рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Фильчакова Елена Ивановна

рабочая программа по изобразительному искусству   1 класс школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raboch.progr_.izo_.doc181 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Рабочая программа. Изобразительное искусство.

                                                 

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса разработана в соответствии с требованиями»Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе авторской программы «Изобразительное искусство» Т. А. Копцева, В. П. Копцев и Е. В. Копцев и в соответствии с Образовательной программой МОУ СОШ №3

                                                                                                                       Пояснительная записка 

Приоритетная цель начального художественного образования – развитие культуры творческой личности школьника – обусловлена уникальностью и значимостью изобразительного искусства как предмета, предполагающего эстетическое развитие ребёнка, воспитание духовно-нравственных ценностных ориентиров, уважения к культуре и искусству народов многонациональной России и других стран мира; формирование ассоциативно-образного мышления и интуиции.

Задачи программы.

- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни: воспитание зрительской культуры (способности «смотреть и видеть»

– культуры эстетического восприятия, формирование эмоционально-ценностного, неравнодушного отношения к миру природы, миру животных, миру человека, миру искусства); формирование социально-ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- овладение элементарной художественной грамотой – азбукой изобразительного искусства, совершенствование навыков индивидуальной творческой деятельности, умения сотрудничать, работать в паре, группе или коллективно, всем классом в процессе  изобразительной, декоративной и конструктивной деятельности;

-  освоение первоначальных знаний о пластических искусствах, их роли в жизни человека и общества, формирование на доступном возрасту уровне  представлений о важных темах жизни, нашедших отражение в  произведениях живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства, приобщение к традициям многонационального народа Российской Федерации, к достижениям мировой  художественной культуры;

развитие умения использовать цвет, линию, штрих, пятно, композицию, ритм, объём и как средства художественного выражения в процессе работы с разными изобразительными материалами: карандаш, фломастеры, маркер, ручки, акварель, гуашь, пластилин, уголь, тушь, пастель,  цветная бумага и др., знакомство с языком изобразительного искусства.

                                                                         Принципы, лежащие в основе построения программы

В основе реализации программы по изобразительному искусству лежит системно-действенный подход, который предполагает реализацию следующих принципов:

Принцип выбора индивидуальной образовательной траектории (личностно-ориентированное обучение). Личностная самореализация человека в художественном образовании возможна в условиях свободы выбора элементов творческой деятельности. Образная цель урока предстаёт как проблема, на решение которой нацеливается деятельность ученика. Создаваемая педагогом проблемная ситуация на занятии  способствует вариативности образовательного процесса. Каждый ученик ищет свой путь её решения. Педагог обеспечивает юного художника правом выбора темы творческой работы, темпа, форм её выполнения и защиты, поощряет собственный взгляд ребёнка на проблему, его аргументированные выводы и самооценки, создавая, таким образом, условия для реализации творческих возможностей школьника, помогает ему создать особую творческую среду для обязательной успешной деятельности.

Принцип продуктивности обучения. Главным ориентиром личностно-ориентированного обучения становится личный художественно-творческий опыт ученика, складывающийся из внутренних и внешних образовательных продуктов. Художественное развитие учащихся начальной школы рассматривается как актуализация и становление их способности создавать и самостоятельно воспринимать (понимать, оценивать) художественные произведения и результаты собственной творческой деятельности. С образовательной точки зрения это означает воспитание человека, способного быть творцом и наследником художественной культуры.

Продуктивное обучение ориентировано не столько на изучение известного, сколько на сотворение ребенком чего-то нового. Усвоение опыта индивидуальной творческой деятельности невозможно без проживания роли «творца», «первооткрывателя», «изобретателя» и т.п. Рисунок, скульптура, конструкция и т.п., созданные в позиции «я – автор», а также рефлексивные суждения и самооценки,  возникшие в результате проживания позиции «я–зритель–критик–ценитель», являются теми продуктами (результатами) образовательной деятельности, которые свидетельствуют об особенностях  индивидуального развития ребёнка.

