Программа внеурочной деятельности по ИЗО (4 КЛАСС)
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа кружка ИЗО "Цветные фантазии".Внеурочная деятельность. 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost._kruzhok_izo.docx | 47.15 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Внеурочная деятельность
программа кружка
« Цветные фантазии»
4 класс
Составитель:Киселева Ольга Львовна
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа «Цветные фантазии» разработана для 1-4 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального образования второго поколения на основании «Примерной программы внеурочной деятельности» под редакцией В.А.Горского. (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное общее образование [В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Симирнов и др.]; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010. – 111 с. – (Стандарты второго поколения)).
Особый акцент программы сделан на использование разнообразных видов деятельности: эксперименты с красками, декоративная работа, игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса, знакомство с произведениями изобразительного искусства, конструирование, наблюдение за различными явлениями природы и др.
Данная программа направлена на организацию коллективного творчества младших школьников. Коллективная изобразительная деятельность развивает не только творческие способности, но и формирует коммуникативные навыки детей, учит их общаться, радоваться не только результатам своего труда, но и творчеством своих товарищей. Широкая тематика коллективных работ, представленная в программе, во многом определена содержанием школьных программ по изобразительному искусству для начальной школы. Таким образом, осуществляется преемственность обучения, воспитания и развития младшего школьного и среднего школьного периодов жизни детей.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Цель программы «Цветные фантазии» состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области изобразительного искусства.
Задачи:
обучающие:
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства;
- обучить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, бисером, красками, природными материалами;
воспитательные:
- привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитать нравственные качества детей;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи, навыки здорового образа жизни.
развивающие:
- развивать образное мышление, творческие способности;
- формировать эстетический и художественный вкус;
- содействовать формированию всесторонне развитой личности.
Задания направлены на освоение языка художественной выразительности станкового искусства (живопись, графика, скульптура), а также языка декоративно-прикладного искусства (аппликация, декоративные композиции из скульптурного материала) и бумажной пластики. Кроме этого, предполагается творческая работа с природными материалами. Разнообразие видов деятельности и большой выбор материалов для работы позволяют и помогают каждому обучающему раскрыть свои индивидуальные способности при изготовлении поделок, что, безусловно, окажет влияние на дальнейшее обучение.
Обучающиеся вовлекаются в творческую внеурочную деятельность с интересом, им интересен как сам процесс работы, так и её результат, ведь изготавливают вещи, игрушки, поделки, украшения для интерьера, они для себя и своих близких.
Данные занятия способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия обучающихся, расширению кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.
Программа решает различные учебные задачи: освоение детьми основных правил изображения; овладение материалами и инструментами изобразительной деятельности; развитие стремления к общению с искусством;
воспитательные задачи: формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; развитие умения контактировать со сверстниками в творческой деятельности; формирование чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
творческие задачи: умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; развитие стремления к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
По ходу занятий обучающиеся посещают музеи, выставки, мастерские художников, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников.
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень обучения – приобретение обучающимися первоначальных знаний о живописи, скульптуре, аппликации и других видов прикладной деятельности. Изготовление обучающимися творческих работ, овладение навыков защищать своих работы.
Второй уровень обучения - расширение знаний обучающихся, знакомство с проектной деятельностью; углубление знаний обучающихся, знакомство с навыками исследовательской деятельности.
Третий уровень обучения - закрепление навыков обучающихся, углубление знаний и навыков проектно-исследовательской деятельности.
Внесены следующие изменения в авторскую программу:
Программа «Волшебная палитра» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающихся изобразительным искусством и художественным творчеством. Занятия проходят во внеурочное время 2 раза в неделю(66 часов)
Формы и методы
На занятиях используются методы:
- Словесные (рассказ, объяснение, беседа).
- Наглядные (иллюстрация, демонстрация, показ педагога, работа с журналами).
- Практические (упражнения, сюжетно-ролевые игры, практические работы).
- Репродуктивные (действия по образцу, предлагаемому педагогом).
- Метод стимулирования и мотивации (познавательные игры).
- Методы контроля и самоконтроля (устный и письменный контроль, методы самоконтроля).
- Эвристические
Ведущие формы организации занятий: групповые (творческие мастерские); индивидуальные (самостоятельная работа); коллективные (занятия, экскурсии, игра).
В рамках групповой формы проведения занятий предусматривается индивидуализация методов обучения. Выбор методов и приёмов работы определяется целями и задачами конкретного занятия. Содержание занятия планируется дифференцированно, с учётом возрастных особенностей обучающихся.
