Рабочая программа " Изобразительное искусство" 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Матюшенко Надежда Альбертовна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._pr._po_izo.docx60.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«12 лет Октября средняя общеобразовательная школа»

Поспелихинского района Алтайского края

 Рассмотрено

Согласовано

Утверждаю

На заседании ШМО учителей  начальных классов

Руководитель ШМО

  ___________ Н.И. Ивченко

«____» _________              2015года

Зам. директора по УВР

_______ Н.В.Пивкина

         «____»___________2015г

Директор

  _________    Е.Г.Космынина

Приказ № ______

 от ____   ________    2015 года

                                                                              РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По предмету «Изобразительное искусство» 4 класс

первая ступень,  базовый уровень

на 2015-2016учебный год

Рабочая программа составлена  на основе авторской программы  «Изобразительное искусство»   4 класс  И.Э.Кашекова  Москва Академкнига /Учебник 2014.

                                                                                              Составитель

                                                                                              Матюшенко Н.А., учитель начальных классов,                                                                          

                                                                                              высшая  квалификационная категория

                                                                         

                                                                                 

                                                                               п.12 лет Октября  2015г

                                                                         Пояснительная записка

Рабочая программа по изобразительному искусству  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения,  Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству для 4 класса, Москва Академкнига /Учебник 2014 , авторской программы  «Изобразительное искусство» для  4 класса И.Э.Кашекова Москва Академкнига/ Учебник 2014, Федерального перечня учебников на 2015-2016 уч. год, годового календарного графика МКОУ «12 лет Октября СОШ».

 Авторская программа  рассчитана на  35ч , 1ч в неделю (35 учебных недель). Базисный учебный план отводит  на изучение изобразительного искусства в 4 классе 1ч в неделю. Рабочая программа разработана на 34ч, 1ч в неделю (34 учебных  недели).

Цели обучения

Целью изучения предмета «Изобразительное искусство» является развитие личности учащихся средствами искусства, получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

В соответствии с этой целью решаются задачи:

- воспитание визуальной культуры как части общей культуры современного человека, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру; навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Общая логика учебно-методического комплекта выстраивается с учетом концептуальных идей системы «Перспективная начальная школа».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

- в ценностно-ориентационной сфере: эмоционально-ценностное и осмысленное восприятие визуальных образов реальности и произведений искусства; приобщение к художественной культуре как части общей культуры человечества; воспитание художественного вкуса как способности эстетически чувствовать, воспринимать и оценивать явления окружающего мира и искусства;

в трудовой сфере: овладение основами культуры практической работы различными материалами и инструментами для эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

в познавательной сфере: развитие способности ориентироваться в мире народной художественной культуры; овладение элементарными средствами художественного изображения, для развития наблюдательности реального мира, способности к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе:

в ценностно-ориентационной сфере: формирование активного отношения к традициям культуры как эстетической и личностно-значимой ценности; воспитание уважения к истории культуры своего Отечества и к культуре других народов, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека; умение воспринимать и терпимо относится к другой точке зрения, другому восприятию мира;

в трудовой сфере: обретение творческого опыта, предопределяющего способность к самостоятельной продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору

в познавательной сфере: развитие художественно-образного мышления как неотъемлемой части целостного мышления человека; формирование способности к целостному художественному восприятию мира; развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти; получение опыта восприятия и аргументированной оценки произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации.

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:

получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

узнают изученные произведения; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают суждения о них;

определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искусства;

интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

имеют представление о знаково-символической природе изобразительного искусства;

применяют выразительные средства разных искусств для создания художественного образа.

Особенности организации контроля по обучению грамоте

Особенностью организации контроля по предметам «изобразительное искусство» и «технология» является их направленность на практический результат (рисунок, поделка и пр.).следовательно, контролю и оценке подвергается практическая работа на уроке, что и являестся формой контроля на уроке.

Особенности изучаемого курса:

  • опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;
  • понимание основной специфики искусства – художественного образа;
  • акцент на развитие визуальной культуры, освоение знаково- символических кодов искусства, позволяющих активно использовать его коммуникативную функцию;
  • вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;
  • постоянное обращение к региональной культуре и искусству: музеям, памятникам архитектуры, художественным промыслам, традициям родного края.

Наряду с основной формой организации учебно-воспитательного процесса - уроком - в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать внеаудиторные занятия: экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники, региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.

Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести информационные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

Ценностные ориентиры

При изучении предмета особое значение уделяется ценностной интерпретации индивидуального опыта ребенка. Человек относится к окружающему миру не бесстрастно, любое практическое отношение, так же как и практическая деятельность, всегда эмоционально окрашены, несут субъективные предпочтения, включают личную оценку. Особенно в этой связи важен опыт эстетический. Его значимость в жизни человека обусловлена тем, что эстетический опыт питает лучшие душевные качества человека - бескорыстие, открытость к прекрасному, способность к терпению, пониманию, сопереживанию, устремленность к творчеству.

Приобщение детей к непреходящим общечеловеческим ценностям средствами изобразительного искусства поможет научить эмоционально- эстетически воспринимать окружающий мир, а значит, гармонизировать свои отношения с ним. В переходный период от старшего дошкольного к младшему школьному возрасту приобщение к изобразительному искусству целесообразно строить на конструктивной синхронизации: «Большие и маленькие художники о самом главном», которая, смыкаясь на определенном этапе, выведет ребенка на осознание главных общечеловеческих ценностей, воспринятых и прочувствованных через личностный субъективный опыт, пополненный опытом восприятия произведений пластических искусств (изобразительных, декоративных, архитектуры и дизайна), представляющих и интерпретирующих для данного возраста темы детства, материнства, природы, дружбы, любви к большой и малой Родине, заботы о животных.

Опираясь, на знакомые и личностно пережитые ценности, можно бережно ввести первоклассника в новый для него мир - мир искусства. Ему будет легче открыть и принять ценности искусства, если они соотносятся с известными явлениями окружающего мира, с переживаниями событий. В образе родного дома объединяются его внешний вид и внутреннее убранство, мама и другие члены семьи, игрушки, детские книжки, еда, одежда, наконец, домашние животные, т.е. все то, что знакомо, привычно и каждый день окружает ребенка дома. Однако искусство позволяет увидеть и прочувствовать все это по-другому: так как видел это художник, который жил в иное время, в иной стране, но также как и современный человек дорожил своим домом, семьей, любил маму, детей, близких людей, ценил пищу, заботился о тех, кто нуждался в его помощи. Искусство позволяет заглянуть в чужой, незнакомый мир, узнать о том, чем жили, чему радовались люди, что их огорчало.

Осваивая во 2 классе понятие «художественный образ», ребенок учится понимать, что художественный образ - это не только плод фантазии, мастерства, но одновременно изучения и наблюдения окружающего мира, умения его трансформировать и интерпретировать в художественно- творческой деятельности.

