рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Прокопьева Татьяна Викторовна

программа составлена в соответствии с ФГОС УМК "Планета знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3_kl.docx145.34 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).
  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253
  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и  науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548
  4. О рассмотрении обращений граждан / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.03.2014 г.
  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)
  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).
  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)
  8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).
  9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).
  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).

Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.
  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

Муниципальный уровень

  1. О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Магнитогорском городском округе / Приказ Управления образования администрации города Магнитогорска от 24.06.2010 года № 332  
  2. О создании творческих групп по введению ФГОС начального общего образования на территории города Магнитогорска / Приказ Управления образования администрации города Магнитогорска от 10.06.2010 № 316 ;

Школьный уровень

  1. Приказ «О переходе начальной школы на федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) начального общего образования»
  2. Положение о системе оценок, форме, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся МОУ «СОШ № 21»
  3. Приказ « Об утверждении перечня учебников УМК «Планета Знаний » на 2013-2014 учебный год» ;
  4. Локального акта ОУ  МОУ «СОШ № 21»;
  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы)

Пояснительная записка

          Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» 3 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Актуальность программмы обусловлена тем, что она соответствует  новому Государственному стандарту начального общего образования по искусству и разработана с учётом современных педагогических технологий.

         Целью комплекта «Изобразительное искусство»  является создание образовательного пространства, характеризующегося разнообразием видов учебной деятельности, в котором младший школьник выступает как субъект, обладающий правом выбора вида учебной деятельности, партнера, средств и пр.

        Образовательное пространство УМК "Планета знаний" обеспечивает:

•        практическое усвоение учащимися нового стандарта начального общего образования (в том числе общеучебных умений, навыков и сформирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности;

•        формирование, развитие и сохранение у учащихся интереса к учебной деятельности;

•        сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем построения для каждого учащегося своей траектории усвоения учебного материала;

•        интеллектуальное, эмоционально-ценностное, социально-личностное, познавательное, эстетическое развитие и саморазвитие ребенка и сохранение его индивидуальности;

•        проявление самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности.

       В УМК представлено предметное содержание, которое помогает ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечивает осознание им разнообразных связей между объектами и явлениями, формирует умение видеть один и тот же предмет с разных сторон.

      В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества.

     Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

    Авторы стремились, чтобы большинство учащихся нашли себе задания в соответствии со своими возможностями и выполнили его либо сами, либо участвуя в группе.

Цели и задачи предмета

 Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

-приобщение  школьников к миру изобразительного и декоративно- прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- духовно-нравственное развитие ребёнка: формирование у него качеств,  отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии  мира.

- развитие творчества и эмоциональной отзывчивости;

-воспитание духовной культуры обучающихся, нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

            Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

 ознакомить обучающихся с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

 сформировать у детей:

-интерес и любовь к изобразительному, народному и декоративно-

прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

- эстетическое восприятие произведений искусства;

- представления о видах и жанрах изобразительного искусства;

- представление об архитектуре как виде искусства;

- представление о дизайне как виде искусства;

- представление об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

 обучить детей:

- пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

- теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции. лепки;

- способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

- основам народного и декоративно-прикладного искусства;

- основам  дизайна (азбуке форм; элементам проектирования и конструирования; чувству стиля);

- основным средствам художественной выразительности (линия. пятно, цвет. колорит, фактура. тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

- элементарным умениям, навыкам способам художественной деятельности;

развить у школьников:

- способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

- творческое воображение, художественное мышление. Зрительную память. Пространственные представления, изобразительные способности;

- эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Общая характеристика учебного предмета

Система: традиционная

Учебно-методический комплект «Планета знаний» разработан в соответствии с новым Государственным стандартом начального общего образования (Москва 2004 г.). Комплект состоит из учебников, рабочих тетрадей и методических пособий по всем основным предметам начальной школы под общей редакцией  И.А.Петровой.

           В УМК созданы условия для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества.

          Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности: единстве структуры учебников и рабочих тетрадей по всем классам и предметам; единстве сквозных линий типовых заданий; единстве подходов к организации учебной и внеурочной деятельности.

         Все учебники УМК имеют единую систему заданий и единую маркировку, которая облегчает работу учителя и школьника с учебниками и рабочими тетрадями комплекта.

              "Творческие задания" направлены на развитие у учащихся воображения, пространственных представлений, познавательных интересов, творческих способностей и проявления оригинальности при решении творческой задачи. Задания на "информационный поиск" требуют обращения детей к окружающим их взрослым (учителю, членам семьи), к познавательной литературе и словарям (первоначально учебников), развивает у них потребность в поиске, преобразовании и проверке необходимой информации для решения учебных и познавательных задач.

           "Дифференцированные задания" предоставляют учащимся возможность выбрать в более узком учебном пространстве (1 - 3 задания) задания, адекватные уровню своей подготовленности.

        Наиболее сложные задания названы "интеллектуальный марафон, они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации, т.е. выдвигать и проверять гипотезы. Задания повышенной сложности отличаются разнообразием по сложности, по типам и форме представления результата.

          Авторы стремились, чтобы большинство учащихся нашли себе задания в соответствии со своими возможностями и выполнили его либо сами, либо участвуя в группе.

          Учебно-методический комплект "Планета знаний" ориентирован на детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития и темпом освоения учебного материала.

           Обучение изобразительному искусству неразрывно связано с эстетическим воспитанием. Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного, архитектуры и дизайна.

            Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

            Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

        Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

           Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

       Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

         Инвариантная (обязательная) часть программы обеспечивает необходимые требования к знаниям, умениям и навыкам.Вариативная часть программы содержит расширенный материал по основам художественного изображения, декоративному искусству и дизайну и включает задания повышенной сложности.

