Календарно-тематическое планирование по ИЗО, 5 класс, Л.Г. Савенкова,
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Дальгаймер Оксана Алексеевна

Клендарно-тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс, с УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_kl_microsoft_word.docx60.32 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета. 

         Целью уроков изобразительного искусства в 5 классе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личностивоспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений

профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство» на год:

  • углубленное изучение полученного в начальной школе представления о взаимодействии человека, природы и культуры как единого целого и отображение этого в творчестве художника;
  • освоение графической грамоты и средств художественной выразительности изобразительного искусства и архитектуры, в том числе способов передачи объема и перспективы;

воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств, способности проявления себя в искусстве и формирование художественных и эстетических предпочтений;

развитие способности к эмоционально-чувственному и осознанно-мотивируемому восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие воображения и фантазии, повышение творческого потенциала, побуждение к творчеству и сотворчеству в художественной деятельности;

освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; приемов работы с художественными материалами, инструментами, техниками.

овладение умением пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами, которые позволили бы адекватно выразить в художественном творчестве, в соответствии с их возрастными интересами и предпочтениями, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;

развитие опыта художественного восприятия произведений искусства, обогащение знаний и представлений о художественном наследии человечества, своего народа, составляющем гордость и славу всемирной истории искусства.

      Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов изобразительного искусства в условиях взаимодействия и интеграции искусств, активизацию творческого общения и познавательной деятельности.

       Основой всего педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.

        Характерными признаками развивающего обучения в условиях полихудожественного подхода на уроках изобразительного искусства являются следующие:

1. Духовное возвышение ребенка. 

2. Действие, радость, увлечение школьника работой.

3. Живое общение с искусством. 

4. Освоение разнообразных сторон жизни окружающего мира.

5. Опора на региональный компонент в обучении. 

6. Реализация полихудожественного, интегрированного подхода.

7. Сенсорное насыщение представлений и действий детей,

8. Раскрытие разных сторон жизни искусства. 

9. Активное творчество самих детей. 

                 Ценностные ориентиры содержания.

        Программа открывает возможность реализации интегрированного обучения в художественном образовании школьников, педагогического творчества учителя, поскольку предложенная структура учебного материала предоставляет учителю свободу творческого поиска, инициативы и самостоятельности в раскрытии темы, задач, последовательности изучения, выборе художественных материалов, формах работы с детьми.

                Место изобразительного искусства в учебном плане.

Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю,  исходя  из  продолжительности  учебного  года  35

 учебных недель).  

5 Планируемые результаты освоения курса в 5 классе

Предмет «Изобразительное искусство» в зависимости от содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся, раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Личностные УУД

1. Социализация личности, формирование чувств гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

3. Развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

4. мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения.

5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение в рисунке и творческой работе.

6. Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

7. Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.

8. Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую среду красоту.

9. Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

10. Бережное отношение к художественным ценностям.

Регулятивные УУД

1. Проговаривать последовательность действий на уроке.

2. Учиться работать по предложенному учителем плану.

3. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

5. Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

5. Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

6. Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

7. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ;

Коммуникативные УУД

1. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

2. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

3.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

4. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

5. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

При реализации данной рабочей программы основное внимание будет уделяться формированию универсальных учебных действий

 (УУД) через использование (применение) следующих педагогических технологий, в т. ч.  инновационных:

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

  1. Педагогика сотрудничества
  2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

  1. Игровые технологии
  2. Проблемное обучение
  3. Технологии уровневой дифференциации
  4. Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
  5. Групповые технологии
  6. Компьютерные технологии обучения

Технологии развивающего обучения:

  1. Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
  2.  Личностно ориентированное развивающее обучение
  3. Технология саморазвивающего обучения

Ключевой задачей при реализации данной программы будет являться  здоровьесбережение,  так  как  оно  как  никогда  актуально

 в учебно-воспитательном процессе и   формирует внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывает понимание ценности человеческой жизни, закладывает основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

 Новизна разработанных требований в соответствии с ФГОС предполагает приоритет системно-деятельностного подхода к процессу  обучения,  что  определяет  не только  освоение  обучающимися  предметных  умений,  но  и  развитие  у  них  общих  учебных  умений  и  обобщённых  способов  деятельности,  связанных  с  формированием  познавательной,   информационной  и  коммуникативной  компетентности.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и с математикой. Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных универсальных учебных действий (УУД).

