Конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по теме "Узоры, которые придумали люди. Роспись тарелки."
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Сорокина Евгения Валерьевна

Представлен конспект урока изобразительного искусства в 1 классе по программе Б.М. Неменского. Автор знакомит детей с понятием "орнамент", различными видами орнамента и изобразительной деятельности. Дети закрепляют приобретенные умения и навыки. В ходе урока расширяются знания детей о предметах симметричной и ассиметричной формы, формируется устойчивый интерес к художественной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izobrazitelnogo_iskusstva_po_teme.docx17.42 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства по теме "Узоры, которые создали люди. Роспись тарелки". 1-й класс

Сорокина Евгения Валерьевнаучитель начальных классов

 


Программа Б.М. Неменского “Изобразительное искусство и художественный труд”.

1. Организационный момент.

– Итак, проверим готовность к уроку: лист альбомной бумаги, фломастеры или цветные карандаши и ,конечно, хорошее настроение.

2. Сообщение темы и цели урока.

– Тему урока сегодня вы определите сами, посмотрев на эти чашки.

(На доске дано изображение двух чашек, одна из которых не украшена.)

– Какая чашка, слева или справа, вам нравится больше и почему?
– А что нужно сделать, чтобы вторая чашка нам тоже понравилась? 
– Чем можно украсить нашу чашку? (Выслушиваем мнение детей.)
– Правильно, чтобы украсить чашку, необходимо нанести какой-либо узор, который будет наиболее подходящим для данного предмета и отражать настроение художника.
– Вы уже выполняли работу с узорами.
– А что такое узор? (Это рисунок, состоит из линий и фигур.)
– Узоры можно выполнять в различной технике: вышивке, аппликации, росписи , лепке и т.д., необходимо только всегда помнить: уместен ли данный узор и сочетается ли он с данным предметом и материалом, из которого он сделан .
– И я украшу нашу чашку. 
– Закройте глаза (на следующем рисунке появляется изображение чашки с росписью).
– Теперь вам понравилась чашка?
– А для чего люди украшают вещи? (Выслушиваем мнение детей.)
– Правильно, человек всегда стремился к красоте, украшая свое жилище и предметы быта, которые его окружали, чтобы чувствовать себя комфортно. Нередко материал для украшения он черпал из своих наблюдений за природой, и тогда появлялись замечательные узоры.
– Вот мы и подошли к нашей теме урока. Итак, мы будем украшать…
– Помогите мне, пожалуйста. Возьмите в руки лист бумаги (на столах у детей листы круглой формы).
– Какую форму имеет данный лист бумаги? 
– Какие предметы быта напоминают круг? (тарелка, коврик, салфетка.)
– Правильно, и мы представим, что это тарелочка.

3. Вступительная беседа.

– Но чтобы ваша тарелочка была украшена достойно, мы должны вспомнить некоторые понятия.
– Я возьму фломастер и нарисую вот такой узор. 
– Красиво?
– А теперь я повторю этот же самый узор несколько раз.
 (Показ на доске.)
– Может быть, вы знаете, как называется такой узор, который повторяется несколько раз?
– Какое красивое слово – орнамент. Давайте хором его произнесем. Это слово в переводе с латинского языка означает “украшение”
– Так что же такое орнамент? 
– Правильно, орнамент – украшение, узор, построенный на ритмичном чередовании различных элементов.
– В основе орнамента лежат два начала– это ритм и симметрия.
– С симметричностью мы уже встречались на уроках технологии. 
– Что такое симметричность?
– Правильно, это зеркальное отражение от средней линии вправо и влево, или сверху и снизу.
– Давайте определим линию симметрии у некоторых предметов. (На доске рисунки бабочки, листа клена, торта.)
– С понятием “симметрия” мы разобрались, а что же такое “ритм” и где мы с этим понятием встречались?
– Ритм – это повторение одних и тех же элементов и их чередование. 
– Как в музыке повторяются темы, так и в орнаменте прослеживается повтор. 
– Орнамент как музыка, он может быть плавным и резким, прерывистым и непрерывным.