В 3-4 классах школьник получает возможность научиться интерпретировать художественные образы народных культур на основе постижения их многозначности и возможностей трансформации, как на уровне устной оценки, так и в продуктивной творческой деятельности. Из привычного реального мира вещей, людей и событий третьеклассник входит в фантастический мир сказочных образов. Опыт общения со сказкой ребенок уже имеет, но только теперь он узнает: что образы мифов и сказок не просто детские забавы, а основа всей культуры - они учат человека жить и побеждать неприятности. Ребенок осмысляет изображение сказки, сказочных образов: героев и антигероев, фантастических сказочных существ и реальных людей, животных и птиц, природных стихий и элементов природы, выраженных языком пластических искусств - живописи и графики, скульптуры и архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна.

На примерах, предоставляемых произведениями искусства, учащиеся личностно переживают понятия «добро и зло», «хорошо и плохо», «правда и ложь», «герой и злодей», «жизнь и смерть», «бескорыстие и жадность», «прекрасное и безобразное», «сострадание и жестокость».

Ребенок целостно постигает традиции народной культуры: оформление жилища и его связь с природой, образ города и деревни в жизни и в искусстве, образы человека в народной одежде; осваивает семантику традиционных образов (птицы, коня, дороги, дерева, леса, реки, добрых и злых сил природы и т.д.), прикасаясь к их извечному, философскому смыслу. Впервые осознает поликультурность и наднациональный характер этих образов.

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1.Печатные пособия:

  • Программы по учебным предметам. [Текст]: 1 – 4кл.:в 2ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.3:192с.
  • Авторская программа  по  изобразительному  искусству (автор: И.Э.Кашекова), 4 класс, Москва Академкнига/Учебник 2014
  •  Изобразительное искусство : учебник  для общеобразоват. учреждений: 4 кл./ И.Э.Кашекова, А.Л.Кашеков. – М.: Академкнига/Учебник , 2013. – 112с.: цв. ил.

2.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

3.Учебно-практическое оборудование: наборы цветной бумаги для аппликации, картон,  пластилин,  инструменты: ножницы (школьные),  простые и цветные карандаши, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки.

Учебно – методический план

                

                    Тема

Рабочая

программа

Авторская

программа

  1. Художественный мир, сотворённый по законам сказки

2

2

  1. Образы стихий

7

7

  1. Художественные образы мирового искусства, Героические образы Древней Греции

3

3

  1. Одухотворённые образы Средневековья

8

8

  1. Сказочные образы Востока

6

6

  1. Яркие образы Индии

4

4

  1. Добрые образы Китая

4

4

  1. Музеи и выставки

1

1

Итого

35

35

Календарно – тематическое планирование

Тема

Содержание

Художественная деятельность.

Характеристика деятельности учащихся

Дата

план

факт

1.

2.

Художественный мир, сотворенный по законам сказки (2ч)

Сказочные сюжеты . Сюжеты жизни и сюжеты сказки.

Сказочные сюжеты .

Раскрытие образа героя с помощью окружающей среды.

Сказочные сюжеты в произведениях русских художников. Их смысл и обучающее значение.

Сюжеты жизни и сюжеты сказки. Виды искусства и их отражение в различных формах художественно-творческого освоения мира. Временные и пространственные искусства. Произведения изобразительного искусства, посвященные темам реальной жизни. О чём рассказывают эти произведения.

Общее и особенное в сказочных сюжетах и событиях реальной жизни, воспроизведенных художниками (на примере картин Б. Неменский. Тишина. М. Шагал. Купание ребёнка. Т. Яблонская Хлеб. В. Васнецов. После побоища В. Перов. Тройка). Построение любого произведения искусства (литературного, музыкального, изобразительного) на конфликте двух противоположностей. В сказке - это начало пути - конец пути, живая вода - мёртвая вода, налево пойти или направо, верхний небесный мир - нижний подземный или подводный мир, светлые помыслы - чёрные мысли и т.п. Восприятие каждой пары противопоставлений как хорошее - плохое. Понятия: добро - зло, верх - низ, прошлое - будущее, лево - право и т.д. в жизни. Рождение сказки из реальной жизни. Произведения изобразительного искусства созданы художниками тоже на основе наблюдения реальной жизни.

Закрасить пятна цветами, соответствующими чувствам, которые выражают данные учителем (в учебнике) слова (цветные карандаши или восковые мелки). Пофантазировать и рассказать, что находится между крайними полюсами.

Понимать, чему посвящены и чему учат сказочные сюжеты.

. Осознавать, что сюжеты произведений искусства на темы реальной жизни часто учат тому же, что и сюжеты сказки. Видеть общее и различное в сказочных сюжетах, воплощенных художниками в иллюстрациях, и в событиях реальной жизни, отраженных в живописи. Понимать, что построение любого произведения искусства основано на конфликте противоположностей. Находить в разных источниках иллюстрации к сказкам и произведения живописи на темы реальной жизни с похожими сюжетами. Передавать цветом настроение и чувства.

3

Образы стихий (7 часов)

Ожившие стихии

Стихия - это среда, которая не зависит от человека. Основные природные стихии - ЗЕМЛЯ, ОГОНЬ, ВОЗДУХ, ВОДА. Понимание людьми с давних пор важности стихий для жизни человека. Мифы, а вслед за ними и сказки посвященные стихиям. Древние символы, обозначающие стихии. Стихии в картинах художников И.Левитана, К.Айвазовского, Н.Рериха. Помощь пейзажа в раскрытии величия и трагизма события (на примере фрагмента картины А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием»). Стихии, встретившиеся в картине. Смысл и значение древнего декора с символикой стихий.

1. Передать цветом одну из основных природных стихий (гуашь или пастель). 2. Создать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии.

. Определять доминирующие стихии на картинах художников. Узнавать древние знаки и символы, использованные в произведениях ДПИ, находить среди них обозначение стихий природы. Понимать, с какой целью художник в своем произведении «сталкивает» стихии. Объяснять смысл и значение древнего декора. Передавать цветом природные стихии по ассоциации. Создавать декоративную композицию, в которой сойдутся все четыре стихии.

4

Образ земли в искусстве

Почтение человека к земле.часто Соотнесение образа Земли в искусстве с представлениями о родной земле, о родном крае, о Родине. Соотнесение образа земли в поэзии и в изобразительном искусстве.

Многозначность значений земли в искусстве: прочная твердая и непоколебимая опора; пространство земли, располагающееся вокруг - спереди и сзади, слева и справа и расходится на четыре стороны - север и юг, запад и восток. Ассоциация земли с фигурой прямоугольника или квадрата.

Качества свойственные прямоугольнику, их соответствие представлениям древних о качествах земли. Качества, свойственные земле в представлении древних - твёрдость, постоянство, надёжность, уверенность.

Земля - символ плодородия и богатства во многих мифах мира. Образ Земли как Матери-Кормилицы в представлениях древних. Земля - символ трудолюбия, учит, что любые преграды можно снести упорным несгибаемым трудом. Земля - символ жизни, здравого смысла, стабильности, веры в настоящее и в традиции. Слово «ЗЕМЛЯ» синоним слова «МИР».

Нарисовать любой предмет: яблоко или грушу, кувшин или животное. Украсить его в декоративной манере символами земли (роллер или аппликация).

