Рабочая программа по ИЗО. УМК ПНШ. 2 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Полякова Татьяна Васильевна

Пояснительная записка. Тематическое планирование.  КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem.risovanie.docx23.1 КБ
Файл munitsipalnoe_byudzhetnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx54.83 КБ
Файл ktp.docx43.41 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое  планирование

 

Раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

Учебные действия

Универсальные действия  /УУД

1.

«Мы рисуем осень»

Рисование на тему «Осень». «И снова осень к нам пришла» - рисование с натуры.

Осенние подарки природы» - лепка фруктов, овощей с натуры. «Дары осени»-рисование с натуры овощей и фруктов. Декоративная работа

«Моя любимая игрушка - матрёшка» Рисование на тему: «Богатый урожай». Декоративная работа

«Весёлые узоры».

Беседа. Работа кистью, карандашом, акварелью. Главные цвета (спектр) Выполнение работы кистью (правила работы). Отработка простейших приемов рисования кистью .

Лепка. Правила работы с пластилином.

Личностные:

-художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

- интерес к изучаемому предмету;

Регулятивные:

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- ориентироваться в понятиях «карандаш», «акварель», «гуашь»;

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом.

2. Логические:

 - анализировать полученную информацию;

- сравнивать и группировать     еденные понятия.

Коммуникативные:

- уметь слушать и вступать в диалог;

- планировать  учебное сотрудничество с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

2.

 «Мы рисуем сказку»

Декоративная работа «Мы рисуем сказочную птицу» Рисование по памяти и представлению.

«Мы готовимся к рисованию сказки»- выполнение набросков гуся или лебедя. Лепка.

«Мы готовимся к рисованию сказки» - лепка птиц и животных с натуры, по памяти или по представлению. 

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди». Декоративная работа

«Мы рисуем сказочную ветку». «Готовимся к встрече сказки в действительности – праздника Нового года» .

Беседа. Просмотр презентации . Выбор формата, составление композиции. Правила работы акварелью (повторение), выбор цв.гаммы. Самостоятельная работа.

Лепка. Рисование по памяти и представлению

Личностные:

- предпосылки для развития творческого воображения;

-навыки использования различных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);

Регулятивные:

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу во время рисовальных упражнений;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

- проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;

-передавать в тематическом рисунке пространство.

2. Логические:

-анализировать полученную информацию;

- сравнивать   и   группировать   произведения   изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

Коммуникативные:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

3.

«Мои друзья»

Рисование на тему:

«Зимние развлечения с друзьями» Рисование с натуры

«Друзья детства» - рисование с натуры игрушечных животных (собаки, кошки, медведя, кролика, белки и т.п.).

Беседа на тему «Художники –  анималисты».

 «Моя любимая игрушка» - вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушечных животных.

«Мои любимые животные» - выполнение орнаментальной полосы.

Повторение правил рисования с натуры, ТБ – работа красками.

Рисование по представлению. Самостоятельная работа. Беседа.

Выставка работ.  Вырезание из бумаги. Работа с  бумагой ,клеем и ножницами.

Личностные:

-эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (природе, семье, Родине, людям, животным);

-толерантное принятие разнообразия культурных явлений;

Регулятивные:

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя при изучении темы.

Познавательные:

1. Общеучебные:

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;

- узнавать изображенные на картине предметы. явления, действия;

-передавать в тематическом рисунке пространство.

2. Логические:

 - анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

- сравнивать и группировать введенные понятия.

Коммуникативные:

- разрешать конфликты - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

4.

«С чего начинается

Родина?»

«С чего начинается Родина» -рисование на тему. Беседа «Любовь русских художников к России».

Рисование с натуры бабочек.

 «Цветы нашей Родины» -рисование с натуры или по памяти.

«Здравствуй, весна!» -выполнение коллективной работы-фриза (на основе декоративного изображения цветов, бабочек, птиц).

«Праздничный салют»-составление сюжетной аппликации.

Повторение правил рисования с натуры, ТБ – работа красками.

Рисование по памяти и представлению. Беседа. Самостоятельная работа. Выставка работ. Составление сюжетной аппликации. Работа с ножницами и клеем.  Просмотр и обсуждение презентации.