            Основы художественного языка излагаются системно, в доступной и интересной для обучающихся форме. Программой предусматривается знакомство с разнообразными художественными материалами и техниками, правилами изобразительной грамоты, а также формирование у детей практических навыков рисования с натуры, по памяти и представлению как специфических средств постижения прекрасного. Теоретические сведения изложены в соответствии с возрастными возможностями обучающихся, а также непрофессиональным характером обучения в общеобразовательной школе. Как известно; содержание художественного образования пре¬дусматривает два основных вида деятельности учащихся: воспри¬ятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это дает возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только информационного изложения матери¬ала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.

       Основные виды изобразительной деятельности (графика, жи¬вопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, твор¬чеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических ком¬позиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характер¬ных особенностей художественного образа.

      Изучение народного искусства включает: знакомство с тради¬ционными художественными промыслами, выявление характер¬ных особенностей видового образа, умения определять прина¬длежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнамен¬тов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи, овладение приёмами кистевой рос¬писи, лейку игрушек из глины (пластилина).

    Декоративная деятельность предполагает: знакомство с видами декоративно-прикладного искусства; декорирование поверхности, имитация технологий художественной обработки материалов, со¬здание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объемных композиций, украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.

           Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся: работа с простейшими знаковыми и графическими моделями, овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики, проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

          На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам. Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства духовно-нравственные ценности, дети совершенствуются в моральном плане и подготавливаются к ре¬шению жизненных проблем.

         Программа направлена на развитие у ребенка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или ди¬зайнерских заданий.

        Особенностью данной программы является предложение осуществить во внеклассной работе разнообразную проектную деятельность.

   Цель проектной деятельности - расширить представления обучающихся об искусстве, приобщить их к поискам новой информации, к самостоятельной исследовательской работе. Почти все проекты предполагают посещение выставочных залов. Музеев,. библиотек, просмотр специальных телепередач и видеофильмов. Чтение дополнительной литературы.

Технологии обучения:

-технология развивающего обучения;

- технология проблемного обучения;

- игровая технология;

- здоровьесберегающие технологии;

- технология разноуровнего обучения;

- технология опорных конспектов;

- информационные технологии.

Технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся; групповые технологии разных видов: индивидуальные, коллективные формы выполнения заданий, группы по 4-5 человек, работа в парах, презентация творческой работы, выставка.

Место учебного предмета.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается с I по IV класс по 1 час  в неделю. Учебный предмет является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы хдожественно-гуманитарной направленности, а также элементы безопасности жизнедеятельности. Количество часов в год: I класс – 33, I-IV классы  по 34 часа. Всего 135 часов.

Ценностные ориентиры содержания

      На первый план выдвигается компетентностный подход в преподавании, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы , направленное на развитие и совершенствование эмоционально-развивающей, ценностно-ориентированной, арт-терапевтической, информационной компетенций.

 Ключевые компетенции обучающихся :

 - эмоционально-развивающая компетенция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

-  ценностно- ориентированная компетенция, позволяющая обучающимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;

-  арт-терапевтическая компетенция, состоящая в психологической коррекции и оздоровлении обучающихся в процессе организации;

-  информационная компетенция, обеспечивающая расширение общего художественного информационного пространства через освоение обучающимися основных источников и каналов информации об искусстве( в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др).

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание предмета

Основные виды учебной деятельности учащихся

3 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» ( 11 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).

«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (6 ч)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» (8 ч)

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.

Личностные  УУД

Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий.

Контроль и самоконтроль.

Регулятивные УУД

Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

Самоконтроль и корректировка хода практической работы.

Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

Осуществление поиска необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.

Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.

Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями.

Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.

Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.

Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.

Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

Поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные  УУД

Учет позиции собеседника (соседа по парте).

Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере.

Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

Осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности.

 «Мир изобразительного искусства» ( 11 ч)

«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк).

«Жанры изобразительного искусства» (12 ч). Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (6 ч)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (9 ч)

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» (8 ч)

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны.

Основные задачи обучения и развития:

  • изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;
  • обучение умению выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;
  • продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;
  • продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цвето-ведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;
  • продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического, мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);
  • формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);
  • ознакомление с художественно-конструктивными особенностями русской деревянной избы;

  • продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);
  • изучение традиционных знаков (земли, воды, солярных и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;
  • продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);
  • обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;
  • продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

Планируемые результаты освоения программы

К концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

        внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

        понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

        понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

        положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

        интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Учащиеся получат возможность для формирования:

        осознания изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

        представления о роли искусства в жизни человека;

        восприятия изобразительного искусства как части национальной культуры;

        положительной мотивации и познавательного интереса к изучению классического и современного искусства; к знакомству с выдающимися произведениями отечественной художественной культуры;

        основ эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

        называть и различать основные виды изобразительного искусства;

        называть ведущие художественные музеи России (Государственная Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей);

        узнавать (определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Май-дан, Мезень, Каргополь и др.);

        применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы;

        выбирать живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

        лепить фигуру человека и животных с учётом пропорциональных соотношений;

        изображать глубину пространства на плоскости (загораживание, уменьшение объектов при удалении, применение линейной и воздушной перспективы и др.);

        передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

        различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;

        составлять разнообразные цветовые оттенки, смешивая основные и составные цвета с чёрным и белым.

Учащиеся получат возможность научиться:

        узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов (А. Рублёв «Троица», В. Суриков «Взятие снежного городка», В. Кандинский «Композиция», Б. Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Малевич «На сенокосе», А. Матисс «Танец» и др.);

        сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

        применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого и коричневого цветов;

        правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

        моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

        выполнять ассоциативные рисунки и лепку;

        подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

        следовать при выполнении художественно-творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия;

        объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

        продумывать план действий при работе в паре;

        различать и соотносить замысел и результат работы;

        включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную);

        анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

        самостоятельно выполнять художественно-творческую работу;

        планировать свои действия при создании художественно-творческой работы;

        руководствоваться определёнными техниками и приёмами при создании художественно-творческой работы;

        определять критерии оценки работы, анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной художественно-творческой работы по выбранным критериям.

