Тематическое планирование по ИЗО 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Одинаева Наталья Николаевна

Тематическое планирование по ИЗО 6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_izo_6-klass-izobrazitelnoe-ikusstvo.docx94.01 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Заместитель директора

По общему образованию

Синцова Т.В.

___________________________

«___» ______________ 2015 г.

«Утверждаю»

Директор ГБПОУ ПК

Им. Н.Н. Годовикова

___________ (С.В. Михайлов)

«___» ______________ 2015 г.

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ  ИСКУССТВУ

6 класс

1 час в неделю – 34 часа в год

Уровень базовый

                                                   

                                              Составитель:

Одинаева Наталья Николаевна

                                         

2015 - 2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру, дизайн и декоративно-прикладное искусство, которые изучаются во взаимодействии связей с жизнью общества и человека.

 Рабочая программа составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» издательство «Просвещение» 2011 год  под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. 

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта; формирование устойчивого интереса к  изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности;
  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры;
  • овладение навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению); в декоративной и художественно-конструктивной работе; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также психологической разгрузки и релаксации.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 105 ч для обязательного изучения изобразительного искусства на базовом уровне в 5-7 классах, из расчета 1 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена в соответствии с:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобразования России №1089 от 05.03.2004г.;
  • Приказ Минобразования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования". С изменениями и дополнениями от: 20 августа 2008 г., 30 августа 2010 г., 3 июня 2011 г., 1 февраля 2012 г.
  • Примерной программой основного общего образования по Изобразительному искусству утвержденной приказом Минобразования России №1312 от 09.03.2004г.; (в ред. Приказов Минобрнауки РФ от 20.08.2008 "N 241",от 30.08.2010 "N 889", от 03.06.2011 "N 1994", от 01.02.2012 "N 74")
  • приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 года № 253  «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказом министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год»);
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ: Донская основная общеобразовательная школа на 2014-2015 учебный год, утвержденной приказом директора школы № 113 от 27.08.2014г.
  •  Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2014-2015 учебный год, утвержденным приказом Минобрнауки России № 253от 31.03.2014.

Учебники к программе:         Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»: Учебник для 6 кл. Москва «Просвещение» 2012 год

Место и роль учебного курса изобразительного искусства в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы школы.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень рабочей для 5-7 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.

Одна из главных целей преподавания искусства — развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.

 Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 5 -7 классах школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.  

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.

Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы.  В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.

VI и VII классы посвящены изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, мы сталкиваемся с его бесконечной  изменчивостью в истории искусства. В свою  очередь, изучая  изменения  языка  искусства, изменения как будто бы внешние, мы на самом деле проникаем в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и его культуре.

Искусство обостряет способность чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преображает жизнь собственную. Понимание искусства — это большая работа, требующая и знаний, и умений. Поэтому роль собственно изобразительных искусств в жизни общества и человека можно сравнить с ролью фундаментальных наук по отношению к прикладным.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов на изучение тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутри предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяют минимальный набор видов художественно-творческой деятельности учащихся.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с биологией (строение растений, животных, пластическая анатомия человека, связи в природе), историей (образ эпохи и стиль в искусстве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), физикой (оптика), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).

Рабочая программа развивает и способствует:

•        развитию художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

•        воспитанию культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

•        освоению знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

•        овладению умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

•        формированию устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Содержание учебного предмета

Главным смысловым стержнем программы является

— связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

     Данная программа построена так, чтобы дать учащимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

 При распределении блоков программы в течение года учитываются особенности сезонов и календарные даты. Тематика учебных заданий соответствует содержанию самого изобразительного искусства. Как уже отмечалось, через все годы обучения проходят стержневые темы воспитательного и образовательного характера. По этим темам у детей с каждым годом накапливается материал, который для лучшего его осмысления и усвоения периодически специально обобщается.

     В каждом блоке поставлены разделы и подразделы по отдельным проблемам:

Основы изобразительной грамотности (плоскость, объем, пространство, перспектива, пересечение плоскостей в пространстве, загораживание, изображения людей и животных, предметов).

Основы композиции (цвет, пятно, контраст, колорит, линия, движение, статика, ритм, пропорции, симметрия, ассиметрия).

Визуальное мышление (задания на развитие интуиции, ощущений, ассоциаций, рисование не той рукой, перевернутое рисование, штормовое рисование, фантазии, невозможные фигуры).

Художественные материалы, средства, технологии (кисть, карандаш, фломастер, гуашь, акварель, тушь, бумага, картон, работа в техниках печати, отмывки, техники граттажа, монотипии, художественной росписи по ткани, витраж, офорт, мятая бумага).

Мировая художественная культура (рисунок, живопись, декоративное рисование, письменность, музыка).

Классификация и характеристика занятий по изобразительной деятельности

     В методической литературе встречаются различные названия занятий: предметное, сюжетное, декоративное (рисование, лепка, аппликация) при этом нередко добавляют «и по замыслу». Хотя занятие «по замыслу» может быть на любую тему. Следует различать типы и виды занятий по изобразительной деятельности. Типы занятий дифференцируются по характеру ведущих, доминирующих задач занятия, а точнее, по характеру познавательной деятельности детей на занятии, сформулированной в задачах:

     Занятия по сообщению детям новых знаний и ознакомлению их с новыми способами изображения.

