Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшбный карандаш" для обучающихся 1, 3 классов.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

          

 « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной деятельности  Е.И.Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника»,пособия Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность. Методический конструктор»

Программа разработана на нормативно-правовой основе:

1.     Закон Российской Федерации «Об образовании»; 

2.     Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

3.     Концепция модернизации дополнительного общего образования детей РФ;

4.     Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

5.     «Письмо Министерства образования РФ от 2. 04.2004 г. №13-15-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

 Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

Мир, окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам, взрослым, возможность  развивать в нем эти качества. Если это способность ребенка будет своевременно замечена, осознанна и утверждена в его собственных творческих планах, то она уже никогда не покинет человека, и будет развиваться с возрастом.

         Все дети способны, они рисуют, любят фантазировать. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, который оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей. Дополнительные занятия по изобразительной деятельности развивают у детей образные художественные представления, творческое начало, воспитывают художественный вкус.     

       Цель программы «Волшебный карандаш» – развитие творческих способностей и самовыражения ребенка через различные способы рисования. Совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала.

 Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кромского района Орловской области «Гуторовская средняя общеобразовательная школа имени Куренцова А.И.»

                                                                                        «УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                                 Директор школы_________(Левин Ф.Л.)

        Приказ от_______№____

Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Волшебный карандаш»

 для обучающихся 1,3 классрв

на 2014-2015 уч.год.

                                                  Учитель  Коренева Г.Л.

                                                                                             

                                                                                                       «РАССМОТРЕНО И

                                                                                                         РЕКОМЕНДОВАНО

                                                                                                         К УТВЕРЖДЕНИЮ»

                                                                                                                 Педсовет   от ______

                                                                                                         Протокол    №___            

                         Пояснительная записка

 « Волшебный карандаш» является программой  общекультурной направленности. Программа составлена в соответствии с ФГОС, на основе Программы внеурочной деятельности  Е.И.Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника»,пособия Д.В.Григорьева, П.В.Степанова «Внеурочная деятельность. Методический конструктор»

Программа разработана на нормативно-правовой основе:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании»;  
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  3. Концепция модернизации дополнительного общего образования детей РФ;
  4. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
  5. «Письмо Министерства образования РФ от 2. 04.2004 г. №13-15-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ»

Программа вводит ребёнка в удивительный мир творчества, даёт возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает получение учащимися творческого опыта в процессе собственной художественно – творческой деятельности.

 Изобразительное искусство – это прекрасный мир, удивительный и притягательный. Не всегда можно просто, сразу войти в него. Мир этот – часть нашей жизни, но живёт он по своим особым законам. Не чувствуя их, не пытаясь  в них разобраться, нелегко воспринимать всю красоту и сложность изобразительного искусства. Те начала, на которых оно основано, становятся, как правило, и законами восприятия картины, скульптуры, графики.

Мир, окружающий маленького человека, огромен и многообразен. Способность ребенка удивляться миру, его эмоциональная чуткость дают нам, взрослым, возможность  развивать в нем эти качества. Если это способность ребенка будет своевременно замечена, осознанна и утверждена в его собственных творческих планах, то она уже никогда не покинет человека, и будет развиваться с возрастом.

         Все дети способны, они рисуют, любят фантазировать. Рисование для них не просто забава, а радостный, творческий, вдохновенный труд, который оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу детей. Дополнительные занятия по изобразительной деятельности развивают у детей образные художественные представления, творческое начало, воспитывают художественный вкус.     

       Цель программы «Волшебный карандаш» – развитие творческих способностей и самовыражения ребенка через различные способы рисования. Совершенствование и углубление изобразительных навыков, раскрытие творческого потенциала.

 Программа рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественно - творческой деятельностью.

        Характеристика курса.

 
Программа «Волшебный карандаш» направлена на реализацию следующих задач:    

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • Художественно - эстетическое воспитание учащихся, развитие их творческих способностей и вкуса;
  • расширение кругозора и формирование представления о роли искусства в жизни общества;
  • влияние декоративно - прикладного искусства на жизненную среду человека;
  • приобщение детей к наследию русского народного искусства и его традициям;
  • развитие образного мышления, воспитание учащихся в гармонии с окружающим миром, с родной природой, открытие красоты мира;
  • развитие творческой фантазии, индивидуальности и воображения;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно, использовать термины, формировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • формировать  у  учащихся нравственно - эстетическую  отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве;
  •  формировать художественно - творческую активность школьника;
  • овладение образным  языком изобразительного  искусства посредством  формирования художественных знаний,  умений и навыков.
  • расширение художественно-эстетического кругозора;
  • приобщение к достижениям мировой художественной культуры в контексте различных видов искусства;
  • освоение изобразительных операций и манипуляций с использованием различных материалов и инструментов;
  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики;
  • освоение простейших технологий дизайна и оформления;
  • воспитание зрительской культуры.