Познавательные

Учащиеся научатся:

        осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

        свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, справочного бюро;

        группировать, сравнивать произведения народных промыслов по их характерным особенностям, объекты дизайна и архитектуры по их форме;

  • анализировать, из каких деталей состоит объект;
  • различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

        сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

        характеризовать персонажей произведения искусства;

        различать многообразие форм предметного мира;

        конструировать объекты различных плоских и объёмных форм.

Учащиеся получат возможность научиться:

        находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

        наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

        использовать знаково-символические средства цветовой гаммы в творческих работах;

        устанавливать и объяснять причину разного изображения природы (время года, время суток, при различной погоде);

        классифицировать произведения изобразительного искусства по их видам и жанрам;

        конструировать по свободному замыслу;

        анализировать приёмы изображения объектов, средства выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

        сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

        группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

        моделировать дизайнерские объекты.

Коммуникативные Учащиеся научатся:

        выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому при обсуждении в классе;

        соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

        задавать вопросы уточняющего характера по сюжету и смысловой связи между объектами;

        учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

        строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

        высказывать собственное мнение о художественно-творческой работе при посещении декоративных, дизайнерских и архитектурных выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

        задавать вопросы уточняющего характера по содержанию и художественно-выразительным средствам;

        учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании художественно-творческой работы в группе;

        владеть монологической формой речи, уметь рассказывать о художественных промыслах народов России;

        владеть диалогической формой речи, уметь дополнять, отрицать суждение, приводить примеры.

Региональный компонент (РК)

Согласно рекомендациям Челябинского ИППКРО «О преподавании и наполнении содержания регионального компонента учебных предметов в области «Искусство» региональный компонент содержания образования реализуется во взаимодействии с федеральной и региональной политикой на всех ступенях образования. На региональный компонент содержания рекомендуется выделить не менее 10-15% учебного времени из инвариатной части. 

 Содержание  РК, заявленное в теме, может быть реализовано в течение всего урока или на одном из его этапов. Обе формы равнозначны 

Цели реализации национально-регионального компонента

1. Повышать познавательный интерес к национальной культуре;
2. Развивать традиционную культуру народов Уральского региона;
3. Развивать творческие способности школьников к художественно-прикладным видам работ;
4. Знакомить учащихся с местными предприятиями, деятельность которых связана с металлургическим и другими производствами;
5. Использовать элементы уральского народного декоративно-прикладного искусства в трудовом обучении;
6. широко использовать местный материал в практических заданиях, в деловых играх, тестах, в составлении кроссвордов на экономические темы;

7. Сформировать у школьников естественнонаучное мировоззрение, выработать чувство любви и ответственного отношения к своим национальным истокам

Содержание и формы работы:

1. Составление программ и разработка проектов;
2.Проведение семинаров, дискуссий;
3.Выступление с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчётами на основе краеведческого материала;
4.Участие в практических мероприятиях по охране окружающей среды родного края;
5.Подготовка творческих работ и их публикация в сборниках;

Реализация  регионального компонента

№  урока  

Раздел программы

Дата план

Дата факт

Тема урока

Тема  РК

Кол-во

уч. часов

5

«Мир изобразительного искусства»

   

Школа живописи. Пейзаж.

Изображение и фантазии. Уголки родной природы.

10 мин

9

Портреты сказочных героев.

Изображение и реальность. Изображение деревьев.  Растения  лесов Челябинской области.

30мин

10

Твои творческие достижения. Проекты по теме «Изобразительное искусство»

Украшение и фантазии «Из бабушкиного сундука» (художественная утварь Башкирии, изготовление женских украшений русских, башкирских, по выбору)

45 мин.

11

 «Мир народного искусства»

Резьба по дереву. Богородские игрушки.

Выражение характера в изображении по сказу П. Бажова

10 мин.

18

«Мир декоративного искусства»

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент.

Традиционная одежда яицких казаков.

25 мин.

27

Мир дизайна и архитектуры

Архитектура. Город будущего.

«Художественный облик города» Знакомство с архитектурой города.

10 мин.

Литература:

  1. Ю.Жук Легенда Уральских предгорий.  - Челябинск Южно-Уральское книжное издательство, 1991 г.
  1. В.А.Иванов Путями степных кочевий. - Уфа, Башкнигиздат, 1984 г.
  2. Книги старого Урала: сборник. - Свердловск, Средне-Уральское книжное издательство, 1989г.
  3. Г.Н.Матюшкин Яшмовый пояс Урала. - М.: Искусство 1972 г.
  4. Сквозь   века.   К   истокам   культуры   народов   СССР:   сборник.   Вып.1/ Д.С.Лихачев, Б.А.Рыбаков и др. Сост. К.А.Гусева. - М.: «Знание», 1986 -240с. (статья О.Н.Бадер «Тайна седого Урала»)
  5. Каслинское художественное литье: Каталог выставки. - М., 1988.
  6. Жатков С. «Магнитогорск» -КРОКУС,2003 г.

Учебно-методический комплекс (УМК),

обеспечивающий реализацию рабочей программы

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Учебник:

 Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов  Изобразительное искусство  3 класс. М: Астрель, 2011

Тетрадь: 

Н. М. Сокольникова, С. П. Ломов  «Рабочая тетрадь по Изобразительному искусству 3 класс». М: Астрель 2011

Программа: 

    Программа  курса «Изобразительное искусство» 1-4 классы Н. М.Сокольниковой,  С. П. Ломова.

    Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа 1-4 классы. Учебно-методический комплект «Планета знаний».  Начальные классы (1-4). М.: АСТ: Астрель,2009

Методическое пособие:

Н. М. Сокольникова .  Обучение во 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство» - М: Астрель,  2013

Информационно-коммуникационные средства

ЦОР

Интернет-ресурсы

Портрет Санкт-Петербурга: собрание картин.

Изображения XVIII – XX века посвящены трехсотлетию Санкт-Петербурга. (http://www.mobyprint.ru/spb/)

Начальные уроки рисования.