     Занятия по упражнению детей в применении знаний и способов действия, направленные на репродуктивный способ познания и формирование при этом обобщенных, гибких вариативных знаний, умений.

     Занятия творческие, на которых дети включаются в поисковую деятельность, свободны и самостоятельны в разработке и реализации замыслов.

     Все виды занятий (и подготовку к ним) организуют на основе непосредственного восприятия (зрительного, слухового, тактильно-моторного). Они предполагают и участие процессов памяти, и потому деление на виды условно и осуществляется по ведущему психическому процессу.

     Рисование по представлению. Изображение по представлению создается на основе впечатлений, полученных детьми из разных источников: наблюдения за окружающим миром; знаний, полученных из книг; общения со сверстниками и взрослыми; восприятия разных видов искусства, других видов деятельности (труд, игра).

     Рисование по памяти - это процесс воспроизведения на бумаге какого-либо объекта в том пространственном положении, в каком находился этот объект в момент восприятия.

     Изображение (рисование) с натуры. Задачи обучения в таком виде занятия: учить детей всматриваться в натуру, видеть выразительные признаки, замечать ее своеобразие и как можно более точно передавать в рисунке (лепке). Общий смысл таких занятий - в развитии детского восприятия, в обучении умению видеть натуру.

     Виды занятий, выделенные по источнику замыслов, тем. К ним относятся занятия на темы непосредственно воспринимаемой окружающей действительности; на литературные темы (по стихотворению, сказке, рассказу, малым фольклорным жанрам, загадке, потешке); по музыкальным произведениям.

     Комплексные занятия, где под одним тематическим содержанием объединяются разные виды художественной деятельности: рисование, аппликация, музыкальная (пение, танец, слушание), художественно-речевая.

     В основе интеграции разных видов искусств на занятии имеет системообразующее начало. Здесь важным является нравственно-эстетическое чувство.

     Педагогическая практика убедила в большой ценности занятий, на которых происходит первое знакомство и открытие многообразия художественных материалов, содействуют формированию образного мышления.

     Работа гуашевыми и акриловыми красками на большом формате листа при активном смешивании цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки — от локтевого сустава. Работа гуашью позволяет с достаточной степенью обобщения передать характер замысла.

     Работа тушью и пером совершенствует более тонкие технические возможности руки, развивает моторику кисти, пальцев. Линия, уже в своей основе динамична, характером своего силуэта способствует рождению образных ситуаций, стимулирует образное мышление.

     Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полутона. Динамика линий, характер движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе формирования замысла, а при его воплощении помогает с любовью вырисовывать детали.

     Работа в технике восковых мелков или масляной пастели, углем, сангиной концентрирует нагрузку, направленную на кончики пальцев, знакомит с механическим смешиванием цветов (путем наложения одного на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду.

     Работа в технике граттаж (воскография или гравюра на картоне) способствует укрупненному графическому построению композиции листа, скупому отбору средств, выражению более четко сформулированных образных задач.

     Работа в технике акварели содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию света. Этюды, написанные в этой технике таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность.

     Работа масляными красками в старшем возрасте позволяет цельно, пастозно, а порой даже несколько «иллюзорно» передать характер и материал предметов. Техника масла, его фактура и другие преимущества позволяют не нарушать целостную структуру замысла. Содействуют его стабильности и завершенности.

     Работа в технике аппликация. В ней используют разные виды материалов: бумагу, ткань, нить, соломку, засушенные листья; различную технику: сминание, скатывание, вырезание разного вида, обрывание...

     Конструирование из бумаги. Здесь используют различные способы работы с бумагой изображая дома, замки, разные игрушки...

     Работая с глиной (скульптурным пластилином), дети знакомятся с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, развиваются мелкие мышцы пальцев, глазомер, пространственное мышление.

Система условий, непосредственно влияющих на развитие художественного творчества детей:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;
  • воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества детей;
  • введение на занятия технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;
  • введение на занятиях творческих, импровизированных и проблемных задач;
  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;
  • целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание детей, работу их мысли, эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, декоративная работа, наброски);
  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;
  • введение в структуру занятия игровых элементов и художественно-дидактических игр, использование элементов соревнования;
  • систематическое развитие взаимосвязей с другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству.

Основная форма организации учебного процесса - классно-урочная:

урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, урок-праздник, видеоурок. 

Основы эстетического восприятия и изобразительной грамоты

Изобразительное искусство и его виды. Виды живописи (станковая, монументальная, декоративная), графики (станковая, книжная, плакатная, промышленная), скульптуры (станковая, монументальная, декоративная, садово-парковая), декоративно-прикладного и народного искусства, дизайна и архитектуры. Жанры изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой, исторический, батальный, анималистический).

