Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izobrazitelnoe_iskusstvo.doc190 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 2 КЛАСС

для УМК образовательной системы «ШКОЛА 2100…»

Программа разработана на основе примерной программы начального общего образования по технологии, авторской учебной  программы «Художественный труд и искусство» О.А.Куревиной, Е.А.Лутцевой; соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (утвержден приказом  МОиН РФ 06.10.2012 г.),  рабочей тетради по изобразительному искусству для 2-го класса «Разноцветный мир», (О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская,  - М.: Баласс, 2012). 

Рабочая программа включает два раздела:

  • пояснительную записку, включающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии, требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих 2 класс, список  рекомендуемой учебно-методической литературы;
  • тематическое планирование, раскрывающее  основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и универсальные учебные действия;  
  • календарно-тематическое планирование, содержащее тему и элементы содержания урока.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Роль и место дисциплины

Курс «Изобразительное искусство» представляет детям включение в художественно-изобразительную творческую  деятельность, существующую в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке и является одним из ведущих средств развития личности ребенка и освоения им художественных и культурных ценностей.

2. Адресат

Программа адресована обучающимся  2-х классов  общеобразовательных школ по образовательной системе «Школа 2100…».

3. Соответствие    ФГОС

Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

4. Программное обеспечение

Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО № 01-104-5/7/д от 06.08.2007 г).

Для реализации программы используются:

  • О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская, рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2-го класса «Разноцветный мир». - М.: Баласс, 2012.

5. Требования к знаниям и умениям обучающихся к окончанию 2 класса

1. Овладевать языком изобразительного искусства:

• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);

• понимать и  уметь   объяснять, что  такое круглая скульптура, рельеф,  силуэт, музей, картинная  галерея, эскиз, набросок, фактура,  штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;

• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);

• знать и уметь  объяснять, что такое растительный орнамент;

• уметь   описывать живописные произведения с использованием уже  изученных понятий.

2. Эмоционально воспринимать и оценивать  произведения искусства:

• учиться чувствовать образный характер различных произведений  искусства, замечать и понимать, для  чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;

•  учиться  воспринимать эмоциональное звучание тёплых  или холодных цветов и колорита картины.

3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:

рисования цветными карандашами;

рисования простым карандашом (передача объёма  предмета с помощью светотени);

аппликации;

гравюры;

построения растительного орнамента с  использованием раз- личных видов его композиции;

• различных приёмов работы акварельными  красками;

• работы гуашевыми красками.

4. Углублять понятие  о некоторых  видах изобразительного искусства:

живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);

графика (иллюстрация);

народные промыслы (городецкая роспись).

5. Изучать произведения признанных мастеров  изобразительного искусства  и уметь рассказывать об их  особенностях (Третьяковская галерея).

6. Иметь представление об искусстве  Древнего  Египта.

7. Целевая установка

Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

Задачи курса:

  • расширение общекультурного кругозора учащихся;
  • развитие качеств творческой личности, умеющей:

а) ставить цель;

б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;

в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;

г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;

д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;

  • общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
  • формирование эстетического опыта и изобразительных знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

8. Принципы, лежащие в основе построения программы

  • Личностно-ориентированные принципы (принцип вариативности, принцип развития, принцип творчества, принцип психологической комфортности);
  • Культурно-ориентированные принципы (принцип целостного представления о мире, принцип непрерывности, принцип овладения культурой, принцип гуманности);
  • Деятельностно-ориентированные принципы (принцип деятельности, принцип смыслового отношения к миру).

9. Специфика  программы

В авторскую программу внесены изменения:

  • включены 8 уроков изобразительного искусства с использованием краеведческого материала (Закон РФ «Об образовании» ст.7 п.1), что способствует  формированию у детей интереса к историческому прошлому и настоящему родного края,  природе родного края, культурному наследию, воспитанию любви к своему краю.

10. Объем и сроки изучения

Программа учебного курса «Изобразительное искусство» объемом 34 часа в год, по 1 ч. в неделю. Изучается в течение  всего учебного года.

11.Библиографический список

Список  литературы  для   обучающихся:  

  • О.А.Куревина, Е.Д.Ковалевская, рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2-го класса «Разноцветный мир». - М.: Баласс, 2009.