4 класс
Содержание
Истоки искусства твоего народа | 16ч |
Древние города твоей земли | 14ч |
Каждый народ – художник | 22ч |
Искусство объединяет народы | 14ч. |
№ п/п | дата | Тема урока | содержание | УУД | Личностные результаты | ||||
1-2 | 1-7.09 | Рисование на тему «Пейзаж родной земли». | Презентация природы, | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага; применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению) | формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; представления о ценности природного мира для практической деятельности человека развитие готовности к сотрудничеству и дружбе | ||||
3-4 | 8 и 14 | Русская изба | Презентация | Уметь различать основные цвета | осмысление своего поведения в школьном коллективе; | ||||
5-6 | 15 и 21 | Красный угол | Презентация «Деревянное зодчество», | Знать основные элементы . | ориентация на понимание причин успеха в деятельности | ||||
7-8 | 22 и 28.09 | Деревня моя | Презентация. | Знать закономерности линейной и воздушной перспективы | формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. | ||||
9-10 | 29.09 и 5.10 | Женский образ | Презентация «Русский народный костюм», |
Знать основные элементы изображения человека в движении Уметь изображать человека в движении, различать основные и составные, теплые и холодные цвета | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
11-12. | 6 и 12 | Образ красоты человека | формирование социальной роли ученика | ||||||
13-14 | 13 и 19 | Народные праздники | Презентация «Народные гуляния». | Уметь выполнять наброски людей в движении; использовать новые и цветовые контрасты | формирование социальной роли ученика Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
15-16 | 20 и 26.10 | Башни | Презентация | Знать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения. | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; адекватно воспринимать оценку учителя | ||||
17-18 | 27.10 и и 9.11 | Идём в церковь | Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета | Уметь использовать различную штриховку для выявления объема, закономерности фронтальной и угловой перспективы | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
19-20 | 10 и 16 | Древний город и его жители. | Моделирование всего жилого наполнения города, завершение постройки древнего города. | Уметь применять основные средства художественной выразительности; различать основные и составные, теплые и холодные цвета, использовать художественные материалы | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
21-22 | 17 и 23 | Богатыри | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | Знать форму, конструкцию, соотношение размеров частей. Уметь изображать человека | Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
23-24 | 24 и 30 | Мой Санкт-Петербург | Живописное или графическое изображение древнерусского города. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации
| Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | ||||
25-26 | 1.12 и 7.12 | Московский Кремль | Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства | Уметь рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному жанру искусства | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
27-28 | 8 и 14 | Праздничный пир в теремных палатах. | Создание коллективного аппликационного панно «Княжеский пир» | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю | ||||
29-30 | 15 и 21 | Древняя Греция | Образ греческой природы. Мифологические представления древних греков. | Знать основные признаки древнегреческой культуры. Уметь передавать конструктивно строение. | формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; | ||||
31-32 | 22.12 и 11.01 | Храмы Древней Греции. | Древнегреческий храм и его соразмерность, гармония с природой. Храм как совершенное произведение разума человека и украшение пейзажа. Конструкция храма. | Уметь передавать в лепных изделиях объемную форму, уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства) | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
33-34 | 12 и 18 | Олимпийские игры в Древней Греции. | Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь анализировать, создавать панно, живописные работы | формирование социальной роли ученика; - формирование положительного отношения к учению | ||||
35-36 | 19 и 25 | Образ художественной культуры Японии. | Изображение природы через детали, характерные для японских художников (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; | Знать основные признаки японской культуры. Уметь передавать характерные черты японского рисунка. | положительное отношение к школе, принятие всех видов школьной действительности, способность к пониманию причин успеха, в том числе способность к самоанализу и самоконтролю. | ||||
37-38 | 26.01 и 1.02 | Образ человека, характер одежды в японской культуре. | Изображение японок в национальной одежде | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение людей. | умение использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, объем; | ||||
39-40 | 2 и 8 | «Праздник цветения вишни». | Коллективное панно «Праздник цветения вишни-сакуры» или «Праздник хризантем». | Знать основные признаки японской культуры | формирование позитивного отношения к труду, способность к пониманию причин успеха. | ||||
41-42 | 9 и 15 | Средневековая Западная Европа. | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке | Уметь использовать цвето вой контраст и гармонию цветовых оттенков. | формирование социальной роли ученика; формирование положительного отношения к учению; | ||||
43-44 | 16 и 29.02 | Образ человека. | Жанры изобразительного искусства (портреты). | Знать известные центры народных художественных ремесел России. | формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
45-46 | 1.03 и 14.03 | Средневековая Архитектура Западной Европы. | Образ готического храма. Готические витражи. Портал храма. | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков. | Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
47-48 | 15 и 28 | Образ художественной культуры Средней Азии. | Здание мечети: купол, торжественно украшенный огромный вход — портал. Минареты | Уметь воссоздать образ древнего среднеазиатского города — аппликация на цветной бумаге или создание макета основных архитектурных построек. | формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
49-50 | 29.03 и 4.04 | Многообразие художественных культур в мире. Древний Египет. | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
51 | 5 и 11 | Все народы воспевают материнство. | Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
52 | 12 и 18 | Все народы воспевают мудрость старости. | Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей; отношения к природе | Уметь использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
53-54 | 19 и 25 | Сопереживание- великая тема искусства. | Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции | Знать термины «эмблема», «символ». Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека; различать основные и составные, теплые и холодные цвета | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
55-56 | 26.04 и 3.05 | Защитники Земли Русской | Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
57-58 | 10 и 16 | Портреты детей | Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов. | Знать известные центры художественных ремесел России. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приемы народной кистевой росписи | осмысление своего поведения в школьном коллективе | ||||
59-60 | 17 и 23 | Искусство народов мира | Предварительные наброски и первоначальный схематичный эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино | Уметь применять основные средства художественной выразительности в иллюстрациях к произведениям литературы; узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов; сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства | Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
61-62 | 24.05 | «Здравствуй, лето!» Летний луг. | Знакомство с произведениями русских пейзажистов. | Знать строение насекомых. Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков | Умение радоваться успехам одноклассников | ||||
63-64 | «Здравствуй, лето!» Летние забавы. Резервные уроки. | Фигура человека в движении. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков | Умение радоваться успехам одноклассников | |||||
65-66 | «Здравствуй, лето!» Летние фантазии. Резервные уроки. | Рисунок по представлению. | Уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков | Умение радоваться успехам одноклассников |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате работы по программе «Цветные фантазии» ученик должен:
* освоить основные правила изображения;
* овладеть материалами и инструментами изобразительной деятельности;
* развить стремление к общению с искусством;
* формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира;
* уметь контактировать со сверстниками в творческой деятельности;
* формировать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности;
* уметь осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи;
* развить стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.
