Главные вкладки

    графика как вид изобразительного искусства.
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

    Бритик Екатерина Александровна

    Конспект урока "графика как вид изобразительного искусства"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grafika_kak_vid_izobrazitelno_iskusstva.docx22.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Название

    Содержание

    Возможная деятельность учащихся

    1.Организационный момент

     Добрый день, добрый час!

    Как я рада видеть вас.

    Друг на друга посмотрели

    И  тихонечко все  сели.

     Улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь мне. Давайте с чувством добра и хорошего настроения начнем урок.

    2. Целеполагание

    Ребята,  сегодня на уроке мы с вами с графикой как видом изобразительно искусства.

     

    3.Работа над новым материалом

    4.Физ.минутка

    5.Закрепление изученного материала.

    6.Итог урока

    Ребята, кто может дать определение слова искусство? Искусство существовало с древнейших времен. Ведь потребность творить прекрасное, восхищаться красотой и гармонией окружающего мира заложена в человеке самой Природой. Поэтому искусство не устаревает: созданный сотни и тысячи лет назад произведения волнуют нас и сегодня своей красотой и совершенством. Ещё когда наши предки обитали в пещерах, одевались в звериные шкуры, а пищу добывали охотой, уже тогда они стремились украсить свою жизнь. Пусть грубо и неумело, но ведь их этому никто не учил! Уже тогда, во времена первобытных художников появились все виды изобразительного искусств

    Скульптура - когда высекали из камня и лепили фигурки из глины

    Живопись - когда украшали скалы росписями

    Графика - когда на стенах пещер рисовали сажей или углем

    Декоративное искусство - когда вырезали узоры по камню и кости, изготавливали и

    расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камушков

    Через много тысяч лет рядом с художниками появились искусствоведы, т.е. люди ведающие (знающие) искусство. Вот они, чтобы было удобнее изучать виды и дали им названия и нашли у каждого из них свои отличительные особенности, о которых мы и поговорим: 

    Страна пластических искусств имеет свой особый язык. Каждый вид искусства говорит с нами, говорит на своем языке:(слайд 8 Приложения 1)

    Живопись – цветом на плоскости

    Графика – линией и пятном на плоскости

    Скульптура – на языке объёмов и форм,

    Архитектура – конструкции и пространства,

    Дпи – и объёма, и цвета, и линий, и пространства…

    Помнишь, как в поисках пищи Буратино сунул свой нос в котелок и проткнул в нём дырку - и котелок и очаг были нарисованы на куске старого холста. С каким видом искусства познакомился Буратино?

    Я знаю что Алексей подготовил информацию о живописи…….

    Они написаны красками.( Эти работы разноцветные, главный исполнитель в них цвет, цветовые сочетания). 

     

    - если художник рисует дома, деревья, реки, природу. Как называются эти картины? (пейзаж)

    - когда на картине изображено лицо человека, как называется эта картина?(портрет)

    - что мы видим на этой картине? Как она называется? О чем рассказывает?(натюрморт)  

    натюрморт нам рассказывает не только об особой жизни предметов, но и о людях, об их отношении к вещам, и о том, что особенно дорого художнику.

    - теперь рассмотрим графику. Чем, каким материалом выполнены эти работы? (карандашом, углем).  Чем отличаются эти картины от предыдущих? (Они не цветные, они выполнены одним цветом, и главный исполнитель в них линия)

    -

    Точка, точка,  два крючечка, ротик, носик, оборотик , палка, палка, огуречик получился?..........(человечек)

    Такого же человечка рисовал на стене пещеры углем и самый первый художник на свете. Рисовал, не подозревая о том, что открывает новый вид искусства.

    Ученик Графика - искусство в первую очередь рисунка. Её название происходит от греческого “графо” - пишу, черчу, рисую. Именно этот вид искусства был наиболее древним. График использует сочетание черного и белого, (белая - бумага, черный - карандаш, уголь, другой сухой материал)

    Линия и сочетание черных и белых пятен - язык графики. Она может быть и цветной - например работы пастелью.

    теперь рассмотрим графику. Чем, каким материалом выполнены эти работы? (карандашом, углем).  Чем отличаются эти картины от предыдущих? (Они не цветные, они выполнены одним цветом, и главный исполнитель в них линия)

    Живописцы, например, родную природу пишут красками, мастерски пользуясь цветом. 
    Графики своё любование природой часто передают с помощью черного и белого цветов. 
    Имея белый лист и черный карандаш, график может выполнить, правдоподобно изобразить черточками любой предмет.
    Почему черточками?
    Черточка – основа рисунка. Она бывает короткая, длинная, жирная и тонкая: именно от черточки (линии, штриха) получил название этот вид искусства. 
    Графика в переводе с греческого языка означает «черчу, пишу, рисую».
    Зачирикать бумагу можно действительно быстро, а вот создать черточками рисунок – для этого нужно время, терпение и мастерство.
    – Посмотрите на эти рисунки. 
    (Показать иллюстрации, презентация)
    – Узнаете материалы, которыми они нарисованы? Здесь есть работы, сделанные цветными карандашами, восковыми мелками, а вот эта работа выполнена сангиной. Этот материал похож на мягкий мелок рыжевато-коричневого цвета. 
    (Показать иллюстрацию).
    – Рисунок тушью, углём, карандашом, сангиной, ручкой, называется графикой.
    – В графике, действительно, часто используются белые и черные пятна и линии. Но разве в жизни их нет?
    – Вот ваза у окна. На фоне солнечного света она кажется темной, почти черной. А поставьте ее против темной стены – сразу посветлеет. Сочетание темного и светлого очень помогает художнику-графику передавать предметы правдоподобно. Однако, он вправе выбрать и другие цвета карандашей. Черный не обязателен. График может нарисовать картину синим цветом, используя разные его оттенки.

