Рабочая программа по ИЗО для 2 класса под ред. В.С. Кузина.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Макаровская Ольга Александровна

  Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения), Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа»,ФГОС, «Дрофа», 2013г. под ред. В.С. Кузина и др., 34 часа в год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

гимназия № 498

 Невского района Санкт-Петербурга

Рекомендована к использованию Педагогическим советом  ГБОУ гимназии № 498

 

Протокол  от________ №____.   

«Утверждаю»

Приказ от _____   № ___       

Директор гимназии

___________ Н.В.Медведь 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по изобразительному искусству

для  2 класса

                                                                     

учителя изобразительного искусства

                                   

                                        Макаровской Ольги Александровны (I КК)

Срок реализации программы 2014-2015 учебный год

         

Санкт-Петербург

2014


Пояснительная записка

  Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 кл. составлена на основе примерной программы по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программы «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа»,ФГОС, «Дрофа», 2013г. под ред. В.С. Кузина и др.

Программа Кузина В.С.  Курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Для реализации программного содержания используются:

  • Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 2 класс: учебник – М.:  Дрофа, 2013;
  • Богатырева В.Я. Изобразительное искусство. 2 класс: рабочая тетрадь – М.:  Дрофа, 2013; (по желанию родителей).
  • Кузин В. С.  Изобразительное искусство. 2 класс: Методическое пособие – М.:  Дрофа, 2013.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

Цель: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

     

Содержание программы  учебного курса.

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) 
  • Рисование на темы
  • Декоративная работа
  • Лепка
  • Аппликация 
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Рисование с натуры (рисунок, живопись) (8 ч)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Рисование на темы (8 ч)

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Декоративная работа (8 ч)

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Лепка (3 ч)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Аппликация (3 ч)

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

            Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Характеристика 2А класса

7-8 лет

Всего: 31. Мальчиков: 10, девочек: 21.

Общий уровень подготовленности, успеваемости

Все учащиеся стараются, очень активные. Но не все бывают готовы к урокам (нет необходимых принадлежностей).

Мотивация к обучению, причины.

Учащиеся активно участвовали во многих выставках и конкурсах, проводимых в Гимназии и за ее пределами, что развивало их мотивацию к обучению на уроках ИЗО.

Это прежде всего Ермолаева Ульяна, Линкевич Анна, Кудряшова Марьяна, Пара Дарья, Фомина Лилия, Хребтова Дарья.

Необходимость индивидуальной работы

Со следующими учениками: Светлакова Антонина, Карпушенков Захар, Головнин Михаил, Сапожников Владислав.

Тематическое планирование

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись)  - 8 час.
  • Рисование на темы – 8 час.
  • Декоративная работа – 8 час.
  • Лепка – 3 час.
  • Аппликация -3 час.
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по этой программе

В течение учебного года учащиеся должны получить начальные сведения:

  • - о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
  • - о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
  • - о цветах спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, желтый, синий);
  • - об особенностях работы акварельными и гуашевыми  красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных цветов  (оранжевый- от смешивания желтой и красной красок, зеленый-  желтой и синей, фиолетовый- красной и синей), о сложных цветах, о цветах теплых и холодных, о цветах светлых и темных.
  • К концу учебного года учащиеся должны уметь:
  • - высказывать суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • - верно и выразительно передавать в рисунке несложную форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • - правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме изображаемого предмета;
  • - определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
  • - передавать в рисунках  на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
  • - передавать в тематических рисунках пространственные отношения : изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних- выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов, сознательно изображать линию горизонта и пользоваться приемом загораживания;
  • - выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно- обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
  • - лепить простые объекты (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
  • - составлять несложные аппликационные композиции из разных материалов.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса в условиях внедрения ФГОС ООО.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу второго года обучения  

Личностные

У учащихся будут сформированы:

· положительная мотивация и познавательный интерес к урокам изобразительного искусства;

· осознание своей принадлежности народу, чувства уважения к традиционному народному художественному искусству России;

· внимательное отношение к красоте окружающего мира,

к произведениям искусства;

· эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства и изображаемой действительности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

· чувства сопричастности к культуре своего народа, чувства уважения к мастерам художественного промысла;

· понимания разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

· положительной мотивации к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

· интереса к посещению художественных музеев, выставок;

· представлений о роли изобразительного, декоративного и народного искусства в жизни человека.

