Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Дымковская игрушка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Вигель Ольга Сергеевна

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Дымковская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dymkovskaya_igrushka.doc77 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_dymkovskaya_igrushka.ppt1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока (мероприятия)

Дисциплина:  изобразительное искусство

Тема урока:  Открой секреты Дымки.(класс 1, урок № 19)

   Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с Дымковской росписью.

Планируемые результаты:

  • личностные:
  • понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;
  • обретение  гордости  за искусное мастерство русского народа;
  • метапредметные:

-    умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

предметные:

  • приобретение  новых знаний об искусстве Дымковской игрушки.

      -    освоение практических приёмов изображения элементов.

Оборудование урока:  

     -   для учащихся: альбомный лист   А4,  гуашь,   кисть №6, кисть №2

    -   для учителя : настоящая дымковская игрушка, шаблоны игрушек  ,  презентация,  2 альбомных листа для пед. показа, гуашь, кисть №7, №3.

Этап урока

Методы,

 приемы

Содержание урока

Деятель-ность учащихся

Метапред-метные результаты

1. Орг. момент.

1 мин.

Словестный: слово учителя.

- Здравствуйте ребята, давайте улыбнёмся друг другу, это поможет нам поднять настроение и настроиться на урок.

приветствуют  учителя

2. Мотивационный

2-3 мин.

 

Словесный:

беседа.

-  Посмотрите на слайд. Что вы видите? (игрушку).

- Я принесла на наш урок настоящую такую игрушку. Посмотрите как много света и ярких узоров! Словно солнышко заиграло.

- Нравятся вам эти игрушки? С этими игрушками вы знакомились ещё в детском саду.

- А кто знает, как называются такие игрушки? (Дымковские игрушки).

активно слушают,

отвечают на вопросы,

оценивают  

 Умение пользоваться полученной информацией, умение  рассказывать по плану

3. Знакомство с новым материалом

 7-10 мин.

Эвристический поиск

  Предположите какую тему мы с вами будем изучать?(предположение детей).

- Сегодня мы с вами и поговорим об этих этих игрушках. Тема нашего занятия: "Откроем секреты Дымки".

Кто может сформулировать задачи нашего урока? Смотрите на опору. (таблица-опора на доске)

 Познакомимся _________________________________________

 Выполним_____________________________________________

( Познакомимся с историей дымковской игрушки ,  выполним элементы геометрического узора дымковской росписи

- Правильно.

Самостоятельно формулируют    тему, принимают и усваивают учебную  задачу

Умение самостоятельно определять круг задач

Эвристическая беседа

- Ребята, послушайте стихотворение о дымковской игрушке.

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвета дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги,

От капельки росы.

В ней что-то есть от радости,

Гремящей, как басы!

 - А послушайте какие есть прибаутки про эти игрушки.

Утка- Марфутка

Бережком идет

Уточек- Марфутачек

Купаться завет.

Барашек- свисток,

Левый рог- завиток,

Правый рог- завиток,

На груди -  цветок!

Барыня- красотка

Плавная походка

Шляпка- не простая

Бряшка золотая!

Индя- индя- индючок

Ты похож на сундучок!

Сундучок не простой-

Красный, белый, золотой!

-Ребята, сядьте поудобнее, и послушайте  какова же история дымковской игрушки..

- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, люди лепили весёлые игрушки  и продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.

Наблюдают за изделиями, анализируют  

 Слушают рассказ учителя, анализтруют.

Умение наблюдать и делать выводы

Анализ игрушки

Работа с демонстрационным материалом

эвристическая беседа

- Ребята, как вы думаете, кто герои игрушек? Какие игрушки лепили?

- Посмотрите на слайд. Кто изображен на нем? (индюк, олень, баран )

-Верно. А кто это в целом? (животные)

- Правильно ребята! А кого ещё лепили  кроме животных?

-  Верно, лепили ещё людей. Посмотрите на слайд. Кто на нем изображен? (женщины)

- Правильно! На первой изображена барыня, на в торой водоноска,  а на третьей мамка.

- А теперь посмотрите на следующий слайд. Кто на нем изображен?(Мужчины)
- А скажите, как можно их назвать? Что они держат в руках? (гармошку, балалайку).

- Значит это гармонист и балалаечник.

- Из какого материла делали игрушки?

- Верно, делали игрушки из глины, затем её белили, брали толченую известь, мел и разбавляли молоком, после побелки  на игрушке велась роспись цветными красками.

- А теперь, ребята, посмотрите на разнообразие узоров. 

- Какие вы видите здесь узоры?( кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски)
 -Верно ,по форме узоры просты и незамысловаты.

 

Анализируют дымковскую игрушку.

Отвечают на вопросы.

Умение внимательно следить за разговором,

рассуждать,

 отвечать на вопросы по теме  

4. Постановка творческой задачи

7-8 мин.

Инструктаж

- Итак, сейчас мы с вами выполним упражнение. Будем рисовать узоры Дымковской игрушки. Я буду вам показывать, вы будете за мной повторять. Приготовьте  свои чистые листы, краски и кисточки.

- Ребята, посмотрите сначала как я буду это выполнять. Я беру красную краску и в верхнем левом углу начинаю рисовать вот такой кружок или ещё его можно назвать- бублик, нарисовала, теперь вы нарисуйте у себя на листах такой кружок.