Планы уроков по курсу рисования и компьютерной графики. Обзор различной техники рисования и основных принципов работы с рисунком. Методические рекомендации. (http://syrylynrainbowdragon.tripod.com/home.html)

Компьютерные программы для изучения народного декоративно-прикладного искусства.

Коллекция развивающих компьютерных программ для детей младшего школьного возраста, посвященных прикладному народному творчеству: Гжель, Жостово, Хохлома. Описание программ. Download. (http://www.kuzbass.ru/~vbp53/vb/oglavl.htm)

Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

АРМ учителя

Печатные пособия

  • Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Цифровые образовательные ресурсы

  • Мультимедийный (цифровой) образовательный ресурс, соответствующие содержанию обучения

Экранно-звуковые пособия

  • Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения.

Проектная деятельность

Тема «Мир изобразительного искусства»

  1. Викторина  «Животные в изобразительном искусстве»;
  2. Конкурс рисунков на компьютере;
  3. Проект по своему выбору.

Тема: «Мир декоративного искусства»

1.Вернисаж творческих работ на ярмарке ремёсел;

2.Проект по своему выбору.

Тема: «Мир народного искусства»

  1. Фестиваль « Россия – наш дом»;
  2. Праздник «Широкая Масленица»;
  3. Проект по своему выбору.

Тема: « Мир архитектуры и дизайна»

1. Презентация «Дизайн костюма»;

2. Выставка « Украшаем интерьер»;

3. Проект по своему выбору.

Тематический план реализации рабочей программы

Название разделов программы

Кол-во часов по программе

Количество часов по планированию

Коррекция часов

1

Мир изобразительного искусства  

11 ч

11 ч

2

Мир народного  искусства    

6 ч

6 ч

3

Мир декоративного  искусства

9 ч

9 ч

4

Мир дизайна и архитектуры

8 ч

8 ч

Итого

34

34

Календарно-тематическое планирование   3 класс

№ п/п

Дата план

Дата факт

Тема урока

Содержание предметных знаний (элементы содержания)

ЦОРы

Мало цоров
Планируемые результаты освоения обучающимися

Основные виды деятельности обучающихся (по теме раздела)

Фор мы контроля

предметные

личностные

метапредметные

Ι четверть 

Мир изобразительного искусства  11 ч.

1

 Композиция в натюрморте

Последовательность рисования шара (карандаш) Ознакомление с коллекциями ведущих художественных музеев мира,  с натюрмортом

как жанром изобразительного искусства.

Повторение основ цветоведения: цветовой круг, основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета. Презентация «Спектр, цветовой круг, основные и составные цвета» http://ilya-repin.ru

Уметь называть и различать основные виды изобразительного

искусства;

выбирать живописные приёмы

в соответствии с замыслом композиции;

передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени

подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым работе

настроением.

Формирование социальной роли ученика;

-формирование положительного отношения к учению;

-представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

Р-  умеют организовать свою деятельность: подготавливают своё рабочее место, соблюдают  приёмы безопасного и рационального труда.

П- осуществляют  для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

К – умеют  вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

Ориентироваться в учебнике.

Принимать участие в беседе о художественных музеях как хранилищах коллекций национальной культуры.

Выполнять задания

по инструкции (с. 4–7, 10–15 учебника).

Использовать в речи

ключевые слова: натюрморт, жанр, колорит, светотень.

Найти информацию о творчестве художников Д. Штеренберга и К. Петрова-Водкина.

Познакомиться с произведениями художников, работающих в жанре натюрморта и их картинами

Работать с текстом и иллюстрациями (с. 10–15 учебника).

. Уметь выделять

главное в композиции на примерах из учебника. Изучать особенности материалов и инструментов для графики

 (с. 16–20 учебника).

Рисовать предмет быта округлой формы:

крынку или шар. Научиться рисовать куб (с. 23 учебника).

Передавать светотень на предмете. Применять штриховку карандашом по форме предмета. Знать,  какими  качествами должен обладать художник

Отличать профессии, которые может освоить художник

Иметь понятие о том,  чем могут  раз- личаться  предметы (форма, размер, цвет, характер, детали

Уметь  характеризовать  предметы по этим  признакам

Выполнить практическую работу на стр.  2–3  рабочей тетради на освоение этих  понятий

Учатся работать в груп- пах. Применять полученные знания

Иметь представление о  разных типах линий и уметь  определять их характер

Знать,  что  такое  замкнутая  линия

Исследовать характер линий в рабо- тах П. Пикассо

Иметь понятие о графике и её основных  изобразительных средствах. Исследовать на  примерах приведённых   иллюстраций,  зачем  и  какими изобразительными средствами пользуются   художники   для   решения своих  задач

Уметь рассказывать о работе художника-иллюстратора Уметь объяснять, что  такое пейзаж

Исследовать, какие  задачи решали художники в приведённых пейзажах и  какое настроение передано в  каждом пейзаже .Решать творческую задачу: лепить портрет дедушки, создавать выразительный

образ.

Текущий Входной тест

2

Натюрморт Светотень на предмете.

Положение источника света. Рисуем шар. Знакомство с жанром натюрморта.

Формирование восприятия и

оценки натюрморта как жанра изобразительного искусства.

Изучение основ композиции в

натюрморте. http://ilya-repin.ru

Уметь правильно использовать выразительные возможности

графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые

мелки и др.) в передаче различной фактуры

применять цветовой контраст и нюанс, выразительные

возможности

цветов;

Умеют самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения

Р- определяют  и формулируют цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

П – ориентируются  в своей системе знаний: отличают  новое от уже

  известного с помощью учителя;

К – доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в рисунках,

Текущий

3

Школа графики.

Последовательность рисования крынки (карандаш) Продолжение ознакомления с

жанром натюрморта. Продолжение освоения особенностей

материалов и инструментов

для графики. Изучение передачи светотени на предмете. https://ru.wikipedia.org/

Знать и уметь различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его

виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура

моделировать образы животных и предметов на плоскости и в объёме;

Называют  и объясняют  свои чувства и ощущения от созерцаемых  произведений искусства;

Р – определяют  и формулируют  цель деятельности на уроке с помощью

 учителя;

- проговаривают

последовательность действий на уроке;

П – перерабатывают  полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса;

К  - доносят  свою позицию до других: оформляют  свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделий;

Текущий

4

Школа графики.