Метапредметные

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· понимать цель выполняемых действий,

· понимать важность планирования работы;

· выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией учителя;

· осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

· адекватно оценивать правильность выполнения задания;

· осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

· анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

· решать творческую задачу, используя известные средства;

Учащиеся получат возможность научиться:

· продумывать план действий при работе в паре, при создании проектов;

· объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

· различать и соотносить замысел и результат работы;

· включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные

Учащиеся научатся:

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

· различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

· сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

· характеризовать персонажей произведения искусства;

· группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

· конструировать объекты дизайна.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

· свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

· сравнивать, классифицировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

· уметь слышать, точно реагировать на реплики;

· учитывать мнения других в совместной работе;

· договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

· выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

· соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

· задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно- выразительным средствам.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно - творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Тумбочка на колесах для технических средств обучения.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

Технические средства обучения

  • Компьютер
  • Интерактивная доска
  • Электронное пособие «Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе В.С.Кузина, 1-2 классы», изд-во «Учитель», 2012 год.
  • Электронное пособие «Тематическое планирование. Изобразительное искусство», Программа В.С. Кузина, изд-во «Учитель», 2010 г.
  • Электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство. 2 класс», автор В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, Изд-во «Дрофа», 2014 г.

Таблицы (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  • Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство и др.

Методический фонд

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора).
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор).
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Список литературы

Учебно-методическое обеспечение

   Примерная программа по учебным предметам « Изобразительное искусство 1-4 и 5-7 классы, музыка 5-7 классы, искусство 8-9 классы». – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения),  Программа «Изобразительное искусство» под руководством В.С. Кузина. − М.: Просвещение, 2011 г. и «Изобразительное искусство. 1-4 классы. Рабочая программа», В. С. Кузин и др., «Дрофа»,  2013.

а) основная литература:

Богатырева В.Я. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. 2 класс. (по желанию)

Долгоаршинных Н.В. под ред. Ломова С.П. Изобразительное искусство. 2 класс. Методическое пособие к учебнику В.С. Кузина, Э.И. Кубышкиной.

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. «Изобразительное искусство. Учебник. 2 класс» Дрофа, 2013 г.

Кузин В.С. Изобразительное искусство.2 класс. Методическое пособие. Дрофа, 2013.

б) дополнительная литература для учителя:

Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.

Комарова Т. С.  Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.

Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.

Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.

 Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: детство-пресс, 2003 – 234 с.

 Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.

Павлова О.В. Изобразительное искусство в начальной школе. – Волгоград, Учитель, 2008.- 139 с.

Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.

Свиридова О.В. Изобразительное искусство в школе. Волгоград, учитель, 2007. – 185 с.

Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.

Хапилина И.А. Азбука народных промыслов. 1-4 классы. Дополнительный материал к урокам изобразительного искусства и технологии. Волгоград, Учитель, 2010.- 199 с.

 Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.

 Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

 Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

в) дополнительная литература для учащихся:

Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.

Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.

Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.

Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.

Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

«Введенская сторона» Журнал об искусстве для школьников art-storona.ru/ Журнал о мировой культуре и искусстве, где печатаются репродукции картин великих мастеров и работы школьников (стихи, проза, эссе, рисунки)


РАЗВЕРНУТЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(2 класс)

п/п

Наиме-

нование

раздела

программы

Тема урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы содержания, практика

Требования

к уровню подготовки

обучающихся

(планируемые результаты: личностные, метапредметные, предметные)

Вид

контроля.

Измерители

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Дата
проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Рисование с натуры
(1 час)

Теплые и холодные цвета в живописи.

«Дорожные знаки» (рисование с натуры)

1

Введение новых знаний

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник

и материалов: акварель. Изображение с натуры. Освоение основ рисунка

Знать:

– теплые и холодные цвета
в живописи;

– правила работы с акварельными красками.