Художественный образ и художественно-выразительные средства живописи и графики. Тон и тональные отношения. Колорит. Цвет и цветовой контраст. Линейная и воздушная перспектива. Пропорции и пропорциональные отношения. Фактура в живописи и графике. Ритм. Статика и динамика. Симметрия и асимметрия. Формат и композиция.

Народное художественное творчество. Древние корни народного художественного творчества, специфика его образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Связь времен в народном искусстве. Орнамент как основа декоративного украшения. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России, народов зарубежных стран. Древние образы в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Истоки и современное развитие народных промыслов (дымковская, филимоновская игрушки; Гжель, Жостово, Городец, Хохлома).

Русское изобразительное искусство и архитектура. Художественная культура Древней Руси. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Живопись, графика, скульптура и архитектура России XVIII-XX вв. Знакомство с художественными жанрами. Стили и направления в русском изобразительном искусстве и архитектуре нового времени (барокко, классицизм, реализм, передвижники, «Мир искусства» и др.). Вечные темы и великие исторические события в русском искусстве. Тема Великой Отечественной войны в станковом и монументальном искусстве. Мемориальные ансамбли. Крупнейшие художественные музеи страны (Третьяковская картинная галерея, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина). Знакомство с произведениями выдающихся русских мастеров изобразительного искусства и архитектуры (А.Рублев, Дионисий, В.В.Растрелли, Э.-М.Фальконе, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, А.Г.Венецианов, К.П.Брюллов, А.А.Иванов, В.И.Суриков, И.Е.Репин, И.И.Шишкин, И.И.Левитан, В.М.Васнецов, М.А.Врубель, Б.М.Кустодиев, В.А.Серов, К.С.Петров-Водкин, С.Т.Коненков, В.И.Мухина, В.А.Фаворский).

Зарубежное изобразительное искусство и архитектура. Знакомство с основными этапами развития зарубежного искусства (виды, жанры, стили). Синтез изобразительных искусств и архитектуры. Ведущие художественные музеи. Знакомство с произведениями наиболее ярких представителей зарубежного изобразительного искусства, архитектуры, выявление своеобразия их творчества (Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти, А.Дюрер, Рембрандт ван Рейн, Ф. Гойя, К. Моне, В.Ван-Гог, О.Роден, П.Пикассо, Ле Корбюзье).

Современное изобразительное искусство. Традиции и новаторство в искусстве. Представление о художественных направлениях в искусстве XX в. (реализм, модерн, авангард, сюрреализм и проявления постмодернизма). Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Вкус и мода.

Синтез искусств в архитектуре, в театре, кино, на телевидении. Роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Пространственно-временной характер произведений синтетических искусств. Коллективный характер творчества в синтетических искусствах.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать

  • основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
  • основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
  • выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
  • наиболее крупные художественные музеи России и мира;

уметь

  • применять художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве;
  • определять средства выразительности при восприятии произведений; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства;
  • ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
  • объяснять роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для эстетической оценки явлений окружающего мира;
  • при восприятии произведений искусства и высказывании суждений о них;
  • художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы);
  • средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА    6 класс

 «Изобразительное искусство в жизни человека» - 34 часа

Программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. Здесь формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. В основу тематического деления положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменения картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения  в способах изображения.  При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки  и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка (8часов)

Беседа об искусстве и его видах. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Выразительные возможности объемного изображения. Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Основные и составные цвета. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и др.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

Натюрморт в истории искусства натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника. Графическое изображение натюрмортов. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве (10 часов)

История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в живописи, графике, скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Роль и место живописного портрета в истории искусства. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Человек и пространство в изобразительном искусстве. (8 часов)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Анималистический жанр и жанр пейзажа. История возникновения пейзажа как самостоятельного жанра. Законы линейной перспективы и их применение в изображении пейзажа. Пейзаж в тиражной графике. Изображая природу, художник отражает представления людей данной эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Знакомство с разновидностями пейзажного жанра Построение пространства как средство решения образа пейзажа. Роль тона и цвета в изображении пространства (воздушная перспектива)


Календарно - тематическое планирование ИЗО в 6 классе

урока

Тема урока

К/Ч

По плану

Дата проведения

I   четверть. Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

 

2

Рисунок – основа изобразительного искусства.

1

 

3

Линия и ее выразительные возможности.

1

 

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

1

 

5

Цвет. Основы цветоведения.

1

 

6

Цвет в произведениях живописи

1

 

7

Объемные изображения в скульптуре.

1

 

8

Основы языка изображения.

1

 

II   четверть. Мир наших вещей. Натюрморт. (8часов)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

 

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

1

 

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

 

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

 

13

Освещение. Свет и тень.

1

 

14

Натюрморт в графике.

1

 

15

Цвет в натюрморте.

1

 

16

Выразительные возможности натюрморта.

1

 

III  четверть. Вглядываясь в человека. Портрет. (10 часов)

17

Образ человека – главная тема искусства.

1

 

18

Конструкция головы человека и ее пропорции.

1

 

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

1

 

20

Портрет в графике

1

 

21

Портрет в скульптуре.