Последовательность рисования куба (карандаш) Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Продолжение изучения приёмов работы акварелью. Совершенствование умения рисовать натюрморт.

 Уметь

сравнивать различные виды изобразительного искусства

(графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

Узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов

Называют  и объясняют  свои чувства и ощущения от созерцаемых   произведений искусства

Р - учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

совместно составленному с  учителем плану;

П – ориентируются  в своей системе знаний: отличают  новое от уже

известного с помощью учителя;

К  - доносят  свою позицию до других: оформляют  свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделий;

Текущий

5

Школа живописи. Натюрморт.

Натюрморт с кувшином (акварель). Ознакомление с пейзажем как жанром изобразительного искусства. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы,

творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. https://ru.wikipedia.org/

Исследовать особенности композиции в натюрморте на примере картин мастеров; собрать репродукции картин и рисунков натюрмортов. Установить последовательность рисования предметов натюрморта и использовать эту последовательность при выполнении работы.

Стараются проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Р - с помощью учителя объясняют  выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

П – добывают  новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К – доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в рисунках,

- слушают  и понимают речь других.

Текущий

6

Учимся у мастеров Композиция в пейзаже.

Р.к.

Последовательность рисования пейзажа (акварель). Продолжение ознакомления с жанром пейзажа.

Продолжение изучения основ

перспективных построений линейной и воздушной перспективы. http://ilya-repin.ru

Познакомиться  с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства.

Исследовать особенности композиции в пейзаже на примере картин мастеров

(с. 28–29 учебника).

Собрать репродукции картин и рисунков с изображением природы.

Сохранение внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

понимание сопричастности к культуре своего народа,

Р - с помощью учителя объясняют выбор наиболее подходящих для

  выполнения задания материалов и инструментов;

П – перерабатывают полученную информацию: сравнивают  и группируют   предметы и их образы;

К – доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в рисунках,

  доступных для изготовления изделий;

Текущий

7

Школа живописи. Рисование пейзажа

Последовательность рисования пейзажа (акварель). Обучение акварельной живописи.

Передача пространства на листе с помощью линейной и воздушной перспективы. https://ru.wikipedia.org/

Продолжить

рисовать пейзаж акварелью.

Передать пространство на листе, используя приёмы линейной и воздушной перспективы.

Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

представления о роли искусства в жизни человека;

Р -умеют организовывать своё рабочее место и работу.

-принимают и сохраняют учебную задачу.

П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую –

К – доносят  свою позицию до других: оформляют свои мысли в рисунках,

- слушают  и понимают речь других.

Текущий

8

Школа живописи. Портрет.

Последовательность рисования портрета (карандаш). Ознакомление с портретом как жанром изобразительного искусства. Освоение знаний о классическом и современном искусстве. Обучение рисованию портрета.

Продолжение освоения рисунка карандашом. http://ilya-repin.ru

Знать, что такое автопортрет, основы композиции портрета. Знакомство с рисованием автопортрета, композицией портрета. 

Рисовать

портрет девочки, передать светотень,

сходство и создавать выразительный образ. Использовать разнообразную штриховку.

Формирование социальной роли ученика;

-формирование положительного отношения к учению;

-представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

Р - с помощью учителя объясняют  выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

П – ориентируются  в своей системе знаний: отличают  новое от уже

известного с помощью учителя;

К –формулируют  собственное мнение и позицию;

-задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Текущий

9

Скульптурные портреты. Портрет дедушки.

Последовательность лепки скульптурного портрета (пластилин). Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение лепке и рисованию портретов.

Уметь лепить скульптурный портрет  человека и животных с учётом пропорциональных соотношений; Изучить последовательность выполнения

работы (с. 52–53 учебника).

Использовать разнообразные приёмы лепки.

Восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

положительная мотивации и познавательный  интерес к изучению классического и современного искусства;

Р -умеют организовывать своё рабочее место и работу.

-принимают и сохраняют учебную задачу.

П – перерабатывают  полученную информацию: сравнивают и группируют   предметы и их образы;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую –

К-формулируют собственное мнение и позицию;

Итоговый

II четверть

10

Портреты сказочных героев.

Рисование портрета (акварель).. Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты. Обучение рисованию портретов.

Обучение умению вырезать и рисовать силуэты сказочных героев. Вырезать или рисовать чёрной тушью силуэты сказочных героев.

Соотносить силуэт и характер героя.

Восприятие изобразительного искусства как части национальной культуры;

положительная мотивации и познавательный  интерес к изучению классического и современного искусства;

Р- волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию; 

П – перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы; 

К  -формулируют собственное мнение и позицию;

-задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Ознакомиться с выдающимися произведениями отечественного и зарубежного искусства.

Исследовать особенности композиции в пейзаже на примере картин мастеров

(с. 28–29 учебника).

Поисковая работа: собрать репродукции картин и рисунков с изображением природы. Иметь  представление  об  основных свойствах акварельных красок

Уметь работать акварелью слоями.

11

Твои творческие достижения. Проекты по теме: «Изобразительное искусство»

Защита проектов Знакомство с традициями изображения сказочных персонажей. Освоение выразительных возможностей силуэта. Обучение умению вырезать и рисовать силуэты сказочных героев.

 Освоение выразительных возможностей силуэта

 Знакомство с традициями изображения сказочных персонажей.

Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

представления о роли искусства в жизни человека;

Р- выполняют   контроль точности разметки деталей с помощью

 шаблона

П-перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы;

К -задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Тематический

Мир народного искусства  6 ч.

12

Резьба по дереву. Богородские игрушки.

Богородская игрушка «Мишка-дергун» (картон) Знакомство с резьбой по дереву, украшением изб. Обучение умению вырезать узоры из бумаги. Воспитание любви к русскому народному искусству.