Эмоционально воспринимать и осознавать ценность и силу родной земли. Переживать чувство благодарности родной земле. Сравнивать образ земли в поэзии и в изобразительном искусстве. Понимать и выявлять многозначность значений земли в искусстве и различать ее символику. Создавать графическими средствами выразительные образы предметов в декоративной манере, украшать их древними символами земли, объяснять связь предмета с выбранными символами.

5

Ключ Земли - сказы Бажова

Связь древних обрядов с Землей. Уральский сказочник П. Бажов и его герои. Волшебный Ключ земли, способный людям светлые перемены в жизни открыть. Ключ - символ открытия тайн, нового знания и мудрости. Сказки, в которых ключ играл решающее значение («Буратино или Золотой ключик», «Королевство кривых зеркал» и др.). Зависимость формы и декора ключа в сказке от его предназначения.

1. Украсить ключи разной формы и предназначения. 2. Создать образ волшебного Ключа Земли.

. Иметь представление о связи древних обрядов и землей. Знать сказки П. Бажова и иллюстрации к ним. Понимать символические смыслы «ключа» и объяснять с этой позиции сказки и произведения изобразительного искусства, в которых важную роль играет ключ. Украшать ключи разной формы и предназначения, передавать в декоре их символику. Придумать и нарисовать образ волшебного Ключа Земли.

6

Образ воздуха в искусстве

 Образ воздуха в искусстве

Связь для человека воздуха с восприятием неба. Величественность, огромность и недосягаемость воздушной стихии. Небо - источник влаги и тепла: держатель светящего и греющего солнца, податель воды, поящей всё живое. Поклонение небу, ожидание от него помощи или наказания. Страх перед небом. Небо - место обитания милостивых и карающих богов в мифах. Мать-Земля, Небо-отец в представлении древних.

Противопоставление воздуха земле, наделение его противоположными качествами. Олицетворение воздухом движения, стремления к открытию нового: новых знаний, новых возможностей; непредсказуемость. В мифах Царство ветров — это священный центр воздуха. Воздух - символ свободы и перемен, воображения и полёта фантазии. Связь со стихией воздуха Воздушных замков - символа прекрасной, недосягаемой мечты. Воздух - среда обитания сказочных существ: эльфов, сильфид и фей в сказках.

Символы воздуха в искусстве - птицы, облака, крылья, воздушный змей или образы лёгких эльфов. Отождествление воздуха с дыханием или порывом ветра в древних народных верованиях. Значение воздушной стихии (Ветра) в сказке А.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Изображение эмоционально выразительных состояний природы (Н. Рерих «Небесный бой», И. Левитан «Над вечным покоем», У.Тернер «Метель», А. Рылов «В голубом просторе» и др.).

1. Выполнить упражнения: изобразить порыв ветра разными художественными материалами: роллером, пастелью, гуашью. 1. Создать портрет Ветра (доброго или злого, нежного и ласкового или могучего и разрушительного). 3. Передать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы (гуашь).

Понимать символику воздушной стихии: воздуха, ветра, неба. Находить символы воздуха и неба в произведениях древнего искусства. Эмоционально изображать порыв ветра. Создавать образ ветра. Передавать в воздушной стихии эмоционально выразительное состояние природы.

7

8

Образ огня в искусстве

Завораживающее впечатление от горящего пламени, костра или свечи. Огонь - символом власти и победы света и жизни над мраком и смертью. Огонь с древнейших времён священное явление для человека. Значение огня и света в жизни человека и природы. Символика огня - треугольник, направленный остриём вверх; пламя, факел, солнечные лучи. Огонь союзник человека. Горящий очаг - символ семейного благополучия. Огонь - символ справедливости, праведного гнева, который может покарать виновного и обогреть нуждающегося. Огненный меч - символ справедливости, карающий тех, кто сеет мрак.

Огонь - враг человека. Огонь как символ зла, коварства и жестокости. Он наделен хитростью и безграничной силой, не щадит никого, пожирая и превращая в пепел всё, что находится на его пути. Огненная карающая безжалостная бездна - ад - в мифах многих народов. Образ древнегреческого героя мифа Прометея, добывшего огонь для людей и жестоко наказанного за это богами. Прометей - символ героического несения света, истины, открытия людям нового знания. Вместе с огнём к людям пришли сокровенные знания, скрываемые богами. Образ Прометея воплощает смелость и мужество, любовь к свободе и к людям. Все искусства - дар Прометея человечеству. Ежегодные празднества в честь Прометея в древних Афинах. Традиция зажигать на празднике факел. Олимпийские игры и Олимпийский огонь. Образ Прометея в произведениях поэтов и художников, скульпторов и композиторов.

Создать образ огня: друга или врага человека.

. Понимать роль огня в жизни людей. Знать символику огня и мифы о его происхождении. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы огня, явлений природы, связанных с огнем, сказочных героев.

9

Образ воды в искусстве

Предания мифов многих народов о том, что мир создавался из тёмной воды - символа первозданного хаоса. Двойственность Воды по своему значению: океаны, моря быстроводные реки с неизведанными омутами и порогами, озёра и пруды несут пользу, но и таят опасность для человека. Враждебность воды, стихийные бедствия. Коварность и непостоянство воды, переменчивость, способность принять форму сосуда, легко обтекать препятствия, но при этом сама не изменяется. Тайна воды: её видимая мягкость и податливость скрывают упорство и силу. Народная мудрость: «Капля камень точит». Образ потока - символ трудностей и непреодолимых преград. Спокойна текущая вода - «живая вода», символ неумолимого хода времени, невозможности его вернуть. Река - символ забвения. Разделение рекой в мифологии многих народов мира живых и мира умерших. Вода - источник жизни, не возможность живым существам жить без воды. Вода - символ обновления, очищения, здоровья долголетия. В мифах славян реки и ручьи - это сосуды, по которым течет кровь Земли. В христианстве чистая вода олицетворяет восстановление, обновление, очищение, освящение и крещение. Символ воды, водной стихии трезубец бога морей Посейдона. Древнее изображение воды - волнистая линия. Символы Солнца, Земли и Воды («косички», «змейки») в деревянной резьбе, украшающей избу.

. 1.Поупражняться в рисовании волн так, как это делали в русской иконе и как рисуют художники Палеха

Понимать роль воды в жизни людей. Знать символику воды, мифы и сказки с ней связанные. Создавать средствами графики или живописи эмоционально выразительные образы воды, явлений природы, связанных с водой, сказочных героев.

. Создать образ волны: грозной и беспощадной или спокойной и ласковой.

10

Художественные образы мирового искусства. Героические образы

Древней Греции (3 часа)

Культура Древней Греции

 В основе греческой культуры, также как и любой другой лежат мифы и легенды о богах и героях. Культура Древней Греции - одна из самых замечательных в истории человечества. Эпоха Античности. Значение культуры Древней Греции для развития последующей культуры Европы: театр, математика, спортивные состязания, мифология, храмы, скульптура, новый взгляд на человека. Жизнь, мечты и героические подвиги народа в мифологии античности. Греческие боги - Зевс, Посейдон, Аид, и таинственные силы природы

Образ природы и построек Древней Греции. Архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий. Храмы древней Греции. Главный храм Афинского Акрополя - Парфенон - вершина античной архитектуры. Акрополь - возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города

Начать работу над композицией на тему греческой культуры. Работу можно выполнять коллективно, по парам или индивидуально. Написать пейзаж Древней Греции, поместить в него постройки. На следующих уроках эта работа станет фоном для композиции.