Принцип природосообразности обучения предполагает учёт возрастных, психофизиологических фаз и стадий развития изобразительного творчества, и индивидуальных особенностей творческого роста каждого ученика. Знание «типических» и «особенных» качеств и характеристик результатов (продуктов) творческой деятельности школьников позволит обеспечить педагогу поддержку и помощь учащимся, которые испытывают трудности в обучении, создать условия для развития творческого потенциала каждого ребёнка и успешного развития одарённых детей. Принцип природосообразности предполагает отбор содержания обучения наиболее адекватного потребностям детей этого возраста, развитие у них универсальных действий, наиболее актуальных для младшего школьника. При этом учитывается необходимость социализации ребёнка, развитие у него чувства гражданской идентичности, осознания своей этнической и национальной принадлежности

Принцип культуросообразности позволяет организовать педагогическую работу с опорой на лучшие достижения мирового и отечественного изобразительного искусства, изучение которых станет основой формирования художественной культуры школьника. Приобщение к культурно-историческому наследию в процессе организации художественного восприятия произведений разных видов и жанров изобразительного искусства,  эстетического восприятия явлений и объектов природы, участие в продуктивных видах учебной деятельности будет способствовать осознанному уважению и принятию традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни семьи, родного селения, края, страны позволит наполнить содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», будет способствовать развитию культуры и духовных традиций многонациональной России, умению адаптироваться в поликультурной среде.

 Принцип диалогичности основан на демократическом стиле взаимоотношений учителя и ученика. Образовательный процесс рассматривается как художественно-творческая форма общения равных субъектов образовательного процесса (взрослого и ребёнка), нацеленная на создание творческого продукта. Форма занятия изобразительным искусством представляет собой гармоничное соответствие частей и целого, элементов и структуры. Художественно-педагогическая драматургия такого занятия может иметь различную форму: открытую (интеграционную) или замкнутую (в рамках одного искусства), может развиваться как театрализованное действие, иметь практическую направленность, проходить в форме игры или круглого стола и т.п., развивать индивидуальные, групповые или коллективные виды деятельности и др. Учебный диалог предполагает игровые ситуации. Проживание многопозиционных ролей («я–художник», «я–зритель», «я–слушатель», «я–эксперт», «я–экскурсовод» и т.п.) способствует выработке необходимых умений и навыков «проживания» и «нахождения» в искусстве. Многопозиционность формирует опыт эстетического отношения к миру.

МЕСТО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по одному часу в неделю: в 1 классе - 33 часа.

Урок изобразительного искусства поддерживается разными формами внеурочной художественно-творческой деятельности школьников: вне школы — посещение детских выставок и выставок профессиональных художников, экскурсии в музеи; в школе — студии-мастерские по освоению работы с разными художественными материалами, например с глиной, бумагой, песком, тканью и другими нетрадиционными или природными материалами, а также студии, интегрирующие разные виды искусства: живопись, графику, музыку, литературу и театр и др. Их работа создаёт благоприятную творческую среду, способствует расширению представлений младших школьников о выразительных средствах и формах изобразительного искусства, развитию познавательной активности учеников, их общению со сверстниками, учителями, родителями. В рамках данной программы предлагаются следующие направления внеурочной художественно-творческой деятельности.

«Книжная иллюстрация» знакомит с искусством книжной графики, нацеливает деятельность младших школьников на освоение работы с различными графическими материалами при выполнении иллюстраций к литературным произведениям.

«Бумажная пластика» создаёт условия для овладения школьниками приёмами и способами формотворчества с белой и цветной бумагой.

«Песочная анимация» призвана расширить пространство для самовыражения учащихся путём приобщения к искусству анимации и освоения техники рисования песком.

«Глиняная игрушка» способствует расширению творческого опыта младших школьников в процессе лепки из глины и знакомства с народной игрушкой.

«Кукольный театр» способствует приобщению к мировой художественной культуре через создание детьми перчаточных кукол, декораций и постановку кукольных спектаклей по мотивам сказок народов мира.

«Цвет и музыка» развивает интегративное начало творческой деятельности детей в процессе «слушания» и «видения» объектов и явлений природы, восприятия произведений музыки и живописи, а также в результате продуктивных видов практической изобразительной деятельности.

Особое значение в организации художественного образования младших школьников имеют проектные работы: конкурсы юных художников, инсценировки «ожившие картины и скульптуры», олимпиады и праздники любителей живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, вернисажи, организация которых предполагает тесную взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности учащихся начальной школы.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Переход к современному пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы решать назревшие задачи современности, привёл к необходимости отказа от признания того, что умения, навыки, приобретённые знания — основные итоги образования. Учитель и ученик призваны сотрудничать в выборе содержания и методов обучения. Их деятельность нацеливается на активное решение проблем с целью выработки определённых действий по созданию творческого продукта (произведения). Такой подход предполагает проживание ребёнком ситуации творца, первооткрывателя («я — автор», «я — зритель», «я — ценитель искусства»), способного мыслить креативно и находить индивидуально окрашенное решение и художественно-творческое воплощение проблемной ситуации.

