Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Липовская Ирина Васильевна

УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_-1-4_kl.doc286 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»  составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373), с учетом Примерной программы по изобразительному искусству (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2014.- 231 с. – (Стандарты второго поколения) и на основе авторской программы Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 1-4 классы:пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева и др.]; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд. – М. :Просвещение, 2015. – 129с. 

             На изучение предмета «Изобразительное искусство» отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч – в 1 классе (при 1 ч в неделю),   34 ч – во 2, 3 и 4 классах (при 1 ч в неделю).

Учебный предмет «Изобразительное искусство»  имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только даёт ребёнку сформировать художественную культуру как неотъемлемую часть культуры духовной, но и показывает, как развить наблюдательность и фантазию, использовать эти знания в разных сферах учебной и   внеучебной  деятельности (при поиске информации, усвоении новых знаний, выполнении практических заданий), развивает способность к самостоятельной художественно – творческой деятельности.   Пробуждает у ребенка интерес к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

1 класс:

У обучающегося будут сформированы:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • развитие эстетических чувств, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

Обучающийся получит возможность для формирования:

  •  эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • видеть,  чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • в потребности  творческой деятельности и развитии собственных интересов.

         2 класс:

У обучающегося будут сформированы:

  • эстетические чувства, художественно - творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • эстетические потребности (потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности), ценности и чувства;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • овладеть навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • применять различные художественные материалы в декоративной работе,
  • строить композицию по заданной теме, используя выразительные средства изобразительного искусства;
  • выражать свои впечатления от произведений искусства.
  • сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.

3 класс

Обучающийся научится:

  • пониманию особой роли культуры в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • толерантному принятию разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций;
  • эстетически   воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории;
  • объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников;
  • выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов; 
  • навыкам коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  •  обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиции творческих задач данной темы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • понимания значения изобразительного искусства в жизни человека;
  • понимания роли искусства в собственной жизни;
  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к предмету «Изобразительное искусство» через освоение роли автора своих художественных работ. уважения к чувствам и настроениям другого человека, представления о дружбе, доброжелательным отношениям к людям;
  • мотивации к коллективной творческой работе;
  • представления о труде художника, его роли в жизни каждого человека;
  • личностной идентификации на основе общего представления о творческом самовыражении, о мире профессий в изобразительном искусстве;

4 класс

У обучающегося будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
  • учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучии, осознание своей этнической принадлежности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • основы развития этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
  • знания основных моральных норм и ориентация на их выполнение;  
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

Обучающийся получит возможность для формирования: 

  • понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно – познавательных мотивов и предпочтений социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно – познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач;    осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
  • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающих в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности.

1 класс 

Регулятивные УУД

Обучающийся научится: 

  • умению организовать место занятий;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке;
  • использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • умению  рационально строить самостоятельную творческую деятельность, 
  • осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки

цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

  • понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
  • различать основные (красный, синий, желтый) и составные (оранжевый, зеленый, фиолетовый, коричневый) цвета;
  • различать теплые (красный, желтый, оранжевый) и холодные (синий, фиолетовый, голубой) цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, бумагу);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
  • пользоваться простейшими приемами лепки (пластилин, глина);
  • выполнять простейшие композиции из бумаги.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
  • воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
  • оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении

выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

  • применять практические навыки выразительного использования линии и штриха, пятна,  цвета, формы, пространства в процессе создания композиций.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • вести диалог, слушать и понимать высказывания собеседников;
  • распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы; задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам, учителю;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • приводить аргументы и объяснять свой выбор;
  • вести диалог на заданную тему;
  • сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть

       работы с общим замыслом.

2 класс

       Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3-4 человек (средством формирования этих действий служит работа в малых группах).
  • умению сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; 
  • смешивать цвета для передачи эмоционального содержания; 
  • развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы;
  • создавать образ   с помощью разнообразных неожиданных материалов;
  • размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира.
  • эмоционально откликаться на красоту природы.
  • создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе (паутинки, снежинки и т.д.).

Обучающийся получит возможность научиться:

  • стремлению к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • овладению умением творческого видения с позиций художника;
  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с          поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта;
  • использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента;
  • передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
  • использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
  • высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • умению вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • формированию умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);
  • договариваться сообща;
  • обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность одноклассников.