Личностные:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;  

-овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы;

Регулятивные:

-сформированности основ художественной культуры,                           - понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

Познавательные:

1. Общеучебные:

- учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстративным материалом;

-передавать в тематическом рисунке пространство.

2. Логические:

 -анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы,

Коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и  условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.



Предварительный просмотр:

   Ростовская область Чертковский район  с. Щедровка

(территориальный, административный округ (город, район, посёлок)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Щедровская основная общеобразовательная школа

(полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом)

                                                                   « Утверждаю»

                                                            Директор МБОУ Щедровская ООШ

                                                            Приказ от _____________ № ______

                                                           ____________________ Огула Л.А.

                                                 (подпись руководителя)

Рабочая программа

по      изобразительному искусству

(учебный предмет, курс)

начальное общее образование , 2  класс 

(уровень общего образования , класс)

Количество часов: 35.

Учитель: Полякова Татьяна Васильевна.

Программа разработана на основе

авторской рабочей программы Кузин В. С 

«Изобразительное искусство» , 2014.

 (указать примерную программу /программы, издательство, год издания при наличии)

СОГЛАСОВАНО        СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания        Заместитель директора УВР

методического совета        ____________ Мельникова Т.В.

МБОУ Щедровская ООШ № _____        подпись

от ________2015 года №_______        _____ ________ 2015 года

________________ Передериева Г.А.        дата

подпись руководителя МС

Пояснительная записка

 

  Настоящая рабочая программа по  изобразительному искусству разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта  начального общего образования второго поколения(2011год),  Примерной программы основного начального  общего образования по  изобразительному искусству и авторских программ – Программы курса «Изобразительное искусство» Кузин В.С.. Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по изобразительному искусству.

  На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному  объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта реализуется программа базового уровня.

  При составлении программы руководствовались  Законом об Образовании РФ, письмом  Минобразования Ростовской области от 08.08.2014 №24/4.1.1.- 4851м,  письмом от 22.07.2013 №47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году» ,  «Положением  об учебной рабочей программе», утверждённым приказом № 75 от 27.08.2014 по МБОУ Щедровская ООШ. В зависимости от уровня подготовки учащихся возможна корректировка часов при изучении отдельных тем.

Цели изучения курса:  приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучение изобразительного искусства на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих задач:

  • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  • способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

   Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

  Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Общая характеристика учебного курса

        Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

В основу программы положены:

  • единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
  • яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
  • система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.

Программой предусмотрены следующие виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве.

В программу также включены занятия, связанные сформированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся с компьютером как средством создания изображения.

Наряду с основной формой организации учебного процесса - уроком - возможно проведение занятий, экскурсий в  музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углем, пастелью, восковыми мелками. Сюда также входит рисование по памяти и представлению.

Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть

гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских

работ (возможно выполнение упражнений на основе образца).

Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства, изучают простейшие приемы народной росписи, выполняют работы на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов (листьев, цветов, бабочек ит. д.), создают декоративные композиции карандашом, кистью (свободная кистевая роспись), в технике аппликации из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки, фольги (приклеивание, пришивание на основу).

Декоративно-прикладное и народное искусство являются мощным средством эстетического, патриотического и трудового воспитания. Знакомство с художественными изделиями народных мастеров помогает прививать детям любовь к родному краю,учит видеть красоту природы и вещей, ценить традиции народа, уважать труд взрослых.

Лепка. Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием раздела является лепка фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению, лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека, литературных произведений. Учащиеся знакомятся с элементарными приемами работы различными пластическими материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина -конструктивный и пластический способы лепки).

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с

произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями

России и мира.

     Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения.   Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

        Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

 

Роль учебного курса: в программу курса включены вопросы, позволяющие заложить прочный фундамент как для продолжения  изучения  изобразительного искусства в основной школе.

Рабочая программа для 2 класса ориентирована на использование следующего учебника:

В. С. Кузин, Учебник   «Изобразительное искусство. 1 класс», / М.: Дрофа, 2012./.