Находить в справочниках, энциклопедии, Интернете, книгах с античными мифами альбомах по искусству, рассказы о богах Древней Греции и их изображения. Осознавать ценность античной культуры для дальнейшего развития культуры Европы. Знать, что архитектура - это искусство проектирования и строительства зданий. Иметь представление об образе архитектуры Древней Греции. Выполнять художественно-творческое задание на темы древнегреческой культуры.

11

Театр в Древней Греции

Одним из величайших открытий греческой культуры был театр. Амфитеатр. Особенности греческого театра. Рождение греческого театра из древнего ритуала, посвященного богу виноделия Дионису - символу умирающей и возрождающейся природы. Красочное зрелище праздника, торжественная процессия, состязания драматургов, поэтов, хоров. Трагедия - спектакль с печальным концом. Комедия - весёлое, смешное представление. Костюм и маска актера. Передача с помощью маски характера или настроения персонажа: хохота, горести, испуга, умиротворения. Значение цвета маски: багровый означал раздражённого человека, рыжий - хитрого и коварного. Двойные маски с разными выражениями лица. Античные маски. Использование масок в более поздние эпохи.

Сделать маску для себя или для твоего друга (бумага белая и цветная).

Иметь представление, каким был первый театр, откуда и как он появился. Определять трагическое и комическое в искусстве и в жизни. Знать функции маски в античном театре и в более поздние эпохи. Создавать маску для себя или для друга из бумаги.

12

Образ человека Древней Греции

Человек наряду с богами центральная фигура изобразительного искусства. Основные качества достойного человека: мужество, отвага, доблесть, решительность - черты, способные подчеркнуть в нём в первую очередь гражданина - защитника своей страны.

Лучшие черты характера человека облачены в прекрасную, гармоничную форму - физически развитое, сильное, соразмерное тело. Искусство скульптуры. Образы скульптуры. Выражение свободолюбивого духа греков в соразмерности мира и человека. Образы богов и людей в искусстве древней Греции: Одежда человека древней Греции: хитон и гиматий. Хитон - мужская и женская нижняя одежда наподобие рубашки, чаще без рукавов. Гиматий - верхняя мужская и женская одежда. Сравнение образов античной архитектуры и человека.

Создать образ гражданина древней Греции (гуашь или пастель).

Размышлять над местом человека в античном искусстве. Находить общие черты в различных изображениях человека в скульптуре Древней Греции. Соотносить лучшие черты человека в Древней Греции и в современном мире. Эмоционально воспринимать образы скульптуры Древней Греции. Сравнивать образы античной архитектуры и человека, видеть черты, создающие впечатление их единства. Участвовать в коллективной работе. Создавать образ человека древней Греции - гражданина своей страны. Определять место выполненного изображения в общей композиции

13

Одухотворённые Образы Средневековья (8 часов)

Идеалы Средневековья

Образ Великого Бога - милостивого и карающего, знающего всё о каждом человеке и воздающего по заслугам - в центре культуры и искусства Европы в Средние века. Строительство града Божьего на Земле. Возвышенные представления людей о Космосе и величественные, устремлённые к небу, соборы, воплотившие идеалы эпохи. Переплетение реальности и фантазии в искусстве готики. Значение эмоций человека. Искусство дарит человеку ощущение просветлённой радости, покоя и умиления или заставляет страдать, испытывать чувство страха и безысходности. Украшение соборов скульптурами фигур святых или жуткими чудовищами, словно только что вышедшие из страшной сказки. Культура Средневековой Европы получила название - готика.

Величественные соборы и неприступные замки. Возвышение готического собора над центральной частью города. Образ готического собора. Неприступные, мощные замки-крепости, в которых жили семьи рыцарей.

Выполнить коллективную работу. Сделать макет средневекового замка. Использовать картон, бумагу и разные подручные материалы. Предварительно нарисовать план замка.

Иметь представление об образе Средневековой Европы, ее верований и архитектуре, посвященной религии. Размышлять о переплетении реальности и фантазии в искусстве готики, о роли искусства в Средние века. Различать готические соборы среди других построек

Рисовать план замка. Выполнять коллективную работу. Участвовать в создании макета средневекового замка.

14

Образы мифологических персонажей в искусстве Средних веков

Декоративное оформление соборов и его воспитательная роль. Архитектурный облик собора и скульптурные образы святых, символические образы заморских чудищ: чертей и обезьян, химер, горгулий и пр. Народные сказания и образы чудищ в живописи средневековья. Сочетания в одном образе зверя и человека, рогатых коней и птиц на звериных лапах, монстров.

Создать в объёме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой фантастики (пластилин, скульптурная масса, глина).

Понимать роль декоративного оформления готического собора в создании общего образа. Размышлять о роли народной культуры в создании образа собора, о реальности и вымысле в скульптурных изображениях. Создавать в объёме образ фантастического существа, напоминающего персонажей средневековой фантастики.

15

Образ человека в искусстве Средних веков

Многочисленные скульптуры персонажей Священного писания, святых, королей при входе в готический храм. Создание ими огромного эмоционального напряжения. Устремлённость вверх формы зданий и вытянутых фигур святых, как призыв человеку забыть о земных невзгодах и устремиться душой ввысь, к Богу. Устремлённость к возвышенному и недосягаемому небу в образе человека. Яркие цветные витражи на окнах готических соборов. Витраж - это орнамент или декоративная композиция, созданная из кусочков цветного стекла. Декоративные орнаменты и композиции с фигурами людей в витражах.

Вертикаль - знак эпохи средневековья - она подчиняет себе не только архитектуру, но и костюм, обувь, все прикладное и станковое искусство. Внешний вид человека, его соответствие главной идее времени. Высокие головные уборы конусообразной формы. Остроугольной формы костюма и завышенная линия талии, придающие женской фигуре стройность и утонченность, удлинение пропорций. Силуэт наполняется движением, также как силуэт готического храма.

Создай образ человека Средневековья. В его облике должна быть видна тяга ввысь, устремлённость к небу, к Богу.

Размышлять о характере скульптурных образов средневековья. Видеть, что вертикаль - знак эпохи средневековья, подчиняющая себе архитектуру, костюм человека. Мебель, все декоративно-прикладное искусство. Создавать образ человека Средневековья.

16

Знаки и символы времени.

Человек живёт в мире знаков. Знаками являются: буквы и цифры, музыкальные ноты и эмблемы, гербы стран и народов, флаги и шахматные фигуры, ордена и медали. Знаки помогают человеку лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нём. Знаки дорожного движения, знаки Зодиака. Знаки разных наук и искусств.

Посмотреть, как выглядят различные знаки Зодиака и нарисовать свой знак.

Понимать, что многое, к чему человек привык в повседневной жизни и в учебе является знаком. Осознавать, что знаки помогают человеку лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нём. Осваивать знаки и символы разных эпох. Знать, уметь изображать и интерпретировать свой знак зодиака.