                3 класс

               Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнения творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;
  • проговаривать последовательность действий на урок;.
  • работать по предложенному учителем плану;
  • отличать верно выполненное задание от неверного;
  • совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку   деятельности класса на уроке;
  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • Прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении работы;
  • Оценивать качества своей работы.
  • Рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий.
  • Принимать художественную задачу, инструкцию учителя и ход выполнения работы, предложенный в учебнике.
  • На первоначальном уровне понимать особенности художественного замысла и его воплощения.
  • Осуществлять под руководством учителя контроль по результату своей деятельности.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
  • сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.);
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания;
  • рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовывать место занятий;
  • осознано стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более оригинальных творческих результатов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • развивать композиционное мышление и воображение;
  • осуществлять поиск необходимой информации (задавать вопросы о круге интересов и отвечать на них);
  • устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • создавать декоративные композиции заданной формы.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • умению пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
  • оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа);
  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им;
  •  согласованно работать в группе;
  •  планировать работу в группе;
  •  распределять работу между участниками проекта;
  • понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
  • умению выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
  • овладению приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • умения строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
  • умения  договариваться, учитывая интересы партнера и свои;
  • умения задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
  • осуществлять взаимопомощь и взаимопомощь при взаимодействии.

                4 класс

Регулятивные УУД

Обучающийся получит возможность научиться:

• различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные худо- жественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

        •   различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

•  узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

 • называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Обучающийся получит возможность научиться: 

• воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

• видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

• высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве; использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками;
  •  использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
  • использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Обучающийся получит возможность научиться: 

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
  • передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint

 Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

  • работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя.
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, используя по возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • стремиться к координации позиций в сотрудничестве;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомощь.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета.

1 класс 

Обучающийся научится:

  • находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном;
  •  овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка);
  • видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы;
  • разглядывать узоры и формы, созданные природой ,интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях;
  • создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы);
  • овладевать первичными навыками конструирования из бумаги;
  • творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая,  моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни;
  • делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии;
  • фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Обучающийся получит возможность научиться:

  •     экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен;
  • находить примеры декоративных  украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице).
  • осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т. д.
  • рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна
  • конструировать (строить) из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок учебных действий.

        2 класс

Обучающийся научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • узнавать значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,   флористика, гончар;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • различать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
  • отличать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
  • понимать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи;
  • соблюдать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
  • способам  и приёмам обработки различных материалов;
  • организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой; ножницами;
  • передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
  • составлять композиции с учётом замысла;
  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;
  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
  • конструировать из природных материалов;
  • пользоваться простейшими приёмами лепки.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости , в объеме и пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных художественных материалов;
  • участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы искусства;
  • развивать фантазию, воображение;
  • приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
  •  анализировать произведения искусства;
  • приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных;
  • приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.

        3 класс

Обучающийся научится:

  • применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы      графической грамоты;
  • различать виды художественной деятельности.
  • различать виды и жанры в ИЗО.
  • понимать образную природу искусства.
  • эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.
  • применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.
  • узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.
  • обсуждать и анализировать произведения искусства.
  • различать названия ведущих музеев России и своего региона. видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике. использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.
  •  умению применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамотности.
  • овладению навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
  • рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.
  • эстетически воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.
  • объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.
  • выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.
  • приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать содержание и выразительные средства художественных произведений. сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.
  • выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.
  • создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. выбирать характер линий для изображения того или иного образа.
  • овладеть на практике основами цветоведения.
  • использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.
  • создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.
  • изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

        4 класс

Обучающийся научится:

  • осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно- творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним;
  • решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

                Планируемые результаты

В результате изучения искусства у обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
  • появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
  • научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
  • будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint

Для  достижения результатов  обучения используются педагогические технологии, ориентированные на свойства личности, реализацию гуманно-личностного подхода к ребенку, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. Работа с применением данных технологий обеспечивает наиболее полное погружение учащихся в педагогический процесс, позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА (135 ч)  

1 класс (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать (9 ч)

Изображения, созданные художниками, встречаются всюду в нашей повседневной жизни и влияют на нас. Каждый ребёнок тоже немножко художник, и, рисуя, он учится понимать окружающий его мир и других людей. Видеть – осмысленно рассматривать окружающий мир – надо учиться, и это очень интересно; именно умение видеть лежит в основе умения рисовать.

         Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.

Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.

  • Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть. Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски. Изображать можно и то, что невидимо(настроение). Художники и зрители (обобщение темы).

Ты украшаешь (8 ч)

Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.

Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им  наглядно выявлять свои роли. 

Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.

  • Мир полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотипия. Украшения птиц. Объёмная аппликация. Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).

Ты строишь 11 ч)

Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.

Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать. Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета. Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы. 

  • Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа. Дом снаружи и внутри. Строим город. Все имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем (экскурсия, обобщение темы).

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)

Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.

Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.

Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.

Навыки коллективной творческой деятельности.

  • Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна.  Времена года (экскурсия) Здравствуй, лето!  Урок любования (обобщение темы).

2 класс (34ч)

Искусство и ты

Как и чем работает художник? (8)

Представление о разнообразии художественных материалов, которые использует в своей работе художник. Выразительные возможности художественных материалов. Особенности, свойства и характер различных материалов. Цвет: основные, составные, дополнительные цвета. Смешение красок. Роль черной и белой красок. Ритм линий, ритм пятен. Лепка. Моделирование из бумаги. Коллаж.

Реальность и фантазия (7)

Для изображения реальности необходимо воображение. Для создания фантастического образа необходима опора на реальность. Значение фантазии и воображения для творчества художника. Изображение реальных и фантастических животных. Изображение узоров, увиденных в природе, и орнаментов для украшения человека. Изображение фантазийных построек. Развитие духовной и эмоциональной сферы ребенка через общение с природой.

О чем говорит искусство (11)

Важнейшая тема курса. Искусство выражает чувства человека, его понимание и отношение к тому, что он изображает, украшает и строит. Изображение состояний (настроений) в природе. Изображение доброго и злого сказочного образа. Украшения, характеризующие контрастных по характеру, по их намерениям персонажей. Постройки для добрых и злых, разных по характеру сказочных героев.

Как говорит искусства (8)

Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. Эмоциональное воздействие цвета: теплое — холодное, звонкое и глухое звучание цвета. Выразительные возможности линии. Понятие ритма; ритм пятен, линий. Выразительность соотношения пропорций. Выразительность фактур. Язык изобразительного искусства и его выразительные средства служат выражению мыслей и чувств художника.

3 класс (34 ч)

Искусство вокруг нас

Искусство в твоем доме (8)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем стоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими: одни подходят для работы, другие — для отдыха; одни служат детям, другие — взрослым. Как вы глядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника. Братья-Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребенка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Искусство на улицах твоего города (7)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры. Атрибуты современной  жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный  транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

Художник и зрелище (11)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

Художник и музей (8)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды работы художника. А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

4 класс (34 ч)

Каждый Народ - Художник (Изображение, Украшение, Постройка в творчестве Народов Всей Земли)

Истоки родного искусства (8)

Знакомство с истоками родного искусства — это знакомство со своей Родиной. В постройках, предметах быта, в том, как люди одеваются и украшают одежду, раскрывается их представление о мире, красоте человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Гармония жилья с природой. Природные материалы и их эстетика. Польза и красота в традиционных постройках. Дерево как традиционный материал. Деревня - деревянный мир. Изображение традиционной сельской жизни в произведениях русских художников. Эстетика труда и празднества.

Древние города нашей земли (7)

Красота и неповторимость архитектурных ансамблей Древней Руси. Конструктивные особенности русского города-крепости. Крепостные стены и башни как архитектурные постройки. Древнерусский каменный храм. Конструкция и художественный образ, символика архитектуры православного храма. Общий характер и архитектурное своеобразие древних русских городов (Новгород, Псков, Владимир, Суздаль, Ростов и др.). Памятники древнего зодчества Москвы. Особенности архитектуры храма и городской усадьбы. Соответствие одежды человека и окружающей его предметной среды. Конструктивное и композиционное мышление, чувство пропорций, соотношения частей при формировании образа.

Каждый народ – художник (11)

Представление о богатстве и многообразии художественных культур мира. Отношения человека и природы и их выражение в духовной сущности традиционной культуры народа, в особой манере понимать явления жизни. Природные материалы и их роль в характере национальных построек и предметов традиционного быта. Выражение в предметном мире, костюме, укладе жизни представлений о красоте и устройстве мира. Художественная культура — это пространственно-предметный мир, в котором выражается душа народа. Формирование эстетического отношения к иным художественным культурам. Формирование понимания единства культуры человечества и способности искусства объединять разные народы, способствовать взаимопониманию.