Уметь:

– различать основные и составные, холодные и теплые цвета;

– выполнять рисунок с натуры;

– работать кистью и акварельными красками

Передача настроения

в творческой работе

с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования.

Использование художественной техники и материала: коллаж, граттаж, аппликация, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры, пластилин, глина. Выражать свое отношение

к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

2

Аппликация
(1 час)

Орнамент из геометрических фигур (аппликация)

1

Введение новых знаний

Техника безопасности при работе с ножницами.

Выбор и применение

выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция

Знать:

– понятие «орнамент»;

– известные центры народных художественных ремесел России.

Уметь выполнять аппликацию из геометрических фигур, простых по форме цветов

Текущий.

Ответы

на вопросы

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги.

Знакомство с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

3

Декоративная

 работа
(1 час)

Узоры в полосе
из растительного орнамента (декоративная работа)

1

Введение новых знаний

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, ком-позиция, пропорции. Использование различных художественных техник и материалов: гуашь

Знать:

– понятие «орнамент»;

– известные центры народных художественных ремесел России;

– правила работы с гуашевыми красками.

Уметь выполнять декоративные цепочки из растительного орнамента

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу

Рисование узоров и де-коративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение

в полосе, круге растительных и геометрических узоров

4

Рисование с натуры
(1 час)

Набросок: бабочка.

Ось симметрии (рисование по памяти и представлению)

1

Введение новых знаний

Передача настроения

в творческой работе

с помощью цвета, композиции

Знать понятие «ось симметрии».

Уметь:

– последовательно проводить работу над рисунком по представлению;

– использовать линию симметрии в построении рисунка;

– изображать характерные очертания бабочек

Текущий. Ответы

на вопросы

Ось симметрии. Передача настроения в твор-ческой работе с помощью орнамента, конструирования. Использование материала: пастель, восковые мелки

5

Лепка
(2 часа)

«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства. Натюрморты художника Ильи Машкова» (беседа).

«Листья деревьев»

(лепка)

1

Введение новых знаний

Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства

в высказывании, рассказе.

Знакомство с отдельными произведениями выда-ющихся художников:

И. Левитан, В. И. Суриков, А. К. Саврасов

Знать:

– понятие «натюрморт»;

– натюрморты художника Ильи Машкова;

– правила работы с пластилином.

Уметь лепить листья деревьев из пластилина

Текущий. Ответы

на вопросы

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей

по памяти и представлению. Первое знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки. Натюрморты художника Ильи Машкова

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

«Ваза с фруктами», «Корзина с грибами, овощами» (лепка)

1

Комби-нирован-ный

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, про-порции, композиция

Знать правила работы с пластилином.

Уметь:

– лепить фрукты и овощи;

– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;

– использовать художественные материалы

Текущий.

Самостоятельная работа

Использование материала: пластилин, глина.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении. Передача настроения в творческой работе с помощью орнамента, конструирования

7

Декоративная

работа
(2 часа)

«Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» (беседа).

«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев, бабочек для украшения коврика» (декоративная работа)

1

Комби-нирован-ный

Участие в различных видах декоративно-прикладной деятельности. Освоение основ декоративно-прикладного искусства

Знать:

– понятие «орнамент»;

– приём выполнения узора

на предметах декоративно-прикладного искусства;

– известные центры народных художественных ремесел России.

Уметь выполнять кистью простейшие элементы растительного узора для украшения коврика

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу

8

Красота гжельских узоров. «Волшебная тарелка» (декоративная работа)

1

Комби-нирован-ный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов

в России. Выбор и приме-нение выразительных средств для реализации собственного замысла

в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать:

– известные центры народных художественных ремесел России;

– элементы гжельских узоров.

Уметь выполнять узор в полосе, используя линии, мазки, точки как приёмы рисования кистью декоративных элементов

Текущий.