17

Родовой герб над входом в замок

Вера древними в неразрывную связь знака и предмета, которого знак обозначает. Рисунки на стенах пещер знаков животных и проведение ритуала охоты. Вера, что если во время ритуала «убит» знак зверя, охота будет удачной. Изображения, которые можно рассматривать как знак и как символ. Древнейшие знаки и символы - основа развития письменности.

Знак Средневековья - вертикаль, передающая общий строй архитектуры, одежды, предметов. Рождение в XI веке возник яркого, образного языка геральдики. Геральдика - это одновременно наука о правилах составления и искусство художественного оформления герба. Герб как отличительный знак в Средние века. Украшение гербами знамен, городских построек, карет и щитов рыцарей, одежды господ и их слуг. Соответствие изображения на гербе роду занятий, характеру, устремлениям их владельцев. Язык геральдики раскрывает смысл многих средневековых изображений. Смысл изображения: лев - сила, власть, царственность; ворон - мудрость и долголетие; орёл - высота духа, благородство и прозорливость; волк - бесстрашие, собака - преданность, птица феникс - бессмертие и возрождение, мех горностая - чистоту и королевское достоинство. Формы гербов. Изображения и цвета герба. Общее в построении разных гербов. Герб может иметь простую или сложную композицию. Простые и сложные композиции гербов. Этапы работы над гербом. Знак Венеры - женское начало. Знак Марса - мужское начало.

1. Расшифровать смысл изображений на гербе. 2. Создать свой герб или герб своей семьи. Знаками показать, что для семьи особенно важно.

Осваивать знаки средневековья. Иметь представление о языке геральдики. Понимать роль герба и изображенных на нем знаков в жизни средневековых рыцарей. Расшифровывать смысл изображений на гербе. Создавать свой герб или герб своей семьи, используя знаки, рассказывающие о занятиях и устремлениях людей.

18

Символика цвета

Значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Важность языка геральдики для рыцарей. Язык геральдики в турнирных рыцарских доспехах. Рыцарские турниры — боевые состязания, облечённые в праздничную форму. Изображение герба на щите каждого рыцаря.

Выполнить коллективную работу. Создать композицию на тему средневекового праздника - карнавала или рыцарского турнира. Фоном может служить замок или городская площадь.

. Понимать символику цвета и значение цвета в гербах и в живописи Средних веков. Определять общие черты в построении разных гербов. Определять по изображению на гербе что представлял собой владелец и к чему он стремился. Выполнять коллективную работу на создание композиции на тему средневекового праздника. Определять свое значение и место в общей работе.

19

Образы сказочных персонажей. Спящая красавица. Таинственный замок

Образы сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Иллюстрации к сказке «Спящая красавица» (А. Зик, Э.Булатов, О.Васильев и др.). Черты средневековой культуры в иллюстрациях к сказке «Спящая красавица». Старинный французский замок Юссо - прообраз замка из сказки. Мощные стены и башни, высокие конусообразные крыши, острые шпили, маленькие таинственные окошки.

Создать изображение таинственного заколдованного замка в технике граттаж.

Уметь наблюдать, сравнивать, сопоставлять, давать характеристику образам героя, созданным в иллюстрациях разных художников. Понимать, что многие сказки имеют вполне реальные жизненные истории возникновения. Изображать фактуру предмета. Создавать изображение в технике граттаж. Использовать простые формы для создания выразительных образов архитектуры.

20

Образ времени в сказках

Течение времени в сказках: «Жили старик со старухой тридцать лет и три года...», «долго ли коротко ли...», «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается», «ночь простоять, да день продержаться». Часы - как символ идущего, навсегда проходящего времени и даже жизни. Солнечные часы. Песочные часы. Пословицы о времени. Смысл часов на картинах художников. Натюрморты голландских художников. Роль часов в сказках. Иллюстрации к сказке Шарля Перро «Золушка». Образ Золушки в иллюстрациях разных художников.

Бег времени на эскизах декораций. Оформление спектакля. Подготовительная работа художника: эскизы костюмов героев, эскизы и макеты декораций.

Выполнить эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказке. Подумать, как можно показать на сцене ход времени. Для макета сцены использовать картонную коробку.

Объяснять значение пословиц и поговорок о времени. Знать и объяснять значение часов, хода времени в различных сказках, произведениях изобразительного искусства. Различать знаки и символы хода времени в произведениях изобразительного искусства, в театральных декорациях. Иметь представление о работе художника в театре. Выполнять эскиз и макет декорации к какой-нибудь сказке, передав на сцене ход времени.

21

Сказочные образы Востока (6 часов)

Чудесный мир сказок народов Востока

Путешествие в чудесный мир волшебных сказок народов Востока. Символы сказок Востока. Символические образы героев сказок - важные и коварные султаны, бедные и смекалистые рыбаки, хитрые торговцы и мудрые женщины, звери и птицы. Особые черты искусства каждой страны Востока (Турция, Иран, Индия, Корея, Китай, Япония). Отражение в искусстве сложившегося веками уклада жизни, понимания красоты человека и его гармонии с окружающим миром. Вековая мудрость Востока, сокрытая в искусстве. Значение жаркого, засушливого климата для характера искусства стран Востока.

Образы искусства арабского мира. Собрание старинных арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Образы сказок «Волшебная лампа Алладина», «Али Баба и сорок разбойников», «Рассказ о царевиче и семи визирях», «Сказка о Синдбаде-мореходе» и др. Отражение в сказках культуры многих стран Ближнего и Среднего Востока, а также Северной Африки.

Образ природы. Разнообразие природы на Востоке. Цветущие сады при роскошных дворцах, узкие глинобитные улочки в бедных районах города, испепеляющая жаром пустыня, штормовые волны моря, мрачные подземелья, пещеры. Краски и цветовые сочетания в природе Востока. Обобщённые образы Востока в живописи армянского художника Мартироса Сарьяна.

Вспомнить известные сказки Востока. Рассмотреть иллюстрации к сказкам народов арабского Востока. Осмыслять образы героев арабских сказок.

Выполнить упражнения на сочетание: 1. тёплых и холодных цветов, 2. дополнительных цветов. 3. Создать образ природы Востока: цветущий сад или высохшая пустыня, высокие горы или морские просторы. Передать колорит Востока так, как это удалось сделать М. Сарьяну (гуашь, пастель, аппликация).

Понимать, что искусство любого народа рассказывает об укладе жизни и устремлениях людей.

Иметь представление о разнообразии природы Востока. Эмоционально воспринимать обобщённые образы Востока в живописи армянского художника Мартироса Сарьяна. Выполнять задания на сочетание тёплых и холодных цветов. Использовать дополнительные цвета. Создавать образ природы Востока. Передавать колорит Востока.

22

Образы архитектуры

Голубая мечеть в Стамбуле - одно из самых красивых сооружений восточного мира. Богатство декора архитектурных сооружений Востока.содержат Геометрический и растительный орнамент изразцов. Мечеть - это мусульманский храм. Высокие башни - колокольни по углам мечети - минареты. Медресе - религиозное учебное заведение.

Создать обобщённый образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликация.

