Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Ларина Ольга Николаевна
Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. УМК "Планета Знаний"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx28.36 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа по изобразительному искусству разработана с учётом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Содержание программы «Изобразительное искусство» соответствует следующим целям:

— приобщение школьников к миру изобразительного искусства, развитие их творчества и духовной культуры;

—освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;

—воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Реализация целей программы рассматривается в связи с системой функций предмета  «Изобразительное искусство»:

—эмоционально-развивающая функция, состоящая в воздействии искусства на эмоционально-чувственную сферу личности, способствующая обогащению этой сферы, развитию эмоциональной отзывчивости личности на произведения искусства как на отражение человеческих переживаний, эмоций, чувств;

—ценностно-ориентационная функция, позволяющая учащимся использовать приобретённые художественные знания, умения и навыки для самостоятельной ориентации в художественной культуре, в окружающей их социокультурной среде по высшим духовно-нравственным и эстетическим критериям;

—информационная функция, обеспечивающая расширение общего и художественного информационного пространства через освоение учащимися основных источников и каналов информации об искусстве (в том числе аудиовизуальных, компьютерных, текстовых и др.).

Программа «Изобразительное искусство» позволяет решать следующие задачи:

—сформировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

—сформировать познавательный интерес и положительное отношение к изобразительному искусству, народному и декоративно-прикладному искусству, архитектуре и дизайну;

—ознакомить с шедеврами русского и зарубежного изобразительного искусства;

—сформировать эстетическое восприятие произведений искусства; эстетическое отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

—сформировать представления о видах и жанрах изобразительного искусства, в том числе об архитектуре, дизайне как видах искусства, об основных видах народного и декоративно-прикладного искусства;

—сформировать практические умения и навыки в восприятии, анализе и оценке произведений искусства; обучить пониманию языка графики, живописи, скульптуры, умению анализировать средства художественной выразительности произведений искусства;

—обучить теоретическим и практическим основам рисунка, живописи, композиции, лепки;    обучить основам народного и декоративно-прикладного искусства;

—обучить основам дизайна (элементам проектирования, конструирования, макетирования и моделирования)

— развить у школьников способность выражать в творческих работах своё отношение к окружающему миру;

— обучить элементарным умениям, навыкам, способам художественной деятельности;

— обучить основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;

— обучить способам изображения растений, животных, пейзажа, портрета и фигуры человека на плоскости или в объёме;

— развить творческое воображение, художественное мышление, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности;

— развить эмоционально-эстетическую и нравственную сферы личности.

Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие творческой одарённости ребёнка.

Основные разделы программы

В программе выделены следующие структурные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что даёт возможность постепенно расширять и усложнять его с учётом конкретного возрастного этапа: «Мир изобразительного искусства», «Мир народного искусства», «Мир декоративного искусства», «Мир архитектуры и дизайна». Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Учащиеся получают представление обо всех видах пластических искусств. Изучаются их ценностные аспекты и закономерности, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации.

Внутри каждой из структурных линий изучаются основы художественного языка  на доступном теоретическом и практическом уровне. При этом осуществляется связь художественного творчества  с окружающей жизнью

Раздел «Мир изобразительного искусства» включает изучение видов и жанров, художественного языка в процесс се бесед об искусстве, индивидуального и коллективного художественного творчества. Учащиеся знакомятся с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством известных художников, их манерой работы и высказываниями об искусстве. Эта деятельность направлена на духовно - нравственное развитие детей и освоение средств художественной выразительности. Через творчество мастеров ребёнок постигает жизненно важные для него ценности, запечатлённые в шедеврах искусства

Знакомясь с произведениями изобразительного искусства, учащиеся постепенно учатся владеть терминологией, выражать своё отношение к цветовому решению, различать тёплые,  холодные цвета, уметь представлять образы и цвета. Педагог использует элементы языка искусства при анализе произведений и в обучении ребёнка различным видам художественного творчества. Происходит формирование у детей восприятия цвета и формы как учебного материала. Учащиеся осознают, что с помощью этих средств можно передать своё настроение, нарисовать портрет и пейзаж, сконструировать объекты дизайна, проиллюстрировать историю или сказку.

Раздел программы «Мир народного искусства».

Учащиеся знакомятся с ведущими традиционными народными художественными

промыслами и осваивают основные принципы народного искусства — повтор, вариацию и импровизацию. В 3 классе подчёркивается значение изделий народных мастеров в формировании предметной среды. Обращается внимание на особенности формообразования в керамических изделиях народных умельцев (Скопин). Детям предлагается выполнить элементарное проектирование керамической посуды с целевым назначением на основе стилизации форм животных в традициях народных художественных промыслов.

В3 классе изучаются художественные достоинства ансамбля русского народного мужского и женского костюмов, и костюмов народов России, уделяется внимание изучению

композиционных схем размещения орнаментов — ленточного, замкнутого (квадрат, прямоугольник, круг). Орнамент рассматривается как неотъемлемая часть образа художественной вещи.

