Главные вкладки

    Технологическая карта урока ИЗО "Мастер украшения" 3 класс
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

    Киселёва Елизавета Петровна

    Технологическая карта урока ИЗО "Мастер украшения" 3 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл izo.docx63.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Этап урока

    Время

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    1. Орг. момент

    2

    Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть.

    Проверьте пожалуйста свою готовность к уроку. Итак, начнём.

    Слушают учителя, настраиваются на предстоящее занятие.

    Л: самоопределение К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

    2. Актуализация знаний

    7

    Наш сегодняшний урок будет посвящен очень интересному и необычному миру орнамента. Вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания.

    Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Для чего нам нужны узоры и орнаменты? Каково же назначение орнамента? (основное назначение - украшение)

    Орнамент занимает важное место в изобразительной деятельности. Он используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения. Он поднимает настроение, украшая и облагораживая предметы повседневной жизни. Украшая какой-либо предмет, орнамент не может существовать отдельно от самого предмета. Он является его неотъемлемой частью и подчеркивает особенности предмета. Произведением искусства является и сам украшенный орнаментом объект и орнамент его украшающий. Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия-коллекции замысловатых узоров разных народов и эпох. Возникновение орнаментики относится к временам глубокой древности. Его истоки уходят в те времена, когда человек выделил себя из окружающего его мира, и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Самые ранние орнаментальные изображения были найдены при археологических раскопках на осколках керамики. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на глиняном кувшине примерно на равном расстоянии друг от друга. Естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее и необычнее по сравнению с другими сосудами. Со временем узоры развивались и все более усложнялись, образовывая сложные композиционные схемы, в которых переплетались сказочные и реальные мотивы.

    Каждая народность, иногда даже географическая область, имеет свой неповторимый орнамент, т.к. орнамент всегда был тесно связан с культурой, языком народа, а также его происхождением и историей. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц. В Древней Руси орнамент назывался - "узорочьем" от слова узор. Но только ли орнамент украшал? Нет. Слова «узор», «узорочье» происходят от слов «зоря», «гореть», «солнце» и идут от общеславянских понятий «свет», «блеск», «тепло». Узоры вышивок связывались с культом солнца и неба, они становились его «божественными изображениями», знаками-символами.  Вынужденный постоянно хранила своего хозяина от всякой случайной беды, поэтому вышивка имела обереговую функцию и была носителем информации. Народная одежда могла много рассказать интересного о своем владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение, функцию оберега и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную украшающую роль противоборствовать суровой природе, во многом зависимый от нее, человек искал себе могучих покровителей, образы этих защитников. В орнаменте были заключены письмена, которые вышивальщицы специально подбирали для каждого владельца рубахи или полотенца, чтобы предметы.

    В зависимости от характера элементов различают следующие виды орнаментов: (учитель называет вид орнамента, а ученики по изображению на слайде  называют, из чего он составлен).  
    Геометрический орнамент состоит из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), и фигур (кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др).


    Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток.

     
    Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных и/или фантастических животных (иногда подобный орнамент называют "звериным" стилем).


    Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

    Отвечают на вопросы

    Слушают учителя

    К: умение четко выражать свои мысли

    3. Объяснение нового материала

    1

    Орнамент— это выражение и воплощение ритма. Орнамент состоит из отдельных, обычно повторяющихся мотивов. Мотив (растение, фигура, определенная комбинация линий) - это отдельный элемент, без которого нет орнамента. При составлении мотивов в композицию создается художественный образ орнамента. Посмотрите на слайд. Какие красивые и разнообразные предметы украшены орнаментом. Сегодня, мы с вами тоже этим займёмся. Я выдам каждому листочки в виде тарелочек и мы попробуем украсить с вами их орнаментом, но для этого нам нужно узнать несколько правил построения орнамента.

    C:\Users\RC530\Desktop\img8.jpg

    Чтобы задать ритм в узоре, нужно использовать повторяемость элементов, участвующих в композиции. Узор из двух чередующихся мотивов является примером ритмического орнамента. Два равных элемента, расположенных один за другим, создают ощущение покоя (статики), в то же время разные по размеру детали орнамента придают композиции динамику. Таким же образом чередуются и интервалы.  Виды ритмов  бывают линейными, цветовыми и тоновыми.

    Слушают учителя

    П:осознанное и произвольное построение речевого высказывания;

    анализ материала.

    4. Физминутка

    3

    Я вижу, что вы устали. Давайте встанем и немного отдохнем.

    Повторяют движения

    5. . Практическая работа.

    17

    После того, как я продемонстрирую вам несколько видов орнамента наглядно, на слайде буду несколько примеров орнаментов, что бы вы во время работы могли смотреть на них и они помогали вам выбрать орнамент для вашей тарелочки.

    Смотрят на пример учителя

    Самостоятельно работают

    6. Выставка.

    5

    Ребята, посмотрите какие у вас красивые тарелочки, сейчас начиная с первой парты первого ряда, выходите по одному и положите вашу работу около доски, что бы все могли полюбоваться вашими красивыми тарелками.

    демонстрируют свои работы

    7. Подведение итогов.

    5

    Итак, мы с вами познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента.

     - Какие основные виды орнаментов бывают?

     - Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

    - Всё что вы хотели у вас получилось? Так вы представляли свой орнамент?

    Отвечают на вопросы учителя

    Л: самооценка;

    адекватное понимание причин успеха\неуспеха.

    П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

    Решение задач на движение в противоположных направлениях....

    Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

       Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

    Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

    Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

    Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

    В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

    Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

    В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

    Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

    Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....