Ценностные ориентиры образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системы образования и отражают следующие целевые установки начального образования в области изобразительного искусства:

формирование основ гражданской идентичности осуществляется в процессе восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважение истории и искусства каждого народа, анализ произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства как носителей культурно-исторической информации, переживание их образного смысла способствуют развитию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

формирование психологических условий развития общения и сотрудничества осуществляется в процессе доброжелательного и доверительного диалога, в процессе образовательных ситуаций, стимулирующих зарождение у детей доверия и внимания к собеседнику, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается. При этом ученик ставится в действенную позицию, а не получает лишь теоретическую информацию. Создавая творческий продукт на «важные темы жизни», он сердцем переживает ситуацию «раненой птицы» или «брошенной собаки», «больной бабушки» или «раненого солдата» и т. п. Таким образом, он обогащает душу опытом чувствований, так необходимых для формирования чуткой и заботливой личности;

развитие ценностно-смысловой сферы личности осуществляется в процессе приобщения учеников к общечеловеческим принципам нравственности и гуманизма. Такими непреходящими источниками мудрости являются произведения искусства, образная форма которых почти всегда несёт идею любви, сострадания, братства, уважения семейных ценностей и красоты. Даже тогда, когда замысел художника вызывает чувство тревоги, печали или грусти, всё равно ребёнок приобретает важный ценностно-смысловой опыт. Знакомство с мировой и отечественной художественной культурой способствует развитию эстетического чувства и формированию художественного вкуса;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию осуществляется в процессе продуктивных видов художественно-творческой деятельности — созерцания и созидания. Ребёнок сам ставит перед собой творческую задачу, сам находит адекватные замыслу средства художественного выражения, сам анализирует результаты своей деятельности и сверстников. Самостоятельность действий на всех этапах творческой работы способствует развитию широких познавательных интересов, формированию умений планировать, контролировать и оценивать свою работу;

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации невозможно без самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе. Творческий процесс несёт творцу позитивную самооценку. Сотворяя что-то по законам красоты и гармонии, ученик переполняется чувством собственного достоинства: он сам смог, сам сделал, сам достиг выразительного решения образа, сам вылепил поделку, сам украсил платок для мамы и т. п. Участие в выставках и конкурсах детского изобразительного творчества, в индивидуальных и коллективных социально значимых творческих проектах формирует в юном художнике чувство ответственности за результат, целеустремлённость и настойчивость в достижении цели.

Реализация ценностных ориентиров общего образования на уроках изобразительного искусства в единстве процессов обучения и воспитания обеспечивает возможность саморазвития обучающихся, способствует развитию личностных, коммуникативных и предметных компетенций младших школьников.

                                                                                                                     Основные содержательные линии курса.

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Содержание каждого года основывается на четырёх блоках «Художник и мир природы», «Художник и мир животных», «Художник и мир человека», «Художник и мир искусства». Темы внутри каждого блока могут быть переставлены, педагог сам решает порядок их прохождения.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

ПО ПРОГРАММЕ «ПРИРОДА И ХУДОЖНИК»

В процессе изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования обучающийся достигнет следующих личностных результатов:

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественно-образному познанию мира, умение применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере — навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся в:

— умении видеть и воспринимать предметы художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

— желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

— активном использовании языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

— обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

— умении организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

— способности принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявятся в следующем:

в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона и других стран мира;

в ценностно-эстетической сфере — умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, животным, человеку, обществу и искусству; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу, животных и человека в разных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные и индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка).

Практические планируемые результаты

Первоклассник научится: 

  • правильно сидеть за партой (столом), верно держать лист бумаги и карандаш;
  • свободно работать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
  • передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
  • правильно работать акварельными красками — разводить и смешивать краски, ровно закрывать ими нужную поверхность;
  • выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира (карандашом, акварельными и гуашевыми красками);
  • применять приемы рисования кистью элементов декоративных изображений на основе народной росписи (Городец, Хохлома);
  • рассказать, устно описать изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления, действия;
  • выразить свое отношение;

• пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);

• выполнять простейшие композиции — аппликации.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Учебные пособия для учащихся

1) Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В. Изобразительное искусство. Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век. — 2013

2) Копцева Т. А., Творческая папка для учащихся к учебнику для 1 класса. — Смоленск: Ассоциация XXI век. — 2013.

Учебно-методические пособия для учителя

1) Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век. — 2012

2) Копцева Т. А. Изобразительное искусство. Программа 1-4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1-2 классы. — Смоленск: Ассоциация XXI век. — 2012.

Оборудование:

— компьютер;

— магнитофон;

— мультимедийный проектор;

— колонки;

— маркерная доска;

— магнитной доской;

— интерактивная доска.

Печатные пособия

Набор репродукций, наборы муляжей «Фрукты», «Овощи».

Натурный фонд: посуда, народные промыслы: гжель, хохлома, городец и др.