 Нацеленность обучения   ИКТ    отражена в календарно-тематическом планировании.   ИКТ-технологии будут использоваться на   всех этапах, как при подготовке урока, так и в его процессе: при объяснении, закреплении, повторении,  систематизации.  

Преимуществами использования ИКТ является: индивидуализация обучения.

Особое внимание при реализации данной рабочей программы будет уделено формированию проектного мышления  

как ключевой компетентности.  

Ввиду этого в  календано-тематическом  планировании  отражена  организация  проектной  деятельности  на  уроке.  

Предметные результаты:

  • сформированность представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
  • сформированность основ изобразительного искусства с опорой на особенности и своеобразие культуры и традиций родного края;
  • развитость устойчивого интереса к изобразительному творчеству;
  • способность адекватно возрасту воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
  • индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
  • развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях поли художественного воспитания;
  • проявление эмоциональной отзывчивости на красоту природных форм и произведений искусства;
  • развитие фантазии и воображения детей;
  • использование в собственных творческих работах разнообразия цветовых фантазий,  форм, объёмов, ритмов, композиционных решений и образов;
  • овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
  • умение воспринимать изобразительное искусство и другие виды искусства и выражать своё отношение к художественному произведению;
  • использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
  • нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.

Содержание  учебного предмета

5 класс

Тема 1. Человек, природа, культура как единое целое - 4 ч.

Тема 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве -7 ч.

Тема 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции- 5 ч.

Тема 4.Былинная Русь и следы язычества в русской культуре- 8 ч

Тема 5. Народное декоративно-прикладное искусство- 10 ч.

Материально-техническое обеспечение предмета «Изобразительное искусство» в основной школе:   компьютер, экран, проектор.

 Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. Изобразительное искусство: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. /Л.Г.Савенкова,  Е.А.Ермолинская. – М.: Вентана-Граф, 2013.

Изобразительное искусство: интегрированная программа :5-8(9) классы/Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская., Е.С. Медкова/М.: Вентана-Граф, 2014

Календарно- тематическое планирование, 5 кл.

Дата

Кол-во

ур.

Раздел, тема

Планируемые результаты

Средства

Д/з

Личностные

Метапредметные

Предметные

Глава 1. Человек,

природа, культура

как единое целое

1

1 нед.

 сентября

1

Природа и человек

Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

Регулятивные Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

«Пейзаж, в котором я хотел бы построить свой дом»;

Работа на плоскости
Изучать и наблюдать окружающий мир природы, природные явления.
Различать характер и эмоциональные состояния в природе и искусстве, возникающие в результате восприятия художественного образа (связь изобразительного искусства с природой). Создавать цветовые композиции, передавая особенности изображаемого пейзажа с учётом региона, климата.
Овладевать приёмами работы красками и другими художественными материалами. Понимать, как и когда появилось искусство

Презентация

2

2 не

д

сентября

1

Природа и художник

Формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми.

Регулятивные

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Импровизация в графическом материале . ТВ. Композиция «Звучащая музыка в картине художника»

Работа на плоскости
Создавать и насыщать самостоятельные творческие работы художественными образами.
Создавать композиции по мотивам музыкальных, литературных произведений без конкретного изображения. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатления, полученных от чтения сказки, отрывков литературных произведений, стихотворений

аудиозапись

3

3 нед

 сентября

1

Человек — природа — культура

Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности

Регулятивные Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

4г) уметь выполнять различные роли в группе лидера, исполнителя

Композиция «Моё представление о красоте и гармонии в природе».