Уметь сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

анализировать приёмы изображения объектов, средства

выразительности и материалы, применяемые для создания декоративного образа;

Формируются основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности;

понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.

Р - учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К -задают  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Решать творческую задачу: рисовать и

лепить старинную посуду; вырезать из бумаги силуэты изб и узоры для их украшения.

Изучить последовательность сбора игрушки «Мишка-дергун» (с. 76 учебника).

Решать творческую задачу: сделать ёлочную игрушку «Мишка».

Изучить последовательность выполнения

жостовской росписи

(с. 80–83 учебника).

Повторить выполнение цветов и ягод.

Решать творческую задачу: роспись жостовскими цветами предметов быта (гуашь).

Повторить образцы павловопосадских

цветов.

Решать творческую за_

дачу: рисовать платок с

павловопосадскими узорами (гуашь). Вариант: рисовать угол платка.

Изучить, какие платки и шали носят женщины в  крае.

Изучить последовательность лепки сосуда-рыбы (с. 89 учебника).

Вылепить сосуд-рыбу в традициях скопинской керамики (пластилин).

Решать творческие задачи: продумывать схемы изготовления игрушек; самостоятельно делать ёлочные игрушки.

Оценивать свои творческие достижения. Развивать устойчивый интерес  к художественным традициям своего народа.

Текущий

13

Деревянная и глиняная посуда

Последовательность лепки посуды (пластилин) Знакомство с изделиями богородских мастеров. Обучение

умению рисовать богородские

игрушки. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

Уметь сопоставлять формы природных объектов с формами окружающих предметов;

различать и называть центры традиционных народных

художественных промыслов России(Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское,

Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

Уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

Р - проговаривают последовательность действий на уроке;

- учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают  и группируют предметы и их образы;

К - слушают и понимают  речь других.

Текущий

14

Жостовские подносы.

Последовательность жостовской росписи (гуашь). Знакомство с работами жостовских мастеров. Обучение умению выполнять жостовские

цветы и ягоды. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

 Знать

художественные

особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные

возможности цветового решения в разных школах народного мастерства, зависимость колористического решения художественной вещи от традиционной технологии её изготовления;

Уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

Р-  учатся совместно с учителем и другими учениками давать

  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке П - добывают  новые знания: находят  ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К-  понимают  возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;

Текущий

15

Павловопосадские платки.

Рисование Павлово-Посадского платка (гуашь). Знакомство с творчеством павловопосадских мастеров. Обучение умению рисовать павловопосадские цветы. Воспитание любви к традиционным народным художественным промыслам.

 Знать

художественные

особенности создания формы в зависимости от традиционной технологии народного промысла, взаимосвязь народного орнамента и формы изделия, выразительные

возможности цветового решения

Уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции;

понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

Р - учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану 

П - развивают  умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи;

- умеют  осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

К-  - формируют   умение договариваться, находить общее решение.

Текущий

16

Скопинская керамика.

Рыба. Последовательность лепки скопинского сосуда-рыбы. Воспитание любви к русскому народному искусству. Знакомство со скопинской керамикой. Обучение умению лепить скопинские сосуды.

Развитие устойчивого интереса к художественным традициям своего народа.

Изучить последовательность лепки сосуда-рыбы (с. 89 учебника).

Вылепить сосуд-рыбу в традициях скопинской керамики (пластилин).

Формируются основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности;

понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.

Р - учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника.

П - умеют  анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного;

 К – умеют  вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

Итоговый

III четверть

17

Мои творческие достижения

Проектная деятельность Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам

красоты. Проверка владения

практическими умениями и навыками художественной творческой деятельности.

Продумывать схемы изготовления игрушек; самостоятельно делать ёлочные игрушки.

Оценивать свои творческие достижения.

Формируются основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности;

понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.

Р- определяют  и формулируют цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

П – ориентируются  в своей системе знаний: отличают  новое от уже

  известного с помощью учителя;

К – доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в рисунках,

Решать творческие задачи: продумывать схемы изготовления игрушек; самостоятельно делать ёлочные игрушки.

Оценивать свои творческие достижения.

Мир декоративного искусства  9 ч.

18

Декоративные композиции

Рисование декоративной композиции (акварель). Изучение художественных

приёмов декоративной композиции.

Обучение приёмам стилизации.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Уметь правильно использовать выразительные возможности графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

выполнять ассоциативные рисунки и лепку; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением;

Понимают  разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; формируется

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Р-  умеют организовать свою деятельность: подготавливают своё рабочее место, соблюдают  приёмы безопасного и рационального труда.

П- осуществляют  для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации;

К – умеют  вступать в диалог с учителем и одноклассниками;

Изучить приёмы декоративной композиции и стилизации.

Решать творческую задачу: выполнить

стилизацию цветов или пейзажа (по выбору).

Решать творческую задачу: расписать геометрическими узорами тарелочку по краю

(акрил). Собрать коллекцию изображений

ковров разных народов.

Решать творческую задачу: рисовать декоративный натюрморт «Фрукты в вазе» (гуашь).

Решать творческую задачу: сделать декоративный пейзаж «Старый город» в технике бумажной мозаики.

Решать творческую задачу: рисовать декоративный портрет богатыря (гуашь).

Выполнить декоративный портрет друга (аппликация из газет и журналов).

Решать творческую задачу: сделать маски сказочных героев. Коллективная работа. Учиться работать вместе, договариваться о результате.

Сделать декоративную бумагу: катать

окрашенные гуашью шарики; печатать

нитками. Использовать декор для украшения предметов быта. Различать геометрические фигуры и определять, какими линиями они образованы

Иметь представление о симметрии, симметричных фигурах и оси симметрии

Отличать симметричные предметы окружающего мира от асимметричных  

Уметь определять симметричность фигуры Иметь представление об  орнаменте и о геометрическом орнаменте

Понимать, как  из   геометрических фигур  получаются  разные  орнаменты,  и уметь  их создавать

Изучить приёмы декоративной композиции и стилизации.