Самостоятельная работа

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

9

Рисование на

тему
(1 час)

«Жизнь природы. Художник-пейза-жист Николай Ромадин» (беседа).

«Осенний волшебный дождь» (рисование на тему)

1

Комби-нирован-ный

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского мирового искусства.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция

Знать:

– понятие «пейзаж»;

– творчество художника-пейзажиста Николая Ромадина.

Уметь:

– самостоятельно компоновать сюжетный рисунок;

– передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

– правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски;

– последовательно вести линейный рисунок на тему

Текущий.

Самостоятельная работа

Передача настроения

в творческой работе

с помощью тона, штриха. Использование художественной техники и материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь

10

Декоративная

работа
(1 час)

Жостовская роспись. «Букеты цветов на подносе»

(декоративная

работа)

1

Комби-нирован-ный

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла

в рисунке. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать:

– известные центры народных художественных ремесел России;

– правила и технику выполнения жостовской росписи.

Уметь выделять элементы

узора в изделии

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

11

Аппликация
(1 час)

Орнамент. «Украшаем варежки узором из геометрических фигур» (аппли-кация)

1

Комби-нирован-ный

Техника безопасности при работе с ножницами.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Создание моделей предметов бытового окружения человека

Знать:

– понятия «орнамент» и «аппликация»;

– известные центры народных художественных ремесел России;

– технику выполнения аппликации

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу

Передача настроения

в творческой работе

с помощью орнамента, конструирования. Использование художественной техники: аппликация

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Уметь:

– составлять композицию;

– последовательно наклеивать элементы композиции

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

12

Рисование с натуры
(1 час)

«Овощи и фрукты»

(рисование с натуры)

1

Комби-нирован-ный

Изображение с натуры. Ос-новы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Рисование с нату-ры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально.

Передача в рисунках фор-мы, очертания и цвета изо-бражаемых предметов

Знать правила рисования

с натуры.

Уметь

– рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорций и цветовой окраски;

– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;

– использовать художественные материалы

Текущий.

Самостоятельная работа

Передача настроения

в творческой работе

с помощью тона, штриха. Использование материала: коллаж, пастель, восковые мелки, тушь, фломастеры

13

Декоративная
работа
(1 час)

Мастера села

Полхов-Майдан. Русская матрешка. «Праздничные краски русской матрешки» (декоративная работа)

1

Комби-нирован-ный

Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов

в России. Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров. Формирование представлений о ритме в узоре,

о красоте народной рос-писи в украшении игрушек, одежды

Знать:

– известные центры народных художественных ремесел России;

– элементы растительного узора, украшающего русскую матрешку.

Уметь:

– выделять характерные особенности росписи полхов-майданских мастеров;

– рисовать кистью элементы узора русской матрешки

Текущий.

Самостоятельная

работа

по образцу

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

14

Рисование на

тему
(1 час)

«Игрушечные машины» (рисование с натуры)

1

Комби-нирован-ный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.

Изображение с натуры.

Создание моделей предме-тов бытового окружения человека. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов

Знать правила рисования

с натуры.

Уметь:

– выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков;

– изображать форму, общее пространственное расположе-ние, пропорции, цвет;

– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;

– использовать художественные материалы

Текущий.

Самостоятельная работа

Передача настроения

в творческой работе

с помощью тона, штриха, материала, орнамента, конструирования

15

Рисование с натуры
(3 часа)

«Любимая книга»

(рисование с натуры, выполнение графических и живописных упражнений)

1

Комби-нирован-ный

16

«Ёлочные игрушки» (рисование с натуры)

1

Комби-нирован-ный

17

«Ветки ели или сосны с шишками»

(рисование с натуры)

1

Комби-нирован-ный

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция

Знать правила рисования

с натуры.

Уметь рисовать ветку хвойного дерева, точно передавая её характерные особенности (форму, величину, расположение игл)

Текущий.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

18

Лепка
(1 час)

«Барыня» (лепка, дымковская игрушка)

1

Комби-нирован-ный

Передача настроения

в творческой работе

с помощью цвета, композиции, объёма, материала.