1

 

22

Сатирические образы человека.

1

 

23

Образные возможности  освещения в портрете.

1

 

24

Портрет в живописи.

1

 

25

Роль цвета в портрете.

1

 

26

Великие портретисты.

1

 

IV  четверть. Человек и пространство в изобразительном искусстве (8 часов)

27

Жанры в изобразительном искусстве.

1

 

28

Изображение пространства.

1

 

29-30

Правила линейной и воздушной перспективы.

2

 

31

Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.

1

 

32

Пейзаж-настроение. Природа и художник.

1

 

33

Городской пейзаж.

1

 

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

1

 

Итого по плану 34 часа


VI класс, а также следующий VII, посвящены собственно изобразительному искусству. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

     Изобразительное искусство раскрывается в процессе обучения как особый язык. Изображение, обладая наглядностью, не может быть идентично предмету изображения, оно его представляет, обозначает, является его знаком, вернее системой знаков, то есть языком. Все элементы и средства, которые (как и у любого языка) служат для передачи значимых смыслов, являются способом выражения содержания.

     Художественное изображение не только показывает, но активно характеризует окружающий нас мир, это реальность, пережитая художником, прошедшая его отбор и оценку и специально организованная так что бы передать его чувства и мысли зрителю. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, чтобы зритель, при сформированных зрительских умениях, мог не просто понять, но непосредственно почувствовать и пережить изображенную реальность. В этом заключен механизм передачи от человека к человеку, от поколения к поколению опыта чувств и опыта видения мира.

     При изучении языка изобразительного искусства мы неизбежно сталкиваемся с его изменчивостью. Он меняется в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник и его время, его окружение, его народ. Изменчивость языка искусств, т. е. правил изображения,— часть общего процесса развития человеческой культуры. Эти изменения естественны и необходимы, они определяются изменениями, которые происходят в жизни общества. Правила изображения не были установлены когда-либо и кем-либо раз и навсегда и не были результатом прямолинейного развития: правила рождались как средства выражения определенного содержания, определенной системы ценностей, как выражение духовной жизни общества. Искусство современного мира особенно сложно потому, что оно включает в себя одновременно множество языков современной культуры и ориентироваться в его многоголосии без понимания исторических культурных контекстов невозможно.

     Восприятие произведений искусства происходит на многих уровнях. Этому необходимо учиться, причем обязательно и через собственное практическое художественное творчество. Восприятие произведения не может быть задано: это индивидуальная творческая деятельность, труд души, доступный для человека, обладающего определенной культурой, определенным, развитием личностных качеств и характером мышления. И тогда этот труд строит самого человека, развивает его самосознание, его взаимоотношение с другими людьми.

     В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

Обучающиеся должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • о  существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться  красками (гуашь и акварель),  несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными   навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения,  цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения  искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать  изобразительные метафоры и видеть  целостную  картину мира, присущую произведению искусства.

Проверка знаний учащихся. Формы контроля знаний, умений, навыков

(текущего, рубежного, итогового)

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность – ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность – доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность – проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность – учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета – видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета – установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.

Формы текущего контроля  знаний, умений, навыков (в соответствии с Положением о текущем контроле учащихся в образовательном учреждении) учащихся будут различны: устная, письменная, в виде тестового контроля, изовикторин, изокроссвордов, а также контрольны художественно-практические заданий. В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Тестовые и проверочные работы оцениваются по системе Беспалько:

Уровни усвоения деятельности

Способ деятельности

Метод деятельности

Уровень

Вид деятельности

репродуктивный

С опорой (с подсказкой)

Знакомство

Опознание

Различение

Классификация

Без опоры (по памяти)

Воспроизведение

Задачи подстановки

Типовые задачи

Конструктивные задачи

Продуктивный

По аналогии

Эвристический

Нетиповые задачи

Творчески

Творческий

Проблемные задачи

0-40% - «2»

40-60% - «3»

60-80% - «4»

80-100% - «5»

Критерии и система оценки творческих работ.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

     Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

     Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

     Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

     Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

     Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

     Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

   Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.

Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

     При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

     К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

     К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В  6 КЛАССЕ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

 урока

дата

Тема урока

Тип урока

Учебно-творческое задание

Элементы содержания

основные виды деятельности

Формы контроля

Домашнее задание

плану

фактически

1 тема  «Виды изобразительного искусства» - 8 часов 

1.

Изобразительное искусство в семье пластических  искусств

Урок формирования новых знаний

 

Виды пластических   искусств. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве

Знают виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Стартовое тестирование за курс 5 класса

Принести природный  материал (веточки, колоски,  зонтичные растения)

2.

Рисунок –основа  изобразительного творчества

Урок формирования новых знаний

Зарисовки с натуры отдельных растений или веточек

Виды графики. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Рисунок - основа мастерства художника. Графические материалы и их выразительные возможности 

Знают виды графики, графические  художественные материалы и их значение в создании художественного образа. Умеют использовать выразительные возможности графических материалов при работе с натуры (карандаш, фломастер)

Фронтальный устный опрос. Просмотр и анализ работ 

Принести травянистые растения

3.

