Конспект урока по изобразительному искусству
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Сняткова Юлия

Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_izo.docx648.07 КБ

Предварительный просмотр:

Урок изобразительного искусства во 2 классеhttp://www.koipkro.kostroma.ru/Buy/Elektron/DocLib3/%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3.gif

О чем рассказывают гербы и эмблемы

 

Автор

Сняткова Юлия Александровна,  учитель начальных классов

Пояснительная записка

Цель урока: Познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов; сформировать навыки составления композиции герба.

Актуальность выбранной темы: Определение значимости символики в жизни каждого человека.

Тип урока - получение новых знаний

Форма урока: «Урок – сказка, с элементами интерактивного исследования».

Задачи урока:

  1. Научить выделять характерные особенности росписи гербов.
  2. Научить определять значение цветов в геральдике.
  3. Сформировать у учащихся умение рисовать элементы гербов и правильно их компоновать.
  4. Воспитать интерес и любовь к истории гербов.
  5. Развивать нравственные и эстетические чувства.

На этапе решения поставленных задач была обеспечена их комплексность и взаимосвязь как межпредметная (музыка, литература, символика, ИЗО, МХК, история) так и метапредметная. Метапредметная связь позволяет более правильно и широко раскрыть тему урока и приобщить учащихся к самопознанию.

Контроль знаний

Контроль в виде составление собственного герба, ответов на вопросы, творческой работы по парам и группам, в написании письма (использование терминов).

Работоспособность на уроке. Работоспособность в течение всего  урока поддерживается с помощью типа урока – интерактивная сказка, применения разноуровневых заданий, деление на творческие группы, различных видов опроса, применение скрытой физминутки, различных видов рефлексии.

Критерии урока:

Компетентность: наличие знаний, и опыта, необходимых для эффективной деятельности в области изобразительного искусства.

 Стиль: Урок разработан на основе создания анимированной презентации в программе Microsoft PowerPoint. Это позволяет легко усвоить материал в непринужденной форме.

Инновационность: Изучение материала в виде ролевой сказки с использованием интерактивных и flash технологий в скрытых методах и формах обучения с здоровьесберегающими технологиями.

Креативность:

  • оригинальность 
  • восприимчивость — чувствительность к необычным деталям, противоречиям и неопределенности, готовность быстро переключаться с одной идеи на другую;
  • метафоричность — готовность работать в совершенно необычном контексте, склонность к символическому, ассоциативному мышлению, умение увидеть в простом сложное, а в сложном — простое.

Рефлексивность:

  • Рефлексия эмоционального настроения и эмоционального состояния ребенка.
  • Рефлексия деятельности.
  • Рефлексия содержания учебного материала.

Урок  «О чем рассказывают гербы и эмблемы»- первый этап в изучении геральдики,  подготовлен  по программе Б. М. Неменского.  В 5 классе в 3 – й четверти,  в разделе «Декор, человек, общество, время» урок является одним из главных в изучении темы.

Структура урока:

  1. Оргмомент.(1-2 м.)
  2. Вступление. Введение в интерактивную сказку (5 м.)
  3. Основная часть (10 м.).
  4. Физминутка (скрытая) Упражнение для мышц спины, головы, глаз (5 м.)
  5. Практическая (творческая) часть. Выполнение проектов;
  • Творческий проект состоит в создании совместного герба и написания письма принцессе (15 м.)
  • Ролевой проект мы можем наблюдать в распределение ролей при чтении и анализе новых слов в текстах о гербах - России, Свердловской области и города Ирбита (5-7 м.)
  1. Итог урока подводят сами дети (4 м.)

 По структуре урока выявлена связь от общего к частному  и наоборот.

Использование ТСО и наглядности.

Оборудование для учителя:

  • Репродукции гербов
  • Символика России, Свердловской области и города Ирбита
  • Интерактивная доска и мультимедиа проектор
  • Текст: описания гербов
  • Раздаточный материал для самостоятельной работы (шаблоны гербов разной формы, карточки красного и желтого цвета для скрытой физминутки).
  • Пакет справочного материала на парту (словарик, символика цвета, варианты девиза, геральдические фигуры (деление щита), негеральдические фигуры.
  • Герб школы.
  • Плакаты «Деление щита», «Структура герба», «Символы в повседневной жизни».
  • Новые слова – термины на доску.
  • Рисунок рыцаря и рыцарского турнира.