Портреты выдающихся отечественных и зарубежных художников.

                                                                                                                 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п

         Дата

                                          

Раздел

Тема урока

Кол-во

Часов

Содержание

   работы.

Характеристика

деятельности уч-ся.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Планируемые результаты освоения программы.

план

факт

                                                                                                                 I четверть (9часов)

1.    

3.09

Художник и мир природы

 Введение.

Творческая папка художника с 3-9

7

1

Знакомство с художественными материалами:  гуашь, цветные и простой карандаши, фломастеры, акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага,  пластилин.

Форма хранения результатов детского изобразительного творчества (папка, альбом, коробка).

Рисунок на свободную тему любимым художественным цветным материалом отражает сферу интересов ученика. Обложка творческой папки или альбома для рисования - визитная карточка художника.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность обложки папки или альбома.

Основные жанры и виды изобразительного искусства.

Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета.

Познавательные

У УД.

Ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником.

Предметные УУД.

Различать основные и составные тёплые и холодные цвета.

Коммуникативные УУД

Воспринимать различные точки зрения.Принимать участие в работе парами и группами.

Регулятивные УУД

Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения.

  1. Личностные УУД

Положительное отношение к школе, к изучению изобразительного искусства.

2.    

10.09.14

Художественные материалы. с 10-15

Рука – первый «инструмент» для получения изображения.

Природа дарит художнику материалы для творчества: , уголь, цветная глина, ветки, камни. бумага, дерево, карандаши, ручки, фломастеры акварель, масляная пастель, белая и цветная бумага,  пластилин.

Выразительность наскальных изображений руки (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном).

Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы

Рисунок на свободную тему, лепка, конструирование, украшение любимым художественным цветным материалом отражает сферу интересов ученика.

Различать изобразительные возможности разных художественных материалов.

Выполнять рисунок по собственному замыслу.

элементарные оттиски или контурное изображение руки.

Выбирать элементарную композицию оформления рисунка на  бумажной основе папки или альбома (центр, справа, слева).

Оценивать эстетическую выразительность готового изделия, выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета. Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности.и холодных цветов.

Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумагу).

3.    

17.09.14

Многообразие цветов.

С 16-21

1

Изобразительное искусств и его основные виды. Художник живописец, график, скульптор, архитектор, дизайнер.

Изучение изобразительных возможностей цветных художественных материалов: фломастеров, цветных карандашей или пластилина при создании образа цветика многоцветика.

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности  (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно прикладное искусство). Оценивать выразительные свойства разных материалов при оформлении декоративной композиции цветка.

Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.

4.    

24.09.14

Мир природы дарит нам материалы для творчества. с 22-25

1

Рука – первый «инструмент» для получения изображения. Природа дарит художнику материалы для творчества: краски, уголь, цветная глина, ветки, камни.

Выразительность наскальных изображений руки (тёмное - на светлом, светлое - на тёмном).

Цветовой круг из осенних листьев. Тёплые цвета, напоминающие огонь, жаркое солнце. Холодные цвета, напоминающие лёд, снег, далёкие небесные просторы.

Выполнять элементарные оттиски или контурное изображение руки.

 Оценивать выразительность цветового круга, тёплых и холодных оттенков цвета.

Украшать перчатку или варежку элементарными узорами с использованием тёплых и холодных цветов.

Участвовать в индивидуальных и коллективных видах деятельности.

5.    

01.10.14

Небесные переливы цвета

с 26-29

1

Природа-художница создаёт выразительные «небесные картины». Восход, закат, северное сияние, грозовые облака. Тёмные и светлые краски.

Выразительность акварельной техники «по-сырому». Приёмы работы акварельными красками по влажному листу.

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о красоте небесных переливов.

Выполнять смешение акварельных красок по мокрому листу бумаги.

Отражать состояние природы (грусть, радость, тревога), используя переливы тёмных и светлых акварельных красок.

 Оценивать выразительные качества рисунков, выполненных в технике «по-сырому».

6.    

08.10.14

«Есть у солнца друг…»

с 30-33

1

Дары осени: фрукты, овощи, семена, ягоды, грибы и др. Природа щедро делится своими богатствами с человеком.

Сравнение природных форм:  особенное и всеобщее в образе солнца и подсолнух (солнца и других цветов). Выразительные возможности техники обрывной аппликации: бархатистость обрывных краёв, неточность формы, примесь белого цвета во всех кусочках бумаги и др.

Выделение композиционного центра (крупное изображение в центре, мелкие и маленькие – по бокам; яркий цвет в центре, блёклые, неяркие – по бокам или др.).