Линия и ее выразительные возможности

Комбинированный урок

Выполнение линейных рисунков трав, которые колышет ветер

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова 

Знают основы языка изобразительного искусства: ритм. Понимают значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Умеют использовать язык графики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственной художественной деятельности с натуры

Анализ результатов собственной художественной деятельности

Подобрать репродукции графических работ А. Матисса, П. Пикассо, В. Серова

 

4.

Пятно как средство выражения. Композиция как  ритм пятен

Комбинированный урок

Изображение различных состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, яркое солнце и тени)

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой 

Знают основы языка изобразительного искусства: тон, выразительные возможности тона и ритма в изобразительном искусстве. Умеют использовать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художественно-творческой деятельности; активно воспринимать произведения станковой графики

Просмотр и анализ работ

 

Подобрать репродукции произведений графики с ярко выраженными тональными отношениями 

5.

Цвет. Основы цветоведения

Комбинированный урок

Фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов. 

Знают основные характеристики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, владеть навыками механического смешения цветов 

Экспресс-выставка

Подобрать осенние листья одного цветового тона, но разной светлоты (насыщенности)

6.

Цвет в произведениях живописи

Комбинированный урок

Изображение осеннего букета с разным настроением: радостный, грустный, торжественный, тихий 

Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Выразительность мазка. Фактура живописи. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т.д. Зрительный ряд: И. Грабарь, «Хризантемы»; К. Коровин, «Цветы и фрукты»; «На берегу моря»

Понимают значение слова «колорит» и его роль в создании художественного образа. Владеют навыками механического смешения цветов; передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимают произведения станковой живописи

Диктант по живописи. Просмотр, анализ и оценивание работ

Принести иллюстрированные  книги  о животных или рисунки, фотографии животных

7.

Объемные  изображения в скульптуре

Комбинированный урок

Выполнение объемных изображений животных. Материалы: пластилин, стеки

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их выразительные возможности. Произведения анималистического жанра В. Ватагина, В. Серова

Определяют термины «анималистический жанр», выразительные средства и материалы скульптуры. Используют выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Опрос. Просмотр и анализ работ  

Подготовиться к самостоятельной работе 

8.

Основы языка изображения

Повторительно-обобщающий

Конкурс знатоков Выполнение конкурсных заданий

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения

Знают: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изобразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); средства выразительности графики, скульптуры, живописи; имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроках четверти. Воспринимают и анализировать знакомые произведения искусства  

Самостоятельная работа «Цвет. Основы цветоведения»

Приложение №2

2 тема  «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов 

9.

Реальность и фантазия в творчестве художника

Урок формирования новых знаний 

 

Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимают значение изобразительного искусства в жизни человека и общества; взаимосвязь реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве

 

Ответить на вопрос: «Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко их ценят, передавая из поколения в поколение?». 

Подобрать произведения изобразительного искусства, контрастные  между собой по языку изображения

10

Изображение предметного мира - натюрморт 

Комбинированный урок

Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию, ритм.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность плоских рисунков

Определяют термин «натюрморт», выдающихся художников и их произведения в жанре натюрморта. Активно воспринимают произведения искусства  натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (карандаш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,  пятно, композиция) 

Просмотр и анализ работ

 

 Подобрать репродукции натюрмортного жанра

11

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира

Комбинированный урок

Конструирование из бумаги простых геометрических тел (конус, цилиндр, куб, призма)

Понятие формы. Линейные, плоскостные и объёмные формы. Геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм

Представляют многообразие и выразительности форм

 

Игра «Определи произведение и его автор по фрагменту» Просмотр и анализ работ

Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком

12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива

Комбинированный урок

Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел.

Плоскость и объём. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знают правила объемного изображения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Применяют полученные знания в практической работе с натуры

Экспресс-опрос.

 

13

Освещение. Свет и тень

Комбинированный урок

Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением. Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4

Освещение как средство выявления объёма предмета. Источник освещения Понятие «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Свет как средство организации композиции в картине

Знают основы изобразительной грамоты: светотень. Умеют видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры

Фронтальный опрос (устно), Самоанализ работ учащимися 

 Сбор материала на тему «Выдающиеся русские и зарубежный художники и их произведения натюрмортного жанра» (П. Сезанн, В. Ван-Гог, И. Машков и др.)

14

Натюрморт в графике. 