Оборудование для учащихся:

  • Краски
  • Альбомы
  • Кисти
  • Карандаши
  • Фломастеры

Методы обучения:

Коллективная работа:

а) объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный: сказка, лекция, объяснение, демонстрация презентации.

б) репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике,

в) частично-поисковый, или эвристический метод;

г) исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.

Индивидуальная работа:

д) метод проекта:

  • ролевой (дети становятся участниками сказки – герольды)
  • творческий (в создании совместного герба и в написании письма принцессе)
  • практико-ориентированный (создание личного герба)

Практическая значимость урока.

Данный урок можно использовать как на уроках, так и на классных часах посвященных Символам государства. Богатый справочный материал, мультимедийная презентация и форма урока – урок-сказка, позволяют легко и в непринужденной форме познакомить учащихся с государственной символикой. Дети хотят сами получать новые знания, активно включаются в процесс изучения гербов и символики. Для этого разработан раздаточный материал для индивидуальной и коллективной самостоятельной и творческой работы.

Стиль, грамотность и логика изложения.

Стиль урока – урок-сказка, вводит учащихся в средневековый город, где живут дворяне и простолюдины, рыцари и принцессы. Рассматривая одежду людей того времени дети видят воинов-рыцарей (сами называют кто это и во что они одеты (латы, доспехи)). Затем вместе с рыцарем отправляются в путешествие к прекрасной принцессе. На перекрестке дорог знакомятся с символами (стерлись надписи). Узнают из своих словариков, что такое символ. Находят символы в повседневной жизни (указатели, дорожные знаки). Рыцаря не пустили в город без опознавательных знаков – ему нужен герб. Он отправился к трем мудрецам в сказочный лес. Первый мудрец познакомил его с историей возникновения гербов и их формой. Второй мудрец рассказал о геральдических фигурах и символике цвета. Третий – о не геральдических фигурах и их значении. (Научно-художественный стиль изложения в сочетании с точной геральдической терминологией). Затем учитель в форме скрытой физминутки проверяет усвоение материала и закрепляет знание терминологии. Рыцарь увидел, что юные герольды – ученики разбираются в составлении гербов и вместе с ними отправился за новым заданием. Задание «Заблудившиеся символы» позволяют узнать и закрепить знания описания гербов РФ. Ребятам выдается текст на парту и предлагается прочитать его и подчеркнуть новые слова, с которыми познакомились на уроке. Затем один из учащихся выходит к доске и представляет один из гербов, комментируя значение встретившихся в тексте новых слов. Таким образом, они знакомятся или повторяют знания о государственной символике и закрепляют знания, полученные на уроке. Возвращение к сюжетной линии – сказке, снова позволяет активизировать деятельность ребят на уроке. Рыцарь просит ребят придумать для него герб и написать письмо принцессе, в котором должно быть описание герба и его значение. В ходе индивидуальной творческой работы закрепляются еще раз знания о гербах, символах и эмблемах. Рефлексия урока – дети представляют свой герб, рассказывают о  его значении и о эмоциональном состоянии на уроке.

План-содержание урока «О чем рассказывают гербы и эмблемы»

Тип урока: Урок – формирования новых знаний

Форма урока:

Урок – путешествие с элементами интерактивного исследования.

Задание на уроке:

Группа 1-Выполнить проект герба для рыцаря.

Группа 2 –Написать письмо принцессе.

Зрительный ряд: выставка рисунков учащихся, репродукции.

Музыкальный ряд: мелодия для рефлексии, музыкальное сопровождении сказки ( французская средневековая музыка).

Литературный ряд: сказка о создании гербов, письмо

Ассоциативный ряд: сопоставление гербов, ответы учащихся, слайды.

Метапредметная связь: геральдика – творчество – Россия – мир (история, литература, музыка, ИЗО).

Оформление доски:

Центральная часть:

Изображение двух средневековых городов, между ними дорога, по которой едет рыцарь, закованный в латы.

Правая часть доски:   «Словарик»

Символ - условный знак, обозначающий идею, явление, понятие (на рисунках: крест-вера, снежинка-снег, сердце-любовь и т.п.)

Лаконичный - краткий, четкий.

Стилизованный - обобщенный, упрощенный.

Композиция - умение составлять, соединять части в единое целое.

Эмблема - предмет или изображение как символ, отражающий какую-либо идею (на рисунках эмблемы: палитра-художник, книга-писатель и т.п.)

Герб – (заполняется в ходе урока)

Геральдика – (заполняется в ходе урока)

Зрительный ряд:

макеты щитов (с гербами), гербы, выполненные в прошлые годы, таблица по основам геральдики (символика цвета, формы щитов, геральдические и негеральдические фигуры ), таблица с современной символикой.

