Ктп по изобразительному искусству 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Кузнецова Елена Александровна

КТП и пояснительная записка по изобразительному искусству 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitel_tem_pl_izo.docx70.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по  изобразительному искусству для 4 специального (коррекционного) класса VII вида разработана а на основе программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» и  соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования.

Рабочая программа рассчитана:

Количество часов в год – 34

Количество часов в неделю – 1

Количество часов в    I четверти – 9

Количество часов во II четверти – 7

Количество часов в   III четверти – 10

Количество часов в   IV четверти – 8

Общая характеристика учебного   курса

         Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания  их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Цель курса:

Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисовать с натуры, по памяти, по представлению.
  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Для реализации программного обеспечения используются:

  •  Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Каждый народ  - художник: учебник для 4 класса – М.: Просвещение, 2013
  •  Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику  «Каждый народ  - художник » для 4 класса – М.: Просвещение, 2013
  • Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.

Технические средства обучения

  • Телевизор
  • Видеомагнитофон (DVD)
  • Интернет
  •  Хохлома
  • Гжель
  • Дымковская игрушка
  • Жостово

           Методический фонд

  •  Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  •  Серии фотографий и иллюстраций природы.
  •  Фотографии и иллюстрации животных.
  •  Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  •  Таблицы последовательного рисования по темам и классам
  •  Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись)
  • Рисование на темы и иллюстрирование (композиция)
  • Декоративная работа
  • Лепка
  • Аппликация с элементами дизайна
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса:

Личностные результаты

  • отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты

  • характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты

  • характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения изобразительного искусства четвероклассники научатся:

- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;

- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;

- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;

- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражено чувство людей и отношение между людьми, их мечты и заботы;

- воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

- выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых  художественных произведений;

- выявлять произведения по жанровым и видовым признакам;

- создавать творческие работы  на основе собственного замысла;

- работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками.

Четвероклассники получат возможность научиться:

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;

- воспринимать  произведения  изобразительного искусства разных жанров;

- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;

- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- анализировать произведения искусства.

Содержание курса.

 

Тема раздела

Количество

часов

1.

Истоки родного искусства.

8

2.

Древние города нашей земли.

7

3.

Каждый народ – художник.

11

4.

Искусство объединяет народы.

8

Итого

34 часа

ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА (8 ч.)

Пейзаж родной земли- 2 часа

Характерные черты, своеобразие родного пейзажа. Изображение пейзажа нашей  полосы, выявление его особой красоты.

Материалы: гуашь, мелки, бумага.

Деревня — деревянный мир – 2 часа

Знакомство с русской деревянной архитектурой: избы, ворота, амбары, колодцы... Деревянное церковное зодчество. Изображение    деревни  

— коллективное    панно    или    индивидуальная работа.

Материалы: гуашь, бумага, клей, ножницы.

Образ красоты человека – 2 часа

У каждого народа складывается свой образ женской и мужской красоты. Это выражает традиционная народная одежда. Образ мужчины  

неотделим от его труда. В нем соединены представления о могучей силе и доброте — «добрый молодец». В образе женской красоты всегда

выражается способность людей мечтать, стремление преодолеть повседневность. Красота тоже оберег. Женские образы глубоко связаны

с образом птицы счастья («лебедушка»).

Изображение женских и мужских народных образов индивидуально или для панно. Фигуры вклеивает в панно группа «главного художника».

Обратить внимание, что фигуры в детских работах должны быть в движении, не должны напоминать выставку одежд. При наличии

дополнительных уроков — изготовление кукол по типу народных тряпичных или лепных фигур для уже созданной «деревни».

Материалы: бумага, гуашь, клей, ножницы.

Народные праздники - 2 часа

Роль праздников в жизни людей. Календарные праздники: осенний праздник урожая, ярмарки и т. д. Праздник — это образ идеальной,  

счастливой жизни.

Создание работ на тему народного праздника с обобщением материала темы.