Место учебного предмета в учебном плане

   С учётом психологической особенности школьников , согласно годовому календарному графику школы, утвержденному решением педсовета от 27.08.15. протокол № , образовательный процесс во 2  классе осуществляется в режиме 35 учебных недель.

Из инвариативной части учебного плана на предмет «Изобразительное искусство» во  2 классе отводится 35 часов в году (1час в неделю). Из них:

Основные разделы:

Количество часов

1

«Мы рисуем осень»

9 часов

2

«Мы рисуем сказку»

8 часов

3

«Мои друзья»

10 часов

4

«С чего начинается Родина» - 9 часов

9  часов

ИТОГО:

35 часов

В 1 четверти – 9 ч , во 2 – 7 ч , в 3 – 11 ч , в 4 –  8 ч.

Занятия по следующим видам:

Количество часов

1

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

9 часов

2

Рисование на темы

8 часов

3

Декоративная работа

8 часов

4

Лепка

3  часа

5

Аппликация

2 часа

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

3 часа

7

Рисование с натуры (рисунок живопись)

9 часов

ИТОГО:

35 часов

Основное содержание видов деятельности

        

 * Рисование с натуры (рисунок, живопись (9 часов)

 Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

        Рисование на темы (8 ч.)

Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

•        Декоративная работа (8 ч.)

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических узоров. Формирование элементарных представлений о декоративном обобщении форм растительного и животного мира, о ритме в узорах, о красоте народной росписи в украшении одежды, посуды, игрушек.

•        Лепка (3 ч.)

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

•        Аппликация (2 ч.)

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных элементов изображения из вырезанных кусочков бумаги. Знакомство учащихся с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядком выполнения аппликации.

•        Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (3 ч.)

Основные темы бесед:

- прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства;

- виды изобразительного искусства и архитектуры;

- портреты детей в изобразительном искусстве;

- родная природа в творчестве русских художников (времена года, природа в разное время суток на картинах художников, вечер в рисунке и живописи и т.п.);

- сказочные сюжеты в изобразительном искусстве;

- русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Городецкая роспись, хохломская роспись, дымковская игрушка).

Содержание учебного курса

  1. «Мы рисуем осень» - 9 часов (1 четверть) 

   Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению. Знакомство с природными особенностями глины и пластилина, с правилами лепки.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

•        об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

•        доступные сведения о художественной росписи (Хохлома, Полхов-Майдан, Гжель)

•        роль трудовой деятельности в жизни человека

уметь:

•        верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

•        правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

•        определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

•        выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

•        лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

2.        «Мы рисуем сказку» - 8 часов (2 четверть) 

Рисование на основе наблюдений или по представлению, иллюстрирование сказок. Передача в рисунках смысловой связи между предметами. Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов, расположенных фронтально. Передача в рисунках формы, очертания и цвета, изображаемых предметов доступными детям средствами. Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности. Лепка птиц и зверей с натуры, по памяти и по представлению.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

•        понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;

•        об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

     уметь:

•        передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

•        передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

3.«Мои друзья» - 10 часов (3 четверть)

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунках смысловой связи между предметами.

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

•        понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;

•        об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

      уметь:

•        передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

•        передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

•        основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;

•        лепить простейшие объекты действительности

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

4.        «С чего начинается Родина» - 9 часов (4 четверть) 

Рисование на основе наблюдений или по представлению. Передача в рисунках смысловой связи между предметами

Обобщённые требования к ЗУН обучающихся

В результате изучения темы обучающийся должен знать/понимать:

•        основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

•        правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

           уметь:  

•         соблюдать последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

•        высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

Беседы об  изобразительном искусстве и красоте вокруг нас :

Основные темы бесед:

прекрасное   вокруг   нас   (натюрморты   художника   Ильи Машкова и других художников);

родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника-пейзажиста Николая Ромадина, звуки дождя в живописи);

городские и сельские пейзажи;

художественно-выразительные средства живописи — цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

композиция в изобразительном искусстве;

художники-сказочники (Виктор Васнецов, Иван Билибин);

художники-анималисты   (творчество   Василия   Ватагина, животные на картинах и в рисунках Валентина Серова и др.);

выдающиеся художники второй половины XIX века: Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Исаак Левитан;

главные художественные музеи России;

- русское народное декоративно-прикладное искусство (Жостово, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

Рекомендуемые для бесед произведения искусства

И. Машков. Фрукты на блюде; Ананасы и бананы; Московская снедь. Хлебы.