Выполнять элементарные операции, используя технику обрывной аппликации (разрыв листа, сминание, отщипывание кусочков бумаги, приклеивание).

Составлять целостную композицию, используя части (обрывные кусочки бумаги).

Сравнивать выразительность форм разных предметов и явлений. Проводить аналогии между солнцем и цветком (подсолнухом).

Оценивать выразительные качества композиций, выполненных в технике аппликации.

7.    

15.10.14

Капризы природы с 34-35

1

Одухотворение природных явлений: дождь капризный, ветер могучий, снег коварный, пушистый и т.п. Выразительные картины природы: ветер, дождь, снег.

Выразительные свойства графических материалов: линия, точка, штрих, пятно.

Контраст светлого и тёмного -  выразительное средство графики, «искусства чёрно-белого».

Книжная иллюстрация: выразительность графического изображения, выполненного тушью (перо, палочка), гелевой ручкой или др.

Высказывать элементарные эмоциональные суждения о природных явлениях: ветер, дождь, снег.

Выражать эмоциональное отношение к чёрно-белой иллюстрации.

Передавать в рисунке состояние грусти, радости или тревоги, используя выразительные возможности линии, пятна, точки, штриха.

Выполнять иллюстрацию стихотворения при помощи туши и палочки, используя контраст чёрно-белых изображений.

 

8.  

22.10

Художник и мир животных

Художник рисует диких зверей  с 42-45

8

1

Наскальные рисунки со сценами охоты – древнейшие следы художественной деятельности человека.

Белый мел, цветные глины и уголь – первые художественные материалы человека. Выразительность наскального рисунка.

Сангина, уголь, сепия, соусы, мел – графические материалы. Приёмы нанесения изображения плашмя, торцом, растиркой.

Методы изображения дикого животного одной линией и от пятна.

Различать изобразительные возможности разных графических материалов.

Выполнять рисунок дикого животного, используя приёмы нанесения изображения плашмя, торцом и растиркой.

 Выбирать элементарную композицию оформления рисунка (главный герой в центре и крупно).  

Оценивать эстетическую выразительность наскальных рисунков.

Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов.

Познавательные УУД

Использовать рисуночные и простые символические варианты изобразительного искусства.

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;

Коммуникативные УУД

Понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.

Воспринимать различные точки зрения.

Умение выражать свои мысли  полно и точно;

  1. Регулятивные УУД

Оценка;

       Коррекция

  1. Личностные УУД

Смыслополагание.

Положительное отношение

к учению, к познавательной деятельности.

Предметные УУД.

Читать рисунки.

9.  

29.10.14

Художник рисует домашних  зверей  с 38-41

1

Рисунки животных разными художественными материалами.

Название рисунка, отражает замысел автора: «Напуганный котёнок», « Внимательный кот», « Красный кот», «Казанский кот» и др.

Использование выразительных свойств материалов для передачи характера домашнего животного (грустный, весёлый, испуганный, хитрый и т.п.).

Определять художественный материал по его изобразительным свойствам. Различать основные виды художественной деятельности  (графика, живопись).

Оценивать выразительные свойства разных материалов с целью достижения замысла.

Выполнять элементарные смешения трёх основных цветов: красного, синего, жёлтого.

                                                            II четверть (7 часов)

10.  

12.11.14

«В аквариуме есть кусочек моря…» с 46-51

1

Богатство природных форм подводного мира: рыба-бабочка, рыба-ёж, рыба-пила, морской конёк и др.

Разнообразие форм и окраски аквариумных рыб: золотая рыбка, вуалехвост, меченосец и др.

Выразительность смешанной техники: восковые мелки (масляная пастель или парафиновая свеча) и акварель в технике по-сырому.

Оценивать выразительность форм и цветового окраса обитателей подводного мира.

Выполнять композицию, используя контраст тёплых и холодных, светлых и тёмных цветов.

Использовать выразительные возможности смешанной техники: восковые мелки и акварель для достижения своего замысла.

Выделять особенное в изображении рыб через их  характерную форму.

Применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи(с натуры, по памяти и воображению), в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

11.  

19.11.14

Художник рисует птиц с 52-55

1

В природе существует большое многообразие птиц. Форма их тела, головы, крыльев и ног зависит от среды обитания.

Внешний вид птицы, её повадки способствовали созданию сказок, стихов, пословиц, поговорок, образных сравнений и аллегорий: орёл – царь,  сова-мудрость, лебедь-преданность и др.

Приёмы изображения птиц одной линией, от пятна и поэлементно.

Рисунки птиц художников В.Ватагина, Е.Чарушина.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.

 Высказывать эмоциональные суждения о выразительности формы и окраса птиц.

