Программа внеурочной деятельности по ИЗО (4 КЛАСС)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Киселева Ольга Львовна

Программа кружка ИЗО "Цветные фантазии".Внеурочная деятельность. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost._kruzhok_izo.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

.

Внеурочная деятельность

программа кружка

« Цветные фантазии»

4 класс

Составитель:Киселева Ольга Львовна

2015

 Пояснительная записка

Рабочая программа «Цветные фантазии» разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты  второго  поколения)).

Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и  др.

Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы. Таким образом,  осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей.

         Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Цель программы «Цветные фантазии» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.

Задачи:

обучающие:

  • научить слушать,  видеть,  понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
  • обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;

воспитательные:

  • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
  • воспитать нравственные качества детей;
  • формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.

развивающие:

  • развивать образное мышление, творческие способности;
  • формировать эстетический и художественный вкус;
  • содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.

Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки,  украшения для интерьера, они для себя и своих близких.

Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Программа решает различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;

воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.

Уровень результатов работы по программе:

Первый  уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.

Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью;  углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.

Третий уровень  обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.

Внесены следующие изменения в авторскую программу:

Программа «Волшебная палитра» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю(66 часов)

Формы и методы

На занятиях используются  методы:

  • Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
  • Наглядные  (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
  • Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
  • Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому  педагогом).
  • Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
  • Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
  • Эвристические

Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).

 В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся. 

4 класс

Содержание

Истоки искусства твоего народа

16ч

Древние города твоей земли

14ч

 Каждый народ – художник

22ч

Искусство объединяет народы

14ч.

№ п/п

дата

Тема урока

содержание

                           УУД

Личностные результаты

1-2

1-7.09

Рисование

на тему «Пейзаж родной земли».

Презентация природы,

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению)

 формирование социальной роли ученика;

 формирование положительного отношения к учению;

 представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе

3-4

8 и 14

Русская изба

Презентация

 Уметь различать основные цвета

осмысление своего поведения в школьном коллективе;

5-6

15 и 21

Красный угол

Презентация «Деревянное зодчество»,

Знать основные элементы .

 ориентация на понимание причин успеха в деятельности

7-8

22 и 28.09

Деревня моя

Презентация.

Знать  закономерности линейной и воздушной перспективы

формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.

9-10

29.09  и 5.10

Женский образ

Презентация «Русский народный костюм»,

 

Знать основные элементы изображения человека в движении

Уметь  изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

11-12.

6 и 12

Образ красоты человека

 формирование социальной роли ученика

13-14

13 и 19

Народные праздники

Презентация «Народные гуляния».

Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты

 формирование социальной роли ученика

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

15-16

20 и 26.10

Башни

Презентация

Знать  закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения.

умение использовать образный                                  язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя

17-18

27.10 и и 9.11

Идём в церковь

Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета

Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

19-20

10 и 16

Древний город и его жители.

Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города.

Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

21-22

17 и 23

Богатыри

Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины.

Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей.

Уметь изображать человека

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

23-24

24 и 30

Мой Санкт-Петербург

Живописное или графическое изображение древнерусского города.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации

                                                                     

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

25-26

1.12 и 7.12

Московский Кремль

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений

изобразительного искусства

Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

27-28

8 и 14

Праздничный пир в теремных палатах.

Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир»

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю

29-30

15 и 21

Древняя Греция

Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков.

Знать основные признаки древнегреческой  культуры.

Уметь передавать конструктивно строение.

формирование социальной роли ученика;

формирование положительного отношения к учению;

31-32

22.12 и 11.01

Храмы Древней Греции.

Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма.

Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства)

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

33-34

12 и 18

Олимпийские игры в Древней Греции.

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы

формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению

35-36

19 и 25

Образ художественной культуры Японии.

Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой;

Знать основные признаки японской культуры.

 Уметь передавать характерные черты японского рисунка.

положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность  к самоанализу и самоконтролю.

37-38

26.01 и 1.02

Образ человека, характер одежды в японской культуре.

Изображение японок в национальной одежде

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей.

умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем;

39-40

2 и 8

 «Праздник цветения вишни».

Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем».

Знать основные признаки японской культуры

формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха.

41-42

9 и 15

Средневековая Западная Европа.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Уметь использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков.

формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению;

43-44

16 и 29.02

Образ человека.

Жанры  изобразительного искусства (портреты).

Знать известные центры народных художественных ремесел России.

 формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников

45-46

1.03 и 14.03

Средневековая

Архитектура Западной Европы.

Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма.

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков.

Умение радоваться успехам одноклассников

47-48

15 и 28

Образ художественной культуры Средней Азии.

Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал.   Минареты

Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек.

формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников

49-50

29.03 и 4.04

Многообразие художественных культур в мире. Древний Египет.

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

осмысление своего поведения в школьном коллективе

51

5 и 11

Все народы

воспевают

материнство.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

осмысление своего поведения в школьном коллективе

52

12 и 18

Все народы воспевают мудрость старости.

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе

Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

осмысление своего поведения в школьном коллективе

53-54

19 и 25

Сопереживание- великая тема искусства.

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Знать термины «эмблема», «символ».

 Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета

 осмысление своего поведения в школьном коллективе

55-56

26.04 и 3.05

Защитники Земли Русской

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Умение радоваться успехам одноклассников

57-58

10 и 16

Портреты детей

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Знать известные центры художественных ремесел России.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи

 осмысление своего поведения в школьном коллективе

59-60

17 и 23

Искусство народов мира

Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства

Умение радоваться успехам одноклассников

61-62

24.05

«Здравствуй, лето!»

Летний луг.

Знакомство с произведениями русских пейзажистов.

 Знать строение насекомых.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков

Умение радоваться успехам одноклассников

63-64

«Здравствуй, лето!»

Летние забавы. Резервные уроки.

Фигура человека в движении.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков

Умение радоваться успехам одноклассников

65-66

«Здравствуй, лето!»

Летние фантазии.

Резервные уроки.

Рисунок по представлению.

Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков

Умение радоваться успехам одноклассников


Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате работы по программе «Цветные фантазии» ученик должен:

 * освоить основные правила изображения;

 * овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;

* развить стремление к общению с искусством;

* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;

* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;

* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;

* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;

* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

Планируемые результаты

  • различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
  • отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)
  • анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
  • изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать простые композиции на заданную тему;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.

 

VI. Учебно-методические средства обучения.

  1. Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
  2. Комплект уроков по ИЗО по программам  Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.

www.IZOCD .ru

  1. Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Поурочное планирование 1 класс: М.: Просвещение.-2000 год;
  2. Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год;
  3. Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2011 год;

6.  Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С.    Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010

7.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.

8.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.

9.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.

10Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.

11.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.

12.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.

13.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.

14.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.

15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.

16.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.

17.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.

      18.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.

                   

                  Условия реализации программы

1. Материально-техническая база:

  • просторный оборудованный кабинет;
  • предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
  • оборудование: ножницы.  
  • шкаф для хранения изделий, материалов;
  • коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
  • Мультимедийный проектор.
  • компьютер

2. Методическое обеспечение:

  • пополнение периодической литературы и книг по темам;
  • дидактический материал;
  • наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
  • методическая литература:  журнал,  учебные  пособия для детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс

программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...

Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.

Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...

Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.

Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП

Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС

Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...