К. Пе т р о в- В о д к и н.  Натюрморт с черемухой.

Н. Ромадин. Цветущий бугор; Весенний день; Зимняя луна; Розовый вечер.

И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Лес зимой; Рожь; Дубы (этюд).

А. Герасимов. После дождя. Мокрая терраса; Натюрморт. Полевые цветы; Полевой букет.

И. Левитан. Первая зелень. Май; После дождя. Плес; Бе¬резовая роща; Весна. Большая вода; Вечер. Золотой плес; Март.

Ф. Васильев. Оттепель; Перед дождем.

А. Пластов. Жатва; Ужин трактористов.

А. Венецианов. На жатве. Лето; Захарка.

И. Крамской. Автопортрет.

В. Васнецов. Автопортрет; Аленушка; Иван-царевич на Сером волке; Ковер-самолет; Витязь на распутье; Три царевны подземного царства.

И. Билибин. Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ю. Васнецов. Иллюстрации к русским народным сказкам.

В,  Ватагин. Рисунки и скульптуры животных.

М. Кукунов. Рисунки животных.

В. Серов. Рисунки животных и иллюстрации.

Е. Чарушин. Рисунки животных (иллюстрации).

И. Репин. Автопортрет; Портрет Л. Н. Толстого; Стрекоза. Портрет дочери художника; Осенний букет; рисунки.

В. Суриков. Автопортрет; Портрет О. В. Суриковой в детстве; Взятие снежного городка.

К. Маковский. Дети, бегущие от грозы.

Ци  Б а и ш и.  Пион.

А. Дюрер. Кролик (рисунок).

А. и С. Ткачевы. Детвора.

Юон К. Москворецкий мост. Зима; Весенний солнечный день. Сергиев Посад.

Поленов В. Бабочки.

Планируемые результаты  по предмету

 

Личностные результаты.

Обучающиеся научатся:

• положительно относится  к урокам изобразительного искусства.

Учащиеся получат возможность для формирования:

• познавательной мотивации к изобразительному искусству;

• чувства уважения к народным художественным традициям России;

• внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства;

• эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности.

 Метапредметные результаты.

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД.

Учащиеся научатся:

• адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

• выполнять работу по заданной инструкции;

• использовать изученные приёмы работы красками;

• осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью;

• вносить коррективы в свою работу;

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать цель выполняемых действий,

• адекватно оценивать правильность выполнения задания;

• анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям;

• решать творческую задачу, используя известные средства;

• включаться в самостоятельную творческую деятельность

 (изобразительную, декоративную и конструктивную).

Познавательные УУД.

Учащиеся научатся:

• «читать» условные знаки, данные в учебнике;

• находить нужную информацию в словарях учебника;

• вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток;

• различать цвета и их оттенки,

• соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;

• различать формы в объектах дизайна и архитектуры;

• сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников;

• характеризовать персонажей произведения искусства;

• группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям;

• конструировать объекты дизайна.

Коммуникативные УУД.

Учащиеся научатся:

• отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;

• комментировать последовательность действий;

• выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;

• участвовать в коллективном обсуждении;

• выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы.

Учащиеся получат возможность научиться:

• выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому;

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

      Обучающиеся к концу 2-го года обучения по курсу «Изобразительное искусство» должны знать/понимать:

•        понятия «рисунок», «живопись», «картина», «иллюстрация», «узор», «палитра»;

•        доступные сведения о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;

•        о цветах, спектрах в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый); об основных цветах (красный, жёлтый, синий);

•        об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания основных цветов для получения составных  цветов (оранжевый - от смешивания жёлтой и красной красок, зелёный - от жёлтой и синей, фиолетовый - от красной и синей).