Использование различных материалов: пластилин. Лепка дымковской

Знать

– известные центры народных художественных ремесел России;

– технику работы с пластилином;

– особенности дымковской игрушки.

Текущий.

Самостоятельная работа

Использование материала: пластилин, глина

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

барыни по памяти и по представлению. Правила работы с пластилином, правила лепки

Уметь лепить народную игрушку (дымковскую барыню) по памяти и представлению

19

Рисование на

тему
(1 час)

«Художники-сказочники. Иван Билибин. Виктор Васнецов» (беседа).

«Маша и медведь» (иллюстрирование русской народной сказки)

1

Комби-нирован-ный

Представление о богатстве и разнообразии художест-венной культуры России и мира. Знакомство с про-изведениями художников: В. Васнецов, И. Билибин. Иллюстрирование сказок. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать:

– понятие «иллюстрация»;

– творчество художников-

сказочников: Ивана Билибина, Виктора Васнецова.

Уметь:

– выполнять иллюстрации
к народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет;

– передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

– правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

Текущий.

Самостоятельная

работа

по образцу

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

20

Декоративная

работа
(1 час)

Архангельские

и тульские печатные пряники. Рисование тульского пряника. «Фигурки животных и людей» (декоративная работа)

1

Комби-нирован-ный

Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов

в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении тульских пряников

Знать:

– известные центры народных художественных ремесел России;

– элементы растительного

и животного узора, украшающего изделия тульских мастеров.

Уметь выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка

Текущий.

Самостоятельная

работа

по образцу

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

21

Рисование с натуры
(1 час)

«Выдающиеся русские художники второй половины XIX в. Илья Репин. Иван Шишкин»

(беседа).

«С чего начинается Родина» (рисование по памяти и представлению)

1

Комби-нирован-ный

Знакомство с произведениями выдающихся русских художников: И. Шишкин, И. Репин. Изображение по памяти и воображению. Передача настроения в творческой работе

с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна. Передача в ри-сунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению раз-личных объектов действи-тельности

Знать:

– творчество русских художников второй половины

XIX в: Илья Репина, Ивана Шишкина;

– о линии и пятне как художественно-выразительных

средствах живописи.

Уметь:

– выполнять рисование по памяти и представлению;

– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;

– использовать художественные материалы

Текущий.

Самостоятельная работа

22

Рисование на

тему
(1 час)

«Зимние развлечения с друзьями» (рисование на

тему)

1

Комби-нирован-ный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, пространства, линии, пятна

Знать о линии и пятне как художественно-выразительных средствах живописи.

Уметь:

– самостоятельно выбирать материал для творческой работы;

– передавать в тематических рисунках пространственные отношения

Текущий.

Творче-

ская работа

23–

24

Декоративная

работа
(2 часа)

Выполнение коллективного фриза «Здравствуй, весна!» на основе декоративного

2

Комби-нирован-ный

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Представление о роли изобразительных

Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Текущий.

Самостоятельная

работа

по образцу

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

изображения цветов, птиц для украшения школы (декоративная работа)

искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей

Уметь:

– выполнять коллективную творческую работу;

– самостоятельно выбирать материал для творческой

работы

25

Рисование на

тему
(1 час)

«Городские и сельские пейзажи» (беседа).

«Береза» С. Есенин (иллюстрирование произведений литературы)

1

Комби-нирован-ный

Иллюстрирование произведений литературы. Родная природа в творчестве русских художников. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать понятие «пейзаж». Уметь:

– самостоятельно выполнять композицию иллюстрации;

– выделять главное в рисунке;

– передавать в тематических рисунках пространственные отношения;

– правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

Текущий.

Самостоятельная работа

Передача настроения

в творческой работе

с помощью тона, штриха

26

Беседы об изо-
брази-
тельном

искус-
стве
(1 час)

«Главные художественные музеи России» (беседа)

1

Комби-нирован-ный

Образное содержание искусства. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании. Ведущие художественные музеи России: Государственная Третьяковская галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Знать:

– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

– ведущие художественные музеи России.