Отражать характер птиц (гордый, внимательный, грустный, радостный и т.п.), используя выразительные возможности художественных материалов.

 Оценивать выразительность иллюстраций с изображением птиц.

12.  

26.11.14

Букашки-таракашки с 56-57

1

Иллюстрации разных художников к одному и тому же сюжету сказки К.Чуковского «Муха-Цокотуха».

Оригинальность замысла, индивидуальный изобразительный стиль художника.

Приёмы получения рельефного изображения из цветного пластилина.

Сравнивать выразительность форм разных насекомых.

Выполнять элементарные операции, используя технику лепки из цветного пластилина (скручивание, сминание, размазывание, налепление).

Составлять целостную композицию, используя части.

Оценивать выразительные качества рельефных композиций, выполненных из цветного пластилина.

13  

03.12.14

У зверей тоже бывают мамы и папы с 58-61

1

Образы зверей в творчестве художника-графика Е.Чарушина и художника-скульптора Б.Ефимова.

Объём – выразительное средство скульптуры.

Приёмы лепки: вытягивание из целого куска деталей и поэлементное соединение частей в целое.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Сравнивать и выделять  выразительные средства плоскостного и объёмного изображения.

Овладевать основами языка скульптуры, использовать объём для выражения своего замысла (сильный, слабый, большой, маленький).

Создавать индивидуально или в группе целостную многофигурную композицию, применяя разные приёмы лепки.

14.  

10.12.14

. «Если б только мы умели понимать язык зверей…» с 62-67

1

Красная книга. Животные родного края, занесённые в Красную книгу.

Уссурийский тигр – богатство нашей страны.

Изображение уссурийского тигра разными художниками.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности.

Выражать своё отношение к исчезающим видам животных.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (раненый зверь, радостный зверь).

15.  

17.12.14

Животные – наши соседи  с 68-69

1

Животные – символы Нового года. Книжные иллюстрации отражают основное содержание литературного текста, рассказывающего о повадках и поведении животных.

Маски животных. Приёмы изготовления масок, на основе маски «очки».

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств иллюстрации.

 Высказывать эмоциональные суждения о выразительности масок животных.

Отражать в маске основные признаки животного (длинные уши - у зайца, нос пяточком - у свиньи, длинные усы – у кота и т.п.).

Оценивать выразительность масок, изображающих животных.

16.  

24.12

Художник и мир человека.

Ты-художник с 72-74

11

1

Название рисунка отражает основную идею автора, его замысел.

Этикетаж: имя автора, возраст, класс, название рисунка.

Содержание рисунка «Я-художник»: атрибуты изобразительного искусства.

Выразительные свойства линии: плавная, корявая, непрерывная, прерывная.

Участвовать в обсуждении содержания художественных произведений.

Видеть и отражать в рисунке характер деятельности художника через атрибуты профессии (краски на столе, кисти в банке, картины на стене и т.п.).

Использовать выразительные возможности линейного рисунка (линия плавная, корявая).

Оценивать выразительность графического изображения человека.

Сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство)

Познавательные УУД.

Самостоятельно находить информацию в материалах учебников,

рабочих тетрадей.

Коммуникативные УУД.

Воспринимать мнение других людей о математических явлениях.

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других.

Регулятивные УУД.

Принимать и сохранять

учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и

одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия,

операции.

 .Личностные УУД.

Совершенствовать имеющиеся знания,

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Предметные УУД.

Сравнивать рисунки художников.

                                                                                           III четверть (8 часов)

17.  

16.01.15

Художник рисует родной край с 75-79

1

Каждый народ – художник.

Выражение природного и  национального своеобразия в изобразительном искусстве.

Выделение в рисунке главного средствами  композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Как я провёл зимние каникулы», «У бабушки в деревне», «На даче», «Новогодняя ёлка», «Новогодний подарок», «Хоровод вокруг ёлки» или др.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к красоте родной природы, к традиционным занятиям жителей своего края, народным и государственным праздникам или др. 

Выбирать и использовать способы работы различными художественными материалами для передачи замысла (весёлый праздник).

18.  

23.01.15

«Какие бывают девчонки.» с 80-83

1

Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».

Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз,  улыбку, красивую причёску и др.

Цвет как средство выражения в портрете: тёплый-холодный, нюансный-контрасный, светлый-тёмный.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображена девочка. 

Выбирать и использовать способы работы различными цветными художественными материалами для передачи замысла (весёлая девочка, девочка в нарядной шляпе, девочка с веснушками и др.).

19.  

30.01.15

.«Какие бывают мальчишки.... » с 84-87

1

Портер. Автопортрет. «Глаза – зеркало души».