уметь:

•        высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);

•        верно и выразительно передавать в рисунке простую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

•        правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;

•        определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

•        передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать в иллюстрациях основное содержание литературного произведения;

•        передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних – выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;

•        выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

•        лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных с натуры (чучела, игрушечные животные), фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

составлять простые аппликационные композиции из разных материалов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе¬дневной жизни для:

- познания  и видения красоты окружающего мира;

- развития своих  художественных способностей;

- развития эстетического вкуса и чувства прекрасного.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

 известные центры народных художественных ремесел России;

 ведущие художественные музеи России;

уметь:

 различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

 узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

 сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

 использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

 применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для самостоятельной творческой деятельности;

 обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

 оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

 образовательного процесса

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
  2.  В. С. Кузин, Учебник   «Изобразительное искусство. 2класс», / М.: Дрофа, 2012./.
  3. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику В.С.Кузина, Э.И. Кубышкиной. Л.М. Садкова. - Волгоград: «Учитель», 2014 г.
  4. Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
  5. Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
  6. Порте П. Учимся рисовать от А доЯ / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
  7. Стебловская Л. П. Учитесь рисовать: Альбом для учащихся первого года обучения. – Киев, Рад.шк., 1989. – 75 с.
  8. Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.

Материально-техническое обеспечение

 Для реализации программного содержания используются:

  1. Правила работы.     www.hnh.ru  Презентация.. Powert.ru
  2. Компьютер.
  3. Pedsovet.ru
  4. Ushportal .ru
  5. Narod2 .ru
  6. 900igr. net
  7. Ucoz .ru



Предварительный просмотр:

   Календарно - тематическое планирование

Дата проведения

 Наименование раздела,

темы урока

Кол часов

Виды учебной деятельности

Требования к результату освоения

Виды

контроля

Литература, оборудование

план

факт

1.

1.09

Мы рисуем осень. Рисование на тему:

«Моё лето»

День Знаний и ПДД.

    1

Повторение правил работы на уроке ИЗО.

Творческая работа. Выполнение рисунка в цвете.

Выставка работ учащимися.

Знать:

– теплые и холодные цвета в живописи;

– правила работы с акварельными красками.

- правила работы с пластилином.

– понятие «натюрморт»;

.

– понятие «орнамент»;

– приём выполнения узора
на предметах декоративно-прикладного искусства;

Уметь:

– различать основные и составные, холодные и теплые цвета;

– выполнять рисунок с натуры;

– работать кистью и акварельными красками

- лепить фрукты и овощи;

– сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства;

– использовать художественные материалы

– выделять характерные особенности росписи полхов - майданских мастеров;

– рисовать кистью элементы узора русской матрешки

 -выполнять кистью простейшие элементы растительного узора

Текущий ,проверка работ ,выставка работ учащихся

 

 Учебник с.4-7,

картины В.Серова

правила работы

www.hnh.ru

2.

8.09

 Лепка. «Осень-грибная пора»

1

Работа с

картиной, с/р ,беседа ,

лепка.

        

Текущий

Учебник с.10-11

www.pedsovet.ru

3.

15.09

Рисование с натуры. .«Красота осеннего  мира» .

1

Работа с

картиной, с/р , фронтальная беседа ,

рисование с натуры.

Текущий, выставка работ учащихся

Учебник с.8-9

Мультимедийная презентация

4.

22.009

Рисование на тему: «Осень-музыка дождя»

1

Творческая работа. Выполнение рисунка в цвете.

Текущий

Учебник с.14-19

www.usportal.ru

5.

29.09

Художественное конструирование и дизайн. Цилиндр.

1

Художественное конструирование.

Текущий

Учебник с.20-21

6.

6.10

Лепка. Натюрморт «Овощи»

Натюрморты художника И.Машкова.

1

Лепка. Самостоятельная работа. Просмотр слайдов.

Текущий,

Учебник с.26-31

правила работы

www.hnh.ru ,слайды по теме

7.

13.10

Рисование на тему:

«Богатый урожай»

    1

Самостоятельная работа учащихся. Рисование акварельными красками.

Декоративная работа. Рисование узоров по образцу.

Текущий,

Учебник с.28-29

Репродукции картин

8.

20.10

Декоративная работа «Весёлые узоры»

1

Текущий,

Учебник с.32-33

9.

27.10

Мы рисуем сказку.