Структура урока:

1. Вступление - символический язык декоративного искусства. (1 м)

2. Адаптированное целеполагание. (1 м)

3. Завязка - путешествие в Средневековую Европу. Едем вместе с рыцарем  в город Доброград. (3 м )

4. Постановка проблемы - как узнать, кто этот рыцарь и откуда он? (5 м).

5. Правила выполнения гербов. (10 м )

6. Волшебный портал: путешествие в современный мир. (5 м )

7. Работа с текстами. Игра. (5 м )

8. Создание группы герольдов, раздача индивидуальных заданий,

выполнение заданий детьми. (10 м)

9. Выставка работ, итог урока. (4 м)

10. Домашнее задание. (1 м)

Ход урока.

Слайд 1. Ребята, на предыдущих уроках мы много узнали о символическом языке декоративного искусства.

Украсить - значит наполнить вещь смыслом, определить роль ее хозяина.

Человек во все времена окружал себя знаками, символами. Они помогали выявить роль человека в обществе, защитить, оберечь, организовать общение людей. И вот опять символ становится главным героем сегодняшнего урока.

Сегодня мы узнаем историю появления гербов, правила, по которым они составлялись, их символический смысл. И самое главное - вы сами попробуете сделать герб.

Загляните в наш словарик (доска). Эти термины мы знаем, и сегодня они нам понадобятся. А вот значение последних слов нам предстоит узнать.

Слайд 2. Чтобы это все у нас осуществилось нам нужно попасть в XIII в. (т.е. на 800 лет назад) в Западную Европу. Пусть это будет Англия или Франция. А может Германия? Это было время рыцарей и прекрасных дам, грозных королей и трудолюбивых ремесленников. Слайд 3 – 4. (рассматриваем одежду горожан и рыцарей).

Слайд 5. Собрался один рыцарь и отправился в путь. Едет, едет через поля, леса и видит перед собой камень определитель Слайд 6 стоит он на перекрестке дорог. На камне написано: Слайд 7

« Прямо …..;

Направо…..;

Налево …»

Давно лежит здесь камень, стерлись последние слова. Как вы думаете, ребята, куда попадет рыцарь? По какому признаку можно определить, что там? (символы)

Определение символа прочитать,  на доске показать, что означают современные символы.

Слайд 8. Поехал рыцарь прямо к берегу  моря, где стоит славный город Доброград. Наш рыцарь  закован в железные латы, даже лошадь в железных доспехах.

Слайд 9. Он едет к принцессе. Хочет на ней жениться.

Как вы думаете, легко ли стражам города узнать, с какими намерениями едет этот рыцарь, какого он роду-племени, откуда прибыл? (Ответы детей, выявление проблемы: нужны «опознавательные» знаки).

Слайд 10. Стражи не пустили рыцаря. Предложили отправиться к мудрецам за помощью. Отправился наш рыцарь к мудрецам (Слайд 11) и вот  что они ему рассказали:

1 мудрец. Слайд 12. Рассказ о истории появления гербов. (Текст в приложении 1)

Слайд 13.  Форма герба может быть разнообразной, но в основном она вписывается в треугольник, что повторяет форму щита древних рыцарей. (Анализ формы по слайду - учитель. Ученики находят в конвертах с раздаточным материалом шаблоны гербов разной формы и анализируют их).

(Приложение 2).

Слайд 14. 2 мудрец

- поведал о том, что поверхность герба может быть одного цвета или делится на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля называются геральдическими фигурами.

Слайд 15. Выбранный цвет имеет  символическое значение:

  • Золотой цвет – символ богатства, силы, справедливости;
  • Серебро – символ невинности и чистоты;
  • Червленый (темно – красный) – символ любви и смелости;
  • Голубой – символ красоты и величая;
  • Зеленый- символ изобилия, надежды, свободы;
  • Пурпурный (красный с оттенком синего) – могущество, достоинство.
  • Чернь – символ осторожности, мудрости, а также пе….

(Ученики работают со справочным материалом, подготовленным учителем, по очереди зачитывают значение цвета в геральдике. Последний зачитывает о значении черного цвета и должен закончить предложение по смыслу). (Приложение 3).