Материалы: склеенное полотнище обоев для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, ножницы, клей.

ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ ЗЕМЛИ (7 ч.)

Родной угол – 1час

Каждый город особенный. У него свое неповторимое лицо, свой характер. Каждый город имеет свою особую судьбу. Его здания в своем

облике запечатлели исторический путь народа, события его жизни. Слово «город» произошло от «городить», «огораживать» крепостной

стеной. На высоких холмах, отражаясь в реках и озерах, росли города с белизной стен, куполами храмов, перезвоном колоколов. Таких

городов больше нигде нет. Нужно раскрыть красоту городов родной земли, мудрость их архитектурной организации.

 Древние соборы1 урок

Соборы воплощали красоту, могущество и силу государства. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. Это были

святыни города.

Знакомство с архитектурой древнерусского каменного храма. Конструкция, символика храма. Постройка древнего собора из бумаги.

Коллективная работа.

Материалы: бумага,  ножницы,  клей  или  пластилин, стеки

Древние города Русской земли – 2 час

Знакомство с своеобразием разных городов — Москвы, Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля и других. Они похожи и непохожи между

собой. Изображение разных характеров русских городов. Практическая работа или беседа.

Материалы: графическая техника (мелки, монотипия) или живопись (гуашь, кисти), бумага.

 

Древнерусские воины-защитники – 1 час

Изображение   древнерусских   воинов,   княжеской   дружины. Одежда и оружие воинов.

Материалы: гуашь, бумага.

Узорочье теремов – 1 час

Образы теремной архитектуры. Расписные интерьеры, изразцы. Изображение интерьера палаты — подготовка фона для следующего '

задания.

Материалы: бумага (тонированная или цветная), гуашь, кисти.

Праздничный пир в теремных палатах- 1 час

Коллективное аппликативное панно или индивидуальные изображения пира.

Материалы: склеенные обои для панно и листы бумаги, гуашь, кисти, клей, ножницы.

КАЖДЫЙ  НАРОД —ХУДОЖНИК (11 ч.)

Братья-Мастера ведут детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира.

Учитель может выбрать три культуры, чтобы успеть интересно «прожить» их с детьми. Мы предлагаем три культуры в контексте их

связей с культурой современного мира: это культура Древней Греции, средневековой (готической) Европы и Японии как пример культуры

Востока. Но учитель может взять для изучения/например, Египет, Китай, Индию и т. д. Важно осознание детьми того, что мир

художественной жизни на Земле чрезвычайно многолик и через искусство мы приобщаемся к мировосприятию, к душе разных народов,

сопереживаем им. Именно это нужно формировать на таких уроках.

Художественные культуры мира — это не история искусств этих народов. Это пространственно-предметные миры культуры, в которых

выражается душа народа.

Каждая культура просматривается по четырем параметрам: природа, характер построек, люди в этой среде и праздники народов как

выражение представлений о счастье и красоте жизни.

Образ художественной культуры Японии – 3 час

Характерное для японских художников изображение природы через детали: ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с

кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни.

Изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически, движения, фигуры.

Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» или «Праздник хризантем». Отдельные фигуры выполняются индивидуально и

вклеиваются затем в общее панно. Группа «главного художника» работает над фоном панно.

Материалы: большие листы бумаги для коллективной работы, гуашь, пастель, карандаши, ножницы, клей.

Зрительный ряд: гравюры японских художников Утамаро, Хо-кусай — женские образы, пейзажи; слайды современных городов Японии.

Литературный ряд: традиционная японская поэзия.

Народы гор и степей. – 2 часа

Древняя Эллада. Образ художественной культуры Древней  Греции – 3 часа

Древнегреческое понимание красоты человека — мужской и женской — на примере скульптурных произведений Мирона, Поликлета, Фидия

(человек является «мерой всех вещей»). Размеры, пропорции, конструкции храмов гармонично соотносились с человеком. Восхищение

гармоничным, спортивно развитым человеком — особенность Древней Греции. Изображение фигур олимпийских спортсменов (фигуры в

движении) и участников шествия (фигуры в одеждах).