Создать орнамент декоративной решётки или изразца в восточном стиле (для изразца - аппликация из голубой, белой, жёлтой или коричневой бумаги; для решётки - чёрная бумага, белый карандаш / роллер серебряного или золотого цвета).

. Сказочные дворцы Востока. Использование в оформлении дворцов геометрических и растительных орнаментов, словно ковром покрывающих поверхности стен, пола, потолка.

Иметь представление об образах архитектуры арабского Востока. Воспринимать богатство декора архитектурных сооружений Востока. Рассматривать и анализировать геометрический и растительный орнамент на изразцах. Создавать обобщённый образ храмовой архитектуры Востока в технике аппликация.

23

24

Художественное оформление волшебных предметов

Художественное оформление волшебных предметов

Представления людей Арабского Востока во многом определялось мифологией. Образы мифологии: джины-демоны, сотворенные из чистого огня. Фантастические возможности джинов: умели летать, пробираться глубоко под землю и воду, становиться невидимыми, превращаться в людей, зверей, птиц и растения. Местом их обитания могли служить волшебная лампа, закупоренная бутылка или древний кувшин. Джин - защитник, помощник и джин - враг. Защитный амулет Востока «Ладонь Фатимы» или «Рука Фатимы».

1. Изобразить волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн. Показать по внешнему виду «жилища» джинна добрый он или злой. (Гуашь, пастель или восковые мелки). 2. Создать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы». Вырезать его из бумаги, а затем заполнить различными узорами или слепить из пластической массы или солёного теста и после просушки раскрасить.

Иметь представление о мифологических героях восточных сказок. Соотносить фантастические умения героев восточных сказок с чудесными явлениями из русских волшебных сказок. Осознавать роль предметов, наделенных волшебной силой в сказках. Иметь представление о символике и особенностях изображения сказочных предметов. Разрабатывать эскиз предмета с учетом характера и особенностей ее будущего хозяина. Изображать волшебную лампу или кувшин, в котором мог бы обитать джинн, передав во внешнем виде характер и намерения джина. Создавать волшебный амулет в форме «Ладони Фатимы», украшать его, используя геометрический или растительный орнамент.

25

Образ человека в искусстве арабского Востока.

Мужской образ.

Богатые фольклорные традиции - дающие образ человека. Отсутствие живописи на арабском Востоке. Книжная миниатюра Персии - иллюстрации к произведениям поэтов. Образ человека, запечатлённый в миниатюре, его одежда, окружающие предметы. Качествами настоящего мужчины: великодушие, щедрость, доблесть, стойкость, верность данному слову. Постоянное утверждение мужчиной своего превосходства перед противником, забота о семье, почтение старикам. Элементы одежды, дополняющие образ мужчины?

Создать образ мужчины средневекового Востока. Он может быть молодым или зрелым, правителем, воином или мудрецом, реальным человеком или персонажем сказки (Алладин, Синбад-мореход, Али-Баба, бедный портной или коварный везирь).

Понимать, что сегодня судить о человеке прошлого мы можем по его образам, созданным искусством. Знать, что такое книжная миниатюра и представлять ее роль в понимании культуры Востока. Иметь представление о понимании образа идеального человека на Востоке. Сравнивать образ идеального человека на Востоке и в отечественной традиции. Создавать образ мужчины и женщины средневекового Востока.

26

Женский образ.

Жизнь восточных женщин полна тайн и загадок. Истории об образованных восточных девушках, одетых в яркие нарядные одежды, расшитые золотыми узорами, живших в роскошных дворцах. Другие женщины - нежные жёны, хорошие хозяйки и заботливые матери, главное качество - спокойная покорность судьбе, молчаливость, достоинство, плавная и величавая походка. Длинная, свободная одежда, закрывающая женщину с головы до пят. Надвинутый на лоб платок, кроткий, выразительный взгляд.

Создать образ женщины средневекового Востока.

27

Яркие образы Индии (4 часа)

Образы архитектуры Индии

Влияние традиций персидской архитектуры на древнюю, богатую собственными традициями Индию. Мусульманская архитектура в Индии. Мраморный мавзолей Тадж-Махал. Образы традиционного искусства Индии. Отличия в силуэтах индийских храмов - мусульманского и традиционного.

Нарисовать схемы-силуэты индийских храмов - мусульманского и традиционного.

Иметь представление о многообразии культуры Индии. Различать образы мусульманской архитектуры и традиционной архитектуры Индии. Рисовать схемы-силуэты индийских храмов - мусульманского и традиционного.

28

Ступа - символ природы и ума

Архитектурное сооружение Ступа - древнейший символ индийской культуры («вершина», «верхушка»). Ступа - символ мудрости Будды - человека, основавшего одну из мировых религий - буддизм. Ступа как вертикальная модель Вселенной. Символические формы ступы: квадрат в основании постройки - символ порядка и устойчивости, круглая, убывающая по спирали форма колокола - символ движения и развития. В Индии в отличие от арабского Востока очень распространена скульптура. Скульптурные образы индийских богов в виде человека и животных богато украшают храмы снаружи и внутри.

Один из центральных образов в Индии - Будда. Его изображение помещают даже на крыши храмов!

Используя символику индийского искусства, придумать и создать амулет, который по верованиям индусов сможет оказать человеку помощь в учебе и познании мира.

Знать символы индийской культуры. Значение ступы в культуре Индии. Сравнивать символику Индии с символами древнего искусства славян, находить общее и специфичное. Придумывать и создавать амулет, который по верованиям индусов сможет оказывать человеку помощь в учебе и познании

29

Слон — символ мудрости, величия и непобедимой мощи

Особое значение слона в Индии. Ганеша - бог с головой слона. Изображение слона в оформлении храмовой архитектуры. Слоны в современной Индии.

Фестиваль слонов. Слоны - персонажи древних и современных росписей. Слон в Индии - символом мудрых правителей. Значение росписи в искусстве Индии. Настенная живопись в древних храмах, украшение панно и расписанными яркими узорами тканями современных помещений.

Выполнить эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей (цветная бумага, аппликация; рисунок на ткани; бумага, гуашь).

Понимать роль слона в жизни индусов и символику слона в искусстве Индии. Давать трактовку образам слона в архитектуре, скульптуре и живописи Индии. Понимать значение росписи в искусстве Индии. Выполнять эскиз панно с изображением слона по мотивам индийских росписей.

30

Образ человека в искусстве Индии

). Отражение в живописи и в миниатюре представления жителей Индии о прекрасном человеке.Герои мифов, правители, танцовщицы, музыканты, гуляющие юноши и девушки, воспроизведенные среди яркого многоцветия мелких декоративных деталей. Замедленность плавных и грациозных движений. Условность лиц, эмоциональность.

Изображение фигур на фоне пышного тропического пейзажа: густых крон и лиан, обвивающих стволы деревьев. Характерные черты: смуглые лица изогнутые дугой тёмные брови, большие выразительные глаза, чёрные, разделённые прямым пробором, волосы свободно спадают на плечи или собраны в пучок на затылке. Одежда - сари из легких тканей. Использование многочисленных украшений: серьги, бусы, кольца, браслеты, гирлянды из цветов. Традиционная одежда мужчин (тюрбан, длинная рубаха, легкие брюки). Роль декоративного фона в живописи. Заполнение яркими и сочными красками линейного рисунка.