Решать творческую задачу: выполнить

стилизацию цветов или пейзажа (по выбору).

Решать творческую задачу: расписать геометрическими узорами тарелочку по краю

(акрил). Собрать коллекцию изображений

ковров разных народов.

Решать творческую задачу: рисовать декоративный натюрморт «Фрукты в вазе» (гуашь).

Текущий

19

Декоративная композиция. Замкнутый орнамент.

Украшение салфетки орнаментом. из аппликации. Изучение схем размещения орнамента на круге, прямоугольнике и квадрате. Обучение приёмам декоративной росписи.

Формирование представлений

о роли декоративного искусства в жизни человека.

Уметь выбирать живописные приёмы в соответствии с замыслом композиции;

Знать

(определять), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимонове-, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь и др.).

Понимают  разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; формируется

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Р- определяют  и формулируют цель деятельности на уроке с помощью

учителя;

- учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника:

П – ориентируются  в своей системе знаний: отличают  новое от уже

  известного с помощью учителя;

К – доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в рисунках,

Текущий

20

Декоративный натюрморт «Фрукты в вазе»

Коллективная работа. Коллаж «Фрукты». Продолжение ознакомления с жанром натюрморта. Изучение

художественных приёмов декоративной композиции.

Обучение декоративной живописи. Развитие творческих способностей.

Изучить приёмы декоративной композиции и стилизации.

Выполнить

стилизацию цветов или пейзажа (по выбору).

Расписать геометрическими узорами тарелочку по краю

Формируются основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности;

понимание сопричастности к культуре своего народа, уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.

Р – определяют  и формулируют  цель деятельности на уроке с помощью

 учителя;

- проговаривают

последовательность действий на уроке;

П – перерабатывают  полученную информацию: делают выводы в результате совместной работы всего класса;

К  - доносят  свою позицию до других: оформляют  свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделий;

Текущий

21

Декоративный пейзаж. «Старый город», «Весенняя листва», «Жаркие страны»

Витраж «Зимний пейзаж» (карандаш, акварель). Продолжение ознакомления с пейзажным жанром.

Обучение технике бумажной

мозаики.

Развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Изучение художественных приёмов декоративной композиции.

Сделать декоративный пейзаж «Старый город» в технике бумажной мозаики.

Понимают  разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; формируется

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки,

Р - учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

совместно составленному с  учителем плану;

П – ориентируются  в своей системе знаний: отличают  новое от уже

известного с помощью учителя;

К  - доносят  свою позицию до других: оформляют  свою мысль в рисунках,

 доступных для изготовления изделий;

Текущий

22

23

Декоративный портрет.

Маска из папье-маше. Продолжение ознакомления с портретным жанром.

Изучение художественных приёмов декоративной композиции. Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку,

его изображение в декоративном искусстве.

Рисовать декоративный портрет богатыря (гуашь).

Выполнить декоративный портрет друга (аппликация из газет и журналов).

Понимают  разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; формируется

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Р - с помощью учителя объясняют  выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

П – добывают  новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

К – доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в рисунках,

- слушают  и понимают речь других.

Текущий

24

Секреты декора. Рисуем нитками.

Декоративная картина из окрашенных ниток «Зима», «Осень» Обучение секретам декора. Развитие художественного вкуса

учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы.

Формирование представлений

о роли декоративного искусства в жизни человека.

Сделать декоративную бумагу: катать

окрашенные гуашью шарики; печатать

нитками. Использовать декор для украшения предметов быта.

Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

представления о роли искусства в жизни человека;

Р - с помощью учителя объясняют выбор наиболее подходящих для

  выполнения задания материалов и инструментов;

П – перерабатывают полученную информацию: сравнивают  и группируют   предметы и их образы;

К – доносят  свою позицию до других: оформляют  свои мысли в рисунках,

  доступных для изготовления изделий;

Текущий

25

Праздничный декор. Писанки.

Роспись пасхальных яиц (гуашь). Обучение декоративной росписи. Формирование эстетических чувств при восприятии Развитие эмоционально-ценностного отношения к человеку,

его изображение в декоративном искусстве.

Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах — яйцах Фаберже и яйцах—писанках. декоративного образа. Решать творческую задачу: расписать

контуры, силуэты или деревянные яйца по

своему эскизу (гуашь).

Умеют самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения

Р -умеют организовывать своё рабочее место и работу.

-принимают и сохраняют учебную задачу.

П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую –

К – доносят  свою позицию до других: оформляют свои мысли в рисунках,

- слушают  и понимают речь других.

Текущий

26

Твои творческие достижения. Проект по теме « Мир народного и декоративного искусства».

Защита проектов. Проверка развития эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства, владения навыками декора.

Формирование эстетических

чувств при восприятии произведений декоративного искусства и в процессе выполнения творческих декоративных работ.

Освоить технику печати с помощью мыльных пузырей. Выполнить декоративное панно.

Оценивать свои творческие достижения.

Понимают  разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; формируется

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

интерес к посещению художественных музеев, выставок.

Р - с помощью учителя объясняют  выбор наиболее подходящих для

 выполнения задания материалов и инструментов;

П – ориентируются  в своей системе знаний: отличают  новое от уже

известного с помощью учителя;

К –формулируют  собственное мнение и позицию;

-задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Итоговый

IV четверть 

Мир дизайна и архитектуры   8 ч.

27

Архитектура. Форма яйца.

Город будущего (гуашь, гелиевые ручки). Сформировать представление о дизайне и архитектуре как видах искусства.

Изучение формообразования на

основе яйца. Обучение умению различать форму яйца в объектах дизайна и архитектуры.

Развитие конструкторских способностей.

Сравнивать изображения на открытках, в журналах, на фотографиях и в видеофрагментах по теме урока.

Выполнить

эскизы предметов быта, техники, моделей

одежды в форме яйца (смешанная техника). Выполнение эскизов объектов

дизайна.