В разделе программы «Мир народного и декоративного искусства» дети изучают традиционные знаки и символы орнаментов, композиционные схемы размещения орнаментов — ленточный, замкнутый (квадрат, прямоугольник, круг), основные виды орнамента по характеру мотивов (геометрический, растительный).

Раздел программы «Мир архитектуры и дизайна» предполагает работу с чертежами, эскизами, графическими знаками, овладение приёмами комбинаторики и эвристики, элементарное проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование, развитие чувства стиля.

3 класс

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.

Н.М. Сокольникова. Обучение в 3 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  3 класс (34 ч)

«Мир изобразительного искусства» (13 ч)

«Путешествие в мир искусства»  Знакомство с ведущими художественными музеями мира. Британский музей (Лондон). Лувр (Париж). Музей Прадо (Мадрид). Дрезденская картинная галерея (Дрезден). Музей Гуггенхайма (Нью Йорк).

«Жанры изобразительного искусства»  Натюрморт. Пейзаж. Портрет.

«Мир народного искусства» (5ч)

Резьба по дереву. Деревянная и глиняная посуда. Богородские игрушки. Жостовские подносы. Павловопосадские платки. Скопинская керамика.

«Мир декоративного искусства» (8ч)

 Декоративная композиция. Замкнутый орнамент. Декоративный натюрморт. Декоративный пейзаж. Декоративный портрет.

«Мир архитектуры и дизайна» (8 ч)

Форма яйца. Форма спирали. Форма волны

Основные задачи обучения и развития:

— изучение выразительных возможностей графических материалов (графитный и цветной карандаши, фломастеры, тушь, перо, пастельные и восковые мелки и др.) в передаче различной фактуры;

— обучение умению выбирать живописные приёмы (по сырому, лессировка, раздельный мазок и др.) в соответствии с замыслом композиции;

— продолжение освоения приёмов лепки фигуры человека и животных с учётом передачи пропорций;

— продолжение освоения «Азбуки цвета» (основ цветоведения), цветовой контраст и нюанс; проведение экспериментов по составлению различных цветовых оттенков;

— продолжение изучения способов передачи пространства на плоскости листа (загораживание, уменьшение удалённых объектов и размещение их ближе к верхнему краю листа); освоение цветового, текстурного, тектонического мерного и образного пространства в процессе игр (изобразительных, декоративных и конструктивных);

— формирование умения выделять композиционный центр (размером, цветом, композиционной паузой и др.);

— ознакомление с художественно - конструктивными особенностями русской деревянной избы;

— продолжение знакомства с традиционными народными художественными промыслами (резьба по дереву, богородские игрушки, жостовские подносы, павловопосадские платки, скопинская керамика);

— изучение традиционных знаков (земли, воды,  и др.) и мотивов (древо жизни, ладья, русалка, птица и др.) народных орнаментов;

— продолжение знакомства с приёмами ассоциативного рисования (ассоциации с различной фактурой);

— обучение умению узнавать форму спирали, волны и яйца в объектах дизайна и архитектуры; создавать эскизы и модели объектов дизайна на основе этих форм;

— продолжение ознакомления с проектной деятельностью исследовательского и творческого характера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ  к концу 3 класса  учащиеся научатся:

· различать основные жанры (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический, батальный, бытовой, анималистический) произведений изобразительного искусства и его виды: графика (книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика), живопись, скульптура;

· называть ведущие художественные музеи России и мира;

· различать и называть цвета цветового круга (12 цветов),

основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета;

применять эти цвета в творческой работе;

· применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

· правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы;

· выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;

· изображать с натуры и по памяти отдельные предметы,

группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;

· передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;

· использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;

· изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;

· передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;

· определять (узнавать), группировать произведения традиционных народных художественных промыслов (Дымка, Филимоново, Городец, Хохлома, Гжель, Полхов-Майдан, Мезень, Каргополь, Жостово, Богородское, Скопин, Вологда, Палех, Федоскино, Павловский Посад и др.);

· изготавливать изделия в традициях художественных промыслов;

· выполнять несложные модели.

Познавательные

· находить нужную информацию, используя словари учебника, дополнительную познавательную литературу справочного характера;

· наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональное состояние;

· различать многообразие форм предметного мира;

· сравнивать произведения изобразительного искусства по заданным критериям, классифицировать их по видам и жанрам;

· группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру и эмоциональному состоянию;

· выполнять несложные модели дизайнерских объектов;

· выстраивать в композиции сюжет, смысловую связь между объектами, последовательность событий.

Н.М.Сокольникова.  УМК «Планета Знаний». Календарно-тематическое планирование  

3 класс

п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования  к уровню подготовки учащихся

Мир изобразительного искусства

1

Художественные музеи мира. Рамы для картин

Ведущие художественные музеи мира;

Знать  ведущие художественные музеи мира. Имена великих художников и их картин

2

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт «Чайный натюрморт»

Натюрморт. Пейзаж. Портрет

 Знать определение натюрморта. Различать различные жанры изобразительного искусства.