Основные темы изображений в миниатюре - божества, мифологические сказания, сцены из известных поэм, звери, птицы, растения, люди в красочной и тонко выписанной одежде. Интерьер - это внутреннее пространство здания, а также убранство помещений. Древние и современные изображения индийских женщин.

Создать образ индийской женщины или выполнить парный портрет - женщины и мужчины в традициях индийского искусства (гуашь или пастель).

Размышлять по отражениям в живописи и в миниатюре о представлении жителей Индии о прекрасном человеке. Понимать особенности изображения человека в искусстве Индии. Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Индии. Создавать образы индийского мужчины и женщины в традициях индийского искусства.

31

Добрые образы Китая (4 часа)

Образы архитектуры Китая

Древний Китай - одна из самых высокоразвитых стран мира. Изобретение в Китае шёлка, фарфора и бумаги. Необычная архитектура и живопись Китая.

Связь с природой. Высокие многоярусные пагоды своими очертаниями напоминают горы, изображениями которых богата китайская живопись. Значение художника в древнем Китае: «Он раскроет природу природы, он закончит деяние творца». Любовь к изображению пейзажей с облаками и деревьями, острыми вершинами гор и округлыми очертания холмов, пещерами и ущельями, ветвями дорог, ведущих в горы и деревьями у изгибов дорог. Размещение на небольшом листе сотни тысяч верст: «Восток, и запад, и север, и юг лежат перед взором во всей красе. Весна или лето, осень, зима рождаются прямо под кистью». Изображение деревьев.

Прочитать стихотворение китайского поэта о сосне. И проиллюстрировать его (тушь, акварель).

Иметь представление об искусстве и культуре Китая. Осознание связи с природой искусства средневекового Китая. Изображать природу в традициях искусства Китая.

32

Искусство выбирать главное

Одухотворённые и поэтичные пейзажи в искусстве Китая. Художественные материалы: тушь или акварель на вертикальных свитках. Дополнение рисунков надписями в виде иероглифов. Вертикальное расположение строки. Сравнение рисунка со сновидением: краски и телесность изображаемого тают в пустоте листа.

Два вида пейзажа в Китае. Обобщенный образ ландшафта в работах придворных китайских художников.а любили Изображение природы через детали: не целый лес, а одно дерево или ветка, не букет цветов, а один цветок в работах художников-самоучек за стенами императорского дворца. Каждый предмет - символ. Переход этой традиции в японское искусство. Пространство в пейзаже - символ бесконечности мира, включающего в себя необъятную мощь и величие природы. Символическое значение предметов.

Создать такой образ природы, какой её видели китайские художники. Сделать надпись, поясняющую смысл рисунка.

. Эмоционально воспринимать одухотворённые и поэтичные образы природы в искусстве Китая. Понимать связь между изображением и надписью на свитке. Знать особенности восприятия и изображения природы в древнем Китае. Понимать пространство в пейзаже как символ бесконечности мира. Знать и использовать в собственной художественно-творческой деятельности символическое значение предметов. Создавать образ природы, какой её видели китайские художники, сопроводить надписью, поясняющей смысл рисунка.

33

Дракон - символ добра и защиты

Центральное место Дракона в китайской мифологии. Дракон - существо доброе и милостивое, объединяет в себе 4 стихии - вода и огонь, земля и воздух. С действиями Дракона соотносят времена года. Внешний облик дракона: «У дракона рога оленя, голова верблюда, глаза черта, шея змеи, живот напоминает раковину, когти орлиные, лапы тигра, уши быка». Облик Дракона говорит о его первенстве среди всех земных обитателей. Дракон - защитник от зла и нечистой силы, символ счастья и благоденствия. Украшение фигурами драконов императорских дворцов Воздушные змеи и китайские фонарики в форме Дракона.

Нарисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. 2. Сконструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, укрась его.

Объяснять, почему дракон объединяет в себе четыре стихии. Сравнивать представления китайцев о Драконе как представителе времен года с суждениями о временах года других народов и образами с ними связанными. Иметь представление о традициях в Китае, связанных с образом дракона. Рисовать эскиз воздушного змея или фонаря в виде дракона. Конструировать из бумаги воздушного змея или фонарь в виде дракона, украшать его.

34

Образ человека в искусстве Китая

Соединение реального образа человека в китайской живописи с фантастическими и причудливыми образами растений, птиц, драконов, различных духов. Женщины, изображённые на свитках, являются частью пышного, цветущего мира. Многоцветие садов, заросли бамбука, бабочки и диковинные птицы. Одежда женщин из ярких шёлковых тканей, расписанных орнаментами с изображениями пионов, лотоса, тростника, бабочек, драконов, пагод, рыбок, мотивов пейзажа. Огромные причёски, украшенные замысловатыми заколками и бусинами. Головы на тонких, затянутых воротниками-стойками шейках уподобляются хрупким фарфорофым изделиям. Значение веера в древнем Китае как признака достатка и авторитетности его владельца. На веере изображались горы, реки, цветы, птицы и звери, иногда портреты.

Создать образ человека в традициях искусства Китая.

Иметь представление об образе идеального человека в искусстве Китая. Видеть и трактовать связь человека с природой по женским портретам в китайской живописи. Понимать и объяснять разницу в отношении к женскому и мужскому образу в искусстве Китая. Создавать образ человека в традициях искусства Китая.

35

Музеи и выставки

Образы искусства разных стран и народов можно увидеть в различных музеях мира. Главные музеи России в Москве и в Санкт-Петербурге.

Музеи искусства в родном городе, районе, области? Произведения известных художников и скульпторов в музеях родного города. Художественные выставки.

Устроить с одноклассниками художественную выставку работ, созданных за учебный год. Проанализировать, чему научились за год, что узнали нового в области искусства.

. Знать ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. Знать основные жанры и виды изобразительного искусства. Участвовать в выставке художественных работ, созданных за учебный год. Сравнивать свои работы с работами одноклассников, видеть и объяснять, чему научились за год, что узнали нового в области искусства

Цель курса - приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально - ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям.

Общая характеристика учебного предмета

Программа  состоит  из  21  раздела,  последовательно  раскрывающих взаимосвязи  искусства  и  жизни,  вводящих  учащихся  в  проблемное  поле искусства и  обучающих основам языка художественной выразительности. В  структурировании  художественного  материала  нашел  свое отражение  концентрический  принцип  –  опора  на  наиболее  значимые явления  культуры  и  произведения  различных  видов  и  жанров  искусства,  с которыми  учащиеся  встречались  в  дошкольном  возрасте  и  обращаются на предметах  гуманитарного  цикла  в  начальной  школе.  Использование  этого принципа  даст  возможность  формировать  устойчивые  связи  с предшествующим  художественно-эстетическим  и  жизненным  опытом школьников.