Искусство объединяет народы (8)

От представлений о великом многообразии культур мира — к представлению о едином для всех народов понимании красоты и безобразия, коренных явлений жизни. Вечные темы в искусстве: материнство, уважение к старшим, защита Отечества, способность сопереживать людям, способность утверждать добро. Изобразительное искусство выражает глубокие чувства и переживания людей, духовную жизнь человека. Искусство передает опыт чувств и переживаний от поколения к поколению. Восприятие произведений искусства — творчество зрителя, влияющее на его внутренний мир и представления о жизни.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  

п/п

Наименование раздела и тем

Часы

учебного

времени

Характеристика видов учебной деятельности

1 класс (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

1

Ты учишься изображать

9 ч

Находить в окружающей действительности изображения, сделанные художниками Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах.

Придумывать и изображать то, что каждый хочет ,умеет и любит. ). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки. Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской. Воспринимать выразительность большой формы в скульптурных изображениях, наглядно сохраняющих образ исходного природного материала (скульптуры С. Эрьзи, С.Коненкова). Овладевать первичными навыками изображения в объеме. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыками работы графическими материалами (черный фломастер, простой карандаш, гелевая ручка). Овладевать первичными навыками работы гуашью. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешения и наложения цветовых пятен при создании красочных ковриков. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

2

Ты украшаешь

8 ч

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности (в школе, дома, на улице). Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть неожиданную красоту в неброских, на первый взгляд незаметных, деталях природы, любоваться красотой природы. Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т.д.) и любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации, живописной и графической росписи, монотипии и т.д. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материала, при совмещении материалов. Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года, какие можно придумать украшения, фантазируя на основе несложного алгоритма действий. ). Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению определять их роль в создании новогодних украшений.

3

Ты строишь

11 ч

Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток («кирпичиков»). Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать (строить) из бумаги (или коробочек-упаковок) разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Учиться воспринимать и описывать архитектурные впечатления.

Делать зарисовки города по впечатлению после экскурсии. Участвовать в создании коллективных панно-коллажей с изображением городских (сельских) улиц. Овладевать навыками коллективной творческой деятельности под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности.

4

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5 ч

Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): украшение, изображение, постройка. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Овладевать художественными приемами работы с бумагой (бумагопластика), графическими материалами, красками. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Сотрудничать с товарищами в процессе совместной работы (под руководством учителя), выполнять свою часть работы в соответствии с общим замыслом. Овладевать навыками образного видения и пространственного масштабного моделирования. Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т. е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Развивать навыки работы с живописными и графическими материалами. Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!».

Всего

33ч

2 класс (34ч)

Искусство и ты

1

Как и чем работает художник?

8 ч

Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». Овладевать первичными живописными навыками. Изображать на основе смешивания трех основных цветов разнообразные цветы по памяти и впечатлению. . Овладевать техникой и способами аппликации. Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания геометрических форм (конуса, цилиндра, прямоугольника) из бумаги, навыки перевода плоского листа в разнообразные объемные формы. Создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов. Обобщать пройденный материал, обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

2

Реальность и фантазия

7 ч

Рассматривать, изучать и анализировать строение реальных животных. Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. Закреплять навыки работы от общего к частному. Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. .). Придумывать выразительные фантастические образы животных. Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Осваивать приемы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. Конструировать из бумаги формы подводного мира. Участвовать в создании коллективной работы. Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными постройками. Понимать роль, взаимодействие в работе трех Братьев-Мастеров (их триединство). Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки. Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников.

3

О чем говорит искусство

11 ч

Наблюдать природу в различных состояниях.

Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. Развивать колористические навыки работы гуашью. Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях. Давать устную зарисовку-характеристику зверей. Входить в образ изображаемого животного. Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. Развивать навыки работы гуашью. Создавать  противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. Характеризовать доброго и злого сказочных героев. Сравнивать и анализировать возможности использования изобразительных средств для создания доброго и злого образов. Учиться изображать эмоциональное состояние человека.   заминание, вытягивание, защипление). Создавать живописными материалами выразительные контрастные образы доброго или злого героя (сказочные и былинные персонажи).  Сравнивать, сопоставлять выразительные возможности различных художественных материалов, которые применяются в скульптуре (дерево, камень, металл и др.). Развивать навыки создания образов из целого куска пластилина. Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером. Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы вырезать из бумаги богатырские доспехи, кокошники, воротники). Украшать кокошники, оружие для добрых и злых сказочных героев и т.д.   Сопереживать, принимать участие в создании коллективного панно. Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек .Приобретать опыт творческой работы. Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.