   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Материально-техническое обеспечение учебного предмета (Изобразительное искусство)

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд  (книгопечатная продукция)

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства).

Методические журналы по искусству.

Учебно-наглядные пособия(таблицы,иллюстрации).

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства.

Справочные пособия, энциклопедии по искусству.

Альбомы по искусству.

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.            

Научно-популярная   литература   по искусству

            Д

             Д

             Д

             Д

             Д

             Д

              Д

Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»).

Печатные пособия

Таблицы по стилям одежды.

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

.

             Д

             Д

              Д

 

Технические средства обучения

Телевизор.

Аудио/видеомагнитофон.

Компьютер .

            Д

            Д

С диагональю 106 см.

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи музыки к литературным произведениям.

Видеофильмы и презентации: по памятникам архитектуры; художественным музеям; видам и жанрам изобразительного искусства; творчеству отдельных художников; народным промыслам; декоративно-прикладному искусству; художественным стилям и технологиям

           Д

            Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса.

Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

Учебно-практическое оборудование

Мольберты.

Краски акварельные, гуашевые .

Бумага АЗ, А4.

 Бумага цветная. Фломастеры. Восковые мелки.

Кисти беличьи   № 5, 10, 20 .

Кисти из щетины №3, 10, 13 .

Емкости для воды.

 Стеки (набор).

Пластилин/глина. Клей.

Ножницы.

           К

           К

           К

           К

          К

           К

           К

           К

          К

           К

Модели и натурный фонд

Гербарии.

Изделия   декоративно-прикладного

искусства и народных промыслов.

          Д

          Д

Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев.

Стол учительский .

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.

Подставки для книг, держатели для схем и таблиц и т. п.

            К

            Д

           Д

            Д

            Д

             Д

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема

Число часов

Характеристика деятельности обучающихся:

(Н) – на необходимом уровне,

(П) – на программном уровне

Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.

1

Иметь представление о  видах изобразительной деятельности и их  особенностях (Н).

Рисуем  цветными карандашами. Развиваем  наблюдательность: взаимодействие        цветов.

1

Знать основные приёмы работы цветными карандашами и  уметь применять их на практике (Н). Продолжить         изучение         свойств тёплых и холодных цветов. (Н). Получить  представление о  взаимодействии тёплых и  холодных цветов на практике (П).

Аппликация.

2

Углубить  представление  о   технике аппликации и её особенностях (Н). Проанализировать выполненные в этой технике работы А. Матисса и их эмоциональное воздействие на зрителя (П).

Музей         искусств. Третьяковская галерея. Обрамление   картины.

2

Получить представление о музее и картинной галерее. Знать в общих чертах историю Третьяковской галереи (Н). Иметь представление о значении рамы в оформлении живописного произведения.

Иллюстрация. Композиция иллюстрации. Эскиз к композиции. Изучаем         работу мастера. Развиваем наблюдательность: наброски.

3

Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных  деталей при  выполнении иллюстраций (Н). Подготовиться к  рисованию иллюстрации к басне. Уметь определить характерные детали животного и нарисовать его по представлению или  с использованием набросков (П).

Объяснять, что такое композиция иллюстрации, что  такое эскиз к ней (Н).

Гравюра. Фактура. Из истории гравюры.

2

Иметь представление о гравюре и о технике  выполнения  ксилографии. Организовать  коллективную   выставку         иллюстраций        к басням И.А.  Крылова.  

Русский лубок и его выразительные средства.

1

Самостоятельно изучить  тему   (Н).

Рисунок.         Штриховка.

2

Получить понятие об объёме и форме предметов и о том,  как их передать на бумаге с помощью штриховки (Н). Отработать разные виды  штриховки  (по   направлению  штриха  и   по плотности). Уметь  пользоваться   рамкой-видоискателем.

Иметь  представление  о  светотени, знать её градации и уметь различать их на различных предметах (П).

Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры.

2

Углубить знания о жанре натюрморта (Н). Иметь понятие об учебной и творческой  задачах, стоящих перед  художником (Н).

Нарисовать с натуры простым карандашом,  стараясь  передать светотень на предметах, несложный натюрморт (П).