Работа на плоскости
Понимать, что представления человека о природе отображаются в произведениях искусства.
Уметь видеть и передавать необычное в обычном.
Формировать индивидуальное чувство восприятия природы.
Понимать, что существуют разные виды и жанры изобразительного искусства.
Уметь выражать свои мысли о природе в разных жанрах и разных видах изобразительного искусства. Уметь создавать цветовые, графические и объёмные (скульптура) импровизации по мотивам произведений музыки, поэзии, танца; создавать танцевальные композиции (художественное движение) по мотивам произведений живописи, графики, скульптуры

аудиозапись

4

4 нед

 сентября

1

Пространство и время. Многомерность мира

Воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

Регулятивные Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Былинное, сказочное, поэтическое, изобразительное творчество.

Работа на плоскости
Создавать в живописи и графике разные композиции по мотивам увиденного, услышанного.
Наблюдать и замечать изменения в природе, в музыке, поэтическом произведении и передавать эти нюансы в творческих работах.
Уметь работать кистью (разных размеров) и палочкой (умение работать тупым и острым концом).
Создавать цветовые композиции по ассоциации с музыкой, наблюдать за тем, как в них отражаются представления исполнителя о красоте мира.
Передавать настроения и состояния.
Представлять, отображать контраст и нюанс. Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнивать с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Наблюдать и передавать динамику, настроение в цветомузыкальных композициях (цветовые композиции без конкретного изображения)

презентация

Глава 2. Художественные средства в архитектуре и изобразительном искусстве

5

1 нед

 

октября

1

Зодчество

Мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения.

Регулятивные Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Графическая композиция:

«эскиз космического комплекса на Луне или Марсе»

Работа на плоскости
Осваивать возможности ИКТ в графической изобразительной деятельности.
Использовать в работе тонированную и цветную бумагу.
Овладевать приёмами работы с графическими материалами.
Выбирать материал и инструменты для изображения.
Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие форм и цвета в городе, селе, деревне.
Передавать в форме и цвете разное настроение. Делать фотографии по осваиваемой теме

картина

6

2 нед

 октября

1

Образы старинной архитектуры

Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности

Регулятивные Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Создание коллективного альбома зарисовок и фотографий старинных зданий. Работа в технике цветной графики.

Исследовательские работы
Уметь работать в группе.
Выполнять зарисовки с натуры домов, улиц.
Создавать эскизы зданий по описанию и воображению.
Создавать коллективные панно и альбомы зарисовок и фотографий старинных зданий города.
Импровизировать и размышлять по поводу ассоциаций. Понимать связь между отдельно стоящим зданием и улицей, улицей и городом в целом

Презентация

7

3 нед

 октября

1

Конструктивные особенности архитектуры

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя

Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки

Работа на плоскости
Осваивать умение гармонично заполнять всю поверхность изобразительной плоскости.
Рассматривать и обсуждать творческие работы детей, их особенности и своеобразие.
Изображать по памяти и представлению.
Использовать элементарные правила композиции. Выделять цветом и формой главный элемент в композиции.
Передавать с помощью аппликации и линий изображение объекта. Представлять и передавать в рисунке направления «вертикально», «горизонтально», «наклонно»

Учебный рисунок

8

4 нед

 октября

1

Объёмные формы в изобразительном искусстве

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Передача в рисунке трёхмерности архитектурной постройки

Работа на плоскости
Работать с натурой — передавать геометрическую форму графическими материалами (карандаш).
Выполнять упражнения на проведение различных линий графическими материалами. Работать самостоятельно по подсказке в учебнике

Учебный рисунок

9

5 нед

 октября

1

Штрих в изобразительном искусстве

Развитие навыков сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности.

Регулятивные Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 Линейное построение объёмных геометрических тел в рисунке и тональная растяжка

Работа в объёме
Передавать характер объёмной формы предмета с помощью света и тени (светотень, тень на поверхности предмета).
Уметь создавать тональную растяжку из нескольких тонов одного цвета. Передавать тональные отношения при условии, что свет падает на предмет слева сверху

Учебный рисунок

10

3 нед

 ноября

1

Рисуем натюрморт (передача объёма и светотени в рисунке)

Развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению

 Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение в рисунке

Регулятивные Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные .Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)      

Сочинение натюрморта для литературного персонажа.