    Рисунки, выполненные углем, намного ярче, точнее, графичнее, чем карандаш. Кроме угля и карандаша, в графике используется тушь. Ею рисовать труднее, нужно ловко владеть пером. Давайте рассмотрим произведения графиков и ответим на вопросы:
    – C  помощью каких выразительных средств художник изображает красоту земли? 
    Что делает черно-белые картины «живыми» и выразительными?
    – С помощью какого выразительного средства (линия, пятно, силуэт, свет и тень, ритм) график изображает родную природу?
    – Посмотрите вокруг. Назовите предметы белого и черного цвета. Чаще всего белым цветом обозначают все светлое, доброе, ясное, а черным – печальное, тревожное, жуткое. Эти цвета по отношению друг к другу контрастны, резко противоположны. Но эти же цвета, как и противоположные предметы в жизни, могут уживаться вместе, и тогда мир предстает более многообразным.

    – А вот что о черном и белом цветах говорят русские поговорки и пословицы:

    Черная корова, да белое молочко.
    Черен мак, да бояре едят.
    Черная земля, да хлеб родит.

    Белый снег, белый мел,
    Белый заяц тоже бел,
    А вот белка не бела,
    Белой даже не была.

    А сейчас я расскажу вам сказку…..

    Вопросы.

    Какие деревья бывают по характеру? (Елка пушистая, густая; березка – стройная, гибкая; дуб – корявый, ветвистый, мощный, толстый; ива – поникшая, длинноволосая, гибкая).

    – Язык графики и главные его выразительные средства  – это линия, штрих, контур, пятно, тон, белый тон бумаги.


    Чтобы нарисовать пятно карандашом, необходимо класть штрихи плотно друг к другу.

    – Посмотрите и назовите, что я сейчас сделала. (Провела линию на доске мелом).
    – Да, я провела линию. Посмотрите и определите характер этих линий. 
    (На доске – образцы линий, сделанных разным графическим материалом).
    – Действительно, они могут быть прямыми, кривыми, наклонными, извилистыми, узкие, широкие, а также добрые, злые, переменчивые и т.д.
    – Попробуйте провести линии у себя в альбомах. 
    (Учитель показывает детям особенности работы пастелью (мелками), останавливаясь на исполнении разных оттенков одного цвета, возможностях перекрытия, смешивания, работы штрихом и плашмя).
    – Какое дерево у меня получилось? Почему оно нагнулось? А снег разлетается в сторону? 
    (Дует ветер)

    Ветер дует нам в лицо, (махи руками на себя)
    Закачалось деревцо 
    (махи руками над головой)
    Ветер тише, тише, тише 
    (руки плавно опускаются)
    Деревцо всё выше, выше 
    (встаем, потягиваясь на носочках).

    Представьте, что вы деревья, а ваши руки – веточки. Попробуйте изобразить: могучий дуб, плаксивую березу, стройный тополь, кудрявый клен. (При показе детьми деревьев следует обратить их внимание на расположение рук-веточек, на особенности строения каждого дерева).

    Изобразите зимний лес мелками, пастелью, углем, цветными карандашами, сангиной. Подумайте, как передать разное расположение деревьев. Нарисуйте ветки со снегом, можно изобразить сам ветер, используя линии.

    Показ работ. Что вам понравилось? Что такое графика? Молодцы! Спасибо за урок! До свидания.

    Рассказ учителя

    Ответы детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Русская зима. Графика." 3 класс (конспект + презентация)

    Конспект урока и призентация по изобразительному искусству на тему: " Русская зима. Графика". 3 класс....

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Черно-белая графика. Открытка-миниатюра." 2 класс (конспект + презентация)

    Учебно - методический комплект по изобразительному искусству на тему: "Черно-белая графика. Открытка-миниатюра." 2 класс (конспект + презентация)...

    Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс

    Конспект урока по Изобразительному искусству на тему "«Зимнее дерево». Графика." 1 класс...

    Разработка урока изобразительного искусства во 2 классе по УМК "Планета знаний "Графика. В мастерской художника-графика. Выразительные средства графики. «Ветвистое дерево»

    Цели и задачи: знакомство  с графикой. Обучение умению анализировать средства  художественной выразительности (линия, штрих, тон). Изучение  особенностей материалов и инструментов для г...

    Открытый урок изобразительного искусства во 2 классе УМК «Перспектива» по теме: «Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа»

    Конспект урока по ИЗО во 2 классе по теме: "Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа"....

    Технологическая карта урока изобразительного искусства (2 класс). Тема: Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. УМК "Перспектива"

    Цели деятельности учителя: формирование художественно-графических умений в передаче выразительности графической композиции; развитие образного мышления и восприятия красоты окружающего мира и пр...