Программа по изобразительному искусству 1-4 классы "Школа России"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Саука Жанна Анатольевна

Программа по  изобразительному искусству  1-4 классы "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc271.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального общего образования», учебным планом, ООП НОО и учебным планом МКОУ Бетлицкая СОШ, и авторской программой Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» (УМК  «Школа России»).

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

        Предмет разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника    в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Цели:

∙        воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

∙        развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

∙        освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

∙        овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи: 

∙        совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

∙        развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

∙        формирование навыков работы с различными художественными материалами.

∙        развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной деятельности растущей личности.

∙        овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, к окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

∙        Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес к художественному творчеству.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру.

Тематическая цельность и последовательность развития, курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художник учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.

Тема 2 класса — «Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Тема 4 класса — «Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа по предмету «Изобразительное искусство» включает следующие разделы: пояснительная записка, планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование, приложение.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

—  изобразительная художественная деятельность;

—  декоративная художественная деятельность;

—  конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся  осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала предмета. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются  обучающимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

На изучение предмета отводится 1 час в  неделю, всего на курс - 135 ч.

Предмет изучается: в 1 классе - 33 ч в год (33 учебные недели), во 2-4 классах — по 34 ч в год (34 учебные недели)

                              Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах, которые обучающихся они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень  сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Выпускник научится:

-различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно­прикладное искусство) и участвовать в художественно­творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

-различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

-эмоционально­ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно­творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

-приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

-создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

-использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно­творческого замысла;

-различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;

--использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно­творческой деятельности;

-создавать средствами живописи, графики, скульптуры,
декоративно­прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать про­
странственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

-использовать декоративные элементы, геометрические, рас­
тительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно­творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

-осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно­творческой деятельности;

-выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.

   Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать произведения изобразительного искусства;
- участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;

- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно­прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно­творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного,

- создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

- понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая своё отношение к ним;

- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

                                                     Содержание учебного предмета

1 класс (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Ты учишься изображать

                Изображения всюду вокруг нас. Мастер Изображения учит видеть.Изображать можно пятном. Изображать можно в объеме. Изображать можно линией. Разноцветные краски.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Художник и зрители.

Ты украшаешь

Мир природы полон украшений. Цветы. Красоту надо уметь замечать. Узоры на крыльях. Ритм пятен. Красивые рыбы. Монотопия. Украшения птиц. Объёмная аппликация.

Узоры, которые создали люди. Как украшает себя человек. Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение).

Ты строишь

Постройки в нашей жизни. Дома бывают разными. Домики, которые построила природа.Дом снаружи и внутри. Строим город. Всё имеет свое строение. Строим вещи. Город, в котором мы живем.

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

Три Брата - Мастера всегда трудятся вместе. Праздник весны. Сказочная страна. Времена года. Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).

2 КЛАСС (34 ч)

Искусство и ты.

Чем и как работают художники

Три основных цвета - жёлтый, красный, синий. Белая и чёрная краски. Пастель и цветные мелки, акварель: выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы.

Реальность  и фантазии

Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки  всегда работают вместе(обобщение темы).

О чем говорит искусство

Изображение природы в разных состояниях. Изображения характера животных.

Изображение характера человека: женский образ. Изображение характера человека: мужской образ. Образ человека в скульптуре. Человек и его украшения. О чём говорят украшения.

Образ здания. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру (обобщающий урок).

Как говорит искусство

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Тихие и звонкие цвета. Что такое ритм линий? Характер линий. Ритм пятен. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности (обобщение темы). Обобщающий урок года.

3 класс (34 часа)

Искусство  вокруг  нас

Искусство в твоем доме

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы у тебя дома. Мамин платок. Твои книги.Открытка. Труд художника для твоего дома (обобщающий урок).

Искусство на улицах твоего города

Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары Ажурные ограды Волшебные фонари. Витрины магазинов. Удивительный транспорт. Тру художника на улицах твоего города (села) (обобщение).

Художник и зрелище

Художник в цирке. Художник в театре. Театр кукол. Маски. Афиша и плакат. Праздник в городе. Школьный карнавал ( обобщение).

Художник и музей

Музеи в жизни города. Картина – особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина - натюрморт. Картины исторические и бытовые. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение).

4 КЛАСС (34 ч)

Каждый народ — художник (изображение, украшение, постройка в творчестве народов всей земли)

Истоки родного искусства

Пейзаж родной земли. Деревня — деревянный мир. Красота человека. Народные праздники ( обобщение темы).