Планируемые результаты
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
- планировать и выполнять практическое задание (практическую работу) с опорой на инструкционную карту, образец; при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия);
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы)
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям.
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- создавать простые композиции на заданную тему;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру.
VI. Учебно-методические средства обучения.
- Кузин В.С.Изобразительное искусство. 1-2 части. Волгоград: И/д. Корифей.-2006;
- Комплект уроков по ИЗО по программам Неменского Б.М., Шпикаловой Т.Я.Диск.
www.IZOCD .ru
- Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Поурочное планирование 1 класс: М.: Просвещение.-2000 год;
- Шпикалова Т.Я..Изобразительное искусство. Учебник: М.:Просвещение.-2009год;
- Шпикалова Т.Я.Изобразительное искусство. Тетрадь: М.: Просвещение.-2011 год;
6. Изобразительное искусство. 1–4 классы : программа для общеобразовательных учреждений / В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов, С. Е. Игнатьев, П. Ю. Коваленко. – М. : Дрофа, 2010
7.Абрамова М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству: 1-4кл / М.А. Абрамова. – М.: ВЛАДОС, 2003.
8.Буткевич Л.М. История орнамента: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Буткевич. – М.: ВЛАДОС, 2003.
9.Вакуленко Е.Г. Народное декоративно-прикладное искусство: теория, история, практика / Е.Г. Вакуленко. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
10Варавва Л.В. Декоративно-прикладное искусство. Современная энциклопедия / Л.В. Варавва. – Ростов н/Д., 2007.
11.Жемчугова П.П. Изобразительное искусство / П.П. Жемчугова. – СПб.: «Литера», 2006.
12.Живой мир искусства: программа полихудожественного развития школьников 1-4 классов. – М., 1998.
13.Комарова Т.С. как научить ребенка рисовать Т.С. Комарова. – М.: Столетие, 1998.
14.Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах: учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ. / В.С. Кузин. – М.: Просвещение, 1984.
15.Кузин В.С. Изобразительное искусство. 1кл.: книга для учителя / В.С. Кузин. – М.: Дрофа, 2004.
16.Кузин В.С., Кубышкина В.И. Изобразительное искусство (1-4 классы) / В.С. Кузин. – М., 2005.
17.Неменская Л.А. Под ред. Неменского Б.М. Искусство и ты. 2 класс. – М., 2005.
18.Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
Условия реализации программы
1. Материально-техническая база:
- просторный оборудованный кабинет;
- предметная среда (стенды, специальное оформление, выставки готовых работ, сменная информация);
- оборудование: ножницы.
- шкаф для хранения изделий, материалов;
- коробки для хранения остатков бумаги, ткани.
- Мультимедийный проектор.
- компьютер
2. Методическое обеспечение:
- пополнение периодической литературы и книг по темам;
- дидактический материал;
- наглядный материал (презентации, иллюстрации из журналов);
- методическая литература: журнал, учебные пособия для детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" 1 класс
программа внеурочной деятельности "Азбука добра" .начальная школа. ФГОС . духовно -нравственное напрвление...
Программа внеурочной деятельности "Внеклассное чтение". 2 класс.
Цель программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправлен...
Программа внеурочной деятельности "Народные игры".1 класс.
Данная программа направлена на поддержание народных традиций, на обучение самому весёлому и радостному занятию- народным спортивным играм и, вместе с тем, на совершенствование общефизический умений и ...
Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс
Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов" Театральная деятельность" с КТП
Программа внеурочной деятельности для 1-4 классов "Театральная деятельность" с КТП общекультурноно направления развития личности...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЙ В ТВОЁМ КЛАССЕ» 4 КЛАСС
Планируемые результатыЛичностные УУД:Будут сформированы:- осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» позиции и «хороший ученик;- широкая мотивационная основа учебн...