Актуализация знаний
Целеполагание
Сообщение новых знаний
Физминутка Работа над сюжетом сказки. Анализ сказки.
Закрепление нового материала
Итог урока Рефлексия | Много жанров есть на свете Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прикрас. - О каком жанре идет речь в стихотворении? - Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Так в нашу жизнь входят сказки. -В создании книги нам помогают три Мастера. Мастер Постройки сконструирует форму книги (обычную, книгу - игрушку, книгу-раскладушку), Мастер Изображения сделает иллюстрации, а Мастер Украшения поможет книжку декоративно оформить - сделать заставку, концовку, узорную полосу.
- Чем этот жанр отличается от других?
- Давайте вспомним из уроков литературного чтения, на какие группы делятся сказки? - По содержанию, какие бывают сказки? - Я хочу вас проверить, хорошо ли вы знаете сказки? Назовите героев и название сказок, отрывки из которых вы услышите. - Возле леса, на опушке Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.) - Носик круглый пятачком, Им в земле удобно рыться, Хвостик маленький крючком, Вместо туфелек копытца. - Трое их - и до чего же Братья дружные похожи. Отгадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три поросенка.) - Бабушка девочку очень любила, Шапочку красную ей подарила. Девочка имя забывала свое... А ну, подскажите имя ее? (Красная Шапочка.)
- Я вижу, что вы знаете и любите читать сказки. А какие книги интереснее читать с иллюстрациями или без иллюстраций? - В книгах со сказками иллюстрации очень красивые, завораживающие, загадочные. Ещё, не читая сказку, а рассматривая иллюстрацию, мы попадаем в волшебный сказочный мир - Художники, которые рисуют для книг – называются иллюстраторами Тема нашего сегодняшнего урока: Иллюстрация твоей книжки Чему мы будем учиться на уроке и какие цели можем поставить? В конце урока у нас пройдет выставка лучших работ
- Художник, прежде чем приступить к рисованию иллюстраций к сказке, собирает подготовительный материал и делает эскизы (слово пишем на доске); в них он изображает место действия сказки, ее героев и предметы, которые могут их окружать.
- Так же делаются наброски (слово напишем на доске) - быстрые, кратковременные рисунки с целью передачи той или иной позы и жестов героя сказки по своему замыслу. - Прочувствовать и понять красоту сказок нам помогут репродукции Виктора Михайловича Васнецова (1848 – 1926). - Виктора Михайловича Васнецова - называют певцом русской сказки. На его полотнах ожили для нас почти все герои русских народных сказок. Рассмотрите их внимательно. Демонстрация репродукции В.Васнецова «Аленушка» и «Иван – царевич на сером волке». Картина «Алёнушка». -Как вы думаете, какая сказка впечатлила художника написать эту картину? - Посмотрите на картину, какие чувства вызывает у вас эта картина? Что переживает Алёнушка? -Что в картине говорит об этом?
- Какое настроение передаёт природа, окружающая Алёнушку? Какие краски использовал Виктор Васнецов, чтобы передать грустное настроение, печальное настроение девочки? Картина «Иван – царевич на сером волке» - Здесь художник также взял сюжет известной сказки, где серый волк помогает Ивану – царевичу совершить много трудных дел. - Пейзажу в этой сказке придаётся большое значение. Ивана – царевича и Елену Прекрасную окружают недобрые силы. - В чём это видно? - Какой изображён лес на картине? - Недобрые силы хотят помешать Ивану – царевичу, но он побеждает зло, с помощью своего помощника. - Посмотрите, как художник использовал краски, в противовес темному дремучему лесу, что написал художник?
Мы сегодня с вами тоже будем художниками – иллюстраторами. - Будем писать картины – рисунки к русской народной сказке «Гуси – лебеди». - Давайте вспомним сказку. - С чего начинается сказка? - Что наказывали родители дочке? - Что произошло потом? - Кого встретила на своём пути девочка? - Кто помог сестре и братцу? - Нравится ли вам главная героиня? - Какой конец у сказки? - Мы будем иллюстрировать всю сказку по заданию. У нас с вами шесть групп, каждой группе свой сюжет. 1) Гуси – лебеди унесли братца. 2) Девочка нашла братца в избушке бабы Яги. 3) Молочная река помогает детям. 4) Яблонька помогает детям. 5) Печка помогает детям. 6) Девочка убегает с братцем от гуси – лебедей. - В своих работах вам нужно показать, что вы рисуете сказку, надо проявить фантазию. - Нужно на рисунке обязательно нарисовать тех героев, о ком дано вам задание (сюжет) - Расположите лист в зависимости от вашего сюжета, определите линию горизонта, отметьте место, где будут расположены главные герои, продумайте величину героев. - Помните, чем дальше предмет, тем он меньше, чем ближе предмет, тем он больше. - Посмотрите на наброски героев, вспомните, всё это мы с вами учились рисовать на прошлых уроках. На доску вывешиваю карандашные наброски – гуся, дерева, избушки, фигуру человека. - Какие краски будете использовать? Самостоятельная работа Во время самостоятельной работы учитель контролирует: - порядок на рабочем месте; -порядок выполнения работы (как правильно складывать) - помогает тем, у кого возникли трудности.
Уборка рабочих мест Своё место убери, И весь мусор подбери. Инструменты материал, Ты в порядок приведи. - А теперь давайте составим нашу сказку из лучших ваших работ. - Получилась ли у нас сказка? - Достигли ли мы поставленных целей? - Какая сказка получилась? - Чему учит нас эта сказка? - Ведь недаром говорится: «Сказка ложь – да в ней намёк, добрым молодцам урок |
- о сказке
- Сказка - устный рассказ о чем - то необычном, о невероятном, фантастическом - авторские и народные
- волшебные, бытовые, про животных
-Три медведя.
- Три поросенка.
- Красная Шапочка
- с иллюстрациями
- выбирать иллюстрации, рисовать иллюстрации к сказке, книжке
- Сестрица Алёнушка и братец Иванушка.
- Тоску, горе, печаль…
- Застывшая поза девочки, склоненная голова, печальный взгляд…..
-Печальное, тоскливое, природа скорбит вместе с девочкой…
- тёмные краски
- Тёмный, дремучий, непроходимый…
Цветы – светлые, нежные, как символ добра
- с того, что отец с матерью ушли, а дочку оставили за братцем приглядывать
- посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
- печку, яблоню, молочную реку - мышка помогла
- линия горизонта – это линия где небо как бы сходится с землей
Где девочка очень переживает; в лесу ищет братца… - краски более темные, передающие печаль, переживания девочки, но чем ближе к дому – краски более яркие
- да, - Фантастическая, волшебная, красочная - надо слушаться старших; -быть скромным и вежливым; -на добро отвечать добром. Эта сказка, как и многие другие, учит нас быть добрее, мудрее и никогда не забывать о своих родных и близких. | Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану, - умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Регулятивные УУД: 1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы на уроке; 2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
|