культуре

Комбини-рованный

Текущий

Работа по тематическому рисованию, познакомиться с  художником Хокусая, познакомиться с особенностями восприятия красоты природы японцами

Фото. Репродукции картин Хокусая, презентация

сакура

19

Образ человека, характер одежды в японской культуре

Комбини-рованный

Текущий

Создание коллективной работы рисование по памяти и представлению познакомиться с техникой оригами, выделять средства художественной выразительности,  композиции, развивать творчество, воображение

Репродукции картин Хокусая, Киёнаго, Харинобу, японская народная песенка, презентация

ikebana_-_820_kb

20

Искусство народов гор и степей

Комбини-рованный

Текущий

Работа по тематическому рисованию познакомиться с образом горного и степного мира

таблицы Репродукции картин Сарьяна, Аветисяна, Кузнецова, запись мелодий (армянская, казахская)

21

Образ художественной культуры Средней Азии

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы в технике обрывной аппликации из цветной бумаги выделять средства художественной выразительности,  композиции, развивать творчество, воображение

Таблицы, фото,

Презентация

культура средней азии

22

Образ красоты древнегреческого человека

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы по памяти и представлению, получить представление о Древней Греции, развивать художественный вкус

Таблицы, фото «Дискобол»

23

Древнегреческая архитектура

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы по конструированию

получить представление о Древней Греции, развивать художественный вкус

Фото, презентация

afinskiy_akropol

24

Древнегреческий праздник. Олимпийские игры в Древней Греции

Комбини-рованный

Текущий

Создание коллективной работы, получить представление о Древней Греции, развивать художественный вкус

фото

25

Образ готических городов. Средневековая архитектура

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы по конструированию, познакомиться с архитектурой городов

Фото, презентация

gotika

26

Средневековые готические костюмы. Ремесленные цеха

Комбини-рованный

Текущий

Создание коллективной работы познакомиться с костюмом

Рисунки костюмов, презентация

zamki_proekt_2012

27

Многообразие культур в мире. Обобщение по теме

Повторительно-обобщающий

Текущий

Обобщение знаний детей по теме

развивать эмоциональное, эстетическое, образное восприятие, творческие способности

Фото архитектурных построек

28

Все народы воспевают материнство

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы по представлению, получить представление о едином образе матери в искусстве разных народов

Репродукции картин Пикассо, Рафаэля, Дейнеки, колыбельная Римского-Корсакова

29

Все народы воспевают мудрость старости

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы тематического рисования

Познакомиться с произведениями Леонардо да Винчи и Рембрандта

Репродукции картин Леонардо да Винчи и Рембрандта, презентация

все народы воспевают мудрость

30

Сопереживание -  великая тема искусства

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы тематического рисования Познакомиться с произведениями Рембрандта и Перова

Репродукции картин Перова «Тройка», Рембрандта «Блудный сын», презентация

rafael

31-32

Герои, борцы, защитники

Комбини-рованный

Текущий

Создание эскиза памятника герою в технике «Лепка» развивать творчество, воображение, вкус

Фото скульптуры Микеланджело «Давид»

33

Юность и надежды

Комбини-рованный

Текущий

Создание работы тематического рисования, совершенствовать навык изображения людей

Репродукции картин Веласкеса, Кипренского, Серова , презентация velikiy_marinist_ayvazovskiy_

34

Искусство народов мира. Обобщение по теме

Повторительно-обобщающий

Текущий

Обобщение знаний по теме, развитие познавательных потребностей творчества, воображения

Репродукции картин

35

Праздник искусства

Повторительно-обобщающий

Текущий

Получить задание на лето, повторить материал, пройденный за год развитие познавательных потребностей творчества, воображения

Репродукции картин , презентация russkaya_narodnaya_igrushka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...