Гармония человека с окружающей природой и архитектурой. Представление о дорической («мужественной») и ионической

(«женственной») ордерных системах как характере пропорций в построении греческого храма. Создание образов греческих храмов

(полуобъемные или плоские аппликации) для панно или объемное моделирование из бумаги.

Создание панно «Древнегреческие праздники». Это могут быть Олимпийские игры или праздник Великих Панафиней (торжественное

шествие в честь красоты человека, его физического совершенства и силы, которым греки поклонялись).

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы- 2 часа

Ремесленные цеха были отличительной чертой этих городов. Каждый цех имел свои одежды, свои знаки отличия, гербы, и члены его

гордились своим мастерством, своей общностью.

Работа над панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» с подготовительными этапами изучения архитектуры, одежды

человека и его окружения (предметный мир).

Материалы: большие листы бумаги, гуашь, пастель, кисти, ножницы, клей.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) – 1 час

Выставка детских работ. Проведение беседы для закрепления в сознании детей темы «Каждый народ — художник» как ведущей темы

года. Итогом беседы должно быть не запоминание названий, а радость от возможности поделиться открытиями уже прожитых детьми

культурных миров. Наши три Брата-Мастера именно на этом уроке должны помогать учителю и детям заниматься не заучиванием

памятников, а пониманием разности своей работы в разных культурах, помогать осознанию того, что постройки, одежды, украшения у

разных народов очень разные.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)

Все народы воспевают материнство- 2 часа

Для каждого человека на свете отношение к матери особое. В искусстве разных народов есть тема воспевания материнства, матери,

дающей жизнь. Существуют великие произведения искусства на эту тему, понятные всем людям.

Дети по представлению изображают мать и дитя, стремясь выразить их единство, ласку, их отношение друг к другу.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

Все народы воспевают мудрость старости – 1 час

Есть красота внешняя и внутренняя — красота душевной жизни, красота, в которой выражен жизненный опыт, красота связи поколений.

Задание на изображение любимого пожилого человека. Главное — это стремление выразить его внутренний мир.

Материалы: гуашь или пастель, бумага, кисти.

 

Сопереживание — великая тема искусства – 1 час

С древнейших времен искусство стремилось вызвать сопереживание зрителя. Искусство воздействует на наши чувства. Изображение

страдания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, чужому

страданию.

Создание рисунка с драматическим сюжетом, придуманным автором (больное животное, погибшее дерево и т. д.).

Материалы: гуашь (черная или белая), бумага, кисти.

Герои, борцы и защитники – 1 час

В борьбе за свободу, справедливость все народы видят проявление духовной красоты. Все народы воспевают своих героев. У каждого народа

многие произведения изобразительного искусства, скульптуры, музыки, литературы посвящены этой теме. Героическая тема в искусстве

разных народов.

Эскиз   памятника   герою,   выбранному   автором  (ребенком). Материалы: пластилин, стеки.

Юность и надежды – 1час

Тема детства, юности в искусстве. Изображение радости детства, мечты ребенка о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Материалы: гуашь или пастель, бумага.                                       \

Искусство народов мира (обобщение темы) – 2 часа

Итоговая выставка работ. Обсуждение творческих работ учащихся.

Материалы: бумага для оформления работ, клей, ножницы и т. д.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые предметные результаты освоения материала

УУД

ИСТОКИ  ИСКУССТВА ТВОЕГО  НАРОДА (8 ч.)

1.

Пейзаж родной земли. НРК Красота и

разнообразие окружающего мира природы.

Знакомство с понятием «форма». 

Урок введения в новую тему

Характеризовать красоту природы родного края и разных климатических зон.

Изображать характерные особенности родной природы.