4

Как говорит искусство

8 ч

Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью.           Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т. п.). Расширять знания о средствах художественной выразительности. Уметь видеть линии в окружающей действительности. Получать представление об эмоциональной выразительности линии. Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка — изображение весенней земли).

Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. Повторять и закреплять полученные знания и умения. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. Использовать в работе сочетание различных инструментов и материалов.
Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением. Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Понимать, что такое ритм. Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. Развивать навыки творческой работы в технике обрывной аппликации. Расширять знания о средствах художественной выразительности. Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций.
Повторять и  закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». Сотрудничать  товарищами в процессе совместной творческой работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять работу в границах заданной роли.
Анализировать детские работы на выставке, рассказывать о своих впечатлениях от работ товарищей и произведений художников. Понимать и уметь называть задачи, которые решались в каждой четверти. Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето.

Всего

34 ч

3 класс (34 ч)

Искусство вокруг нас

1

Искусство в твоем доме

8 ч

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединенных общим образным решением. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.  Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).  Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Эстетически оценивать работы сверстников.

2

Искусство на улицах твоего города

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Осознавать   и  уметь   объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города. Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

3

Художник и зрелище

11 ч

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создаватъ  красочные  выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, веселое, подвижное. Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции. Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.  Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).  Объяснять  работу художника  по  созданию облика праздничного города. Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества

4

Художник и музей

8 ч

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать,  что  великие   произведения   искусства являются национальным достоянием. Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени

А. С. Пушкина. Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.  Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом. Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах. Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах. Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивать живописные и композиционные навыки. Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.  Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т. д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образцах. Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

Всего

34 ч

4 класс (34 ч)

Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

1

Истоки родного искусства

Характеризовать красоту природы родного края.
Характеризовать особенности красоты природы разных климатических зон. Изображать характерные особенности пейзажа родной природы. Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы. Овладевать живописными навыками работы гуашью. Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества. Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение ее от дельных элементов.
Изображать графическими или живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.
Овладевать навыками конструирования — конструировать макет избы. Создавать коллективное панно (объемный макет) способом объединения индивидуально сделанных изображений. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Приобретать  представление об особенностях  национального образа мужской и женской красоты. Понимать и анализировать конструкцию русского народного костюма. Приобретать опыт эмоционального восприятия традиционного народного костюма.Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастера Изображения, Мастера Украшения и Мастера Постройки) при создании русского народного костюма. Характеризовать и эстетически оценивать образы человека в произведениях художников. Создавать женские и мужские народные образы (портреты). Овладевать навыками изображения фигуры человека. Изображать сцены труда из крестьянской жизни.
Эстетически оценивать красоту и значение народных праздников. Знать и называть несколько произведений русских художников на тему народных праздников. Создавать индивидуальные композиционные работы и коллективные панно на тему народного праздника. Овладевать на практике элементарными основами композиции.

2

Древние города нашей земли

7 ч

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры. Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, торг, посад). Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства. Знать картины художников, изображающие древнерусские города. Создавать макет древнерусского города. Эстетически оценивать красоту древнерусской храмовой архитектуры. Получать представление о конструкции здания древнерусского каменного храма. Понимать роль пропорций и ритма в архитектуре древних соборов. 
Моделировать или изображать
 древнерусский храм (лепка или постройка макета здания; изобразительное решение). Знать и называть основные структурные части города, сравнивать и определять их функции, назначение. Изображать и моделировать наполненное жизнью людей пространство древнерусского города. Учиться понимать красоту исторического образа города и его значение для современной архитектуры. Интересоваться историей своей страны. Знать и называть картины художников. Изображать древнерусских воинов. Овладевать навыками изображения фигуры человека. Выражать свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов. Рассуждать об общем и особенном в древнерусской архитектуре разных городов России. Уметь объяснять значение архитектурных памятников древнего зодчества для современного общества. Создавать образ древнерусского города. Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат). Различать деятельность каждого из Братьев-Мастеров (Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки) при создании теремов и палат. Выражать в изображении праздничную нарядность, узорочье интерьера терема (подготовка фона для следующего задания). Понимать роль постройки, изображения, украшения при создании образа древнерусского города.  Создавать изображения на тему праздничного пира в теремных палатах. Создавать многофигурные композиции в коллективных панно. Сотрудничать в процессе создания общей композиции.