Работа на плоскости
Уметь самостоятельно составлять композицию для натюрморта.
Учиться распределять предметы по планам на изобразительной плоскости. Выполнять композицию с натюрмортом, когда предметная плоскость находится ниже линии горизонта

презентация

Тренировка в рисовании, где предметная плоскость ниже линии горизонта

11

4 нед

 ноября

1

Перспектива в открытом пространстве

Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

Регулятивные. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные.  Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные.  Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Создание коллективной композиции на тему «Улица, на которой мы жили в древнем городе». 

Работа на плоскости
Развивать способность к коллективной работе над одной большой композицией.
Уметь передавать линию горизонта и перспективу улицы.
Передавать воздушную перспективу в рисунке. Изображать человека в открытом пространстве на разных планах картинной плоскости — передача формы и размеров фигуры человека в зависимости от степени её удалённости от первого плана

Учебный рисунок

Тренировка в рисовании фигуры человека

Глава 3. Путешествие в мир искусства Древней Греции

12

5 нед

 ноября

1

Идём в музей: виртуальное путешествие по залам искусства Древнего мира

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую среду красоту.

Регулятивные. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Воспринимать искусство рассматриваемого периода и высказывать своё суждение о нём.
Участвовать в обсуждениях по изучаемым темам.
Различать материалы и инструменты скульптора, живописца, ювелира, гончара, архитектора, резчика по камню.
Осознавать, каким способом художник создаёт художественный образ и отражает в своём произведении события.
Различать жанры изобразительного искусства, средства художественной выразительности.
Уметь группировать произведения искусства по жанрам и объяснять своё решение. Воспринимать, эмоционально оценивать произведение, давать ему образную характеристику

Презентация

Прочесть дополнительную информацию по теме в доп. источниках

13

1 нед

 декабря

1

Мифы Древней Греции

Формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира,  становления мировоззрения;

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Рисование в любой выбранной технике одного из античных чудовищ

Работа в объёме
Иметь представление о мифах и их роли в истории.
Уметь работать по подсказке, описанию этапов работы.
Демонстрировать умение владеть инструментами при работе с плотной бумагой и картоном с помощью резца, линейки.
Выполнять рельеф при создании медальона по мотивам мифов Древней Греции. Использовать в работе материалы и инструменты художника-скульптора (стека, глина, пластилин)

презентация

Найти мифы Др.Греции в доп источниках и рассмотреть иллюстрации

14

2 нед

 декабря

1

Скульптура Древней Греции

Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

 формирование духовных и эстетических потребностей

Регулятивные. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Создание скульптуры победителя Олимпиады в одном из четырёх видов спорта.

Работа в объёме
Познакомиться с греческими канонами изображения человека.
Лепить по греческим канонам фигуру человека способом отсечения всего лишнего.
Создавать из вылепленных фигур коллективные композиции.
Следовать традиционным приёмам лепки (из комка глины или пластилина способом отсечения лишнего). Владеть скульптурными инструментами и материалом. Использовать понятие «ракурс» в работе с объёмными формами

Учебный рисунок

Закончить лепку фигуры по созданным эскизам

15

3 нед

 декабря

1

Рисуем человека по древнегреческим канонам
 

Отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

Создание коллективной композиции «Люди за работой»

Работа в объёме и пространстве
Использовать древнегреческие каноны в изображении человека.
Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции. Передавать характерные позы и динамику фигуры

Учебный рисунок

Отработка умения рисовать фигуры людей в движении

16

4 нед

 декабря

1

Чернофигурные вазы Древней Греции

Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.

Регулятивные. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Роспись чернофигурной вазы. 

Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Наблюдать, воспринимать и эмоционально оценивать картину, рисунок, орнамент, украшающие изделия прикладного искусства.
Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.
Участвовать в беседах о единстве красоты и функциональности в произведении декоративно-прикладного искусства.
Представлять особенности работы гончара, художника-прикладника. 

презентация

Найти в  источниках доп информацию

Глава 4. Былинная Русь и следы язычества в русской культуре

17

3 нед

 января

1

Славянские мифы о сотворении мира

Формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми.

Регулятивные. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Работа по воображению. Создание своего образа Вселенной — стелы, в основе которой фигура человека.