Древние города нашей земли

        Родной угол. Древние соборы. Города русской земли. Древнерусские воины- защитники. Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Узорочье теремов. Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ — художник

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Народы гор и степей. Города в пустыне. Древняя Эллада. Европейские города Средневековья. Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

.Искусство объединяет народы

Материнство. Мудрость старости. Сопереживание.  Герои -  защитники. Юность и надежды

Искусство народов мира (обобщение темы)

                                               

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 класс (33 часа)

№ урока

Тема урока

Ты учишься изображать (8ч)

1

Изображения всюду вокруг нас

2

Мастер   Изображения учит видеть

3

Изображать можно пятном

4

Изображать можно в объеме

5

Изображать можно линией

6

Разноцветные краски

7

Изображать можно и то, что невидимо (настроение)

8

Художники и зрители (обобщение темы)

                                    Ты  украшаешь (9 ч)

9

Мир полон украшений

10

Цветы.

11

Красоту нужно уметь замечать

12

Узоры на крыльях.

Ритм пятен

13

Красивые рыбы.

14

Украшения птиц.

Объемная аппликация

15

Узоры, которые создали люди

16

Как украшает себя человек

17

Мастер Украшения помогает сделать праздник

Ты строишь (11 ч)

 18

Постройки в нашей жизни

19

Дома бывают разными

20

Домики, которые построила природа

21

Дом снаружи и внутри

22

Строим город

23

Строим город

24

Всё имеет своё строение

25

Строим вещи

26

Строим вещи

27

Город, в котором мы живём (обобщение темы)

28

Город, в котором мы живём (обобщение темы)

Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч)

29

Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе

30

Праздник весны.

31

Сказочная страна. Создание панно.

32

Времена года

33

Здравствуй, лето! Урок любования. (Обобщение темы)

2 класс. (34ч)

п/п

Тема урока

Как и чем работает художник?  (8 часов)

1

Три основных цвета  -  жёлтый, красный, синий.

2

Белая и чёрная краски.

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

4

Выразительные возможности аппликации.

5

Выразительные возможности графических материалов.

6

Выразительность  материалов для работы в объёме.

7

Выразительные возможности бумаги

8

Неожиданные материалы (обобщение темы).

Реальность и фантазия  (7 часов)

9

Изображение и реальность.

10

Изображение и фантазия.

11

Украшение и реальность.

12

Украшение и фантазия.

13

Постройки и реальность.

14

Постройки и фантазия.

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

О чём говорит искусство   (11 часов)

16

Изображение природы в различных состояниях.

17

Изображение характера животных.

18

Изображение характера человека: женский образ

19

Изображение характера человека: мужской образ.

20

Образ человека в скульптуре.

21

Человек и его украшения.

22

О чём говорят украшения.

23

Образ здания.

24

Образ здания

25

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение)

Как говорит искусство  (8  часов)

27

Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного.

28

Тихие и звонкие цвета.

29

Что такое ритм линий?

30

Характер линий.

31

Ритм  пятен.

32

Пропорции выражают характер.

33

Ритмы линий и пятен, цвет, пропорции-средства выразительности.

34

Обобщающий урок года.

3 класс ( 34 часа )

п/п

Тема урока

Искусство в твоем доме (8 ч)

1

Твои игрушки

2

Твои игрушки

3

Посуда у тебя дома

4

Обои и шторы у тебя дома

5

Мамин платок

6

Твои книжки

7

Открытки

8

Труд художника для твоего дома (обобщение темы)

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

9

Памятники архитектуры

10

Парки, скверы, бульвары

11

Ажурные ограды

12

Волшебные фонари

13

Витрины

14

Удивительный транспорт

15

Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы)

Художник и зрелище  (11 ч)

16

Художник в цирке

17

Художник в театре

18

Театр кукол

19

Театр кукол

20

Маски

21

Маски

22

Афиша и плакат

23

Афиша и плакат

24

Праздник в городе

25

Праздник в городе

26

Школьный карнавал (обобщение темы)

Художник и музей (8 ч)

27

Музей в жизни города

28

Картина — особый мир.

29

Картина — особый мир. Картина-пейзаж        

30

Картина-портрет

31

Картина-натюрморт

32

Картины исторические и бытовые

33

Скульптура в музее и на улице

34

Художественная выставка (обобщение темы)

4 класс ( 34 часа )  

№ п\п

Тема

Истоки родного искусства (8 ч)

1

Пейзаж родной земли

2

Пейзаж родной земли

3

Деревня — деревянный мир

4

Деревня — деревянный мир

5

Красота человека

6

Красота человека

7

Народные праздники (обобщение темы)

8

Народные праздники (обобщение темы)

Древние города нашей земли (7 ч)

9

Родной угол

10

Древние соборы

11

Города Русской земли

12

Древнерусские воины-защитники

13

Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.