       Актуальность  и значимость программы внеурочной деятельности «Волшебный карандаш»  в том, что предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно - практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира

Актуальность программы в том, что она направлена на раскрытие, формирование на развитие у детей младшего школьного возраста художественных способностей, познавательной и творческой активности.

        В ходе изобразительной деятельности дети знакомятся с различными терминами и понятиями из области искусства, приемами изобразительной деятельности, учатся определять и классифицировать цвета, видеть гармоничные цветовые сочетания, чувствовать форму, отмечать пространственное положение предметов. Рисуя, дети учатся бережно относится к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущего рисунка, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление детей достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудностей. 

Программа основана на следующих принципах:

  1. Коммуникативный принцип – позволяет строить обучение на основе  общение равноправных партнеров и собеседников, дает возможность высказывать свое мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно-речевые навыки.
  2. Гуманистический  принцип -  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика ( взаимопонимание, ответственность, уважение).
  3. Принцип культуросообразности – предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут.
  4. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных представлений (образ эстетических явлений и предметов, действий по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру).
  5. Принцип коллективности - дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения.
  6. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами природы и человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Программа «Волшебный карандаш» реализуется в следующих формах ВУД:

- экскурсии на  природу,

-викторины,  

-праздники,

-изготовление стенгазет,

-коллективные творческие дела

-игровая деятельность,

-выставки,

-проблемно- ценностное общение,

-проектная и др.

   Основные виды деятельности:


-эксперименты с красками,

-декоративная работа,

-игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса,

-знакомство с произведениями изобразительного искусства ,

-создание проектов,

-художественное восприятие

-информационное ознакомление,

-наблюдение за различными явлениями природы и др.


На занятиях активно используются виды художественной деятельности:  выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений. Задания направлены на освоение языка художественной выразительности искусства (живопись, графика, скульптура), а так же языка декоративно - прикладного искусства и  бумажной пластики.  Кроме этого, предполагается творческая работа с природным материалом.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей.

Место курса «Волшебный  карандаш»  в учебном плане.

Программа рассчитана на 1 год.
Занятия проходят 1 раз в неделю во внеурочное время.(34 часа в год
). Продолжительность занятия составляет 45 минут.

Особенностью программы является ее освоение разноуровневой группой (учащиеся 1,3 классов), в связи с этим содержание занятий адаптировано в соответствии с психолого - педагогическими особенностями учащихся младшего школьного возраста. Виды деятельности на занятиях разноуровневые, рассчитаны на уровень 1 и 3 классов.

Требования  к  результатам   освоения  программы «Волшебный карандаш»

Предметными результатами изучения программы «Волшебный карандаш» является формирование следующих знаний и умений.

  • Иметь представление об эстетических понятиях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.
  • Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно – нравственном развитии человека;
  • Ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
  • Ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
  • Первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
  • Получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером и пр.), а также декоративного искусства и дизайна;


Личностными результатами изучения программы  «Волшебный карандаш» является формирование следующих умений:

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
  • воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
  • развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
  • формирование духовных и эстетических потребностей;
  • овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
  • воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
  • отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения программы «Волшебный карандаш»» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • проговаривать последовательность действий на занятии;
  • учиться работать по предложенному плану;
  • учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
  • учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;
  • учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;
  • выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона;

Познавательные УУД:

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; пользоваться памятками (даны в конце учебника);
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.

Коммуникативные УУД:

  • уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а). донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в рисунках, доступных для изготовления изделиях;

б). оформить свою мысль в устной и письменной форме;

  • уметь слушать и понимать речь других;
  • уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях изобразительного искусства и следовать им;
  • учиться согласованно, работать в группе:

а). учиться планировать свою работу в группе;

б). учиться распределять работу между участниками проекта;

в). понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г). уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


                  Формы и методы оценки результатов.

Результаты работы могут быть представлены в форме

-коллективных выставок творческих работ,

-итоговых занятий,

-игровых мероприятий,

-участия в школьных и районных конкурсах творческих работ.

Итоговые работы выполняются детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце учебного года.


        Планируемый результат:  ребенок творческая личность, раскрытие творческого потенциала ребенка.

                                           Заключение

Изобразительное искусство – это прекрасный удивительный мир. Увлечение искусством,  любовь к нему приходят к ребёнку не сами по себе, к этому должен заботливо и пристрастно вести его взрослый.  Данная программа призвана сформировать у школьников художественный способ  познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественной деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной культуры.


                                      Структура курса:

Программа кружка «Волшебный карандаш» включает следующие разделы:


1. Основы рисунка.
2. Основы цветоведения.

3. Орнамент. Стилизация.
4. Основы декоративно- прикладного искусства.

5.Жанры изобразительного искусства.

6. Тематическое рисование

Краткое содержание программы.

Раздел «Основы рисунка».

В этом разделе происходит знакомство с видом изобразительного искусства –графикой. Дается понятие, как разные по характеру линии влияют на рисунок в целом. Рассматриваются способы начертания линий, дается представление о ритме, характере линий и пятен, композиции.