Братья меньшие. Развиваем  наблюдательность: рисуем  домашнего любимца.

2

Понимать важность зарисовок с натуры         (Н).         Проанализировать натурные  рисунки  В.  Ватагина  и А. Дюрера (П). Сделать несколько подготовительных зарисовок своего  любимца с натуры. Продумать композицию своей   работы  и  выполнить  задание «Мой пушистый друг» (П).

Растительный орнамент.

Как         получаются разные орнаменты?

3

Расширить представление об искусстве орнамента (Н). Иметь понятие о растительном  орнаменте (Н).   Знать, что такое элемент орнамента (Н). Уметь создавать из реальных растений элементы растительного орнамента (П). Моделировать различные растительные   и  геометрические  орнаменты  с использованием одного элемента в разных  сочетаниях и положениях (П).

Народные промыслы России. Городецкая роспись.

2

Изучить   особенности  городецкой росписи и уметь  её отличать (Н). Уметь выполнять элементы городецкой  росписи. Уметь создавать из  элементов городецкой росписи композицию (П).

Весенние впечатления. Твоя мастерская:  рисуем пейзаж.

3

Расширить понятие о пейзаже. Изучить пейзажи  А.  Саврасова и В. Борисова-Мусатова.

Продолжить овладение техникой акварели         (заливка         и         набрызг).

Колорит   –   душа живописи.

1

Иметь понятие о колорите и некоторых    его   видах  на   примере  работ П. Кузнецова и М. Волошина (Н). Написать натюрморт с цветами  (в технике  по-сырому с  последующим уточнением деталей) в определённом колорите (П).

Бытовая        живопись.

1

Расширить представление о бытовой живописи.         Исследовать        работы И.  Владимирова и  З. Серебряковой (Н). Рассказывать о живописных работах с использованием ранее  изученных терминов и понятий. Составить        рассказ         по  картине Ф. Решетникова (Н). Желающие рисуют сюжетную картинку на свободную тему.

Искусство Древнего Египта. Древнеегипетский рельеф.

2

Продолжить изучение истории мирового  искусства. Иметь представление   об  искусстве  Древнего  Египта (Н). Нарисовать фигуру человека в  стиле  древнеегипетского  рельефа (П).

Проекты.

2

Уметь выполнить своими руками подарки родным и близким к праздникам (П).


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№№ уроков

Дата проведения

Тема урока

П.

Ф.

Виды изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, живопись, графика.

Рисуем  цветными карандашами. Развиваем  наблюдательность: взаимодействие цветов.

Аппликация. Учимся подбирать цветовые оттенки.

Рисование с натуры деревьев и кустарников.

Музей искусств. Третьяковская галерея.

Музей искусств. Обрамление   картины.

Иллюстрация. Композиция иллюстрации.

Эскиз к композиции. Изучаем работу мастера.

Развиваем наблюдательность: наброски.

Гравюра. Учимся создавать гравюру.

Фактура. Учимся передавать фактуру предмета.

Русский лубок и его выразительные средства.

Рисунок. Штриховка.

Рисование на тему «Осень в городе»

Рисование на тему «Осень в городе» (продолжение)

Натюрморт (набросок)

Твоя мастерская: рисование с натуры (продолжение)

Натурные  рисунки. Учимся рисовать натурные рисунки.

Развиваем  наблюдательность: рисуем  домашнего любимца.

Учимся рисовать растительный орнамент.

Учимся рисовать геометрический орнамент.

Рисование на тему «Зимние забавы»

Рисование на тему «Зимние забавы» (продолжение)

Народные промыслы России. Городецкая  роспись.

Народные промыслы России. Городецкая роспись (продолжение)

Пейзаж (набросок).

Весенние впечатления. Пейзаж (продолжение)

Колорит   –   душа живописи.

Бытовая        живопись. Развиваем  наблюдательность: композиция в быту.

Искусство Древнего Египта. Учимся писать иероглифами.

Древнеегипетский рельеф. Учимся передавать свет и тень в рельефном рисунке.

Лепка с натуры (по памяти, по представлению) игрушечного животного.

Рисование на тему «Весна в городе»

Твоя мастерская: работаем акварелью,  рисуем пейзаж (продолжение)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...