Уметь:

– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

– узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов

Текущий. Ответы

на вопросы

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

27

Лепка
(1 час)

Филимоновские

глиняные игрушки (лепка игрушек несложной формы

по народным мотивам)

1

Комби-нирован-ный

Передача настроения

в творческой работе с по-мощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного искусства.

Лепка птиц, зверей по па-мяти и по представлению

Знать:

– известные центры народных художественных ремесел России;

– особенности работы с пластилином, правила лепки.

Уметь лепить филимоновские глиняные игрушки (птиц, зверей) по памяти и представлению

Текущий.

Самостоятельная работа

Использование материала: коллаж, пластилин, глина

28–

29

Рисование на

тему
(3 часа)

«Художники-анима-листы. Василий Ватагин, Михаил Кукунов. Животные в творчестве Валентина Серова» (беседа).

«Силуэты  животных». Силуэты в изобразительном искусстве. Контрасты (рисование на тему)

2

Комби-нирован-ный

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Знакомство с произведениями выдающихся художников: Василия Ватагина, Михаила Кукунова, Валентина Серова.

Рисование на тему

Знать:

– понятие «художник-анима-лист»;

– творчество художников

В. Ватагина, М. Кукунова,

В. Серова.

Уметь:

– рисовать силуэты животных;

– передавать свои наблюдения, переживания, пространственные отношения в тематическом рисунке;

– высказывать простейшие суждения о картинах

Текущий.

Самостоятельная работа

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении. Использование материала: тушь

30

«Праздничный салют» (рисование на тему)

1

Комби-нирован-ный

Передача настроения

в творческой работе. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содер-жание искусства

Знать теплые и холодные цвета.

Уметь:

– рисовать праздничный салют, используя различную технику

Текущий.

Самостоятельная работа


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

31

Рисование с натуры
(2 часа)

«Мои любимые животные»

1

Комби-нирован-ный

Изображение с натуры. Особенности изображения животных. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Выполнение набросков животных

Знать творчество художников-анималистов.

Уметь:

– последовательно проводить работу над рисунком;

– изображать характерные очертания домашних животных;

– правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски

Текущий.

Самостоятельная работа

32

«Красота вокруг нас» (рисование с натуры простых по форме цветов)

1

Комби-нирован-ный

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции, композиция

Знать правила работы с акварелью.

Уметь:

– рисовать с натуры разнообразные цветы;

– использовать художественные материалы

Текущий.

Самостоятельная работа

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

33

Аппликация
(1 час)

«Поле маков»

(аппликация)

1

Комби-нирован-ный

Техника безопасности при работе с ножницами.

Использование различных художественных техник и материалов: аппликация. Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусков бумаги

Знать:

– понятие «аппликация»;

– технику выполнения аппликации.

Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять

Текущий.

Самостоятельная работа по образцу


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

Путешествие в страну «Волшебный мир красок»

1

Урок-викторина

Восприятие, эмоциональная оценка шедевров

русского и мирового

искусства. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе

Знать:

– основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

– ведущие художественные музеи России.

Уметь высказывать простейшие суждения о картинах

и предметах декоративно-при-кладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник)

Фронтальный. Игровые задания

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в небольшом сочинении

Лист коррекции

Тема урока (изменение темы урока)

Дата проведения

План/факт


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ИЗО. 3 класс. Кузин В.С.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ИЗО 2 класс В.С. Кузин

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся во 2 классеТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планировани...

Рабочая программа по ИЗО 3 класс В.С. Кузин

Пояснительная запискаСодержание программыОсновные требования к уровню знаний и умений учащихся в 3 классеТематический план учебного курсаТематическое планированиеКалендарно – тематическое планирование...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С.

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс Кузин В.С....

Рабочая программа по ИЗО 4 класс (УМК "Школа России", учебник В.С. Кузина)

Рабочая программа по изобразительному искусству и расширенное Календарно-тематическое планирование составлено на основе авторской Программы. Аторы: В.С. Кузин, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова, Э.И. Кубыш...