Использовать выразительные средства живописи для создания образа природы. Изображать российскую природу (пейзаж)

Воспринимать и оценивать красоту родной природы.

Давать эстетические характеристики разных пейзажей.

Учиться видеть разнообразие природной среды и называть особенности природы.

Овладевать живописными навыками работы гуашью.

Учиться видеть красоту природы в произведениях русской живописи.

Называть роль искусства в понимании красоты природы.

Представлять изменчивость природы в разное время года и  в течение дня.

Учиться видеть красоту разных времен года.

Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении.

Учитывать правила в планировании и контроле способа решения.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

2.

Пейзаж родной земли. Роль искусства в понимании красоты природы.

Комбинированный урок

3.

          Деревня — деревянный мир. Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы.

Урок формирова

ния умений и навыков

Рассуждать о традициях народа. Рассказывать об избе, как образе традиционного русского дома.

Объяснять конструкцию избы и назначение ее частей.

Рассказывать об украшениях избы и их назначениях.

Изображать избу или моделировать ее из бумаги.

Рассказывать о деревянной храмовой архитектуре. Рассказывать традиции конструирования и декора избы в разных областях России. Создавать образ традиционной деревни.

Воспринимать и оценивать красоту  русского деревянного зодчества.

Учиться видеть традиционный образ деревни и понимать связь человека с окружающим миром природы.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение его отдельных элементов: венец, клеть, сруб, двускатная крыша.

Называть различные виды изб.

Объяснять разнообразие сельских деревянных построек: избы, ворота, амбары, колодцы и др.

Понимать значение слова «зодчество»

Проектировать  изделие: создавать образ в соответствии с замыслом.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.

Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

4.

Деревня —

деревянный мир. НРК. Воспринимать и оценивать красоту  русского деревянного зодчества.

Комбинированный урок

5.

Образ

красоты человека. Овладевать навыками изображения фигуры человека.

НРК.

Урок - дискуссия

Объяснять представление народа о красоте человека, связанное с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях.

Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма.

Овладевать навыками изображения фигуры человека.

Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Осуществлять анализ объектов в выделением существенных и несущественных признаков.

Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков  и учебника, выделять этапы работы.  

6.

Образ

красоты человека. Учиться изображать сцены труда из крестьянской жизни.

Комбинированный урок

7.

Народные праздники. Научить создавать коллективное панно «Праздник»

Комбинированный урок

Рассказывать о празднике, как о народном образе радости и счастливой жизни. Понимать роль традиционных народных праздников.

Изображать календарные праздники: осенний праздник урожая, народные гуляния.

Воспринимать и характеризовать образ народного праздника в изобразительном искусстве (Б.Кустодиев, К. Юон, Ф. Малявин)

Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника.

Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народного праздника.

Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

8.

Народные праздники. Продолжить работу над коллективным панно «Праздник»

Урок обобщения и систематизации знаний

ДРЕВНИЕ ГОРОДА ТВОЕЙ  ЗЕМЛИ (7 ч.)

9.

Родной угол.

Образ

древнегорусского города.

Роль и значение древнерусской архитектуры.

Урок введения в новую тему

Характеризовать образ древнего русского города. Объяснять значение выбора места для постройки города. Описывать крепостные стены и башни, въездные ворота.

Знакомиться с картинами русских художников (А.Васнецова, И. Билибина, Н. Рерих и др.

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад)

Называть картины художников.

Создавать макет древнерусского города.

Составлять план и последовательность действий.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

10.

Древние соборы.

Моделирование   древнерусского храма

из пластилина.

Комбинированный урок

Составлять рассказ о соборах как о святыни городов, воплощении красоты, могущества и силы государства.

Называть значение постройки, украшения и изображения в здании храма.

Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма.

Моделировать или изображать древнерусский храм (лепка или изобразительное решение)

Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

11.

Древние города

Русской земли. НРК. Красота исторического образа  города и его значение для современной архитектуры.