Работа в объёме по воображению
Уметь работать инструментами и приспособлениями: карандашом, линейкой, стекой.
Создавать рельефное изображение человека.
Уметь передавать в образе символические изображения, передающие мифологический образ персонажа. Грамотно соединять в одной работе разные техники и материалы

Аудио запись

Создание образа своего «Я» художественными средствами

18

4 нед

 января

1

Мифологическая картина Русской земли. Мать сыра земля и человек
 

Жизненное самоопределение и формирование российской гражданской идентичности личности;

Регулятивные .Учиться совместно с учителем и другими учениками давать э моциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)        

Создание рисунка к одному из мифологических сюжетов: Святогор — гора. 

Работа в объёме
Создавать глубинно-пространственную композицию, в том числе по мотивам былин.
Уметь передавать в композиции характерные черты героев русских былин.
Пользоваться Интернетом для поиска нужной информации.
Уметь передавать планы на изображении. Соблюдать в работе точки зрения на изображаемое (сверху, снизу) для выигрышной передачи художественного образа

презентация

Поиск доп информации по теме

19

5 нед

 января

1

Былинный образ
Русской земли.

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;

Регулятивные. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

 Бескрайние просторы Древней Руси: вид с высоты птичьего полёта.

Работа на плоскости
Создавать коллективную композицию по изученному материалу.
Изображать бескрайние просторы Древней Руси (вид с высоты птичьего полёта).
Передавать в пейзаже характерные для России особенности: степь, поле, горы, моря, реки, дороги, дома (по типу топографической карты).
Уметь участвовать в беседе о разных видах искусства, размышлять об особенностях Русской земли, её отличии от других стран

Учебный рисунок

Тренировка в рисовании пейзажей с высоты птичьего полёта

29

1 нед

 февраля

1

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе

Изображение битвы Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

Работа на плоскости
Использовать знания о значении формата в решении композиционного замысла, соразмерности величин, важности определения первого плана, динамики в передаче содержания рисунка.
Передавать в изображении пейзажа его характерные особенности, описанные в тексте литературного произведения.
Использовать в изображении природы и богатыря их описание в былине.
Владеть форматом изобразительной плоскости. Передавать в изображении плановость и динамику

Презентация

Закончить рисунок в цвете

21

2 нед

 февраля

1

Народный костюм. 
Головной убор
 

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую среду красоту.

Регулятивные. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Портрет девушки в русском национальном головном уборе — кокошнике.

Работа в смешанной технике — декоративно-прикладная деятельность
Уметь применять в работе смешанную технику — аппликацию, коллаж, графику.
Использовать в работе знания о декоративной композиции, симметрии и ритме.
Передавать в работе характерные черты традиционного народного костюма.
Вносить свои изменения в декоративную форму. Уметь находить черты народного искусства в современных работах художников-прикладников

Презентация, учебный рисунок

Найти доп информацию по теме

22

3 нед

 февраля

1

Народный костюм. Одежда

Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

Регулятивные. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Создание графического эскиза народного костюма: мужского или женского (по выбору).

Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Уметь создавать графические эскизы на заданную тему.
Применять знания об истории народного костюма, его символике в самостоятельной работе.
Использовать в работе смешанную технику — аппликацию и графику.
Иметь представление о цветовом характере решения народного костюма и его символике. Уметь представлять в собственной графической работе региональную принадлежность созданного костюма

Презентация, учебный рисунок

Найти доп информацию по теме

23

4 нед

 февраля

1

Народные праздники. Святки
 

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую среду красоту.

Бережное отношение к художественным ценностям.

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе

Изготовление маски к народному празднику Святки.

Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность
Уметь передавать в маске образ героя.
Соблюдать пропорции лица человека или морды животного.
Уметь работать с готовыми формами.
Создавать коллективные композиции из выполненных работ (например, выставки масок).
Применять в работе технику коллажа. Активно использовать в работе знания по изучаемой теме, полученные на уроках по другим предметам

Картина, учебный рисунок

Изготовление маски к любому празднику

24

1 нед

 марта

1

Масленица

Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.