Комбинированный урок

Выполнение  натюрморта в технике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник. Творчество А. Дюрера, В. Фаворского

Понимают роль языка изобразительного искусства в выражении художником своих переживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знают выдающихся художников-графиков. Составляют натюрмортную композицию на плоскости, применяя язык изобразительного искусства и выразительные средства графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и анализ работ

Продолжение работы над проектом

 

15

Цвет  в натюрморте

Комбинированный урок

Работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный. Материалы: гуашь, кисти, бумага формата A3

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Матисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Утренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника

Знают выразительные возможности цвета. Умеют с помощью цвета передавать настроение в натюрморте; работать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества

 

Завершение работы на проектом

16

Выразительные возможности натюрморта

Урок-обобщение

 

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Зриельный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна

Знают такой жанр изобразительного искусства, как натюрморт; выдающихся художников и их произведения натюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Анализируют образный язык произведений натюрмортного жанра

Контрольный тест. «Основы изобразительного языка»

 Приложение №3

Анализ и оценка результатов деятельности

 

 

3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов

17

Образ человека - главная тема искусства

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

 

Портрет как образ определённого реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Великие художники-портретисты: Рембрант, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Знают жанры изобразительного искусства: портрет; выдающихся художников-портретистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Репин). Активно воспринимают произведения портретного жанр

 

Подобрать репродукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматривались на уроке

18

Конструкция головы человека и её пропорции

Урок формирования новых знаний, умений

Работа над изображением головы человека с соотнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Пропорции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Понимают роль пропорций в изображении головы, лица человека

Просмотр и анализ работ

 Оформить рамку для портрета в технике коллажа, которая отражала бы ваши личные интересы и увлечения. Принести зеркало

19

Графический портретный рисунок и выразительность образа человека

Комбинированный урок

Выполнение автопортрета с натуры. Материалы: бумага формата А4, уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графическом портрете. Расположение портрета на листе. Выразительность графических материалов. Графические портреты О. Кипренского, И. Репина, В. Серова

Знают пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дюрер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные произведения портретного жанра. Используют выразительность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Контрольная  работа «Виды и жанры ИЗО»

Приложение №3

 

20

Портрет в графике

Комбинированный урок

Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). Материалы: черная тушь, гуашь, бумага

 

Знают пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пятно) и применяют их в творческой работе с натуры

Просмотр, анализ и оценка работ

Подобрать небольшие литературные фрагменты, характеризующие человека по его предметному окружению

21

Портрет в скульптуре 

Комбинированный урок

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером  (Баба Яга, Кощей Бессмертный, Домовой и т. д.)

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова

Знают материалы и выразительные возможности скульптуры. Передают характер героя в скульптурном портрете, используя выразительные возможности скульптуры; владеть знаниями пропорций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени  вылепленного литературного героя. Анализ и оценка работ

 

 

22

Сатирические образы человека

Комбинированный урок

Изображение сатирических образов литературных героев

 

Анализируют образный язык произведений портретного жанра; работать с графическими материалами

Просмотр и анализ работ

Сбор материала на тему «Художники-портретисты и их произведения»

23

Образные возможности освещения в портрете

Комбинированный урок

Наблюдение натуры и наброски (пятном) головы в различном  освещении 

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Знают основы изобразительной грамоты (светотень); понимают роль освещения в произведениях портретного жанра. Применяют полученные знания при работе с натуры

Просмотр и анализ работ

Подобрать репродукции (фото) с изображением человека в различном освещении

24

Портрет в живописи

Комбинированный урок

Ассоциативный портрет в технике коллажа

Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портреты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковского, О. Кипренского, В. Серова, М. Врубеля

Знают выдающихся художников-портретистов, представителей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Активно воспринимают и анализировать произведения портретного жанра; работать в технике коллажа 

Представление работ, анализ и оценивание

Продолжение работы над проектом

25

Роль цвета в портрете

Комбинированный урок

Анализ цветового решения образа в портрете. Материалы: бумага, гуашь, кисть

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фактура

Знают о выразительных возможностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Анализируют цветовой строй произведения живописи

Самостоятельная работа «Виды изобразительных пластических искусств»

Завершение работы над проектом

26

Великие портретисты

Повторительно-обобщающий урок

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая интерпретация её художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Презентация рефератов на тему «Художники-портретисты и их произведения»

Знают художников-портретистов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Активно воспринимают и анализировать произведения портретного жанра

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведения»

 

 

 

Тема 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве» – 8 часов

27

Жанры в изобразительном искусстве

Урок формирования новых знаний

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры

Знают жанры изобразительного искусства. Представляютоб историческом характере художественного процесса; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства. Активно воспринимают произведения изобразительного искусства

Сгруппировать предложенные произведения  по жанрам

 Выписать названия нескольких произведений, относящихся к разным жанрам, одного художника: И. Е. Репина или В. Васнецова (на выбор)

28

Изображение пространства

Урок формирования новых знаний

 

Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве  XX века и его образный смысл

Понимают значение перспективы в изобразительном искусстве

Самостоятельная работа «Художники и их произведения»

 

 

29, 30

Правила линейной и воздушной перспективы

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности. Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»

Знают правила линейной и воздушной перспективы. Используют правила перспективы в собственной творческой работе.

Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов

Сбор материала для кроссворда

31

Пейзаж – большой мир. Организация пространства

Комбинированный урок

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Зрительный ряд: П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем»

Знают правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения

(И. Левитан)

Организовывают перспективное пространство пейзажа

Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно) Просмотр и оценка работ

Подобрать репродукции или фото, иллюстрирующие правила перспективы

32

Пейзаж – настроение.

