Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, 2013-2014 учебный год
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Буракова Ольга Михайловна

Рабочая программа по изобразительному искусству, 2 класс, 2013-2014 учебный год, ФГОС НОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное учреждение                                  «Яйская средняя общеобразовательная школа №2»

«УТВЕРЖДАЮ»  

Приказ №_____ от _______________                                                                                                                                                                                                                                  директор МБОУ «Яйская СОШ №2»

_____________________Т.И. Гирняк                                                                                                                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

 

ДЛЯ 2 КЛАССА

  1. Изобразительное скусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
  2. Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.

         Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)

Количество часов  в неделю – 1                                                              

Количество  часов в год  - 34

                                                           

     Учитель начальных классов

Буракова Ольга Михайловна

        

                                                                                               

СОГЛАСОВАНО                                                                ПРИНЯТО                                                      на заседании  методического    объединения                    педагогическим  советом    

протокол № ___________________________                    протокол  № _________________                  

от   __________________________________                     от    __________________________  

 Руководитель  МО _____________________

Яя,

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Содержание ……………………………………………………………………………………

2. Пояснительная записка ………………………………………………………………………

3. Календарно-тематическое планирование …………………………………………………..

4. Список ключевых слов ………………………………………………………………………

5. Список литературы для учителя и обучающихся ………………………………………….

ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Б.М. Неменский

34 часа

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; планируемых результатов начального общего образования;  авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы» (Изобразительное искусство» предметная линия учебников для 1-4 классов под редакцией Б.М.. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

На изучение отводится 1 час в неделю, всего - 34 часа в год.

Распределение часов в течение учебного года

Период обучения

Количество часов

1 четверть

8 часов

2 четверть

7 часов

3 четверть

10 часов

4 четверть

9 часов

Итого за год:

34 часа

Используемый УМК:

  1. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
  2. Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.

Общая характеристика учебного предмета

          Программа 2 класса вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.

Основную идею программы — связь искусства с жизнью — выражают две линии: одна — познание образного строя искусства, другая — познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3-4 классах и в среднем звене.

         Познание образного строя искусства — задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.

На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.

         Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

Цель курса:

  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Описание ценностных ориентиров  содержания учебного предмета

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел  программы

Кол –во часов

 

1

«Чем и как работают художники».

8

2

«Реальность и фантазия».

7

3

«О чём говорит искусство».

10

4

«Как говорит искусство»

9

ВСЕГО:

34 часа

Содержание учебного предмета.

Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

Требования к уровню подготовки учащихся  2 классов

Учащиеся 2 класса должны

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на  хроматические и ахроматические цвета;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • использовать навыки компоновки;
  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  • действие смыслообразования;
  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия 

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения.

 Материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

 Специфическое сопровождение (оборудование):

  • Учебные столы, с возможностью остановки наклона рабочей плоскости и размещения красок и др. инструментов.
  • Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления и зажима для плакатов)
  • Стеллажи для хранения детских работ, художественных материалов, методического фонда.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Телевизор
  • Видеомагнитофон (DVD)
  • Компьютеры – 3
  • Принтер
  • Сканер
  • Музыкальные колонки

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  •  Введение в цветоведение.
  • Декоративно-прикладное искусство.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

ЭЛЕКТРОННЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

  • Дымковские игрушки
  • Гжель
  • Слайды картин В. Васнецова
  • Слайды иллюстраций  И. Билибина
  • Слайды картин отечественных художников

Учебно-методическое обеспечение

  1. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5.03.2004 № 1089. -  на сайте www. ed.gov.ru.
  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
  3. Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
  4. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2 класс: под ред. Б.М.Неменского. –Москва «Просвещение», 2011.
  5. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.


Раздел учебника

№ урока

Тема урока

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Формы контроля

Дата

п/р

п/п

«Чем и как работают художники»

( 8 ч)

1

1

«Цветочная поляна». Три основных цвета.

Изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

 Рисование по памяти и впечатлению Повторение правил безопасной работы.

Анализ задания, организация рабочего места,  

Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы.

Контроль и корректировка хода работы.

Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки.

Работа в малых группах,

осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и под чиненный).

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования.

Контроль и корректировка хода работы.

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.

Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом,

реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы;

 Создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы;

  Работа в малых группах,

осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и под чиненный).

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования.

Контроль и корректировка хода работы.

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса.

Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом,

Работа в малых группах,

осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей

Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов).

Создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые конструктивные формы и декоративно-художественные образы;

  Работа в малых группах,

осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и под чиненный).

Передача настроения в творческой работе с помощью тона, штриха, материала, конструирования.

Проектировать изделия: создавать образ в соответствии с замыслом.

Познавательные общеучебные УД

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.

Познавательные  логические УД   

  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные общеучебные УД

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.

Познавательные  логические УД   

  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Познавательные общеучебные УД

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.

Познавательные  логические УД   

  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;

Коммуникативные УУД

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов,

Регулятивные УУД

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;

оценка качества и уровня усвоения

2

2

 «Радуга на грозовом небе». Пять красок — богатство цвета и тона: гуашь.

3

3

«Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки)

4

4

«Осенний листопад» - коврик аппликаций. Выразительные возможности аппликации.

Викторина

5

5

«Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов.

6

6

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

7

7

«Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме.

Кроссворд

8

8

«Игровая площадка» - для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги.

Выставка

«Реальность       и фантазия»

(7 ч)  

1

9

«Наши друзья: птицы». Рисунок птицы. Изображение и реальность.

2

10

«Сказочная птица». Изображение и фантазия.

3

11

«Узоры паутины». Украшение и реальность, украшения в природе.

4

12

«Обитатели подводного мира». Украшение и реальность.

Кроссворд

5

13

«Кружевные узоры». Украшения и фантазия.

6

14

«Подводный мир». Постройка и реальность.

7

15

Постройка и фантазия.

Выставка

« О чём говорит

 искусство»

(10 ч)

1

16

«Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись.

2

17

Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»)

3

18

Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении.

4

19

Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме.

5

20

«С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях.

6

21

«Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения.

Викторина

7

22

«Морозные узоры». Украшение и реальность.

8

23

«Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение

9

24

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

Выставка

10

25

«Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев.

 «Как говорит искусство»

         (9 ч)

1

26

«Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»).

2

27

«Мозаика». Цвет как средство выражения.

3

28

Графические упражнения. Линия как средство  выражения.

4

29

«Дерево». Характер линий.

5

30

«Птицы». Ритм пятен как средство выражения.

6

31

«Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения.

7

32

«Птицы». Пропорции и характер.

8

33

«Весна идет». Ритм пятен, линий, пропорций.

Викторина

9

34

«Экзамен художника Тюбика».

Выставка

ВСЕГО:

34 часа


Список литературы:

Для учителя:

  1. О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Методическое письмо от 5.03.2004 № 1089. -  на сайте www. ed.gov.ru.
  2. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/[Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 129 с. – ISBN 978-5-09-028303-8;
  3. Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
  4. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2 класс: под ред. Б.М.Неменского. –Москва «Просвещение», 2011.
  5. Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 1-4 классы: упражнения, задания, тесты /авт.-сост. О. В. Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2009.-74 с.

Для обучающихся:

  1. Коротеева Е.И Изобразительное искусство. Искусство и ты. 2 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ Е.И. Коротеева; под ред. Б.М. Неменского. – 2-изд. – М.: Просвещение, 2012. – 144с.: ил. – ISBN 9787-5-09-026868-4.
  2. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь 2 класс: под ред. Б.М.Неменского. –Москва «Просвещение», 2011.
  3. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.