- Затем я прополощу  кисточку и возьму синий цвет, и в середине этого кружочка я нарисую  вот такую точку. Теперь я хорошо прополощу кисточку, возьму  фиолетовую краску и в правом верхнем углу рисую кружок, и полностью его закрашиваю, теперь нарисуйте вы такой кружок.

-Затем я прополощу кисточку в воде и возьму оранжевый цвет краски и около этого кружка я сделаю вот такие примакивания  кистью, заметьте, что мы не касаемся нашего кружка.

-Теперь выполним следующий узор, берем синюю краску и в левом нижнем углу рисуем три полоски, кисть можно взять потолще, между полосками должно быть равное расстояние. Теперь, ребята вы нарисуйте три таких полоски.

- В этих полосках я нарисую маленькие кружочки желтого цвета, нарисуйте ребята теперь вы.

- А теперь я прополощу кисточку, разведу малиновый  цвет краски и между этими полосками нарисую вот такие  волнистые линии. Теперь, ребята, вы выполните.

- И сейчас мы выполним следующий узор. Я беру зеленый цвет краски и рисую такие

 же три полоски как  и предыдущие. Ребята теперь вы нарисуйте.

-   Затем я хорошо прополощу кисть и возьму синий цвет краски и нарисую тонкую горизонтальную линию через три полоски, затем я прополощу кисть и возьму оранжевый цвет краски и нарисую две таких же горизонтальную полоски, и четвертую полоску я нарисую синим цветом, как и первую. Ребята теперь нарисуйте вы.

- А в квадратиках, которые образовались от пересечения наших линий, я возьму красный цвет и нарисую по два штрижка. Нарисуйте ребята теперь вы.

-Молодцы. Мы завершил наше упражнение.

Слушают инструкцию учителя

Умение принимать учебную задачу

5 и 6. Педагогический показ + Практическа я работа  (повтор )

20 мин.

Практическая работа – повтор за учителем

Самостоятельное выполнение задания

- Итак, сегодня, ребята, мы начнем выполнять дымковскую игрушку. Выполним мы только фон.

- Посмотрите, как выполню его я.

- У фигурки человека фоном будет являться головной убор. Я его выполню желтым цветом. Вы можете взять любой другой цвет.( малиновый, зелёный)

-Так же фоном будет являться блузка или рубаха. Я выполню её малиновым цветом.

-Фоном у нас ещё будут являться рюши. Я выполню их оранжевым цветом. Ребята юбка у нас остается белой, мы её не закрашиваем.

-У фигурок животных фоном будет являться рога. Я выполню их темно- коричневым цветом, а челку у нашего оленя я сделаю светло- коричневой.

-Фоном так же будет являться мордочка, и я сделаю её черной.

- Фоном у нас будут ещё являться хвост и копыта. Хвост я выполню темно- коричневым цветом, а копыта  черным.

- Итак сейчас,  я раздам вам шаблоны и вы приступите к выполнению задания. Я желаю всем успехов и хорошей творческой работы! Я думаю, что вы с легкостью справитесь с этим заданием.

Учитель осуществляет общее руководство работой учащихся.

Учитель контролирует работу учащихся (темп, грамотность, раскрытие творческого замысла).

Самостоятельное выполнение задания.

 7. Подведение итогов урока

2 мин.

Демонстрационный ,  Обобщающий опрос

Итак, ребята,  работа  завершена!

  • Скажите мне, пожалуйста, как называлось село где лепили эти игрушки?(Дымково)
  • Какие лепили игрушки? Кто герои? (Животные и люди)
  • А каких животных лепили?( оленя, барана, коня, индюка)
  • А людей каких? (барыня, водонозка, гармонист, мамка, нянька)
  • Молодцы, ребята. А теперь встаньте из-за парт и посмотрите у соседа справа, слева, как он нарисовал, аккуратная ли работа.
  • Молодцы, ребята! Наследующем уроке вы завершите роспись игрушки. И я надеюсь, что у каждого из вас получится своя красивая дымковская игрушка.
  • А теперь, ребята приведите своё рабочее место в порядок.
  • Спасибо вам за урок! До свидания.

Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других ,

Поведенчексие умения корректно рассмативать работы других учеников,

умение анализировать результаты труда

8.  Домашнее задание

Записывают в дневник

Умение принимать, запоминать   к сведению задание


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Откроем секреты Дымки

Слайд 3

Познакомимся __________________ Выполним _____________________

Слайд 9

индюк олень баран

Слайд 10

барыня водонозка мамка

Слайд 11

гармонист балалаечник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический комплект по Изобразительному искусству на тему "Кимоно" 4 класс (конспект + презентация)

Конспект и презентация на урок Изобразительного искуства на тему "Кимоно" 4 класс ГОС УМК автор Б. М. НЕМЕНСКИЙ 4класс...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Постройка и реальность " 2 класс. (Конспект+ презентация)

Цель данного урока: продолжать знакомство учащихся работать с бумажной пластикой; составить коллективную работу "Наш двор"...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

Учебно-методический комплекс к уроку технологии, 4 класс. Тема: "Мягкая игрушка из перчатки"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: изучить технологическую последовательность и трудовые приемы выполнения мягкой игрушки; развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятел...

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Каргопольская игрушка"

Учебно-методический комплект по изобразительному искусству 1 класс на тему "Каргопольская игрушка"...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...