Природа и художник

Комбинированный урок

Создание пейзажа – настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе:  утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана, И. Грабаря, К. Юона

Понимают роль колорита в пейзаже-настроении. Работают гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки?» Просмотр, анализ и оценка работ

Наброски с натуры городских пейзажных видов

33

Городской пейзаж

Урок-творческого применения знаний, умений, : навыков

Работа над графической композицией «Мой город»

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Знают основы изобразительной грамоты и уметь применять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и результатов собственной художественной деятельности

-

Подготовка к контрольной работе)

34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл

Повторительно обобщающий

Обобщение материала учебного года

Знают основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные средства художественной выразительности; разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа. Анализируют содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Итоговая контрольная работа

 

 

 

Литература

  1. История изобразительного искусства. В 2-х т. Учебник.  Сокольникова Н.М. 2007, 2-е изд.; 304с., 208с., ил
  2. История искусств. Отечественное искусство. Ильина Т.В. Учебник: 2000 год, 407с., ил
  3. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Вазари Д.:2008 год, 1278с., цв. ил.
  4. Мировое искусство. Направления и течения от импрессионизма до наших дней. 2006 год, 192
  1. Б. М. Неменский Методическое пособие 6 класс - М.: «Просвещение», 2012
  2. Б. М. Неменский Программы общеобразовательных учреждений - М.: « Прсвещение», 2012.
  3. МЛ. О.М. Гусева  Поурочные планы по программе Неменского 5 класс – Москва «ВАКО», 2012
  4. МЛ. О.М. Гусева  Поурочные планы по программе Неменского 6 класс – Москва «ВАКО», 2012
  5. МЛ. О.М. Гусева  Поурочные планы по программе Неменского 7 класс – Москва «ВАКО», 2012
  6. Неменский, Б. М. Бумажная пластика: пособие для учителя. – М.: Министерство образования РСФСР. Научно-исследовательский институт школ, 1990.
  7. Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. 1–9 классы / под ред. Б. М. Неменского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с. – (Программы общеобразовательных учреждений).
  8. Ростовцев  Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Великие тайны. Мифы древности. – Волгоград: Книга, Международный центр просвещения «Вайланд – Волгоград», 1995.
  2. Гагарин, Б. Г. Конструирование из бумаги: справочник. – Ташкент: Издательство ЦК Компартии Узбекистана, 1988.
  3. Гоголев, К. И. Мировая художественная культура: Западная Европа и Ближний Восток: тесты, задачи. – М.: Издательский центр «Международный союз книголюбов», 1999.
  4. Дорожин Ю. Городецкая роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003;
  5. Дорожин Ю. Хохломская роспись. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез», 2003
  6. Дрофеев Ю. Русский народный праздничный костюм. - М.: Изд-во «Мозаика-Синтез»,2003;
  7. Искусство первобытного общества // Педсовет. – № 8. – 1998.
  8. История искусства для детей. Живопись. – М.: Изд-во «РОСМЭН», 2004;
  9. Каменева, Е. Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1984.
  10. Копцев, В. Созидающий ребенок // Искусство в школе. – № 4. – 1999.
  11. Мейстер, А. Г. Бумажная пластика. – М.: ACT-Астрель, 2001.
  12. Петербург: три века северной столицы. 1703 год // Первое сентября. Искусство. Специальный выпуск. – 2001. – № 15, 16.
  13. Рябцев, Ю. С. История русской культуры XI–XII веков. – М.: ВЛАДОС, 1997.
  14. Хоруженко, К. М. Мировая художественная культура: тесты. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  15. Шпаковская, В. У стен замшелых неприступных... // Семья и школа. – 1990. – № 2.
  16. Энциклопедия для детей . Искусство. Т I, II, III. - М.: ООО «Аванта+», 2006;
  17. Я познаю мир: Архитектура: Детская энциклопедия. – М.: Астрель, 2002.
  18.  Я познаю мир: Культура: Детская энциклопедия. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

СД диски

  1.  «Народное искусство». Серия образовательных видеофильмов. 2000 Студия «Квадрат Фильм»;
  2. Энциклопедия изобразительного искусство, ООО «БИЗНЕССОФТ «Россия 2005;
  3. «Шедевры архитектуры» New Media Generation 1997, 2002.
  4. Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. CD-ROM. ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
  5. Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.
  6. СД диски изобразительное искусство поурочные планы 5-6 класс по программе М.Б. Неменского издательство учитель 2012г.
  7. СД История изобразительного искусства

Компьютерные презентации

  1. Презентация Натюрморт
  2. Мы рисуем море
  3. Изображение фигуры человека
  4. Золотая хохлома
  5. Цветоведение
  6. Цвет в произведениях живописи
  7. Изображение человека в движении
  8. Виртуальный музей «Мать и дитя»
  9. Красота букета из Жостова
  10. Геральдика
  11. Библейские темы
  12. Вводный урок мир искусства
  13. Айвазовский

Интернет ресурсы:

  1. портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/ ).
  2. портале Министерства образования РФ (http://school.edu.ru/)
  3. Российская государственная библиотека www.rsl.ru
  4. Российская национальная библиотека www.nlr.ru
  5. Библиотека им.Ленина http://noo.da.ru
  6. Музеи, галереи и художественные каталоги:
  7. Каталог Музеи России (http://www.museum.ru/ ).
  8. Эрмитаж (http://www.hermitage.ru/ ).
  9. Русский музей (http://www.rusmuseum.ru/ ).
  10. Музей им. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii/ ).
  11. Государственный исторический музей (http://www.shm.ru/ ).
  12. Третьяковская галерея (http://www.tretyakov.ru/ ).
  13. Галерея визуального искусства (http://www.artni.ru/ ).
  14. Галерея русских художников 20 века (http://www.artline.ru/ ).
  15. Музей Архитектуры им. Щусева А.В. (http://www.muar.ru/ ).
  16. Международный Центр-Музей имени Рериха Н.К. (http://roerich-museum.ru/ ).
  17. Культура и искусство Древнего Египта (http://www.kemet.ru/ ).
  18. Русская культура (http://www.russianculture.ru/ ).
  19. Музейные головоломки  http://muzeinie-golovolomki.ru/
  20. Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художни-ков  http://gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php
  21. Виртуальный музей искусств   http://www.museum-online.ru/
  22. Сайт словарь терминов искусства  http://www.artdic.ru/index.htm  
  23. www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.
  24. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  25. http://art-rus.narod.ru/main.html - Искусство в школе: научно-методический журнал
  26. http://festival.1september.ru/-  Авторские программы и разработки уроков
  27. http://.schol-collection.edu.ru/ catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира
  28. http://festival.1september.ru/  - Викторины
  29. http://art.festival.1september.ru/  - Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"
  30. http://.draw.demiart.ru - Уроки рисования

Таблицы и плакаты:

Лаковая миниатюра

1а Цвет и акварель

  1. Жостовские подносы

2а. Ахроматическая гармония

  1. Народное творчество

3а Типы смешивания красок

  1. Вышивка

4а Теплые и холодные цвета в живописи

  1. Цветовой тон. Светлое и насыщенное

5аАжурные конструкции металла

  1. Перспектива в живописи

6.а декоры народов мира

  1. Светотени в сюжетных композициях
  2. Восприятие контрастов
  3. Гармония цвета
  4. Классификация цветовых гармоний
  5. Цветовая композиция
  6. Колорит
  7. Значение цвета
  1. Символика цвета в иконописи -
  2. Цвет в интерьере
  3. Круг естественных цветов по Гете
  4. Цветовые системы Рунге и Остворда
  5. Цветовая система Манселля
  6. Цветовая система в полиграфии

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕНОСТИ

Перечень контрольных и практических работ

№ п/п

даты

Тема раздела

Тема тестовых и контрольных работ

Класс

Сроки проведения

Стартовый тест по изобразительному искусству для 6 класса

6

сентябрь

Виды изобразительного искусства

Самостоятельная работа

Цвет. Основы цветоведения

6

1 четверть

Диктант по живописи

6

Контрольный тест

«Основы изобразительного языка».

6

2 четверть

Самостоятельная работа

Виды изобразительных пластических искусств

6

2 четверть

Мир наших вещей Натюрморт

« Виды и жанры ИЗО» контрольная работа.

6

3 четверть

Самостоятельная работа

«Художники и их произведения»

6

3 четверть

Вглядываясь в человека Портрет

Самостоятельная работа

Средства художественной выразительности

6

4 четверть

        

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

класс

программа

Автор учебника

Название учебника

Дата издания

5

Горяева Н.А., Островская О.В.

«Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека»:

Москва «Просвещение» 2013 год.

6

«Изобразительное искусство», разработанной под руководством и редакцией Б. М. Неменского (2013 год издания)

Неменская Л.А.

Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека»:

Москва «Просвещение» 2013 год

7

Питерских А.С., Гуров Г.Е.

«Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека»

Москва «Просвещение» 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков. 3 класс. УМК "Школа 2100"

Готовое календарно - тематическое планирование помоет подготовится к новому учебному году....

тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100.

Данная публикация представляет собой тематическое планирование для 1 класса по курсу «Обучение грамоте (письмо и чтение)» по программе «Школа 2100. Оно содержит 2 части: цели и задачи на учеб...

Тематическое планирование для 1 класса (традиционная программа)

Тематическое планирование для 1 класса по традиционной программе по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру....

Тематическое планирование для 2 класса (традиционная программа)

Тематическое планирование для 2 класса по традиционной программе по основным предметам....

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях.

Календарно-тематическое планирование "Информатика.1 класс", Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. 1 класс. В 2-х частях....

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»

Календарно-тематическое планирование "Математика. 1 класс". Гейдман Б.П., Ивакина Т.В., Мишарина И.Э. «Математика. 1 класс»...

Рабочая программа по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1 - 4 классы УМК "Школа России"

Рабочая программа  по предмету "Математика" 1-4 класс и календарно тематическое планирование 1,2,3,4 классы  УМК "Школа России"...