Декоративная работа

«Мы рисуем сказочную птицу»

Беседа «Творчество художников-сказочников»

1

Беседа по картине,

индивидуальная работа

С/р

Знать:

- известные центры народных худож-х промыслов России.

Элементы узоров Хохломы, Городец, Павлово-Посада.

- Правила рисования с натуры.

- Понятие «орнамент».

- Понятие «анималистика»

- Понятие «иллюстрация»

- Творчество художников- сказочников: Билибина, Васнецова.

 

Уметь:

- Выполнять узор в полосе, используя приёмы рисования.

- Самостоятельно компоновать сюжетный рисунок.

- Правильно

Текущий,

Учебник с.50-51

правила работы

www.hnh.ru

10.

10.11

 «Мы готовимся к рисованию сказки»- выполнение набросков гуся или лебедя.

1

Выполнение набросков.

Самостоятельная работа по образцу.

Текущий,

Учебник с.42-47

www.pedsovet.ru

11.

17.11

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди»

1

Иллюстрирование русской народной сказки. Творческая работа.

Текущий, выставка работ учащихся

Учебник с.48-49

12.

24.11

Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди»

1

Иллюстрирование русской народной сказки. Творческая работа.

Выполнение рисунка в цвете.

Текущий,

Учебник с.48-49

13.

1.12

Декоративная работа

«Мы рисуем сказочную ветку».

1

Текущий,

Учебник с.52-53

www.pedsovet.ru

14.

8.12

«Мы рисуем сказочную ветку» (выполнение рисунка в цвете).

1

Текущий, выставка работ учащихся

Учебник с.52-53

Декоративная работа.

разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

- Рисовать с натуры объекты прямоугольной формы с предварительным анализом пропорции и цветовой окраски.

- Сравнивать различные виды и жанры ИЗО.

- Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков

- Изображать форму, общее пространственное воображение, пропорции, цвет.

- Выполнять иллюстрации к  народным сказкам на самостоятельно выбранный сюжет.

- Правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски.

- Выполнять силуэты животных.

15.

15.12

«Мы рисуем сказочную ветку» (выполнение рисунка в цвете). Завершение  работы.

1

Декоративная работа. Выполнение рисунка в цвете.

Текущий,

Учебник с.52-53

16.

22.12

«Готовимся к встрече сказки в действительности » - выполнение эскизов игрушек, украшений для елки.

1

Творческая работа.

Текущий.

Выставка работ

Учебник с.54-55

www.pedsovet.ru

17.

29.12

Мои друзья

Рисование на тему:

«Зимние развлечения с друзьями»

Беседа : «Родная природа в творчестве русских художников.

1

С/р по образцу на основе наблюдений или по представлению.

Выполнение рисунка в цвете.

Знать:

-  о линии и пятне как художественно -выразительных средствах живописи.

- Основные жанры и виды произведений ИЗО.

- Понятие «пейзаж».

-  Технику работы с пластилином, правила лепки.

- Понятие «батальный» жанр

Уметь:

- Передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

- Выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

- Выполнять рисование по памяти и представлению.

- Сравнивать различные виды и жанры ИЗО.

Текущий,

Учебник с.58-61

Мультимедийная презентация

18.

12.01

«Зимние развлечения с друзьями» - выполнение рисунка в цвете.

1

Текущий,

Учебник с.62-63

www.pedsovet.ru

19.

19.01

 «Друзья детства» - рисование с натуры игрушечных животных. Беседа на тему «Художники – анималисты»

1

С/р по образцу, дидактическая игра. Беседа.

Выполнение рисунка в цвете.

Уметь:

- Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

- Передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

Текущий

Учебник с.64-65

www.nsportal.ru

20.

26.01

«Друзья детства» - рисование с натуры игрушечных животных в цвете. Завершение работы.

1

Текущий

Учебник с.64-65

21.

2.02

«Моя любимая игрушка» -сюжетная аппликация..

1

С/р по образцу ,выполнение сюжетной аппликации.

Выполнение орнаментальной полосы.

Декоративная работа. Рисование узоров по образцу.

Уметь: выполнять рисование по памяти и представлению.

- Сравнивать различные виды и жанры ИЗО.

- Выполнять творческую работу.