Выражение отношения к портретируемому через изображение крупных глаз,  улыбку и др.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мальчик. 

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.)  для передачи замысла (весёлый мальчик, мальчик с книгой, футбольным мячом, на фоне компьютера и др.).

20.  

06.02.15

Мужской портрет с 88-91

1

Психологический портрет.

«Все профессии важны…».

Выражение отношения к портретируемому через композицию: крупные глаза, добрый, суровый, серьезный или уставший взгляд и др.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения портрета.

Учёт основных пропорций в изображении частей человеческого лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображён мужественный человек (пожарник, космонавт или др.). 

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.)  для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческого лица.

21.  

13.02.15

Былинные богатыри. С 92-97

1

Героический и парадный портрет. Былинные герои. Ветераны - участники Великой Отечественной войны. Современные солдаты, моряки, пехотинцы, танкисты  – защитники отечества.

Выражение отношения к портретируемым через изображение крупных глаз, добрый, суровый или уставший взгляд, широкие плечи, через военные атрибуты: оружие, доспехи, награды, знамёна и др.

Выразительные средства графики: точка, линия, пятно, штрих.

Приёмы изображения человека во весь рост.

Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Различать основные жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт, былинный жанр и др.

Выражать своё отношение к портрету, на котором изображёны русские богатыри – защитники отечества. 

Выбирать и использовать способы работы графическими художественными материалами (фломастерами, маркерами, углем или др.)  для передачи замысла (любимый папа, добрый дед, храбрый пожарный, спасатель, космонавт, футболист-чемпион или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

22.  

27.03.15

Рисуем маму

 с 98-99

1

Сюжетная картина.

Выражение отношения к портретируемым через движение рук (мама моет, стирает, гладит и т.п.), через изображение важных  деталей: посуда на кухне, пылесос, комнатные цветы или др.

Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.

Приёмы изображения человека во весь рост, учёт основных пропорций.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к маме или бабушке в суждениях и средствами изобразительного искусства.  

Выбирать и использовать способы работы цветными  художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.)  для передачи замысла (мама читает книгу, мамин добрый взгляд, мама на кухне, мама с пылесосом, бабушка поёт колыбельную, дарим маме цветы или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

23.  

06.03.15

Моя семья

 с 100-101

1

Сюжетная картина.

Выражение отношения к портретируемым через совместные дела, рукопожатие, улыбку, добрый взгляд или др.

Цвет как средство выражения: тёплый и холодный колорит.

Приёмы изображения человека в движении во весь рост.

Учёт основных пропорций при изображении фигуры человека и лица.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительной творческой деятельности.

Выражать своё отношение к членам своей семьи, используя цвет как средство передачи идеи благополучия, дружбы, любви.  

Выбирать и использовать способы работы цветными  художественными материалами (пастель, краски, цветные фломастеры или др.)  для передачи замысла (дружная семья на даче, семья на море, семья на кухне, семья смотрит телевизор или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции человеческой фигуры и лица.

24.  

13.03.15

Знаменитые скульптуры. с 102-105

1

Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» В.Мухиной.

Передача движения в объёме.

Приёмы лепки человека во весь рост, учёт основных пропорций при изображении фигуры человека в объёме.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в процессе лепки.

Выражать основную мысль через движение фигур.   

Выбирать и использовать способы работы пластилином (глиной или др.)  для передачи замысла (поливаем цветы, играем в мяч, несём корзину грибов или др.).

Передавать в самом общем виде пропорции объёмной человеческой фигуры.

                                                                                                                  IV четверть (8 часов)

25.

20.03.15

Транспорт на улицах

с 106-109

1

Пассажирский транспорт: автобусы, легковые машины разных марок, трамвай, троллейбус, маршрутное такси  и др.

Городской транспорт: машина скорой помощи, пожарная машина, полицейская машина и др.

Выделение в рисунке главного средствами  композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции «Машины и пешеходы у светофора».

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).   

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Красный цвет – дороги нет!», «Пожарная машина спешит на тушение пожара», «Скорая помощь спешит к больному» или др.).

Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин.

26.

03.04.15

Фантастиче-ский транспорт с 110-111

1

Не существующий транспорт.

Машины будущего.

Выделение в рисунке главного средствами  композиции: ближе - больше, дальше – меньше, первый, второй план при выполнении композиции

Выражать основную мысль через композицию, состоящую из двух и более планов (главное впереди, второстепенное – на дальнем плане).

  Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла

Передавать в самом общем виде форму и пропорции изображаемых машин.

27.  

10.04.15

Художник и мир искусства.

В мире книг с 114-116

8

1

Книга – источник знаний.

Буквица – первая буква на странице. Красная буква - красивая буква.