Умеют самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения

Р- волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию; 

П – перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы; 

К  -формулируют собственное мнение и позицию;

-задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Сравнивать изображения на открытках, в журналах, на фотографиях и в видеофрагментах по теме урока.

Решать творческую задачу: выполнить

эскизы предметов быта, техники, моделей

одежды в форме яйца (смешанная техника).

Изучить последовательность работы

(с. 123). Изготовить декоративную свечу.

Оценить свою работу и

работы одноклассников.

Провести эксперимент и выполнить задания (с. 124–127 учебника).

Изготовить бумажную розу. Сделать бумажные бусы. Выполнить панно «Барашек».

Изготовить панно с волнистым декором (пластилин). Изучить последовательность работы (с.135 учебника).

Участвовать в коллективной работе. Пла_

нировать работу, согласовывать действия, договариваться о результате.

Сконструировать украшения на основе

формы волны и спирали. Решить творче_

скую задачу: выполнить коллажи «современный город», используя полученные

знания по теме коллаж.

Сделать вазу из яичной упаковки.

Оценивать свои работы и работы одноклассников.

Принять участие в беседе о пасхальных сувенирах — яйцах Фаберже и яйцах—писанках. декоративного образа. Решать творческую задачу: расписать

контуры, силуэты или деревянные яйца по

своему эскизу (гуашь).

Освоить технику печати с помощью мыльных пузырей. Решить творческую задачу: выполнить декоративное панно.

Оценивать свои творческие достижения.

Сравнивать изображения на открытках, в журналах, на фотографиях и в видеофрагментах по теме урока.

Провести эксперимент и выполнить задания (с. 124–127 учебника)..

Текущий

28

Дизайн. Предметы быта

Предметы быта в форме яйца (карандаш, акварель, гелиевые ручки) Обучение изготовлению мобиля и декоративной свечи. Развитие дизайнерского мышления, художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого

потенциала, способности давать эстетическую оценку объектам дизайна.

Изучить последовательность работы

(с. 123). Изготовить декоративную свечу.

Оценить свою работу и

работы одноклассников.

Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

представления о роли искусства в жизни человека;

Р- выполняют   контроль точности разметки деталей с помощью

 шаблона

П-перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы;

К -задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Текущий

29

Школа дизайна. Форма яйца.

Декоративная свеча в форме яйца ( парафин).

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого

воображения, способности оценивать окружающий мир по законам красоты.

Изучить последовательность работы

(с. 123). Изготовить декоративную свечу.

Оценить свою работу и

работы одноклассников.

Умеют самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения

Р - учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К -задают  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Текущий

30

Архитектура. Форма спирали.

Рисование здания в форме спирали (гуашь). Обучение умению различать спирали в объектах дизайна и архитектуры.

Развитие художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого

воображения,

Провести эксперимент и выполнить задания (с. 124–127 учебника).

Формируются основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру,

уважение к мастерам художественного промысла, сохраняющим народные традиции.

Р - проговаривают последовательность действий на уроке;

- учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают  и группируют предметы и их образы;

К - слушают и понимают  речь других.

31

Школа дизайна. Форма спирали.

Букет из бумажных роз.

Бумажные бусы. Обучение изготовлению розы

из цветной бумаги. Обучение

конструированию бус и панно

на основе спирали.

Изготовить бумажную розу. Сделать бумажные бусы. Выполнить панно «Барашек».

Понимают  разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; формируется

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи,

Р-  учатся совместно с учителем и другими учениками давать

  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке П - добывают  новые знания: находят  ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К-  понимают  возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;

Текущий

32

Архитектура. Форма волны.

Сказочный домик с черепичной крышей. Развитие зрительного восприятия и ощущения волнообразной формы.

Обучение умению различать

волны в объектах дизайна и архитектуры.

Совершенствование умения лепить и декорировать панно.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к объектам

архитектуры и дизайна.

Развитие умения планировать работу

и трудиться в коллективе. Уметь  различать

волны в объектах дизайна и архитектуры.

Совершенствовать умения лепить и декорировать панно.

Понимают  разнообразие и богатство художественных средств для выражения отношения к окружающему миру; формируется

положительная мотивация к изучению различных приёмов и способов живописи, лепки, передачи пространства;

Р - учатся готовить рабочее место и выполнять практическую работу по

составленному вместе с учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника;

П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают и группируют  предметы и их образы;

- преобразовывают информацию из одной формы в другую – изделия,

художественные образы.

К -задают  вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Текущий

33

Школа дизайна. Форма волны.

Коробочка для печенья. Развитие эмоционально-ценностного отношения к объектам

архитектуры и дизайна. Развитие умения планировать работу

и трудиться в коллективе. Развитие зрительного восприятия и ощущения волнообразной формы.

Изготовить панно с волнистым декором (пластилин). Изучить последовательность работы (с.135 учебника).

Участвовать в коллективной работе. Планировать работу, согласовывать действия, договариваться о результате.

Умеют самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые

простые общие для всех людей правила поведения

Р - проговаривают последовательность действий на уроке;

- учатся совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 П - перерабатывают полученную информацию: сравнивают  и группируют предметы и их образы;

К - слушают и понимают  речь других.

Текущий

34

Твои творческие достижения. Проекты по теме «Мир дизайна и архитектуры».

Защита проектов. Проверка развития эмоционально-ценностного отношения к объектам архитектуры и

дизайна, владения навыками

конструирования на основе

волны и спирали. Проверка развития художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы,

творческой активности.

Сконструировать украшения на основе

формы волны и спирали.

Выполнить коллажи «современный город», используя полученные

знания по теме коллаж.

Сделать вазу из яичной упаковки.

Оценивать свои работы и работы одноклассников.

Осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;

представления о роли искусства в жизни человека;

Р-  учатся совместно с учителем и другими учениками давать

  эмоциональную оценку деятельности класса на уроке П - добывают  новые знания: находят  ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; К-  понимают  возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос;

Итоговый


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...