Организация исследовательских проектов (из опыта работы)
проект по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Сергеева Ирина Николаевна

Цель – развивать познавательную активность учащихся через формирование исследовательских умений.

Работая в данном направлении, ставлю и решаю следующие задачи:

- изучить состояние вопроса по данной теме в психолого-педагогической литературе

- подобрать, систематизировать и апробировать задания, направленные на формирование исследовательских умений учащихся

- диагностировать уровень исследовательских умений и познавательного интереса учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

                                                       школа № 22 города Коврова

             Тема: «Организация исследовательских проектов»

                                                                                Подготовила: Сергеева И.Н.

                                                                                Должность: учитель начальных классов

                                                                                Категория: первая

                  2014 уч. г.

Приоритетным для меня является развитие у детей научно-исследовательского поведения.

Цель – развивать познавательную активность учащихся через формирование исследовательских умений.

Работая в данном направлении, ставлю и решаю следующие задачи:

- изучить состояние вопроса по данной теме в психолого-педагогической литературе

- подобрать, систематизировать и апробировать задания, направленные на формирование исследовательских умений учащихся

- диагностировать уровень исследовательских умений и познавательного интереса учащихся

В процессе работы использую памятки и рекомендации для учащихся, которые помогают школьникам на разных этапах подготовки проекта.

Для формирования у учащихся исследовательских умений я систематизировала и апробировала в учебной деятельности задания, которые направлены на развитие умений видеть проблемы, выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям, классифицировать.

Одним из проектов, подготовленным учащимися моего класса стал исследовательский проект по теме: «Художники нашего края»

                                                             Аннотация.

Программа регионального курса «Наш край» в четвёртом классе называется «Моё Отечество сынами славится». Основной задачей этой программы является создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися на примере жизненного пути выдающихся земляков возможности самореализации и самосозидания человека. Работа по теме «Художники нашего края» была начата в третьем классе. В четвёртом классе, с целью создания условий для развития познавательных способностей учащихся, умения структурировать информацию, с целью расширить и углубить знания детей по данной теме, в рамках подготовки к уроку был разработан данный проект. При подготовке презентации были использованы средства Microsoft Power Point.

Тип проекта: исследовательский

Актуальность: Слабое знание детей о творчестве художников нашего края.

Проблема: Как преодолеть незнание учащихся о творчестве художников нашего края.

Цель: Решение проблемы по преодолению незнания детьми творчества художников нашего края.

                                                                              1

Задачи:

- Определить педагогические условия и принципы решения проблемы через уроки по региональному курсу «Наш край»

- Обеспечить развитие у школьников умения  структурировать информацию

Объект: Эстетическое воспитание ученика начальных классов

Предмет: Урок

Гипотеза: Предполагается, что процесс эстетического развития личности ученика начальных классов приобретает управляемый характер если:

- Содержание процесса обучения строится на культурологической основе в соответствии с ценностями культуры родного края

- Происходит формирование представлений о жанрах живописи художников

Методы исследования:

- Изучение теоретических источников

- Наблюдение

- Поисковый эксперимент

- Анкетирование

- Интервьюирование

- Обобщение

Предполагаемый продукт:

- открытый урок

- презентация

                                                            Этапы работы.

Этапы работы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Организационная форма

Погружение в проект

Обсуждение темы, видов деятельности

Мотивация актуализация

Беседа

Посещение Историко-Революционного музея

Сбор информации

Организация экскурсии

Экскурсия

Посещение выставки        В. Бычкова  (Худ. школа)

Сбор информации

Организация экскурсии

Экскурсия

Написание сочинения по картине «Разлив» В.Бычкова

Творческая работа

Индивидуальная помощь

Урок

Подбор стихов к уроку

Поиск,  подбор информации в сети Internet

Консультация

Групповая индивидуальная

Интервью с художником

Обсуждение вопросов для интервью

Техническая помощь

Групповая, индивидуальная

Разучивание песни

Заучивание слов песни

Музыкальное сопровождение

Коллективная

        Конечный продукт.

- Открытый урок

-Презентация

  Заключение.

В результате проведённого исследования учащиеся узнали художников нашего края, хорошо усвоили жанры живописи, в которых пишут художники нашего края.

С учащимися 4а и 4б классов была проведена анкета, которая включала в себя 2 вопроса:

1) Назовите фамилии художников нашего края

2) В как их жанрах живописи пишут художники нашего края

Результаты показали, что в 4б классе более 4 художников назвали 23 человека (96%), в 4а классе 17 человек (68%)

Жанры живописи, в которых пишут художники нашего края, в 4б классе смогли перечислить 24 человека (100%), а в 4а классе 15 человек (60%)

До проведения исследовательского проекта, художественную школу посещал 1 ученик , а после проведённого исследования вновь туда записались 3 человека . В настоящее время художественную школу посещают 4 человека.

Результатом исследовательской деятельности моих учащихся стало:

- развитие познавательных интересов

- формирование исследовательских навыков

- развитие творческих способностей

Эти результаты подтверждаются психолого-педагогической диагностикой, составленной совместно с психологом школы.

                                                                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое применение проектной и исследовательской деятельности. Из опыта работы.

В материал вошли примеры проектнои и исследовательской деятельности учащихся на уроках разных предметов и классов....

Исследовательская деятельность (из опыта работы)

Презентация включает слайды к работе "Система организации исследовательской деятельности в начальной школе"...

Технология работы над проектом.Описание опыта работы.

С помощью разработки проектов ученики начальных классов развивают свой познавательный интерес, самостоятельно находят способ решения поставленной проблемы. А педагоги и родители, помогая ученику...

Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны

В настоящее время процесс обучения всё больше связывают с деятельностным подходом к освоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.Метод про...

Формирование устойчивого познавательного интереса у младших школьников через организацию исследовательской деятельности. ( из опыта работы)

Материал  отражает поэтапную работу по формированию у младших школьников исследовательских умений . Представлены разнообразные формы и методы работы....

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами

Работа над социальными проектами. Обобщение опыта работы над проектами ...

Организация и реализация долгосрочных проектов (из опыта работы воспитателя группы продленного дня)

Разберем, что собой представляет организация проектной деятельности учащихся в школе. Согласно современным требованиям ФГОС целью образования является не только усвоение знаний, но и формирование...