14

Узорочье теремов

15

Пир в теремных палатах (обобщение темы)

Каждый народ — художник (11 ч)

16

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

17

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии

18

Народы гор и степей

19

Города в пустыне

20

Города в пустыне

21

Древняя Эллада

22

Древняя Эллада

23

Европейские города Средневековья

24

Европейские города Средневековья

25

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

26

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы)

Искусство объединяет народы (8 ч)

27

Материнство

28

Мудрость старости

29

Сопереживание

30

Герои-защитники

31

Герои-защитники

32

Юность и надежды

33

Юность и надежды

34

Искусство народов мира (обобщение темы)

Приложение

Программно - методическое обеспечение

Класс

Учеб

ная дисциплина

Программа

Основной учебник

Методическое пособие

1 клас

сы

Изобрази- тельное

искусство

Программа по

ИЗО

Автор:

Б. Неменский

2011

Изобразительное

Искусство

Л. А. Неменская

«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Москва

«Просвещение»

2011

Поурочные разработки по

ИЗО

Б. Неменский,

Л.А. Неменская,

Е. И. Коротеева

«Учитель»

Волгоград

2011

2 клас

сы

ИЗО

Программа по

ИЗО

Автор:

Б. Неменский

Москва

«Просвещение»

2011

Изобразитель

ное искусство

«Просвещение» 2012

Поурочные разработки по ИЗО

Бушкова А. Ю.

«Просвещение»

2009

Коротеева Е. И. «Изобразительное искусство. Искуство и ты» М. Просвещение 2012

3

класс

ИЗО

УМК «Школа России»

Программа

« Изобрази

тельное

искусство»

Автор:

Б.М.Неменский

И др.

Москва

« Просвещение»

2011

Изобразитель

ное искусство

Искусство вокруг нас

Н. А. Горяева,

Л. А. Неменская и др.

Москва

«Просвещение»

2012

Поурочные планы

по ИЗО

М. А. Давыдова

Москва

«Вако»

2012

 

4

класс

ИЗО

Программа

по изо

Изобразительное

искусство

Автор:

Б. М. Неменский

Москва

Просвещение

2012

Н. А.Немен

ская

Изобразительное искусство, «Каждый народ – художник»

«Просвещение»

2014

«Изобразительное

искусство 4 кл.»

Поурочные разработки

по программе

Б. М. Неменского

М. А. Давыдова Москва «ВАКО»

2014

Печатные пособия

1. Портреты русских и зарубежных художников.

2. Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

3. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.

4. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека.

5. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.

6. Альбомы с демонстрационным материалом.

7. Дидактический раздаточный материал.

Информационно-коммуникативные средства

1. Видеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).

             2.  Слайды (диапозитивы), соответствующие содержанию обучения (по возможности).

             3. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержaнию обучения (по возможности).

Технические средства обучения

1. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

2. Магнитная доска

3. Персональный компьютер

4. Принтер

5. Ксерокс

6. CD/DVD - проигрыватели

7. Экспозиционный экран.

8. Телевизор.

9. Мультимедийный проектор

10. Проектор для демонстрации слайдов.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1. Краски акварельные, гуашевые.

2. Тушь.

3. Бумага А4.

4. Бумага цветная.

5. Фломастеры.

6. Восковые мелки.

7. Кисти беличьи, кисти из щетины.

8. Емкости для воды.

9. Пластилин / глина.

10. Клей.

11. Ножницы.

12. Стеки.

Оценочно - измерительные материалы

            Формы контроля знаний, умений, навыков

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов. Активность участия. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность. Самостоятельность. Оригинальность суждений.

               Критерии и система оценки творческой работы

Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

Общее впечатление от работы. Оригинальность. Яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

Викторины, кроссворды, отчетные выставки творческих  (индивидуальных и   коллективных) работ, тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свидетельство национальной образовательной программы " Интеллектуально-творческий потенциал России"

Свидетельство за подготовку Призёра Российского конкурса " Познание и творчество"...

Программа гражданско-патриотического воспитания Россия - наш дом

Программа гражданско-патриотического воспитания «Россия – наш дом»  разработана для ученического коллектива отдельно взятой школы с 1 по 9 классы...

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс

Рабочая программа по технологии "Школа России" 4 класс...

Рабочая программа . 4 класс. ШКОЛА РОССИИ.

Рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 4 класса составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов "Школа России", - М.: Просвещение, 2007....

рабочие программы 3 класс Школа России

рабочие прогрммы по предметам...

Сценарий концертной программы «Гордость наша – сыны России» в рамках районного смотра художественной самодеятельности «Гордимся мы историей России»

Сценарий концертной программы «Гордость наша – сыны России» в рамках районного  смотра художественной самодеятельности «Гордимся мы историей России»...