Раздел «Основы цветоведения».

В этом разделе дается понятие цветоведения, происходит знакомство с основными и составными цветами, отрабатываются навыки смешивания цветов для получения новых оттенков.

Раздел «Орнамент. Стилизация».

В этом разделе дается понятие стилизации, ее роль в декоративном рисовании, в частности, в орнаменте.

Раздел «Основы декоративно-прикладного искусства».

В этом разделе дается понятие декоративно-пркладного искусства как части изобразительного искусства. Происходит знакомство с народным искусством, в том числе и существующем в Кемеровской области.

Раздел «Жанры изобразительного искусства».

В этом разделе дается понятие жанров и видов изобразительного искусства.

Раздел «Тематическое рисование».

В этом разделе продолжается знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства. Происходит знакомство с изображением человека в картине, дается понятие жанровой композиции, в том числе и многофигурной.

        

Календарно-тематическое планирование

 (34 часа)

тема

Кол-во часов

теория

практика

дата по плану

Дата факт

1

Вводная часть

        

        1

1

5.09

Основы рисунка (2ч.)

2

Выразительные средства линии

1

0,5

0,5

12.09

3

Линия и пятно

1

0,5

0,5

19.09

Основы цветоведения (3 ч.)

4

Воспоминания о лете (три основных цвета)

1

0,5

0,5

26.09

5

Маковое поле (красный, зелёный цвет)

1

0,5

0,5

3.10

6

Бабочка (фиолетовый, синий, белый)

1

0,5

0,5

10.10

Орнамент. Стилизация (6 ч.)

7-8

Геометрический орнамент

2

0,5

1,5

17.10

24.10

9-10

Растительный орнамант

2

0,5

1,5

31.10

14.11

11-12

Орнамент с животными.

2

 

        0,5

       1,5

21.11

28.11

Основы декоративно-прикладного искусства (8ч.)

13-14

Народные промыслы  Городец

2

0,5

1,5

5.12

12.12

15-16

Народные промыслы  

Хохлома

2

0,5

1,5

19.12

26.12

17-18

Народные промыслы  

Гжель

2

0,5

1,5

16.01

23.01

19-20

Филимоновская игрушка

2

0,5

1,5

30.01

6.02

Жанры изобразительного искусства (8 ч.)

21

Пейзаж.

1

0,5

0.5

1

13.02

20.02

22

Пейзаж

1

23-24

Натюрморт

2

0,5

1,5

27.02

6.03

25-26

Портрет

2

0,5

1.5

13.03

20.03

27-28

Анималистический жанр

2

0,5

1,5

3.04

10.04

 Тематическое рисование (5ч.)

29-31

Сказка

3

0,5

2,5

17.04

24.04

8.05

32-33

Праздник

2

0,5

1,5

15.05

22.05

             

34

Итоговое занятие

1

29.05

                                 

Рекомендации  материально-технического  оснащения  программы                            «Волшебный  карандаш».

Для  организации  и  проведения  занятий  необходимы  следующие  условия:

- материально-технические:

-  мультимедийный  проектор, ноутбук,

- иллюстрации  различных  картин,

- магнитофон, аудиозаписи  музыки  для  релаксации,

- альбомы…


                                       ЛИТЕРАТУРА


1. Волков Н.Н., Цвет в живописи.- М: Спектр,1990.


2. Сокольникова Н., Основы живописи, основы рисунка.- М: Титул, 1996.


3. Кольнинг А.А. Акварельная живопись.- М:Малыш, 2000.


4. Романова И.М., Искусство Жостова.- М: Россия, 2001.


5. Семёнова О.А. Иван Билибин.- М:Детская литература, 1999.


6. Журнал «Искусство в школе».


7. Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства.- М.:Центр ВЛАДОС, 2004.


8. Лазарева А.Г. Сборник авторских программ.- Илекса: Ставрополь, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся в 2 классе «В мире книг»

Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.  Программа «В мире книг» спосо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса кружка «Информатика в играх и задачах»

Учебник: Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. Информатика («Информатика в играх и задачах»). 3класс: Учебник в 2-х частях. – М.: Баласс, 2013г....

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов (занимательная математика)

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "Умники и умницы". Вид деятельности: "Занимательная математика". Соответствует ФГОС....

Программа внеурочной деятельности для обучающихся 1 классов "В мире народного творчества"

Данная программа составлена путем выделения материала по декоративно-прикладному творчеству из программ по изобразительному искусству. Программа рассчитана  на 1 год обучения (33 учебных...

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи»

Программа внеурочной деятельности для обучающихся начальных классов «Россичи». Программа   «Россичи» составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания...

рабочие программы внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса 2019-2020 учебный год

Предлагаю рабочие программы внеурочной деятельности по всем направлениям для учителей, работающих в 3 классах. Программы разработаны в соответствии с требованиями ФГОС....