Слайд 16. 3 мудрец рассказал, что на поле герба изображены негеральдические фигуры – изображения животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных.  Каждое изображение имеет свою символику:

  • Медведь – сила
  • Пчела – трудолюбие
  • Лев – мужество
  • Ворон – долголетие

(ученики находят у себя справочную информацию о негеральдических фигурах и зачитывают 2-3). (Приложение 4).

Все гербы имеют девиз. Найдите у себя разные варианты девизов и зачитайте их нам. (Приложение 5).

Физминутка (скрытая).

Для того чтобы узнать  понял рыцарь советы мудрецов или нет, давайте ответим на несколько вопросов и поможем ему. Я буду задавать вопросы, а вы для ответов возьмите в правую руку красный квадрат, а в левую – желтый. (жетоны заготовлены для каждого ученика и лежат в конвертах). Упражнение 1. Если вы согласны с утверждением рыцаря «да» - поднимите красный жетон, «нет» - желтый.

- Герб – в переводе с немецкого означает наследство?

- Геральдика – это наука, которая изучает животных?

- А может, изучает жизнь дворян?

-Геральдика – это наука, которая изучает гербы?

Упражнение 2. Если вы согласны с утверждением – кивайте головой, если не согласны – качайте головой.

- Обязательная часть герба – это щит?

- Цвет золота символизирует нищету?

- Животные и растения называются негеральдическими фигурами?

- Цвет золота символизирует знатность?

Упражнение 3. Если вы согласны с утверждением – смотрите мне в глаза, если не согласны – на дверь?

- Зелень на гербах – это печаль?

- Может быть черный – это печаль?

- Змея символ трудолюбия?

Упражнение 4. Если вы согласны с утверждением – высоко поднимаете красный жетон, если не согласны – желтый.

- Орел – символ власти и господства?

- Раскрытая книга – это скромность?

- Раскрытая книга – это знания?

Молодцы ребята, вы очень помогли рыцарю запомнить знания о гербах.

Слайд 17. Послушал рыцарь мудрецов и спросил, а куда мне идти  дальше? И рассказали они ему, что на окраине леса есть волшебный портал. Войдешь в него и переместишься во времени, там и подберешь себе знак отличия.

Поблагодарил их рыцарь и поскакал к порталу. Вошел туда и полетел. Увидел он: Слайд 18.

  • Россию
  • Свердловскую область
  • Ирбитский район

И очутился у нас. В современное время.

Давайте поможем герою разобраться в отличительных чертах нашего региона.

Игра «Заблудившиеся символы».

Ребята, посмотрите на герб нашей школы и попробуйте его прочитать. (1-2 ученика рассказывают о гербе школы). Мотивация на последующую игру.

Рыцарь увидел, что вы стали хорошими герольдами и просит вас составить ему красивый и хороший герб. Он вернется в свое время, и жениться на принцессе.

Слайд 19. Задание парам.

Составить герб. Придумать из какой страны приехал рыцарь, чем славиться, какой он человек. Составляем вдвоем, затем один раскрашивает, а другой пишет письмо принцессе и рассказывает, какой человек этот рыцарь. (Варианты гербов на слайде, а также работы учеников прошлых лет).

(Приложение 7).

Итог: Выходят к доске. Представляют герб, читают письмо.

Домашнее задание: Спросить дома, что отличает вашу семью. Чем вы увлекаетесь, что любите делать. На следующем уроке будем составлять герб семьи. Каждый лично для себя.

Список литературы.

1. Геральдика России (подарочное издание): — Санкт-Петербург, Аврора, 2005 г.- 416 с.

2. Геральдика мира: — Москва, Харвест, 2008 г.- 240 с.

3. Геральдика. Гербы - Символы - Фигуры: Стивен Фрайер, Джон Фергюсон — Санкт-Петербург, АСТ, Астрель, 2009 г.- 224 с.

4. Геральдика. История, терминология, символы и значения гербов и эмблем: Джованни Санти-Мадзини — Москва, АСТ, Астрель, 2007 г.- 594 с.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта 5.http://russian-sign.h1.ru/.

6.http://gerb.rossel.ru/ter/sym11

7.http://geraldika.ru/symbols/9088.

Приложение 1.Справочная информация.

Символические изображения, выполненные по определенным правилам, и отражающие степень знатности рода, основные занятия и заслуги рода стали называться гербами.

Герб (нем.) - наследство (запись в словарик).

Вначале личные гербы имели только аристократические семьи. Изображались гербы на щитах и флагах (штандартах). Но позже появились так называемые «гербовые платья» (см. таб.): сочетание цветов подбиралось по цвету фамильных гербов и украшалось фигурными символами. И хотя символический язык гербов был понятен современникам, появились люди, изучающие и составляющие гербы - герольды. А специальная наука, изучающая гербы, называется геральдикой (запись в словарик).