Образное решение буквицы, раскрывающее замысел автора.

Тёплые и холодные цвета. Контраст светлых и тёмных цветов.

Участвовать в обсуждении  выразительных средств книжной графики.

 Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Высказывать эмоциональные суждения о цветовом оформлении буквицы.

Выбирать и использовать способы работы цветными фломастерами для передачи замысла («Моя буква», «Мамина буква» или др.).

Книги о изобразительном искусстве.

Различать основные виды изобразительного искусства: живопись, книжная графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство.

Познавательные УУД.

Понимать

информацию, представленную в

изобразительной, схематичной, модельной форме.

Коммуникативные УУД.

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою

точку зрения.

Регулятивные УУД.

Контролировать процесс и

результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Личностные УУД.

Осваивать новые виды деятельности, участвовать в творче-

ском, созидательном процессе; осознание себя как индивиду-

альности и одновременно как члена общества.

Предметные УУД.

Понимать и использовать термины

«репродукция», «сюжетная картина», «скульптура».

28.  

17.04.15

Музыка цвета  с 117-119

1

Весёлые и грустные цвета. Весёлая и грустная музыка.

Искусство мульпипликации.

Техники кляксография и монотипия: приёмы получения цветных «музыкальных» пятен.

Участвовать в обсуждении  выразительных средств техники монотипии.

Выбирать и использовать способы работы в технике монотипия для оформления замысла: нежные музыка и цвет, ласковая музыка и цвет, тревожная музыка и цвет и т.п.

Выражать отношение к объекту изображения через цвет.

29.  

24.04.15

Театр теней 120-124

1

Театр – синтез слова, музыки и изображения.

Выразительность теневого силуэта.

Техника кляксография: приёмы нанесения клякс на лист бумаги, сложенный пополам, получение симметричных оттисков.

Участвовать в обсуждении  выразительных средств техники кляксографии.

Выбирать и использовать способы работы в технике кляксография для оформления замысла.

Выражать отношение к объекту изображения через силуэт.

30.  

01.05.15

Цирковое представление с 125-127

1

Цирковое представление – это всегда чудо.

Люди и животные, выполняющие трюки на цирковой арене: акробаты, фокусники, дрессировщики и т.п.

 Цвет – средство выражения, помогающее художникам передать настроение таинственности, настороженности, праздничности или др. Контраст светлых и тёмных цветов.

Элементарные приёмы изображения животных в движении (поднятая лапа, хобот и др.).

Основы композиционного построения изображений: ближе - больше, дальше -меньше, первый и второй изобразительный план.

Высказывать эмоциональные суждения о цирковом представлении с участием животных и людей.

Выражать своё отношение к пластичности животных их ловкости и умению выполнять трюки.

Передавать в рисунке состояние  радости, праздника, загадочности, используя выразительные возможности цветового контраста.

Выполнять изображение животного или человека в движении, используя элементарные законы композиции: загораживание, выделение первого плана.

31.  

08.05.15

Планетарий с 128-131

1

Первый планетарий в России был открыт в Москве (1929).

В планетариях читаются лекции по астрономии и космонавтике, сопровождающиеся показом искусственного звёздного неба на полусферическом экране-куполе и др.

Планеты солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Первый искусственный спутник земли.

Первые животные-космонавты: Белка и Стрелка.

Первый космонавт планеты – Ю.Гагарин.

Осознавать значимые темы искусства и отражать их в изобразительном творчестве.

Знать первого космонавта Земли, животных-космонавтов, основные планеты солнечной системы.

Выбирать и использовать способы работы художественными материалами  для передачи замысла «Собаки-космонавты» (на тренировке, в космосе, Стрелка со своими щенятами и т.п.).

Передавать в самом общем виде пропорции животных.

32. -33

15.05.15

22.05.15

В мире музея

с 132-135 Москва-город музей

с 142-145

Государственная Третьяковская галерея

с  146-156

2

Музей декоративно-прикладного искусства.

Представления о строении мира в древние времена. Три царства: небесное, земное и подводно-подземное.

Пасхальное яйцо.

Элементы декоративного узора и их символическое значение: линия, круг, спираль, звезда и др. Москва – столица Российской Федерации – город музей.

Памятники архитектуры Красной площади.

Московский Кремль (деревянный, белокаменный, кирпичный).

Осознавать роль музеев в жизни общества.

Участвовать в обсуждении содержания произведений декоративно-прикладного искусства.

Выражать основную мысль через сочетание декоративных элементов и цветового оформления предмета.   

Учитывать символическое значение элементов декоративного узора и использовать его в своей работе.

Известные центры народных художественных ремёсел России.

Ведущие художественные музеи России.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...