Учебно-методический конспект по изобразительному искусству 4 класс
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Борисова Полина Максимовна
Планируемые результаты:
Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры  как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про­странственной среды и понимании красоты человека;  развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па­мяти.
Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви­зуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материально­го выражения духовных ценностей, представленных в про­странственных формах.
Предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           Тема урока: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

Цель:Сформировать у детей представления о картине мироздания, отраженной в убранстве крестьянского жилища и народного костюма.

Задачи: Создать атмосферу для понимания учащимися символики народного орнамента, народных представлений о его магических свойствах, высокой духовности и красоты. Закрепить у четвероклассников навыки изображения орнаментальных мотивов в соответствии с их символическим значением.

Тип урока: смешанный

Планируемые результаты:

  • Метапредметные: формирование активного отношения к традициям культуры  как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности; воспитание уважения к искусству и культуре своей Родины, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве в национальных образах предметно-материальной и про странственной среды и понимании красоты человека;  развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной па мяти.
  • Личностные: осмысленное и эмоционально-ценностное восприятие ви зуальных образов реальности и произведений искусства; освоение художественной культуры как сферы материально го выражения духовных ценностей, представленных в про странственных формах.
  • Предметные: художественное познание мира, понимание роли и места искусства в жизни человека и общества; восприятие и интерпретация темы, сюжета и содержания произведений изобразительного искусства; применять различные художественные материалы, техники и средства художественной выразительности в собственной художественно-творческой деятельности .

Этап

Время

Содержание

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

1. Орг. момент

2 мин.

Доброе утро, ребята!Меня зовут Полина Максимовна, и сегодня я у вас проведу урок изобразительного искусства.

Приветствуют учителя

Приветствует учащихся

2.Знакомство с новым материалом

10 мин

-Ребята, посмотрите на экран, что вы видите?(Дом,народный костюм).

-Верно, ребята! Как вы думаете какая наша тема урока?(народный костюм и крестьянский дом)

-Наша тема звучит так: Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

На этот раз речь идет об образе мира, заключенном в облике и орнаментики крестьянского жилища и народного костюма.

Полюбуйтесь общей конструкцией дома изображенного на экране. Применительно к дому нас может особенно интересовать архитектурная домовая резьба, древние орнаменты.

-Ребята, как вы думаете, что такое орнамент?(Орнамент (от лат.— украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов.)

Давайте сравним ваш ответ с экраном. Молодцы!

Посмотрите на дом, 1)передняя его часть -это крыша называется «фронтон», украшалась причелинами и лобовой доской, а на них вырезали орнамент. 2)Нижняя часть дома называется «сруб».

-Ребята, кто-нибудь знает, что это такое?(конек на крыше),

-Ребята, окна украшались наличниками,как вы думаете зачем окнам наличники?(чтобы защитить от ветра, дождя), светелка, карниз, ставни, полотенце.  Защищали дома оберегами. Прежде всего были доброжелательные символы, размещенные на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание на то, что не только в архитектуре был последовательно проведен один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента, но и в одежде он тоже присутствовал.

Как вы думаете, а зачем люди наносили символы на свою одежду?(для того, чтобы защитить себя от злых духов)

В одежде магическим охранительным узором покрывались: ворот, обшлага рубахи, подол, разрезы на рубахе или сарафане. Головной убор в костюме считался идеей неба,изображения солнца, изображение птиц. Сами названия женских головных уборов являются «птичьими»: кокошник (от слова «кокошь»-петух, кур), кика, качка(утка) , сорока и т.п.

«Гривная утварь»-ожерелья, украшения шеи и груди.Есть так же изображение луны, крестовидные подвески, подвески с изображением зверей и птиц.

 Наблюдают за картинами, активно слушают, анализируют, отвечают на вопросы, аргументируют свои выводы

Рассказывает, задает вопросы

овладевают художественно-образным воображением и мышлением, художественной интуицией и памятью.