.

Бережное отношение к художественным ценностям.

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

Создание макета трёхгранной свечи-фонарика

Работа в объёме и пространстве — декоративно-прикладная деятельность
Уметь выполнять макет трёхгранной свечи.
Самостоятельно работать с плотной бумагой (сгибать с помощью линейки и резца).
Представлять, что такое стилизация природных форм в декоративные.
Понимать взаимосвязь цвета и формы в декоративном искусстве. Создавать несложный орнамент из элементов, заимствованных в природе (цветов, листьев, травы, насекомых, жуков и др.)

фото

Выполнить эскизы других атрибутов праздника

Глава 5. Народное декоративно-прикладное искусство

25

2 нед

 марта

1

Этнографический музей
 

Воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей

Регулятивные. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Изображение интерьера, применение знаний о передаче перспективы в замкнутом пространстве 

Работа на плоскости
Создавать тематические графические композиции
Изображать интерьер. Применять знания о передаче перспективы в замкнутом пространстве.
Создавать тематическую композицию с двумя или тремя фигурами в интерьере.
Уметь объяснять свой замысел и манеру исполнения графической композиции. Понимать иобъяснять особенности и значение этнографических музеев в жизни каждого народа

Презентация

Найти доп информацию по теме

26

3 нед

 марта

1

Печные изразцы

Воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую среду красоту.

Регулятивные. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Создание изразца в объёме с рельефным изображением.

Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность
Уметь наблюдать ипередавать изображение по мотивам наблюдаемого в рельефе.
Понимать значение этюда в лепке и зарисовки будущей работы.
Уметь работать с глиной (пластилином) с помощью инструмента — стеки. Понимать связь композиции рисунка и формата, на котором этот рисунок будет изображён

презентация

Создать эскизы росписи камина

27

4 нед

 марта

1

Расписывание изразцов
 Печь в интерьере дома.

Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

Печь в интерьере дома. 

Работа на плоскости
Наблюдать за предметами интерьера, конструктивными особенностями окружающих человека объектов.
Передавать особенности размещения предметов на изобразительной плоскости.
Улавливать и передавать в рисунке разнообразие цветов, форм и особенностей конкретного интерьера как средства характеристики хозяина дома.
Работать в смешанной технике (аппликация и гуашь). Включать в композицию человека в динамике (за определённым занятием)

Учебный рисунок

Создать эскизы интерьера дома с печью

28

2 нед

 апреля

1

Прядение — вид народного ремесла
Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение в рисунке и творческой работе.

Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

Регулятивные УУД

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные УУД

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Зарисовки прялок разных конструкций: корневых, многосоставных, столбчатых.

Работа на плоскости
Восприниматьи оценивать произведения мастеров и изделий, хранящихся в музее и в домах жителей.
Понимать, объяснять роль и значение музея в жизни.
Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденных работ.
Копировать геометрические и растительные символы.
Пользоваться поисковыми системами Интернета. Рассуждать об изображаемых на прялках сюжетах

картина

Закончить выполнение рисунков в цвете

29

3 нед

 апреля

1

Прялка

Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя)

Создание эскиза образа Богини-древа .

Понимать специфику народного декоративно-прикладного искусства.
Усвоить информацию о быте русских крестьян, их занятиях и уметь рассказывать об этом.
Выполнять плоскостные декоративно-прикладные композиции, подражая народному мастеру. Передавать в работе особенности декора, используемого в прялках старых мастеров (символы солнца и земли

картина

Рассмотреть в доп источниках образцы прялок

30

4 нед

 апреля

1

Кукла как часть народной культуры

Создание эскиза куклы (игрушки)

Социализация личности, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

 Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Регулятивные. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные. Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Создание эскиза куклы (игрушки)

 Работа на плоскости
Пользоваться поисковой системой Интернета.
Создавать эскизы будущих работ с помощью программы Power Point.
Уметь переводить образ, полученный в графическом редакторе, в графический образ в технике цветной графики.
Получать локальные и контрастные цветовые отношения, характерные для народной игрушки. Передавать с помощью цвета характерные черты народного промысла конкретного региона

Презентация, учебный рисунок

Продолжить работы в программе Power Point.