Со временем герб становился сложнее - щит стали поддерживать щитодержатели, герб стала украшать лента с девизом и короной.

Особую разновидность представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в Х1-ХПвеках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. С XII века доспехи рыцарей становятся всё более и более сложными, шлем закрывает все лицо рыцаря, сам он одевается в броню целиком, с головы до пят. Кроме того, при некоторых отличиях, все доспехи были однотипными, так что опознать рыцаря не только издали, но и вблизи стало невозможно. Эта ситуация дала импульс к массовому использованию герба в качестве опознавательного знака. В дополнение к гербу, изображённому на щите, постепенно появились дополнительные гербовые знаки, которые были призваны помочь рыцарям узнавать друг друга на расстоянии и в пылу боя: навершие (клейнод) - укреплённое на верхушке шлема украшение из рогов животных и перьев птиц (этот элемент получил развитие во время рыцарских турниров), а также геральдические вымпелы и штандарты. Сочетание двух видов родовых знаков - щита и навершия - составило в дальнейшем материальную основу герба. Слайд 4. Тогда и появилось слово герб.

Герб (польск. herb от нем. Erbe — наследство), условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, рода или отдельного лица. Со временем герольды (в переводе с немецкого - глашатай) систематизировали знания о гербах, выработали общие принципы и правила их составления и распознавания и в конечном счёте создали науку "гербоведение" или "геральдику"

Основой всякого герба считается щит - как поле для изображения эмблемы. Слайд 5.

Известно пять форм западноевропейских щитов: французский, варяжский, исландский, немецкий, итальянский.

Цвет в гербе имеет символическое значение. Подумайте, что могут означать цвета золотой, серебряный, красный, зеленый, черный? (Ответы детей)

Приложение 2 Символика цвета

  • Золото - король металлов, символизирует знатность, могущество и богатство, а также христианские добродетели: веру, справедливость, милосердие и смирение.
  • Серебро - символизирует благородство, откровенность, а также чистоту, невинность и правдивость.
  • Червлёнь - символизирует храбрость, мужество, любовь, а также кровь, пролитую в борьбе.
  • Лазурь - символизирует великодушие, честность, верность и безупречность, или просто небо.
  • Зелень - символизирует надежду, изобилие, свободу и радость, но может и просто означать луговую трав.
  • Пурпур - символизирует благочестие, умеренность, щедрость и верховное господство.
  • Чёрнь - символ осторожности, мудрости, постоянства в испытаниях, а также пе…

Приложение 3. Негеральдические фигуры

  • Кошка - независимость
  • Овца - кротость
  • Кабан - неустрашимость, мужество
  • Ворон - долголетие
  • Феникс - бессмертие .
  • Змея - вечность
  • Дуб - крепость, сила
  • Раскрытая книга, факел - знания
  • Пчела - трудолюбие
  • Лавр – слава

Приложение 4.  Варианты девизов:

  • Храбрость и справедливость
  • Со щитом или на щите
  • Добрым быть, добрым слыть
  • Твори добро. Спеши творить добро
  • Живи своим умом
  • Кто ищет, тот всегда найдет
  • Большому кораблю большое плаванье
  • В единении - сила
  • В мире жить - с миром жить
  • Один за всех и все за одного
  • Усердие - мать удачи
  • Учить - ум точить
  • Наша марка

Приложение 5. Форма щита.


Приложение 6.

irbit

svobl2005

Приложение 7.

герб20001герб20003

герб20002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс

Конспект урока по изобразительному искусству на тему:«В Весеннем небе – салют Победы». Патриотическая тема в искусстве. Декоративно – сюжетная композиция.3 класс...

Конспект урока по изобразительному искусству "Из истории искусства. Древний мир."

Вам представлен подробный конспект урока по изобразительному искусству, который можно реализовать в 1 классе....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «О чём говорит искусство? Образ и характер сказочного героя»

Цели деятельности учителя: используя художественные средства выразительности (линия, цвет), помочь детям раскрыть характер и настроение образа сказочного героя.Программа "Перспектива"...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Музеи искусства. Картина-натюрморт «Русская старина»" 3 класс, Неменский Б.М.

Цели деятельности учителя: формирование знаний о натюрморте; формирование представления о старинных русских предметах обихода; обучение рисованию композиции из сложных элементов....

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...