Коммуникативные: выражение и аргументирование своего мнения в позиции коммуникации

3.Работа с определениями

3 мин

Для того, чтобы изобразить орнамент нам нужно с вами знать, что такое ритм и симметрия.

Ребята как вы думаете, что такое симметрия?Ритм?

Ритм — это чередование элементов композиции и интервалов между ними.

Симметрия -(от греческого symmetria — "соразмерность")-понятие означающие повторяемость, одинаковость.

Ребята, а как ритм и симметрия изображается в орнаменте?

Именно из ритма и симметрии состоит орнамент.

Осмысливают и запоминают

4. физ.минутка

5 мин

Видеоролик.

Повторяют движения за видеороликом.

5. Пед.показ

5 мин

А теперь внимательно послушайте и посмотрите, в какой последовательности мы будем выполнять работу.

На каждой парте лежит шаблон -барыня. Вы по очереди переводите его.

Рубаха остается белой мы наносим только орнамент на рукава и плечи он должен быть симметричен. Следующем шагом идет сарафан. Для его окраски можете взять цвета такие как бордовый, темно синей, фиолетовый, зеленый, красный. Головной убор- кокошник, цвет можно взять желтый, голубой, розовый, нежно зеленый. Ребята я вам показала аппликативно, а вы будите украшать гуашью.

Наблюдают за учителем, слушают внимательно учителя

Осознают и запоминают

6Постановка творческой задачи

И так, ребята, вы будите изображать народный костюм, украшать его символами, оберегами, пользуясь своей фантазией и новыми знаниями.

Ребята, с чего вы начнете?Что мы будем делать первым шагом?

1)Мы переведем шаблон.

2)Украшаем костюм, рисуем орнаменты.

3)Раскрашиваем костюм.

4)Вывешиваем на поляну.

6.Практическая самостоятельная творческая работа

15 мин

В процессе самостоятельной работы учитель в случае затруднения оказывает детям индивидуальную помощь.

Ребята, кто закончил, тихонько выходите к доске и мы с вами найдем место для вашей замечательной барыни на нашей поляне.

Работают самостоятельно

Выполняют задание по составленному под контролем учителя плану.

7. Итоги урока Рефлексия

5 мин

Приклеиваем работы детей на общее панно.

 Ребята вы такие молодцы!У всех получились очень красивые барыни.

-Что вы нового узнали на уроке?

-Что входит в орнамент костюма? (обереги, символы).

А как связан народный костюм и украшение жилища?Какая связь?(одни и те же символы)

-Какое у вас впечатление оставил урок?

На этом наш урок закончен. До новых встреч.

Подводят итог занятия

Личностные: нравственно- эстетическое оценивание

Предметные: рефлексия способов и условий действий

Коммуникативные:   выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.



Предварительный просмотр:

План работы:

1)Обвести шаблон.

2)Украсить костюм орнаментами.

3)Раскрасить.

4)Расположить барыню на поляне.

Используемые цвета:

  1. Рубаха остается белой, на рукава и плечи мы наносим орнамент, он должен быть симметричен.

  1. Сарафан. Для его окраски можете взять цвета:

бордовый, темно-синий, фиолетовый, зеленый, красный.

  1. Головной убор- кокошник, цвет можно взять желтый, голубой, розовый, нежно-зеленый.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и жизни.Планируемые результаты:личностные:...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

Конспект урока изобразительного искусства 2 класс Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»

Тема: Введение в азбуку искусства. Рисование «Создай образ лета»Класс: 2бТип урока: постановка и решение учебной задачиЦель: познакомить учащихся с понятиями «цвет», «лин...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 2 класс. Тема: "Симметрия. Ритм. Орнамент"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: познакомить детей с понятиями «симметрия», «ритм», «орнамент», показать примеры данных понятий в искусстве и...

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе на тему "Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусства"

Тема: Изготовление эскизов костюмов игрушек, предметов быта по материалам исследования традиционного народного искусстваТип урока: открытие новых знанийЦель урока: создать условия для изготовления эск...

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»

Конспект урока изобразительного искусства, 2 класс, Школа России, «Красный цвет в природе и искусстве»...