Комбинированный урок

Называть основные части города. Рассказывать о монастырях, жителях древнерусских городов.

Называть основные части города, сравнивать их.

Учить понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры.

Интересоваться историей своей страны.

Участвовать в творческой деятельности по реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

12.

Древние города

Русской земли

(Новгород, Псков,

Владимир, Москва

и Суздаль). Характер и архитектурное разнообразие разных го    родов.

Урок - путешествие

Определять общий характер и архитектурное разнообразие разных городов. Рассказать о старинных городах Новгород, Псков, Владимир, Суздаль.

Рассказать о храмах-памятниках в Москве.

Анализировать ценность и неповторимость памятников древнерусской архитектуры.

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик.

Создавать образ древнерусского города.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты.

13.

  Древнерусские

войны-защитники.

Образ жизни людей древнерусского города.

Комбинированный урок

Рассказать об образе жизни людей древнерусского города; о князе и его дружине, о торговом люде. Характеризовать одежду и оружие воинов. Определять значение цвета в одежде.

Называть картины художников, изображающих древнерусских воинов (В.Васнецов, И.Билибин, П.Корин и др)

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

14.

Узорочье теремов.

Представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, государских усадьбах.

Урок - сказка

Иметь представление о богатом украшении городских построек, о теремах, княжеских дворцах, государских усадьбах.

Изображать интерьер теремных палат.

Изображать праздник в интерьере, посуду на праздничном столе.

Иметь представление о развитии декора городских построек.

Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту.

Проектировать изделие.

Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

15.

Праздничный пир в

теремных палатах. Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города.

Урок - фантазия

КАЖДЫЙ  НАРОД — ХУДОЖНИК (11 ч.)

16.

Страна восходящего солнца (Япония).

Образ японских построек.

Урок введение в новую тему

Рассказать о художественной культуре Японии. Рассказывать  о традиционных постройках.

Изображать природу через характерные детали.

Характеризовать образ женской красоты –изящные ломкие линии, орнамент платья – кимоно. Передавать характерные черты лица, прически, волнообразные движения фигуры.

Называть традиционные праздники: «Праздник цветения вишни – сакуры», «праздник хризантем».

Обрести знание о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре.

Изображать природу через детали,  характерные для японского искусства.

Создавать женский образ в национальной одежде.

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщины.

Создавать образ праздника в Японии.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

17.

Отношение к красоте природы в японской культуре.

Страна восходящего солнца (Япония).

Комбинированный урок

18.

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Урок - проект

19.

Образ художественной культуры Древней Греции. Древнегреческая архитектура.

Комбинированный урок

Рассказывать о разнообразии природы нашей планеты и способности человека жить в разных природных условиях.

Называть природные мотивы орнамента, его связь с разнотравным ковром степи.

Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека живя в разных природных условиях создавать свою художественную культуру.

Изображать сцены жизни людей в степи и горах.

Создавать элементарные композиции на заданную тему.

Давать оценку выполненных работ.

20.

Художественная  культура Древней Греции. Образ красоты древнегреческого человека.

Комбинированный урок

21.

Художественная  культура Древней Греции. Древнегреческий праздник.

Урок – фантазия

Рассказывать о городах в пустыне. Рассказывать об особом значении искусства Древней Греции для культуры Европы и России.

Называть праздники: Олимпийские игры, праздник Великих Парафиней.

Определять особенности изображения, украшения  и постройки в искусстве древних греков.

Эстетически воспринимать произведения искусства Древней Греции.

Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов.

Уметь отличать древнегреческие скульптурные  и архитектурные произведения.

Моделировать из бумаги конструкцию греческих храмов.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

Давать оценку выполненных работ.

Понимать целостность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.  

22.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы.

Комбинированный урок

23.

Художественная культура средневековой Западной Европы.

Образ готических городов.

Урок - беседа

24.

Художественная культура средневековой Западной Европы.

Образ  готических городов.