Текущий

Учебник с.66-67

Мультимедийная презентация

22.

9.02

«Мои любимые животные» - выполнение орнаментальной полосы.

Беседа «Русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве» .

1

Текущий,

Выставка работ учащихся

Учебник с.68-71,иллюстрации

23.

16.02

 Мои любимые животные» - выполнение орнаментальной полосы

и декоративной работы в цвете.

1

Текущий

Учебник с.68-71

24.

01.03

Лепка тематической композиции «Лыжник с лыжами в руках – мой одноклассник».

1

Лепка. С/р по образцу по памяти и представлению .

Выполнение рисунка в цвете.

Уметь:

- Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

- Передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

- Выполнять узор различными приёмами рисования: всей кистью, концом кисти, примакиванием, приёмом тычка.

- Выполнять рисование по памяти и представлению.

- Сравнивать

Текущий

Учебник с.65

правила работы

www.hnh.ru

25.

15.03

«Мои друзья» -  рисование на тему.

1

Текущий

Учебник с.72-73

26.

22.03

«Мои друзья» - рисование на тему. Завершение работы в цвете.

1

Текущий

Учебник с.74-75

27.

5.04

С чего начинается Родина.

«С чего начинается Родина» -рисование на тему.

Беседа «Любовь русских художников к России».

1

Беседа,с/р по образцу

Творческая работа. Фронтальная беседа.

Выполнение набросков по памяти и представлению

Просмотр презентации о Сурикове.

Выполнение рисунка в цвете.

Коллективная работа

Наклеивание на картон и цветную бумагу различных вырезанных элементов из бумаги.

Знать:

- Правила рисования с натуры

- Понятие «перспектива».

- Основные жанры и виды произведений ИЗО.

- Понятие «пейзаж».

- Понятие «смешанная техника».

: Репина, Шишкина, Левитана, Сурикова…

- Правила работы с акврелью.

- Тёплые и холодные цвета.

 Уметь:

- Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

- Передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

- Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков

- Изображать форму, общее пространственное воображение, пропорции, цвет.

- Уметь составлять композицию, последовательно её выполнять.

- Рисовать праздничный салют, используя различную технику.

- Последовательно проводить работу над рисунком.

Текущий

Учебник с.94-97

Мультимедийная презентация

28

12.04

Рисование с натуры бабочек.

Беседа «Родная природа в творчестве русских художников»

1

Текущий,

Учебник с.112-115

www.usportal.ru

29

19.04

«Цветы нашей Родины» -рисование с натуры или по памяти .

1

Текущий

Учебник с.116-117

30

26.04

«Цветы нашей Родины»  Завершение работы в цвете.

Беседа «Выдающийся русский художник В.Суриков».

1

Текущий,

Учебник с.116-117 ,презентация  о Сурикове

31

3.05

«Здравствуй, весна!» -выполнение коллективной работы-фриза

1

Текущий

Учебник с.120-123

правила работы

www.hnh.ru

32

10.05

«Здравствуй, весна!» -выполнение коллективной работы-фриза. Завершение работы.

1

Текущий ,

индивидуальный

Учебник с.120-123

33

17.05

«Праздничный салют»-составление сюжетной аппликации.

1

Выставка работ учащихся.

Мультимедийная презентация

34

24.05

«Праздничный салют»-составление сюжетной аппликации. Завершение работы.

1

Текущий, с/р

Иллюстрации

35

31.05

Наши проекты.

1

Творческая работа

Уметь:

- Самостоятельно выбирать материал для творческой работы.

- Передавать в тематических рисунках пространственные отношения.

- Выражать свои чувства, настроение с помощью цвета, насыщенности оттенков.

Текущий ,индивидуальный контроль

 Учебникс.124-125

www.pedsovet.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Живопись - Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства Образовательная (рабочая) программа для учащихся 3-7 классов отделения изобразительного искусства

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы отделения изобразительного искусства ДШИ с семилетним сроком обучения, имеет художественно–...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по математике (4 класс) на тему: "Рабочая программа по математике 4 коррекционный класс (8 вида).

 Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М....

Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...

Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему: "Рабочая программа по русскому языку 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по трудовому обучению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по трудовому обучению 4 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...