31

5 нед

 апреля

1

Кукла-«закрутка»

Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

3

Регулятивные. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Создание своими руками тряпичной куклы-«закрутки» по примеру народных мастеров. 

Работа в объёме — декоративно-прикладная деятельность
Уметь работать со схемами по изготовлению игрушки-«закрутки».
Создавать художественный образ игрушки, используя характерную для региона форму, цвета, элементы костюма и украшения.
Понимать, что в облике куклы, в её костюме отражены черты конкретного исторического периода. Уметь работать с поисковыми системами Интернета

Схема

Найти  образцы кукол других народов в доп. источниках

32

2 нед

 мая

1

Ткачество как вид народного искусства

Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятое решение в рисунке и творческой работе.

Развитие творческого потенциала в условиях активизации воображения и фантазии.

Регулятивные. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Коммуникативные. Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

г

Создание эскизов рисунка ткани 

Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Проявлять интерес к предметному миру декоративно-прикладного искусства и разнообразию форм в образах народного искусства.
Создавать несложные декоративные композиции для рисунка ткани.
Уметь применять в творческой работе знания из истории костюма.
Создавать коллективные композиции. Передавать гармоничные сочетания цветов в эскизе ткани с учётом назначения костюма

Учебный рисунок

33

3 нед

 мая

1

Вышивка
 Эскиз рушника

Формирование понятия о национальной культуре и представления о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира.

Мотивация к учебной и творческой деятельности, формирование личностного смысла учения.

Регулятивные. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя

Коммуникативные. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников

Работа на плоскости — декоративно-прикладная деятельность
Уметь наблюдать и замечать цветовое разнообразие окружающей жизни и природы, её отображение в народном искусстве.
Создавать графические цветовые композиции изделий декоративно-прикладного искусства с помощью разнообразных линий и их сочетаний.
Усвоить информацию о различии цвета в искусстве и окружающем предметном мире.
Отображать в эскизе национальные особенности народного творчества. Самостоятельно составлять рисунок для вышивки крестом

Учебный рисунок

Рассмотреть образцы рушников славянских народов в доп источниках

34

4 нед

 мая

1

Лоскутное шитьё
Коллективная композиция «Лоскутное одеяло».

.Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.

Бережное отношение к художественным ценностям.

Регулятивные. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Коллективная композиция «Лоскутное одеяло». 

Работа с материалом — декоративно-прикладная деятельность
Создавать коллективные композиции.
Передавать в работе определённый колорит декоративной композиции.
Применять знания о контрастной и нюансной цветовой гамме. Создавать ритмический узор, составляя работы одноклассников в единую композицию

презентация

Рассмотреть в доп источниках шитьё славянских народов

Глава 6. Проекты и исследования

35

5 нед

 мая

1

Великие имена в искусстве
 

Развитие интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

.Развитие эстетических чувств и эстетических потребностей, эмоциональной отзывчивости на восприятие окружающего мира природы и произведений искусства.

Регулятивные. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Овладение формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, с использованием различных средств ИКТ

Коммуникативные.  Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

Беседы, размышления по поводу творчества художников.

Уметь участвовать в беседе по поводу творчества художников.
Размышлять по поводу искусства.
Общаться на языке искусства и по поводу искусства.
Использовать  в речи терминологию изобразительного искусства (композиция, художественная форма, цвет, колорит, симметрия, а симметрия, динамика, статика, пятно, линия, художественный образ). Уметь работать с разными источниками информации: научно-популярной, художественной литературой, словарями, энциклопедиями и другими справочными изданиями, интернет-ресурсами

презентация

Найти информацию по теме в доп источниках

Итого: 35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-3” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова

Каленарно тематическое планирование разработано на  основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (ФГОС-2) и Примерной программы начального общего образования ...

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по основам православной культуры для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год.

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо  основам православной культуры  для IV «Г» класса на 2018-2019 учебный год....

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материала по литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год

Календарно-тематическое поурочное планирование учебного материалапо литературному чтению для 3 «Б» класса на 2018-2019 учебный год...