Урок - беседа

Знакомиться с  образом городов средневековой Европы. Видеть красоту храмов. Рассказывать о ратуше и центральной площади. Рассматривать средневековые костюмы. Видеть единство форм костюма и архитектуры.

Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги.

Участвовать в творческой деятельности по реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

26.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Готические костюмы.

.

Урок – проект

27.

Многообразие

художественных

культур в мире.

Комбинированный урок

Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира.

Осознавать как прекрасно то, что человечество столь богато разными художественными культурами. Понимать разности творческой работы в разных культурах.

Осознавать ценность каждой культуры, естественную взаимосвязь её проявлений.

Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроке.

Соотносить особенности традиционной культуры народов мира

Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром.

Давать оценку своей работе.

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ (8 ч.)

28.

       Все народы воспевают материнство.

Роль материнства, опираясь от произведений искусства и жизни.

Урок введения в новую тему

Рассказывать о своих впечатлениях о общения с произведениями искусства.

Развивать навыки творческого восприятия произведений искусства. Изображать образ матери и дитя, их единства, ласки, отношение друг к другу.

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Изображать образ материнства 9мать и дитя), опираясь от произведений искусства и жизни.

Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы.

Участвовать в творческой деятельности при выполнении учебных задач.

29.

Все народы воспевают мудрость старости.

Образ  пожилого человека.

Урок – проект

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей.

Видеть выражение мудрости старости  в произведениях искусства (портреты Рембрандта, Эль Греко, Леонардо да Винчи и др)

Создавать изображение любимого пожилого человека.

Развивать навыки восприятия произведений искусства.

Создавать в процессе творческой работы образ пожилого человека.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства.Давать оценку своей работе и работе товарища.

30.

         Сопереживание —

 великая тема искусства.

Изображение печали и страдания в искусстве.

Комбинированный урок

Учиться видеть изображение печали и страдания в искусстве.

Создавать рисунок с драматическим сюжетом, придуманным автором.

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

31.

Герои,  борцы

и защитники.

Создания проекта памятника героям.

Комбинированный урок

Рассуждать о том , что все народы имеют своих героев-защитников и воспевают их в своем искусстве.

Выполнять лепку эскиза памятника герою.

Приводить примеры памятников героям Отечества.

Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.

32.

Юность и надежды. Изображения радости и любви к своим близким.

Урок – проект

Рассуждать о том, что в искусстве всех народов присутствуют мечта, надежда на светлое будущее, радость и любовь к своим детям.

Выполнять изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях.

Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним.

Участвовать в творческой деятельности по реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы.

33-34.

Искусство народов

мира.Особенности художественной культуры разных народов.

Урок - выставка

Рассказывать об особенностях художественной культуры разных народов, об особенностях понимания ими красоты.

Объяснять,  почему многообразие художественных культур является богатством и ценностью всего мира.

Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов.

Узнавать и называть, в каким художественным культурам относятся предлагаемые произведения искусства и традиционной культуры.

Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания по изобразительному искусству для 1 - 4 классов "Язык изобразительного искусства"

Задания составлены с учетом разновозрастного обучения малокомплектных школ в дополнение к рабочим программам по изобразительному искусству начальной школы....

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Изобразительное искусство. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством.

Урок № 18 по изобразительному искусству "Школа России" 3 класс. Истоки театрального искусства/ Связь театра с изобразительным искусством. Первобытное общество всецело зависело от с...

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1 Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами.

Конспект урока по изобразительному искусству Класс: 1Тема: Декоративное рисование. Узор в полосе геометрическими элементами....

Предмет: Изобразительное искусство Класс: 1 Тема: Узоры, которые создавали люди

Паспорт урока1. Класс: 12. Место проведения: учебный кабинет3. Продолжительность: 45 минут4. Предмет: Изобразительное искусство5. Тема: Узоры, которые создавали люди7. Тип урока: открытие новых знаний...