Физкультминутка.

– Послушаем музыкальный отрывок, и когда услышите, что музыка повторяется, хлопните в ладоши (звучит ритмичная музыка, дети с помощью учителя отбивают ритм музыкального отрывка).
– Давайте попробуем определить ритм некоторых орнаментов. Отгадайте следующий элемент. (На рисунках даны орнаменты, которые состоят из двух и трех элементов, дети называют следующий элемент, например: два листика– цветок– два листика; тучка– солнышко– тучка.)
– Вы замечательно справились с трудным заданием.
– Видите, как при построении орнамента важно соблюдать четкость.
– К сегодняшнему уроку я подготовила много различных орнаментов.

(На рисунках даны образцы некоторых орнаментов.)

– Что вам напоминает первый орнамент? А как одним словом назвать цветы, траву, деревья? Такой орнамент называется растительным.
– А чем интересен следующий орнамент? Да, на этом орнаменте мы видим различных животных, этот вид орнамента так и называется – животный.
– А растительный и животный орнаменты можно объединить в одну группу и назвать “природным” .
– Чем интересен третий орнамент?
– Правильно, в нем чередуются различные геометрические фигуры. Кто даст имя этому орнаменту?
– Итак, по мотивам, используемым в орнаменте, выделяют такие группы: растительный, животный, т.е. природный, и геометрический орнаменты.
– Бывают и смешанные орнаменты, когда мастер использует различные элементы, например, чередует растения с животными, или геометрическими фигурами. Все зависит от настроения художника и его фантазии. 
– А для чего нужен орнамент в быту? (Делает вещи нарядными, красивыми.)
– Орнаментом украшали одежду, платки, пояса, посуду и другие предметы быта (показ рисунков). Русские мастерицы создавали удивительные орнаменты, в которых выражали любовь к природе, родной земле, свое настроение.
– Очень часто они соревновались в своем искусстве, делая вещи все более изящными и неповторимыми. 
– Кроме того, люди верили, что орнамент служил оберегом – защитой от злых сил, поэтому в каждом доме на видном месте были украшенные вещи.
– Для того, чтобы орнамент получился красивым и действительно украшал вещь, надо быть не только наблюдательным, но и уметь фантазировать.

4. Самостоятельная работа учащихся.

– Итак, юные художники, слушайте задание. Нам предстоит нарисовать узор в центре листа, а края украсить орнаментом.
– Что можно изобразить в центре листа? 
– Правильно, растение, животное, геометрическую фигуру. 
– У каждого сегодня получится тарелочка, не похожая на тарелочку другого ребенка, ведь вы придумаете свое оформление работы.

5. Выставка работ.

Ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось.

Выставляются детские работы.

(Обсуждение детских рисунков, что получилось, что не удалось и как можно исправить ошибки.)

6. Подведение итогов работы.

– О чем мы сегодня говорили на уроке?
– Что такое орнамент?
– Что вам больше всего понравилось на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Урок изобразительного искусства разработан для обучающихся 1 класса, посвященный народным промыслам России. Тема «Украшение Дымковской игрушки по готовому контуру». ...

Конспект урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "Вводный урок. Что мы будем рисовать?"

Представляю вашему вниманию конспект урока по теме: "Водный урок. Что мы будем рисовать? " в 1 классе...

Конспект урока изобразительного искусства 3 класс

Конспект урока по теме "Театральная афиша"...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...

Конспект урока изобразительного искусства. 4 класс. Тема урока"Пожилой человек"

Цели деятельности учителя: формирование представления о красоте древнегреческого человека.Планируемые результатыПредметные: освоение  приёмов  симметричного вырезания формы п...

Презентация к уроку "Изобразительное искусство" 1 класс. Тема: "Домики, которые построила природа"

Данная презентация используется на уроках по изобразительному искусству в 1 классе по УМК "Школа России"....