3

Светотень

Светотень.

Способы получения светотени, ее изображение

4

Школа графики. Рисование крынки, куба

Правильно использовать выразительные возможности графических материалов в передаче различной фактуры

5

Пейзаж. Перспектива. Учимся у мастеров

Пейзаж. Перспектива , ее виды

Знать определение пейзажа.

Иметь представление о разнообразных видах перспективы.

Уметь изображать перспективу.

6

Аллея в парке.

Горный пейзаж

Пейзаж.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти и воображению), выбирать  живописные приемы в соответствии с замыслом композиции; составлять  цветовые оттенки

7

Школа живописи.

Осенний пейзаж

Пейзаж

8

Портрет.

Учимся у мастеров

Портрет

9

Школа рисунка.

Портрет девочки

Портрет.

 Уметь рисовать портрет девочки  по плану; применять цветовой нюанс и контраст, выразительные возможности цветов

10

Портрет сказочного героя

Портрет.

Уметь образно характеризовать персонажи сказок в рисунках; выбирать горизонтальное или вертикальное расположение; использовать выразительные возможности цветового фона в иллюстрациях

11

Силуэт (работа с ножницами)

Силуэт.

Правила безопасной работы с инструментами

Знать определение силуэта.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в конструктивной работе

12

Школа коллажа

Коллаж

Знать, что называется коллажем.

Уметь продумывать план действий при работе в парах, группах; руководствоваться определенной техникой при создании художественно- творческой работы

13

Мои творческие достижения

Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме; работать самостоятельно или в группе

Мир народного искусства

14 (1)

Резьба по дереву.

Рельефная композиция «Русская деревня»

Резьба по дереву

Уметь различать многообразие форм предметного мира; конструировать по замыслу; моделировать предметы на плоскости

15 (2)

Композиция «Жизнь в крестьянском доме»

Крестьянская изба

Уметь изображать глубину пространства на плоскости; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами

16 (3)

Деревянная и глиняная посуда

Деревянная и глиняная посуда

Уметь правильно использовать выразительные возможности графических материалов в передаче различной фактуры

17 (4)

Жостовские подносы. Жостовская роспись

Жостовская роспись

Знать традиционные народные художественные промыслы.

Уметь рисовать жостовскую роспись

18 (5)

Мои творческие достижения

Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме; работать самостоятельно или в группе

Мир декоративного искусства

19 (1)

Декоративные композиции

Декоративно – прикладное искусство

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке; подбирать краски и цветовую гамму (колорит) в соответствии с передаваемым в работе настроением

20 (2)

Орнамент на салфетке (аппликация)

Орнамент

Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

21 (3)

Декоративный натюрморт «Фрукты в вазе»

Декоративный натюрморт

 Уметь изображать глубину пространства на плоскости; передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами

22 (4)

Декоративный пейзаж «Старый город», «Весенняя листва», «Жаркие страны»

Декоративный пейзаж

Уметь применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по памяти и воображению), выбирать  живописные приемы в соответствии с замыслом композиции; составлять цветовые оттенки

23 (5)

Декоративный портрет. Богатырь

Декоративный портрет

Уметь применять цветовой контраст и нюанс, выразительные возможности цветов

24 (6)

Школа декора.

Катаем шарики. Рисуем нитками

Техника декоративных работ

Уметь пользоваться разными приемами декорации;  следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

25 (7)

Писанки (расписные яйца)

Расписные яйца

Уметь применять приемы акварельной и гуашевой живописи

26 (8)

Мои творческие достижения

Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме; работать самостоятельно или в группе

Мир дизайна и архитектуры

27 (1)

Архитектура. Форма яйца. Город будущего

Архитектура. Форма яйца

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры

28 (2)

Дизайн. Эскизы предметов быта, моделей одежды

Дизайн

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры; конструировать по свободному замыслу

29 (3)

Школа дизайна. Изготовление свечи

Дизайн

 Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

30 (4)

Архитектура. Форма спирали. Здание

Архитектура. Форма спирали

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры

31 (5)

Школа дизайна. Роза

Дизайн

Уметь анализировать, из каких деталей состоит объект; различать формы в объектах дизайна и архитектуры

32 (6)

Домик для Мальвины

Архитектура. Форма спирали

Уметь конструировать по свободному замыслу

33 (7)

Школа  дизайна. Коробок для печенья

Дизайн

Уметь следовать при выполнении творческой работы инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия

34-35 (8-9)

Мои творческие достижения

Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности по теме; работать самостоятельно или в группе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Программа разработана на основе государственной  образовательной системы «Школа 2100», Сборник программ. Начальная школа / Под научной редакцией Д.И. Фельдште...

Рабочая программа по изобразительному искусству з класс по программе Б.М.Неменского

Данная рабочая программа используется в разных УМК ("Школа России", "Школа 2100" и др.). Надеюсь, что кому-то она пригодится....

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...

Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...

Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")

Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...