3

Каждый народ - художник

11 ч

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте. Иметь интерес к иной и необычной художественной культуре. Иметь представления о целостности и внутренней обоснованности различных  художественных культур. Воспринимать эстетический характер традиционного для Японии понимания красоты природы. Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды). Сопоставлять традиционные представления о красоте русской и японской женщин. Понимать особенности изображения, украшения и постройки в искусстве Японии. Изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой; цветок с бабочкой; трава с кузнечиками, стрекозами; ветка цветущей вишни на фоне тумана, дальних гор), развивать живописные и графические навыки.  Создавать женский образ в национальной одежде в традициях японского искусства. Создавать образ праздника в Японии в коллективном панно. Приобретать новые навыки в изображении природы и человека, новые конструктивные навыки, новые композиционные навыки. Приобретать новые умения в работе с выразительными средствами художественных материалов. Осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира. Понимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, живя в самых разных природных условиях, создавать свою самобытную художественную культуру. Изображать сцены жизни людей в степи и в горах, передавать красоту пустых пространств и величия горного пейзажа. Овладевать живописными навыка ми в процессе создания самостоятельной творческой работы. Характеризовать особенности художественной культуры Средней Азии. Объяснять связь архитектурных построек с особенностями природы и природных материалов. Создавать образ древнего среднеазиатского города. Осваивать основы конструкции, соотношение основных пропорций фигуры человека. Изображать олимпийских спортсменов (фигуры в движении) и участников праздничного шествия (фигуры в традиционных одеждах). Создавать коллективные панно на тему древнегреческих праздников. Видеть и объяснять единство форм костюма и архитектуры, общее в их конструкции и украшениях. Использовать выразительные возможности пропорций в практической творческой работе. Создавать коллективное панно. Использовать и развивать навыки конструирования из бумаги (фасад храма). Развивать навыки изображения человека в условиях новой образной системы. Осознавать цельность каждой культуры, естественную взаимосвязь ее проявлений. Рассуждать о богатстве и многообразии художественных культур народов мира. Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках. Соотносить особенности традиционной культуры народов мира в высказываниях, эмоциональных оценках, собственной художественно творческой деятельности. Осознать как прекрасное то, что человечество столь богато разными художественными культурами.

4

Искусство объединяет народы

8 ч

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства. Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений. Развивать навыки композиционного изображения. Изображать образ материнства (мать и дитя), опираясь на впечатления от произведений искусства и жизни.  Развивать навыки восприятия произведений искусства. Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких людей. Создавать в процессе творческой работы эмоционально выразительный образ пожилого человека (изображение по представлению на основе наблюдений). Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.  Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.  Выражать художественными средствами свое отношение при изображении печального события. Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет. Приобретать творческий композиционный опыт в создании героического образа. Приводить примеры памятников героям Отечества. Приобретать творческий опыт создания проекта памятника героям (в объеме). Овладевать навыками изображения в объеме, навыками композиционного построения в скульптуре. Приводить примеры произведений изобразительного искусства, посвященных теме детства, юности, надежды, уметь выражать свое отношение к ним. Выражать художественными средствами радость при изображении темы детства, юности, светлой мечты. Развивать композиционные навыки изображения и поэтического видения жизни. Объяснять и оценивать свои впечатления от произведений искусства разных народов. Узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения искусства и традиционной культуры.
Рассказывать об особенностях художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, об особенностях понимания ими красоты. Объяснять, почему многообразие художественных культур (образов красоты) является богатством и ценностью всего мира. Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.Участвовать в обсуждении выставки.

Всего

34 ч

Итого

135 ч

Формы организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности

     

В основу организации учебных занятий и основных видов деятельности учащихся  положен системно-деятельностный подход, позволяющий формировать у обучающихся универсальные учебные  действия.

  В курсе изучения  изобразительного искусства используется чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, а также проведение   нетрадиционных видов уроков, таких как:

- «путешествие», «экскурсия», «выставка»,  «музыкальная гостиная», «презентация», «творческие проекты».

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.  

           Осуществляется сочетание коллективных форм работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки.   Широко используются  разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучение художественного наследия, подбор иллюстративного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...