В содержании материала  4 класса искусство предстает как генератор культуры,  кратко  рассматриваются  его  функции:  формирование эстетического  восприятия  мира;  художественное  познание  окружающего мира; универсальный способ общения; воплощение в зримых образах идеи религии  и  власти,  прославление  и  увековечивание  правителей  и  героев; способность  внушать  определенные  идеи  и  пробудить  чувства  и  сознание. Формирование  специфики  городов,  запечатлённой  в  памятниках архитектуры.   В  продолжение  освоения  символики  образов  искусства  учащиеся знакомятся с символикой стихий: земли, огня, воды и воздуха в литературе, музыке,  изобразительном  искусстве  разных  народов.    Одновременно  идет знакомство со знаковыми мифологическими образами искусства, связанными с этими  стихиями, а также с современными праздниками, использующими традиционные  ритуалы.  Важными  для  понимания  представлений  и верований  людей  представляется  символическое  значение  предметов  и  их отражение в искусстве.  Художественные  образы  мирового  искусства  предстают  на  примере искусства  античной  Греции,  средневековой  Европы  и  нескольких  регионов Востока (Арабского мира, Индии и Китая). Рассматриваются архитектура и природа, определяющая характер построек;  образы человека и его одежда, а также  наиболее  значимые  для  каждой  культуры  образы  и  традиции. Благодаря  их  естественному  разнообразию  на  примере  разных  культур учащиеся  знакомятся  с  изобразительной  культурой  театра  (маски, театральный костюм,  декорации), архитектурой и скульптурой, декоративно-прикладным искусством (герб, витраж, художественные росписи, предметы быта – часы, зеркало, лампа, восточные амулеты  и т.п.).Особенности изучаемого курса:

- опора на эмоциональный витагенный опыт ребенка;

-  понимание  основной  специфики  искусства  –  художественного образа;

-  акцент  на  развитие  визуальной  культуры,  освоение  знаково-символических  кодов  искусства,  позволяющих  активно  использовать  его коммуникативную функцию;

- вовлечение ребенка в диалог с искусством и по поводу искусства с целью развития речи, оценочных суждений;

-  постоянное  обращение  к  региональной  культуре  и  искусству: музеям,  памятникам  архитектуры,  художественным  промыслам,  традициям родного края.  

Наряду  с  основной  формой  организации  учебно-воспитательного процесса – уроком – в процессе изучения программы рекомендуется активно использовать  внеаудиторные  занятия:  экскурсии  в  художественные  и краеведческие  музеи,  в  архитектурные  заповедники,  региональные культурные центры, на выставки, в театры и концертные залы.  Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с учащимися в процессе изучения курса «Изобразительное искусство» должны приобрести  информационные  и  компьютерные  технологии,  аудио-  и видеоматериалы.  

Место предмета в учебном плане

Согласно ФГОС, предмет «Изобразительное искусство» располагается в учебном плане в предметной области «Искусство».  Изучается в 1-4 классах в объеме 135 часов, занятия (уроки) проводятся 1 раз в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемогомироотношения.

Результаты освоения учебного предмета

Личностные  результаты  освоения  изобразительного  искусства  в начальной школе:

-  в  ценностно-ориентационной  сфере:  эмоционально-ценностное  и осмысленное  восприятие  визуальных  образов  реальности  и  произведений искусства;  приобщение  к  художественной  культуре  как  части  общей культуры человечества;  воспитание художественного вкуса как способности эстетически  чувствовать,  воспринимать  и  оценивать  явления  окружающего мира и искусства;
-  в  трудовой  сфере:  овладение  основами  культуры  практической работы  различными  материалами  и  инструментами  для  эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;

-  в  познавательной  сфере:  развитие  способности  ориентироваться  в мире  народной  художественной  культуры;  овладение  элементарными средствами  художественного  изображения,  для  развития  наблюдательности реального  мира,  способности  к  анализу  и  структурированию  визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки.

Метапредметные  результаты  освоения  изобразительного искусства в начальной школе:

-  в  ценностно-ориентационной  сфере:  формирование  активного отношения  к  традициям  культуры  как  эстетической  и  личностно-значимой ценности;  воспитание  уважения  к  истории  культуры  своего  Отечества  и  к культуре  других  народов,  выраженной  в  архитектуре,  изобразительном искусстве,  в  национальных  образах  предметно-материальной  и пространственной  среды  и  понимании  красоты  человека;    умение воспринимать  и  терпимо  относится  к  другой  точке  зрения,  другому восприятию мира;

-  в  трудовой  сфере:  обретение  творческого  опыта, предопределяющего  способность  к  самостоятельной  продуктивной художественной деятельности; умение подходить эстетически к любому виду деятельности; готовность к осознанному выбору  

-  в  познавательной  сфере:  развитие  художественно-образного мышления  как  неотъемлемой  части  целостного  мышления  человека; формирование  способности  к  целостному  художественному    восприятию мира;  развитие  фантазии,  воображения,  интуиции,  визуальной  памяти; получение  опыта  восприятия  и  аргументированной  оценки  произведения искусства как основы формирования навыков коммуникации. В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся:

-  получают  знания  об  основных  видах  и  жанрах  изобразительных (пластических) искусств, их роли в культурном становлении человечества;

 -  узнают  изученные  произведения;  эстетически  оценивают  явления окружающего мира,  произведения искусства и высказывают суждения о них;  

-  определяют  средства  выразительности  при  восприятии произведений;  анализируют  содержание,  образный  язык  произведений разных видов и жанров искусства;  

- интерпретируют содержание произведений искусства, ведут диалог с автором и сверстниками по поводу содержания произведения;

-  имеют  представление  о  знаково-символической  природе изобразительного искусства;  

-  применяют  выразительные  средства разных  искусств  для  создания художественного образа

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1.Печатные пособия:

  • Программы по учебным предметам. [Текст]: 1 – 4кл.:в 2ч. / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.3:192с.
  • Авторская программа  по  изобразительному  искусству (автор: И.Э.Кашекова), 4 класс, Москва Академкнига/Учебник 2013
  •  Изобразительное искусство : учебник  для общеобразоват. учреждений: 4 кл./ И.Э.Кашекова, А.Л.Кашеков. – М.: Академкнига/Учебник , 2013. – 112с.: цв. ил.

2.Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

3.Учебно-практическое оборудование: наборы цветной бумаги для аппликации, картон,  пластилин,  инструменты: ножницы (школьные),  простые и цветные карандаши, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки.

Учебно – методический план

                

                    Тема

Рабочая

программа

Авторская

программа

Тематическое планирование полностью соответствует авторской программе.  Рабочая программа рассчитана на 34 часов, что соответствует продолжительности учебного года в 4 классе,  при составлении календарно – тематического планирования выявлено, что фактически возможно проведение 34 часов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

рабочая программа в 1 классе по изобразительному искусству по УМК "Школа России"

Программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта второго поколения....

рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс

в программе содержится тематическое планирование по предметам 2 класса...

Рабочая программа Изобразительное искусство 1 класс.

Уроки изобразительного искусства проводятся 1 раз в неделю. УМК "Школа 2100"...

Рабочая программа Изобразительное искусство 2 класс

Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство» для 2 класса на 2012-2013 учебный год составлена на основе:- Федерального государственного стандарта начального общего образования 2009г;- ...

рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...